Решения по тарифам №СП/69833/16 Решение о частичном удовлетворении требований,указанных в за... от 11 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований,

указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора

между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Региональной тарифной комиссией Ставропольского края

(исх. от 18.02.2016 № 06-13/690, вх. от 19.02.2016 рег. № 22322/16)

 

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере питьевого и технического водоснабжения и водоотведения.

Спор возник с Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее – РТК, Респондент, орган регулирования, Комиссия), которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением от 26.11.2015 г. № 58/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы» установила соответствующие тарифы на услуги питьевого и технического водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2016-2018 гг.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –Методические указания).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом (б) пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования.

По результатам рассмотрения спора ФАС России установлено следующее.

По статье «Расходы на покупку воды» в части услуг питьевого водоснабжения.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду.

Спор по данной статье заключается в  предложении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 30.10.2015 №04-09/4589 (вх. от 05.11.2015 №4764) учесть при расчете тарифов на питьевую воду на 2016-2018 гг. объем покупной воды от МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Ставрополь), в целях водоснабжения потребителей г. Михайловска, населенных пунктов Шпаковского и Грачёвского районов, в размере 5 930,64 тыс. куб. м. в год, в отличие от ранее заявленного объема на 2016 год – 4 075,0 тыс. куб. м. Данное предложение в тарифной заявке 2016 года отклонено органом регулирования по следующим основаниям.

Предприятием предлагается изменение объема закупки воды до 5 930,64 куб. м., то есть увеличение его на 1 855,64 тыс. куб. м. от ранее заявленного.

При этом, исходя из тарифной заявки ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», представленной на момент установления тарифов, объем реализации воды потребителям изменится всего на 162 тыс. куб. м. от ранее заявленного (8,73 процента от дополнительного объема закупки дойдет до потребителя).

Обоснования, пояснения о том, куда будет направлен дополнительно закупленный объем воды в размере 1 855,67 тыс. куб. м. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в РТК на момент установления тарифов не были представлены. Водный баланс с учетом увеличения покупки воды также не был представлен ни в орган регулирования, ни в ФАС России.

В соответствии с отчетными данными фактический объем покупной воды у МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Ставрополь) за 2014 год составляет всего 3 945,84 тыс. куб. м.

В материалах тарифного дела МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Ставрополь), которые были представлены со стороны регулируемой организации в РТК, информации о планируемом увеличении поставки воды для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не содержится.

На основании того, что расчет прироста объема реализации воды потребителям, начиная с 2011 года, необходимо анализировать с учетом всех показателей водного баланса филиала за каждый год соответственно, так как ранее информация от ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о том, что объемы закупаемой воды у МУП «ВОДОКАНАЛ» (г. Ставрополь) не покрывают потребность в водоснабжении в г. Михайловске и в Грачевском районе за предыдущие периоды регулирования в РТК Ставропольского края не поступала, органом регулирования не был учтен в составе тарифа на питьевую воду дополнительный объём покупной воды, заявленный ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в размере 1 855,67 тыс. куб. м. или 67 378,29 тыс. руб.

Анализируя вышеизложенное, ввиду отсутствия на момент установления тарифов отчетных документов, актов по поставке воды, водного баланса, включающего дополнительный заявленный объём покупной воды, а также ввиду отсутствия в водном балансе МУП «Водоканал» (г. Ставрополь) дополнительных объёмов отпуска воды, тем самым подтверждая отсутствия у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обоснования о необходимости дополнительной покупки воды, ФАС России не усматривает признаков нарушения органом регулирования требований действующего законодательства Российской Федерации.

По статье «Расходы на оплату труда основного производственного и административно - управленческого персонала» и Отчисления на социальные нужды основного производственного и административно-управленческого персонала в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

Спор по данной статье между сторонами по величине фонда оплаты труда заключается в численности и заработной плате основного производственного и административно-управленческого персонала регулируемой организации, учтённых РТК в тарифах 2016 года.

ФАС России проанализирована величина плановой средней заработной платы, учтённой органом регулирования при расчёте расходов по статье «Расходы на оплату труда основного производственного и административно - управленческого персонала» 2016 года, по результатам проведённого анализа отмечено следующее:

- в заявлении регулируемая организация выражает требования по учёту при расчёте фонда оплаты труда средней заработной платы по действующим объектам в размере 23 359,7 руб., по дополнительным объектам 23 287,5 руб., увеличивая фактическую среднюю заработную плату 2014 года в размере 18 851 руб. на индексы в размере 108,3 % и 115,7%;

- регулирующим органом средняя заработная плата ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 года рассчитана с учётом требований, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2016-2018 годы (далее – ОТС).

Также ФАС России выявлено, что в расчёте фонда оплаты труда представленном в ФАС России, учтены затраты работников объектов, которые не введены в эксплуатацию и не приняты на баланс ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», которые не были приняты РТК в расчёт расходов на оплату труда 2016 года.

 С учётом того, что средняя заработная плата персонала  ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» рассчитана органом регулирования с учётом ОТС, а также того, что плановая средняя заработная плата ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 года превышает среднюю заработную плату по видам экономической деятельности (в сфере жилищно-коммунального хозяйства), опубликованную на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики за январь-май 2016 года по Ставропольскому краю, подтверждая тем самым доведение органом регулирования заработной платы регулируемой организации до среднего уровня и учёт в необходимой валовой выручке ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» величины средней заработной платы выше средней в регионе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, требования Заявителя об увеличении средней заработной платы не подлежат удовлетворению.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена численность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в размере 8 763,46 единиц в общем по организации, в том числе по действующим объектам 8 637,96 единиц, по дополнительно принятым объектам – 81 единиц (без учета дополнительных объектов, не принятых органом регулирования тарифов - 10 очистительных установок «Исток» (Буденновский «Межрайводоканал»). В части 81 единицы принятой регулирующим органом спор отсутствует, в связи с тем, что данная величина принята по заявке организации.

Расчёт величины численности в размере 8 637,96 произведён регулируемой организацией на основании штатного расписания ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и представлен в обоснование в орган регулирования и в ФАС России на досудебное урегулирование спора.

При этом, по мнению ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», величина численности по нормативам, должна составлять 11 876,07 единиц.

При расчете численности на 2015 год, РТК был осуществлен расчет с учетом проверки ГУП Контрольно-счетной палатой Ставропольского края (акт по результатам контрольного мероприятия от 14.02.2014 г. № 08/76), согласно которой было выявлено превышение нормативов численности административно-управленческого и инженерно-технического персонала.

При расчете численности в целом по ГУП на 2016 г. органом регулирования принята за основу численность, учтенная при установлении тарифов на 2015 год, к которой добавлена численность по дополнительным объектам.

При этом ФАС России установлено, что в материалах дела отсутствуют формы П-4, которые фиксируют движение работников на предприятии и отражают фактическую численность, сложившуюся в регулируемой организации. В условиях отсутствия вышеуказанных форм, ФАС России в рабочем порядке у органа регулирования запрошены сведения о фактической численности, сложившейся в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2012-2015 гг.

По итогам анализа ФАС России выявлено, что ежегодно органом регулирования закладывается плановая численность выше численности, которая складывается по факту в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, основания для удовлетворения требований Заявителя об увеличении численности основного производственного и административно-управленческого персонала отсутствуют.

В связи с тем, что спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, а заявленное на досудебное урегулирование спора увеличение расходов по статье «Отчисления на социальные нужды производственного и административного персонала» связано с предлагаемым Заявителем увеличением расходов на оплату труда, учитывая то, что по результатам рассмотрения спора по статье «Расходы на оплату труда производственного и административного персонала» требования Заявителя признаны экономически не обоснованными, требования Заявителя данной статье не подлежат удовлетворению.

Прочие производственные, общехозяйственные и административные расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

В соответствии с пунктами 39 и 41 Основ ценообразования в необходимой валовой выручке регулируемой организации учитываются прочие производственные, общехозяйственные и административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями.

По данной статье спор между сторонами заключаются в неучёте РТК при расчёте необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 г. в полном объёме заявленных регулируемой организацией средств по подстатьям  «Расходы на амортизацию непроизводственных активов», «Расходы на амортизацию производственного автотранспорта», «ГСМ», «Охрана объектов ВКХ сторонними организациями», «Текущий ремонт автотранспорта», «Орг. техника – текущий ремонт», «Текущий ремонт административных и бытовых зданий», «Текущий ремонт прочего имущества и хозяйственного инвентаря», «Капитальный ремонт автотранспорта», «Капитальный ремонт прочего имущества», «Капитальный ремонт административных и бытовых зданий», «Спецоценка условий труда», «Медицинские осмотры», «Обеспечение норм. условий труда прочие расходы», «Обучение», «Спец. Одежда», «Обеспечение пожарной безопасности и ГО и ЧС», «Промышленная безопасность», «Освоение природных ресурсов», «Анализ воды и стоков ЦГСЭН», «Содержание лабораторных приборов», лабораторного оборудования», «Аренда автотранспорта», «Аренда производственных помещений», «Вспомогательные материалы, инструменты и инвентарь», «Больничные за счет работодателя», «Изготовление технической документации на ОС», «Инкассация», «Информационно-консультационное обслуживание», «Испытание электроустановок», «Канцелярские расходы», «Проезд», «Проживание», «Суточные», «Полевое довольствие», «Коммунальные услуги газового хозяйства», «Коммунальные услуги прочее», «Лицензирование, оформление сертификатов», «Метрологические услуги (проверка приборов)», «Нотариальные услуги», «Обслуживание ККМ», «Оформление земель», «Оценка имущества», «Обслуживание оргтехники», «Имущество до 40 тыс. руб.», «Периодические издания», «Подготовка кадров и повышение квалификации», «Почтово-телеграфные, типографские расходы», «Проездные талоны», «Проводная и сотовая связь», «Прочие материалы», «Прочие услуги сторонних организаций, в том числе: печать и доставка платежных документов», «Расходы, связанные с приобретением права на использование ЭВМ», «Содержание автотранспорта (регистрация, тех. осмотр)», «Содержание зданий и сооружений», «Содержание и обслуживание высокочастотных приборов (раций)», «Содержание оборудования», «Сопровождение программного обеспечения», «Добровольное страхование», «Страхование опасных объектов», «Страхование ОСАГО», «Теплоэнергия (коммунальные услуги)», «Транспортные услуги сторонних организаций», «Услуги сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов», «Эксплуатационно-техническое обслуживание автотранспорта», «Прочие расходы».

ФАС России установлено, что орган регулирования за основу расчёта принял плановую величину данных расходов, учтённую при расчёте тарифов на 2015 год, увеличив её на индекс рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (от 26 октября 2015 года). В результате расчёта органа регулирования уровень расходов по статье «Прочие производственные, общехозяйственные и административные расходы» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения сложился в размере 210 186,63 тыс. руб.

Требования Заявителя заключаются в увеличении фактически сложившихся затрат по данной статье за 2014 год на индекс в размере 112,22 %. При вышеуказанном подходе сумма затрат, заявленная ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», сложилась на уровне 296 616,4 тыс. руб. Таким образом размер дополнительно заявленных средств по данной статье по предложению регулируемой организации составил 86 429,77 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

С учётом положений пункта 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

ФАС России отмечает, что орган регулирования аргументирует свою позицию о некорректности применения фактических затрат 2014 года, тем, что фактические расходы регулируемой организации по статье «Прочие производственные, общехозяйственные и административные расходы», сложившиеся за 2014 год, не отражают экономически обоснованный уровень затрат.

ФАС России проанализированы обосновывающие материалы, представленные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по статье «Прочие производственные, общехозяйственные и административные расходы» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, и сделаны следующие выводы. Регулируемой организацией представлены на досудебное урегулирование споров ФАС России договоры, заключенные в 2014 и 2015 гг., однако конкурсные процедуры, проведённые по результатам торгов, подтверждающие экономическую обоснованность и целесообразность понесённых затрат ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2014 году в материалах дела отсутствуют.

Ввиду отсутствия в материалах, поданных на досудебное урегулирования споров, документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иных документов, подтверждающих экономическую обоснованность понесённых регулируемой организацией затрат в предыдущих периодах регулирования, ФАС России не представляется возможным оценить экономическую обоснованность и целесообразность фактических расходов регулируемой организации 2014 года, в связи с чем требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

Реализация мероприятий по декларированию безопасности гидротехнических сооружений» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Спор по данной статье возник в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» необходима разработка Деклараций безопасности  гидротехнических сооружений (далее – ГТС) на услуги питьевого водоснабжения. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за нарушение законодательства Российской Федерации было привлечено к административной ответсвенности.

По запросу Кавказского управления Ростехнадзора ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» разработан график представления деклараций безопасности в 2016-2018 гг., согласно которого органу регулирования предложено включить в тариф на услуги питьевого водоснабжения на 2016 год затраты в размере 4 285,29 тыс. руб. (письмо от 05.11.2015г. № 06-15/4639).

В обоснование заявленных на досудебное урегулирование спора в ФАС России требований ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» представлен вышеуказанный график реализации мероприятий по декларированию безопасности гидротехнических сооружений на 2016 год.

В соответствии с приложением 2.9. к протоколу заседания правления РТК Ставропольского края от 26.11.2015 № 58 затраты на оплату услуг по декларированию безопасности гидротехнических сооружений на регулируемый период 2016 г. отклонены органом регулирования, данные расходы предложено учесть РТК при последующем регулировании на 2017 год по факту выполненных работ за отчетные периоды 2015-2016 гг.

Ввиду отсутствия у регулируемой организации в тарифном деле, представленном в орган регулирования, а также в ФАС России, обосновывающих материалов, подтверждающих факт несения данных расходов в предыдущих периодах регулирования, а также принимая во внимание факт привлечения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к административной ответственности за нарушение регулируемой организацией требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в предыдущие периоды регулирования, ФАС России считает обоснованным позицию органа регулирования, основанную на учете расходов по статье «Реализация мероприятий по декларированию безопасности гидротехнических сооружений» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения при последующем регулировании на 2017 год по факту выполненных работ за отчетные периоды регулирования с 2015 по 2016 годы.

Расходы на капитальный ремонт централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

С учётом положений пункта 24 Методических указаний при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Данная статья затрат снижена органом регулирования тарифов от предложений регулируемой организации в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 275 924,18 тыс. руб. (на 76,8 %), в части оказываемых услуг водоотведения на 54 967,12 тыс. руб. (на 59,7 %).

Величина средств, утвержденная в тарифе на питьевое водоснабжение в размере 83 483,5 тыс. руб., водоотведение - 37 141 тыс. руб. не позволит, по мнению Заявителя, провести работы, необходимые для выполнения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

ФАС России установлено, что затраты по статье «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем» на 2016 год органом регулирования приняты на уровне фактически сложившейся величины капитального ремонта за 2014 год и увеличены на индексы, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (от 26 октября 2016 года), в сфере строительства в размерах 105,7 % и 104,9 % и учтены в необходимой валовой выручке ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в соответствии с утверждённой на 2016 год производственной программой регулируемой организации.

В связи с принятием органом регулирования величины расходов на капитальный ремонт 2016 года на уровне учтённой в производственной программе в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 83 483,5 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 37 141,0 тыс. руб., что не противоречит пункту 24 Методических указаний, требования Заявителя по статье «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем» не подлежат удовлетворению.

Сбытовые расходы гарантирующих организацийасходы по сомнительным долгам) в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования.

Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности), определяемые в соответствии с Методическими указаниями, в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования (то есть за тот период, по которому имеются подтверждённые бухгалтерской и статистической отчётностью данные).

Согласно статьи 12 Федерального закона органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации безнадёжными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленной срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадёжных долгов, признанных таковыми в порядке, установленным вышеуказанной статьёй.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» заявлена на досудебное урегулирование споров величина расходов по статье «Расходы по сомнительным долгам» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В связи с тем, что регулируемой организацией на момент установления тарифов в РТК, а также на досудебное урегулирование споров ФАС России не представлены документы, подтверждающие заявленную величину расходов по сомнительным долгам, обоснование применения в расчете максимального процента (2 % от НВВ), пояснения к таблице (алгоритм расчета), а также анализа динамики данных затрат, подтверждающих наличие у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» расходов по сомнительным долгам в предыдущих периодах регулирования, безнадежность долгов и невозможность их взыскания, требования Заявителя по статье «Расходы по сомнительным долгам» не подлежат удовлетворению.

Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Регулируемая организация в данной статье оспаривает неучтённые величины расходов по подстатьям «Расходы на оплату госпошлины по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества зарегистрированных в собственность Ставропольского края и находящихся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 9 099,23 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения в размере 1 526,77 тыс. руб. и «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 8 447,2 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения в размере 622,97 тыс. руб.

ФАС России установлено, что в адрес РТК к ранее представленному заявлению ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. были направлены материалы о необходимости включения в тариф на 2016 год затрат по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества зарегистрированных в собственность Ставропольского края и находящихся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (письмо ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 25.05.2015 г. № 02-17/1938) на сумму 10 670 тыс. руб., из них:

- на услуги питьевого водоснабжения – 9 099,23 тыс. руб.;

- на услуги водоотведения – 1 526,77 тыс. руб.

Регулируемой организацией в обоснование данных расходов в  адрес РТК, а также в адрес ФАС России представлен расчёт плановых затрат по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества на 2016 год с указанием перечня объектов, на которые необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» а также сведений из ЕГРП о зарегистрированном праве собственности Ставропольского края, при этом в данном перечне объектов указаны номера свидетельств регистрации, а кадастровые номера объектов отсутствуют.

ФАС России установлено, что часть из перечисленных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» объектов в вышеуказанном расчёте была зарегистрирована в собственность ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» еще в 2009 году (объекты зарегистрированы с 2009 по 2015 гг.), вторая часть объектов, указанная в представленном на досудебное урегулирование спора перечне, не зарегистрирована и не принята на баланс ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»).

Анализируя вышеизложенное ФАС России отмечает, что объективных причин, которые бы препятствовали ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» производить поэтапную оплату данных расходов в предыдущих периодах регулирования, а не учитывать все затраты в одном периоде регулирования, тем самым увеличивая тарифную нагрузку на потребителя и создавая социально-экономические последствия в регионе, (обращая внимание на наличие у регулируемой организации в 2012 году чистой прибыли в размере 21 602,0 тыс. руб., в 2013 году – 3 980,0 тыс. руб. (в совокупности по всем видам деятельности), что также позволило бы произвести часть выплат по регистрации объектов принятых ГУП СК на баланс до 2012 года.

В связи с вышеизложенными доводами органом регулирования не нарушены требования законодательства Российской Федерации при не учёте расходов по подстатье «Расходы на оплату госпошлины по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества зарегистрированных в собственность Ставропольского края и находящихся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Спор по подстатье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» статьи «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов» возник в связи с неучётом органом регулирования рассчитанной ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» плановой платы за негативное образование отходов производства и потребления в результате очистки пруда-осадконакопителя филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кубанские очистные сооружения водоснабжения, расположенный в балке Горькая, восточнее п. Новый, Прикубанского района, Карачаево-Черкесской Республики.

По мнению Заявителя, в настоящее время пруд не выполняет своего назначения - осаждение осадка, что приводит к антропогенному воздействию на окружающую среду. Необходимо срочно проводить работы по очистки пруда для дальнейшего его использования как объекта системы подготовки воды.

Регулируемой организацией произведён расчёт плановой платы за негативное образование отходов производства и потребления в результате очистки пруда-осадконакопителя в 2016 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 «О нормативах платы за негативное воздействие на окружающую природную среду» исходя из годовой массы отходов (осадка) при подготовке воды согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения от 22.05.2015 № О-16/12/15,  выданному Федеральной службой Росприроднадзора по СКФО, в размере 1 230 87,1 тонн в год.

Плата за негативное образование отходов производства и потребления в результате очистки пруда-осадконакопителя, по расчету регулируемой организации, составила 8 980, 43 тыс. руб.

При определении размера расходов, связанных с платой за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов, для включения в расчет тарифов на 2016 г., РТК руководствовалась фактическими затратами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», подтвержденными официальной отчетностью за 2014 год:

- по питьевому водоснабжению -1 754,21 тыс. руб., что на 8 447,2 тыс.руб. ниже предложений ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»;

- по водоотведению – 2 849,83 тыс. руб., что на 622,97 тыс. руб. ниже предложений ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

В связи с тем, что органом регулирования учтены расходы по подстатье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» статьи «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов» в необходимой валовой выручке ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на уровне фактических расходов 2014 года, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов по данной подстатье.

Средства по статье «Недополученные доходы (2013-2014 гг.)» в части оказываемых услуг технического, питьевого водоснабжения и водоотведения

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Регулируемой организацией заявлены на досудебное урегулирование спора недополученные доходы в совокупности по трём регулируемым видам деятельности за 2013 и 2014 гг., а именно в части технического водоснабжения в сумме 1 237,60 тыс. руб. (2013 г. – 710,3 тыс. руб., 2014 г. – 527,3 тыс. руб.), в части питьевого водоснабжения в сумме 664 754,3 тыс. руб. (2013 г. – 446 182,4 тыс. руб., 2014 г. – 218 571,9 тыс. руб.), в части водоотведения в сумме 79 106,04 тыс. руб. (2013 г. – 44 765,34 тыс. руб., 2014 г. – 34 340,7 тыс. руб.), сложившиеся, по мнению регулируемой организации, в результате значительного увеличения РТК в одностороннем порядке объемов отпуска услуг при утверждении тарифов прошлых периодов регулирования.

Однако ФАС России установлено, что объективных причин образования в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не зависящих от регулируемой организации в поданном на досудебное урегулирование спора заявлении указано не было, а выявление и устранение несанкционированного подключения (пользования) к централизованным сетям предприятия, и утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации, данные причины не являются независящими от регулируемой организации.

Согласно протоколу рабочей комиссии РТК Ставропольского края от 18.08.2015 года органом регулирования тарифов признаны недополученные доходы за 2013 год на услуги питьевого водоснабжения – 121 987,6 тыс. руб., на услуги технического водоснабжения – 1 493,62 тыс. руб. за 2014 год на услуги питьевого водоснабжения – 264 558,52 тыс. руб., на услуги технического водоснабжения – 794,18 тыс. руб.

Однако, по мнению регулируемой организации, в нарушение законодательства Российской Федерации недополученные доходы РТК Ставропольского края из расчета тарифов исключены.

Регулируемая организация обращает внимание на то, что недополученные доходы за 2013 не приняты в тарифы 2014 и 2015, следовательно, орган регулирования обязан включить данные средства в тарифы 2016, а недополученные доходы за 2014, не принятые в тарифы 2015 и 2016 , орган регулирования обязан включить в тарифы 2017.

Недополученные доходы, по мнению органа регулирования, возникли у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» вследствие ненадлежащего учета предприятием воды после ее подачи в сеть, то есть при транспортировке и распределении при отпуске потребителям, а также вследствие завышения потерь, что подтверждается результатами проверок, в том числе проведенной ГУ МВД России по СКФО совместно с контрольно-счетной палатой Ставропольского края и РТК Ставропольского края в октябре-ноябре 2012 г., и по результатам экспертных исследований, осуществленных Федеральным бюджетным учреждением Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в 2013-2014 гг.

В соответствии с подпунктом (з) пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением правительства от 13.05.2013 г. № 406, водоснабжающая организация должна представить расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным сетям.

Документы по обоснованию фактических потерь, а также по их увеличению при планировании на период 2016-2018 гг. ГУП СК «Ставропольводоканал» в РТК, а также в ФАС России не представлены (представлены только сводные итоговые показатели).

Дополнительные материалы по филиалам, которые были направлены ГУП СК «Ставропольводоканал» по запросу РТК от 14.08.2015 № 01-06/2235, также не дают оснований считать указанные фактические и плановые потери в сетях при транспортировке воды обоснованными.

По данным регулируемой организации в документах представленных для установления тарифов и долгосрочных параметров регулирования в целом по предприятию за 2014 год при транспортировке питьевой воды фактические потери составили 62 848,3 тыс. куб. м, что составляет 37,3 процента, расход воды на технологические нужды 19 623,58 тыс. куб. м, заявленные ГУП плановые потери на 2016 год составляют 69 668,1 тыс. куб. м, что соответствует уровню потерь 39,97 процента, относительно объема воды поданной в сеть, расход воды на технологические нужды указан в размере 18 812,37 тыс. куб. метров. Увеличение потерь ГУП СК «Ставропольводоканал» заявлено на 6 819,8 тыс. куб. м, при снижении расхода воды на технологические нужды всего на 811,21 тыс. куб. метров. Расшифровок такого изменения объема потерь и технологических нужд в РТК не было представлено на момент установления тарифов.

Также, орган регулирования отмечает, что существующие разночтения данных об уровне потерь воды при её транспортировке в водопроводных сетях в расчетах, представленных ГУП в РТК Ставропольского края в составе пакета документов для установления тарифов на 2016-2018 годы и в действующей инвестиционной программе ГУП СК «Ставропольводоканал», проекте изменений в инвестиционную программу ГУП СК «Ставропольводоканал», представленного в МинЖКХ Ставропольского края, а также в возражениях, дают основания считать, что в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» должным образом не осуществляется учет расхода и потерь воды после её подачи в сеть.

В этой связи орган регулирования посчитал недопустимым относить вышеуказанные расходы по статье «Недополученные доходы за 2013-2014 гг.» на потребителей, в том числе на население.

Принимая во внимание факт наличия недостоверных данных, отраженных в формах статистической отчётности, что подтверждается актом МВД от 23.11.2012 г. № 93, ФАС России не представляется возможным признать недополученные доходы, сложившиеся в регулируемой организации за 2013 и 2014 гг. как экономически обоснованные, в связи с чем Заявителю отказано в дополнительном учёте расходов по данной статье в части услуг водоснабжения и водоотведения.

Также, в отношении довода регулируемой организации о признании РТК недополученных доходов в протоколе заседания рабочей комиссии РТК Ставропольского края от 18.08.2015 года от ФАС России обращает внимание, что данный протокол является промежуточным мнением органа регулирования, а в итоговом протоколе заседания правления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26.11.2015 года № 58 и в экспертном заключении отображена общая позиция, заключённая в исключении из тарифной заявки ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» экономически необоснованных расходов. Более подробный анализ органа регулирования по экономическому обоснованию недополученных доходов, сложившихся в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2013-2014 гг., отображен в письме к Губернатору Ставропольского края (информация к поручению № 10311вн от 04.09.2015 г.) от 18.09.2015 г. № 02-05/2549, где РТК подробно описывает причины образования недополученных доходов, которые возникли в результате недостаточной работой предприятия по борьбе с потерями воды, возникающих из-за аварий, несанкционированного отбора воды, а также недостаточной работой с дебиторской задолженностью (на начало текущего периода составила 1 128,57 млн. руб.) и наращиванием кредиторской задолженности (на начало текущего периода составила 583,37 млн. руб.).

Таким образом, РТК при расчёте необходимой валовой выручки регулируемой организации 2016 года не учтены недополученные доходы за 2013-2014 гг.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования тарифов) экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В условиях отсутствия в экспертном заключении органа регулирования подробного анализа и мотивированной позиции в части неучёта в необходимой валовой выруке ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 года недополученных доходов за 2013-2014 гг., Респондентом нарушены требования законодательства Российской Федерации, в связи с чем РТК необходимо доводы, отраженные в письме к Губернатору Ставропольского края (информация к поручению № 10311вн от 04.09.2015 г.) от 18.09.2015 г. № 02-05/2549 (в котором содержатся причины неучёта органом регулирования недополученных доходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»), отразить в экспертном заключении об установлении тарифов регулируемой организации 2016 года.

По статье «Расчётная предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» данная статья затрат заявлялась в тарифной заявке 2016 года в размере 5 % текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Респондентом расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» рассчитана с учетом муниципальных образований, в которых ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является гарантирующей организацией, однако в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с распоряжением Правительства РФ  от 28.10.2015 № 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской федерации на 2016 год» в одностороннем порядке снижена по питьевому водоснабжению и учтена на уровне 966 тыс. руб., что составляет 0,03 % по отношению к расходам регулируемой организации.

Размер расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организацией по предложению ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» составил по питьевому водоснабжению – 143 703,79 тыс. руб., а именно на уровне 5 % от предложенных в тарифной заявке регулируемой организацией расходов.

ФАС России отмечает, что регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора представлен расчёт расчётной предпринимательской прибыли, основывающийся на фактической реализации отпуска услуг и фактической себестоимости. Данный расчёт является некорректным, так как расчётная предпринимательская прибыль рассчитывается от плановых текущих расходов и амортизации, учтённых органом регулирования в необходимой валовой выручке 2016 года. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет регулируемый вид деятельности по 230 муниципальным образованиям и 28 филиалам, из которых статус гарантирующей организации присвоен не по всем муниципальным образованиям.

С учётом вышеизложенного, так как по результатам рассмотрения досудебного спора требования ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по вышеперечисленным статьям затрат признаны необоснованными, ФАС России выявлены нарушения органа регулирования требований законодательства Российской Федерации при расчёте расчётной предпринимательской прибыли, в связи с чем Респонденту расчётную предпринимательскую прибыль необходимо рассчитать в размере 5 процентов от текущих расходов, учтённых органом регулирования на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учтённых органом регулирования в необходимой валовой выручке 2016 года, только в той части, где ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность в качестве гарантирующей организации.

ФАС России рассмотрены материалы Заявителя, представленные в РТК на момент установления тарифов, а также на досудебное урегулирование спора в ФАС России по показателю «Отпуск услуг» питьевого водоснабжения, на основании которых сделаны следующие выводы.

В представленном на досудебное урегулирования спора заявлении регулируемая организация указывает причины снижения отпуска услуг, которые заключаются, по мнению государственного унитарного предприятия, в выявлении несанкицонированного подключения (пользования) к централизованным сетям водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также выявлении и устранении утечек на сетях абонентов.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что устранение несанкицонированных отборов и утечек – прямая обязанность регулируемой организации, данные причины не являются независящими от организации и не свидетельствуют о необходимости снижения отпуска реализуемых услуг.

ФАС России проанализирован расчёт отпуска услуг, выполненный органом регулирования и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», и сделан следующий вывод.

В расчёте отпуска услуг водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 года, выполненного регулируемой организацией, допущены технические ошибки, а именно в формулах неверно применены объёмы отпуска услуг и ошибочно рассчитаны темпы изменения (снижения) потребления воды, что в свою очередь подтверждает некорректный подход государственного унитарного предприятия при расчёте отпуска услуг водоснабжения.

Обобщая подход органа регулирования ФАС России отмечает, что расчетные объемы отпуска воды, принятых сточных вод на 2016 год определены РТК в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний, исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения. При этом органом регулирования в соответствии с положениями пункта 5 Методических указаний, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год использовались расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6, а именно с учётом  объема реализации по дополнительным объектам, принятым в расчет тарифов на 2015 год, а также экспертами РТК осуществлен расчет планового объема реализации на 2016 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения с учетом темпов изменения показателей объемов реализации с использованием отчетных показателей за 2011 – 2014 годы в соответствии с формулами Методических указаний.

Резюмируя вышеизложенное ФАС России не выявлены признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации при расчёте органом регулирования отпуска услуг ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», на основании чего Заявителю отказано в удовлетворении требований в части натурального показателя - объёма отпуска услуг питьевого водоснабжения. 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (исх. от 18.02.2016 № 06-13/690, вх. от 19.02.2016 рег. № 22322/16), принято решение:

1) Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей пункты 78(1) Основ ценообразования, 26 Правил регулирования тарифов;

2) Частично удовлетворить требования ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной тарифной комиссией Ставропольского края;

3) Признать экономически обоснованными средства, не учтённые органом регулирования при установлении тарифов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2016 год, рассчитав затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования только в той части, где ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность в качестве гарантирующей организации;

4) Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения:

- с 01.11.2016 установить (ввести в действие) тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые потребителям ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2016 год, исходя из необходимой валовой выручки организации, определённой органом регулирования на 2016 год и увеличенной на величину средств, пересчитанную в соответствии в пунктом 3 настоящего решения, и определённого органом регулирования объёма отпуска воды;

- учесть размер недополученных (с учетом оставшегося срока регулируемого периода) ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2016 году денежных средств, указанных в пункте 3 настоящего решения, в необходимой валовой выручке регулируемой организации при установлении тарифов на 2017 год;

- в условиях отсутствия в экспертном заключении органа регулирования подробного анализа и мотивированной позиции в части неучёта в необходимой валовой выручке ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» 2016 года недополученных доходов за 2013-2014 гг. в части оказываемых услуг питьевого, технического водоснабжения и водоотведения, доводы о причинах неучёта органом регулирования недополученных доходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2013 — 2014 гг.), отразить в экспертных заключениях об установлении тарифов регулируемой организации 2016 года в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов.

5) В остальной части отказать в удовлетворении требований ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

6) Об исполнении настоящего решения органу регулирования Ставропольского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам проверки материалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» для установления тарифов на питьевое, техническое водоснабжение и водоотведение.

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны