Решения по тарифам №СП/52718/18 Решение о частичном удовлетворении требований между АО "Водо... от 10 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «29» июня 2018 г.

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 28.02.2018 № 320, вх. от 12.03.2018 рег. № 35656/18) о разногласиях между АО «Водоканал» г. Асбест (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее — РЭК, орган регулирования) по постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 г. №159-ПК «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 г. №203-ПК» (далее также – оспариваемое решение, Постановление №159-ПК), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

Заявитель не согласен с установленном органом регулирования размером тарифа на питьевое водоснабжение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого АО «Водоканал» г. Асбест для экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг питьевого водоснабжения, и в связи с этим просит дополнительно учесть недополученные доходы прошлых лет, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 - 2019 гг., в части оказываемой услуги питьевого водоснабжения в сумме 9798 тыс. руб.,

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания №1746-э).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленной статье разногласий ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических рекомендаций № 1746-э в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом пунктом 2 Основ ценообразования № 406 предусмотрена расшифровка понятия недополученных доходов, которая гласит о том, что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

ФАС России установлено, что фактическая величина отклонения объема реализации услуги по питьевому водоснабжению от планового показателя за 2016 год в натуральном выражении сложилась в размере 570,4 тыс. куб. м,

Как полагает Зявитель невыполнение плана по объёмам реализации услуг питьевого водоснабжения в 2016 год произошло по независящим от организации причинам, а именно снижение забора воды МУП «Жилкомсервис» п. Малышева (в течении всего 2016 г. и последующее расторжение договора), ликвидации предприятий ООО «Заречный» (кирпичный завод), ООО «Асбестовский хлеб» (хлебокомбинат), спада производства на градообразующем предприятии ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат», снижения численности населения Асбестовского городского округа.

Данные по объемам питьевого водоснабжения подтверждены формами государственной статистической отчетности 22-ЖКХ, формой № 1-водопровод, формой № 2 - ТП (водхоз), бухгалтерской (финансовая) отчётностью за 2016 год, формой отчётности за 2016 г., размещенной в системе ЕИАС: BALANCE.CALC.TARIFF.VSNA.2016.FACT «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», расчётом недополученных доходов.

Кроме того, АО «Водоканал» г. Асбест представило заключение по экспресс-анализу выпадающих доходов на услуги водоснабжения и водоотведения от 16.02.2018 г., выполненное ООО «Группа компаний «Водоканал Эксперт» (не было предоставлено органу регулирования на 01.05.2017 г.).

При утверждении на 2016 г. тарифа на питьевое водоснабжение, РЭК не учитывалась динамика снижения объемов реализации АО «Водоканал» согласно Методических указаний № 1746-э. При этом планирование объемов реализации на период с 2016 - по 2018 годы производилось на основе достигнутых результатов за 2014 год.

Согласно данным органа регулирования в материалах дела, представленных АО «Водоканал» г Асбест до 01.05.2017 г. для корректировки тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 г., были заявлены недополученные расходы, связанные с фактическим снижением полезного отпуска по сравнению с плановым значением, учтенным при установлении тарифов органом регулирования, и были заявлены в тарифе на питьевую воду в размере 9 798 тыс. руб.

При этом органом регулирования по результатам рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов при установлении тарифов на питьевую воду недополученные доходы не учтены.

Согласно представленного мнения органа регулирования, недополученные доходы прошлых лет, не учтены в составе НВВ 2018 г. по следующим основаниям:

1) в материалах дела, представленных организацией, план счетов бухгалтерского учета представлен без указания отдельных субсчетов по каждому регулируемому виду деятельности, исходя из этого, органом регулирования был сделан вывод, что регулируемая организация не ведет раздельного учета затрат и в соответствии с этим не смогла подтвердить заявленные суммы недополученных расходов;

2) в качестве документов, обосновывающих полученные организацией доходы, организацией были представлены реестры выписанных счетов за 2016 г. с помесячной разбивкой, при этом объем доходов не корректируется с данными обозначениями в статистической отчетности;

3) в качестве обоснования недополученных доходов организацией представлены выписанные за 2016 г. счета-фактуры на оказание услуги водоснабжения и водоотведения, данные документы орган регулирования не принял к рассмотрению в качестве обосновывающих, так как они содержат информацию по отдельным потребителям и не отражают выручку в целом по организации;

4) регулируемой организацией не представлены оборотно-сальдовые ведомости бухгалтерского учета, отражающие фактическую реализацию за 2015 г. и за 2016 г.;

5) организацией не представлен расчет, отражающий экономию средств по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты», «Водный налог» и иным условно-переменным статьям затрат, которые напрямую зависят от снижения полезного отпуска.

Органом регулирования указанные расходы не приняты в расчет необходимой валовой выручки 2018 года в связи с недоказанностью АО «Водоканал» причин, по которым возникло снижение объёмов реализации услуг, не зависящих от регулируемой организации.

ФАС России проанализирован представленный АО «Водоканал» расчёт недополученных доходов, в котором выявлены несоответствия.

Так, при расчете НВВ регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды в размере 30%, удельный расход электрической энергии рассчитывается с учетом полезного отпуска (2,0573 кВт.ч/куб. м), а не подъема как это закреплено пунктом 64 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

ФАС России был произведен расчет, отражающий экономию по условно-переменным статьям затрат в том числе «Электроэнергия», «Водный налог», которые напрямую зависят от снижения полезного отпуска.

Также было учтено, что потребителям до 2017 г. выставляли стоимость оказываемой услуги с учетом тарифа по питьевому водоснабжению и утвержденной инвестиционной надбавки (с 01.01.2016 – 1,01 руб., с 01.07.2016 — 1,16 руб.), в связи с чем, расчет недополученных расходов за 2016 гг. произведен с учетом данной надбавки и тарифа по питьевому водоснабжению с 01.01.2016 – 16,57 руб., с 01.07.2016 – 17,55 руб.

При этом необходимо отметить, что пунктом 15 Основ ценообразования №406 и пунктом 12 Методических указаний №1746-э предусмотрен учет недополученных доходов, возникших в связи с фактическим снижением планового объема отпуска услуг.

В связи с чем, ФАС России был произведен расчет недополученных доходов в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э за 2016 год.

Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

По результатам расчета ФАС России считает целесообразным включить в состав НВВ оказываемой услуги по питьевому водоснабжению на 2018 - 2020 гг. недополученные доходы 2016 г. в размере 5274,83 тыс. руб.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 №533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования №406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России.

 

РЕШЕНО:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей при установлении тарифов на водоотведение АО «Водоканал» пункт 15 Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлениях о рассмотрении разногласий между АО «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от. 28.02.2018 №320, вх. от 12.03.2018 рег. № 35656/18).

      • Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 включительно устранить нарушения, допущенные при корректировке тарифов АО «Водоканал» на питьевое водоснабжение на 2018 год постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 г. №159-ПК «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 г. №203-ПК», а именно учесть недополученные доходы за 2016 г., в составе необходимой валовой выручки АО «Водоканал» по питьевому водоснабжению на 2018-2020 гг., в сумме 5274,83 тыс. руб.

4. Органу регулирования Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.09.2018 включительно пересмотреть тариф на услугу питьевого водоснабжения, оказываемую потребителям АО «Водоканал», на 2018 год с учётом пункта 3 настоящего решения, а также с учётом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год.

      • Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с момента исполнения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

    • решений, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

    • протоколов заседания правлений органа регулирования, на котором принимались вышеуказанные решения;

    • экспертных заключений по результатам корректировки НВВ АО «Водоканал» г. Асбест на 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны