Решение №СП/4996/16 Решение об отказе в удовлетворении требований,указанных в за... от 27 января 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований,

указанных в заявлении ООО «РВК-Воронеж» о досудебном

рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области

(вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015)

 

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, на основании заявления о досудебном рассмотрении спора ООО «РВК-Воронеж» (вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015), рассмотрев спор между ООО «РВК-Воронеж» (далее – Заявитель) и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – Респондент, УРТ Воронежской области, УРТ), связанный с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, по приказам УРТ от 21.05.2015 № 22/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего холодное водоснабжение в границах городского округа город Воронеж», 22/3 «Об установлении тарифов на водоотведение для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего водоотведение в границах правобережной части городского округа город Воронеж», 22/4 «Об установлении тарифов на водоотведение для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего водоотведение в границах левобережной части городского округа город Воронеж», № 22/5 «Об установлении тарифов на транспортировку воды для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего холодное водоснабжение потребителей в границах микрорайона Краснолесный городского округа город Воронеж» для ООО «РВК-Воронеж», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение в границах городского округа город Воронеж», установлено следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России переданы в ФАС России.

В представленном ООО «РВК-Воронеж» заявлении о досудебном рассмотрении спора (вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015) регулируемая организация заявляет требование к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области признать экономически обоснованными и подлежащими учёту в тарифах на водоснабжение и водоотведение (питьевое водоснабжение, водоотведение в границах левобережной и правобережной частей города) на 2016-2019 гг. расходы по следующим статьям затрат: «Амортизация», «Недополученные доходы (2012-2014 гг.)», «Расходы по сомнительным долгам», «Операционные расходы», «Расчётная предпринимательская прибыль», «Отпуск услуг», «Долгосрочные параметры в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды».

Общая сумма подлежащих дополнительному учёту в тарифах на водоснабжение и водоотведение на 2016-2019 гг. экономически обоснованных расходов, по мнению ООО «РВК-Воронеж», составляет 1 731 412,43 тыс. рублей.

Также ООО «РВК-Воронеж» просит признать экономически обоснованным корректный, по мнению регулируемой организации, расчет долгосрочных параметров натуральных показателей (в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды), и полезного отпуска в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения на 2016-2019 гг.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

По статье «Амортизация».

Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно пункту 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

По условиям Концессионного соглашения от 23.03.2012, заключенного между Администрацией городского округа город Воронеж (Концедент) и ООО «РВК-Воронеж» (Концессионер), концессионер обязан создавать и реконструировать (модернизировать) объекты недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Федерального закона № 115-ФЗ права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 16 Федерального закона № 115-ФЗ объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества. Подтверждение бухгалтерской документацией ведение ООО «РВК-Воронеж» указанного учета отсутствует.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 настоящего документа, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее-приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом приказ от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

На основании представленных ООО «РВК-Воронеж» в тарифной заявке на   2015 г. документов органом регулирования на 2016 год включены расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов ООО «РВК-Воронеж» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения на уровне 2015 года.

В связи с тем, что представленная регулируемой организацией учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта не отражают принципы ведения раздельного учёта, поскольку в плане счетов ООО «РВК-Воронеж» не закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности, с учётом неведения ООО «РВК-Воронеж» раздельного учёта надлежащим образом, а также ввиду непредставления Заявителем материалов, подтверждающих обоснованность требований регулируемой организации (отсутствуют инвентарные карточки, технические паспорта, подтверждающие первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования), Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Амортизация».

По статье «Недополученные доходы за 2012-2014 гг.».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В результате проведённого анализа представленных сторонами на рассмотрение досудебного спора материалов по статье «Недополученные доходы за 2012-2014 гг.» установлено, что регулирующим органом при расчёте тарифов на 2016-2019 гг. расходы по данной статье не учтены ввиду того, что ООО «РВК-Воронеж» в материалах дела об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2015, 2016-2019 гг. не представлены объективные обоснования снижения фактических объёмов реализации услуг потребителям, причины, независящие от регулируемой организации и влияющие на снижение реализации услуг потребителям за период 2012-2014 годы.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «РВК-Воронеж» и отчетом о финансовых результатах ООО «РВК-Воронеж» на 31 декабря 2013 года, чистая прибыль организации составила 229,894 млн. руб., на 31 декабря 2014 года, чистая прибыль организации составила 201,360 млн. руб.

На основании вышеизложенных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Недополученные доходы за 2012-2014 гг.».

Органом регулирования при установлении тарифов для ООО «РВК-Воронеж» на 2016-2019 гг. признаны недополученные доходы, сложившиеся у ООО «РВК-Воронеж» в части оказываемых услуг водоснабжения в сумме 23 878,67 тыс. руб. и отражены в «Экспертном заключении по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «РВК-Воронеж» на период с 01.06.2015 г. по 31.12.2019 гг.» (далее-Экспертное заключение), вследствие чего учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации на 2016-2019 гг. Однако в смете расходов вышеуказанная сумма средств не отражена в составе статьи «Недополученные доходы за 2012-2014 гг.». В результате анализа выявлено, что величина недополученных доходов, признанная УРТ экономически обоснованной в необходимой валовой выручке ООО «РВК-Воронеж» на 2016-2019 гг. в размере 23 878,67 тыс. руб., учтена регулирующим органом в составе статьи «Налог на имущество». С учётом вышеизложенного органу регулирования необходимо привести Экспертное заключение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, корректно отразив сумму, признанную УРТ при установлении тарифов на 2016-2019 гг. экономически обоснованной по статье «Недополученный доход» в размере 23 878,67 тыс. руб. в смете расходов при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2016 -2019 гг.

По статье «Расходы по сомнительным долгам».

Пунктом 26 Методических указаний установлено, что к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтверждённые бухгалтерской и статистической отчётностью данные.

Согласно статьи 12 Федерального закона органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадёжных долгов, признанных таковыми в порядке, установленным вышеуказанной статьёй.

В связи с тем, что регулируемой организацией на момент установления тарифов в УРТ, а также в процессе рассмотрения заявления о досудебном урегулировании споров ФАС России не представлены документы, подтверждающие заявленную величину расходов по сомнительным долгам, а также анализ динамики данных затрат, подтверждающих наличие у ООО «РВК-Воронеж» расходов по сомнительным долгам в предыдущих периодах регулирования, информация о мерах, принятых Заявителем для взыскания таких долгов, требования Заявителя по статье «Расходы по сомнительным долгам» не подлежат удовлетворению.

По статье «Операционные расходы».

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно подпункту а) пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

В соответствии с пунктом 79(1) Основ ценообразования, долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования  базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

 В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле (8).

УРТ для установления тарифов ООО «РВК-Воронеж» на долгосрочный период 2015-2019 годы в расчете «операционных расходов» на 2016-2018 годы был применен индекс потребительских цен в размере 106,7 %, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, одобренного на заседании Правительства  от 26.09.2014 года (далее – Прогноз от 26.09.2014 года).

ООО «РВК-Воронеж» в обоснование своей позиции ссылается  на Сценарные условия, основные параметры прогноза социально – экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов от 28.05.2015, которые  были подготовлены Минэкономразвития России, в соответствии с принятыми решениями на заседании Правительства Российской Федерации 23.04.2015, с целью разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Необходимо отметить, что в указанных Сценарных условиях предельные параметры роста регулируемых тарифов организаций инфраструктурного сектора на услуги, отпущенные населению и остальным категориям потребителей, устанавливаемых на федеральном уровне (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение), сохраняются в размерах, определенных в варианте прогноза, положенного в основу бюджета на 2015 год.

В соответствии с пунктом 5 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1218 (далее-Правила разработки) разработка долгосрочного прогноза осуществляется в 2 этапа.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на долгосрочный период (далее - сценарные условия) и основные параметры долгосрочного прогноза.

В соответствии с пунктом 10 Правил разработки на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования на основе вариантов долгосрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для формирования соответствующих разделов долгосрочного прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров долгосрочного прогноза, одобренных Правительством Российской Федерации, разрабатывает долгосрочный прогноз.

С учётом вышеизложенного орган регулирования не нарушил требования законодательства Российской Федерации, применив в расчете «Операционных расходов» на 2016-2018 годы индекс потребительских цен в размере 106,7 %, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, одобренного на заседании Правительства  от 26.09.2014 года, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Операционные расходы».

По статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В связи с тем, что спор по статье «Расчётная предпринимательская прибыль» напрямую связан с предлагаемым Заявителем увеличением расходов по заявленным на досудебное урегулирование спора статьям затрат, и на основании того, что по результатам рассмотрения споров заявленные ООО «РВК-Воронеж» расходы признаны экономически необоснованными, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

По статье «Отпуск услуг».

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, определяется в соответствии с Методическими указаниями на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний величина объема отпуска услуг определяется по формулам (1), (1.1), предусмотренным данным пунктом Методических указаний.

В соответствии с пунктом 8  Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Плановые объемы полезного отпуска приняты УРТ при установлении тарифов ООО «РВК-Воронеж» на 2016 год с учетом фактической динамики снижения полезного отпуска в 2012-2014 гг.

Ввиду отсутствия в материалах дела, представленных на момент установления тарифов в орган регулирования на 2016 г., а также на досудебное урегулирование споров в ФАС России, расчетов объёма отпуска услуг и объёма принятых сточных вод с обосновывающими документами, в том числе: расчет объема воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в 2015-2019 гг., за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), и обосновывающие документы; планируемое в 2015-2019 гг. изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды; (кроме того, в представленных шаблонах ООО «РВК-Воронеж» отсутствуют данные по объему воды, отпущенной другим абонентам (другим организациям, осуществляющим водоснабжение), по собственным нуждам (не связанным с регулируемым видом деятельности)), с учётом анализа динамики плановых и фактических показателей объёмов отпуска услуг за 2012-2014 г. и 9 месяцев 2015 г., органом регулирования при расчёте плановых объемов отпуска услуг водоснабжения и водоотведения ООО «РВК-Воронеж» на 2016-2019 гг. не нарушены требования законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по величине отпуска услуг водоснабжения и водоотведения.

По статье «Долгосрочные параметры в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды».

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Согласно пункту 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.

В соответствии с Порядком и правилами определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014. № 162/пр (далее – Порядок и правила определения показателей), плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из:

а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II Порядка и правил определения показателей;

б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами;

г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения;

д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов;

е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.

Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.

В соответствии с пунктом 18 Порядка и правил определения показателей плановые значения показателей энергетической эффективности, в том числе уровень потерь воды, определяются с учетом утвержденных организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Органом регулирования при установлении плановых долгосрочных параметров ООО «РВК-Воронеж» в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды приняты во внимание программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» на период 2014-2022 гг.», конкурсное предложение  ООО «РВК-Воронеж»  от 07.09.2011 г. № 11, инвестиционная программа ООО «РВК-Воронеж». Алгоритм выполненного ООО «РВК-Воронеж» расчета показателей базируется на расчете фактических показателей.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия в экспертных заключениях органа регулирования схемы расчёта долгосрочных параметров показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (плановых долгосрочных параметров в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды), не представляется возможным определить корректность расчёта регулирующего органа, в связи с чем УРТ необходимо привести Экспертное заключение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и при необходимости (в случае выявления технических ошибок в расчётах), установить плановые долгосрочные параметры в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды в установленном порядке.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям ФАС России относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 35 указанного закона федеральный государственный контроль в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. г п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, государственный контроль (надзор) осуществляется, в том числе, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Согласно пп. а п. 30 указанного Положения в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) применяется в качестве меры выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, ФАС России при рассмотрении в в досудебном порядке спора выявлено следующее.

В рамках рассмотрения досудебного спора между ООО «РВК-Воронеж» и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015) УРТ Воронежской области представлены сведения о заключении между ООО «РВК-Воронеж» и Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Региональные Объединённые Системы Водоканал» (ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ») договоров на оказание информационно-консалтинговых услуг и иных услуг (договор оказания услуг в сфере стратегического управления от 01.02.2014 № 267/14 на сумму 208 545 млн. руб., договор на оказание услуг по сопровождению комплекса информационных систем от 27.06.2013 № 095/13К/583/13 на сумму 708 тыс. руб, агентский договор от 12.03.2014 № 138/14 на сумму 29 942 млн. руб., договор на внедрение информационной системы и право пользования программно-техническим комплексом от 30.05.2014 № 359/14 на сумму 25 тыс. руб., договор об оказании информационно-консультационных услуг от 01.06.2011 № 164/11-УК/022/11-РВКВ на сумму 420 тыс. руб., договор краткосрочной субаренды нежилого помещения от 30.09.2014 № 108/14-УК/644/14 на сумму 940,5 тыс. руб., сублицензионный договор от 25.04.2013 № 1-УК/13/069/13-УК на сумму 500 тыс. руб.), в результате чего ООО «РВК-Воронеж» в 2014 г. были понесены расходы в  размере 241,08 млн. руб. за оказание услуг, которые не были предусмотрены производственной программой ООО «РВК-Воронеж».

Представителями ООО «РВК-Воронеж» при рассмотрении досудебного спора представлены устные пояснения, которые подтвердили факт того, что финансирование расходов по данным договорам осуществляется за счет поступлений денежных средств в выручке от регулируемой деятельности, что также подтверждается бухгалтерской отчетностью, а расходы по данным договорам относятся на регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения и в налоговом учете организации отражаются в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

При этом представителями ООО «РВК-Воронеж» подтверждено, что материалы, подтверждающие экономическую, технологическую или иную целесообразность заключения вышеуказанных договоров, в орган регулирования и ФАС России не представлялись, а заключение договоров осуществлялось без проведения конкурентных процедур.

Исходя из содержания договоров, а также принимая во внимания их заключение между организациями, входящими в одну группу лиц, необходимость заключения данных договоров, а также их цена, для целей государственного регулирования цен (тарифов) не может быть признана обоснованной.

Информация о наличии соответствующих договоров и произведенных платежах по ним поступила в УРТ 21.05.2015 г. на основании запроса УРТ от 24.04.15, то есть имелась у Респондента на день принятия решений об установлении тарифов.

Однако, соответствующей проверки этих документов и принятия по результатам этой проверки решений УРТ произведено не было.

Также, указанные действия Респондентом не совершались после принятия решений от 21.05.2015. Между тем, возможность ежегодной корректировки установленных тарифов предусмотрена п. 80 Основ ценообразования. Такие решения, в соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, принимаются не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Данный пункт является общим по отношению ко всем методам регулирования цен (тарифов) и должен был быть применен УРТ Воронежской области в 2015 году.

Между тем, на момент рассмотрения данного спора, п. 16 Основ ценообразования УРТ выполнен не был.

Ввиду выявления ФАС России нарушений подпункта (б) пункта 16 Основ ценообразования, выразившегося в не исключении расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленных в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, из необходимой валовой выручки ООО «РВК-Воронеж» 2016  года подлежат исключению денежные средства в размере равном понесенным экономически необоснованным расходам, профинансированным за счет выручки от  регулируемой деятельности в размере 241,08 млн. руб.

На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения спора ООО «РВК-Воронеж» с Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015), а также в рамках осуществления ФАС России полномочий по контролю в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, вынесено следующее решение:

1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении спора ООО «РВК-Воронеж» с Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (вх. № ФСТ-23377-31 от 20.08.2015, рег. № 86417/15 от 20.08.2015) Заявителю отказать.

2. Предписать органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 1 марта 2016 привести экспертные заключения Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области по делу об установлении тарифов для ООО «РВК-Воронеж» на 2016 год в соответствие с требованиями законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае выявления технических ошибок в расчётах, установить для ООО «РВК-Воронеж» (при необходимости пересмотреть ранее установленные для ООО «РВК-Воронеж») долгосрочные параметры в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды в установленном порядке; в части оказываемых услуг водоснабжения исправить в смете расходов техническую ошибку, допущенную УРТ при учёте в необходимой валовой выручке ООО «РВК-Воронеж» недополученного дохода в части оказываемых услуг водоснабжения, признанного регулирующим органом экономически обоснованным в сумме 23 878,67 тыс. руб., указав данную величину в составе статьи «Недополученный доход» (исключив из состава статьи «Налог на имущество»); в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения в экспертных заключениях УРТ необходимо указать расчёт натуральных показателей (Долгосрочных параметров в части удельных расходов электрической энергии и доли потерь воды).

3. Предписать органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 1 марта 2016 пересмотреть установленные для ООО «РВК-Воронеж» на 2016 год тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом исключения из необходимой валовой выручки 2016 года выявленных ФАС России фактически понесенных экономически необоснованных расходов ООО «РВК-Воронеж» в размере 241,08 млн. руб.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 и 3 настоящего решения решений об установлении тарифов и проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 1 и 3 настоящего решения;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось вышеуказанное решение;

 - экспертных заключений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны