Решения по тарифам №СП/53843/18 Решение по результатам рассмотрения досудебного спора между ... от 12 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» июля 2018 г.

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление о досудебном споре между АО «ПКС-Водоканал» (далее — Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Карелия (далее — Комитет, орган регулирования) (исх. от 13.03.2018 № 131.03/1636, вх. от 19.03.2018 № 39575/18) по постановлению Комитета от 20.12.2017 № 193 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 12 декабря 2013 года» (далее - постановление Комитета от 20.12.2017 № 193), и  

 

УСТАНОВЛЕНО:

в поданном заявлении АО «ПКС-Водоканал» считает, что Комитетом на 2018 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено, что постановлением Комитета от 20.12.2017 № 193 были скорректированы тарифы на водоотведение для АО «ПКС-Водоканал» на 2018 год.

Данным постановлением установлены следующие величины тарифов: водоотведение — с 01.01.2018 г. – 24,64 руб./куб. м., с 01.07.2018 г. – 25,40 руб./куб. м.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

Корректировка необходимой валовой выручки производится согласно формулам, закрепленным в разделе VII Методических указаний № 1746-э.

Пунктом 90 Методических указаний № 1746-э определено, что корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32), согласно которой при расчете скорректированной величины необходимой валовой выручки, определяемой на 2018 год, должен учитываться размер корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год.

Пунктом 91 Методических указаний № 1746-э определено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения (2016 год).

Пунктом 95 Методических указаний № 1746-э утверждена формула (38), которой установлен порядок определения необходимой валовой выручки, определяемой на i-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных.

Формулой (39) определен порядок корректировки операционных расходов, учитываемых в формуле (38), исходя из фактических значений параметра расчета тарифов.

В направленном заявлении АО «ПКС-Водоканал» указывает на то, что фактическая величина операционных расходов 2016 года снижена Комитетом в части оказываемых услуг водоотведения на 18 908,2 тыс. руб.

Заявитель отмечает, что при тарифном регулировании 2016 года операционные расходы были рассчитаны по формуле (8) Методических указаний № 1746-э с учетом прогнозных индексов потребительских цен, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации на 2015 год в размере 6,7% и на 2016 год в размере 5,1%. При этом фактические значения индексов составили за 2015 год – 15,5%, за 2016 – 7,1%.

АО «ПКС-Водоканал» указывает на то, что Комитетом не был произведен пересчет операционных расходов на фактические индексы потребительских цен, в связи с чем органом регулирования был нарушен пункт 80 Основ ценообразования № 406 и пункт 95 Методических указаний № 1746-э.

Комитет в направленном в ФАС России отзыве отмечает, что требования Заявителя не обоснованы, поскольку орган регулирования, анализируя результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за 2016 год, сравнивал сведения о фактических расходах с установленными показателями. Комитет также указывает на то, что при включении дополнительно заявленных АО «ПКС-Водоканал» расходов будет допущен двойной счет затрат, поскольку при корректировке необходимой валовой выручки на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения учтены фактические значения индексов потребительских цен, начиная с 2014 года.

Проанализировав расчет Комитетом фактических операционных расходов за 2016 год в части оказываемых услуг водоотведения, принятых в размере 197 334,8 тыс. руб., ФАС России выявлено, что Комитет ошибочно определил фактический уровень операционных расходов за 2016 год в результате применения некорректных индексов потребительских цен. Так, например, расходы по статье «Работы и услуги производственного характера», входящие в состав операционных расходов, рассчитаны исходя из расходов по данной статье, определенных органом регулирования на 2013 год, индекса эффективности операционных расходов в размере 1% и индексов потребительских цен на уровне за 2013 год - 4%, за 2014 год - 4%, за 2015 год - 4%, за 2016 год - 5,1%.

Такой подход противоречит требованиям пункта 80 Основ ценообразования № 406 и раздела VII Методических указаний № 1746-э, в связи с чем требования Заявителя о необходимости учета дополнительных средств при определении размера корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год, по мнению ФАС России, обоснованы.

Кроме того, Комитетом некорректно произведен расчет необходимой валовой выручки 2018 года в части операционных расходов. Так, органом регулирования при расчете данного показателя применялся уровень операционных расходов, утвержденный на 2013 год, при этом расчет по статьям «Химреагенты» и «Страховые взносы», которые входят в состав операционных расходов, осуществлялся отдельно от остальных затрат, что не предусмотрено ни Основами ценообразования № 406, ни Методическими указаниями № 1746-э.

При этом Комитет письмом (вх. от 22.06.2018 рег. № 99575-Ф/18) направил ходатайство о необходимости исключения из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Водоканал» расходов на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» за 2014-2017 гг. по водоотведению в размере 5 199,3 тыс. руб. в рамках проведения ФАС России проверки по заявлению Комитета.

ФАС России отмечает, что данные расходы входят в состав операционных расходов, в связи с чем, в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э, расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» подлежали индексации и были включены в состав необходимой валовой выручки регулируемых тарифов 2018 года. В связи с чем, исключению подлежат также суммы, учтенные в результате индексации базового уровня операционных расходов за 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения.

Таким образом, базовый уровень операционных расходов за 2014 год установлен органом регулирования в нарушение требований действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, в связи с чем, ФАС России считает необходимым предписать Комитету пересчитать базовый уровень операционных расходов с учетом исключения экономически необоснованных расходов.

При этом с учетом корректно определенного базового уровня операционных расходов за 2014 год, Комитету необходимо произвести расчет операционных расходов 2018 года с применением корректных индексов потребительских цен, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, за период 2015-2018 гг., а именно: за 2015 год — 15,5%, за 2016 год — 7,1%, за 2017 год — 3,9%, за 2018 год — 3,7%.

Кроме того, в результате определения экономически обоснованного базового уровня операционных расходов за 2014 год, показатель фактической необходимой валовой выручки за 2016 год, учитываемый при определении необходимой валовой выручки 2018 года, подлежит пересчету с учетом фактических индексов потребительских цен, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, а именно: за 2015 год — 15,5%, за 2016 год — 7,1%.

Также Комитет указал на необходимость исключения из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Водоканал» расчетной предпринимательской прибыли за 2017-2018 гг. в размере 35 275,5 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения в связи с отсутствием данных расходов при формировании необходимой валовой выручки в 2014 году.

ФАС России указывает на то, что пунктом 74 Основ ценообразования № 406 и пунктом 85 Методических указаний № 1746-э установлено, что при расчете тарифов методом индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Руководствуясь Федеральным законом № 416-ФЗ, Основам ценообразования № 406, а также Методическими указаниями № 1746-э, ФАС России отмечает, что при установлении тарифов (с применение любого из методов) исключение из необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, с целью недопущения необоснованного исключения расчетной предпринимательской прибыли из необходимой валовой выручки, определяемой за 2017-2018 гг., ФАС России считает необходимым отказать органу регулирования в исключении данных средств из тарифов АО «ПКС-Водоканал».

При этом ФАС России считает необходимым пересмотреть расходы на электрическую энергию на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия нарушившим пункты 16, 78(1), 79, 80 Основ ценообразования № 406 и раздел VII Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «ПКС-Водоканал», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора в сфере водоотведения с Государственным комитетом Республики Карелия.

3. Предписать органу регулирования в срок до 31.08.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом при корректировке тарифов АО «ПКС-Водоканал» на 2018 год по постановлению от 20.12.2017 № 193 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 12 декабря 2013 года», а именно пересчитать показатель фактической необходимой валовой выручки за 2016 год, учитываемый при определении необходимой валовой выручки 2018 года, в части оказываемых услуг водоотведения, с учетом корректного применения индексов потребительских цен в соответствии с настоящим решением и руководствуясь разделом VII Методических указаний № 1746-э.

4. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть уровень расходов на электрическую энергию на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации», а также исключить из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Водоканал» расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» за 2014-2017 гг. в размере 5 199,3 тыс. руб. по водоотведению, при этом исключив также суммы, учтенные в результате индексации базового уровня операционных расходов в тарифах 2018 года, по результатам чего:

- пересчитать базовый уровень операционных расходов, установленный на 2014 год, с учетом исключения экономически необоснованных расходов на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» в части оказываемых услуг водоотведения;

- произвести расчет операционных расходов 2018 года в части оказываемых услуг водоотведения с учетом корректного применения индексов потребительских цен в соответствии с настоящим решением и руководствуясь разделом VII Методических указаний № 1746-э.

5. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

- с 01.09.2018 установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям АО «ПКС-Водоканал» на 2018 год, с учетом пунктов 3, 4 настоящего решения.

6. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «ПКС-Водоканал».

7. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Республики Карелия в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4, 5 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Государственного комитета Республики Карелия, принятие которых предписано пунктами 3, 4, 5  настоящего решения;

- протоколов заседаний правления Государственного комитета Республики Карелия, на которых принималось вышеуказанные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны