Решение №СП/86108/17 Предписание по итогам проведения проверки в отношении Главно... от 8 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки, проведенной ФАС России, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее также — РЭК, орган регулирования) при установлении тарифов ООО «Тверь Водоканал» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования, Правила установления регулируемых тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения РЭК Тверской области по установлению и корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» на 2015-2019 гг., а также на 2016 г. и 2017 г. не соответствуют требованиям пункта 26 Правил установления регулируемых тарифов.

Так, в представленных экспертных заключениях РЭК не отражен анализ экономической обоснованности расходов, сложившихся в ООО «Тверь Водоканал» в предыдущих периодах регулирования за 2013 - 2014 гг. со ссылкой на обосновывающие материалы и документы.

При рассмотрении плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО «Тверь Водоканал» в 2013 и 2014 гг., ФАС России установлено, что экспертные заключения органа регулирования как при установлении тарифов на 2015 год, так и при корректировке тарифов на 2016 -2017 гг. не содержат вывод о необходимости исключения в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования излишне учтенных расходов/доходов, так как фактическое освоение средств ООО «Тверь Водоканал» по ряду статей затрат не достигло плановых значений, учтённых РЭК при установлении тарифов на 2013 и 2014 гг., в частности по статьям «Электроэнергия в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013-2014 гг. и водоотведения за 2014 г.» и «Расходы на оплату труда в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013- 2014 гг.».

При этом, в ООО «Тверь Водоканал» как в 2013 году, так и в 2014 году по иным статьям затрат, входящим в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, таким как «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы на оплату труда в части оказываемых услуг водоотведения за 2013-2014 гг.», «Электроэнергия в части оказываемых услуг водоотведения за 2013 г.», «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы на ремонт за 2013-2014 гг.», «Общеэксплуатационные расходы за 2013-2014 гг.», «Цеховые расходы за 2013-2014 гг.», сложился как перерасход, так и недорасход средств, обоснованность которого ФАС России не представляется возможным проверить, ввиду отсутствия первичных документов тарифного дела, подтверждающих экономическую обоснованность и целесообразность фактического перерасхода/недорасхода средств, так как материалы тарифного дела за 2013-2016 гг. изъяты у органа регулирования следственным комитетом в рамках проведения проверки в соответствии с протоколом выемки от 13.07.2017 на основании постановления о производстве выемки от 13.07.2017 № б/н в рамках возбужденного уголовного дела.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

На основании вышеизложенного, органу регулирования согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимо провести анализ плановых и фактических расходов по статьям «Электроэнергия в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013-2014 гг. и водоотведения за 2014 г.», «Расходы на оплату труда в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013-2014 гг.», по итогам которого исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» при установлении цен (тарифов) на 2018 - 2019 гг. излишне учтенные средства за 2013-2014 гг. (разница между плановыми и фактическими показателями). Расчёт необходимо провести исходя из фактического объёма реализации услуг, сложившегося в ООО «Тверь Водоканал» за 2013 -2014 гг., а также с учётом наличия в регулируемой организации кредиторской задолженности перед поставщиками электрической энергии в 2013-2014 гг.

Одновременно, в условиях отсутствия первичных документов тарифных дел ООО «Тверь Водоканал» за 2013 и 2014 гг., подтверждающих экономическую обоснованность и целесообразность фактического перерасхода/недорасхода средств, органу регулирования необходимо провести анализ первичных документов, запрошенных у ООО «Тверь Водоканал» дополнительно по статьям «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы на оплату труда в части оказываемых услуг водоотведения за 2013-2014 гг.», «Электроэнергия в части оказываемых услуг водоотведения за 2013 г.», «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы на ремонт за 2013-2014 гг.», «Общеэксплуатационные расходы за 2013-2014 гг.», «Цеховые расходы за 2013-2014 гг.», по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018-2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В Экспертном заключении по установлению тарифов в первом году долгосрочного периода регулирования (2015 г.) отсутствует расчёт фонда оплаты труда, выполненный исходя из положений, закрепленных в Основах ценообразования и в Методических указаниях, а именно отсутствует расчёт средней заработной платы и численности персонала ООО «Тверь Водоканал».

В этой связи ФАС России не представляется возможным определить механизм расчёта, применённый органом регулирования при формировании операционных расходов в части фонда оплаты труда, а именно исходя из какой величины минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и численности рассчитывался фонд оплаты труда ООО «Тверь Водоканал» в 2015 году-первом году долгосрочного периода регулирования.

Необоснованное применение органом регулирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, а также численности может повлечь за собой формирование завышенного фонда оплаты труда всех видов персонала ООО «Тверь Водоканал» на протяжении всего долгосрочного периода регулирования начиная с 2015 по 2019 гг.

В этой связи, во избежание нарушения баланса интересов между регулируемой организацией и потребителями, ввиду отсутствия в ФАС России первичных документов тарифной кампании ООО «Тверь Водоканал» 2015 года, органу регулирования Тверской области необходимо пересмотреть базовый уровень операционных расходов в части фонда оплаты труда исходя из применения в расчёте средств на оплату труда обоснованной минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, закреплённой в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, обоснованного размера отчислений на социальные нужды, выплаченных ООО «Тверь Водоканал» по факту 2013 года, а также фактической численности, сложившейся в ООО «Тверь Водоканал» в 2013 году с учётом непревышения (ограничения) её над нормативной, рассчитанной согласно рекомендациям по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённым приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 № 66.

В случае выявления экономически необоснованных средств по статье «Расходы на оплату труда», учтённых РЭК при установлении тарифов для ООО «Тверь Водоканал» в 2015 году, а также в 2016-2017 гг. исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» при установлении цен (тарифов) на 2018 - 2019 гг. в случае их ненадлежащего обоснования согласно пункту 16 Основ ценообразования.

В случае выявления органом регулирования экономически необоснованных средств по статье «Расходы на оплату труда», РЭК необходимо скорректировать необходимые валовые выручки и тарифы ООО «Тверь Водоканал» с 2015 по 2019 гг. при корректировке тарифов в 2018-2019 гг. исходя из применения обоснованного уровня операционных расходов в части затрат на оплату труда, отразив подробный расчёт средней заработной платы, численности и отчислений на социальные нужды ООО «Тверь Водоканал» в Экспертном заключении по корректировке тарифов 2018-2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

Кроме того, в условиях отсутствия в ФАС России материалов тарифной кампании ООО «Тверь Водоканал» 2015 года, ввиду отсутствия в Экспертных заключениях обоснования и соответствующих подтверждающих расчётов принятых органом регулирования величин по статьям затрат «Амортизация за 2015-2017 гг.», «Арендная плата за 2017 гг.», корректность учёта данных расходов ФАС России также не представляется возможным.

В этой связи органу регулирования необходимо провести анализ учтённых затрат по статье «Арендная плата за 2015 - 2017 гг.», отразив подробный расчёт, базирующийся на принципе возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, а также по статье «Амортизация за 2015-2017 гг.», отразив расчёт амортизации исходя из перечня инвентарных карточек, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационную группу, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 - 2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) Основ ценообразования.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В случае выявления необходимости снижения базового уровня операционных расходов, а также пересмотра затрат по статье «Амортизация» величина расчётной предпринимательской прибыли также подлежит пересмотру, так как данный показатель является расчётным и напрямую зависит от установленного размера текущих расходов, а также амортизационных отчислений.

Одним из предметов рассмотрения заявлений ООО «Тверь Водоканал» о досудебном споре к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (от 24.03.2017 вх. рег. №№ 43231/17, 43283/17) (далее — Досудебные споры), а также проведения Проверки явилась оценка действий РЭК по проведению корректировки необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» по водоснабжению и водоотведению 2017 года, выраженных в исключении органом регулирования из необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» суммы средств в  размере 275 696,43 тыс. руб. по двум регулируемым видам деятельности за оказание услуг, которые не были предусмотрены производственной программой ООО «Тверь Водоканал».

Между ООО УК «Росводоканал» и ООО «Тверь Водоканал» заключены следующие договоры на оказание следующих услуг:

- договор от 01.01.2008 № 21-08/10/08-УК об оказании информационно-консультационных услуг, по которому исполнитель (ООО УК «Росводоканал») обязуется оказывать заказчику (ООО «Тверь Водоканал») услуги в областях инжинирингового консалтинга в сфере водоснабжения и водоотведения, финансовой и инвестиционной деятельности, правового сопровождения и юридического обслуживания, информационных технологий, работы с персоналом заказчика, мониторинга средств массовой информации;

- договор от 01.10.2008 № 175 об оказании услуг по снижению расходов, связанных с приобретением товаров, работ и услуг, в соответствии с которым исполнитель (ООО УК «Росводоканал») обязуется на основании заявок заказчика (ООО «Тверь Водоканал») проводить выбор поставщиков, необходимых заказчику товаров, подрядчиков на необходимые заказчику работы или исполнителей необходимых заказчику услуг, для последующего заключения заказчиком с выбранными исполнителем контрагентами соответствующих договоров;

- договор от 20.07.2012 № 646/2012 на разработку и внедрение информационных систем;

- сублицензионный договор от 13.06.2013г. № 76/13-УК, по которому сублицензиант 1 (ООО УК «Росводоканал») предоставляет сублицензианту 2 (ООО «Тверь Водоканал») право использования программ для ЭВМ на условиях простой (неисключительной) лицензии.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год совместно с прокуратурой Московского района г. Твери были проанализированы вышеперечисленные договоры на оказание ООО УК «Росводоканал» услуг, акты сверки взаимных расчетов между ООО УК «Росводоканал» и ООО «Тверь Водоканал», акты приема-передачи оказанных услуг, письма ООО УК «Росводоканал» с просьбой о перечислении денежных средств, оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерскому счету 60.

В ходе анализа было выяснено следующее: согласно представленной оборотно-сальдовой ведомости по бухгалтерскому счету 60 в 2013 году ООО «Тверь Водоканал» перечислило ООО УК «Росводоканал» в виде авансовых платежей сумму в размере 121 661,86 тыс. руб. на основании писем ООО УК «Росводоканал» о перечислении денежных средств по договору от 01.10.2008 № 175.

Фактически подобных услуг оказано исполнителем на общую сумму 46 049,31 тыс. руб. по договорам от 01.01.2008 № 21-08/10/08-УК, от 13.06.2013 № 76/13-УК.

В 2014 году ООО «Тверь Водоканал» перечислило ООО УК «Росводоканал» в виде авансовых платежей средства в размере 110 614,05 тыс. руб. на основании писем ООО УК «Росводоканал» о перечислении денежных средств по договорам от 01.10.2008 № 175 и от 13.06.2013 № 76/13-УК.

Фактически подобных услуг оказано исполнителем на общую сумму 60 551,26 тыс. руб. по договорам от 01.01.2008 № 21-08/10/08-УК, от 13.06.2013 № 76/13-УК, от 01.10.2008 № 175.

В 2015 году ООО «Тверь Водоканал» перечислило ООО УК «Росводоканал» в виде авансовых платежей 169 332,90 тыс. руб. по договорам от 01.10.2008 № 175 и от 13.06.2013 № 76/13-УК.

Фактически подобных услуг оказано исполнителем на общую сумму в размере 19 311,81 тыс. руб. по договорам от 20.07.2012 № 646/2012, от 13.06.2013 № 76/13-УК, от 01.10.2008 № 175.

Таким образом, за 2013-2015 годы ООО УК «Росводоканал» фактически оказано услуг на общую сумму 125 912,38 тыс. рублей.

Однако, в условиях того, что ООО «Тверь Водоканал» суммарно за три года перечислены исполнителю средства в общей сумме 401 608,81 тыс. руб., с учётом того, что сумма в размере 125 912,38 тыс. руб. документарно подтверждена актами выполненных работ, органом регулирования величина средств в размере 275 696,43 тыс. руб., перечисленная ООО «Тверь Водоканал» как необоснованная в виде авансовых платежей при отсутствии актов оказанных услуг, а только лишь по письменным просьбам ООО УК «Росводоканал», исключена РЭК при корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» 2017 года.

Финансирование расходов по вышеуказанным договорам осуществлялось за счет поступлений денежных средств в выручке от регулируемой деятельности, что подтверждается бухгалтерской отчетностью, а расходы по данным договорам, относимые на регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, в налоговом учете организации отражаются в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что подтверждение экономической, технологической или иной целесообразности заключения договоров с УК ООО «Росводоканал» в 2013-2015 гг. отсутствует, материалы, подтверждающие, что договоры на оказание вышеперечисленных услуг заключены по итогам проведения конкурсных процедур, а также относятся на регулируемый вид деятельности, не представлены в ФАС России.

Исходя из содержания вышеуказанных договоров, а также принимая во внимание тот факт, что организации, между которыми заключены договоры, входят в одну группу лиц, необходимость заключения данных договоров, а также стоимость услуг, оказанных по данным договорам для целей государственного регулирования тарифов не может быть признана экономически обоснованной. В этой связи ФАС России полагает целесообразным исключить из необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» общую сумму средств в размере 401 608,81 тыс. руб. за 2013-2015 гг.

Однако, ввиду того, что при расчёте необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» 2015 года согласно положениям Основ ценообразования включалась расчётная предпринимательская прибыль в размере 51 059,03 тыс. руб. (по водоснабжению – 25 321,83 тыс. руб., по водоотведению – 25 737,2 тыс. руб.), которая расходовалась регулируемой организацией по своему усмотрению, возврату подлежат суммы, исключенные органом регулирования из необходимой валовой выручки 2017 года в размере 51 059,03 тыс. руб. (водоснабжение – 25 321,83 тыс. руб., водоотведение – 25 737,2 тыс. руб.), на уровне ранее учтённой органом регулирования расчётной предпринимательской прибыли 2015 года. В этой связи исключению подлежит сумма в размере 350 549,78 тыс. руб. (разница между 401 608,81 тыс. руб. и 51 059,03 тыс. руб.).

Так как органом регулирования из необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» 2017 года самостоятельно исключены средства за 2013-2015 гг. в размере 275 696,43 тыс. руб., перечисленные ООО УК «Росводоканал» в качестве авансовых платежей, в связи с тем, что органом регулирования нарушены пункты 16, 24 и 78(1) Основ ценообразования, доисключению подлежит оставшаяся сумма средств в размере 74 853,35 тыс. руб. по двум видам деятельности (по водоснабжению — 24 760,68 тыс. руб., по водоотведению — 50 092,67 тыс. руб.), как необоснованная согласно пункту 16 Основ ценообразования (разница между 350 549,78 тыс. руб. и ранее исключенной органом регулирования суммы в размере 275 696,43 тыс. руб.).

Одновременно на заседании Комиссии ФАС России № 3 по вопросу рассмотрения признаков нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенных Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в части установления тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для ООО «Тверь Водоканал», а также рассмотрения заявлений ООО «Тверь Водоканал» о досудебном споре к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (от 24.03.2017 вх. рег. №№ 43231/17, 43283/17) (далее — Заседание Комиссии) представители ООО «Тверь Водоканал» представили копии писем, а также платёжных поручений, свидетельствующих о том, что в 2017 году ООО УК «Росводоканал» часть средств возвращена регулируемой организации за оказание услуг по вышеперечисленным договорам в общей сумме 130 000,0 тыс. руб., а часть средств была направлена на погашение элекроэнегии в виде авансового платежа в счёт будущего периода в общей сумме 120 000, 0 тыс. руб.

В условиях того, что оригиналы писем о возврате средств на расчётный счет ООО «Тверь Водоканал» и об оплате ООО УК «Росводоканал» расходов на электроэнергию не были представлены в рамках проведения Проверки, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие доводы ООО «Тверь водоканал», отсутствовали, договоры с поставщиками услуг также не представлены на заседании Комиссии ФАС России, целесообразность произведенной в 2017 году оплаты электроэнергии в виде авансового платежа в счёт будущего периода не подтверждена документрано, а также ввиду того, что вышеуказанные финансовые операции были совершены в середине 2017 года, в то время как исходя из принципа регулирования данные сведения могут быть рассмотрены органом регулирования только лишь при проведении корректировки тарифов ООО «Тверь Водоканал» на 2019 год при наличии бухгалтерской и статистической отчётностей за полный сформированный 2017 год, ФАС России доводы, заявленные ООО «Тверь Водоканал» на заседании Комиссии ФАС России не приняты в качестве обоснованных.

Одновременно ФАС России указывает на то, что органу регулирования необходимо принять решения по корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019 год с учётом проверки сведений о возврате в 2017 году регулируемой организации суммы средств в размере 130 000,0 тыс. руб., а также необходимости погашения элекроэнегии в виде авансового платежа в счёт будущего периода в размере 120 000, 0 тыс. руб.

В Экспертном заключении при корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» 2016 года орган регулирования отразил анализ компенсации экономически обоснованных расходов и выпадающих доходов по статьям «Недополученные доходы», «Расходы по сомнительным долгам» и «Расходы на обслуживание кредита».

В ходе проведения проверки ФАС России выявлено, что органом регулирования при корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» 2016 года учтены в составе экономически обоснованных расходов, не учтенных при утверждении тарифов ООО «Тверь Водоканал» на 2014 год затраты по сомнительным долгам для гарантирующей организации в части формирования резерва по сомнительным долгам за прошлый период, рассчитанные исходя из 2 % процентов от фактической выручки от населения (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования согласно форме № 22-ЖКХ, по водоснабжению в размере 6 635,0 тыс. руб. и по водоотведению в размере 7 163,65 тыс. руб., так как изначально при установлении тарифов на 2014 год вышеуказанный резерв по сомнительным долгам учтён органом регулирования не был.

В соответствии с положениями налогового и бухгалтерского учёта резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных долгами, нереальными ко взысканию, то есть создаётся в целях оценки обязательств по задолженности, которая связана с реализацией товаров и услуг.

При этом, материалы, подтверждающие возникновение у ООО «Тверь Водоканал» в 2014 году дебиторской задолженности, сомнительных долгов, не представлены регулируемой организацией, а именно копии требований (в арбитражный суд или к конкурсному управляющему) о внесении задолженности в реестр кредиторов; решения арбитражного суда (или уведомления конкурсного управляющего) о том, что требования предприятия внесены в реестр кредиторов; подтверждения неудовлетворения требований предприятия (решения суда о завершении конкурсного производства); копии приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности, реестр списанной безнадежной дебиторской задолженности с приложениями к данным приказам; копии приказов о создании резерва по сомнительным долгам, копии актов инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности.

Таким образом, ФАС России отмечает, что резерв по сомнительным долгам формируется на плановый период именно исходя из 2 % от необходимой валовой выручки, за которой имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные, и не может быть включен в качестве экономически обоснованных расходов, понесенных в предыдущих периодах регулирования.

В этой связи исключению из необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» 2016 года подлежат излишне учтённые органом регулирования расходы в размере 13 798,65 тыс. руб. (по водоснабжению - 6 635,0 тыс. руб. по водоотведению - 7 163,65 тыс. руб.).

Кроме того, ФАС России обращает внимание на включение органом регулирования в состав необходимой валовой выручки 2014 года внереализационных расходов, а также в состав необходимой валовой выручки 2013 и 2014 гг. расходов по статьям «Валовая прибыль за 2014 г.», «Прибыль в части оказываемых услуг водоотведения за 2013 г.» и «Рентабельность в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013 г.», которые помимо того, что не отражены в Экспертных заключениях и фигурируют только в калькуляции затрат без указания ссылок на обосновывающие материалы, не предусмотрены законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, действовавшим на момент принятия тарифных решений, в общей сумме за 2013 и 2014 гг. по водоснабжению в размере 3 242,8 тыс. руб., по водоотведению - 2 152,19 тыс. руб.

В этой связи по статьям «Внереализационные расходы за 2014 г.», «Валовая прибыль за 2014 г.», «Прибыль в части оказываемых услуг водоотведения за 2013 г.» и «Рентабельность в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013 г.» исключению подлежит общая сумма средств в размере 5 394,99 тыс. руб. по водоснабжению - 3 242,8 тыс. руб., по водоотведению - 2 152,19 тыс. руб.

На основании изложенного, учитывая допущенные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в течение двух месяцев с момента получения настоящего предписания устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно привести в соответствие с законодательством Российской Федерации экспертные заключения об установлении цен (тарифов) в отношении ООО «Тверь Водоканал», в том числе:

    • - провести анализ основных плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО «Тверь Водоканал» в периоды до установления органом регулирования долгосрочного периода регулирования за 2013-2014 гг., исходя из фактического объёма реализации услуг за 2013 - 2014 гг. на основании первичных документов, запрошенных у ООО «Тверь Водоканал» дополнительно по статьям по статьям «Электроэнергия за 2013-2014 гг.», «Расходы на оплату труда за 2013-2014 гг.», «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы на ремонт за 2013-2014 гг.», «Общеэксплуатационные расходы за 2013-2014 гг.», «Цеховые расходы за 2013-2014 гг.», по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 - 2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов;

- рассчитать затраты по статье «Расходы на оплату труда за 2015-2019 гг.», отразив подробный расчёт фонда оплаты труда персонала ООО «Тверь Водоканал» в составе операционных расходов, исходя из применения корректной минимальной месячной тарифной ставки работника первого разряда 2015 года, обоснованного размера отчислений на социальные нужды, выплаченных ООО «Тверь Водоканал» по факту 2013 года, а также фактической численности, сложившейся в ООО «Тверь Водоканал» в 2013 году с учётом непревышения её над нормативной, рассчитанной согласно рекомендациям по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённым приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 № 66. В случае выявления экономически необоснованных средств, принять решение об исключении их из состава необходимой валовой выручки ООО Тверь Водоканал» 2018-2019 гг. согласно пункту 16 Основ ценообразования, расчёт отразить в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 - 2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов;

- рассчитать затраты по статье «Расчётная предпринимательская прибыль за 2015-2019 гг.» исходя из корректного определения базового уровня операционных расходов ООО «Тверь Водоканал», установленного на 2015 год, в случае изменения величины текущих расходов и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

- провести анализ затрат по статье «Арендная плата за 2015 - 2017 гг.», отразив подробный расчёт, базирующийся на принципе возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 - 2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов;

- провести анализ затрат по статье «Амортизация за 2015-2017 гг.», отразив расчёт амортизации, выполненный исходя из перечня инвентарных карточек, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационную группу, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 - 2019 гг. в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

      • 2. В случае изменения параметров операционных расходов по итогам проведения анализа, предписанного пунктом 1 натоящего предписания, пересмотреть базовый уровень операционных расходов, а также расчётную предпринимательскую прибыль и учесть результаты при расчёте необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» на 2018 - 2019 гг.

3. Принять решения об исключении в соответствии с законодательством Российской Федерации из состава необходимой валовой выручки ООО «Тверь Водоканал» 2018 - 2019 гг., экономически необоснованных расходов (доходов) в общей сумме 94 046,99 тыс. руб. (водоснабжение – 34 638,48 тыс. руб., водоотведение – 59 408,51 тыс. руб.), в том числе по следующим статьям затрат:

- расходы по договорам на услуги УК «РОСВОДОКАНАЛ», понесённые в 2013-2015 гг., – - 74 853,35 тыс. руб. (водоснабжение – 24 760,68 тыс. руб., водоотведение – 50 092,67 тыс. руб.);

- расходы по сомнительным долгам для гарантирующей организации за 2014 год, учтённые органом регулирования при корректировке тарифов ООО «Тверь Водоканал» 2016 года в составе статьи «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученные доходы» размере в 13 798 ,65 тыс. руб. (водоснабжение – 6 635,00 тыс. руб., водоотведение - 7 163,65 тыс. руб.;

- расходы по статьям «Внереализационные расходы за 2014 г.», «Валовая прибыль за 2014 г.», «Прибыль в части оказываемых услуг водоотведения за 2013 г.» и «Рентабельность в части оказываемых услуг водоснабжения за 2013 г.», учтённые органом регулирования при установлении тарифов ООО «Тверь Водоканал» в 2013-2014 гг. - 5 394,99 тыс. руб. (водоснабжение – 3 242,8 тыс. руб., водоотведение – 2 152,19 тыс. руб.).

    • 4. Органу регулирования Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять решения об установлении тарифов ООО «Тверь Водоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения на 2018-2019 гг. с учетом положений пунктов 1-3 настоящего решения (предприсания), а также применения пункта 42 Методических указаний, а именно корректного применения механизма сглаживания.

5. Об исполнении пунктов 1-4 настоящего предписания органу регулирования Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в десятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания проинформировать ФАС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны