Решения по тарифам №СП/74434/15 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 23 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении   ООО «Региональная сетевая компания» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Региональной службой по тарифам Кировской области (№ 4-1002 от 20.03.2015)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», ООО «Региональная сетевая компания» (далее – Заявитель) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с Региональной службой по тарифам Кировской области (далее – Респондент).

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России переданы в ФАС России.

Спор возник с Региональной службой по тарифам Кировской области, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике решением от 26.12.2014 №49/9-ээ-2015 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» на долгосрочный период 2015-2019 годы» Заявителю установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.

На 2015 год необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для Заявителя рассчитывается методом долгосрочной индексации НВВ, при этом 2015 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования.

ООО «РСК» заявляет требования к Респонденту о признании экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах 2015 года расходов по следующим статьям затрат: «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Арендная плата», «Расходы на проведение периодического контроля качества электрической энергии и проведение сертификации электрической энергии», «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка», «Прибыль на капитальные вложения и налог на прибыль».

По статье «Оплата труда».

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Фактическая численность персонала на основании статистической формы № П-4 за IV квартал 2013 года принята в размере 6,7 чел.

Средний тарифный коэффициент соответствующего разряда по оплате труда персонала ООО «РСК» принят на основании представленного расчета Заявителя (1,93).

Расчет величины заработной платы произведен ФАС России в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (далее – ОТС), т.е. с учетом минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 6585,46 руб. (6372 * (1+1,067) / 2), где 1,067 - прогнозный индекс потребительских цен в соответствии с прогнозом социального развития Российской Федерации на 2015 год, 6372 руб. - размер ММТС на первое полугодие 2015 года. Текущее премирование принято на уровне 70%, вознаграждение за выслугу лет – 8,75%, выплаты по итогам года – 8,3%, выплаты по районному коэффициенту и северной надбавке – 15%.

По результатам произведенного ФАС России анализа величина экономически обоснованных расходов на оплату труда на 2015 год составляет 2 199,13 тыс. руб., что меньше требований Заявителя (8 509,13 тыс. руб.) и величины учтенной Респондентом в НВВ Заявителя на 2015 год (5 420,9 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату труда» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Отчисления на социальные нужды».

По статье «Отчисления на социальные нужды» расходы определены Респондентом исходя из процента отчислений на социальные нужды 32,2%, при заявленной величине ООО «РСК» - 32,3%. В подтверждение указанной величины расходов была предоставлена копия уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Отчисления на социальные нужды» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат расходы в размере 5,5 тыс. руб.

По статье «Арендная плата».

Согласно пп. 5) п. 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Cуть спора на данной статье сводится к отказу Респондента в учете расходов по договору найма жилого помещения от 01.01.2011 г. с Малых И.А. в сумме 127,8 тыс. руб. (помещение площадью 70 кв.м используется для временного проживания на период рабочей недели работников ООО «РСК», которые имеют постоянное место жительства за пределами г. Кирова).

Заявителем в адрес Респондента не представлялось экономическое обоснование арендной платы по договору найма жилого помещения (исходя из величины амортизации и налога на имущество).

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Арендная плата» экономически не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, согласно п. 2 Основ ценообразования "подконтрольные расходы" - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях.

Таким образом, Респондент неправомерно учел расходы на аренду по статье «Другие прочие расходы» в сумме 272,4 тыс. руб. в составе подконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что при применении метода регулирования — метод долгосрочной индексации учет величина подконтрольных расходов фиксируется на первый год долгосрочного периода регулирования и в дальнейшем не пересматривается. В связи с этим учет расходов на аренду в составе подконтрольных расходов может приводить к необоснованному завышению тарифов.

На основании вышеизложенного по результатам рассмотрения настоящего спора Респонденту необходимо устранить указанное нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, выразившееся в учете расходов на аренду в составе подконтрольных расходов.

По статье «Расходы на проведение сертификации электрической энергии и расходы на проведение периодического контроля качества электрической энергии».

Согласно п. 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

По результатам анализа представленных Заявителем обосновывающих материалов установлено следующее.

Согласно, Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 983 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» электрическая энергия (КОД ОКП 01 1000) подлежит обязательной сертификации и должна иметь сертификат соответствия.

Расчет стоимости работ на проведение сертификации электрической энергии произведен Заявителем исходя из количества планируемых обследований - 21 центра питания (Респондентом также в расчете расходов принят данных объем работ), и стоимости за единицу работ - рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, функционирующих на территории Российской Федерации (сайт zakupki.gov.ru), с учетом индекса потребительских цен, что соответствует положениям пп. 28, 29 Основ ценообразования.

Расходы на проведение сертификации электрической энергии заявлены ООО «РСК» в размере 612,212 тыс. руб. Респондентом данная величина учтена в размере 1 348,6 тыс. руб., что больше предлагаемой Заявителем.

Расчет расходов на проведение периодического контроля качества с 01.01.2015 производится на основании ГОСТ 33073-2014 (взамен ГОСТ 32145-2013). В соответствии с п. 1 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2014 № 1948-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» данный ГОСТ вводится в действие для добровольного применения. На основании этого, Респондентом не были учтены в НВВ Заявителя расходы на проведение периодического контроля качества, что не противоречит действующему законодательству.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Расходы на проведение сертификации электрической энергии и расходы на проведение периодического контроля качества электрической энергии» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка».

Региональной службой по тарифам Кировской области была произведена корректировка необходимой валовой выручки ООО «РСК» на 2015 год по результатам деятельности за 2013 год в сумме 161,6 тыс. руб.

В соответствии с п. 37 Основ ценообразования, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования. Корректировка применяется в отношении параметров расчета тарифов в течение одного и того же долгосрочного периода регулирования. 2015 год для Заявителя является первым годом второго долгосрочного периода регулирования.

На основании вышеизложенного, учет Респондентом корректировки НВВ ООО «РСК» на 2015 год в размере 161,6 тыс. руб. является нарушением действующего законодательства. Требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ» не подлежат удовлетворению. Респондент неправомерно включил в НВВ 2015 года 161,6 тыс. руб.

По статье «Прибыль на капитальные вложения и налог на прибыль».

В соответствии с п. 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами 2 - 10 настоящего пункта. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.

Согласно п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания), расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с приложением 3 к распоряжению Министерства промышленности и энергетики Кировской области от 30.09.2015 № 19 «О внесении изменений в инвестиционную программу ООО «Региональная сетевая компания» на 2015-2019 годы» прибыль, направляемая на инвестиции в 2015 году, составила 1,950 млн. рублей. Данная величина была включена в НВВ Заявителя на 2015 год.

Проведенная проверка величины прибыли на капитальные вложения соответствует ограничению в 12 % в соответствии с п. 11 Методических указаний.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Капитальные вложения из прибыли» не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования в НВВ включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В обоснование требований Заявителя по статье «Налог на прибыль» представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 2 714 тыс. руб. Согласно отчету о финансовых результатах за 2013 год величина текущего налога на прибыль составляет также 2 714 тыс. руб. Также Заявитель представил данные об основных показателях деятельности раздельно по видам деятельности, согласно которым налог на прибыль по деятельности по передаче электрической энергии составил – 1 069 тыс. руб., по технологическому присоединению – 1 тыс. руб., по прочим видам деятельности – 1 644 тыс. руб.

Руководствуясь положениями п. 20 Основ ценообразования, ФАС России отмечает, что налог на прибыль от деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению подлежит включению в НВВ Заявителя на 2015 год в сумме 1 070 тыс. руб., что больше требований Заявителя (1 023,34 тыс. руб.), и больше величины учтенной Респондентом (487,5 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Налог на прибыль» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в НВВ Заявителя на 2015 год подлежит 535,84 тыс. руб. (1 023,34-487,5).

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

1. Частично удовлетворить требования ООО «Региональная сетевая компания», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Региональной службой по тарифам Кировской области (№ 4-1002 от 20.03.2015).

2. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при расчете и установлении тарифов на оказываемые ООО «Региональная сетевая компания» в 2015 году услуги по передаче электрической энергии (в части неподконтрольных расходов) на 2015-2019 гг., расходы в сумме 379,74 в том числе по статьям затрат:

- «Налог на прибыль» – 535,84 тыс. руб.;

- «Отчисления на социальные нужды» – 5,5 тыс. руб.;

- «Корректировка НВВ» – -161,6 тыс. руб.

3. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в установленный пунктом 14 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, срок устранить нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, выразившееся в учете в составе подконтрольных расходов ООО «Региональная сетевая компания» расходов на аренду по статье «Другие прочие расходы» в сумме 272,4 тыс. руб. пересмотрев установленные для ООО «Региональная сетевая компания» на 2015-2019 гг. долгосрочные параметры регулирования и исключив из величины базового уровня подконтрольных (операционных) расходов ранее неправомерно учтенные расходы в размере 272,4 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в установленный пунктом 14 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, срок при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Региональная сетевая компания» осуществить учет подлежащих дополнительному учету расходов, указанных в пункте 2 настоящего решения при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Региональная сетевая компания» на 2016 год (при необходимости пересмотреть установленные на 2016 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии).

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которые предписано пунктами 4, 5 настоящего приказа, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения(ий) об установлении цен (тарифов), принятие которого предписывается настоящим решением;

- протокола(ов) заседания(ий) правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, принятие которого было предписано настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для ООО «Региональная сетевая компания» цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2016 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6.      Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Региональная сетевая компания».

Связанные организации

Связанные организации не указаны