Решения по тарифам №СП/82021/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ПАО "ТГК-14" с... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «ТГК-14» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88036/16 от 21.06.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14» (далее также – Заявитель).

Спор возник с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее также – Респондент, Служба, РСТ РБ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом от 30.11.2015 № 2/124 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия» (в ред. приказа РСТ РБ от 24.03.2016 №2/16) Заявителю установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Республики Бурятия, и  долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2016-2018 гг.

ПАО «ТГК-14» считает, что при расчете размера необходимой валовой выручки на производство и передачу тепловой энергии филиала Улан-Удэнский энергетический комплекс в МО ГО «Город Улан-УДЭ» на 2016-2018 гг. Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия не были учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат:

- затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14»;

- величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;

- налог на прибыль;

- экономически обоснованные расходы 2014 года.

Величина необходимой валовой выручки, принятая регулирующим органом, на 2016 год – 3 357 895,8 тыс. руб., на 2017 год – 3 498 779,0 тыс. руб., на 2018 год – 3 607 002,6 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Общество считает экономически обоснованной на 2016 год – 3 606 147,5 тыс. руб., на 2017 год – 3 678 311,7 тыс. руб., на 2018 год – 3 849 036,6 тыс. руб.

Общая величина затрат, заявленных на досудебный спор, составляет                 669 818,4 тыс. руб., в том числе 2016 года – 248 251,7 тыс. руб., 2017 года – 179 532,7 тыс. руб., 2018 года – 242 034,0 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном споре проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

По статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных затрат аппарата управления ПАО «ТГК-14» в размере 495 909 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 162 372 тыс. руб., на 2017 год – 165 342 тыс. руб., на 2018 год – 168 195 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приняты расходы по анализируемой статье затрат в размере 55 537,25 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 17 679,15 тыс. руб., на 2017 год – 18 517,5 тыс. руб., на 2018 год – 19 340,6 тыс. руб.

Разногласия составили 440 371,75 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2016 год – 144 692,9 тыс. руб., на 2017 год – 146 824,5 тыс. руб., на 2018 год – 148 854,4 тыс. руб.

Аппарат управления Общества (далее также — АУ) осуществляет управление всеми филиалами, входящими в состав ПАО «ТГК-14»:

на территории Забайкальского края (филиал «Читинская Генерация», филиал «Читинский энергетический комплекс», филиал «Читинский теплоэнергосбыт»);

на территории Республики Бурятия (филиал «Генерация Бурятии», филиал «Улан-Удэнский» энергетический комплекс, филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии»).

Аппарат управления осуществляет следующие централизованные в рамках юридического лица функции: управление финансами, торгово-закупочная деятельность, ведение бухгалтерского учета и отчетности, юридическая и договорная работа, корпоративная работа, в т.ч. с акционерами, стратегическое развитие общества, тарифообразование на электрическую энергию и мощность. Кроме того, аппарат управления осуществляет контролирующую, методологическую функции в отношении филиалов Общества. Аппаратом управления заключаются договоры как централизованного характера, необходимые для выполнения функций АУ в отношении всех филиалов, так и договоры предполагающие действия в отношении конкретного филиала или ряда филиалов, заключение которых АУ обусловлено особенностями оформления бухгалтерских документов и другими требованиями законодательства.

РСТ РБ был произведен расчет нормативной численности категории «Руководители, специалисты и служащие» в соответствии с «Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых электростанций», утвержденными приказом РАО «ЕЭС России» от 03.12.2004 г. и «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства» от 22.03.1999 № 65, что позволяет определить нормативную численность специалистов и установить оптимальную структуру организации, обеспечивающую все функции управления. Дополнительной численности аппарата управления указанными рекомендациями не предусмотрено.

Включение расходов на содержание аппарата управления ПАО «ТГК-14» экономически обоснованно в случае централизации функции управления непосредственно в головной компании, что позволит снизить совокупные затраты филиалов на содержание управленческого аппарата, так как данные затраты учитываются регулирующим органом при формировании необходимой валовой выручки.

В данном случае, расходы на содержание АУП ПАО «ТГК-14» ведут к увеличению нагрузки на потребителей, т.к. увеличиваются совокупные расходы филиала (персонал управления ПАО «ТГК-14» + персонал управления филиала).

Кроме того, документы по обоснованию данных затрат ПАО «ТГК-14» в регулирующий орган представлены не были (договоры на поставку ТМЦ, договоры с подрядчиками, заключенные на основании торгов на очередной период регулирования).

РСТ РБ были исключены расходы на социальные выплаты ввиду экономической нецелесообразности, так как данные расходы не являются обязательными.

В качестве обосновывающих материалов в адрес ФАС России был предоставлен реестр обосновывающих документов по затратам АУ ПАО «ТГК-14», направленных в регулирующий орган, на 6 листах и копия письма ФСТ России от 29.06.2010 г. № 14-1328 на 2 листах.

ФАС России отмечает, что определить экономическую обоснованность заявленных требований ПАО «ТГК-14» на основании представленного реестра не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» удовлетворению не подлежат.

По статье затрат «Величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины, определяющей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, в размере 0 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приняты расходы по анализируемой статье затрат, подлежащие исключению, в размере 118 598,2 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 8 056,1 тыс. руб., на 2017 год – 25 240,6 тыс. руб., на 2018 год – 85 301,5 тыс. руб.

Разногласия составили 118 598,2 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2016 год – 8 056,1 тыс. руб., на 2017 год – 25 240,6 тыс. руб., на 2018 год – 85 301,5 тыс. руб.

 В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования) по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.

По результатам проведенного анализа по регулируемым видам деятельности за 2014 год РСТ РБ выявлены необоснованные расходы, учтенные при установлении тарифов на тепловую энергию на 2014 год, фактически не понесенные по следующим статьям:

По производству тепловой энергии:

- «Электрическая энергия» в сумме – 932,86 тыс. руб.;

- «Покупка тепловой энергии» в сумме – 68 340,56 тыс. руб. в связи со снижением полезного отпуску тепловой энергии;

- «Поверка и калибровка» - 6 803,0 тыс. руб.

По передаче тепловой энергии:

- «Электрическая энергия» в сумме – 29 463,72 тыс. руб.;

- «Поверка и калибровка» - 13 058,0 тыс. руб.

Общая сумма необоснованных расходов, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию на 2014 год и фактически не понесенных составила 118 598,17 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством данная сумма исключена из НВВ последующих периодов регулирования (2016-2018 гг.).

Следует отметить, что фактически не понесенные расходы по статье «Покупка тепловой энергии» вызваны не проведением мероприятий по сокращению объемов используемых энергетических ресурсов, а снижением потребления тепловой энергии потребителями.

ФАС России отмечает, что обосновывающие материалы и расчеты в адрес ФАС России Заявителем в составе заявления о досудебном споре представлены не были.

В связи с тем, что расходы, учтенные при установлении тарифов на 2014 год, фактически непонесенные исключены регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством, требования ПАО «ТГК-14» по статье затрат «Величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» удовлетворению не подлежат.

По статье затрат «Налог на прибыль».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованного налога на прибыль в размере 15 345 тыс. руб., в том числе на 2017 год – 7 467 тыс. руб., на 2018 год – 7 878 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия данные расходы не приняты.

Разногласия составили 15 345 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2017 год – 7 467 тыс. руб., на 2018 год – 7 878 тыс. руб.

Письмом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (исх. от 22.07.2016 № 03-11/1040, рег. № 112792/16 от 01.08.2016), направленном в адрес ФАС России, регулирующий орган сообщает, что при определении НВВ на 2017 и 2018 год экспертном была допущено арифметическая ошибка и данные затраты не были учтены.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов.

РСТ РБ отмечает, что при определении плановой необходимой валовой выручки на 2017 и 2018 годы затраты по статье «Налог на прибыль» в размере 15 345 тыс. руб. будут учтены.

По статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных расходов, понесенных в 2014 году, в размере 95 502,8 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия в результате проведенного анализа расходы в сумме 95 502,8 тыс. руб. признаны необоснованными и не подлежащими учету в связи с отсутствием экономического обоснования данных затрат.

Разногласия составили 95 502,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что обосновывающие материалы и расчеты в адрес ФАС России Заявителем в составе заявления о досудебном споре представлены не были, в том числе обоснование фактически понесенных в 2014 году расходов, которые не были покрыты фактически собранной выручкой от регулируемого вида деятельности в 2014 году. В связи с этим, требования ПАО «ТГК-14» по статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года» удовлетворению не подлежат.

В ходе рассмотрения спора представителями сторон по спору также было подтверждено, что со стороны ПАО «ТГК-14» на регулирование тарифов в адрес РСТ РБ представляются обосновывающие материалы не в целом по деятельности предприятия, по всем видам деятельности и всем регионам деятельности юридического лица, а исключительно по теплоснабжению и только по Республике Бурятия.

Непредставление со стороны ПАО «ТГК-14» материалов по всем видам деятельности и всем регионам присутствия компании делает невозможным оценку органом регулирования компании деятельности в целом, выявление фактических экономически необоснованных расходов и доходов компании от регулируемой деятельности, и проверку правильности распределения косвенных расходов, которые должны относиться (распределяться) на все виды деятельности, в том числе и на нерегулируемые.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований ПАО «ТГК-14», указанных в заявлении о досудебном споре, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88036/16 от 21.06.2016).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны