Решения по тарифам №СП/44154/18 решение о частичном удовлетворении требований между МУП "Жил... от 15 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть оглашена «7» июня 2018 г.

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о  государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 17.01.2018 № 116, вх. от 01.02.2018 рег. № 15567/18; исх. от 15.02.2018 № 443 вх. от 28.02.2018 рег. № 30362/18) о рассмотрении разногласий между МУП «Жилкомуслуги» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее — Министерство, орган регулирования) по приказу от 07.12.2017 № 67/18-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» (далее также – оспариваемое решение, Приказ № 67/18-Т), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

Заявитель не согласен с установленным Министерством размером тарифа на водоотведение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого МУП «Жилкомуслуги» для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоотведения.

В поданном на разногласия заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифа на водоотведение для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что Министерством при корректировке тарифов на 2018 год не были учтены:

1) операционные расходы в размере 1 352,2 тыс. руб.;

2) расходы по статье «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования» (2015 год) в размере 2 269,18 тыс. руб.;

3) величина сглаживания НВВ в размере 385,51 тыс. руб.

Кроме того, Заявитель не согласен с размером корректировки НВВ, учтенной Министерством при утверждении тарифа на водоотведение для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год, а также с исключением необоснованных доходов прошлых периодов регулирования (2014, 2015 годы) в размере 6 098,2 тыс. руб.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для МУП «Жилкомуслуги», являющегося гарантирующей организацией, приказом Службы Республики Коми по тарифам (в настоящее время – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми) от 19.11.2015 № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» были утверждены тарифы на водоотведение на 2016-2018 годы.

Приказом Министерства от 07.12.2017 № 67/18-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25» произведена корректировка тарифа на 2018 год, размер которого составил 88,28 руб./куб. м., необходимая валовая выручка установлена на уровне 33 927,58 тыс. руб.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России сообщает следующее.

1. Операционные расходы.

Заявитель считает необходимым учесть при корректировке необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2018 год величину операционных расходов в размере 1 352,2 тыс. руб.

Согласно пояснительной записке к заявлению о разногласиях МУП «Жилкомуслуги» при корректировке НВВ на оказываемые услуги водоотведения Министерством была ошибочно скорректирована величина плановых операционных расходов на 2018 год.

Так, регулируемая организация считает необходимым установить операционные расходы на водоотведение на 2018 год на уровне, установленном приказом Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года», то есть до начала долгосрочного периода регулирования.

Как следует из письменных пояснений органа регулирования от 25.04.2018 № 64710/18 (далее – письменное мнение, письменные пояснения), величина операционных расходов в сфере водоотведения на 2018 год установлена Министерством на уровне 29 041,57 тыс. руб., с учетом индекса изменения количества активов равном 0, ввиду отсутствия заявленной от организации информации о вводе новых объектов водоотведения в эксплуатацию в течение долгосрочного трехлетнего периода регулирования, индекса потребительских цен на 2017 год в размере 104,7 %, индекса потребительских цен на 2018 год – 103,7 %.

Согласно подпункту «а» пункта 79 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования определяются исходя из долгосрочного параметра регулирования деятельности организаций – базового уровня операционных расходов, фактического и прогнозного индекса изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, коэффициента эластичности операционных расходов по количеству активов и фактического индекса изменения количества активов.

Согласно положениям тарифного законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний № 1746-э только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.

ФАС России была произведена корректировка операционных расходов, принятых при утверждении тарифов на водоотведение на 2018 год для МУП «Жилкомуслуги» в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э, исходя из базового уровня операционных расходов в размере 27 291,3 тыс. руб., индексов потребительских цен, установленных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (по состоянию на 14.11.2017), в размере 103,9 % (2017/2016) и 103,7 % (2018/2017). Так, размер операционных расходов составил меньшую величину, чем заявлено регулируемой организацией.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

2. Недополученные доходы прошлых периодов регулирования.

По мнению Заявителя, при корректировке тарифа на оказываемые услуги водоотведения на 2018 год органом регулирования не была учтена сумма в размере 2 269,18 тыс. руб. в составе статьи затрат «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования» (за 2015 год).

Как указывает МУП «Жилкомуслуги» в пояснительной записке к заявлению о разногласиях, в связи со снижением фактического объема принятых сточных вод, сложившегося на уровне 428,57 тыс. куб. м. в 2015 году по сравнению с объемом принятых сточных вод, установленным Министерством в размере 476 тыс. куб. м., у Заявителя образовались недополученные доходы в размере 4 048,30 тыс. руб.

При этом недополученные доходы в размере 1 779,12 тыс. руб. были учтены органом регулирования при корректировке тарифа на водоотведение на 2017 год, в следствие чего сумма недополученных доходов, не включенных в состав НВВ МУП «Жилкомуслуги» на оказываемые услуги водоотведения, составила 2 269,18 тыс. руб.

Согласно письменным пояснениям органа регулирования, при утверждении тарифа на водоотведение для Заявителя на 2017 год Министерством был произведен расчет недополученных доходов за 2015 год, согласно которому в состав НВВ была включена сумма в размере 1 872,54 тыс. руб.

Вышеуказанный расчет, как указывает орган регулирования, был произведен с учетом планового объема реализации сточных вод, принятых от собственных абонентов без учета объема собственного потребления, в размере 435,45 тыс. куб. м.; фактического объема сточных вод, принятых от собственных абонентов без учета объема собственного потребления, равном 411,75 тыс. куб. м.; среднегодового тарифа на водоотведение на 2015 год в размере 79,01 руб. за 1 куб. м. сточных вод.

В результате чего, в состав НВВ Заявителя при установлении тарифов на водоотведение на 2017 и 2018 годы Министерством были включены недополученные доходы в размере 1779,12 тыс. руб. и 27,0 тыс. руб. соответственно. Как следует из письменного мнения органа регулирования, сумма недополученных доходов в размере 66,42 тыс. руб., сложившихся в 2015 году, будет включена в состав НВВ в следующем периоде регулирования (2019 год).

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

ФАС России указывает, что регулируемой организацией при расчете недополученных доходов, сложившихся в 2015 году, были неверно применены положения пункта 15 Основ ценообразования № 406, предусматривающие расчет недополученных доходов за прошлые периоды регулирования. Так, при расчете недополученных доходов органом регулирования правомерно была использована величина фактического объёма принятых сточных вод в размере 411,75 тыс. куб. м., поданного абонентам без учета собственного потребления МУП «Жилкомуслуги», в то время как Заявителем осуществлен расчет недополученных доходов с учетом объема собственного потребления, что противоречит положениям Основ ценообразования № 406.

Одновременно ФАС России отмечает, что в представленных обосновывающих материалах к заявлению в расчете недополученных доходов за 2015 год не учитывается экономия средств по условно-переменным статьям затрат, напрямую зависящая от снижения объемов оказываемых услуг питьевого водоснабжения, а именно, экономия по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог», которая существенно отражается на величине недополученного дохода при снижении объема полезного отпуска. Данные статьи затрат не анализировались регулируемой организацией, однако, экономия по данным статьям прямопорционально влияет на сумму недополученного дохода. Кроме того, в материалах тарифного дела, представленных Заявителем в ФАС России на досудебное рассмотрение спора, отсутствуют формы статистического федерального наблюдения № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций», № 2 ТП-водхоз за предыдущий период регулирования, а также оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90 за 2015 год.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

3. Величина сглаживания НВВ.

Заявитель считает, что при корректировке тарифа на водоотведение на 2018 год Министерством при расчете величины сглаживания НВВ не была учтена норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, в размере 385,51 тыс. руб.

Согласно расчету величины сглаживания НВВ, представленному МУП «Жилкомуслуги» в пояснительной записке к заявлению о разногласиях, регулируемой организацией была применена минимальная норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, установленная пунктом 2 приказа ФАС России от 11.12.2015 №1250/15 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2016 году» в размере 0,1193.

Как следует из письменных пояснений органа регулирования, величина сглаживания НВВ при корректировке тарифа на 2018 год на водоотведение рассчитана Министерством без применения показателя нормы доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, и составила 4 395,63 тыс. руб. на оказываемые услуги водоотведения.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается по формуле (30).

Формулой (30) Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет показателя , расчет которого производится согласно формуле (6) Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с формулой (6) Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет параметра «норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования» (далее также – норма доходности).

Одновременно согласно оспариваемому решению Министерством для МУП «Жилкомуслуги» установлены долгосрочные тарифы на оказываемые услуги водоотведения на 2016-2018 годы методом индексации. При этом, исходя из положений пункта 40 Методических указаний № 1746-э параметр «норма доходности» является долгосрочным параметром при установлении тарифов методом инвестированного капитала и не устанавливается при расчете тарифов методом индексации.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

4. Корректировка НВВ.

Заявитель считает некорректным не учет корректировки НВВ за 2016 год в размере в размере 5 544,64 тыс. руб. при осуществлении корректировки НВВ на 2018 год на оказываемые услуги водоотведения.

Как следует из письменного мнения органа регулирования, корректировка НВВ за 2016 год не была учтена при корректировке НВВ на 2018 год. Данный вывод Министерством был сделан исходя из формулы (32) Методических указаний № 1746-э, которой предусмотрено, что при расчете показателя норма доходности учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования. Первым долгосрочным периодом регулирования для МУП «Жилкомуслуги», по мнению органа регулирования, является трехлетний период регулирования тарифов с 2016 по 2018 года, в следствие чего, осуществление корректировки НВВ за 2016 год регулируемой организации возможно по результатам деятельности регулируемой организации в 2017 и 2018 годах.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний № 1746-э необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний № 1746-э.

Пунктом 91 Методических указаний № 1746-э установлено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России установлено, что при корректировке НВВ на оказываемые услуги водоотведения на 2018 год для МУП «Жилкомуслуги» органом регулирования не была учтена корректировка НВВ по результатам деятельности организации в 2016 году, в то время как учет данного параметра предусмотрен разделом VII Методических указаний № 1746-э.

В связи с вышеизложенным, ввиду нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации в сфере водоотведения, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования необходимо провести корректировку НВВ на 2018 год в соответствии с положениями раздела VII Методических указаний № 1746-э.

5. Необоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

Заявитель считает, что органом регулирования неправомерно исключены из состава НВВ на 2018 год экономически необоснованные доходы в размере 6 098,2 тыс. руб.

Как следует из письменного мнения Министерства, в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, органом регулирования осуществляется контроль за выполнением производственных программ регулируемых организаций.

В результате проведенного анализа, представленных регулируемой организацией отчетностей по выполнению производственных программ в сфере водоотведения за 2014-2015 годы, Министерством из состава НВВ МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год были исключены экономически необоснованные доходы в размере 6 958,06 тыс. руб., в части следующих статей затрат:

- неосвоение мероприятий, направленных на улучшение качества очистки сточных вод, за 2014 год в размере 967,31 тыс. руб.;

- неосвоение мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения за 2015 год в размере 5 900,566 тыс. руб.;

- неосвоение мероприятий, направленных на улучшение качества очистки сточных вод, за 2015 год в размере 90,18 тыс. руб.

Согласно подпункту «а» пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Как следует из материалов тарифного дела, на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 для МУП «Жилкомуслуги» тариф на водоотведение установлен не был, производственная программа для регулируемой организации также не утверждалась. При осуществлении деятельности по оказанию услуг водоотведения Заявителем применялся размер тарифа, установленный для ранее действующего предприятия – МУП «Жилкомуслуга», которое осуществляло деятельность по водоотведению. Службой Республики Коми по тарифам приказом от 10.12.2013 № 97/4 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуга» были утвержден тариф на водоотведение для МУП «Жилкомуслуга», а также приказом Службы Республики Коми по тарифам от 01.12.2013 № 97/3 утверждена производственная программа МУП «Жилкомуслуга» в сфере водоотведения на период регулирования с 01.01.2014 по 31.12.2014.

Одновременно ФАС России обращает внимание, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией представлен отчет о выполнении производственной программы МУП «Жилкомуслуги» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, в соответствии с которым Заявителем не были исполнены мероприятия по ремонтным работам. В связи с чем, органом регулирования правомерно были исключены экономически необоснованные доходы, сложившиеся в 2014 году, в размере 967,31 тыс. руб. при утверждении тарифа на водоотведение для Заявителя на 2018 год.

Исходя из данных формы № 6-к (водоотведение) «Отчетная калькуляция себестоимости отвода сточной жидкости» за 2015 год, представленной Заявителем к заявлению о разногласиях, ФАС России установлено, что у регулируемой организации в 2015 году наблюдался рост величины доходов над расходами в размере 4 405,0 тыс. руб. В связи с чем, у МУП «Жилкомуслуги» отсутствовали причины для неисполнения мероприятий по ремонту, предусмотренные производственной программой в сфере водоотведения на 2015 год, утвержденной приказом Службы Республики Коми по тарифам от 18.11.2014 № 75/8.

В связи с чем, экономически необоснованные доходы, полученные в результате неисполнения мероприятий по ремонту, предусмотренных производственными программами МУП «Жилкомуслуги» в сфере водоотведения на 2015 год, правомерно исключены Министерством из состава НВВ на 2018 год на оказываемые услуги водоотведения.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

 

1. Признать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, нарушившим при установлении тарифа на оказываемые услуги водоотведения для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год раздел VII Методических указаний № 1746-э;

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлениях о разногласиях между МУП «Жилкомуслуги» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 17.01.2018 № 116, вх. от 01.02.2018 рег. № 15567/18; исх. от 15.02.2018 № 443 вх. от 28.02.2018 рег. № 30362/18);

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.08.2018 (включительно):

-провести корректировку НВВ на 2018 год в соответствии с разделом VII Методических указаний № 1746-э.

4. Органу регулирования Республики Коми в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2018 (включительно):

-пересмотреть тариф на оказываемые потребителям МУП «Жилкомуслуги» услуги водоотведения на 2018 год с учетом пункта 3 настоящего решения в условиях непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Республики Коми в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 4 решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, принятие которого предписано пунктом 4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми по результатам пересмотра тарифа на водоотведение МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны