Предупреждение №СП/70755/18 Повторное предписание в отношении АО "Тюменьэнерго" (постано... от 4 сентября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа

 

ул. Володарского, д. 45

г. Тюмень, 625004

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев письмо Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 05.09.2017 № 4/991, рег. № 140344/17 от 13.09.2017) об исполнении предписания ФАС России от 02.10.2017 № АГ/52859/17, выписку из протокола заседания правления органа регулирования от 31.08.2017, а также скорректированные Экспертное заключение «О пересмотре базового уровня операционных подконтрольных расходов ОАО «Тюменьэнерго», регулирование которого осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (долгосрочный период регулирования 2012-2017 гг)» от 19.11.2014, Экспертное заключение по делу № 21-2014 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и ОАО «Тюменьэнерго» на 2015 год и корректировке необходимой валовой выручки ОАО «Тюменьэнерго» на 2015 год» (далее — Экспертное заключение на 2015 г.), Экспертное заключение по делу № 63-2015 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для АО «Тюменьэнерго» и корректировке необходимой валовой выручки, установленной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2016 год» (далее — Экспертное заключение на 2016 г.), Экспертное заключение по делу № 38-2016 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для АО «Тюменьэнерго» и корректировке необходимой валовой выручки, установленной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2017 год» (далее — Экспертное заключение на 2017 г.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

По итогам плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 16.02.2017 № 161/17, Акт от 20.04.2017 № 38) были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенных Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — РЭК Тюменской области, Орган регулирования) при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для АО «Тюменьэнерго» на долгосрочный период регулирования 2015-2017 гг.

В результате ФАС России было вынесено предписание Органу регулирования от 02.08.2017 № АГ/52859/17 (далее — Предписание).

В исполнение Предписания регулирующим органом в адрес ФАС России были направлены выписка из протокола заседания правления органа регулирования от 31.08.2017, а также Экспертные заключения.

Предписание ФАС России в полном объеме РЭК Тюменской области не исполнено.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила регулирования), экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.

1. В соответствии с пунктом 1.2 Предписания Органу регулированию необходимо провести анализ экономической обоснованности базового уровня подконтрольных расходов АО «Тюменьэнерго», учтенного при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год в том числе по следующим статьям затрат: «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)», «Ремонт основных фондов», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на страхование», «Другие прочие расходы», «Прочие расходы из прибыли».

В исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе», Органом регулирования был пересмотрен базовый уровень подконтрольных расходов АО «Тюменьэнерго» 2012 года, и на основании Предписания ФАС России подготовлено скорректированное Экспертное заключение от 19.12.2014 «О пересмотре базового уровня операционных, подконтрольных расходов ОАО «Тюменьэнерго», регулирование которого осуществляется с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (долгосрочный период регулирования 2012-2017 гг)» (далее — Экспертное заключение о пересмотре ОРЕХ 2014 г.).

    • 1.1. По статье «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)».

      Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что подтвердить экономическую обоснованность расходов по данной статье затрат не представляется возможным в связи с тем, что в перечне документов к Заявлению АО «Тюменьэнерго» об установлении тарифов отсутствуют материалы, подтверждающие их экономическую обоснованность.

      При этом в скорректированном Экспертном заключении о пересмотре ОРЕХ 2014 г. отсутствует расшифровка прочих услуг производственного характера на сумму 132 058 тыс. руб., анализ по данной подстатье затрат, а также перечень документов, на основании которых были приняты расходы в указанном размере.

      Таким образом, расходы по подстатье «Прочие услуги производственного характера» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

      1.2. По статье «Ремонт основных фондов».

В соответствии со скорректированным Экспертным заключением о пересмотре ОРЕХ 2014 г. данные расходы входят в состав статьи «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» в подстатью «Услуги подрядчиков по ремонту оборудования, зданий и сооружений» в размере 1 499 367 тыс. руб.

Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что Экспертное заключение РЭК Тюменской области не содержит результатов анализа экономической обоснованности данной статьи расходов, в перечне документов к Заявлению АО «Тюменьэнерго» об установлении тарифов также отсутствуют материалы, подтверждающие экономическую обоснованность необходимости проведения ремонтных работ, в частности дефектные ведомости, сметы расходов на ремонт, ремонтная программа.

ФАС России отмечает, что скорректированное Экспертное заключение о пересмотре ОРЕХ 2014 г. также не содержит ссылки на документы по анализируемой статье, представленные регулируемой организацией на тарифное регулирование, а также анализ представленных материалов.

Таким образом, расходы по подстатье «Услуги подрядчиков по ремонту оборудования, зданий и сооружений» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

    • 1.3. По статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций».

В соответствии со скорректированным Экспертным заключением о пересмотре ОРЕХ 2014 г. данная статья поименована «Работы и услуги непроизводственного характера», расходы учтены в размере 1 434 431 тыс. руб.

Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что включение в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации расходов на оплату услуг по договорам, заключенным с третьими лицами, должно осуществляться регулирующими органами с учетом проведения тщательного анализа расходов по указанным договорам и штатного расписания регулируемой организации в целях исключения дублирования функций.

В качестве критерия оценки экономической обоснованности может рассматриваться не превышение величины расходов по агентским договорам, учитываемых в необходимой валовой выручке, над величиной экономически обоснованных замещаемых либо сокращаемых расходов по статьям затрат.

Экспертное заключение РЭК Тюменской области не содержит результатов анализа экономической обоснованности данной статьи расходов, в том числе отсутствует информация о проведенном сравнительном анализе расходов, которые бы понесла организация, если бы переданные функции выполнялись непосредственно структурными подразделениями АО «Тюменьэнерго». Кроме того, в перечне документов к Заявлению АО «Тюменьэнерго» об установлении тарифов отсутствуют материалы, подтверждающие экономическую обоснованность.

ФАС России отмечает, что скорректированное Экспертное заключение о пересмотре ОРЕХ 2014 г. не содержит предписанный сравнительный анализ расходов, перечень представленных регулируемой организацией договоров, а также обоснование необходимости заключения указанных договоров по таким подстатьям как «Информационные услуги» (на сумму 98 913 тыс. руб.), «Услуги аудиторских, юридических и консультационных организаций» (на сумму 81 025 тыс. руб.).

Таким образом, расходы по подстатьям «Информационные услуги», «Услуги аудиторских, юридических и консультационных организаций» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

    • 1.4. По статье «Расходы на страхование».

В соответствии со скорректированным Экспертным заключением о пересмотре ОРЕХ 2014 г. данная статья включена в состав статьи «Другие прочие расходы» и поименована «Страхование», расходы учтены в размере 659 152 тыс. руб.

Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что экономически обоснованными расходами должны признаваться расходы на виды страхования, которые являются обязательными в соответствии с действующим законодательством. При этом Экспертное заключение РЭК Тюменской области не содержит результатов анализа экономической обоснованности данной статьи расходов, в перечне документов к Заявлению АО «Тюменьэнерго» об установлении тарифов также отсутствуют материалы, подтверждающие экономическую обоснованность.

В скорректированном Экспертном заключении о пересмотре ОРЕХ 2014 г. Органа регулирования указано, что расходы на страхование учтены в части обязательного страхования за минусом ДМС и прочих необязательных договоров страхования. При этом отсутствует расшифровка какие именно расходы на страхование были учтены, а какие исключены, отсутствует перечень договоров на страхование, учтенных при определении базового уровня операционных расходов.

Таким образом, расходы по подстатье «Страхование» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

    • 1.5. По статьям «Другие прочие расходы», «Прочие расходы из прибыли».

В соответствии со скорректированным Экспертным заключением о пересмотре ОРЕХ 2014 г. данные статьи включены в состав статьи «Другие прочие расходы» и поименованы «Прочие расходы», «Расходы из прибыли», расходы учтены в размере 296 691 тыс. руб. и 553 127 тыс. руб. соответственно.

Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что Экспертное заключение РЭК Тюменской области не содержит анализа экономической обоснованности расходов по данным статьям затрат. Не представляется возможным определить состав прочих расходов, включаемых в состав необходимой валовой выручки АО «Тюменьэнерго», а также их экономическую обоснованность, так как отсутствует расшифровка по подстатьям расходов.

В связи с тем, что скорректированное Экспертное заключение о пересмотре ОРЕХ 2014 г. также не содержит расшифровку по статьям «Прочие расходы», «Расходы из прибыли», не представлен анализ экономической обоснованности учитываемых затрат, расходы по данным статьям являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов АО «Тюменьэнерго» 2012 года.

      • В соответствии с пунктом 1.3 Предписания Органу регулированию необходимо отразить в экспертных заключениях об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО «Тюменьэнерго» на 2015-2017 гг. в соответствии с действующим законодательством анализ экономической обоснованности неподконтрольных расходов в том числе по следующим статьям затрат: «Аренда», «Амортизация основных средств».

        2.1. По статье «Аренда».

        Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что в экспертных заключениях на 2015-2017 гг. по данной статье затрат не отражен анализ с учетом требований пункта 23 Правил регулирования, в том числе отсутствуют ссылки на обосновывающие документы и материалы.

        В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

        Из скорректированных Экспертных заключений на 2015-2017 гг. следует, что расходы на аренду определены в соответствии с представленными договорами аренды и расчетами к ним.

        Таким образом, расходы на аренду определены РЭК Тюменской области с нарушением действующего законодательства. Органом регулирования не проведен анализ документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, расходы по статье «Аренда» 2015-2017 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

        2.2. По статье «Амортизация основных средств».

        Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что в экспертных заключениях на 2015-2017 гг. по данной статье затрат не отражен анализ с учетом требований пункта 23 Правил регулирования, в том числе отсутствуют ссылки на обосновывающие документы и материалы.

Из скорректированных Экспертных заключений на 2015-2017 гг. следует, что затраты по статье приняты органом регулирования на уровне фактических, рассчитанных в соответствии с п. 27 Постановления правительства № 1178 и Классификатора основных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, с перерасчетом амортизационных отчислений на максимальный срок полезного использования активов организации.

Скорректированные Экспертные заключения на 2015-2017 гг. не содержат ссылок на документы, подтверждающие экономическую обоснованность включенных расходов.

Таким образом, расходы по статье «Амортизация основных средств» 2015-2017 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Органу исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.11.2018 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

1.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2012 года при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «Тюменьэнерго» средства по статьям затрат «Прочие расходы» в размере 296 691 тыс. руб., «Расходы из прибыли» в размере 553 127 тыс. руб.

1.2. Провести анализ экономической обоснованности базового уровня подконтрольных расходов АО «Тюменьэнерго» 2012 года в соответствии с действующим законодательством, а также настоящим предписанием по следующим статья затрат: «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» (подстатьи «Прочие услуги производственного характера», «Услуги подрядчиков по ремонту оборудования, зданий и сооружений»), «Работы и услуги непроизводственного характера» (подстатьи «Информационные услуги», «Услуги аудиторских, юридических и консультационных организаций»), «Другие прочие расходы» (подстатья «Страхование»), соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

1.3. Произвести анализ экономической обоснованности неподконтрольных расходов, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2017 гг., в соответствии с действующим законодательством, а также настоящим предписанием по следующим статья затрат: «Аренда», «Амортизация основных средств», соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

1.4. Пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2012 года при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Тюменьэнерго» с учетом пунктов 1.1-1.2 настоящего предписания.

1.5. Произвести расчет необходимой валовой выручки АО «Тюменьэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2017 гг. с учетом пунктов 1.3-1.4 настоящего предписания в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, и отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

1.6. По результатам исполнения пункта 1.5 настоящего предписания в срок до 01 ноября 2018 года определить необходимую валовую выручку АО «Тюменьэнерго» на 2018 год и установить (пересмотреть) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «Тюменьэнерго», а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Тюменской области на 2018 год, обеспечив введение соответствующих законодательству тарифов с 01 ноября 2018 года.

2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать ФАС России в течение 5 рабочих дней с момента принятия указанного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

Исп.Старостина Анна Антоновна

тел.8(499)755-23-23 вн.088-295

 

 

2018-99970(1)

2018-99970(1)

 

 

2018-99970(1)

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны