Решения по тарифам №СП/65128/16 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению А... от 21 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между АО «Северная пригородная пассажирская компания» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области

(вх. № 66059/16 от 12.05.2016)

 

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, а также с Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, в ФАС России обратилось АО «Северная пригородная пассажирская компания» (далее – Заявитель, АО «СППК») с заявлением (вх. № 66059/16 от 12.05.2016) о досудебном рассмотрении спора с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ранее – Региональной энергетической комиссией Вологодской области) (далее – Респондент) по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2016 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 01.12.2015 № 680 «Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые АО «Северная пригородная пассажирская компания» на территории Вологодской области» на 2016 год был установлен предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области в размере 2, 64 рублей.

Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 18.12.2015 № 895 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые АО «Северная пригородная пассажирская компания» на территории Вологодской области» на 2016 год был установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Вологодской области в размере 4,61 рублей.

После установления тарифа была изменена индексация ставок арендной платы до уровня 4,1 % (Протокол заседания правления ОАО «РЖД» от 18.03.2016) и ставок на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Приказ ФАС России от 10.12.2015 № 1227/15), в связи с чем заявленный на регулирование уровень экономически обоснованных затрат, тарифа и выпадающего дохода изменился.

Заявитель провел сравнение актуализированного уровня экономически обоснованных затрат, тарифа и выпадающего дохода с проведенными расчетами Респондента при установлении тарифа на 2016 год.

По мнению АО «СППК» экспертиза экономически обоснованных затрат и тарифа на 2016 год проведена с нарушением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1 (далее – Методика).

Заявитель просит обязать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области производить оценку содержания и обоснованности фактических затрат в соответствии с пунктом 10 Методики; произвести расчет собственных расходов в соответствии с пунктами 23.4, 23.7.1, 23.7.3, 23.7.4. Методики; произвести расчет услуг аренды подвижного состава производить с учетом индексаций ставок ОАО «РЖД», проиндексированных на 2016 год на 4,1%; произвести расчет пассажирооборота на регулируемые период с учетом фактической населенности за 2015 год, в размере 18,74 пасс./ваг.; устранить 2-е исключение необоснованных затрат, в случае их выявления после проверки на соответствие пунктом 10 Методики; учесть в экономически обоснованных затратах на 2016 год затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования 2011-2014 гг. в размере 501 077 699,71 руб., в соответствии с пунктом 16 Методики; а также произвести перерасчет экономически обоснованных затрат и тарифа на 2016 год.

В заявлении о рассмотрении спора АО «СППК» производит сравнение экономически обоснованных затрат, рассчитанных Респондентом, с данными актуализированного расчета Заявителя, выполненного с учетом решений, принятых после завершения тарифной кампании на 2016 год, при этом актуализированный расчет затрат на 2016 год в адрес Респондента не предоставлен.

В связи с чем, у Респондента отсутствовали правовые основания для перерасчета экономически обоснованных затрат на 2016 год.

По мнению Заявителя стоимость услуг инфраструктуры по Вологодской области определена Респондентом на уровне 786,6 тыс. руб., что на 106,3 тыс. руб. или 13,5% ниже актуализированной величины 892,9 тыс. руб.

Отнесение расходов на область выполнено в соответствии с пунктом 23.2 Методики пропорционально доле вагоно-километровой работы в размере 9,03%, что на 10% ниже доли по актуализированному расчету Заявителя, в размере 9,94%.

Данное отклонение компенсируется большим объемом транспортной работы по компании в целом в размере 17 973,51 тыс. ваг.-км, что на 1 647,25 тыс. ваг.-км или 10,1% выше актуализированного значения в размере 16 326,26 тыс. ваг.-км

Расчет стоимости инфраструктуры железнодорожного транспорта на 2016 год произведен АО «СППК» согласно пункту 23.7.2.1 Методики.

Отнесение части затрат на Вологодскую область выполнено, согласно пункту 23.2 Методики пропорционально доле вагоно-километровой работы в размере 9,94% общем объем работ

При установлении тарифа на 2016 год Респондентом произведен расчет расходов по оплате услуг инфраструктуры по ставкам цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным приказом ФСТ России от 28.10.2010 № 265-т/1. Ставки проиндексированы на индекс 1,348, в соответствии с приказом ФСТ РФ от 05.12.14 №280-т/1, затем ставки проиндексированы на индекс 1,04 согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденный 26.10.2015 (далее – Прогноз Минэкономразвития России), а также с использованием льготного исключительного тарифа в виде коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров в пригородных поездах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 844.

Доля затрат, относимых на Вологодскую область, определена по вагоно-километровой работе согласно пункту 23.2 Методики, в соответствии с договором, согласованным сторонами, от 13 ноября 2015 года № ЖД-191 размер вагоно-километровой работы на 2016 год по Вологодской области составляет 1 622,46 тыс. вагоно-километров, что превышает объемы, заявленные ОАО «СППК» в размере 1 599,97 тыс. вагоно-километров (в соответствии с заявкой от 14 июня 2015 года) на 22,49 тыс. вагоно-километров.

Расчет Респондента был произведен корректно, в соответствии с требованиями пунктов 23.2, 23.7.2.1 Методики и действующими на момент принятия тарифного решения нормативно-правовыми актами, проиндексирован с применением индексов роста цен согласно Прогнозу Минэкономразвития России.

По мнению Заявителя стоимость услуг по договорам ОАО «РЖД» по Вологодской области определена Респондентом на уровне 123 472,12 тыс. руб., что на 2 327,46 тыс. руб. или 1,9% ниже актуализированной величины 125 799,58 тыс. руб.

Стоимость услуг аренды подвижного состава по Вологодской области определена Респондентом на уровне 17 439,69 тыс. руб., что на 645,89 тыс. руб. или 3,8% выше актуализированной величины 16 793,8 тыс. руб.

Объем вагоно-часов по компании превышает объем по актуализованному расчёту на 52,98 тыс. ваг.-час. или 13,3% и Респондентом принят в расчетах больший индекс роста ставки арендной платы (+3,2%).

Стоимость ремонтов подвижного состава по Вологодской области определена Респондентом на уровне 48 721,61 тыс. руб., что на 88,63 тыс. руб. или 0,2% ниже актуализированной величины 48 810,24 тыс. руб.

Стоимость услуг на управление и эксплуатацию подвижного состава по Вологодской области определена Респондентом на уровне 57 310,82 тыс. руб., что на 884,71 тыс. руб. или 5,03% ниже актуализированной величины 60 195,53 тыс. руб.

Расчет расходов по аренде, управлению и эксплуатации, ремонту подвижного состава произведен по ставкам, принятым на заседании правления ОАО «РЖД» от 31 декабря 2014 года (Протокол № 49). Ставки проиндексированы с применением индексов, указанных в Прогнозе Минэкономразвития России (ИЦП в промышленности для внутреннего рынка - 106,4%; ИЦП без продукции ТЭК 107,4%).

Респондентом был дан ответ, что в расчете экономически обоснованных затрат на 2016 год, приняты индексы роста цен по Прогнозу Минэкономразвития России.

Приказ ФАС России от 10.12.2015 № 1227/15 не мог быть учтен при установлении тарифа на 2016 год, так как текст приказа был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 декабря 2015 года.

Протокол заседания правления ОАО «РЖД» от 18 марта 2016 года также не мог быть учтен, так как заседание проходило после установления тарифа на 2016 год.

Респондент учтет экономию затрат АО «СППК» по статье «Аренда подвижного состава» возникшую вследствие изменения индекса роста ставок аренды до 4,1% в следующем периоде регулирования.

Расчет Респондента по оплате аренды подвижного состава был произведен корректно, в соответствии с требованиями Методики и действующими на момент принятия тарифного решения нормативно-правовыми актами, проиндексирован с применением индексов роста потребительских цен согласно Прогнозу Минэкономразвития России.

Величина собственных расходов АО «СППК» оценена Респондентом на уровне 510 591,03 тыс. руб., что на 60 574,9 тыс. руб. или 11,9% ниже актуализированной величины 571 165,93 тыс. руб.

При этом Респондентом из расчетной базы 2014 года были исключены необоснованные прямые расходы в размере 5 561,258 тыс. руб., в том числе:

- затраты 2014 года на отчисления в НПФ - 1826,01 тыс. руб.

- перевозка работников – 1 894,32 тыс. руб.

- расходы на неиспользованный в 2014 году резерв предстоящих отпусков – 1840,9 тыс. руб.

По мнению Респондента при наличии отрицательного финансового результата деятельности АО «СППК за все время ее существования расходы на перевозку работников не являются экономически целесообразными и могут приниматься при наличии доходов от других нерегулируемых видов деятельности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов) резервирование сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.

АО «СППК» создан резерв на оплату отпусков на 2014 год в сумме 36 540 448,04 руб.

В соответствии с Планом счетов фактические расходы, на которые был ранее сформирован резерв, относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции, со счетами:

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - суммы начислений по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации с суммы оплаты труда работникам за время отпуска.

АО «СППК» за 2014 год отнесены расходы на оплату отпусков в дебет счета 96 в сумме 33 804 496,43 руб.

Сумма сформированного резерва на оплату отпусков превышает фактические затраты на оплату отпусков на сумму 2 735 951,61 руб.

В соответствии с п. 23 Приказа Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» (далее – ПБУ 8/2010) правильность образования резерва подлежит проверке (инвентаризации) в конце отчетного года.

По результатам инвентаризации сумма резерва может быть увеличена путем доначисления, уменьшена путем корректировки величины резерва в очередном отчетном периоде, а также оставлена без изменений (п. 23 ПБУ 8/2010).

Данная корректировка затрат компанией не проводилась.

Сумма неиспользованного резерва отпусков, излишне отнесенного на счет 20.01 «Пригородные железнодорожные перевозки», составляет 1 840 924,86 руб.

Данные затраты АО «СППК» фактически не осуществлялись, сумма расходов, излишне учтенных в затратах 2014 года, исключена из базы для расчета затрат на 2016 год.

Учитывая вышеизложенное, прямые собственные расходы АО «СППК» рассчитаны Респондентом в соответствии с требованиями Методики, с соблюдением приказов Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н и от 13.12.2010 № 167н.

Общехозяйственные расходы и общепроизводственные расходы рассчитаны Респондентом на уровне 188 383,63 тыс. руб. что на 398,77 тыс. руб., или 41,6% меньше заявленного уровня 266 782,4 тыс. руб.

Размер общехозяйственных и общепроизводственных расходов по области по оценке Респондента составил 13 668,33 тыс. руб., что на 6 080,42 тыс. руб., или 44,5% меньше заявленного уровня 19 748,75 тыс. руб.

Из расчетной базы на 2016 год по статьям общепроизводственные и общехозяйственные расходы исключены:

- расходы на добровольное медицинское страхование в сумме - 12558,13 тыс. руб.;

По мнению Респондента, при наличии отрицательного финансового результата деятельности компании за все время ее существования данные расходы не являются экономически целесообразными.

- арендные и лизинговые платежи (прочее за исключением АСОКУПЭ и подвижного состава) в сумме — 1 892,49 тыс. руб. в связи с приобретением устройств в собственность АО «СППК» в соответствии с предоставленными документами, в расчете учтена амортизация основных средств;

- маркетинговые исследования в сумме 3 797,39 тыс. руб.;

Указанные виды услуг являются целевыми и должны осуществляться на основании договора перевозчика с субъектом Российской Федерации, в котором проводятся данные исследования, при этом расходы по данной статье не относятся к осуществлению регулируемого вида деятельности.

- сопровождение пригородных поездов в сумме 57 615,22 тыс. руб.;

Данные виды услуг должны подтверждаться правоустанавливающей документацией, обосновывающей наличие договорных отношений.

- перевозка работников (проезд к отпуску) - 495,06 тыс. руб.;

- НПФ Благосостояние - 274,53 тыс. руб.;

- неиспользованный резерв на отпуска - 878,11 тыс. руб.;

- реклама - 533,84 тыс. руб.;

- офисная мебель и оргтехника - 2 250,01 тыс. руб.

Произведена корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходы в соответствии с формулой 16 Методики.

Проанализировав произведенные расчеты общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2016 год было установлено, что Респондент корректно рассчитал указанные расходы.

Прочие расходы по АО «СППК» по оценке Респондента составили 732,96 тыс. руб., что на 18 884,71 тыс. руб. ниже актуализированного уровня 19 617,67 руб.

По Вологодской области по расчету Респондента 77,9 тыс. руб., что на 1 700,58 тыс. руб. ниже актуализированного уровня 1 778,48 тыс. руб.

При этом Респондентом из расчетной базы 2014 года были исключены необоснованные прочие расходы по АО «СППК» в размере 17 541,098 тыс. руб., в том числе:

Госпошлина в размере 2 060 393,51 руб.

- Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде в размере 13 226,66 руб.;

- Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде в размере 159 746,11 руб.

- Прочие внереализационные доходы (расходы) не принимаемые в налоговом учете в размере 4 261 128,19 руб.;

- Прочие внереализационные доходы (расходы) в размере 6 136 866,60 руб.;

- Компенсация (суточные) за разъездной характер работы в размере 4 211 833,75 руб.;

- Налоги с выплат, принимаемых к налоговому учету в размере 618 799,61 руб.;

- Пени, штрафы (прочие) в размере 27 840,00 руб.;

- Пени(штрафы) по налогам и сборам в размере 3 242,31 руб.;

- Премия секретарю совета директоров в размере 394 600,73 руб.;

- Прочая реализация в размере 2 835,75 руб.

Респондент исключил заявленные АО «СППК» расходы в полном объеме, как несоответствующие условиям, определенным пунктами 19, 23.7.4. Методики.

Респондентом были правомерно исключены заявленные АО «СППК» затраты, в соответствии с положениями Методики.

Размер пассажирооборота рассчитан Респондентом на уровне 33 747,08 тыс. пасс.км., что на 3 241,42 тыс. пасс.км. или 10,6% выше актуализированного уровня 30 505,66 тыс. пасс.км.

Респондент при расчете принята населенность вагона 20,8 чел./ваг. на завышенном уровне, при том, что факт 2015 года - 18,74 чел./ваг., заявка на 2016 год - 17,96 чел./ваг., факт 1 квартала 2016 года - 13,67 чел./ваг., актуализированный прогноз - 18,8 чел./ваг.

Доход рассчитан Респондентом на уровне 89 092,29 тыс. руб., что на 9 588,9 тыс. руб. или 12,1% выше актуализированного уровня в размере 79 503,39 тыс. руб.

Доход рассчитан Респондентом как произведение пассажирооборота (33 747,08 тыс. пасс.км.) и тарифа для населения 2,64 руб./пасс.км.

Пассажирооборот по Вологодской области рассчитан корректно, исходя из принятого объема вагоно-километровой работы и населенности одного вагона — 33 747,08 тыс. тыс. пасс.км.

Размер вагоно-километровой работы на 2016 год по Вологодской области составляет 1 622,46 тыс. ваг.-км.

Средняя населенность одного вагона принята в размере 20,8 чел./ваг., что соответствует данным по согласованному протоколу разногласий между АО «СППК» и Респондентом, предоставленному в адрес ФАС России в рамках мониторинга проведения тарифного регулирования пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на 2016 год.

Данная величина отражает фактическую среднюю населенность вагона за 2015 год по данным компании на момент установления тарифа.

Величина средней населенности вагона была признана представителем АО «СППК» что зафиксировано протоколом заседания правления Респондента от 01.12.2015 года №197.

Таким образом Респондентом при расчете пассажирооборота на 2016 год в соответствии с пунктом23.6. Методики корректно использованы данные по объему вагоно-километровой работы и населенности одного вагона за 2015 год.

Требования Заявителя учесть экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов (цен) на период регулирования по итогам работы за 2011-2014 год в размере 501 077 699,71 руб. неправомерно, так как по данном вопросу ФАС России было рассмотрено заявление о досудебном рассмотрении спора между АО «Северная пригородная пассажирская компания» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (вх. № 157009/15 от 30.12.2015) и принято решение ФАС России от 20.05.2016 № СП/33807/16 об отказе в удовлетворении требований АО «Северная пригородная пассажирская компания».

В рамках рассмотрения вышеуказанного досудебного спора было установлено, что Респондентом при установлении тарифов для АО «СППК» (на период 2015 года (приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области № 148 от 13.05.2015 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые АО «Северная пригородная пассажирская компания» на территории Вологодской области»), были выявлены значительные превышения показателей уровня прямых собственных расходов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов по Вологодской области за 2011-2013 годы по сравнение с предыдущими периодами.

За период с 2011 по 2015 годы объем вагоно - километровой работы снизился на 38,4%, собственные расходы компании увеличились на 66,5 % при индексе роста цен производителей промышленной продукции за этот же период - 1,288.

Было выявлено, что фактические данные по пассажирообороту за 2015 год превышают плановую величину на 15, 7% (населенность одного вагона составила 18, 7 чел./ваг., пассажирооборот составил 27 886, 59 тыс. ваг. км.).

Таким образом при рассмотрении досудебного спора было подтверждено, что собственные расходы АО «СППК», общепроизводственные и общехозяйственные расходы рассчитаны Респондентом с применением индексов изменения объемов и индексов роста цен за 2012, 2013,2014 и 2015 годов, и в расчете применены индексы роста цен производителей промышленной продукции, статьи расходов «Заработная плата» и «Отчисления на социальные нужды» проиндексированы с применением индексов роста потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

отказать в удовлетворении требований АО «СППК», указанных в заявлении о рассмотрении спора с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования пригородном сообщении на 2016 год.

Связанные организации

Связанные организации не указаны