Решения по тарифам №СП/87793/17 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Электриче... от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО «Электрические сети» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам

(рег. № 43335/17 от 24.03.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением ООО «Электрические сети» (также далее – Заявитель) о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Спор возник с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет, орган регулирования, ГКТ РБ) по постановлению от 28.12.2016 № 851 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан», которым для Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электрические сети» установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы.

Заявитель в своем заявлении оспаривает следующие статьи:

1. Количество условных единиц;

2. Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;

3. Операционные (подконтрольные) расходы:

3.1. Вспомогательные материалы;

3.2. Работы и услуги непроизводственного характера (расходы на охрану и пожарную безопасность, расходы на юридические услуги, расходы на информационные услуги, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на командировки);

4. Аренда объектов электросетевого хозяйства;

5. Проценты за пользование кредитом;

6. Выпадающие доходы, связанные с технологическим присоединением льготных потребителей за 2013-2014 гг.;

7. Амортизация основных средств;

8. Недополученный доход предыдущих периодов (2013-2015 гг.)

Общая сумма спора составляет 439 726,02 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 144 737,50 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 584 463,52 тыс. руб. (рост к утвержденной НВВ – 403,8%).

1. Статья «Количество условных единиц»

Заявленное организацией количество активов на досудебный спор, а также на тарифное регулирование в Государственный комитет Республики Башкортостан составляет 6 232,02 у.е. в соответствии с Заключением Комитета по установлению долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан и по установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети» г. Уфа на очередной долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы (далее – Заключение Комитета).

Условные единицы приняты органом регулирования в количестве 4 548,73 у.е.

Величина спора составляет 1 683,29 у.е.

В Заключении по неучтенным договорам аренды Комитет отмечает следующее:

1) В отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды № АО-01/24 от 27.06.2013 (с ОАО «Башинформсвязь»), № АО-01/80 от 01.12.2015 (с ООО «Кирпичный завод «АЖЕМАК»), № АО-01/94 от 01.12.2015 (ООО «Карьер»), № АО-01/111 от 01.08.2016 (с ООО «СиМ»), № 01/2016/АИ от 23.05.2016 (с ООО «ТехноЛайн»), № АО-01/116 от 21.10.2016 (с ООО «Компания «Новые технологии»).

В соответствии с пунктом 46 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по указанным четырем уровням напряжения не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей.

Письмом ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/17 (опубликовано в КонсультантПлюс) даны разъяснения к пункту 46 Методических указаний № 20-э/2, согласно которым при аренде сетевой организацией сетей иных собственников затраты по обслуживанию этих сетей должен нести их собственник.

Материалами дела не подтверждается, что посредством объектов, в отношении которых заявитель представил указанные выше договоры, ООО «Электрические сети» осуществляет эксплуатацию и развитие электрических сетей, несение затрат по покупке фактических потерь у поставщиков электрической энергии, отсутствует подтверждение того, что заявитель посредством таких объектов электросетевого хозяйства осуществляет комплекс организационных и технологически связанных действий, в т.ч. по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через объекты потребителей в соответствии с обязательными требованиями законодательства.

Представленные регулирующему органу акты снятия показаний приборов учета потребителей – собственников, арендуемых по указанным договорам сетей свидетельствуют о том, что такие потребители принимают и оплачивают электрическую энергию, включая ее потери, на границе с сетевой организацией – ООО «Башкирэнерго», а вся электрическая энергия, поступившая в арендуемые объекты, оплачивается потребителем полностью.

Таким образом, собственники соответствующих сетей самостоятельно приобретают электрическую энергию в данных сетях, в том числе ее потери, а существующие акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности свидетельствуют о том, что электрические сети арендодателей по указанным договорам аренды, эксплуатируются и обслуживаются соответствующими потребителями – арендодателями.

Объекты, арендуемые по договорам № 01/2016/АИ от 23.05.2016, № АО-01/116 от 21.10.2016, также подлежат исключению при расчете НВВ организации, поскольку в материалы дела не представлено доказательств фактической передачи объектов арендатору (акты приема-передачи, иного подтверждающего документа). Также отсутствует подтверждение их вступления в силу, т.к. по условиям данных договоров они вступают в силу с момента подписания акта приема-передачи со стороны арендодателя и арендатора.

Кроме того, ФАС России отмечает, что в соответствии пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

2) В отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды № АО-01/69 от 01.10.2015 и № АО-01/107 от 01.02.2016 (с ООО «Сетевая компания»).

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Сетевая компания» зарегистрирована в качестве юридического лица в 2015 году, один из договоров аренды также заключен в 2015 году.

В материалах тарифного дела не представлено каких-либо документов, свидетельствующих, как о наличии у арендодателя (ООО «Сетевая компания») во владении соответствующих объектов электросетевого хозяйства, так и о наличии у арендодателя прав собственного или владения на ином законном основании в отношении арендуемых по указанным договорам объектов.

Кроме того, согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Сетевая компания» осуществляет профессиональную деятельность по строительству и ремонту инженерных коммуникаций, а заявителем не представлены доказательства самостоятельного содержания и эксплуатации арендуемых у ООО «Сетевая компания» объектов, предлагается применение к соответствующим объектам положений Методических указаний № 20-э/2.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пп. 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В адрес ФАС России договоры аренды, а также документы подтверждающие права собственности или иные законные основания владения, предусмотренные законодательством РФ представлены не были.

3) В отношении объектов электросетевого хозяйства по договорам аренды № 118 от 01.12.2015, № 119 от 01.12.2015 (с ОАО «Строительная компания Трест №21», № АО-04/93 от 27.11.2015 (с гр. Мухаметзяновым Арсением Рафкатовичем).

Объекты, арендуемые по указанным договорам, подлежат исключению при расчете НВВ организации, поскольку в материалы дела не представлено доказательств наличия законного права владения арендодателей по указанным договорам, т.к. в соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений законодательства со стороны органа регулирования при определении объема условных единиц электросетевого оборудования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Электрические сети» на 2017 год. Требования Заявителя по статье «Количество условных единиц» удовлетворению не подлежат. 

2. Статья «Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии»

ООО «Электрические сети» считает экономически обоснованной величину технологического расхода (потерь) электрической энергии 42,124 млн. кВтч (16,89%), рассчитанную на основании приказа Минэнерго России от 30.09.2014 № 674 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций».

Органом регулирования данная величина принята в размере 21,06 млн. кВтч (13,43%).

В соответствии с пунктом 40(1) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле:

где:

i - уровень напряжения;

WОСi - величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям, и объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций на соответствующем уровне напряжения (тыс. кВт·ч);

WОСсумм - величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (тыс. кВт·ч);

ni - минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.

Минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется по формуле:

где:

 - величина фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения (тыс. кВт·ч);

 - норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год.

Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Для территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется исходя из отпуска электрической энергии в сеть и величины фактических потерь электрической энергии в отношении сторонних потребителей (субабонентов) за последний истекший год.

Согласно Экспертному заключению Комитета расчет уровня потерь ООО «Электрические сети» произведен исходя из положений пунктов 38 и 40(1) Основ ценообразования, определенного по уровням напряжения как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения с учетом соотношения протяженности воздушных и кабельных линий электропередачи в одноцепном выражении, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ № 674 от 30.09.2014, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год (2015 год).

Заявителем расчет потерь выполнен только на основании приказа Минэнерго России от 30.09.2014 № 674, что не соответствует требованиям Основ ценообразования.

 Также ФАС России отмечает, что в качестве обосновывающих документов Заявителем был представлен только расчет потерь по электрическим сетям ООО «Электрические сети» на 2017 год.

Форма статистической отчетности № 46-ЭЭ за 2015 год, документы, подтверждающие технические характеристики воздушных и кабельных линий, представлены в адрес ФАС России не были.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Электрические сети» по статье «Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии» удовлетворению не подлежат.

3. Статья «Операционные (подконтрольные) расходы»

Согласно пункту 38 Основ ценообразования, базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В Экспертном заключении орган регулирования отмечает, что организация заявляла операционные (подконтрольные) расходы по статьям затрат, опираясь на факт затрат 2015 года и тарифную смету 2016 года. При этом в тарифную заявку организацией на 2017 год включалась большая величина их двух указанных источников данных. Организацией заявлены плановые расходы в размере, превышающем фактические расходы по данным бухгалтерского учета за 2015 год, однако ни одна из заявленных ООО «Электрические сети» сумм расходов по указанным статьям не подтверждена никакими обосновывающими материалами.

Сравнительный анализ по данным компаний-аналогов выявил, что организация имеет самые высокие затраты среди них, при этом превышение затрат составляет до двух раз.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э) для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период  регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов (ОПР) ТСО определяется в 70%-ной доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30%-ной доле от базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, рассчитанного с помощью данного приказа.

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ от 17.02.2012 № 98-э, составил сумму 56 032,58 тыс. руб., в том числе по статье «Вспомогательные материалы» - 676,92 тыс. руб., «Работы и услуги непроизводственного характера» - 3 250,58 тыс. руб.

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, рассчитанный с применением пункта 10 Методических указаний № 421-э, составил величину 85 364,48 тыс. руб.

В целях соблюдения требований пункта 38 Основ ценообразования в отношении организации для утверждения долгосрочных параметров регулирования устанавливается базовый уровень операционных (подконтрольны) расходов в размере 69 158,11 тыс. руб., в том числе по статье «Вспомогательные материалы» - 835,49 тыс. руб., «Работы и услуги непроизводственного характера» - 4 012,02 тыс. руб.

3.1. Подстатья «Вспомогательные материалы»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Вспомогательные материалы» в размере 22 800,55 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 835,49 тыс. руб.

Сумма спора составляет 21 965,06 тыс. руб.

В связи с отсутствием надлежащих обосновывающих материалов в материалах дела, включая дефектных ведомостей, актов обследования, конкурсной документации, прочих необходимых обоснований, расходы на вспомогательные материалы приняты в состав НВВ, исходя из среднего значения удельных показателей по соответствующим статьям организаций-аналогов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан, по фактическим данным за 2015 г., принятого количества активов ООО «Электрические сети», с применением индексов-дефляторов.

Для обоснования расходов на вспомогательные материалы Заявителем в адрес ФАС России были предоставлены документы:

- расчет затрат на вспомогательные материалы на 2017 год;

- отчет по проводкам за 2015 год.

ФАС России отмечает, что представленные обосновывающие документы ООО «Электрические сети» не соответствуют требованиям пункта 29 Основ ценообразования. Требования Заявителя по анализируемой статье затрат удовлетворению не подлежат.

3.2.         Подстатья «Работы и услуги непроизводственного характера (расходы на охрану и пожарную безопасность, расходы на юридические услуги, расходы на информационные услуги, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на командировки)»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Работы и услуги непроизводственного характера»:

- расходы на охрану и пожарную безопасность – 2 299,60 тыс. руб., принято органом регулирования – 931,73 тыс. руб. (заявлено в Комитет – 830,22 тыс. руб.);

- расходы на юридические услуги – 1 200 тыс. руб., принято органом регулирования – 0,00 тыс. руб. (заявлено в Комитет – 10 000 тыс. руб.);

- расходы на информационные услуги – 3 306,99 тыс. руб., принято органом регулирования – 378,90 тыс. руб. (заявлено в Комитет – 1 270,22 тыс. руб.);

- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности – 1 205 тыс. руб., принято органом регулирования – 519,00 тыс. руб. (заявлено в Комитет – 1 200,00 тыс. руб.);

- расходы на командировки – 1 057,89 тыс. руб., принято органом регулирования – 0,00 тыс. руб. (заявлено в Комитет – 1 133,91 тыс. руб.).

Сумма спора составляет 7 239,85 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением Комитета:

1. Расходы на юридические услуги, расходы на командировки и представительские исключены из состава НВВ организации ввиду отсутствия обосновывающих материалов, документов, подтверждающих соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также документы, подтверждающие фактическое несение данных затрат за 2015 г.

2. Расходы на обеспечение нормальных условий и мер по технике безопасности определены исходя из фактической численности, принятой при определении фонда оплаты труда согласно пункта 26 Основ ценообразования.

3. Расходы на охрану и пожарную безопасность, расходы на информационные услуги рассчитаны исходя из анализа фактических данных бухгалтерского учета ООО «Электрические сети» за 2015 год, ввиду отсутствия обоснований плановых значений по предложению организации.

В адрес ФАС России в качестве обосновывающих материалов были предоставлены следующие документы:

- отчет по проводкам за 2015 год по счету 60.01 (по статье «Расходы на охрану и пожарную безопасность»);

- договор об оказании юридических услуг от 01.08.2016 с ИП Козаев Сергей Леонидович;

- расчет по статье «Расходы на информационные услуги» на 2017 год;

- расчет стоимости информационного обслуживания СПС КонсультантПлюс на 2017 год;

- счет № 22394 от 24.11.2016, поставщик ООО «Компьютерные технологии» (программное обеспечение);

- счет на оплату № 185 от 22.11.2016, поставщик ООО «ГИС-Профи» (доступ к системе ЭТБ «ГИС-Профи»);

- расчет затрат на охрану труда на 2017 год;

- план обучения персонала ООО «Электрические сети» по охране труда, пожарной, экологической, электробезопасности на 2017 год;

- анализ счета 20, 26 за 2015 г. (по статье «Расходы на командировки»).

ФАС России отмечает, что обосновывающие документы не соответствуют пункту 29 Основ ценообразования.

При определении расходов по статье «Работы и услуги непроизводственного характера (расходы на охрану и пожарную безопасность, расходы на юридические услуги, расходы на информационные услуги, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на командировки)» нарушений органом регулирования действующего законодательства в сфере тарифообразования в электроэнергетике не усматривается.

4. Статья «Аренда объектов электросетевого хозяйства»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Аренда объектов электросетевого хозяйства» в размере 6 153,2 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 0,00 тыс. руб.

Сумма спора составляет 6 153,2 тыс. руб.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

В соответствии с Экспертным заключением Комитета затраты на аренду имущества исключены органом регулирования из состава НВВ на 2017 г., так как организацией не представлены и не подтверждены размеры расходов на амортизацию и обязательные платежи, а лизинг не является источником финансирования мероприятий инвестиционной программы.

В адрес ФАС России в качестве обосновывающих материалов были предоставлены следующие документы:

- перечень договоров аренды электросетевого оборудования ООО «Электрические сети».

В связи с тем, что Заявителем не было предоставлено ни в адрес ФАС России, ни в адрес органа регулирования обоснование величины амортизации, налогов и других обязательных платежей, предусмотренный законодательством Российской Федерации, требования ООО «Электрические сети» по статье «Аренда объектов электросетевого хозяйства» удовлетворению не подлежат.

5. Статья «Проценты за пользование кредитом»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Проценты за пользование кредитом» в размере 20 961,92 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 0,00 тыс. руб.

Сумма спора составляет 20 961,92 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

В Экспертном заключении Комитета указано, что проценты за пользование кредитом исключены ГКТ РБ, поскольку организацией не представлено документов, подтверждающих необходимость привлечения кредитных (заемных) средств, факты расходования таких средств на осуществление регулируемой деятельности, а также подтверждающих соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при выборе кредитной организации, что является гарантией заключения договора с оптимальной рыночной стоимостью (размером процентов по кредиту).

В адрес ФАС России в качестве обосновывающих материалов были предоставлены следующие документы:

- расчеты процентов по кредиту ООО «Электрические сети» за 2016 год;

- договор № 2216/8598/0000/252/14 от 24.03.2014 с ОАО «Сбербанк России» об открытии невозобновляемой кредитной линии для вложения во внеоборотные активы, которые используются/будут использоваться в текущей хозяйственной деятельности Заемщика, в т.ч. капитальное строительство и реконструкция объектов капитального строительства на срок по 23.03.2019 года;

- приложения № 1, 2, 3 к договору № 2216/8598/0000/252/14 от 24.03.2014;

- договор № 2216/85980245/774/15/1 от 14.08.2015 с ОАО «Сбербанк России» об открытии невозобновляемой кредитной линии для пополнения оборотных средств по 13.08.2018 года;

- приложения № 1, 2, 3 к договору № 2216/85980245/774/15/1 от 14.08.2015;

- отчет по проводкам за 2015 год.

В отношении договора от 24.03.2014 ООО «Электрические сети» поясняет, что кредит на сумму 57 000 тыс. руб. был привлечен организацией для капитального строительства по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям. В отношении договора от 14.08.2015 ООО «Электрические сети» поясняет, что кредит на сумму 70 000 тыс. руб. был привлечен организацией в связи с недофинансированием в размере 127 374,3 тыс. руб. Задолженность перед подрядчиками и поставщиками ТМЦ по состоянию на 01.08.15 составляет 105 079,8 тыс. руб.

Иных пояснений и расчетов о необходимости включения процентов за пользование кредитом в 2017 году в адрес ФАС России Заявителем представлено не было.

Таким образом, при определении расходов по анализируемой статье нарушений органом регулирования действующего законодательства в сфере тарифообразования в электроэнергетике не усматривается.

6. Статья «Выпадающие доходы, связанные с технологическим присоединением льготных потребителей за 2013-2014 гг.»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Выпадающие доходы, связанные с технологическим присоединением льготных потребителей» в размере 62 345,57 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 0,00 тыс. руб. (по данным Заявителя).

Сумма спора составляет 62 345,54 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В связи с тем, что в адрес органа регулирования не были предоставлены обосновывающие материалы по анализируемой статье затрат, требования ООО «Электрические сети» удовлетворению не подлежат.

7. Статья «Амортизация основных средств»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Амортизация основных средств» в размере 27 791,02 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 8 485,22 тыс. руб.

Сумма спора составляет 19 305,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Экспертном заключении Комитета указано, что амортизация принята на основании данных налогового учета организации за 2014 год. При этом произведенная организацией 31.12.2014 переоценка стоимости имущества не принимается ГКТ РБ для расчета НВВ на 2017 год в связи со следующим. Организацией не представлено документов, подтверждающих соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при выборе исполнителя по оценке. Таким образом, организацией не подтверждено соблюдение установленного законодательством порядка при проведении переоценки стоимости имущества. Также ГКТ РБ принято во внимание, что переоценка проводилась в конце 2014 г., а большинство объектов переоценки было создано и поставлено на баланс в 2012-2014 гг., что свидетельствует об отсутствии фактора утраты актуальности в отношении данных бухгалтерского учета о стоимости имущества.

В адрес ФАС России в качестве обосновывающих материалов были предоставлены следующие документы:

- анализ счета 20 за 2015 год;

- ведомость амортизации ОС за 2015 год.

В связи с тем, что ООО «Электрические сети» не были представлены инвентарные карточки, акты ввода в эксплуатацию, приказы о постановке на бухгалтерский учет, требования по статье «Амортизация основных средств» удовлетворению не подлежат.

8. Статья «Недополученный доход предыдущих периодов (2013-2015 гг.)»

ООО «Электрические сети» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходы по статье «Недополученный доход предыдущих периодов (2013-2015 гг.)» в размере 283 701 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка выпадающих доходов исключена в размере 18 053,65 тыс. руб.

Сумма спора составляет 301 754,65 тыс. руб.

В адрес ФАС России в качестве обосновывающих материалов были предоставлены следующие документы:

- расчет недополученных доходов за предыдущие периоды для включения в тариф на передачу электрической энергии на 2017 год на 11 листах на сумму 284 126,53 тыс. руб.

В Экспертном заключении Комитета отмечено, что заявляемый организацией расходов, связанный с компенсацией незапланированных расходов в сумме 284 126,53 тыс. руб. ГКТ РБ не принимается как необоснованные и не соответствующие нормативным актам в области государственного регулирования тарифов.

Сумма выпадающих доходов от технологического присоединения за 2013 г. в размере 53 202,55 тыс. руб. не подтверждена документально.

Вопрос о включении выпадающих доходов от выполнения инвестиционной программы за 2014 г. в размере 10 542,21 тыс. руб. подлежал рассмотрению при установлении размера НВВ организации на 2016 г., не был учтен в НВВ, с чем организация согласилась. При рассмотрении НВВ на 2017 г. данный вопрос не подлежал повторному рассмотрению, кроме того по величине затрат ООО «Электрические сети» не представлено никаких обосновывающих документов, что является самостоятельным основанием для отказа во включении указанных затрат в НВВ организации.

Проценты за пользование кредитом в размере 3 322,43 тыс. руб. за 2014 г. и 17 286,30 тыс. руб. за 2015 г. не могут быть приняты ГКТ РБ при расчете НВВ ООО «Электрические сети» на 2017 г. по основаниям, изложенным применительно к рассмотрению неподконтрольных расходов по статье «Проценты за пользование кредитом».

Выпадающие доходы по статье оплата потерь за 2014 г. в размере 4 420,1 тыс. руб. не принимаются ГКТ РБ в связи с отсутствием обосновывающих документов, а также в связи с тем, что расходы на оплату потерь в декабре 2014 г. были исключены из НВВ ООО «Электрические сети» на основании решения суда по делу № А07-1715/2014.

Выпадающие доходы от перерасчета коэффициента роста активов в размере 3 606,76 тыс. руб. не подтверждены документально и являются исключительно расчетной величиной, не свидетельствующей о несении организацией каких-либо конкретных расходов, подлежащих включению в НВВ.

Вопрос о включении выпадающих доходов за 2014 г. по амортизации в размере 8 482,66 тыс. руб. подлежал рассмотрению при установлении размера НВВ организации на 2016 г., не был учтен в НВВ, с чем организация согласилась. При рассмотрении размера НВВ на 2017 г. данный вопрос не подлежал повторному рассмотрению, кроме того ООО «Электрические сети» не представлено никаких обосновывающих документов по величине капитальных затрат, для покрытия которых необходимо включение в НВВ указанной величины амортизации. Размер амортизации за 2015 г. в сумме 18 911,44 тыс. руб., образовавшийся в результате проведенной ООО «Электрические сети» переоценки имущества не подлежит включению в НВВ по основаниям, изложенным по статье «Амортизация основных средств».

Размер выпадающих доходов от технологического присоединения за 2013 г. в сумме 19 130,66 тыс. руб. не подтверждается никакими обосновывающими материалами, в связи с чем не подлежит включению в НВВ организации.

Сумма понесенных расходов на капитальное строительство, не учтенная в НВВ за 2014 год в размере 2 481,42 тыс. руб., также не подтверждается никакими обосновывающими материалам, в связи с чем не подлежит включению в НВВ организации.

Суммы недополученных оплат от контрагентов за период с 2013 по 2016 годы в размере 25 105,5 тыс. руб., 53 969,67 тыс. руб., 34 846,86 тыс. руб. не являются в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования расходами, связанными с компенсацией незапланированных расходов. ООО «Электрические сети» не подтвердило несение каких-либо расходов на данную сумму, подлежащих включению в НВВ, вместе с тем, если организация полагает, что имела право на получение этих сумм от контрагентов, то имеет право отстаивать свои интересы в установленном законом порядке, а не увеличивать размер затрат, подлежащих компенсации из тарифного источника.

Капитальные вложения организации за период с 2013 по 2015 гг. в размере 22 734,61 тыс. руб., не учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе, выполненные ООО «Электрические сети» по собственной инициативе и являются предпринимательским решением организации, которая самостоятельно несет на себе и все риски, связанные с принятием такого решения, оснований для включения данных затрат в НВВ на 2017 г. не усматривается.

Превышение фактического размера арендных платежей ООО «Электрические сети» в 2015 году над плановыми на суммы 1 506,52 тыс. руб. и 2 191,41 тыс. руб. не подтверждены обосновывающими документами, в том числе документами и расчетами, подтверждающими соблюдение требований подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования.

Кроме того, ФАС России отмечает, что Экспертное заключение Комитета содержит постатейный анализ результатов деятельности ООО «Электрические сети» за 2015 год, в том числе по статье «Полученный избыток».

На основании вышеизложенного, а также в связи с отсутствием документального обоснования заявленной на спор статьи, требования ООО «Электрические сети» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО «Электрические сети» о досудебном рассмотрении спора с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (рег. № 43335/17 от 24.03.2017).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны