Решение №СП/44544/18 Решение о частичном удовлетворении требований между МУП Жилк... от 18 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена «7» июня 2018 г.

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о  государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 17.01.2018 № 116, вх. от 01.02.2018 рег. № 15567/18; исх. от 15.02.2018 № 442, вх. от 28.02.2018 рег. № 30362/18) о разногласиях между МУП «Жилкомуслуги» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее — Министерство, орган регулирования) по приказу от 07.12.2017 № 67/18-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» (далее также – оспариваемое решение, Приказ № 67/18-Т), и

УСТАНОВЛЕНО:

 

Заявитель не согласен с установленным Министерством размером тарифа на холодное водоснабжение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого МУП «Жилкомуслуги» для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения.

В поданном на разногласия заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифа на холодное водоснабжение для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что Министерством при корректировке тарифа на 2018 год не были учтены:

1) операционные расходы в размере 1 286,84 тыс. руб.;

2) величина сглаживания НВВ в размере 524,40 тыс. руб.

Кроме того, Заявитель не согласен с размером корректировки НВВ, учтенной Министерством при утверждении тарифа на холодное водоснабжение для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год, а также с исключением необоснованных доходов прошлых периодов регулирования (2014, 2015 годы) в размере 5 962,7 тыс. руб.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для МУП «Жилкомуслуги», являющегося гарантирующей организацией, приказом Службы Республики Коми по тарифам (в настоящее время – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми) от 19.11.2015 № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» утверждены тарифы на холодное водоснабжение на 2016-2018 годы.

Приказом Министерства от 07.12.2017 № 67/18-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25» произведена корректировка тарифа на холодное водоснабжение на 2018 год, размер которого составил 64,86 руб./куб. м., размер необходимой валовой выручки на 2018 год установлен на уровне 35 069,64 тыс. руб.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России установлено следующее.

1. Операционные расходы.

Заявитель считает необходимым учесть при корректировке необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2018 год величину операционных расходов в размере 1 286,84 тыс. руб.

Согласно пояснительной записке к заявлению о разногласиях МУП «Жилкомуслуги» при корректировке НВВ на оказываемые услуги холодного водоснабжения Министерством была ошибочно скорректирована величина плановых операционных расходов на 2018 год.

Так, регулируемая организация считает необходимым установить операционные расходы на 2018 год на уровне, установленном приказом Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/25 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуги» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года», то есть до начала долгосрочного периода регулирования.

Как следует из письменных пояснений органа регулирования от 25.04.2018 № 64710/18 (далее – письменное мнение, письменные пояснения), величина операционных расходов в сфере холодного водоснабжения на 2018 год установлена Министерством на уровне 27 637,72 тыс. руб. с учетом индекса изменения количества активов равном 0, ввиду отсутствия заявленной от организации информации о вводе новых объектов водоснабжения в эксплуатацию в течение долгосрочного трехлетнего периода регулирования, индекса потребительских цен на 2017 год в размере 104,7 %, индекса потребительских цен на 2018 год – 103,7 %.

Согласно подпункту «а» пункта 79 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования определяются исходя из долгосрочного параметра регулирования деятельности организаций – базового уровня операционных расходов, фактического и прогнозного индекса изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, коэффициента эластичности операционных расходов по количеству активов и фактического индекса изменения количества активов.

Согласно положениям тарифного законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний № 1746-э только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.

ФАС России была произведена корректировка операционных расходов, принятых при утверждении тарифа на холодное водоснабжение на 2018 год для МУП «Жилкомуслуги» в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э, исходя из базового уровня операционных расходов в размере 25 972,06 тыс. руб. по холодному водоснабжению, индексов потребительских цен, установленных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (по состоянию на 14.11.2017), в размере 103,9 % (2017/2016) и 103,7 % (2018/2017). Так, размер операционных расходов по холодному водоснабжению на 2018 год составил меньшую величину, чем заявлено регулируемой организацией.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

2. Величина сглаживания НВВ.

Заявитель считает, что при корректировке тарифа на холодное водоснабжение на 2018 год Министерством при расчете величины сглаживания НВВ не была учтена норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, в размере 524,1 тыс. руб.

Согласно расчету величины сглаживания НВВ, представленному МУП «Жилкомуслуги» в пояснительной записке к заявлению о разногласиях, регулируемой организацией была применена минимальная норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, установленная пунктом 2 приказа ФАС России от 11.12.2015 №1250/15 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2016 году» в размере 0,1193.

Как следует из письменных пояснений органа регулирования, величина сглаживания НВВ при корректировке тарифа на 2018 год на холодное водоснабжение рассчитана Министерством без применения показателя нормы доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования, и составила 3 231,44 тыс. руб.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается по формуле (30).

Формулой (30) Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет показателя , расчет которого производится согласно формуле (6) Методических указаний № 1746-э.

Формулой (6) Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет параметра «норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования» (далее также – норма доходности).

Одновременно, согласно оспариваемому решению Министерством для МУП «Жилкомуслуги» установлены долгосрочные тарифы на оказываемые услуги холодного водоснабжения на 2016-2018 годы методом индексации. При этом, исходя из положений пункта 40 Методических указаний № 1746-э параметр «норма доходности» является долгосрочным параметром при установлении тарифов методом инвестированного капитала и не устанавливается при расчете тарифов методом индексации.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

3. Корректировка НВВ.

МУП «Жилкомуслуги» считает некорректным не учет корректировки НВВ за 2016 год в размере 4 612,02 тыс. руб. при осуществлении корректировки НВВ на 2018 год.

Как следует из письменного мнения органа регулирования, корректировка НВВ за 2016 год не была учтена при корректировке НВВ на 2018 год по холодному водоснабжению. Данный вывод Министерством был сделан исходя из формулы (32) Методических указаний № 1746-э, которой предусмотрено, что при расчете корректировки НВВ на 2018 год учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования. Первым долгосрочным периодом регулирования для МУП «Жилкомуслуги», по мнению органа регулирования, является трехлетний период регулирования тарифов с 2016 по 2018 года, в следствие чего, осуществление корректировки НВВ за 2016 год регулируемой организации возможно по результатам деятельности регулируемой организации в 2017 и 2018 годах.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний № 1746-э необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний № 1746-э.

Пунктом 91 Методических указаний № 1746-э установлено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России установлено, что при корректировке НВВ на оказываемые услуги холодного водоснабжения на 2018 год для МУП «Жилкомуслуги» органом регулирования не была учтена корректировка НВВ по результатам деятельности организации в 2016 году, в то время как учет данного параметра предусмотрен разделом VII Методических указаний № 1746-э.

В связи с вышеизложенным, ввиду нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования необходимо провести корректировку НВВ на 2018 год в соответствии с положениями раздела VII Методических указаний № 1746-э.

4. Необоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

Заявитель считает, что органом регулирования неправомерно исключены из состава НВВ на оказываемые услуги холодного водоснабжения на 2018 год экономически необоснованные доходы в размере 5 962,7 тыс. руб.

Как следует из письменного мнения Министерства, в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, органом регулирования осуществляется контроль за выполнением производственных программ регулируемых организаций.

В результате проведенного анализа, представленных регулируемой организацией отчетностей по выполнению производственных программ в сфере холодного водоснабжения за 2014-2015 годы, Министерством из состава НВВ МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год были исключены экономически необоснованные доходы в размере 5 962,70 тыс. руб., в части следующих статей затрат:

- неосвоение мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения за 2014 год в размере 45,15 тыс. руб.;

- неосвоение мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, за 2014 год в размере 10,06 тыс. руб.;

- неосвоение средств за 2014 год по статье затрат «Электроэнергия» в размере 1 064,0 тыс. руб.;

- неосвоение средств за 2014 год по статье затрат «Реагенты» в размере 41,0 тыс. руб.

- неосвоение мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения за 2015 год в размере 1 871,99 тыс. руб.;

- неосвоение мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, за 2015 год в размере 2 562,97 тыс. руб.;

- неосвоение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке за 2015 год, в размере 367,53 тыс. руб.

Согласно подпункту «а» пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Как следует из материалов тарифного дела, на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 для МУП «Жилкомуслуги» тариф на холодное водоснабжение установлен не был, производственная программа для регулируемой организации также не утверждалась. При осуществлении деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения Заявителем применялся размер тарифа, установленный для ранее действующего предприятия – МУП «Жилкомуслуга», которое осуществляло деятельность по холодному водоснабжению. Службой Республики Коми по тарифам приказом от 10.12.2013 № 97/4 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения, водоотведения МУП «Жилкомуслуга» был утвержден тариф на холодное водоснабжение для МУП «Жилкомуслуга», а также приказом Службы Республики Коми по тарифам от 01.12.2013 № 97/3 утверждена производственная программа МУП «Жилкомуслуга» в сфере холодного водоснабжения на период регулирования с 01.01.2014 по 31.12.2014.

Одновременно ФАС России обращает внимание, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией представлен отчет о выполнении производственной программы МУП «Жилкомуслуги» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, в соответствии с которым Заявителем не были исполнены мероприятия по ремонтным работам. В связи с чем, органом регулирования правомерно были исключены экономически необоснованные доходы, сложившиеся в 2014 году, в размере 1 160,21 тыс. руб. при утверждении тарифа на холодное водоснабжение для Заявителя на 2018 год.

Также регулируемой организацией в качестве обосновывающих материалов была представлена форма № 6-в (водоснабжение) «Отчетная калькуляция себестоимости отпущенной воды» за 2015 год, которая подтверждает превышение доходов МУП «Жилкомуслуги» над понесенными расходами, в связи с чем, у Заявителя имелись необходимые денежные средства для осуществления мероприятий по ремонту, предусмотренных производственной программой в сфере холодного водоснабжения, утвержденной приказом Службы Республики Коми по тарифам от 18.11.2014 № 75/8.

В связи с чем, экономически необоснованные доходы, полученные в результате неисполнения мероприятий по ремонту, предусмотренных производственной программой МУП «Жилкомуслуги» в сфере холодного водоснабжения на 2015 год, правомерно исключены Министерством из состава НВВ на 2018 год на оказываемые услуги холодного водоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

1. Признать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, нарушившим при установлении тарифа на оказываемые услуги холодного водоснабжения для МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год раздел VII Методических указаний № 1746-э;

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о разногласиях между МУП «Жилкомуслуги» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (исх. от 17.01.2018 № 116, вх. от 01.02.2018 рег. № 15567/18; исх. от 15.02.2018 № 442, вх. от 28.02.2018 рег. № 30362/18);

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.08.2018 (включительно):

-провести корректировку НВВ на 2018 год в соответствии с разделом VII Методических указаний № 1746-э.

4. Органу регулирования Республики Коми в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.08.2018 (включительно):

-пересмотреть тариф на оказываемые потребителям МУП «Жилкомуслуги» услуги холодного водоснабжения на 2018 год с учетом пункта 3 настоящего решения в условиях непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Республики Коми в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанного в пункте 4 решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, принятие которого предписано пунктом 4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми по результатам пересмотра тарифа на холодное водоснабжение МУП «Жилкомуслуги» на 2018 год.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны