Решения по тарифам №СП/58179/16 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 24 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об удовлетворении требований,

указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора

филиала ОАО «РЖД» Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики

(исх. от 03.03.2016 № АА 01-17-06/1704 вх. от 15.03.2016 рег. № 33949/16) (исх. от 16.02.2016 № 35/2016-ИТУ)

 

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», филиал ОАО «РЖД» Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению (далее – Заявитель, ОАО «РЖД», регулируемая организация) обратился с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Спор возник с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее – Респондент, Министерство, регулирующий орган), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлениями от 05.12.2014 №№ 25/46, 25/47 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на техническую воду и транспортировку воды для ОАО «РЖД» Ижевского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральной дирекции по тепловодоснабжению на 2015 - 2017 годы (г. Ижевск)», «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на транспортировку сточных вод, осуществляемую ОАО «РЖД» Ижевского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральной дирекции по тепловодоснабжению, на 2015 - 2017 годы (г. Ижевск)» установил соответствующие тарифы на оказываемые услуги по транспортировке воды, технической воды и сточных вод для Заявителя на 2015-2017 гг. методом индексации.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э утверждены методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

В поданном на досудебное урегулирование спора заявлении Горьковская дирекция считает необходимым обязать орган регулирования провести корректировку необходимой валовой выручки и, как следствие, тарифов на оказываемые услуги по транспортировке воды, технической воды и сточных вод, утверждённые постановлениями от 05.12.2014 №№ 25/46, 25/47 и установленные для Заявителя впервые с периодом действия 2015-2017 гг., в связи с тем, что вторым долгосрочным периодом регулирования является 2016 год, то есть, по мнению Заявителя, корректировку необходимой валовой выручки регулируемой организации необходимо провести в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации начиная с 2016 года (второго года первого долгосрочного периода).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»-«д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

С учётом положений пункта 80 Основ ценообразования, ежегодное проведение корректировки необходимой валовой выручки является прямой нормой законодательства Российской Федерации, в связи с чем органом регулирования нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Пунктами 90 и 91 Методических указаний начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, которая осуществляется по формулам (32) и (33) Методических указаний.

В отношении неприменения Респондентом при корректировки необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» 2016 года формул (32), (33) Методических указаний, органом регулирования не нарушены требования законодательства Российской Федерации, так как показатели, задействованные в формулах (32) и (33) Методических указаний, учитываются в случае наличия предшествующих долгосрочных периодов регулирования.

При этом для 2016 года, на который установлены оспариваемые Заявителем тарифы, i-2 годом является 2014 год. В связи с тем, что на 2014 год для Заявителя тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливались Респондентом с применением метода экономически обоснованных расходов, 2014 год не является для Заявителя последним годом предшествующего долгосрочного периода регулирования и не имеет отношение к данному долгосрочному периоду регулирования.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

С учётом положений пункта 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы корректируются по формуле (39) Методических указаний.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о необходимости корректировки операционных расходов с учётом изменения индекса потребительских цен, определенного в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (от 26.10.2015), который был утверждён на момент принятия органом регулирования решения об отсутствии оснований по корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации 2016 года.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В совокупности с положениями пункта 15 Основ ценообразования и пункта 95 Методических указаний при применении формулы 38 для расчета корректировки на 2016 год учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги) и недополученные доходы прошлых периодов регулирования за 2014 год.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, Министерством, не проведена корректировка необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» 2016 года, не учтена величина, определяемая на i-й год и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, что также является нарушением требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В части корректировки объема поданной воды (и) или принятых сточных вод органом регулирования также нарушены положения пунктов 4 и 5 Методических указаний, так как объёмы ежегодно рассчитываются по формулам (1) и (1.1) Методических указаний, предусматривающие расчёт объёмов отпуска воды и (или) сточных вод с учётом темпа снижения объёмов отпуска воды и (или) сточных вод за предшествующие периоды осуществления регулируемых видов деятельности.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

1) признать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики нарушившим пункты 15, 80 Основ ценообразования и пункты 4, 5, 95 Методических указаний в части не проведения корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации 2016 года;

2) удовлетворить требования филиала ОАО «РЖД» Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению, указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (исх. от 03.03.2016 № АА 01-17-06/1704 вх. от 15.03.2016 рег. № 33949/16) (исх. от 16.02.2016 № 35/2016-ИТУ);

3)  предписать органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 15.09.2016 устранить нарушения, допущенные в части не проведения корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации 2016 года:

- провести корректировку необходимой валовой выручки и, как следствие, тарифов на оказываемые услуги по транспортировке воды, технической воды и сточных вод 2016 года в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования;

- скорректировать объёмы отпуска воды и принятых сточных вод в части оказываемых услуг на транспортировку воды, технической воды и сточных вод 2016 года, рассчитав данные показатели в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний;

- рассчитать операционные расходы в соответствии с пунктом 95 (формула 39) Методических указаний, применив в расчёте операционных расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, индекс потребительских цен,  определённый Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от  13.05.2013 № 406;

- рассчитать величину, учитывающую результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, сложившуюся в регулируемой организации за 2014 год, в совокупности с положениями пунктов 15 Основ ценообразования и пункта 95 Методических указаний (формула 38), при этом рассчитав недополученные и выпадающие расходы, сложившиеся по итогам 2014 г., по условно-переменным затратам;

4) предписать органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения учесть суммы, полученные по результатам расчёта операционных расходов и величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, сложившейся в регулируемой организации за 2014 год, в соответствии с пунктом 3 настоящего решения, в необходимой валовой выручке филиала ОАО «РЖД» Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению на 2016 год и привести в действие скорректированные тарифы регулируемой организации на транспортировку воды, технической воды и сточных вод с 01.10.2016;

5)   об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения.

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны