Решения по тарифам №СП/87848/18 Решение по результатам рассмотрения заявления АО "Центральна... от 31 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» октября 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере железнодорожного транспорта № 4, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18, в составе:

<...> (далее - Комиссия),

рассмотрев досудебный спор по заявлению Акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее – Заявитель, регулируемая организация, АО «Центральная ППК», АО «ЦППК») (исх. от 02.07.2018 № б/н, вх. от 02.07.2018 № 104752/18), возникший с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике  (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Смоленской области на 2018 год,

 

УСТАНОВИЛА:

Заявление АО «Центральная ППК» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении АО «Центральная ППК» считает, что Департаментом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на 2018 год, оказываемые АО «Центральная ППК» на территории Смоленской области, и просит обязать Департамент произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифа и дополнительно учесть следующие суммы расходов:

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в размере 63 084,14 тыс. руб.

2. Собственные затраты, связанные с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава, связанные с продажей проездных документов, в размере 9 424,85 тыс. руб.

3. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы по статьям «Информационно-справочные услуги», «Консультационные услуги», «Юридические услуги», «Расходы на добровольное и обязательное страхование», «Расходы, предусмотренные коллективным договором», «Услуги по сопровождению финансирования текущей и инвестиционной деятельности», «Услуги по организации участия в мероприятиях», «Расходы по содержанию ревизионной комиссии», «Расходы на лицензирование, концепцию безопасности, сертификаты и лицензии по системе информационной безопасности» в размере 4 331,56 тыс. рублей.

4. Прочие расходы по статьям «Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)», «Налоги, не относящиеся к обычным видам деятельности – квотирование рабочих мест» в размере 3 298,31 тыс. руб.

         Также АО «Центральная ППК» в заявлении о досудебном споре указывает на необходимость пересмотра прогнозируемого пассажирооборота на территории Смоленской области на 2018 год в объеме 55 877,84 тыс. пасс.км.

В просительной части АО «Центральная ППК» указывает на необходимость обязать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике установить экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Смоленской области для АО «Центральная ППК» на 2018 год, обеспечивающий безубыточность деятельности Заявителя, определив при этом экономически обоснованные затраты на 2018 год в экономически обоснованном размере с учетом устранения допущенных органом регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации при определении статей, заявленных на досудебный спор.

Утвержденная необходимая валовая выручка для АО «Центральная ППК» на 2018 год составляет 274 465,0 тыс. руб., тариф для АО «Центральная ППК» установлен на уровне 3,72 руб. на одного пассажира за 1 километр, то есть 37,2 руб. за десятикилометровую зону.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Положение № 643).

Согласно пункту 19 Положения № 643 Федеральная служба по тарифам утверждает Методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

Во исполнение пункта 19 Положения № 643 приказом ФАС России от 5 декабря 2017 года № 1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Методика № 1649/17).

Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утверждена приказом ФАС России от 24 декабря 2015 года № 1302/15 (далее – Методика № 1302/15).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 19.08.2011 № 506-Т утверждён Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее – Порядок № 506-Т).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия отмечает следующее.

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма по аренде подвижного состава в размере 237 816,52 тыс. руб. (расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава в сумме 107 993,52 тыс. руб. и расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава в сумме 129 823 тыс. руб.), органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены расходы в сумме 174 732,38 тыс. руб. (расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава в сумме 88 918,82 тыс. руб. и расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава в сумме 85 813,56 тыс. руб.).

Разногласия по данной статье затрат возникли в части применения ставок платы на услуги предоставления в пользование подвижного состава, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое обслуживание подвижного состава, текущий и капитальный виды ремонта подвижного состава у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и составили 63 084,14 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 5 Методики 1302/15 рост ставок платы на услуги предоставления в пользование подвижного состава, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое обслуживание подвижного состава, текущий и капитальный виды ремонта подвижного состава у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год по сравнению с предыдущим периодом (финансовым годом) не допускается.

Согласно пункту 61 Методики № 1649/17 в случае превышения указанных темпов роста услуг, владельцем подвижного состава представляется экономическое обоснование роста ставок за оказываемые услуги в Федеральную антимонопольную службу, которая до установления тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении органами регулирования субъектов Российской Федерации определяет экономически обоснованные затраты на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, формируемые организацией, владеющей инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, в части затрат на оказание услуг по использованию такой инфраструктуры, а также оплаты услуг по предоставлению в пользование подвижного состава, управлению и эксплуатации подвижного состава, техническому обслуживанию подвижного состава, текущему и капитальному ремонтам подвижного состава, и перевозчику в целях исполнения подпункта 49.6.6.2 Методики № 1649/17.

Положения данного пункта на период регулирования - на 2018 год не применяются. Рост платы на комплексные услуги по обеспечению перевозок у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на период регулирования - 2018 год по сравнению с предыдущим периодом (финансовым годом) не допускается.

АО «ЦППК» в обоснование затрат, связанных с оплатой услуг управления и эксплуатации, технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов указывает на то, что в расчетах были учтены ставки на уровне, принятом в расчете в предыдущем периоде регулирования. При этом ставки ОАО «РЖД», рассчитанные Департаментом, не учитывают условия договоров с ОАО «РЖД».

Орган регулирования при расчете расходов, связанных с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, ссылается на пункт 5 Методики 1302/15, а также применяет следующие стоимостные параметры:

- составного элемента арендной платы «Плата за пользование» на основании договора № 122/02/18/ЦДМВ от 30.01.2018, заключенному с арендодателем ОАО «Российские железные дороги»,

- составных элементов арендной платы по управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту по услугам арендодателя ОАО «Российские железные дороги» на уровне, принятом в предыдущем периоде регулирования,

- составных элементов арендной платы по услугам арендодателя АО «ППК «Черноземье» на основании договора от 14.02.2018 № 29/08/18.

Исходя из вышеуказанных норм, в целях расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Смоленской области для АО «Центральная ППК» на 2018 год органом регулирования ставки по управлению и эксплуатации подвижного состава, на текущий ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт на 2018 год приняты Департаментом на основании ставок, утверждённых на 2017 год без последующего увеличения на индексы потребительских цен.

При этом ставки по управлению и эксплуатации подвижного состава, на текущий ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт на 2017 год рассчитывались на основании ставок, утверждённых Департаментом в 2011 году с последующим ежегодным увеличением на индексы потребительских цен.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В этой связи уполномоченным федеральным органом Российской Федерации исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) является ФАС России.

В соответствии с пунктом 1 Методики № 1302/15 методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении разработана в целях методологического обеспечения расчёта ставок платы за услуги: предоставление в пользование подвижного состава; управление и эксплуатация подвижного состава; техническое обслуживание подвижного состава; текущий ремонт подвижного состава; сервисное обслуживание подвижного состава; капитальный ремонт подвижного состава.

В этой связи ФАС России отмечает, что ограничение роста ставок платы на 2018 год, предусмотренное пунктами 5 Методики № 1302/15 и 61 Методики № 1649/17, применяется к ставкам платы на услуги предоставления в пользование подвижного состава, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое обслуживание подвижного состава, текущий и капитальный виды ремонта подвижного состава организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

В 2018 году ФАС России приказом от 08.08.2018 № 1109/18 утверждёна Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом (зарегистрирована в Минюсте России 25.09.2018 № 52248) (далее - Методика № 1109/18). При подготовке Методики № 1109/18 Управлением регулирования транспорта ФАС России производилась оценка влияния применения новых ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, рассчитанных согласно Методике № 1109/18, на стоимость услуг, связанных с арендой подвижного состава собственности, а также тарифных последствий для субъектов Российской Федерации. По результатам вышеуказанного анализа выявлено, что при условии применения ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, рассчитанных в соответствии с Методикой № 1109/18, расходы АО «Центральная ППК» в 2018 году при неизменном пассажирообороте и привлекаемом подвижном составе составили бы 306,7 млн. руб.

Также письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.10.2018 № ИА-23/15747 представлена позиция по рассмотрению досудебного спора между АО «Центральная ППК» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 02.07.2018 № б/н, вх. от 02.07.2018 № 104752/18), которая подтверждает некорректность подхода, применённого органом регулирования Смоленской области при расчёте расходов, и указывает на то, что для определения экономически обоснованного объёма затрат по указанным услугам сторонних организаций органам регулирования необходимо принимать решения с учётом фактических данных АО «Центральная ППК» за предыдущий период регулирования и договоров акционерного общества о приобретении указанных услуг.

Учитывая вышеизложенное, органом регулирования Смоленской области нарушены требования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В этой связи Департаменту необходимо произвести перерасчет расходов по статье «Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении» при формировании необходимой валовой выручки АО «Центральная ППК» 2018 года с учетом непревышения заявленной АО «ЦППК» на досудебное рассмотрение спора (исх. от 02.07.2018 № б/н, вх. от 02.07.2018 № 104752/18) суммы, отразив надлежащим образом результаты в Экспертном заключении по установлению тарифов на 2018 год.

2.Собственные затраты.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма собственных расходов в размере 27 057,59 тыс. руб. по следующим статьям:

1) затраты, связанные с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава в размере 12 467,31 тыс. руб. (принято органом регулирования 6 740,19 тыс. руб.), в том числе:

         - приемка подвижного состава в размере 1 906,13 тыс. руб.;

         - уборка электропоездов, дизель-поездов и автомотрис, рельсовых автобусов в размере 2 093,73 тыс. руб.;

         - затраты на оплату труда в размере 4 684,82 тыс. руб.;

         - отчисления на социальные нужды в размере 1 307,37 тыс. руб.;

         - материалы в размере 675,34 тыс. руб.;

         - обслуживание подвижного состава в размере 593,94 тыс. руб.;

         - передислокация МВПС в размере 36,12;

         - медосмотры в размере 145,7 тыс. руб.;

         - услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам в размере 89,15 тыс. руб.;

         - страхование гражданской ответственности, подвижного состава в размере 388,77 тыс. руб.;

         - повышение квалификации, стипендия в размере 24,45 тыс. руб.;

         - аренда Депо в размере 521,8 тыс. руб.

         2) затраты, связанные с продажей проездных документов (билетов) предложены АО «ЦППК» в размере 14 590,28 тыс. рублей (принято органом регулирования 10 892.55 тыс. руб.), в том числе:

         - затраты на оплату труда в размере 7 503,23 тыс. руб.;

         - отчисления на социальные нужды в размере 2 100,61 тыс. руб.;

         - прочие материальные расходы в размере 5 986,45 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены собственные расходы в сумме 17 632,74 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий в части собственных расходов составляет 9 424,85 тыс. руб.

         В обоснование вышеизложенных расходов АО «ЦППК» указывает на запланированное увеличение численности персонала, связанное с доукомплектованием участка эксплуатации ПС локомотивными бригадами, а также на дополнительный набор в связи с увеличением парка собственного подвижного состава в течение 2018 года (приобретение 20 единиц подвижного состава в лизинг).

         В связи с чем, также планируется рост затрат на материалы (в том числе: фирменную и спецодежду), на медосмотры и услуги предоставления комнат отдыха локомотивным бригадам.

         Кроме того, АО «ЦППК» планируется доукомплектование штата кассиров по обслуживанию БПА, билетных кассиров и кассиров-контролеров.

         Также АО «ЦППК» планируется увеличение затрат по статьям страхование имущества и страхование гражданской ответственности в соответствии с Федеральным законом от 25.05.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

         Департамент отмечает, что АО «ЦППК» в расчете статей расходов использованы ожидаемые затраты в текущем периоде, вместе с тем в расчете применены дополнительные индексы, что не предусмотрено Методикой № 1649/17, а отдельные расходы являются плановыми.

 При этом, орган регулирования также обращает внимание, что АО «ЦППК» ссылается на предоставление в адрес Департамента копий договоров, подтверждающих планируемое увеличение затрат, письмом от 28.03.2018 № 5244-18, поступившее на электронную почту 28.03.2018 в 16 часов 46 минут, то есть накануне дня проведения заседания Правления Департамента 29.03.2018.

На основании пункта 49.14 Методики № 1649/17 в случае отклонения более чем на 10 % рассчитанных в соответствии с подпунктом 49.6 Методики расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение.

На основании пункта 49.6.6.3. Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год. В случае превышения указанных индексов компанией пригородных пассажирских перевозок представляется дополнительное обоснование роста планируемых затрат.

Указанные обоснования регулируемой организацией представлены не были.

В связи с тем, что при расчете тарифа у органа регулирования отсутствовали договоры, действующие на регулируемый период, и не представлено обоснование роста затрат, превышающего ИПЦ, собственные затраты приняты органом регулирования при установлении тарифов на 2018 год в соответствии с пунктом 49.6.6.3 и пунктом 49.15 (формула 20) Методики № 1649/17, а именно на основании фактических затрат, сложившихся в 2016 году, увеличенных на ИПЦ (2018/2017) и (2017/2016), а также доли расходов, зависящих от объемов работ и индекса изменения объемов работ по статье «Затраты, связанные с эксплуатацией собственного железнодорожного подвижного состава», в сумме 4 406 835 тыс. рублей, в том числе относимые на расходы по Смоленской области, в размере 6 740 тыс. рублей, по статье «Затраты, связанные с продажей проездных документов (билетов)» в сумме 4 847,36 тыс. рублей, в том числе относимые на расходы по Смоленской области, в размере 12 860 тыс. рублей.

На основании пункта 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму в последующих периодах регулирования.

Исходя из вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований в части собственных затрат АО «ЦППК».

3. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма к дополнительному учету общепроизводственных и общехозяйственных расходов в размере 4 331,57 тыс. руб. по следующим подстатьям затрат:

- информационно-справочные услуги – 574,15 тыс. руб.;

- консультационные услуги – 1 159,63 тыс. руб.;

- юридические услуги – 264,53 тыс. руб.;

- услуги по организации участия в мероприятиях – 1,15 тыс. руб.;

- расходы на добровольное и обязательное страхование – 27,56 тыс. руб.;

- расходы, предусмотренные коллективным договором – 752,49 тыс. руб.;

- услуги по сопровождению финансирования текущей деятельности и инвестиционной деятельности – 72,83 тыс. руб.;

- расходы по содержанию ревизионной комиссии – 28,14 тыс. руб.;

- лицензирование, концепция системы безопасности, сертификаты и лицензии по системе информационной безопасности – 1 451,09 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки не учтены общепроизводственные и общехозяйственные расходы по вышеперечисленным подстатьям затрат.

В соответствии с пунктом 49.9 Методики 1649/17 в случае передачи на баланс компании пригородных пассажирских перевозок основных средств (железнодорожного подвижного состава, АСУКОПЭ), штатной численности персонала для осуществления железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении расчет ожидаемых в текущем периоде общепроизводственных и общехозяйственных расходов принимается на основе обосновывающих материалов компании пригородных пассажирских перевозок по согласованию с регулирующим органом.

В обоснование необходимости несения данных расходов АО «ЦППК» ссылается только на предоставление копии договоров и актов выполненных работ, в том числе направленных письмом от 28.03.2018, то есть накануне дня проведения заседания Правления Департамента 29.03.2018.

Департаментом в составе прочих затрат учтены расходы по статьям «Информационное обслуживание» в размере 56 069 тыс. руб., «Маркетинговые услуги» в размере 16 672 тыс. руб. и «Лицензирование» в размере 30 537,23 тыс. руб. исходя из фактических расходов за 2016 год с применением индекса потребительских цен на 2017 год и прогнозного значения индекса потребительских цен на 2018 год.

По статьям «Добровольное страхование работников», «Содержание ревизионной комиссии и органов управления», «Реклама и разработка мультимедийных материалов», «Услуги по сопровождению финансирования текущей и инвестиционной деятельности компании» регулируемая организация не представила экономического обоснования целесообразности заключения указанных договоров и несения компанией, осуществляющей пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, данных затрат, а именно подтверждения положительного влияния на рост выручки и (или) сокращения каких-либо иных расходов пригородной компании, то есть уменьшение убыточности, компенсируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со штатным расписанием АО «ЦППК» в состав аппарата управления включен юридический департамент, численность которого 23 шт. ед., то есть АО «ЦППК» имеет возможность выполнять все юридические услуги собственными силами.

Расходы по статьям «Анализ организации пригородных перевозок Германии», «Услуги по присвоению рейтинговой оценки», «Услуги по организации участия в мероприятиях», «Членские взносы по развитию системы торговых закупок при выборе поставщиков услуги», «Информационно-справочные услуги по осуществлению мониторинга и анализа состояния общественного порядка», «Информационно-справочные услуги по осуществлению мониторинга и анализа состояния общественного порядка, соблюдения законности в электропоездах», «Информационно-справочные услуги по разработке научно-методических подходов для обоснования приоритетов развития транспортной инфраструктуры при наличии альтернативных инвестиционных проектов», «Оказание услуг по организации в экспозиционно-выставочной части Московского урбанистического форума» исключены органом регулирования из расчета необходимой валовой выручки АО «ЦППК», как затраты, напрямую не связанные с осуществлением регулируемой деятельности, а также расходы, которые не являются экономически обоснованными и не могут перекладываться на потребителей ресурса.

Расходы по коллективному договору не учитываются Департаментом при расчете необходимой валовой выручки АО «ЦППК» и в подтверждение органом регулирования приводится вывод Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 37-АПГ17-1, в соответствии с которым так как данные затраты напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности организации, то расходы на их выплату не могут перекладываться на потребителей ресурса.

Кроме того, статьей 40 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

При этом АО «Центральная ППК» является прибыльной компанией, в условиях того, что компания осуществляет расходы социального характера в рамках коллективного договора, указанное обстоятельство не свидетельствует об экономической обоснованности данных расходов с точки зрения тарифного регулирования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643, одной из основных целей государственного регулирования и установления тарифов в отношении субъектов естественных монополий является обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами.

Исходя из вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».

4. Прочие расходы по статьям «Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)», «Налоги, не относящиеся к обычным видам деятельности – квотирование рабочих мест».

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма к дополнительному учету прочих расходов в размере 3 298,31 тыс. руб.

4.1. Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов).

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма в размере 256,83 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке, направленной АО «Центральная ППК» в адрес Департамента письмами от 31.08.2017 № 13725017 и от 06.03.2018 № 3802-18, основным целевым направлением использования кредитных ресурсов являлось приобретение собственного подвижного состава (далее – ПС).

На текущую дату в АО «ЦППК» действуют 2 невозобновляемые кредитные линии, открытые на покупку ПС:

- невозобновляемая кредитная линия для рефинансирования ранее понесенных затрат по договорам поставки электропоездов от 25.12.2013 № 38/05/13 и от 20.05.2013 № 10/05/13 и рефинансирования текущей задолженности по кредитному договору от 20.11.2014 № 38-196/15/149-14-КР, заключенному между АО «Центральная ППК» и ОАО «Банк Москвы»;

- невозобновляемая кредитная линия для финансирования затрат на приобретение электропоездов по договору поставки электропоездов от 03.07.2015 № 14/05/15, заключенному с ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в рамках проекта приобретения электропоездов и частичного рефинансирования ранее понесенных затрат по договору поставки электропоездов.

Органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены прочие расходы по процентам, уплачиваемым организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) в размере 141 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 23 Методики № 1649/17 в случае изменения структуры источников финансирования инвестиционной программы субъекта регулирования за счет привлечения займов и кредитов без согласования с регулирующим органом субъекта Российской Федерации, расходы на оплату такого займа (кредита), в том числе на оплату процентов, не включаются в объем НВВ планового периода.

Пунктом 49.12 Методики № 1649/17 определено, что в случае приобретения подвижного состава за счет лизинга, кредита, займа, учитывается величина процентов по финансированию, не превышающая проценты по долговым обязательствам, включаемых в состав затрат в целях налогообложения исходя из положений пункта 1.2 части 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчеты, подтверждающие требования пункта 49.12 Методики № 1649/17, регулируемой организацией не предоставлялись.

Также отсутствует инвестиционная программа на территории Смоленской области, утвержденная и согласованная субъектом Российской Федерации в установленном порядке, в рамках которой осуществляется приобретение подвижного состава.

Аналогичным образом регулируемой организацией не представлены утвержденные и согласованные инвестиционные программы на территории иных субъектов.

4.2. Налоги, не относящиеся к обычным видам деятельности – квотирование рабочих мест.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма в размере 41,48 тыс. руб.

В обоснование данных расходов АО «ЦППК» ссылается на возникновение обязанности по выплатам компенсационной стоимости в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва, которым установлена обязанность отдельных юридических лиц (среднесписочная численность персонала которых превышает 100 чел.) оплачивать в бюджет г. Москвы «компенсационные платежи» в случае отсутствия в штате: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 год до 26 лет, ищущие работу впервые (в соответствующем рассчитанной квоте количестве).

Департаментом из расчета необходимой валовой выручки АО «ЦППК» была исключена выплата, осуществляемая в бюджет города Москвы на основании Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон № 90).

Пунктом 2 статьи 3 данного Закона № 90 установлено, что работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемой организации необходимо расчет квоты производить пропорционально штатной численности его работников (рабочих мест) на территории города, без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (на что указано в определении ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

Исходя из вышесказанного, при расчете квоты учитывается среднесписочная численность работников, занятых на территории города Москвы, а численность работников филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (в данном случае – Смоленского регионального центра АО «Центральная пригородная пассажирская компания») не учитывается.

Следовательно, по мнению Департамента, необходимо осуществлять прямой учет данных расходов.

В обоснование своей позиции по распределению затрат по квотированию рабочих мест на все субъекты в зоне деятельности АО «ЦППК», в том числе на Смоленскую область, в соответствующей доле АО «Центральная ППК» расчет не представлен.

Исходя из вышеизложенного, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части прочих расходов АО «ЦППК».

5. Пассажирооборот.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлен к учету размер пассажирооборота 55 877,84 тыс. пасс. км. при утвержденном органом регулирования 73 699 тыс. пасс. км, таким образом объем разногласий по размеру пассажирооборота составляет 17 821,16 тыс. пасс. км.

АО «ЦППК» в качестве обоснования заявляет о направлении в адрес Департамента писем (от 20.12.2016 № 15218-16, от 21.12.2016 № 15319-16, от 26.01.2017 № 929-17) с подтверждением фактической численности пассажирооборота за 2016 год в размере 65 252,08 тыс. пасс. км. (что на 9 374,24 тыс. пасс. км. больше заявленного пассажирооборота на 2018 год), а также результаты проведенных регулируемой организацией замеров пассажиропотока по территории Смоленской области письмом от 28.03.2018 № 5244-18, то есть накануне дня проведения заседания Правления Департамента 29.03.2018.

В соответствии с пунктом 49.1.1 Методики 1649/17 определение и установление объемов транспортной работы и перевозок осуществляется уполномоченным органом (уполномоченными органами) субъекта Российской Федерации в соответствии с Контрактом.

Объемные и качественные показатели пассажирских перевозок, предусмотренные Контрактом, должны также соответствовать комплексному плану транспортного обслуживания населения (далее - КПТО).

Существенными параметрами при прогнозировании объемных и качественных показателей пассажирских перевозок являются: «Отправленные пассажиры», «Перевезенные пассажиры», «Пассажирооборот», «Населенность вагона», «Вагоно-километры», «Составность поездов», «Рабочий парк вагонов».

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта при формировании условий Контракта определяется прогноз количества перевезенных пассажиров и маршруты следования поездов, с учетом которых прогнозируется пассажирооборот. Определение прогноза вагоно-километров осуществляется с учетом пассажирооборота и прогнозируемой нормативной населенности вагонов. С учетом сложившейся за отчетный период фактической населенности вагонов могут быть установлены предельные отклонения нормативной населенности вагонов на прогнозируемый период. Допускается увеличение нормативной населенности вагонов с учетом недопущения ухудшения качества проезда пассажиров (недопустимости существенного роста населенности). Снижение нормативной населенности вагонов допускается с учетом обоснованности объемов транспортного заказа (количества поездов и их составности).

Определение и установление объемов транспортной работы и перевозок осуществляется уполномоченным органом (уполномоченными органами) субъекта Российской Федерации в соответствии с Контрактом (договором на организацию транспортного обслуживания населения, заключаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с перевозчиком в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р «Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом»).

При прогнозировании объемов транспортной работы в текущем и очередном годах органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта, принимается во внимание фактическая (за три года, предшествующих текущему) и прогнозируемая динамика количества перевезенных пассажиров.

При наличии отклонения динамики количества перевезенных пассажиров от динамики пассажирооборота, предусмотренной Контрактом, до пересмотра Контракта органом регулирования принимается расчетный показатель пассажирооборота с учетом динамики количества перевезенных пассажиров, согласованный с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области транспорта.

С учетом положений указанного пункта Методики № 1649/17 Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству был согласован объем пассажирооборота в размере 78,654 млн. пасс-км, исходя из пассажирооборота 78,657 млн. пасс-км, принятого в расчете экономически обоснованного уровня тарифа на 2017 год, и прогнозной динамики вагоно-километровой работы в 2018 году – 0,99996.

Тем самым, объемы транспортной работы и перевозок остаются на прежнем уровне, что свидетельствует о разногласиях между АО «ЦППК» и Департаментом в части населенности вагонов.

Органом регулирования в соответствии с дополнением к заключению по расчету экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении № 317 от 29.03.2018 пассажирооборот по Смоленской области принят в размере 73 699 тыс. пасс-км с учетом прогнозного снижения в 2018 году на 6,3%.

Данное снижение в размере 6,3% было рассчитано АО «Центральная ППК» и указано в пояснительной записке, представленной письмом от 06.03.2018 №  3802-18.

Исходя из вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований в части размера пассажирооборота АО «ЦППК».

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Центральная ППК» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 02.07.2018 № б/н, вх. от 02.07.2018 № 104752/18) , Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике нарушившей пункты 5 Методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФАС России от 24 декабря 2015 года № 1302/15, и 60 Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утверждённой приказом ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17.

2. Частично удовлетворить требования АО «Центральная ППК», указанные в заявлении о досудебном споре в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между АО «Центральная ППК» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 02.07.2018 № б/н, вх. от 02.07.2018 № 104752/18).

3. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в срок до 01.12.2018 (включительно) произвести перерасчет расходов по статье «Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении» при формировании необходимой валовой выручки АО «Центральная ППК» 2018 года в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения, отразив результаты в Экспертном заключении по установлению тарифов.

4. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в срок до 01.12.2018 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год для АО «Центральная ППК» с учётом пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов для АО «Центральная ППК» 2018 года письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении АО «Центральная ППК» цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований
АО «Центральная ППК».

Связанные организации

Связанные организации не указаны