Решения по тарифам №СП/52047/18 решение по заявлению ООО Тепловодоканал о рассмотрении досуд... от 9 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июля 2018 г.

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено поступившее заявление (исх. от 06.03.2018 № 272 вх. от 03.04.2018 рег. № 49320/18) о рассмотрении досудебного спора между ООО «Тепловодоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее — Департамент, орган регулирования) по постановлению от 20.12.2017 № 17/512 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Тепловодоканал» потребителям г. Буй на 2018-2022 годы» (далее также – оспариваемое решение, Постановление № 17/512), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

Заявитель не согласен с установленным Департаментом размером тарифа на водоотведение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого ООО «Тепловодоканал» для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоотведения.

В поданном на досудебный спор заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифа на водоотведение для ООО «Тепловодоканал» на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что Департаментом не были учтены:

1) расходы по статье «Оплата труда производственного персонала и отчисления на социальные нужды» в размере 3 915,68 тыс. руб.;

2) ремонтные расходы в размере в размере 979,73 тыс. руб.;

3) прочие прямые расходы в размере в размере 4 016,10 тыс. руб.;

4) административные расходы в размере 3 068,46тыс. руб.;

5) расходы на электроэнергию в размере 2 154,15 тыс. руб.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Согласно Постановлению № 17/512 тариф на водоотведение установлен Департаментом на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 на уровне 35,87 руб./куб. м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 на уровне 38,39 руб./куб. м. при необходимой валовой выручке на 2018 год в размере 33 335,62 тыс. руб.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы по статьям «Оплата труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает необходимым установить расходы на оплату труда основного производственного персонала на 2018 год в размере 16 841, 63 тыс. руб., расходы на отчисления на социальные нужды должны составлять 5 086,17 тыс. руб. Органом регулирования расходы на оплату труда основного производственного персонала по водоотведению установлены на уровне 13 855,48 тыс. руб., расходы на отчисления на социальные нужды – на уровне 4 156 ,64 тыс. руб.

ООО «Тепловодоканал» считает необоснованным расчет расходов по статьям «Оплата труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды», произведенный с учетом уменьшения численности рабочих на 5 единиц от принятого на 2017 год и на 6 единиц от фактической численности, с учётом тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 5 470 рублей в месяц и индексацией заработной платы со 2-го полугодия 2018 года на 104,0%.

Как сообщает регулируемая организация, с 01.01.2017 фактическая тарифная ставка рабочего первого разряда в ООО «Тепловодоканал» составляет 5 800 рублей, что на 41,5% ниже тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 9 907 рублей, утвержденной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – ОТС). Заявителем расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды произведен с учетом действующей тарифной ставки первого разряда в размере 6 380 рублей и индексации на 110,0%. Средняя заработная плата основных производственных рабочих в сфере водоотведения в 2015 году составляла 12 082 рублей в месяц, в 2016 году – 13 115 рублей. При этом средняя заработная плата работников в организациях городского округа город Буй, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2015 году равна 27 103 рублей, в 2016 году – 27 258 рублей.

Орган регулирования в письменном мнении указывает, что расходы по статьям «Оплата труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды» по водоотведению учтены на уровне 13 855,48 тыс. руб. с учетом снижения численности работников на 5 единиц по сравнению с 2017 годом, тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной на второе полугодие 2017 года, а также с учетом индексации на 4,0%.

Кроме того, Департамент обращает внимание, что расчет численности основного производственного персонала был произведен в соответствии с положениями Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66), исходя из фактической численности 2015 года, так как по мнению органа регулирования при ежегодном снижении объемов реализации сточных вод численность основного производственного персонала должна снижаться.

Расходы на отчисления на социальные нужды основного производственного персонала установлены в размере 30 % от расходов на оплату труда основного производственного персонала и составили 4 156,64 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно представленному в ФАС России расчету нормативной численности ОПП на 2018 год численность по водоотведению составила 114,9 чел. При этом ФАС России обращает внимание, что в соответствии с расчетом долгосрочных тарифов ООО «Тепловодоканал» предлагаемая Заявителем величина численности ОПП по водоотведению составляет 88 чел., что ниже нормативной численности, рассчитанной в соответствии с Рекомендациям № 66.

В качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат ООО «Тепловодоканал» представлены статистические формы П-4 за 2016-2017 годы, в соответствии с которым средняя численность по водоотведению на 2016 год составляет 98,25 чел., на 2017 год – 97,5 чел. При этом в соответствии с штатным расписанием регулируемой организации численность ОПП на 01.12.2015 год составляет по водоотведению 101,2 чел., на 01.07.2017 – 101,2 чел. Вместе с тем, органом регулирования численность ОПП установлена на уровне ниже, чем фактическая численность, сложившаяся в 2016-2017 годах.

В материалах тарифного дела ООО «Тепловодоканал» представлен расчет расходов на оплату труда основного производственного персонала с учетом минимальной тарифной ставки в размере 6 380 руб., что значительно ниже величины, установленной ОТС на 2018 год. Согласно вышеуказанному расчету среднемесячная оплата труда ОПП по водоотведению составила 15 180,97 руб., что на 108 % больше величины, утвержденной Департаментом.

При этом ФАС России обращает внимание, что среднемесячная номинальная заработная плата в Костромской области в 2016 году составляет 22 989 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Костромской области в 2016 году работников производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет 32 333 руб.

Кроме того, органом регулирования не представлено обоснование снижения величины численности ОПП относительно фактической численности регулируемой организации за 2016 год, подтвержденной данными статистической отчетности, а также расчета численности ОПП на 2018 год.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, органу регулирования необходимо установить расходы по статьям «Оплата труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды» в составе НВВ на 2018 год по водоотведению на уровне 21 927,8 тыс. руб.

2. Ремонтные расходы.

Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора предлагаемая Заявителем величина ремонтных расходов по водоотведению составляет 979,73 тыс. руб. При утверждении тарифа на 2018 год расходы по данной статье затрат органом регулирования не включены в состав НВВ. Вследствие чего, объем разногласий составляет 979,73 тыс. руб.

Как следует из заявления регулируемой организации о досудебном рассмотрении спора по водоотведению, расходы по данной статье затрат органом регулирования не включены в состав НВВ на 2018 год, ООО «Тепловодоканал» рекомендовано проводить ремонтные работы за счет амортизационных отчислений, установленных на уровне 435,0 тыс. руб. При этом фактические расходы на проведение капитальных и текущих ремонтов в сфере водоотведения в среднем за 2015-2017 годы составляют 1 800,0 тыс. руб. в год. По мнению Заявителя, величина амортизационных отчислений не соответствует запланированным ремонтным работам согласно Плану капитального ремонта на 2018 год, кроме того, данные денежные средства необходимы регулируемой организации для приобретения основных средств (насосов), подлежащих замене в 2018 году.

Согласно письменному мнению Департамента ремонтные расходы не включены в состав НВВ по водоотведению на 2018 год, так как ООО «Тепловодоканал» рекомендовано осуществлять ремонтные работы за счет амортизационных отчислений в размере 435,00 тыс. руб., учтенных в составе статьи затрат «Амортизация», что обусловлено необходимостью недопущения роста тарифа на услуги водоотведения для потребителей и увеличения платы граждан за коммунальные услуги выше предельного уровня в размере 5,9%, установленного постановлением губернатора Костромской области от 27.11.2017 № 243 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Костромской области на 2018 год».

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В материалах тарифного дела ООО «Тепловодоканал» представлены акты выполненных работ, подтверждающие проведение капитального и текущего ремонта по водоотведению в 2016-2017 годах. Также регулируемой организацией представлена таблица «Выполнение капитального и текущего ремонта по канализационному хозяйству за 2016 год», согласно которой расходы на капитальный ремонт составили 142,342 тыс. руб., на текущий ремонт – 318,332 тыс. руб., а также таблица «Выполнение капитального и текущего ремонта по канализационному хозяйству за 2017 год», где величина расходов на капитальный ремонт составила 1 637,449 тыс. руб., на текущий ремонт – 141,941 тыс. руб.

ФАС России обращает внимание на то, что в материалах тарифного дела отсутствуют отчеты о выполнении инвестиционной программы за 2016-2017 годы, в связи с чем, не представляется возможным определить степень выполнения ООО «Тепловодоканал» инвестиционной программы.

При этом ФАС России установлено, что органом регулирования не был проведен полный анализ фактически произведенных регулируемой организацией ремонтных работ в 2016 и 2017 годах.

Кроме того, ФАС России отмечает, что в производственной программе для ООО «Тепловодоканал» по водоотведению на 2018-2022 годы отсутствуют плановые мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, мероприятия, направленные на улучшение качества очистки сточных вод, и мероприятия по энергосбережению и энергетической эффективности, а также в состав НВВ по водоотведению на 2018 год Департаментом не включены затраты на проведение ремонтных работ.

Поскольку положениями Основ ценообразования № 406 не предусмотрена обязанность регулируемой организации проводить текущий и капитальный ремонт за счет амортизационных отчислений, довод органа регулирования о невключении в состав НВВ по водоотведению ООО «Тепловодоканал» на 2018 год ремонтных расходов не представляется обоснованным.

В связи с вышеизложенным, ввиду нарушения органом регулирования требований пункта 51 Основ ценообразования № 406 при установлении величины ремонтных расходов, органу регулирования необходимо провести анализ дополнительно запрошенных у ООО «Тепловодоканал» документов, подтверждающих фактически проведенные ремонтные работы в 2017 году, по итогам которого пересчитать величину ремонтных расходов и включить их в состав НВВ Заявителя по водоотведению на 2018 год на экономически обоснованном уровне, а также скорректировать производственную программу регулируемой организации с учетом проведенного анализа.

3. Прочие прямые расходы.

Заявитель считает необходимым учесть в составе необходимой валовой выручки по водоотведению на 2018 год прочие прямые расходы в размере 4 192,97 тыс. руб. При утверждении тарифа для ООО «Тепловодоканал» на 2018 год органом регулирования расходы по данной статье учтены на уровне 176,87 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий по статье затрат «Прочие прямые расходы» составил 4 016,10 тыс. руб.

Как указано в заявлении о досудебном рассмотрении спора, расходы по данной статье составляют затраты на поверку средств измерений, охрану труда, расходы по агентскому договору с АО «ЕИРКЦ», услуги сторонних организаций по мониторингу окружающей среды, а также другие затраты, связанные с производственной деятельностью Заявителя. При этом регулируемая организация отмечает, что в орган регулирования были представлены фактические расходы по данной статье затрат по водоотведению за период с 2015 года по 2017 год (9 месяцев), а также расчет прочих прямых экономически обоснованных расходов на 2018 год.

Как следует из письменных пояснений органа регулирования, при определении расходов по данной статье Департаментом не учтены затраты на ХВС, ГВС и отопление ввиду отсутствия их обоснования, в целях сбалансированности роста тарифа на водоотведение в состав прочих прямых расходов по питьевому водоснабжению включены денежные средства в размере 822,49 тыс. руб. на оказываемые услуги водоотведения. В результате чего размер прочих расходов установлен Департаментом на 2018 год для регулируемой организации по водоотведению на уровне 176,87 тыс. руб. При этом орган регулирования указывает, что ООО «Тепловодоканал» не были представлены документы, подтверждающие фактические прочие расходы прошлых периодов регулирования.

В соответствии с подпунктами «а» и «ж» пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов в том числе учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; а также прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией.

В качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат регулируемой организацией были представлены договор на обеспечение реагирования наряда полиции вневедомственной охраны при поступлении тревожного извещения с охраняемого объекта от 23.12.2016 № 10 между ООО «Тепловодоканал» и ФГКУ Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области, договор оказания услуг в сфере навигационной деятельности от 28.12.2015 № 1224 между ООО «Тепловодоканал» и ООО «Аргус-Сервис», договор на техническое обслуживание тревожной сигнализации от 01.02.2015 № 40 между ООО «Тепловодоканал» и ООО «ВИДИКОН», договор на техническое обслуживание и ремонт автоматических установок пожарной сигнализации (хлораторных) от 04.07.2013 № 50 между ООО «Тепловодоканал» и ООО «ВИДИКОН», договор на техническое обслуживание и ремонт автоматических установок пожарной сигнализации (административных зданий) от 01.09.2015 № 109 между ООО «Тепловодоканал» и ООО «ВИДИКОН», агентский договор на организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за приобретенные коммунальные услуги от 01.09.2011 между ООО «Тепловодоканал» и ОАО «Единый информационный расчетно-кассовый центр».

Кроме того, Заявителем представлены анализ счета 20.01 за 2017 год, счета-фактуры на оплату товаров, работ и услуг, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2017 году. ФАС России сообщает, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией представлена таблица «Расшифровка прочих расходов за 2017 год «Канализация», которая содержит данные по счетам 20.10, 20.12, 20.16.

ФАС России установлено, что величина прочих прямых расходов по водоотведению органом регулирования установлена только на основании таблицы «Прочие прямые расходы», представленной Заявителем, содержащей статьи затрат, входящие в данные расходы. При этом ФАС России обращает внимание, что Департаментом не был проведен анализ экономически обоснованного уровня прочих прямых расходов при установлении тарифа на водоотведение на 2018 год.

В связи с тем, что тарифы на водоотведение установлены для регулируемой организации на долгосрочный период регулирования, а величина базового уровня операционных расходов подлежит корректировке после утверждения только в части индексов потребительских цен, во избежание возникновения возможных убытков, а также учета необоснованных расходов, в результате включения в состав НВВ прочих прямых расходов требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования необходимо провести анализ дополнительно запрошенных у ООО «Тепловодоканал» документов, подтверждающих фактические расходы по данной статье затрат в 2017 году, по итогам которого пересчитать величину прочих прямых расходов и включить их в состав НВВ Заявителя по водоотведению на 2018 год на экономически обоснованном уровне.

4. Административные расходы.

Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора по водоотведению предлагаемая Заявителем величина административных расходов составляет 4 411,29 тыс. руб. (расходы на оплату труда административно- управленческого персонала – 2 885,49 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 871,42 тыс. руб., прочие административные расходы – 654,38 тыс. руб.). При утверждении тарифа на водоотведение на 2018 год расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования в размере 1 342,83 тыс. руб. В следствие чего, объем разногласий составляет 3 068,46 тыс. руб.

Как указывает ООО «Тепловодоканал», административные расходы состоят из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (далее – АУП), страховых взносов и прочих расходов на содержание аппарата управления. Регулируемая организация сообщает, что административные расходы распределяются согласно учётной политике предприятия пропорционально выручке, при этом согласно фактическим данным расходы по данной статье затрат на 2015 год составляют 17,1% от общих затрат (4 017,75 тыс. руб.), на 2016 год – 22,2% (5 329,46 тыс. руб.), на 2017 год – 22,0% (5 550,78 тыс. руб.).

Плановый расчет фонда оплаты труда административно-управленческого персонала Заявителем произведен с учетом ставки первого разряда в размере 6 380 рублей, что на 35,6% меньше тарифной ставки первого разряда, утвержденной ОТС.

Как следует из письменного мнения Департамента, при установлении тарифа на водоотведение на 2018 год был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тепловодоканал» за 2016 год, согласно которому на отдел «Водоотведение» относительно общего размера расходов приходится 13,31%. При этом орган регулирования сообщает, что численность АУП установлена на уровне 13,26 ед. (питьевое водоснабжение и водоотведение), что на 3,44 ед. меньше от предложения предприятия, средняя заработная плата на 2018 год составила 20 503,28 руб., с учетом индексации со 2-го полугодия 2018 года на 4%.

Согласно подпунктам «б» и «ж» пункта 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат ООО «Тепловодоканал» представлены статистические формы П-4 за период с 2016 по 2017 годы, кроме того, Заявителем представлена справка распределения сч. 26 (общеэксплуатационные расходы) по видам деятельности, которая соответствует данным ООО «Тепловодоканал».

При этом в материалах тарифного дела регулируемой организации представлен расчет расходов на оплату труда административно-управленческого состава с учетом минимальной тарифной ставки в размере 6 380 руб., что значительно ниже величины, установленной ОТС на 2018 год. Согласно вышеуказанному расчету среднемесячная оплата труда АУП составила 23 832,36 руб., что на 117 % выше размера, утвержденного органом регулирования.

Справочно, среднемесячная номинальная заработная плата в Костромской области в 2016 году составляет 22 989 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Костромской области в 2016 году работников производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет 32 333 руб.

ФАС России установлено, что численность АУП по водоотведению на 2018 год определена Департаментом на уровне 4,22 единиц, в то время как предлагаемая Заявителем величина составляет 9,9 единиц.

ФАС России был произведен расчет численности АУП по оказываемым услугам питьевого водоснабжения и водоотведения в соответствии с Рекомендациями № 66, согласно которому численность составила 24,28 чел. При этом регулируемой организацией при установлении тарифов на 2018 год численность АУП заявлена в размере 16,7 чел., численность АУП установлена Департаментом на уровне 13,26 чел., что значительно ниже нормативной численности, в связи с чем расчет численности административно-управленческого персонала ООО «Тепловодоканал» произведен органом регулирования в нарушение положений пункта 52 Основ ценообразования № 406.

Кроме того, ФАС России обращает внимание, что органом регулирования не представлено обоснование снижения величины численности АУП по водоотведению относительно фактической численности регулируемой организации, подтвержденной данными статистической отчетности.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования необходимо установить в составе административных расходов по водоотведению на 2018 год затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на уровне 3 756,91 тыс. руб.

5. Расходы на электроэнергию.

Заявитель считает необходимым учесть в составе необходимой валовой выручки на 2018 год расходы на электроэнергию в размере 18 414,75 тыс. руб. При утверждении тарифа на водоотведение для ООО «Тепловодоканал» на 2018 год органом регулирования расходы по данной статье учтены на уровне 16 260,60 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий по статье затрат «Расходы на электроэнергию» составил 508,97 тыс. руб.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном рассмотрении спора в сфере водоотведения указывает, что расходы на электроэнергию составляют 35 % состава НВВ, что обусловлено большой установленной производительностью очистных сооружений канализации г. Буй, находящихся в муниципальной собственности и арендуемых регулируемой организацией, в размере 25,0 тыс. куб. м в сутки.

В настоящее время, как сообщает Заявитель, фактическая производительность очистных сооружений составляет 8,0 тыс. куб. м. в сутки, т.е., 32% от установленной, при этом при снижении приема сточной жидкости объем потребления электрической энергии не уменьшается. Для сокращения затрат на электроэнергию, по мнению ООО «Тепловодоканал», необходимо проведение мероприятий по реконструкции очистных сооружений, осуществить которые ввиду отсутствия денежных средств не представляется возможным.

Как следует из письменного мнения Департамента, расходы на электроэнергию установлены на 2018 год на уровне 16 260,6 тыс. руб. с учетом средневзвешенного тарифа, сложившегося в 2017 году, роста тарифов на электроэнергию со 2-го полугодия 2018 года на 4,7%. Орган регулирования также указывает, что при снижении объема реализации сточной жидкости объем потребления электрической энергии ООО «Тепловодоканал» не уменьшается, в связи с чем возникают убытки, покрытие которых предлагается осуществлять за счет потребителей.

При этом Департамент обращает внимание, что регулируемой организации неоднократно рекомендовалось разработать инвестиционную программу в сфере водоотведения для проведения мероприятий по модернизации очистных сооружений.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

В результате анализа материалов тарифного дела ФАС России установлено, что в тарифе на водоотведение для ООО «Тепловодоканал» расходы на электроэнергию на 2018 год Департаментом учтены в размере 16 260,6 тыс. руб. при объеме потребления электроэнергии 2 975,02 тыс. кВт/ч., удельном расходе электроэнергии равном 2,52 кВт/ч.

При этом ФАС России обращает внимание, что программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «Тепловодоканал» на 2014-2019 годы (далее – Программа энергосбережения) предусмотрено постепенное сокращение расходов на электроэнергию в первую очередь за счет снижения объема потребления энергоресурсов. Так, Программой энергосбережения удельный расход электроэнергии на 2018 год установлен на уровне 0,850 кВт/ч., объем потребления электроэнергии 2 928,59 тыс. кВт/ч

В связи с тем, что органом регулирования размер удельного расхода электроэнергии на 2018 год установлен на 1,67 кВт/ч. выше чем предусмотрено Программой энергосбережения, а объем потребления электроэнергии не меньше предусмотренного Программой энергосбережения, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, нарушившим при установлении тарифа на оказываемые услуги водоотведения для ООО «Тепловодоканал» на 2018 год пункты 39, 41, 51 и 52 Основ ценообразования № 406;

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном рассмотрении спора между ООО «Тепловодоканал» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. от 06.03.2018 № 271, вх. от 03.04.2018 рег. № 49319/18);

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 (включительно):

- установить расходы по статье «Оплата труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды» в составе НВВ на 2018 год на уровне 21 927,8тыс. руб., то есть дополнительному учету подлежит 3915,68 тыс. руб.;

- провести анализ дополнительно запрошенных у ООО «Тепловодоканал» документов, по итогам которого пересчитать величину ремонтных расходов и включить в состав НВВ Заявителя по водоотведению на 2018 год на экономически обоснованном уровне, а также скорректировать производственную программу регулируемой организации с учетом проведенного анализа;

- провести анализ дополнительно запрошенных у ООО «Тепловодоканал» документов, подтверждающих фактические прочие прямые расходы в 2017 году, по итогам которого пересчитать величину прочих прямых расходов и включить их в состав НВВ Заявителя по водоотведению на 2018 год на экономически обоснованном уровне;

- установить в составе административных расходов на 2018 год затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на уровне 3 756,91 тыс. руб., то есть дополнительному учету подлежит 2414,08 тыс. руб.;

4. Органу регулирования Костромской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2018 (включительно) пересмотреть базовый уровень операционных расходов и тариф на оказываемые потребителям ООО «Тепловодоканал» услуги водоотведения на 2018 год с учетом пункта 3 настоящего решения в условиях непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и применения механизма сглаживания согласно пункту 42 Методических указаний № 1746-э.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Тепловодоканал» (исх. от 06.03.2018 №№ 271, 272 вх. от 03.04.2018 рег. №№ 49319/18, 49320/18).

6. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Костромской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанного в пункте 4 решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, принятие которого предписано пунктом 4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по результатам пересмотра тарифа на водоотведение ООО «Тепловодоканал» на 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны