Решения по тарифам №СП/81997/16 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора между МУП «Водоканал» (г. Сафоново)» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (вх. № 22968/16 от 20.02.2016)

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» (г. Сафоново)» (далее – Заявитель, регулируемая организация).

Спор возник с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее – Департамент, Респондент, орган регулирования), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением от 30.11.2015 № 524 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МУП «Водоканал» (г. Сафоново)» установил соответствующие тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей МУП «Водоканал» (г. Сафоново)» на 2016-2018 гг.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э утверждены методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –Методические указания).

По результатам рассмотрения ФАС России установлено следующее.

1) По статье «Объём отпуска услуг» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод), и рассчитываются отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1) и (1.1).

При расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение объемы отпуска воды и приема сточных вод были приняты Департаментом в большем размере по сравнению с объемами, предлагаемыми регулируемой организацией. Объемы установлены Департаментом в размере по водоснабжению 3 707,03 тыс. куб. м., по водоотведению – 2 766,74 тыс. куб. м. По заявке регулируемой организации объёмы реализации составили по водоснабжению – 3 340,87 тыс. куб. м.; по водоотведению – 2 608,11 тыс. куб. м.

Как утверждает Департамент в отзыве от 23.03.2016 № 190/4, регулируемой организацией были предоставлены данные на тарифное регулирование МУП «Водоканал» г. Сафоново, свидетельствующие о том, что объёмы отпуска воды, за период с 2011 по 2013 гг., не снижались (2011 год – 3 614,7 тыс. куб. м, 2012 год – 3 736,9 тыс. куб. м, 2013 год – 3 702,6 тыс. куб. м). Исходя из данных регулируемой организации резкое снижение объёмов (на 7%) произошло в 2014 году (3 340,87 тыс. руб. м.). У МУП «Водоканал» (г. Сафоново) не установлены приборы учета воды на скважинах, фиксирующие объем поднятой воды. Только 66 % от общего объема отпускаемой воды реализуется по показаниям приборов учета. Таким образом, Департамент, усомнившись в достоверности информации о существенном снижении объемов отпускаемой воды с 2014 года, посчитал предложенный организацией на 2016 год объем отпускаемой воды необоснованно заниженным. На этом основании объем отпуска воды на 2016 год был принят Департаментом на уровне планового показателя 2015 года в размере 3 707,026 тыс. куб. м.

В сфере водоотведения в 2012 году организация представила данные о снижении объема принимаемых сточных вод с 2 930,1 до 2 809,9 тыс. куб. м. В то время как объемы отпускаемой воды по представленным отчетным данным организации за 2012 год увеличились с 3 614,7 до 3 736,9 тыс. куб. м., а в 2014 году произошло снижение объема принимаемых сточных вод на 258 тыс. куб. м., а объема отпускаемой воды только на 52,8 тыс. куб. м. (2 730,7 тыс. куб. м.- водоотведение; 3 443,9 тыс. куб. м.- водоснабжение).

В связи с тем, что организация оказывает услуги и по водоснабжению, и по водоотведению, а объемы принятых сточных вод зависят от объемов реализованной воды, которые Департамент посчитал необоснованно заниженными, Департаментом, при установлении тарифов на 2016 год, плановый объем сточных вод был принят в размере 2 769,14 тыс. куб. м. с учетом снижения планового объема на 2015 год на 3,4 %.

По мнению органа регулирования, в 2014 году организацией представлены недостоверные данные, указывающие на то, что снижение объемов реализации связано с несанкционированным отбором, а также утечками и потерями воды в сетях водоснабжения и водоотведения. При этом доказательства неправомерности доводов Департамента со стороны Заявителя не представлено.

Учитывая вышеизложенные доводы, ФАС России не усматривает нарушений органом регулирования требований законодательства Российской Федерации со стороны органа регулирования.

2) По статье «Недополученные доходы за 2014 год» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Регулируемой организацией заявлены на досудебное урегулирование спора недополученные доходы за 2014 год в совокупности по двум регулируемым видам деятельности: в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 5 300,5 тыс. руб.; в части оказываемых услуг водоотведения — 1 384,93 тыс. руб.

Недополученные доходы, по мнению регулируемой организации, сложились в МУП «Водоканал» (г. Сафоново) в результате значительного увеличения Респондентом в одностороннем порядке объемов отпуска услуг при утверждении тарифов прошлых периодов регулирования (2014 года).

ФАС России по статье «Недополученные доходы за 2014 г.» проведён анализ представленных сторонами на рассмотрение досудебных споров материалов, в результате которого установлено, что регулирующим органом при расчёте тарифов на 2016 г. расходы по данной статье не учтены ввиду того, что объективных причин образования в МУП «Водоканал» (г. Сафоново) недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не зависящих от регулируемой организации, в поданном на досудебное урегулирование спора заявлении указано не было, а выявление и устранение несанкционированного подключения (пользования) к централизованным сетям предприятия, а также утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации и данные обстоятельства не являются не зависящими от регулируемой организации.

Также ФАС России отмечает, что из отчетной калькуляции отвода сточной жидкости и отпущенной воды за 12 месяцев 2014 года (Форма-6в/к) следует, что организация в 2014 году имеет профицит финансовых средств по обоим регулируемым видам деятельности, а именно в части оказываемых услуг водоснабжения – 4 310 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 2 275 тыс. руб.

ФАС России обращает внимание на то, что на досудебное урегулирование споров в обоснование расходов по данной статье МУП «Водоканал» (г. Сафоново) представлен расчёт недополученных доходов за 2014 г., в котором не отражена экономия средств по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и иным взаимозависимым условно-переменным статьям затрат в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, которая автоматически должна была сложиться в результате снижения объёма отпуска услуг 2014 года, что также подтверждает некорректность расчёта, представленного Заявителем.

На основании вышеизложенных доводов, в условиях наличия профицита финансовых средств по обоим регулируемым видам деятельности, требования МУП «Водоканал» об учете расходов по статье «Недополученные доходы за 2014 год» не могут быть признаны экономически обоснованными.

3) Спор по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» (дебиторская задолженность) в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

Спор по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» (дебиторская задолженность) на сумму 619,8 тыс. руб. (водоотведение) и 557,7 тыс. руб. (водоснабжение) связан с тем, что Департаментом данные расходы не учтены при расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение по причине ненадлежащего обоснования. Департаментом при установлении тарифов МУП «Водоканал» на водоснабжение и водоотведение на 2016 год не учтены расходы по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» (дебиторская задолженность), так как МУП «Водоканал» (г. Сафоново) не представило в Департамент подтверждающие указанные расходы, (копии постановлений судебных приставов об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю за 2014 год).

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия материалов, подтверждающих экономическую обоснованность затрат, ФАС России отказывает Заявителю в удовлетворении требований по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» (дебиторская задолженность).

4) По статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренных коллективным договором)» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Организация заявляет о включении расходов по данной статье в необходимую валовую выручку регулируемой организации 2016 года в части оказываемых услуг водоснабжения на сумму 70,4 тыс. руб. и в части оказываемых услуг водоотведения 67,8 тыс. руб.

Согласно коллективному договору работодатель при наличии денежных средств предусматривает оказание материальной помощи ветеранам и другим работникам при выходе на пенсию в размере в зависимости от стажа работы на предприятии, работникам предприятия в связи с их болезнью (при нахождении на больничном более 2-х месяцев подряд), в связи со смертью близких родственников, предоставление оплачиваемого отпуска в связи со смертью близких родственников, бракосочетания, рождением ребенка.

Из указанных направлений основную долю расходов по данной статье занимают выплаты при выходе на пенсию. Однако, информацию для их расчета МУП «Водоканал» не представило (количество работников организации, выходящих на пенсию, их стаж работы на предприятии).

Ввиду отсутствия расчётов, а также иных материалов, подтверждающих заявленную величину расходов по статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренных коллективным договором)», органом регулирования данные расходы не учтены в необходимой валовой выручке МУП «Водоканал» г. Сафоново 2016 года.

С учётом вышеизложенного, ФАС России считает обоснованным подход органа регулирования, заключающийся в неучёте расходов по статье «Нормативная прибыль (в части расходов на социальные нужды, предусмотренных коллективным договором)» в необходимой валовой выручке МУП «Водоканал» г. Сафоново 2016 года, ввиду их ненадлежащего обоснования на момент установления тарифов 2016 года, а также на момент подачи заявления о досудебном урегулировании спора в ФАС России.

Также Федеральная антимонопольная служба обращает внимание на то, что у МУП «Водоканал» (г. Сафоново) согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности (по КНД 0710099) в бухгалтерском балансе произошло увеличение нераспределенной прибыли в 2014 и 2015 годах на 4 929 тыс. руб. и 68 898 тыс. руб. соответственно, а в отчете о финансовых результатах отражена чистая прибыль в 2014 году 3 649 тыс. руб., что меньше увеличения нераспределенной прибыли за тот же период на 1 280 тыс. руб., и чистый убыток в 2015 году -5 972 тыс. руб., что меньше увеличения нераспределенной прибыли на 74 870 тыс. руб. В отчете об изменениях капитала имеется информация о формировании нераспределенной прибыли только за счет чистой прибыли и нераспределенной прибыли прошлых лет. Отмеченные данные могут свидетельствовать о недостоверности представленных МУП «Водоканал» (г. Сафоново) сведений.

Таким образом, ФАС России пришло к выводу, что представленная отчетность не позволяет определить достоверный размер экономически обоснованных средств МУП «Водоканал» г. Сафоново при учете в тарифах регулируемой организации 2016 года.

Резюмируя вышеизложенное, Федеральная антимонопольная служба не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных Департаментом при расчёте тарифов МУП «Водоканал» (г. Сафоново) 2016 года.

На основании вышеизложенного, ФАС России решено отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП «Водоканал» (г. Сафоново) с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 19.02.2016 № 143 вх. от 20.02.2016 рег. № 22968/16).

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны