Решения по тарифам №СП/82031/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ПАО "ТГК-14" с... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «ТГК-14» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88026/16 от 21.06.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14» (далее также – Заявитель).

Спор возник с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее также – Респондент, Служба, РСТ РБ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом от 30.11.2015 № 2/124 «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия» (в ред. приказа РСТ РБ от 24.03.2016 №2/16) Заявителю установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Республики Бурятия, и  долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2016-2018 гг.

ПАО «ТГК-14» считает, что при расчете размера необходимой валовой выручки на сбытовую деятельность на 2016-2018 гг. Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия не были учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат:

- ФОТ и страховые взносы (сбыт и АУП);

- затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14»;

- экономически обоснованные расходы 2014 года.

Величина необходимой валовой выручки, принятая регулирующим органом, на 2016 год – 223 235 тыс. руб., на 2017 год – 197 373 тыс. руб., на 2018 год – 188 111 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Общество считает экономически обоснованной на 2016 год – 480 211 тыс. руб., на 2017 год – 363 951 тыс. руб., на 2018 год – 359 749 тыс. руб.

Общая величина затрат, заявленных на досудебный спор, составляет 595 192 тыс. руб., в том числе 2016 года – 256 976 тыс. руб., 2017 года – 166 578 тыс. руб., 2018 года – 171 638 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном споре проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

По статье затрат «ФОТ и страховые взносы (сбыт)».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных затрат на фонд оплаты труда и страховые взносы в размере 680 451 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 221 594 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 170 195 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 51 399 тыс. руб.), на 2017 год – 225 815 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 173 437 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 52 378 тыс. руб.), на 2018 год – 233 042 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 178 988 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 54 054 тыс. руб.).

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приняты расходы по анализируемой статье затрат в размере 218 612 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 70 430 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 54 094 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 16 336 тыс. руб.), на 2017 год – 72 923 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 56 008 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 16 915 тыс. руб.), на 2018 год – 75 259 тыс. руб. (затраты на оплату труда – 57 803 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 17 456 тыс. руб.).

Разногласия составили 461 839 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2016 год – 151 164 тыс. руб., на 2017 год – 152 892 тыс. руб., на 2018 год – 157 783 тыс. руб.

Заявителем затраты на оплату труда на 2016 год рассчитаны согласно Коллективного договора ПАО «ТГК-14» с учетом:

- численности 216 чел. (210 чел. по г. Улан-Удэ и 6 чел. по п. Каменск);

- среднемесячной заработной платой 65 661,65 руб.

РСТ РБ затраты на оплату труда приняты с учетом:

- численности в количестве 163 чел. (с учетом факта 2014 года и установленного на 2015 год);

- среднемесячной заработной платой 27 655,42 руб.

В соответствии с письмом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (исх. от 22.07.2016 № 03-11/1040, рег. № 112792/16 от 01.08.2016), направленном в адрес ФАС России, при расчете расходов на оплату труда РСТ РБ принята нормативная численность в количестве 163 чел., определенная в соответствии с нормативными документами, утвержденными Российского ОАО «ЕЭС России» от 03.12.2004 г. и разработанные ОАО «ЦОТЭНЕРГО» «Нормативы численности персонала региональных сбытовых компаний».

ФАС России отмечает, что численность принята регулирующим органом с учетом фактической численности, но не более нормативной в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, в соответствии с которым при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Обоснование увеличения численности в 2016 году по сравнению с 2014 годом ПАО «ТГК-14» представлено не было.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия среднемесячная начисленная заработная плата по виду деятельности «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» в 2014 году составила 19 852,2 руб., всего по области – 27 738,7 тыс. руб.

Экономически обоснованная заработная плата на 2016 год составит:

19 852,2 руб. * 115,4% * 107,4% = 24 604,74 руб., что меньше учтенного регулирующим органом.

Разногласия по величине отчислений на социальные нужды составили в части размера фонда оплаты труда.

Отчисления на страховые взносы в фонды обязательного страхования и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулирующим органом рассчитаны по ставке 30,2% в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В связи с тем, что обосновывающие материалы и расчеты в адрес ФАС России Заявителем в составе заявления о досудебном споре представлены не были, определить экономическую обоснованность заявленных на досудебный спор расходов по анализируемой статье не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье затрат «ФОТ и страховые взносы (сбыт)» удовлетворению не подлежат.

По статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных затрат аппарата управления ПАО «ТГК-14» в размере 46 402 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 15 193 тыс. руб., на 2017 год – 15 471 тыс. руб., на 2018 год – 15 738 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приняты расходы по анализируемой статье затрат в размере 5 355 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 1 687 тыс. руб., на 2017 год – 1 785 тыс. руб., на 2018 год – 1 883 тыс. руб.

Разногласия составили 41 047 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2016 год – 13 506 тыс. руб., на 2017 год – 13 686 тыс. руб., на 2018 год – 13 855 тыс. руб.

Аппарат управления Общества (далее также — АУ) осуществляет управление всеми филиалами, входящими в состав ПАО «ТГК-14»:

на территории Забайкальского края (филиал «Читинская Генерация», филиал «Читинский энергетический комплекс», филиал «Читинский теплоэнергосбыт»);

на территории Республики Бурятия (филиал «Генерация Бурятии», филиал «Улан-Удэнский» энергетический комплекс, филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии»).

Аппарат управления осуществляет следующие централизованные в рамках юридического лица функции: управление финансами, торгово-закупочная деятельность, ведение бухгалтерского учета и отчетности, юридическая и договорная работа, корпоративная работа, в т.ч. с акционерами, стратегическое развитие общества, тарифообразование на электрическую энергию и мощность. Кроме того, аппарат управления осуществляет контролирующую, методологическую функции в отношении филиалов Общества. Аппаратом управления заключаются договоры как централизованного характера, необходимые для выполнения функций АУ в отношении всех филиалов, так и договоры предполагающие действия в отношении конкретного филиала или ряда филиалов, заключение которых АУ обусловлено особенностями оформления бухгалтерских документов и другими требованиями законодательства.

РСТ РБ был произведен расчет нормативной численности категории «Руководители, специалисты и служащие» в соответствии с «Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых электростанций», утвержденными приказом РАО «ЕЭС России» от 03.12.2004 г. и «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства» от 22.03.1999 № 65, что позволяет определить нормативную численность специалистов и установить оптимальную структуру организации, обеспечивающую все функции управления. Дополнительной численности аппарата управления указанными рекомендациями не предусмотрено.

Включение расходов на содержание аппарата управления ПАО «ТГК-14» экономически обоснованно в случае централизации функции управления непосредственно в головной компании, что позволит снизить совокупные затраты филиалов на содержание управленческого аппарата, так как данные затраты учитываются регулирующим органом при формировании необходимой валовой выручки.

В данном случае, расходы на содержание АУП ПАО «ТГК-14» ведут к увеличению нагрузки на потребителей, т.к. увеличиваются совокупные расходы филиала (персонал управления ПАО «ТГК-14» + персонал управления филиала).

Кроме того, документы по обоснованию данных затрат ПАО «ТГК-14» в регулирующий орган представлены не были (договоры на поставку ТМЦ, договоры с подрядчиками, заключенные на основании торгов на очередной период регулирования).

В качестве обосновывающих материалов в адрес ФАС России был предоставлен реестр обосновывающих документов по затратам АУ ПАО «ТГК-14», направленных в регулирующий орган, на 6 листах и копия письма ФСТ России от 29.06.2010 г. № 14-1328 на 2 листах.

ФАС России отмечает, что определить экономическую обоснованность заявленных требований ПАО «ТГК-14» на основании представленного реестра не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» удовлетворению не подлежат.

По статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных расходов на оплату труда, отчисления на социальные нужды и расходы аппарата управления, понесенных в 2014 году, в размере 92 306 тыс. руб., в том числе ФОТ – 64 812 тыс. руб., страховые взносы – 18 406 тыс. руб., расходы АУ – 9 088 тыс. руб.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия в результате проведенного анализа расходы в сумме 92 306 тыс. руб. признаны экономически необоснованными и не подлежащими учету.

Разногласия составили 92 306 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с письмом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (исх. от 22.07.2016 № 03-11/1040, рег. № 112792/16 от 01.08.2016), направленном в адрес ФАС России, фактические расходы 2014 года не приняты РСТ РБ по следующим основаниям.

В расчет НВВ 2014 года РСТ РБ учтена нормативная численность персонала, непосредственно связанного со сбытом тепловой энергии в количестве 163 человека. Учет сверхнормативной численности действующим законодательством не предусмотрен.

Также предприятием не представлено обоснование необходимости увеличения текущего премирования работников с 27,01% по плану до 50,05% по факту, выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, с 0,4% по плану до 4,20% по факту, отсутствуют документы, подтверждающие аттестацию рабочих мест.

Отчисления на страховые взносы в фонды обязательного страхования и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулирующим органом рассчитаны по ставке 30,2% в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Доводы о признании экономически необоснованными расходы аппарата управления ПАО «ТГК-14» изложены при анализе статьи «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» настоящего заключения.

ФАС России также отмечает, что обосновывающие материалы и расчеты в адрес ФАС России Заявителем в составе заявления о досудебном споре представлены не были, в том числе обоснование фактически понесенных в 2014 году расходов, которые не были покрыты фактически собранной выручкой от регулируемого вида деятельности в 2014 году. В связи с этим, требования ПАО «ТГК-14» по статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года» удовлетворению не подлежат.

В ходе рассмотрения спора представителями сторон по спору также было подтверждено, что со стороны ПАО «ТГК-14» на регулирование тарифов в адрес РСТ РБ представляются обосновывающие материалы не в целом по деятельности предприятия, по всем видам деятельности и всем регионам деятельности юридического лица, а исключительно по теплоснабжению и только по Республике Бурятия.

Непредставление со стороны ПАО «ТГК-14» материалов по всем видам деятельности и всем регионам присутствия компании делает невозможным оценку органом регулирования компании деятельности в целом, выявление фактических экономически необоснованных расходов и доходов компании от регулируемой деятельности, и проверку правильности распределения косвенных расходов, которые должны относиться (распределяться) на все виды деятельности, в том числе и на нерегулируемые.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований ПАО «ТГК-14», указанных в заявлении о досудебном споре, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88026/16 от 21.06.2016).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны