Решения по тарифам №СП/74408/15 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 23 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Архангельские электрические сети»

о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (вх. № ФСТ-7479-27 от 16.03.2015)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», ОАО «Архангельские электрические сети» (далее – Заявитель) обратилась с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Респондент).

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России переданы в ФАС России.

Спор возник с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Респондент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.12.2014 № 69-э/2 Заявителю установлены:

- долгосрочные параметры регулирования для сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций;

- необходимая валовая выручка (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь);

- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Архангельской области на 2015 год.

На 2015 год НВВ для Заявителя рассчитывается методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2015 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования.

ОАО «Архангельские электрические сети» заявляет требования к Респонденту о признании экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах 2015 года расходов по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» «Расходы на страховые взносы», «Работы и услуги производственного характера», «Недополученный по независящим причинам доход», «Налог на прибыль на капитальные вложения», «Прибыль, в том числе социальное развитие», «Проценты по кредитам», «Корректировка по потерям», «Капитальные вложения из прибыли».

В отношении статей затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» пунктом 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование указанной статьи Заявителем были представлены расчет затрат на оплату труда и откорректированная смета затрат. Произведенный расчет выполнен без учета фактической численности персонала в последнем расчетном периоде регулирования, что не соответствует пункту 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Фонд оплаты труда на 2015 год был определен Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в размере 20 920,1 тыс. руб. исходя из:

- фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, за который имеются отчетные данные (17 человек промышленно-производственного персонала (далее - ППП) и 8 человек административно-управленческого персонала (далее – АУП));

- предложения общества по среднемесячной заработной плате на одного работника (31 920,48 руб./мес. для ППП и 45 920,00 руб./мес. для АУП.

Предложение предприятия по среднемесячной заработной плате на одного работника в среднем по организации (без учета оплаты проезда к месту отдыха) на 2015 год составляет 36 234,3 руб. в месяц. Фактический фонд оплаты труда за 2013 год сформировался исходя из фактической численности работников (25 человек) и фактической среднемесячной заработной платы на одного работника в среднем по организации (без учета оплаты проезда к месту отдыха), которая в 2013 году составила 32 576,8 руб./мес.

Таким образом, расходы на оплату труда были рассчитаны Респондентом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Работы и услуги производственного характера» Заявителем был предоставлен в адрес Агентства по тарифам и ценам Архангельской области расчет стоимости расходов на ремонт оборудования подрядным способом на 2015 год, исходя из договора действовавшего на момент подачи заявки (далее – договор № 912-12/09 от 01.01.2010 года), с последующим уточнением, исходя из расходов по договору, заключенному на 2015 год (далее – договор № 04-89ТО/1214а от 12.12.2014 года).

В качестве обосновывающих документов для подтверждения указанных расходов Заявителем предоставлен договор № 912-12/09 от 01.01.2010 года, заключенный с ООО «АСЭП» и ежегодно пролонгированный без проведения конкурсных процедур. Заявителем также предоставлен договор № 04-89ТО/1214а от 12.12.2014 года и протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 12.12.2014 года.

В соответствии с частью 4 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

В связи с тем, что указанный договор был заключен по результатам рассмотрения котировочных заявок, а не по результатам проведения аукциона или конкурса, то есть не в результате проведения торгов, расходы (цены), указанные в данном договоре (согласно подпункту 2 пункта 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) не могут служить экономическим обоснованием по данной статье. В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион или конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Агентством по тарифам и ценам Архангельской области была сформирована величина расходов в размере 9738,50 тыс. руб. по данной статье в результате экспертной оценки, основанной на отчетных данных, представленных Заявителем.

Указанные расходы в размере 9738,50 тыс. руб. относятся только на ремонт электросетевого хозяйства и не включают затраты на техническое обслуживание.

Респондентом в статье «Вспомогательные материалы» учтены затраты на материалы на техническое обслуживание электрических сетей.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статьям «Работы и услуги производственного характера» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Недополученный по независящим причинам доход», согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих экономическую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в тот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Заявителем в рамках тарифного дела предоставлены материалы бухгалтерской отчетности, показатели раздельного учета доходов и расходов по виду деятельности «Передача электрической энергии» в соответствии с формой «Отчет о финансовых результатах», а также фактическая смета расходов по регулируемому виду деятельности за 2013 год.

На основании данных раздельного учета выявлено, что прибыль от продаж по виду деятельности «Передача электрической энергии» у Заявителя составляет 5 433 тыс. руб. Таким образом, бухгалтерской отчетностью и представленными Заявителем данными раздельного учета доходов и расходов не подтверждается факт наличия у Заявителя экономически обоснованного недополученного в 2013 году дохода от деятельности по передаче электрической энергии в 2013 году.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Недополученный по независящим причинам доход» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Налог на прибыль на капитальные вложения» Заявителем были заявлены расходы по данной статье в размере 3 000,75 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организации по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Респондентом учтена величина налога на прибыль в размере 0 руб., принятая в соответствии с данными бухгалтерского учета за 2013 год, представленными ОАО «Архангельские электрические сети», в связи с чем ОАО «Архангельские электрические сети» заявляет требования не основываясь на нормах Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно показателям раздельного учета, представленным Заявителем в адрес Респондента, величина фактического налога на прибыль Заявителя за 2013 год составила 0 тыс. руб. по деятельности «Передача электрической энергии по распределительным сетям».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль на капитальные вложения» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Прибыль на социальное развитие», согласно п. 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно п. 19 Основ ценообразования расходы, учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Заявителем было предложено учесть сумму в размере 3 526,76 тыс. руб. без представления подтверждающих материалов.

Респондентом было учтено 114,48 тыс. руб.

В соответствии с указанным пунктом прибыль, в том числе на социальное развитие, принята Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в качестве экономически обоснованных расходов организации, подлежащих включению в необходимую валовую выручку.

Величина прибыли, в том числе на социальное развитие, рассчитана Респондентом в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основании отчетных данных за 2014 год, представленных Заявителем, с учетом индекса потребительских цен 2015/2014 (1,067).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье по статье «Прибыль на социальное развитие» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Проценты по кредитам», за 2013 год Заявителем указывает, что им были уплачены проценты по кредитным договорам и заявляет для включения в необходимую валовую выручку на 2015 год ОАО «Архангельские электрические сети» сумму в размере 20 703,52 тыс. руб. без обоснования целей привлечения кредитов.

Заявитель также предлагал учесть плановые расходы на оплату процентов по кредитам, при этом необходимость планового привлечения кредитов не обосновал.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в случае просрочки платежей со стороны контрагентов за оказанные услуги по передаче электрической энергии Заявитель вправе взыскать с контрагентов неустойку (проценты за пользование чужими денежными средствами) в связи с просрочкой оплаты и тем самым покрыть возможные расходы на оплату привлекаемых кредитов для пополнения оборотных средств.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье по статье «Проценты по кредитам» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Корректировка по потерям» по результатам рассмотрения представленных сторонами материалов установлено, что применение Агентством по тарифам и ценам Архангельской области при расчете НВВ Заявителя на 2015 год формулы 8 пункта 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (в части расчета корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию) неправомерно, так как указанная формула предусматривает применение фактических значений параметров расчета тарифов в течение одного и того же долгосрочного периода регулирования, при этом 2015 год для Заявителя является первым годом другого (второго) долгосрочного периода регулирования.

На основании вышеизложенного, сумма расходов, необоснованно исключенных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, подлежащих дополнительному учету в НВВ ООО «Архангельские электрические сети» на 2016 год, составляет 8 840,32 тыс. руб. (по статье «Корректировка по потерям»).

По статье «Капитальные вложения из прибыли» согласно пункту 11 Методических указаний расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).

Заявителем была предоставлена инвестиционная программа на долгосрочный период 2015-2019 года, согласно которой, прибыль, направленная на инвестиции, составляет 12 003 тыс. руб.

Указанная величина прибыли превышает 12% от необходимой валовой выручки, рассчитанной, исходя из условий пункта 11 Методических указаний.

Требования Заявителя по статье «Капитальные вложения из прибыли» не подлежат удовлетворению.

При этом ФАС России отмечает, что Заявитель не лишен права скорректировать утвержденную для него инвестиционную программу в установленном порядке инвестиционную программу в части определения источников финансирования мероприятий инвестиционной программы, в случае если у регулирующего органа отсутствует объективная возможность утечь распределение источников финансирования инвестиционной программы без нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), а также непредставление со стороны Заявителя в ФАС России материалов об исполнении мероприятий инвестиционной программы 2015 года.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

1. Частично удовлетворить требования ООО «Архангельские электрические сети», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (вх. № ФСТ-7479-27 от 16.03.2015)

2. Признать экономически обоснованным и подлежащим дополнительному учёту при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Архангельские электрические сети» на 2016 год размер экономически обоснованных расходов по статье затрат «Корректировка по потерям» в сумме 8 840,32 тыс. руб.

3. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществить дополнительный учет неправомерно исключенных из тарифов 2015 года средств в тарифах 2016 года на оказываемые ООО «Архангельские электрические сети» услуги по передаче электрической энергии (при необходимости пересмотреть установленные на 2016 год тарифы) в указанном в пункте 2 настоящего решения размере.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 2 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктами 2 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о рассмотрении спора ОАО «Архангельские электрические сети» (вх. № ФСТ-7479-27 от 16.03.2015).

Связанные организации

Связанные организации не указаны