Решение №СП/82243/16 О частичном удовлетворении требований АО "Интер РАО - Электр... от 29 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение о частичном удовлетворении требований,

указанных в заявлениях АО «Интер РАО - Электрогенерация» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (вх. № 117663/15 от 22.10.2015, № 11888/16 от 01.02.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось АО «Интер РАО - Электрогенерация» (далее – Заявитель) с заявлениями о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию и тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения в отношении филиала АО «Интер РАО — Электрогенерация» - «Верхнетагильская ГРЭС».

Спор возник с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК), которая в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении установила Заявителю постановлениями от 15.12.2014 № 205-ПК и № 199-ПК тарифы на тепловую энергию на 2015 год, от 10.12.2015 № 197-ПК и № 192-ПК — тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 гг., а постановлением от 15.12.2014 г. № 210-ПК – тарифы на горячую воду на 2015 год, постановлением от 10.12.2015 г. № 206-ПК – тарифы на горячую воду на 2016 год.

В отношении спора по тарифам 2016 года ФАС России отмечает следующее.

РЭК установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ГО Верхний Тагил, для филиала «Верхнетагильская ГРЭС», в размере 1 137,89 руб./Гкал на 1-е полугодие 2015 года и 1 265,17 руб./Гкал  - на 2-е полугодие 2015 г.

Тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки Верхнетагильской ГРЭС, утверждены РЭК в размере 664,49 руб./Гкал на 1-е полугодие 2015 года и 738,56 руб./Гкал  - на 2-е полугодие 2015 г.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК для филиала «Верхнетагильская ГРЭС» на 2015 год, составляет 161 651,6 тыс. руб.

В заявлении от 22.10.2015 № 117663/15 АО «Интер РАО - Электрогенерация» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 211 376 тыс. руб.

Таким образом, АО «Интер РАО - Электрогенерация» просит ФАС России предписать РЭК дополнительно учесть в НВВ и тарифах 2015 года сумму расходов в размере 49 724 тыс. руб., за счет увеличения расходов по статьям затрат «Сырье и материалы», «Электрическая энергия», «Ремонт основных средств», «Амортизация», «Налог на имущество», «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Выпадающие доходы».

На 2015 год в отношении Заявителя регулирующим органом применялся метод регулирования – метод экономически обоснованных расходов (затрат), при этом долгосрочные тарифы для Заявителя на 2015 год не устанавливались.

Между тем, по результатам проведенного анализа представленных со стороны АО «Интер РАО — Электрогенерация» в адрес ФАС России обосновывающих материалов, а также представленных со стороны Региональной энергетической комиссии Свердловской области материалов по делам об установлении тарифов на тепловую энергию для АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2015 год ФАС России были выявлены нарушения положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования).

По статье «Сырье и материалы» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на сырье на основе стоимости в соответствии с годовым планом закупок на 2014 г. и применением индекса 104,7%.

РЭК расходы на сырье и материалы отклонены в полном объеме ввиду непредставления в РЭК Заявителем конкурсной документации, протоколов закупочной комиссии и копий счетов-фактур за поставленные материалы.

В соответствии с п. 40 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания).

Заявителем в обоснование расходов по данной статье на тарифное регулирование 2015 г. были представлены сводная заявка на приобретение сырья и материалов на 2014 г., реестр договоров на закупку материалов, договоры на закупку материалов (на электронном носителе). В заявке на приобретение сырья и материалов указаны реквизиты протоколов закупочных комиссий, номера лотов, наименование участников торгов и наименование компаний-победителей торгов, реквизиты договоров и стоимость по итогам закупки.

ФАС России отмечает, что по статье «сырье и материалы» Заявитель учитывает в т.ч. расходы на материалы для ремонта, а также расходы на химреагенты. Данные материалы необходимы для обеспечения работоспособности ВТРГЭС, химреагенты используются в производственном процессе. С учетом вышеизложенного, исключение данных расходов в полном объеме является необоснованным.

Также необходимо отметить, что в обоснование расходов на сырье и материалы на 2016 г. Заявителем, согласно перечню, в РЭК был представлен пакет материалов, идентичный представленным материалам в рамках регулирования на 2015 г.: сводная заявка (план закупок) на приобретение сырья и материалов на 2015 г., реестр договоров на закупку материалов на 2015 г., договоры на закупку материалов (на электронном носителе).

РЭК при утверждении тарифов на 2016 г. на основании вышеуказанных обосновывающих материалов, расходы по статье «сырье и материалы» учтены в размере 2 031,58 тыс. руб. (Таблица № 2 экспертного заключения РЭК). Расходы на 2016 г. рассчитаны РЭК с применением ИПЦ 1,074 к уровню фактических расходов 2015 г. (по плану закупок на 2015 г.).

ФАС России отмечает, что РЭК применены различные подходы к расчету экономически обоснованных расходов на материалы на 2015 и 2016 гг. при идентичности представленных Заявителем пакетов материалов в обоснование данных расходов.

В связи с изложенным, а также с учетом технологической необходимости использования реагентов в производственном процессе, материалов на ремонт для обеспечения деятельности ВТГРЭС, ФАС России полагает обоснованным применить подход РЭК, использованный при расчете регулирующим органом расходов на материалы в 2016 г. (следующий год), т.е. рассчитать сумму расходов с применением ИПЦ 1,067 к уровню фактических расходов 2014 г. согласно заявке на материалы, представленной Заявителем в РЭК.

Сумма расходов на сырье и материалы по расчету ФАС России составит:

1841,16 тыс. руб. * 1,067 = 1 964,52 тыс. руб.

Учитывая, что фактическая сумма расходов на материалы за 2015 г. составила
1 570 тыс. руб. по производству тепловой энергии, РЭК без надлежащего обоснования было отказано в учете в тарифах 2015 года средств в размере 1 570 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявитель вправе по факту понесения данных расходов обратиться в РЭК Свердловской области для компенсации данных расходов в последующие годы при предоставлении материалов, обосновывающих данные расходы (в отношении 2015 года — при регулировании на 2017 год).

По статье «Ремонт основных средств» в 2015 году установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть в тарифах 2015 года расходы на ремонт в размере 12 763 тыс. руб., в т.ч. на производство тепловой энергии – 7 741 тыс. руб., на передачу тепловой энергии – 5 022 тыс. руб. Расходы на ремонт определены в соответствии с локальными сметными расчетами. Увеличение расходов на ремонт на передачу тепловой энергии по сравнению с 2013 г. связано с передачей имущества распределительных тепловых сетей 20 квартала мкр. Северный.

В письме РЭК от 30.11.2015 г. № 01-12/7490, направленном в ФАС России, указано, что расходы на ремонт на передачу тепловой энергии на 2015 г. определены РЭК на ожидаемом организацией уровне на 2014 г. (в соответствии со сметами расходов к дополнительному  соглашению от 31.04.2014 г. № 3) с применением индекса 1,067.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела у РЭК Свердловской области отсутствуют полный комплект актов о выполнении ремонтных работ на 2015 год, предписания надзорных органов, а также частично ведомости дефектов, в связи с непредставлением этих документов Заявителем.

По статье затрат «Амортизация», «Налог на имущество» в 2015 году установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на амортизацию в размере 27 658 тыс. руб.

Увеличение амортизации по сравнению с 2013 г. (факт 2013 г. – 6 707 тыс. руб.) связано с передачей имущества распределительных тепловых сетей 20 квартала мкр. Северный в часть погашения долга от должника МУП УЖКХ (акт приема-передачи от 01.04.2014). Налог на имущество предлагается в размере 3 589 тыс. руб. с учетом налога на имущество по объектам «сети 20 квартала мкр. Северный».

РЭК расходы на амортизацию учтены в размере 16 795 тыс. руб. Амортизация по сетям 20 квартала мкр. Северный не учтена ввиду отсутствия актов о приеме-передаче имущества ОС-1. Налог на имущество учтен в размере 1574 тыс. руб. на уровне утвержденного на 2014 год без учета налога на имущество по объектам «сети 20 квартала мкр. Северный».

В соответствии с п. 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Заявителем в адрес РЭК на тарифное регулирование не были представлены формы первичной учетной документации № ОС-1 (ОС-1а) «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», подтверждающие факт приема-передачи основных средств, а также их постановку на учет. Данная форма также содержит информацию о стоимости основных средств, сроке полезного использования и др., т.е. данные необходимые для расчета амортизационных отчислений.

Инвентарные карты на имущество, в т.ч. принятое от должника МУП УЖКХ (сети 20 квартала мкр. Северный), также не были представлены Заявителем в адрес РЭК.

Ввиду того, что у РЭК отсутствовали данные, позволяющие корректно рассчитать величину амортизации, а также налог на имущество по объектам «сети 20 квартала мкр. Северный», ФАС России отмечает необоснованность требований Заявителя.

Также ФАС России отмечает, что Заявитель вправе по факту понесения расходов по статьям «амортизация» и «налог на имущество» обратиться в РЭК для компенсации данных расходов в последующих периодах регулирования при предоставлении материалов, обосновывающих данные расходы (в отношении 2015 года – при регулировании на 2017 год).

По статье затрат «Электрическая энергия» в 2015 году установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на электрическую энергию в размере 6 033 тыс. руб. исходя из объема 1 426,82 тыс. кВтч и цены 4,2281 руб./кВтч (фактический тариф 2014 г. по напряжению СН2 3,12 руб./кВтч с индексом 106,3%).

РЭК расходы на электрическую энергию учтены в размере 4 448 тыс. руб. исходя из объема 1 426,82 тыс. кВтч и цены 3,117 руб./кВтч (фактический тариф за 1 кв. 2014 г. в целом по организации 2,87 руб./кВтч с индексом 108,7%).

Суть спора состоит в размере тарифа на электрическую энергию, т.к. Заявитель рассчитывает тариф по напряжению СН2, а РЭК - средний тариф по всем уровням напряжения по организации.

ФАС России отмечает, что Заявителем в РЭК на тарифное регулирование 2015 г. были представлены счета-фактуры с ОАО «Свердловэнергосбыт» за январь-март 2014 г., что подтверждается представленной РЭК описью документов к заявлению.

Так как к указанным счетам-фактурам Заявителем не были представлены акты приема-передачи электрической энергии с расшифровкой по объектам, средний тариф на электрическую энергию был рассчитан РЭК с применением индекса 108,7% к фактическому среднему тарифу за январь-март 2014 г. в целом по организации (по всем уровням напряжения СН2, ВН, НН).

Необходимо отметить, что РЭК в рамках тарифной кампании 2015 г. не запрашивал у Заявителя отчеты о расходе электрической энергии, акты приема-передачи электрической энергии.

ФАС России в рамках досудебного рассмотрения спора были запрошены отчеты о расходе электрической энергии за 2015 г. Согласно вышеуказанным отчетам объекты «Станция подмешивания № 1», «Станция подмешивания «Город-2» потребляют электрическую энергию по уровню напряжения СН-2.

Средний тариф по напряжению СН-2 за январь-март 2014 г. (согласно представленным Заявителем в РЭК счетам-фактурам) сложился на уровне 3,98 руб./кВтч. С учетом индекса 108,7% (примененного РЭК) плановый тариф на электрическую энергию на 2015 г. по расчету Управления составит 4,326 руб./кВтч., что выше тарифа, предложенного Заявителем - 4,2281 руб./кВтч.

С учетом вышеизложенного, ФАС России отмечает, что экономически обоснованные расходы по 2015 году на приобретение электрической энергии составят:

1 426,82 тыс. кВтч * 4,2281 руб./кВтч = 6 032,73 тыс. руб., что на 1 585,19 тыс. руб. превышает учтенный РЭК размер расходов (фактические расходы в 2015 году составили у Заявителя 5 949 тыс. руб., что на 1 501 тыс. руб., превышает учтенный РЭК размер расходов в тарифах 2015 года).

ФАС России отмечает, что РЭК без надлежащего экономического обоснования было отказано в учете в тарифах 2015 года полного размера экономически обоснованных расходов 2015 года, и Заявитель вправе по факту понесения данных расходов обратиться в РЭК Свердловской области для компенсации данных расходов в последующие годы при предоставлении материалов, обосновывающих данные расходы (в отношении 2015 года — при регулировании на 2017 год).

По статям затрат «Расходы на оплата труда», «Отчисления на социальные нужды» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда в размере 15 538 тыс. руб., в т.ч.:

- на производство тепловой энергии 9 510 тыс. руб. исходя из численности 14 чел. и среднемесячной заработной платы 53 882 руб./чел./мес.;

- на передачу и сбыт тепловой энергии – 6 028 тыс. руб. исходя из численности 12 чел. и среднемесячной заработной платы 41 861 руб./чел./мес.

Из представленных РЭК документов следует, что расходы на оплату труда учтены в размере 5 985,78 тыс. руб.:

- на производство тепловой энергии 5 986 тыс. руб. исходя из численности
12 чел. и среднемесячной заработной платы 41 568 руб./чел./мес.;

- на передачу и сбыт тепловой энергии – 0 тыс. руб. при численности 3 чел. (из представленных РЭК документов следует, что учтена численность 3 человека, однако размер расходов, включенный в расчёт НВВ по данной статье затрат учтен на уровне 0 руб.).

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

РЭК расходы на оплату труда на производство тепловой энергии рассчитаны с применением ИПЦ 1,067 к утвержденному уровню расходов 2014 г. Численность персонала учтена в размере 12 чел., среднемесячная заработная плата – 41 568 руб./чел./мес.

В РЭК на тарифное регулирование 2015 г. Заявителем были представлены формы статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» только за декабрь 2013 г. и январь-март 2014 г., что подтверждается представленными описями к заявлению об установлении тарифов.

ФАС России отмечает, что статистические формы № П-4 за полный 2013 год Заявителем не были представлены в РЭК, что не позволяло РЭК определить фактический размер расходов на оплату труда, а также фактическую численность персонала за предшествующий период регулирования.

Заявитель при расчете расходов на оплату труда предлагает учитывать фактическую численность за 2015 г. на основании статистических форм П-4, т.к. с 2014 года, согласно Положению по учетной политике, Заявителем выделены расходы на сбыт и, начиная с 2015 года, отчетность по П-4 приведена в полное соответствие с фактической численностью по видам деятельности.

ФАС России отмечает, что подход Заявителя противоречит нормам действующего законодательства, т.к. пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрен расчет расходов на оплату труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, т.е. за 2013 год.

Также на момент утверждения тарифов на 2015 г. РЭК не располагал данными за полный 2015 г.

Фактическая численность за 2013 г., отнесенная на производство и сбыт тепловой энергии, по данным статистических форм № П-4, составила 17 чел.

РЭК учтена численность в размере 12 чел. – на производство тепловой энергии, 3 чел. – на передачу и сбыт тепловой энергии.

Так как Заявителем в РЭК была представлена форма № П-4 только за декабрь 2013 г., у РЭК отсутствовали данные для определения фактической численности за 2013 г., ФАС России полагает обоснованным учесть численность на уровне, определенном РЭК, т.е. в сумме 15 чел.

Согласно представленной Заявителем в РЭК форме статистической отчетности № П-4 только за декабрь 2013 г. фактическая среднемесячная заработная плата персонала в теплоснабжении за декабрь 2013 года составила 72 013 руб./чел./мес. При этом в межотопительный период уровень заработной платы сложился существенно ниже (июнь 2013 г.) – 48 706 руб./чел./мес.

Ввиду отсутствия форм статистической отчетности № П-4 за полный 2013 г. у РЭК не было возможности корректно определить уровень фактической заработной платы за предшествующий период.

С учетом непредставления Заявителем полного документального экономического обоснования заявленного к учету размера расходов ФАС России отмечает, что при расчете расходов на оплату труда, а также связанных с данными расходами затрат на отчисления на социальные нужды, РЭК не было допущено нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

По статьи спора «Выпадающие доходы (экономически обоснованные расходы
2012-2013 гг.», «Избыток средств», установлено следующее.

РЭК при утверждении тарифов на 2015 г. по статье «Прочий избыток средств» исключены средства в размере 2 350 тыс. руб. (с последующим планируемым включением в тарифы следующих периодов) в целях непревышения установленного для Свердловской области предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги.

Также РЭК не были учтены заявленные Заявителем фактические расходы на ремонт и техническое обслуживание за 2012-2013 гг., ранее не учтенные в тарифах, данные расходы были исключены РЭК в полном объеме.

Заявитель просит вернуть исключенные РЭК средства по статье «Прочий избыток средств» в размере 2 350 тыс. руб., а также 1/3 от фактических расходов на ремонт за 2012-2013 гг. (в части превышения факта над утвержденным уровнем расходов в соответствующих периодах).

В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

ФАС России отмечает, что в РЭК в составе тарифной заявки на 2015 г. в обоснование фактических расходов на ремонт за 2012-2013 гг., были представлены договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры. Представление вышеуказанных материалов также подтверждает РЭК (письмо РЭК от 30.11.2015 г. № 01-12/7490).

При этом в составе обосновывающих материалов отсутствовали документы, подтверждающие заключение договоров по результатам конкурсных процедур: протоколы закупочных комиссий, извещения, в связи с чем расходы на ремонт и техобслуживание были отклонены РЭК в полном объеме.

Также ФАС России отмечает, что довод РЭК в части отсутствия документов, подтверждающих факт проведения закупочных процедур несостоятелен по следующим причинам:

- в представленных Заявителем в РЭК и ФАС России договорах подряда за 2012 и  2013 гг. указаны реквизиты протокола заседания закупочной комиссии;

-  документация по закупкам публикуется Заявителем в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

В части расходов на ремонт на 2013 г. ФАС России отмечает следующее:

- РЭК при установлении тарифов на 2013 г. учтены расходы по договору 8-ВЕР/08-0089-14 в размере 8 375 тыс. руб.;

- фактические расходы Заявителя на ремонт и техобслуживание, подтвержденные документально, составили 17 921 тыс. руб., в т.ч. по договору 8-ВЕР/08-0089-14 – 17 666 тыс. руб.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание, не учтенная РЭК при установлении тарифов на 2013 г., составила 9 546 тыс. руб.

В части расходов на ремонт на 2012 г. ФАС России отмечает следующее:

- РЭК при установлении тарифов на 2012 г. учтены расходы по договору 8-ВЕР/08-0089-14 в размере 7 820,02 тыс. руб. Расходы на ремонт были рассчитаны РЭК на уровне плана (утвержденных расходов) 2011 г. с применением ИПЦ;

- фактические расходы Заявителя на ремонт и техобслуживание в 2012 г., подтвержденные документально, составили 17 775 тыс. руб., в т.ч. по договору 8-ВЕР/08-0089-14 – 16 908 тыс. руб.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание, не учтенная РЭК при установлении тарифов на 2012 г., составила 9 955 тыс. руб.

В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, расходы подлежат учету в течение трех периодов регулирования.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техобслуживание за 2012 - 2013 гг. по производству тепловой энергии, подлежащая учету в 2015 г., составит: (9 546 + 9 955)/3 = 6 500 тыс. руб.

В части исключения расходов по статье «Прочий избыток средств» ФАС России отмечает следующее:

- средства в размере 2 350 тыс. руб. были исключены из расчета НВВ Заявителя на 2015 год РЭК отдельной строкой («Прочий избыток средств») без привязки к какой-либо статье расходов, указания по каким статьям расходов образовался этот избыток средств, с указанием в качестве обоснования только на превышение установленного для Свердловской области предельного индекса изменения платы граждан;

- в соответствии с Таблицей № 3 экспертного заключения по расчету тарифов для Заявителя на 2016 г., представленного РЭК, средства в размере 2 350 тыс. руб. включены в НВВ на 2016 год по строке «Прочий недополученный доход».

Таким образом, необоснованно исключенные РЭК из расчета НВВ Заявителя на 2015 год средства были полностью включены в расчет НВВ Заявителя на 2016 год.

С учетом вышеизложенного ФАС России отмечает необоснованность требований Заявителя.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения материалов по досудебному спору было установлено, что постановления РЭК Свердловской области об установлении тарифов на 2015 год фактически утратили силу в связи с истечением срока действия тарифных решений.

ФАС России не наделена полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и не действуют.

В связи с изложенным, с учетом отсутствия предмета рассмотрения досудебного спора, указанного в заявлении АО «Интер РАО — Электрогенерация» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Свердловской области, ФАС России принято решение прекратить рассмотрение заявления АО «Интер РАО — Электрогенерация» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Свердловской области, в котором Заявителем заявлены требования, связанные с установлением тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год, по вышеизложенным статьям спора.

В отношении спора по тарифам 2016 года ФАС России отмечает следующее.

РЭК установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ГО Верхний Тагил, для филиала «Верхнетагильская ГРЭС», в размере 1 265,17 руб./Гкал на 1-е полугодие 2016 года и 1 353,73 руб./Гкал  - на 2-е полугодие 2016 г.

Тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки Верхнетагильской ГРЭС, утверждены РЭК в размере 738,56 руб./Гкал на 1-е полугодие 2016 года и 789,82 руб./Гкал  - на 2-е полугодие 2016 г.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК для филиала «Верхнетагильская ГРЭС» на 2016 год составляет 177 860 тыс. руб.

АО «Интер РАО - Электрогенерация» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 321 941 тыс. руб.

Таким образом, АО «Интер РАО - Электрогенерация» просит ФАС России предписать РЭК дополнительно учесть в НВВ и тарифах 2016 года сумму расходов в размере 144 081 тыс. руб., за счет увеличения расходов по статьям затрат «Ремонт основных средств подрядным способом», «Амортизация», «Налог на имущество», «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату иных работ и услуг», «Арендная плата», «Расходы на служебные командировки», «Расходы на обучение персонала», «Плата за выбросы», «Водный налог», «Предпринимательская прибыль», «Налог на прибыль», «Резерв по сомнительным долгам», «Результаты деятельности до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров», «Избыток средств».

По статье затрат «Покупная электрическая энергия в 2016 году» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на электрическую энергию в размере 6 126 тыс. руб. исходя из фактического объема потребления (1 426,82 тыс. кВтч) и цены на 2015 г. (3,9212) с индексом 1,095.

РЭК расходы на электрическую энергию учтены в размере 4 702,13 тыс. руб. исходя из объема 1 426,82 тыс. кВтч и цены 3,30 руб./кВтч (фактический тариф за 1 квартал 2015 г. в целом по организации с индексом цены на электрическую энергию - 107,8%).

Суть спора состоит в размере тарифа на электрическую энергию, т.к. Заявитель рассчитывает тариф по напряжению СН2, а РЭК - средний тариф по всем уровням напряжения по организации.

ФАС России отмечает, что Заявителем в РЭК на тарифное регулирование 2016 г. были представлены счета-фактуры с ОАО «Свердловэнергосбыт» за январь- март 2015 г., что подтверждается представленной РЭК описью документов к заявлению.

К указанным счетам-фактурам Заявителем не были представлены акты выполненных работ с расшифровкой по объектам. По указанной причине средний тариф на электрическую энергию был рассчитан с применением индекса 107,8% к фактическому среднему тарифу за январь-март 2015 г. в целом по организации (по всем уровням напряжения СН2, ВН, НН).

Необходимо отметить, что РЭК в рамках тарифной кампании 2016 г. не запрашивал у Заявителя отчеты о расходе электрической энергии, акты выполненных работ за 2015 г.

ФАС России в рамках досудебного рассмотрения спора были запрошены отчеты о расходе электрической энергии за 2015 г. Согласно вышеуказанным отчетам объекты «Станция подмешивания № 1», «Станция подмешивания «Город-2» потребляют электрическую энергию по уровню напряжения СН-2.

Средний тариф по напряжению СН-2 за январь-март 2015 г. (согласно представленным Заявителем в РЭК счетам-фактурам) сложился на уровне 3,9214 руб./кВтч. С учетом индекса 107,8% (примененного РЭК) плановый тариф на электрическую энергию на 2016 г. по расчету ФАС России составит 4,2273 руб./кВтч.

Расходы на приобретение электрической энергии по расчету ФАС России составят:

1 426,82 тыс. кВтч * 4,2273 руб./кВтч = 6 031,60 тыс. руб.

Дополнительному учету по передаче тепловой энергии подлежат средства в размере 1 329,47 тыс. руб.

По статье затрат «Ремонт основных средств в 2016 году» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на ремонт в размере 32 924 тыс. руб., в т.ч. на производство – 25 931 тыс. руб., на передачу – 5098 тыс. руб., сбыт – 1895 тыс. руб. Расходы на ремонт определены в соответствии с локальными сметными расчетами. Увеличение расходов на ремонт на передачу тепловой энергии по сравнению с 2013 г. связано с передачей имущества распределительных тепловых сетей 20 квартала мкр. Северный.

РЭК расходы на ремонт учтены в размере 10 849,44 тыс. руб., в т.ч. на производство - 8 200,638 тыс. руб., на передачу – 3 461,661 тыс. руб. рассчитаны с применением индекса к плану 2014 г. В обоснование своей позиции РЭК указывает на отсутствие программы ремонтных работ на 2015 г., предписаний надзорных органов, а также частично ведомостей дефектов.

С учетом непредставления Заявителем полного документального обоснования заявленных к учету расходов ФАС России полагает требования Заявителя по данной статье спора не подлежащими удовлетворению.

По статьям затрат «Амортизация», «Налог на имущество» установлено следующее. 

Заявитель предлагает учесть расходы на амортизацию в размере 50 039 тыс. руб. Увеличение амортизации имущества, относящегося к передаче тепловой энергии, связано с передачей имущества распределительных тепловых сетей 20 квартала мкр. Северный в часть погашения долга от должника МУП УЖКХ (акт п/п от 01.04.2014). Налог на имущество предлагается в размере 7 254 тыс. руб. с учетом налога на имущество по объектам «сети 20 квартала мкр. Северный».

РЭК расходы на амортизацию учтены в размере 5 975 тыс. руб. на производство тепловой энергии, т.е. на уровне фактической амортизации 2014 г.  Амортизация по имуществу, относящемуся к передаче тепловой энергии, исключена в полном объеме.  Налог на имущество учтен в размере 1047,653 тыс. руб. на производство тепловой энергии, по имуществу в передаче тепловой энергии расходы по налогу на имущество исключены в полном объеме.

В соответствии с п. 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Заявителем в РЭК в обоснование расходов по амортизации были представлены расчет амортизационных отчислений на 2014-2018 гг. (с указанием факта за 2014 г.), а также отчет по основным средствам за 1 квартал 2015 г.

Представление указанных документов подтверждается РЭК (письмо от 01.03.2016 № 01-82/842), а также описью документов к заявлению.

В расчете амортизационных отчислений, представленном в РЭК, указана фактическая сумма амортизации за 2014 г. по производству – 5975 тыс. руб., по передаче – 13 052 тыс. руб.

По производству РЭК на 2016 г. учтена сумма на уровне факта 2014 г. - 5975 тыс. руб., по передаче расходы на амортизацию исключены в полном объеме со ссылкой на то, что ведомости бухгалтерского учета по основным средствам за 2014 г. и 2015-2018 гг. представлены не по форме Перечня РЭК, т.е. не указаны коды ОКОФ и даты постановки на учет имущества.

ФАС России отмечает, что согласно постановлению РЭК от 26.03.2014 г. № 25-ПК «Об установлении перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для установления тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии)», к дополнительным обосновывающим материалам, представляемым организацией, относятся ведомости бухгалтерского учета по основным средствам за последний перед представлением расчетных материалов отчетный месяц, с указанием первоначальной балансовой (восстановительной) стоимости, даты ввода оборудования в эксплуатацию (постановки на баланс), шифра амортизационных отчислений (кода ОКОФ), нормы амортизационных отчислений (срока полезного использования имущества), суммы амортизационных отчислений, суммы износа.

Заявителем отчет по основным средствам представлен за январь-март 2015 г. (т.к. срок подачи заявления об установлении тарифов – апрель 2015 г.). В отчете указаны: инвентарные номера, сроки полезного использования, даты ввода в эксплуатацию, первоначальная и остаточная стоимость, сумма амортизации, норма амортизации. Данный отчет содержит все данные, требуемые РЭК, кроме кодов ОКОФ.

ФАС России отмечает, что вышеуказанных данных, представленных Заявителем, достаточно для расчета суммы амортизации на период регулирования.

Коды ОКОФ позволяют определить принадлежность к амортизационной группе, а также наименование (группу оборудования). Но расчет амортизации возможно производить и без кодов ОКОФ.

Таким образом, отсутствие ОКОФ в отчете по основным средствам не является объективным основанием для исключения расходов по амортизации (на передачу) в полном объеме.

ФАС России отмечает, что заявленные Заявителем расходы на амортизацию на передачу тепловой энергии включают амортизацию по сетям 20 квартала мкр. Северный, принятого от должника МУП УЖКХ (акт п/п от 01.04.2014 представлен). При этом Заявителем в адрес РЭК на тарифное регулирование не были представлены формы первичной учетной документации № ОС-1 (ОС-1а) «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», подтверждающие факт приема-передачи сетей 20 квартала мкр. Северный, а также их постановку на учет.

В связи с изложенным ФАС России полагает обоснованным рассчитать амортизацию на транспортировку и сбыт тепловой энергии на основе данных за 1 квартал 2015 г. без учета амортизации по сетям 20 квартала мкр. Северный.

При этом ФАС России отмечает, что Заявитель вправе, по факту понесения расходов по статьям «амортизация», обратиться в РЭК для компенсации данных расходов в последующих периодах регулирования при предоставлении материалов, обосновывающих данные расходы,  в т.ч. акты о приеме-передаче сетей 20 квартала мкр. Северный.

Экономически обоснованная сумма амортизационных отчислений по передаче и сбыту тепловой энергии на 2016 г. по расчету ФАС России составляет 4 529,03 тыс. руб. (16 129,03 тыс. руб. – 11 600,0 тыс. руб.), где 16 129,03 тыс. руб. – сумма амортизации за 2015 г. по передаче и сбыту тепловой энергии, 11 600,0 тыс. руб. – сумма амортизации за 2015 г. по сетям 20 кв. мкр. Северный.

В части расходов на амортизацию на производство тепловой энергии ФАС России отмечает следующее:

- амортизация на производство тепловой энергии на 2015 г. была учтена РЭК в размере 10 360 тыс. руб., на 2016 г. – в размере 5 975 тыс. руб. (по факту 2014 г.), т.е. со снижением к плановому уровню 2015 г. на 42%. При этом, с учетом динамики, осуществляется ежегодный рост амортизации в связи с вводом основных средств;

- Заявитель предлагает учесть сумму амортизации по производству тепловой энергии в размере 36 034 тыс. руб., что обусловлено планируемыми в 2016 г. значительными вводами основных средств. ФАС России отмечает, что амортизацию по вводам 2016 г. целесообразно учитывать после представления форм первичной учетной документации № ОС-1 (ОС-1а) «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», подтверждающий факт постановки на учет ОС;

- ФАС России полагает обоснованным рассчитать амортизацию на производство тепловой энергии на 2016 г. на основе данных за 1 кв. 2015 г., т.е. в размере 8 365,83 тыс. руб., что ниже плановых (утвержденных) расходов РЭК на 2015 г. (10 360 тыс. руб.) на 20%.

Экономически обоснованная сумма расходов по амортизации на 2016 г. составляет 12 894,86 тыс. руб., в т.ч. на производство - 8 365,83 тыс. руб., на транспортировку - 4 529,03 тыс. руб.

Дополнительному учету по статье «амортизация» подлежат неправомерно неучтенные средства в размере 6 919,46 тыс. руб. (на производство – 2 390,43 тыс. руб., на передачу тепловой энергии - 4 529,03 тыс. руб.) из 44 062,60 тыс. руб., заявленных Заявителем.

Налог на имущество на производство тепловой энергии учтен РЭК в размере 1047,65 тыс. руб. на уровне факта 2014 г. (согласно расчету Заявителя с выделением расходов на виды деятельности), т.к. общая сумма налога на имущества по организации подтверждена налоговой декларацией, представленной Заявителем за 2014 г.

Налог на имущество по передаче тепловой энергии исключен РЭК в полном объеме, т.к. расходы на амортизацию по имуществу, используемому для транспортировки тепловой энергии,  были исключены РЭК.

В связи с тем, что ФАС России по результатам рассмотрения расходы на амортизацию по передаче тепловой энергии в размере 4 529,03 тыс. руб. признаны экономически обоснованными, также необходим дополнительный учет средств на оплату налога на имущество на транспортировку тепловой энергии.

Для расчета расходов по налогу на имущество на транспортировку тепловой энергии ФАС России полагает обоснованным применить подход РЭК, т.е. учесть расходы на уровне факта 2014 г.

Согласно представленному Заявителем расчету, фактическая сумма налога на имущество на транспортировку за 2014 г. составила 1 794,6 тыс. руб. с учетом налога на имущество по сетям 20 кв. мкр. Северный.

ФАС России полагает обоснованным учесть налог на имущество на передачу тепловой энергии без учета налога на сети 20 кв. мкр. Северный, т.е. в размере 353,86 тыс. руб.

Дополнительному учету по статье «налог на имущество» на передачу тепловой энергии подлежат средства в размере 353,86 тыс. руб.

По статье затрат «Расходы на оплату труда» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда в размере 26 210 тыс. руб., в т.ч.:

- на производство тепловой энергии 20 005 тыс. руб. исходя из численности 21 чел. и среднемесячной заработной платы 76 532 руб./чел./мес.;

- на передачу и сбыт тепловой энергии – 6 205 тыс. руб. исходя из численности 9 чел. и среднемесячной заработной платы 57 454 руб./чел./мес.

РСТ расходы на оплату труда учтены в размере 6 798,37 тыс. руб.:

- на производство тепловой энергии 6 428,72 тыс. руб. исходя из численности 12 чел. и среднемесячной заработной платы 44 643,91 руб./чел./мес.;

- на передачу и сбыт тепловой энергии – 369,65 тыс. руб. исходя из численности 3 чел. и величины прожиточного минимума - 10 368 руб.

В соответствии с  п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

РЭК расходы на оплату труда на производство тепловой энергии рассчитаны с применением ИПЦ 1,074 к утвержденному уровню расходов 2015 г. Численность персонала учтена в размере 12 чел., среднемесячная заработная плата – 44 643,91 руб./чел./мес.

В РЭК на тарифное регулирование 2016 г. Заявителем были представлены формы статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» только за декабрь 2014 г. и январь-март 2015 г., что подтверждается представленными описями к заявлению об установлении тарифов.

ФАС России отмечает, что статистические формы № П-4 за полный 2014 год Заявителем не были представлены в РЭК, что не позволяло РЭК объективно определить фактический размер расходов на оплату труда, а также фактическую численность персонала за предшествующий период регулирования, т.к. численность и среднемесячная заработная плата в межотопительный период значительно ниже по сравнению с отопительным периодом.

Фактическая численность за 2014 г., отнесенная на производство и сбыт тепловой энергии, по данным статистических форм № П-4, составила 15 чел.

РЭК учтена численность в размере 12 чел. – на производство тепловой энергии, 3 чел. – на передачу и сбыт тепловой энергии, т.е. на уровне фактической численности за 2014 г.

ФАС России полагает обоснованным учесть численность на уровне, определенном РЭК, т.е. в сумме 15 чел.

Согласно представленной Заявителем в РЭК форме статистической отчетности № П-4 только за декабрь 2014 г. фактическая среднемесячная заработная плата персонала в теплоснабжении за декабрь 2014 года составила 65 077 руб./чел./мес. При этом в межотопительный период уровень заработной платы сложился существенно ниже (июнь 2014 г.) – 55 000 руб./чел./мес.

Ввиду отсутствия форм статистической отчетности № П-4 за полный 2014 г., у РЭК не было возможности корректно определить уровень фактической заработной платы за предшествующий период.

С учетом вышеизложенного ФАС России полагает обоснованным учесть величину среднемесячной заработной платы в производстве на уровне, утвержденном РЭК, т.е. в размере 44 643,91 руб./чел./мес.

 По передаче и сбыту тепловой энергии РЭК, согласно выписке из протокола от 15.12.14 г. № 41, учтена численность в размере 3 чел. со среднемесячной заработной платой 10 368 руб. на уровне прожиточного минимума в Свердловской области.

Как было указано выше, Заявителем не были представлены документы (формы П-4 за полный 2014 г.), позволяющие определить фактический размер расходов на оплату труда за 2014 г.

Пункт 30 Основ ценообразования предусматривает, при отсутствии фактических данных, возможность определять обоснованность фактических значений расходов (цен) с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке (в данном случае, прожиточного минимума).

С учетом изложенного, ФАС России полагает, что подход РЭК к определению расходов на оплату труда на 2016 г. не противоречит нормам действующего законодательства.

По статье затрат «Отчисления на социальные нужды» установлено следующее.

РЭК отчисления на социальные нужды рассчитаны в размере 30,2% от планового фонда оплаты труда на 2016 год.

Заявитель предлагает рассчитать отчисления на социальные нужды по ставке 30,2% от заявленного размера ФОТ.

ФАС России отмечает, что ввиду отсутствия корректировок по статье «Расходы на оплату труда» корректировка расходов на отчисления на социальные нужды не требуется.

Статья «Работы и услуги производственного характера»

РЭК затраты по статье учтены в размере 18 761 тыс. руб. исходя из ожидаемой величины расходов по договорам 2015 г. с применением ИПЦ 1,074.

Заявитель предлагает учесть расходы в размере 23 330 тыс. руб., в т.ч. на эксплуатацию и техническое обслуживание тепловых сетей, услуги по поверке приборов, техдианостике и т.д.

Документы, подтверждающих фактическую величину расходов по данной статье за предшествующий период (акты выполненных работ, счета-фактуры и т.д.) Заявителем представлены не были.

По указанной причине РЭК расходы на 2016 г. по данной статье были рассчитаны исходя из ожидаемого уровня расходов на 2015 г. согласно заключенным договорам с применением  ИПЦ 2016/2015 - 1,074. Затраты, обоснованные только расчетами или коммерческими предложениями, РЭК не учтены.

Расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей приняты РЭК в соответствии со сметами затрат на обслуживание тепловых сетей на балансе ВТГРЭС, а также сетей теплоснабжения промплощадки по договору № 8-ВЕР-005-0483/14.

ФАС России отмечает, что подход РЭК обоснован, требования Заявителя удовлетворению не подлежат. 

По статье затрат «Прочие работы и услуги» установлено следующее.

РЭК затраты по статье не учтены ввиду отсутствия документов, подтверждающих фактические расходы (счета-фактуры и т.д.), отсутствия расчетов необходимых размеров затрат, документов по закупке (протоколы закупочной комиссии и т.д.).

Заявитель предлагает учесть расходы в размере 8 172 тыс. руб. на услуги связи, вневедомственной, сторожевой, пожарной охраны, уборки помещений, консультационные и информационные услуги, приобретение литературы, страхованию имущества.

В соответствии с п. 44 а) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

ФАС России отмечает, что Заявителем расходы рассчитаны исходя из ожидаемой величины затрат 2015 г. с применением индекса 1,044 (2016/2015).

В обоснование расходов представлены договоры на оказание соответствующих услуг. При этом в части договоров не указана фиксированная стоимость услуг (определяется по тарифам ежемесячно), что не позволяет объективно оценить размер расходов по статье. Документов, подтверждающих фактический размер расходов за 2014 г. (счета-фактуры, платежные поручения и т.д.) на оплату соответствующих услуг, Заявителем не представлено.

В связи с тем, что представленный пакет материалов недостаточен для обоснования заявленной величины расходов по данной статье, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

По статье затрат «Служебные командировки» и «Обучение персонала» установлено следующее.

РЭК затраты по статьям не учтены ввиду отсутствия документов, подтверждающих фактические расходы (счета-фактуры и т.д.), отсутствия расчетов необходимых размеров затрат, документов о проведении закупочных процедур.

Заявитель предлагает учесть расходы на обучение персонала на уровне фактических расходов 2015 г. с применением ИПЦ.

ФАС России отмечает, что Заявителем в обоснование расходов на обучение персонала представлены договоры на 2015 г.

При этом Заявителем не представлен график обучения персонала, а также информация о требуемой периодичности обучения (повышения квалификации, переаттестации и т.д.) персонала. Также отсутствуют документы, подтверждающие фактические расходы на обучение персонала.

В обоснование расходов на служебные командировки Заявителем представлен расчет командировочных расходов исходя из количества командируемых, средней стоимости проезда, суточных, стоимости найма жилого помещения.

При этом Заявителем не указаны цели (основания) командировки, направления, куда командируются сотрудники, средняя продолжительность командировок. Не представлены документы, обосновывающие фактический размер расходов (билеты, данные о стоимости найма жилья и т.д.).

По вышеуказанным причинам требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

По статье затрат «Арендная плата» установлено следующее.

РЭК величина арендной платы за землю принята на уровне 2015 г. в соответствии с представленным Заявителем расчетом, подтвержденным договорами. Доля распределения на 2015 г. принята пропорционально расходу условного топлива на 2015 г. (по расчету организации).

Заявитель предлагает учесть расходы на аренду с применением индекса 1,044 к уровню расходов 2015 г., а также применить распределение пропорционально расходу условного топлива на 2016 г.

ФАС России отмечает, что п. 103 Методических указаний предусмотрено распределение косвенных расходов между производством электрической и тепловой энергии в т.ч. пропорционально расходам условного топлива.

При этом в Основах ценообразования в сфере теплоснабжения и Методических указаниях не указан период (предшествующий, текущий, период регулирования), за который должна применяться пропорция между расходами условного топлива для распределения косвенных расходов на период регулирования.

В связи с изложенным ФАС России не выявлены признаки нарушения РЭК действующего законодательства в области тарифообразования.

Требования Заявителя по статье затрат «Арендная плата» не подлежат удовлетворению.

По статье затрат «Плата за выбросы» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть плату за выбросы в размере 144 тыс. руб., т.е. в доле, относящейся на тепловую энергию.

РЭК расходы на плату за выбросы исключены в полном объеме ввиду того, что Заявителем не представлены данные о фактических расходах за 1 квартал 2015 г.

ФАС России отмечает, что плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ является обязательным платежом, уплачиваемым в бюджет. Необходимость оплаты связана с осуществлением регулируемой деятельности, поэтому данные расходы подлежат учету в тарифах.

В обоснование фактических расходов Заявителем представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 г., представленный в Ростехнадзор.

В соответствии с расчетом Заявителя, общая сумма платы за негативное воздействие на 2016 г. (на электрическую энергию и тепловую энергию) составит 3 136 тыс. руб., в т.ч. плата за сверхлимитные сбросы – 2 464 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что плата за негативное воздействие подлежит учету в тарифах только в пределах допустимых выбросов, временно согласованных выбросов.

Сумма платы за негативное воздействие в пределах ПДВ на 2016 г. составит 672 тыс. руб.

Доля на тепловую энергию составит 31,38 тыс. руб. (4,67%).

Дополнительному учету по производству тепловой энергии подлежат средства в размере 31,38 тыс. руб.

По статье затрат «Водный налог» установлено следующее.

Заявитель предлагает учесть водный налог в размере 55 тыс. руб., рассчитанный исходя из действующих до 2019 г. договоров водопользования с учетом действующих ставок.

РЭК расходы на водный налог учтены в размере 13,527 на уровне факта 2014 г.  в соответствии с представленными налоговыми декларациями.

ФАС России отмечает, что в РЭК расходы по водному налогу и плате по договорам водопользования приняты на уровне факта 2014 г., что является некорректным, т.к. налоговые ставки по водному налогу ежегодно увеличиваются, в связи с чем увеличивается сумма водного налога при равных объемах водопотребления.

В соответствии с п. 1.1. статьи 333.12 НК РФ к налоговым ставкам, установленным в п. 1 настоящей статьи, применяется в 2016 году с коэффициент 1,32, т.е. налоговая ставка в 2016 г. составила 602 руб./тыс. куб.м. (в 2014 г. – 456 руб./тыс. куб.м.). Также увеличились ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

Плата за пользование водными объектами рассчитана Заявителем в размере, установленном в договорах на 2016 г., водный налог рассчитан в соответствии с действующими налоговыми ставками в соответствии с НК РФ.

Расчет Заявителя является корректным, экономически обоснованная сумма водного налога и платы за пользование водными объектами составляет 55 тыс. руб.

Дополнительному учету по производству тепловой энергии подлежат средства в размере 41,47 тыс. руб.

По статье затрат «Резерв по сомнительным долгам» установлено следующее.

Заявитель предлагает рассчитать размер резерва по сомнительным долгам в размере 2% от необходимой валовой выручки по населению, т.к. Заявителю присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

РЭК расходы на создание резерва по сомнительным долгам исключены в полном объеме, т.к. документы, подтверждающие фактический размер дебиторской задолженности, Заявителем не были представлены.

В соответствии с п. 47 а) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

С учетом вышеизложенной нормы законодательства, величина резерва по сомнительным долгам может быть учтена регулятором в размере, не превышающем 2% НВВ по населению с учетом фактической дебиторской задолженности.

В ФАС России письмом от 10.06.2016 г. № ЭГ/ЛТ/605 Заявителем представлены данные о фактической дебиторской задолженности с расшифровкой по потребителям. Общая сумма фактической просроченной дебиторской задолженности на 01.01.2016 г. составила 11 515 тыс. руб., что превышает заявленную сумму резерва по сомнительным долгам (1 601 тыс. руб.).

При этом ФАС России отмечает, что Заявителем в РЭК на тарифное регулирование 2016 г. не были представлены данные о фактическом размере просроченной дебиторской задолженности, в связи с чем у РЭК было недостаточно оснований для учета расходов по данной статье затрат.

С учетом вышеизложенного, ФАС России полагает обоснованным отказать Заявителю в удовлетворении требований по данной статье расходов.

По статья затрат «Результаты деятельности до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования» установлено следующее. 

Заявитель в составе данной статьи заявляет расходы 2013 и 2014 гг. по следующим элементам затрат:

- «ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей» - 19 605,99 тыс. руб., в т.ч. в 2013 г. – 9 545,59 тыс. руб., в 2014 г. – 10 060,40 тыс. руб.;

- «амортизация» (2014 г.) – 6 618,10 тыс. руб.

- расходы по виду деятельности «сбыт тепловой энергии» - 16 615,73 тыс. руб.

Общая сумма заявленных к возмещению расходов распределена Заявителем на 3 года, т.е. на 2016 г. заявлена сумма 14 280 тыс. руб.

РЭК при утверждении тарифов на 2015 г. по статье «Прочий избыток средств» исключены средства в размере 2 350 тыс. руб. (с последующим планируемым включением в тарифы следующих периодов) в целях непревышения установленного для Свердловской области предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. Заявленные Заявителем фактические расходы на ремонт и техническое обслуживание за 2012-2013 гг. исключены РЭК в полном объеме.

В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

ФАС России отмечает, что в РЭК в составе тарифной заявки на 2016 г. в обоснование фактических расходов на ремонт за 2013-2014 гг., были представлены договора, акты выполненных работ, счета-фактуры. Представление вышеуказанных материалов также подтверждает РЭК (письмо РЭК от 01.03.2016 г. № 01-82/842, стр. 11).

При этом РЭК указывает, что в составе обосновывающих материалов отсутствовали документы, подтверждающие заключение договоров по результатам конкурсных процедур: протоколы закупочных комиссий, извещения, в связи с чем расходы на ремонт были отклонены РЭК в полном объеме.

ФАС России отмечает, что довод РЭК в части отсутствия документов, подтверждающих факт проведения закупочных процедур несостоятелен по следующим причинам:

- в представленных Заявителем в РЭК и ФАС России договорах подряда за 2013 и  2014 гг. указаны реквизиты протокола заседания закупочной комиссии;

документация по закупкам публикуется Заявителем в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru , в т.ч. по договорам 2014 г.:

- 8-ВЕР/008-0400-14 – № закупки 31401496958

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=1521152&epz=true&style44=false

 - 8-ВЕР/08-0089-14 - № закупки 31400839311

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=868279&epz=true&style44=false

- Д/ВТ/09/03/2 – № закупки 31300554406

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=574003&epz=true&style44=false

- ВТГ-008022 – № закупки 31200057436

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=63060&epz=true&style44=false ,

- по договорам 2013 года:

- ВТГ-008022 – № закупки 31200057436

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=63060&epz=true&style44=false ,

- ВТГ-009155 – № закупки 31200004418

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=5633&epz=true&style44=false

 - ВТГ-009185 – № закупки 31200004418

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=5633&epz=true&style44=false

 - ВТГ-009147 – № закупки 31200004332

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=5538&epz=true&style44=false

ФАС России также была проведена выборочная сверка данных, указанных в реестре счетов-фактур, представленных Заявителем, с данными в представленных счетах-фактурах, актах выполненных работ и формах КС-3. По результатам проведенного анализа ФАС России отмечает, что представленные Заявителем данные о стоимости работ достоверны и подтверждены документально.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание за 2014 г. составляет 29 288,75 тыс. руб., в т.ч. по договору  - 8-ВЕР/08-0089-14 – 18 172,78 тыс. руб.

РЭК при утверждении тарифов на 2014 г. были учтены только расходы по договору 8-ВЕР/08-0089-14 в размере 19 228,35 тыс. руб. т.к. фактические расходы по данному договору сложились ниже плана, разницу (-1056 тыс. руб.) необходимо учитывать при расчете расходов по данной статье.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание, не учтенная РЭК при установлении тарифов на 2014 г., составила 10 060,4 тыс. руб. (29 288,75 тыс. руб. - 19 228,35 тыс. руб.).

В части расходов на ремонт на 2013 г. ФАС России отмечает следующее:

- РЭК при установлении тарифов на 2013 г. учтены расходы по договору 8-ВЕР/08-0089-14 в размере 8 375 тыс. руб.;

- фактические расходы Заявителя на ремонт и техобслуживание, подтвержденные документально, составили 17 921 тыс. руб., в т.ч. по договору 8-ВЕР/08-0089-14 – 17 666 тыс. руб.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техническое обслуживание, не учтенная РЭК при установлении тарифов на 2013 г., составила 9 546 тыс. руб.

В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы подлежат учету в течение трех периодов регулирования.

Экономически обоснованная сумма расходов на ремонт и техобслуживание, подлежащая учету в 2016 г., составит (10 060+ 9546)/3 = 6 535,33 тыс. руб.

Заявитель предлагает учесть расходы на амортизацию по тепловым сетям в части превышения фактических расходов 2014 г. над плановыми. Превышение фактической амортизации над плановой связано с принятием к учету сетей 20 кв. мкр. Северный, полученных от должника-банкрота в счет погашения долга.

ФАС России отмечает, что Заявителем в обоснование собственности на данные сети представлен акт приема-передачи тепловых сетей от должника.

При этом Заявителем в адрес РЭК на тарифное регулирование не были представлены формы первичной учетной документации № ОС-1 (ОС-1а) «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», подтверждающие факт приема-передачи сетей 20 квартала мкр. Северный, а также их постановку на учет.

В связи с изложенным, требования Заявителя в части учета расходов на амортизацию не подлежат удовлетворению.

В составе расходов на сбыт Заявитель заявляет фактические расходы на оплату труда отделения по сбыту, амортизацию и налог на имущество, расходы на ТО приборов учета.

РЭК данные расходы отклонены ввиду оформления документов ненадлежащим образом (РЭК не указано, какие недочеты в оформлении материалов допущены компанией, а также не указано, какие документы не были представлены), а также отсутствием данных о фактических расходах.

ФАС России отмечает, что Заявителем в обоснование расходов на оплату труда за 2013 г. по отделу сбыта представлен только сводный расчет расходов на оплату труда. Данные, подтверждающие фактический размер расходов на оплату труда по отделу сбыта тепловой энергии (расчетные ведомости, П-4 за 2013 г. с выделением расходов на сбыт), Заявителем не представлены. В обоснование расходов на 2014 г. представлена только расшифровка фактических расходов на оплату труда из программы 1-С по отделу сбыта тепловой энергии, что не позволяет определить фактическую численность, среднемесячную оплату труда сотрудников. Формы П-4 также представлены только за декабрь 2014 г.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя в части расходов на оплату труда не подлежат удовлетворению.

По налогу на имущество Заявителем в составе обосновывающих материалов представлен расчет налога на имущество за 2013 и 2014 гг., а также налоговая декларация за 2014 г. Налоговая декларация за 2013 г. не представлена, в связи с чем требования Заявителя по учету налога на имущество за 2013 г. удовлетворению не подлежат.

В обоснование расходов по налогу на имущество на 2016 г. на производство и передачу тепловой энергии Заявителем был представлен аналогичный расчет по налогу на имущество. При этом по производству на 2016 г. РЭК была учтена сумма на уровне факта 2014 г., т.е. расчет на 2014 г. был принят РЭК в обоснование расходов. Общая сумма расходов по налогу на имущество (по всем видам деятельности, указанным в расчете) подтверждается налоговой декларацией.

С учетом изложенного, ФАС России полагает обоснованным учесть налог на имущество за 2014 г. в размере 108,89 тыс. руб.

В обоснование амортизационных отчислений за 2013 и 2014 гг. Заявителем представлен отчет по основным средствам. В отчете указаны: инвентарные номера, сроки полезного использования, даты ввода в эксплуатацию, первоначальная и остаточная стоимость, сумма амортизации за период, накопленная амортизация. Аналогично оформленные отчеты за 2014 год были направлены в РЭК в обоснование расходов на 2016 г. по производству и передаче тепловой энергии (см. статью «Амортизация»).

Экономически обоснованные расходы по амортизации за 2013 г. составили 1389,31 тыс. руб., за 2014 год - 1169,64 тыс. руб.

В составе расходов на сбыт Заявитель заявляет фактические расходы на техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии по договору 8-ВЕР/08-0089-14. Данный договор заключен по результатам проведения конкурсных процедур, документация размещена на сайте www.zakupki.gov.ru. Ссылка на конкурсную документацию указана выше (см. раздел «расходы на ремонты» данной статьи). В обоснование представлены счета-фактуры, справки по стоимости работ по форме  КС-3 с указанием стоимости работ по узлам учета и инвентарных номеров узлов учета.

ФАС России отмечает, что пакет документов, представленный Заявителем, достаточен для обоснования расходов на ТО узлов учета. Экономически обоснованный фактический размер расходов на обслуживание узлов учета за 2014 год составляет 1 075,58 тыс. руб.

Общая сумма экономически обоснованных фактических расходов, относящихся к реализации (сбыту) тепловой энергии, составляет  3 743,42 тыс. руб.

Дополнительному учету в 2016 г. подлежат средства в размере 1 247,81 тыс. руб. (1/3 от 3 743,42 тыс. руб.).

Общая сумма расходов, подлежащих дополнительному учету по статье «Результаты деятельности до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования» в 2016 г., составляет 7 783,14 тыс. руб. (1 247,81 тыс. руб. – расходы на сбыт, 6 535,33 тыс. руб. – на ремонт и техобслуживание).

По статье спора «Предпринимательская прибыль»

Заявитель предлагает скорректировать объем предпринимательской прибыли с учетом заявленных требований по статьям затрат.

РЭК при утверждении тарифов на 2016 г. рассчитал объем предпринимательской прибыли в размере 5% от текущих расходов (за вычетом расходов на топливо и тепловую энергию).

В соответствии с п. 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с п. 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

ФАС России отмечает, что при исполнении настоящего решения РЭКв соответствии с положения п. 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения обязан скорректировать учитываемый при расчете тарифов размер предпринимательской прибыли с учетом признанных ФАС России экономически обоснованными размера расходов по статьям «ремонт», «амортизация», «налог на имущество», «плата за выбросы», «водный налог», «электрическая энергия».

По статье затрат «Налог на прибыль» установлено следующее.

РЭК налог на прибыль от величины предпринимательской прибыли не учтен, т.к. Основами ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрено отнесение затрат по статье «предпринимательская прибыль» к затратам, облагаемым налогом на прибыль, что не противоречит законодательству о государственном регулировании цен (тарифов в сфере теплоснабжения), в связи с чем требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

По статье спора Статья «Избыток средств» установлено следующее.

РЭК по итогам проведения анализа фактических расходов компании за 2014 г. были исключены средства в общей сумме (-1965,9) тыс. руб. по статьям «топливо» (снижение фактической цены топлива по отношению к утвержденной), «амортизация» (производство) (превышение утвержденной суммы над фактической), «электрическая энергия» (снижение фактической цены по отношению к утвержденной), а также учтена сумма перекрестного субсидирования между производством тепловой и электрической энергии в размере (-3750) тыс. руб.

Заявитель просит учесть в НВВ неправомерно исключенные РЭК, по мнению Заявителя, расходы по вышеуказанным статьям затрат.

ФАС России отмечает, что подход РЭК не противоречит нормам действующего законодательства.

Требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных материалов по существу спора между АО «Интер РАО- Электрогенерация» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области, ФАС России принято решение:

      • 1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей п. 13, 38, 41, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

        3. Признать экономически обоснованным и подлежащим учету при установлении тарифов на тепловую энергию и долгосрочных параметров регулирования АО «Интер РАО - Электрогенерация» размер расходов по следующим статьям затрат:

        • 2. Частично удовлетворить требования АО «Интер РАО-Электрогенерация», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной энергетической комиссией Свердловской области.

- «Электрическая энергия» - 6 031,60 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 1 329,47 тыс. руб.);

- «Амортизация» - 12 894,86 тыс. руб., в т.ч. на производство тепловой энергии – 8 365,83 тыс. руб., на передачу, сбыт тепловой энергии – 4 529,03 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 6 919,46 тыс. руб.);

- «Налог на имущество» - 1 401,51 тыс. руб. в т.ч. на производство тепловой энергии – 1 047,65 тыс. руб., на передачу, сбыт тепловой энергии – 353,86 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 353,86 тыс. руб.);

- «Плата за выбросы» - 31,38 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 31,38 тыс. руб.);

- «Водный налог» - 55,00 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 41,47 тыс. руб.);

- «Результаты деятельности до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования» («Экономически обоснованные расходы, понесенные за отчетные периоды») (на передачу, сбыт тепловой энергии) – 10 133,14 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 7 783,14 тыс. руб.).

  • 4. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 15 декабря 2016 г.:

    - принять решения об установлении тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 гг. и долгосрочных параметров регулирования (пересмотре ранее установленных долгосрочных параметров регулирования) АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2016-2018 гг., исходя из необходимой валовой выручки организации, определенной органом регулирования на 2016 г. и увеличенной на величину средств, указанную в пункте 3 настоящего решения, и рассчитанную в соответствии с положениями пункта 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расчетную предпринимательскую прибыль, с учетом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

    - при необходимости учесть средства, недополученные АО «Интер РАО — Электрогенерация» в 2016 году, указанные в пункте 3 настоящего приказа, в необходимой валовой выручке АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2017 г.

    5. Прекратить рассмотрение заявления АО «Интер РАО — Электрогенерация» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (рег. № 117663/15 от 22.10.2015).

    6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3,4 решений проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

            • - решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктами 3, 4 настоящего решения;

          - протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались вышеуказанные решения.

          6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении АО «Интер РАО — Электрогенерация» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (от 01.02.2016 № 11888/16).

           

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны