Решения по тарифам №СП/70154/17 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 35651/17 от 13.03.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на тепловую энергию ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – Заявитель, Общество, ПАО «ТГК-4»).

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия документов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – Респондент, РСТ РБ), которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 16.12.2016 № 2/139 «О внесении изменений в Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.11.2015 № 2/124 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия» установил Заявителю тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 годы методом долгосрочной индексации установленных тарифов.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для Заявителя установлены с календарной разбивкой:

на 1 полугодие 2016 года: для населения – 1 808,0 руб./Гкал, прочие – 1 532,20 руб./Гкал

на 2 полугодие 2016 года, на 2017 год и 1 полугодие 2018 года: для населения – 1 867,40 руб./Гкал, прочие – 1 582,54 руб./Гкал;

на 2 полугодие 2018 года: население – 1 885,33 руб./Гкал, прочие – 1 597,74 руб./Гкал.

Суть заявленных Заявителем требований к Респонденту по настоящему досудебному спору отражена в таблице*:

тыс. руб.

№ п/п

Наименование статьи

Заявитель

Респондент

Сумма спора

1

Расходы по программе на капитальный ремонт, реконструкции, техническому перевооружению имущественного комплекса

156 986,50

109 955,00

47 031,50

2

Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год), в т.ч.:

210 342,60

27 649,60

182 693,00

2.1

Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14»

88 919,50

27 620,10

61 299,40

2.2

Внереализационные расходы, понесенные в расчетном периоде регулирования (2015 год) и не учтенные при установлении тарифов для потребителей ПАО «ТГК-14» на 2015 год и подлежащие учету в расчете необходимой валовой выручки в последующем периоде регулирования (2017 году)

121 423,10

29,50

121 393,60

3

Затраты на оплату труда (с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды) филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК-14» понесенные в расчетном периоде регулирования (2015 год) и не учтенные при установлении тарифов для потребителей ПАО «ТГК-14» на 2015 год

139 431,00

69 110,00

70 321,00

4

Фактические затраты, понесенные до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (за 2014 год), в т.ч.:

124 339,00

0

124 339,00

4.1.

Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» (себестоимость) понесенные в расчетном периоде регулирования (2014 год) и не учтенные при установлении тарифов для потребителей ПАО «ТГК-14» на 2014 год

50 171,00

0

50 171,00

4.2.

Затраты на оплату труда с отчислениями от заработной платы филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК-14» понесенные в расчетном периоде регулирования (2014 год) и не учтенные при установлении тарифов для потребителей ПАО «ТГК-14» на 2014 год

74 168,00

0

74 168,00

ИТОГО

631 099,10

206 714,60

424 384,50

*Таблица заполнена на основании данных Заявителя.

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет на 2017 год 3 889 167,0 тыс. руб., на 2018 год – 3 907 844,68 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую ПАО «ТГК-14» считает экономически обоснованной, на 2017 год – 3 957 236,0 тыс. руб., на 2018 год – 4 264 160,0 тыс. руб.

Дополнительный учет по мнению Заявителя на 2017 год должен составлять 68 069 тыс. руб., на 2018 год – 356 315,50 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном урегулировании спора проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

1. Расходы по программе на капитальный ремонт, реконструкции, техническому перевооружению имущественного комплекса

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, входят затраты на ремонт основных средств.

В соответствии с приказом Респондента от 30.11.2015 г. № 2/124 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия, начиная с 2016 года в отношении Заявителя применяется долгосрочное регулирование, и тарифы на тепловую энергию регулируются методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Долгосрочным периодом регулирования определен период 2016-2018 гг.

В соответствии с пп. 36, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э (далее – Методические указания), расходы на ремонт основных средств относятся к операционным (подконтрольным) расходам, которые, в свою очередь, рассчитываются прямым счетом только на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (которым в отношении Заявителя был 2016 год), а на последующие годы долгосрочного периода регулирования - методом индексации базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на коэффициент индексации подконтрольных расходов (состоящего из нескольких расчетных коэффициентов).

Таким образом, действующая методология тарифообразования в сфере теплоснабжения не допускает возможность определения величин расходов по статьям затрат, входящим в состав операционных (подконтрольных) расходов, на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования прямым счетом.

Оспариваемые Заявителем расходы 2017 года по статье «Расходы по программе на капитальный ремонт, реконструкции, техническому перевооружению имущественного комплекса» по своей сути являются ремонтными расходами, обязанность по их осуществлению Заявителем предусмотрена положениями заключенных договоров аренды имущественного комплекса с муниципальными учреждениями Республики Бурятия.

В обоснование заявленных требований по статье «Расходы по программе на капитальный ремонт, реконструкции, техническому перевооружению имущественного комплекса» на 2017 год Заявителем в адрес ФАС России были представлены следующие документы:

1) Договоры аренды имущественного комплекса № УУЭК-12-969 от 04.06.2012 г., № УУЭК-13-772 от 29.04.2013 г., № УУЭК-2963-14 от 28.07.2014 г.;

2) Графики выполнения работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса на период 2013-2037 годы;

3) Программа по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса на 2017 г.

Заявленный на досудебное рассмотрение спора объем расходов по данной статье на 2017 год (второй год долгосрочного периода регулирования) в сумме 156 986,50 тыс. руб. определен Заявителем на основании сумм ежегодных договорных обязательств по выполнению работ в рамках трех заключенных договоров аренды.

Одновременно следует отметить, что заявленные Заявителем ремонтные мероприятия относятся к реконструкции и техническому перевооружению, следовательно, должны финансироваться не из средств себестоимости тарифа на тепловую энергию (в составе ремонтных расходов или арендной платы), а за счет прибыли (инвестиционной составляющей), учитываемой в составе необходимой валовой выручки организации на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на 2017 год.

Имеющаяся в материалах дела инвестиционная программа Заявителя на 2017 год (Заявителем не представлено документов, подтверждающих ее утверждение в установленном порядке), а также пояснительная записка к ней не содержат сведений о включении указанных ремонтных мероприятий (предусмотренных Программой по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущественного комплекса на 2017 г.) в ее состав, а также не содержат пояснений в части возможного дублирования данных мероприятий с инвестиционными мероприятиями, отраженными в инвестиционной программе Заявителя.

Таким образом, поскольку правовых оснований для учета заявленных Заявителем расходов по статье «Расходы по программе на капитальный ремонт, реконструкции, техническому перевооружению имущественного комплекса» не усматривается, а также с учетом того, что в действиях Респондента не усматривается нарушений действующей методологии в сфере теплоснабжения, ФАС России считает, что требования Заявителя по данной статье являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

2. Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год)

Спор по данной статье заявлен Обществом по причине не учета Респондентом в тарифах на тепловую энергию в полном объеме фактически понесенных в 2015 году расходов, относящихся на аппарат управления ПАО «ТГК-14», а также внереализационные расходы по трем филиалам (структурным подразделениям) Заявителя, расположенным к территории Республики Бурятия: «Генерация Бурятии» (по теплоисточникам Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ (вид деятельности - производство тепловой энергии), «Улан-Удэнский энергетический комплекс» (производство и передача тепловой энергии), «Теплоэнергосбыт Бурятии» (передача тепловой энергии).

При определении расходов на аппарат управления ПАО «ТГК-14» на 2015 год Респондентом был произведен расчет нормативной численности управленческого персонала Заявителя, а также исключены отдельные затраты на обеспечение его деятельности, которые, по мнению Респондента, являются избыточными (материальные затраты, отчисления от заработной платы, услуги связи и др.).

В соответствии с п. 63 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Также, учет внереализационных расходов в составе необходимой валовой выручки регламентирован пунктом 47 Основ ценообразования.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что затраты на аппарат управления, а также внереализационные расходы могут учитываться в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, Экспертное заключение Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия на корректировку тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия (в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское») на 2017-2018 годы не содержит анализа фактических затрат по статье «Расходы аппарата управления», понесенных ПАО «ТГК-14» в 2015 году.

Экспертное заключение РСТ РБ на 2015 год также не содержит информацию о способах отнесения им совокупных расходов по видам деятельности, структурным подразделениям, теплоисточникам Заявителям и т.д., а также о примененных долях отнесения затрат в числовом выражении.

ФАС России был проведен анализ представленных Заявителем обосновывающих материалов и документов. В процессе проводимого анализа по каждой статье затрат (в разрезе затрат на аппарат управления и внереализационных расходов) ФАС России оценивался плановый объем расходов, утвержденный Респондентом на 2015 год, фактический объем расходов за 2015 год, подтвержденный представленными Заявителем документами (с ссылками на представленные обосновывающие материалы), отнесенный в соответствующей доле согласно принятым способом распределения косвенных расходов по филиалу, а также полученные объемы отклонений (сальдо) расходов в части их перерасхода или недоиспользования за рассматриваемый период (2015 год).

Распределение затрат и прочих расходов аппарата управления и внереализационных расходов ПАО «ТГК-14» произведено согласно Учетной политике, действующей на предприятии в 2015 году. Затраты распределяются по прямому признаку, в случае если они относятся непосредственно на какой-то вид деятельности, и пропорционально утвержденной регулирующими органами необходимой валовой выручке по филиалам и регулируемым видам деятельности в отношении косвенных затрат. Общая сумма затрат АУ ПАО «ТГК-14», разбитая на статьи сметы затрат и статьи прочих расходов, умножается на коэффициент (процент распределения) соответствующий виду деятельности, подразделению и региону.

Фактические расходы аппарата управления ПАО «ТГК-14» в 2015 году составили 872 271,25 тыс. руб., в том числе в сфере теплоснабжения, по данным Заявителя – 318 411,56 тыс. руб. (36,504%).

Органом регулирования расходы по анализируемой статье затрат по всем филиалам учтены на 2015 год в размере 44 405,14 тыс. руб.

Общий размер разногласий по всем филиалам ПАО «ТГК-14» составляет 274 006,41 тыс. руб.

Статья «Сырье и материалы»

В соответствии с п. 33 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку относятся в том числе расходы на сырье и материалы.

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Фактические расходы по анализируемой статье затрат по ПАО «ТГК-14» в 2015 году составили 3 413,56 тыс. руб., в том числе материалы на ремонт – 338,33 тыс. руб., материалы на эксплуатацию – 2 347,08 тыс. руб., ГСМ – 728,14 тыс. руб.

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Сырье и материалы» Заявитель представил в адрес ФАС России оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам, договоры поставки и спецификации за 2015 год.

ФАС России отмечает, что перечень закупаемых единиц материалов содержит более тысячи наименований, кроме того, значительное количество закупалось по цене менее 100 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, ФАС России предлагает принять расходы по статье «Сырье и материалы» на уровне фактических 9 351,26 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 3 413,56 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 2 255,89 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 1 949,89 тыс. руб. (2 255,89 тыс. руб. – 306,00 тыс. руб., где 306,00 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Услуги производственного характера» («Услуги по ремонту»)

В соответствии с п. 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Услуги производственного характера» Заявитель представил в адрес ФАС России оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам, договоры, заказ-наряды, акты приемки-передачи автотранспортных средств за 2015 год.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования.

Кроме того, расходы на ремонт автотранспортных средств могут быть понесены за счет начисленной амортизации.

Таким образом, ФАС России не находит оснований для дополнительного учета затрат по статье «Услуги производственного характера» за 2015 год в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Покупная энергия»

В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы на расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

В обоснование фактически понесенных расходов за 2015 год по статье «Покупная энергия» (энергия на технологические цели) Заявитель представил в адрес ФАС России сводный расчёт затрат, анализ счета 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, ведомости электропотребления, договор энергоснабжения, договоры аренды недвижимого имущества и помещений за 2015 год.

В соответствии с представленными документами, экономически обоснованная величина затрат на покупку электрической энергии с розничного рынка в 2015 году составляет 2 480,25 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 905,38 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 598,33 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 173,02 тыс. руб. (598,33 тыс. руб. – 425,31 тыс. руб., где 425,31 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды».

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование фактических расходов по статье затраты на оплату труда по АУП за 2015 год Заявителем представлены в адрес ФАС России штатное расписание, приказы о выплате ежемесячных премий, расчёт компенсаций платы за тепловую и электрическую энергию.

При определении расходов на оплату труда на 2015 год Респондентом был произведен расчет нормативной численности управленческого персонала Заявителя.

Необходимо отметить, что фактическая среднемесячная заработная плата сотрудников аппарата управления составила в 2015 году 93 824 руб., учтенная РСТ РБ при установлении тарифов на 2015 год – 40 711 руб., при средней фактической по Республике Бурятия за 2015 год – 28 737 руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлена бухгалтерская отчетность, подтверждающая фактические расходы за 2015 год.

По данным Заявителя рост численности АУП по виду деятельности «Теплоснабжение» обусловлен следующим.

В соответствии с Учётной политикой Общества, разработанной в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 12 апреля 2013 г. 91 г. Москва "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности…», косвенные общехозяйственные расходы Общества распределяются между регионами, филиалами и видами деятельности Общества по процентам распределения на основании фактической выручки.

Фактическое перераспределение расходов на оплату труда, а также численности АУП в 2015 году сложилось таким образом, что данные расходы на вид деятельности «Теплоснабжение» отнесены в большей доле, чем было запланировано на 2015 год.

ФАС России отмечает, что нормативная численность руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий определяется на основании приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.10.1999 № 74 с учетом среднесписочной численности работников предприятия, относящихся напрямую на регулируемую сферу деятельности. При этом, в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Таким образом, нормативная численность АУП не завит от процентов распределения фактических затрат между видами деятельности.

Принимая во внимание существенное превышение заработной платы сотрудников аппарата управления от величины, учтенной органом регулирования и средней заработной платы по Республике Бурятия за 2015 год, а также отсутствие расчета нормативной численности работников, по сравнению с учтенной РСТ РБ, ФАС России не усматривает оснований для учета фактически сложившегося фонда оплаты труда в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Затраты на страховые взносы также не подлежат учету в соответствии с п. 63 Основ ценообразования, поскольку являются следствием отклонений расходов на оплату труда.

Статья «Отчисления в негосударственный пенсионный фонд»

ФАС России отмечает, что данные затраты производятся по результатам финансово-хозяйственной деятельности при наличии чистой прибыли, и не могут быть учтены в необходимой валовой выручке организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Амортизация основных средств и нематериальных активов»

В соответствии с п. 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В обоснование затрат по статье «Амортизация» Заявителем в адрес ФАС России представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, ведомость амортизации.

В соответствии с представленной ведомостью, амортизация начисляется линейным способом, за 2015 год величина начисленной амортизации в соответствии с анализом счета 26 (субсчет 79.04) составляет 4 994,84 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 1 823,30 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 1 204,95 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 848,66 тыс. руб. (1 204,95 тыс. руб. – 356,29 тыс. руб., где 356,29 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Налоги и другие обязательные платежи»

В соответствии с п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В обоснование фактически понесенных затрат на оплату транспортного налога за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, налоговые декларации за 2015 год.

В соответствии с представленными документами, величина фактически уплаченного транспортного налога за 2015 год составляет 97,97 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 35,76 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 23,63 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 23,63 тыс. руб. (23,63 тыс. руб. – 0,00 тыс. руб., где 0,00 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

В обоснование фактически понесенных затрат на оплату налога на имущество за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, налоговые декларации за 2015 год.

В соответствии с анализом счета 26 (субсчет 79.04), величина фактически уплаченного налога на имущество за 2015 год, относящемуся на аппарат управления составляет 400,07 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 146,04 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 96,51 тыс. руб. Исключению подлежат средства в размере 63,70 тыс. руб. (160,21 тыс. руб. – 96,51 тыс. руб., где 160,21 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи»

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование фактически понесенных затрат на аренду земли за 2015 год Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, приказ департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об утверждении результатов кадастровой оценки земель, договоры аренды.

Порядок определения арендной платы за земельные участки определен постановлениями Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 № 49 и от 19.06.2015 № 305. В соответствии с утвержденным порядком величина арендной платы за первый и второй квартал 2015 года составила 80,06 тыс. руб., за третий и четвертый – 119 723,04 тыс. руб. Суммарная величина фактически уплаченного налога на землю за 2015 год составляет 199,78 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 72,93 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 48,20 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 25,26 тыс. руб. (25,26 тыс. руб. – 22,93 тыс. руб., где 22,93 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Аренда прочего имущества» Заявителем представлены в адрес ФАС России отчёты по проводкам, сводные расчеты, договоры аренды жилого помещения, договор аренды оргтехники.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлено документов, позволяющих определить экономически обоснованный уровень арендной платы за 2015 год в соответствии с п. 45 Основ ценообразования.

Таким образом, по данной статье не представляется возможным определить экономически обоснованный уровень фактически понесенных расходов, подлежащих учету в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Связь»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Связь» Заявителем представлены в адрес ФАС России отчёт по проводкам, положение о корпоративной сотовой связи, договоры на оказание услуг связи.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования.

Таким образом, ФАС России не находит оснований для учета затрат по статье «Связь» за 2015 год в соответствии с п. 63 Основ ценообразования.

Статья «Коммунальные услуги»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Коммунальные услуги» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, счета-фактуры, договоры предоставления услуг.

Деятельность по водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора регулируется государством и осуществляется по тарифам, таким образом, в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, фактически понесенные расходы за 2015 год в соответствии с анализом счета 26, относящиеся на аппарат управления, по водоснабжению составляют 167,20 тыс. руб., по водоотведению – 145,99 тыс. руб., вывоз мусора 111,15 тыс. руб., итого – 424,34 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 154,90 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 102,37 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 29,32 тыс. руб. (102,37 тыс. руб. – 73,05 тыс. руб., где 73,05 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Страхование»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Страхование» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, счета-фактуры, договоры страхования.

Расходы на страхование в 2015 году состоят из расходов на страхование ответственности владельца ОПО (опасного производственного объекта), страхование автотранспорта (ОСАГО), добровольного медицинского страхования, страхование ответственности при СМР (строительно-монтажные работы), страхование ответственности проектировщиков.

ФАС России отмечает, что затраты на добровольное медицинское страхование, страхование ответственности при СМР, страхование ответственности проектировщиков не предусмотрено положениями Основ ценообразования.

Таким образом, экономически обоснованная сумма расходов на страхование в 2015 году в соответствии с анализом счета 26 составляет 42,76 тыс. руб. (38,39+4,38) (относимая на теплоснабжение – 15,61 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 10,32 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 6,71 тыс. руб. (10,32 тыс. руб. – 3,61 тыс. руб., где 3,61 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

По статьям расходов «СМИ», «Подготовка кадров», «Обслуживание орг. техники», «Техосмотр и техобслуживание автомашин», «Услуги аудиторов», «Сопровождение программного обеспечения», «Медосмотр», «Казначейский контроль», «Нотариальные и юридические услуги», «Регистрация имущества», «Лицензирование, УУ по сертификации и аккредитации», «Прочие услуги», «Почтовые расходы», «Приобретение спецлитературы», «Подписка газет и журналов», «Представительские расходы», «Командировочные расходы», «Затраты на проведение совета директоров», «Услуги банков» Заявителем были представлены анализ счете 26, отчет по проводкам бухучета, договоры.

ФАС России отмечает, что представленные Заявителем документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности понесенных затрат в соответствии с п. 29 Основ ценообразования. Кроме того, не представлено экономическое обоснование необходимости несения данных затрат по ряду статей.

Статья «Проведение собрания акционеров»

В обоснование фактически понесенных затрат по статье «Проведение собрания акционеров» Заявителем представлены в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, договоры на оказание услуг, итоговый протокол заседания конкурсной комиссии по закупке услуг по ведению и хранению реестра владельцев именных ценных бумаг ПАО «ТГК-14»

ФАС России отмечает, что организационно-правовая форма предприятия – публичное акционерное Общество. Согласно ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Указанной статьёй закона определён перечень вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Для формирования актуальной информации о лицах, подлежащих включению в реестр акционеров, требуются специальные компетенции. Без актуального реестра акционеров проведение общего собрания акционеров невозможно. Заявителем заключены договоры с АО «Регистратор Р.О.С.Т.» - крупнейшим в Российской Федерации регистратором, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра на основании лицензии № 045-13976-000001 от 03.12.2002.

При установлении тарифов РСТ РБ не приняты расходы на услуги по рассылке материалов к общему собранию акционеров. При этом, ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлена обязанность Общества доводить до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, путем направления заказных писем или вручением под роспись. Иные способы уведомления акционеров о проведении общего собрания не были предусмотрены Уставом Общества, действовавшем в период заключения и исполнения договора оказания услуг по организации, созыву и проведению годового общего собрания акционеров в 2015 году.

Таким образом, ФАС России считает, что расходы по оплате услуги АО «Регистратор Р.О.С.Т.» являются обязательными расходами, позволяющими обеспечить выполнение требований действующего законодательства в части организации проведения общего собрания акционеров.

В соответствии с анализом счета 26 экономически обоснованная сумма на проведение собрания акционеров за 2015 год составляет 19 898,55 тыс. руб. (относимая на теплоснабжение – 7 263,71 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 4 800,31 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 3 743,91 тыс. руб. (4 800,31 тыс. руб. – 1 056,40 тыс. руб., где 1 056,40 тыс. руб. – расходы, принятые органом регулирования при установлении тарифов на 2015 год).

Статья «Проценты за кредит»

В обоснование фактически понесенных расходов по статье «Проценты за кредит» Заявитель представил в адрес ФАС России анализ счёта 26, отчёт по проводкам бухгалтерского учёта, договоры открытия кредитных линий, платежные поручения по оплате процентов по кредитным договорам.

ФАС России отмечает, что фактические расходы Заявителя на уплату процентов за кредит за 2015 год составили 443 890,76 млн. руб. (относимые на теплоснабжение – 162 036,69 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 107 083,75 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы на 2015 год учтены не были.

Дополнительно со стороны Общества был представлен нормативный расчет кассовых разрывов исходя из фактических отчетных данных за 2015 год.

В процессе анализа установлено, что деятельность по теплоснабжению потребителей ПАО «ТГК-14» на территории Республики Бурятия на протяжении ряда лет является убыточной. Дефицит финансирования, возникающий вследствие формирования убытков компенсируется Обществом за счёт привлечения кредитов банков. Динамика финансового результата Общества по тепловой энергии в Республике Бурятия приведена в нижеследующей таблице:

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Убыток по тепловой энергии, млн. руб.

45

371

564

338

454

506

281

238

363

То же нарастающим итогом, млн. руб.

45

416

980

1 318

1 772

2 279

2 560

2 798

3 161

Как видно из данных таблицы, за период с 2007 по 2015 годы сумма накопленного убытка по тепловой энергии в Республике Бурятия составила 3 161 млн. руб. На сопоставимую величину за указанный период приросла задолженность Общества по кредитам, её величина по состоянию на 31.12.2015 года составила 3 505 млн. руб.

В соответствии с п. 73 Основ ценообразования Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с п. 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

За рассматриваемый период Заявитель не привлекал кредитов, на финансирование инвестиционных программ, все кредиты направлены на пополнение оборотных средств предприятия, также необходимо отметить, что все привлеченные заемные средства привлекаются централизованно.

В соответствии с п. 5 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сфера деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, норматив чистого оборотного капитала (в процентах) устанавливается в размере 5 процентов необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В таблице ниже представлен расчёт нормативной и фактической величины чистого оборотного капитала, исходя из разности которых Заявителем была определена нормативная потребность в заёмных средствах для формирования оборотного капитала и расходы на уплату процентов по кредитам.

Наименование

2015 год

(млн. руб.)

Источник данных

1

Средняя величина текущих активов (стр. 1200),

млн. руб.

2 680

Бухгалтерская отчётность предприятия

2

Средняя величина текущих обязательств (стр. 1500), млн. руб.

5 676

Бухгалтерская отчётность предприятия

3

Чистый оборотный капитал, млн. руб.

-2 997

п. 2 Основ ценообразования (ПП №1075 от 22.10.2012)

4

Выручка всего, млн. руб.

11 591

Бухгалтерская отчётность предприятия

5

Норматив чистого оборотного капитала, %

5 %

п. 5 Правил установления ДПР (ПП №1075 от 22.10.2012)

6

Норматив чистого оборотного капитала, млн. руб. (стр.4*стр.5), млн. руб.

580

 

7

Избыток (+), недостаток (-) чистого оборотного капитала (стр.3-стр.6)

-3 576

 

8

Задолженность по кредитам, привлечённым на пополнение оборотных средств (стр.7*(-1))

3 576

 

9

Средняя за год ставка рефинансирования за год, %

12,6 %

Информация Банка России

10

Предельная ставка кредитования (стр.+4%), млн. руб.

16,6 %

п. 73 Основ ценообразования (ПП №1075 от 22.10.2012)

11

Проценты за кредит, млн. руб. (стр.8*стр.10 (предельное значение)

595

 

Из расчёта, представленного в таблице, следует, что предельная величина расходов ПАО «ТГК-14» на уплату процентов за кредит в 2015 году составила 595 млн. руб.

Таким образом, фактически понесенные расходы на обслуживание заемных средств не превышает предельную величину в соответствии с п. 63 Основ ценообразования подлежат дополнительному учету в сумме 443 890,76 тыс. руб. (относимые на теплоснабжение – 162 036,69 тыс. руб.), в том числе по тарифу на тепловую энергию, поставляемую потребителям в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское» – 107 083,75 тыс. руб.

В ходе экспертизы представленных Заявителем материалов фактически понесенные затраты ПАО «ТГК-14» за 2015 год по статьям: «Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)», «Представительские расходы», «Оплата госпошлины и судебных издержек», а также «Убытки предшествующих периодов», отнесенные на аппарат управления и внереализационные расходы, были признаны ФАС России экономически необоснованными (по причине их несоответствия положениям Основ ценообразования и нецелесообразности их понесения в процессе регулируемой деятельности в сфере теплоснабжение) и, как следствие, были исключены из сводного расчета фактически понесенных за 2015 год экономически обоснованных расходов организации. Выплаты в соответствии с коллективным договором также исключены из расчета ввиду выше представленного анализа по статье «Затраты на оплату труда».

По результатам проведенного анализа ФАС России были получены следующие данные о расходных составляющих Заявителя за 2015 год (в разрезе заявленных требований по досудебному спору):

Филиал

Утверждено

на 2015 год

Экономически обоснованный объем расходов за 2015 год, отнесенный на филиал, вид деятельности и теплоисточник, определенный ФАС России

Сальдо (объем расходов, подлежащих дополнительному учету в тарифах 2017 года)

 

1

Генерация Бурятии

(Улан-Уденская ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ)

9 025,0

46 628,66

37 603,67

2

Улан-Уденский энергетический комплекс

17 067,39

86 933,82

69 866,43

3

Теплоэнергосбыт Бурятии

1 557,27

7 907,62

6 350,36

ИТОГО по всем филиалам

27 649,66

141 470,11

113 820,46

3. Затраты на оплату труда (с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды) филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК-14»

Спор по данной статье заявлен Обществом по причине превышения фактического объема расходов на оплату труда за 2015 год над плановым (утвержденным органом регулирования) объемом по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы на оплату труда с отчисления на социальные нужды в размере 139 431 тыс. руб. (ФОТ – 107 993 тыс. руб., страховые взносы – 31 438 тыс. руб.)

Органом регулирования на 2015 год учтены затраты в размере 69 110 тыс. руб. (ФОТ – 53 080 тыс. руб., страховые взносы – 16 030 тыс. руб.).

В своем отзыве РСТ Республики Бурятии (исх. от 12.04.2017 № 03-11/0368, рег. № 63968/17 от 27.04.2017) отмечает, что при расчете тарифов была учтена нормативная численность персонала, непосредственно связанного со сбытом тепловой энергии в количестве 163 человека, отчисления на страховые взносы – по ставке 30,2%. При этом в Экспертном заключении экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия (в МО ГО «Город Улан-Удэ и в МО ГП «Каменское») на 2015 год органом регулирования отмечено, что численность, непосредственно связанная со сбытом тепловой энергии по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии» принята на уровне 2014 года.

Расчет нормативной численности органом регулирования в адрес ФАС России представлен не был.

В обоснование расходов по данной статье со стороны Общества на досудебное рассмотрение спора были представлены следующие материалы:

- пояснительная записка за 2015 год;

- положение о «Теплоэнергосбыте Бурятии» - филиале Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14»;

- коллективный договор за 2014-2016 гг.;

- штатное расписание с 01.01.2015 г.;

- приказы об увеличении размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда персонала ПАО «ТГК-14»;

- приказы о внесении изменений в штатное расписание ТЭСБ;

- отраслевое тарифное соглашение на 2013-2015 гг.;

- нормативы численности персонала региональных энергосбытовых компаний;

- расчет нормативной численности персонала «Теплоэнергосбыт Бурятии» на 2015 год;

- приказы о премировании персонала ПАО «ТГК-14» за 2015 год;

- приказы о выплате вознаграждения за выслугу лет работникам ПАО «ТГК-14» за 2015 год;

- форма П-4 за 2015 год по г. Улан-Удэ;

- форма П-4 за 2015 год по п. Каменск;

- уведомление ФСС о размере страховых взносов на 2015 г.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям (далее – ОТС), коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Вместе с тем, в соответствии с п. 63 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Анализ официальной статистической отчетности Заявителя (формы П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утв. приказом Росстата России от 24.09.2014 № 580) за 2015 год установил, что фактический объем расходов по оплате труда за 2015 год по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК-14» составил 117 747,70 тыс. руб. (в т.ч. по г. Улан-Удэ – 115 198,20 тыс. руб., по г. Каменску – 2 549,50 тыс. руб.), среднемесячная фактическая заработная плата составила 36 207,78 руб.

Согласно данным официальной статистической информации (Росстат России), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по Республике Бурятия за 2015 год составила 28 736,82 руб./мес., по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 36 865 руб./мес. Согласно данным официальной статистической информации (Росстат Республики Бурятия – Бурятстат), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Республике Бурятия составила в 2015 году 28 385,60 руб./мес., а по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 32 853,80 руб./мес.

В соответствии с представленным расчетом нормативной численности по филиалу ПАО «ТГК-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии» на 01.01.2015 г., итоговая нормативная численность персонала составляет 231 шт. ед. Суммарное фактическое среднегодовое значение по формам П-4 (г. Улан-Уде и п. Каменск) за 2015 год составило 271 чел., что превышает нормативную численность.

В этой связи при расчете фактического экономически обоснованного объема расходов на оплату труда ФАС России считает корректным применить нормативную численность за 2015 год (231 чел.).

Экономически обоснованные расходы на оплату труда за 2015 год составят:

231 чел. * 32 853,80 руб./мес. * 12 = 91 070,73 тыс. руб.,

Экономически обоснованные расходы на отчисления на социальные нужды за 2015 год составят:

91 070,73 * 30,8% = 28 049,79 тыс. руб., где 30,8% - фактическая ставки от фонда оплаты труда в соответствии с Таблицей № 3 Экспертного заключения органа регулирования (Сравнительный анализ за 2015 год).

Итого расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды составят:

91 070,73 + 28 049,79 = 119 120,52 тыс. руб.

Согласно Экспертного заключения экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия (в МО ГО «Город Улан-Удэ и в МО ГП «Каменское») на 2015 год, совокупный объем расходов на оплату труда (фонд оплаты труда (53 080 тыс. руб.) и отчисления на социальные нужды (16 030 тыс. руб.)), учтенный Респондентом в тарифах на тепловую энергию в 2015 году, составил 69 110,00 тыс. руб.

По результатам досудебного рассмотрения спора по данной статье дополнительному учету подлежат расходы в сумме 50 010,52 тыс. руб. (119 120,52 тыс. руб. - 69 110,00 тыс. руб.).

4. Фактические затраты, понесенные до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (за 2014 год)

Затраты по данной статье оспариваются Заявителем в рамках неисполнения, по его мнению, РСТ РБ двух приказов, принятых Федеральной службой по тарифам (ФСТ России)* по результатам досудебного рассмотрения споров в 2014 году.

В 2014 году Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в т.ч. обладающим полномочиями по рассмотрению в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения была Федеральная служба по тарифам (полномочия которой были переданы ФАС России указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»).

По результатам досудебного рассмотрения споров между ПАО «ТГК-14» и РСТ РБ ФСТ России было принято два приказа:

1. приказ ФСТ России от 09.12.2014 г. № 2177-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» (Теплоэнергосбыт Бурятии)) о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (вх. № 106эл. от 18.02.2014)» (далее – приказ № 2177-д);

2. приказ ФСТ России от 09.12.2014 г. № 2178-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (вх. № 107эл. от 18.02.2014)» (далее – приказ № 2178-д).

В соответствии с положениями данных приказов ФСТ России, требования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» были частично удовлетворены, при этом, Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия было предписано:

- в установленном порядке осуществить согласование размеров необходимой валовой выручки ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории этих субъектов Российской Федерации;

- при установлении на 2015 - 2017 гг. учесть неправомерно неучтенные при установлении на 2014 год экономически обоснованные расходы ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» с учетом анализа фактического размера этих расходов, а также данных раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, а также распределения расходов между видами деятельности и отнесением расходов на разные территории и структурные подразделения.

Анализ Экспертных заключений РСТ РБ об установлении тарифов позволил установить, что в них не отражен анализ фактического размера расходов, подлежащих учету в составе необходимой валовой выручки в денежном выражении вследствие допущенных РСТ РБ нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с учетом распределения данных расходов между видами деятельности и отнесением на разные территории и структурные подразделения организации.

Вместе с тем, поскольку решения уполномоченного органа по заявленным требованиям были вынесены, спор в этой части подлежит прекращению.

По результатам досудебного рассмотрения спора ФАС России принято решение:

1. Прекратить рассмотрение спора в части статьи «Фактические затраты, понесенные до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (за 2014 год)».

2. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившим пункт 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. Частично удовлетворить требования ПАО «ТГК-14», указанные в заявлении о досудебном споре в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 35651/17 от 13.03.2017).

4. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия (в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское»), на 2017-2018 гг. расходы по статьям затрат:

- «Экономически обоснованные расходы базового периода (2015 год)» в размере 141 470,11 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в сумме 113 820,46 тыс. руб.);

- «Затраты на оплату труда (с учетом отчислений на социальные нужды) филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК-14» за 2015 год в размере 119 120,52 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат расходы в сумме 50 010,52 тыс. руб.).

Совокупный размер средств, подлежащих дополнительному учету, составляет 163 830,98 тыс. руб. с учетом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

5. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия (в МО ГО «Город Улан-Удэ» и в МО ГП «Каменское»), на 2017 и (или) 2018 годы с учетом пункта 4 настоящего решения, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов на 2017 год с 01 ноября 2017 года, на 2018 год в соответствии с действующим законодательством.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-14» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении ПАО «ТГК-14» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «ТГК-14».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны