Решения по тарифам №СП/62888/17 Решение об отказе в удовлетворении требований АО "ДРСК" с Ко... от 12 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (рег. № 25320/17 от 20.02.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (также далее – АО «ДРСК», Заявитель) о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Спор возник с Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее – Комитет, орган регулирования) по приказу от 27.12.2016 № 44/1-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 31.05.2012 № 8/1-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанные методом доходности инвестированного капитала, для АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на территории Еврейской области» и приказу от 27.12.2016 № 44/5-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 39/6-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2015 – 2017 годы».

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ДРСК» установлены методом доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования 2012-2017 годы.

Заявитель в своем заявлении оспаривает следующие статьи:

1.                Корректировка НВВ по фактору «отклонение фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного уровня» за 2015 год (необоснованно исключено 14 795,9 тыс. руб.);

2.                Корректировка НВВ с учетом корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов по статье «Налог на прибыль» (необоснованно исключено 64 494,6 тыс. руб.);

3.                Перераспределение величины изменения НВВ, производимой в целях сглаживания, между годами долгосрочного периода регулирования (сумма на разногласиях 345 165,8 тыс. руб.)

Общая сумма спора составляет 424 456,3 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 1 335 000,0 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 1 759 456,3 тыс. руб.

1. По статьям «Корректировка НВВ по фактору «отклонение фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного уровня» за 2015 год», «Корректировка НВВ с учетом корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов по статье «Налог на прибыль».

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом следующих факторов:

отклонение величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины необходимой валовой выручки, установленной на прошедший год, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов;

отклонение фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов;

отклонение уровня расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня;

отклонение уровня расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, от установленного уровня;

отклонение уровня расходов сетевых организаций на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям от установленного уровня в зависимости от изменения цены покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии;

изменение законодательства Российской Федерации, приводящее к изменению уровня расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

изменение не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности;

отклонение фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного уровня;

корректировка согласованной инвестиционной программы;

отклонение совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования;

отклонение уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня.

Также пунктом 20 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

Причиной досудебного спора является исключение Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области фактического налога на прибыль за 2015 год, а также планового величины на 2017 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ДРСК» на 2017 год.

Согласно п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиком налога на прибыль является организация (АО «ДРСК»).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения (филиалы), исчисляют и уплачивают налог на прибыль с учетом положений ст. 288 НК РФ, в соответствии с которой уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям. (п. 5 ст. 289 НК РФ).

АО «ДРСК» осуществляет операционную деятельность по передаче электрической энергии на территории пяти субъектов РФ: Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Еврейская автономная область и Республика Саха (Якутия).

Формат декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600) не предусматривает раздельного учета по видам деятельности.

Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению.

Приложением № 3 к приказу от 30.12.2014 № 428 «Об утверждении Учетной политики на 2015 год» закреплен Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК» в разрезе видов деятельности (в том числе регулируемых), а также порядок исчисления налога на прибыль прямым счетом, исходя из результатов деятельности каждого филиала АО «ДРСК».

На основе данных управленческого учета Заявителем ежегодно формируется отчетность в соответствии с требованиями приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585.

Указанная отчетность своевременно представляется АО «ДРСК» в регулирующий орган, а также размещается на официальном интернет-сайте: http://drsk.ru, в соответствии с которой фактически начисленный по филиалу налог на прибыль по регулируемому виду деятельности составил:

в 2015 году – 14 795,9 тыс. руб.

В орган регулирования Заявителем были представлены формы отчетов о финансовых результатах АО «ДРСК» за январь – декабрь 2015 г. и 2014 года, за январь – декабрь 2014 г. и 2013 года, за январь – декабрь 2013 г. и 2012 года, за январь – декабрь 2012 г. и 2011 года (в адрес ФАС России были представлены Комитетом).

Налоговая декларация по налогу на прибыль по результатам деятельности за 2015 год по запросу Комитета АО «ДРСК» в адрес регулирующего органа представлена не была.

В соответствии с отчетами о финансовых результатах (по строке 2410) текущий налог на прибыль в 2012-2015 гг. составил 0,00 тыс. руб.

Таким образом, Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области из необходимой валовой выручки АО «ДРСК» на 2017 год исключена величина налога на прибыль за 2015 год и на 2017 год, как фактически отсутствующая за последний регулируемый период 2015 г., и кроме того за регулируемые периоды 2012-2014 гг., что подтверждается годовой бухгалтерской отчетностью «Отчетом о финансовых результатах» за 2012-2015 годы соответственно.

На основании вышеизложенного, требования АО «ДРСК» по статьям «Корректировка НВВ по фактору «отклонение фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного уровня» за 2015 год», «Корректировка НВВ с учетом корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов по статье «Налог на прибыль» удовлетворению не подлежат.

2. По статье «Перераспределение величины изменения НВВ, производимой в целях сглаживания, между годами долгосрочного периода регулирования».

Заявитель считает экономически обоснованную величину сглаживания в 2017 году – 430 965,80 тыс. руб.

Комитетом учтена величина 85 800,0 тыс. руб. (всего определена в размере 335 645,00 тыс. руб., из них 85 800,0 тыс. руб. учтено на 2017 год, 249 845,00 тыс. руб. предлагается учесть в следующем долгосрочном периоде регулирования 2018-2022 гг.).

Размер спора составляет 345 165,8 тыс. руб. (430 965,80 – 85 800,00).

Пунктом 40 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, предусмотрено, что при ежегодной корректировке тарифов величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания, может быть перераспределена между годами долгосрочного периода регулирования с учетом особенностей, определенных в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний.

При этом величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания роста тарифов, в последний год долгосрочного периода регулирования, определяется также с учетом результатов исполнения инвестиционных программ регулируемых организаций.

В соответствии с Пояснительной запиской АО «ДРСК» к заявлению по рассмотрению в досудебном порядке споров, связанных с установлением регулируемых цен (тарифов) с Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области основными разногласиями в определении показателей для расчета является учет Комитетом планового размера финансирования инвестиционных программ, утвержденных в установленном порядке, с первого и до последнего года долгосрочного периода регулирования включительно, без учета проведенных корректировок ИПР в установленном порядке.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом в том числе отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Комитетом в расчет принят плановый размер финансирования инвестиционных программ в размере 1 287 707,7 тыс. руб. в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной (скорректированной) Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области до начала очередного года долгосрочного периода регулирования:

на 2011 год – приказ № 34 от 22.06.2010 г.;

на 2012 год – приказ № 5 от 22.02.2012 г.;

на 2013 год – приказ № 38 от 28.09.2012 г.;

на 2014 год – приказ № 38 от 28.09.2012 г.;

на 2015 год – приказ № 21 от 27.03.2014 г.;

на 2016 год – приказ № 76 от 28.09.2015 г.

АО «ДРСК» предлагает принять плановый размер финансирования инвестиционных программ в размере 1 019 714,2 тыс. руб. в соответствии с:

на 2011 год – приказ № 34 от 22.06.2010 г. (разногласий нет);

на 2012 год – приказ № 5 от 22.02.2012 г. (разногласий нет);

на 2013 год – приказ № 63 от 20.09.2013 г.;

на 2014 год – приказ № 21 от 27.03.2014 г.;

на 2015 год – приказ № 21 от 27.03.2014 г. (разногласий нет);

на 2016 год – приказ № 76 от 28.09.2015 г. (разногласий нет).

ФАС России отмечает, что плановый размер финансирования инвестиционных программ принят органом регулирования в соответствии с действующим законодательством в области тарифного регулирования в электроэнергетике.

При этом в соответствии с абз. 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С учетом вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных со стороны АО «ДРСК» и Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области материалов по вопросу досудебного спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» о досудебном рассмотрении спора с Комитетом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (рег. № 25320/17 от 20.02.2017).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны