Решения по тарифам №СП/88856/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "ТРИТЭРА" ... от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении о

досудебном рассмотрения спора ООО «ТРИТЭРА» с Департаментом по тарифам Приморского края (исх. № от 03.03.2016 № 88, вх. № 37468/16 от 22.03.2016)

 

В ФАС России в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ), Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669, с заявлением о досудебном рассмотрении спора от 22.03.2016 обратилось ООО «ТРИТЭРА» (далее – Заявитель).

Спор возник с Департаментом по тарифам Приморского края (далее – Департамент, Респондент), который в рамках своих полномочий постановлением от 03.12.2015 № 57/5 «Об утверждении производственных программ, об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Тритэра», находящихся на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» утвердил тарифы для ООО «ТРИТЭРА».

Тарифы для ООО «ТРИТЭРА» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.

Заявитель считает, что оспариваемое постановление принято органом регулирования с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом ООО «ТРИТЭРА» заявляет требования в отношении статей 2016 года «Производственные расходы» (расходы на оплату труда основного производственного персонала, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы); «Административные расходы» (расходы на оплату услуг связи и интернет, консультационные услуги, затраты на служебные командировки, обучение персонала, расходы на мероприятия по охране зон системы жизнеобеспечения от угроз теракта), «Налоги и сборы» (земельный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду), «Ремонтные расходы», «Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующего поставщика», «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов за 2012 год», в отношении статей расходов 2017 и 2018 годов «Операционные расходы», «Неподконтрольные расходы», «Административные расходы» (расходы на мероприятия по охране санитарных зон системы жизнеобеспечения от угрозы терактов).

Кроме того, Заявитель оспаривает численность персонала, принятую Департаментом при расчете тарифов.

Необходимо отметить, что в поданном на досудебное урегулирование спора заявлении ООО «ТРИТЭРА» не указывает сумму спора и величину расходов в разрезе статей, которую считает экономически обоснованной.

В обоснование заявленных требований Заявитель представляет производственные программы по водоснабжению и водоотведению, направленные в орган регулирования в ходе тарифной кампании 2016 год письмом от 08.10.2015 № 441.

Вместе с тем, ООО «ТРИТЭРА» в ФАС России на досудбеное урегулирование спора не представлены направленные этим же письмом обосновывающие документы согласно описи, среди которых в том числе копия бухгалтерской отчетности (отчетный период не указан), копии договоров на выполнение подрядных работ, копии налоговых деклараций (отчетный период не указан), копия приказа о принятии учетной политики.

Требования по первому пункту спора (об отмене оспариваемого решения) не представляется признать обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку по итогам анализа представленных на рассмотрение ФАС России обосновывающих материалов выявлено, что в адрес Департамента не было представлено полного документального подтверждения экономической обоснованности заявленных к учету при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 год, на 2017 и 2018 год тарифная заявка со стороны ООО «ТРИТЭРА» не подавалась.

В связи с чем, непринятие со стороны Департамента предложенных ООО «ТРИТЭРА» размеров расходов и выполнение расчета экономически обоснованных расходов на основе имевшихся в распоряжении Департамента материалов, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем, расчет необходимой валовой выручки Заявителем выполнен с нарушениями положений Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э (далее – Методические указаний), в представленных расчетных таблицах не указаны фактические данные в разрезе статей расходов по видам деятельности водоснабжение и водоотведение за истекший период регулирования – 2014 год.

Кроме того, по отдельным статьям расходов отсутствует обоснование заявленных требований и расчеты (а именно: «Резерв по сомнительным долгам», «Расходы на мероприятия по охране санитарных зон системы жизнеобеспечения от угрозы терактов»), по отдельным статьям расходов отсутствуют расшифровки заявленных расходов с указанием применяемых норм и (или) нормативов с приложением соответствующих распорядительных документов («Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «Общехозяйственные расходы» (медосмотры, аттестация, спецодежда)).

Также ФАС России отмечает, что в материалах дела ООО «ТРИТЭРА» отсутствуют многолетний и однолетний график ремонтов, в полном объеме отсутствуют документы, обязанность предоставления которых установлена пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования тарифов), а именно:

- копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

- материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).

По статьям «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» и «Общеэксплуатационные расходы» ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Заявителем оспариваются расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2016 год.

Кроме того, согласно представленным органом регулирования в ФАС России формам статистической отчётности № 22-ЖКХ фактическая среднесписочная численность за 2014 год составила в целом по двум регулируемым видам деятельности (водоснабжение и водоотведение) – 38 ед.

При этом, Респондентом при формировании расходов на оплату труда ООО «ТРИТЭРА» 2016 года учтена общая численность в размере 38,97 ед.

В обоснование своей позиции Департамент ссылается на информацию, представленную ООО «ТРИТЭРА» в статистической форме № 2-«Сведения о численности» за 2015 год, в соответствии с которой фактическая численность 2015 года сложилась в размере 38,61 ед.

В условиях отсутствия в материалах дела, представленных ООО «ТРИТЭРА» в ФАС России на досудебное урегулирование спора, форм статистической отчетности № П-4 не представляется возможным определить фактическую среднесписочную численность в регулируемой организации за 2014-2015 гг.

При этом, подход органа регулирования при формировании численности ООО «ТРИТЭРА» на 2016 год не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

В представленном на досудебное урегулирование спора заявлении ООО «ТРИТЭРА» указывает на необоснованный расчёт органа регулирования средней заработной платы ООО «ТРИТЭРА» 2016 года, мотивируя свою позицию тем, что уровень прожиточного минимума на 1 душу населения Приморского края на IV квартал 2015 года для трудоспособного населения составляет 13 186 руб./мес., а среднемесячная заработная плата 1-го работающего в системе «Водоснабжения и водоотведения» в среднем по Российской Федерации составляет за июль 2014 года – 27 876 руб./мес., за июль 2015 года – 28 433,5 876 руб./мес.

Также в обоснование доводов ООО «ТРИТЭРА» приводит в заявлении данные о средней заработной плате предприятия (КГУП) «Примтеплоэнерго», оказывающего, по мнению Заявителя, аналогичные услуги по регулируемым видам деятельности – водоснабжение и водоотведение, за 2015 год в размере 19 260,98 руб./мес.

Департаментом на 2016 год установлена плановая среднемесячная заработная плата ООО «ТРИТЭРА» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 12 394,44 руб./мес., в части оказываемых услуг водоотведения - 12 191,70 руб./мес.

Респондентом размер средней месячной заработной платы 2016 года был определен исходя из увеличения плановой среднемесячной заработной платы ООО «ТРИТЭРА» 2015 года на индекс потребительских цен согласно письму Минэкономразвития России от 21 октября 2015 года № 30026-АВ/ДОЗи «О показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

По доводу ООО «ТРИТЭРА», указанному в заявлении о досудебном урегулировании спора, ФАС России сообщает, что величину прожиточного минимума на 1 душу населения Приморского края, определённую за IV квартал 2015 года, не корректно принимать в расчёт, а также сравнивать со средней заработной платой, установленной на полный расчётный год, так как данная величина сформирована исходя из одних данных за квартал и не учитывает параметры полного 2015 года.

В части сравнения средней заработной платы, установленной органом регулирования для ООО «ТРИТЭРА» и (КГУП) «Примтеплоэнерго», ФАС России сообщает, что средняя заработная плата для (КГУП) «Примтеплоэнерго» рассчитана Департаментом исходя из положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее – Отраслевое соглашение) в связи с тем, что данная организация присоединена к Отраслевому соглашению.

В условиях не представления ООО «ТРИТЭРА» коллективного договора и положения о премировании работников и руководителей, а также расчётов размера доплат за режим и условия труда, выплат за выслугу лет, размера текущего премирования, в условиях отсутствия документов, подтверждающих присоединение ООО «ТРИТЭРА» к региональному Отраслевому тарифному соглашению, не представляется возможным просчитать среднюю заработную плату в соответствии с Отраслевым соглашением.

Также, исходя из анализа динамики фактически сложившейся средней заработной платы в ООО «ТРИТЭРА» в предыдущих периодах регулирования следует:

- уровень средней заработной платы, сложившийся в регулируемой организации за 2014 год согласно данным, указанным в формах государственной статистической отчетности 22 - ЖКХ за 2014 год и 9 месяцев 2015 года, составил по виду деятельности водоснабжение – 10 074,81 руб., по виду деятельности водоотведение - 10 576,15 руб.

- средняя заработная плата 2016 года, полученная по результатам расчёта ФАС России путём увеличения фактической средней заработной платы, сложившейся в ООО «ТРИТЭРА» за 2014 год, на индексы, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, составила 12 486,67 руб. и 11 359,16 руб. по соответствующим видам деятельности, что свидетельствует об учёте Респондентом плановой средней заработной платы 2016 года на уровне фактически сложившейся в ООО «ТРИТЭРА» за 2014 год и приведённой к 2016 году.

Также Департаментом в рамках досудебного урегулирования спора представлена информация о плановой средней заработной плате, учтённой органом регулирования для аналогичных организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности – водоснабжение и водоотведение в Приморском крае на 2016 год, которая составила по водоснабжению – 12 050,89 руб./мес., по водоотведению – 12 044,38 руб./мес.

На основании вышеизложенного ФАС России не усматривает признаков нарушения Департаментом требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения средней заработной платы ООО «ТРИТЭРА».

По статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «Общехозяйственные расходы», «Прочие производственные расходы», «Услуги связи и интернет», «Консультационные услуги», «Затраты на служебные командировки», «Обучение персонала», «Расходы на мероприятия по охране зон системы жизнеобеспечения от угроз», «Земельный налог», «Ремонтные расходы» в ФАС России на досудебное урегулирования споров также не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие факт понесения ООО «ТРИТЭРА» вышеуказанных расходов в предыдущих периодах регулирования.

Пунктом 17 Правил регулирования тарифов установлен перечень документов и обосновывающих материалов, представляемых регулируемыми организациями в орган регулирования тарифов. В числе обосновывающих документов к заявлению об установлении тарифов должны прилагаться копии документов, подтверждающие проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к порядку подготовки и проведения процедур закупки, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Величина затрат по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение» 2016 года была принята Департаментом исходя из плановых расходов 2015 года (311,64 тыс. руб.), увеличенных на индекс, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

Данный подход был применен Респондентом в виду отсутствия в материалах дела фактических показателей и других подтверждающих документов (а именно копий заключенных договоров на поставку материалов в расчетном периоде регулирования; копий заключенных договоров на поставку материалов в текущем и предшествующем периодах регулирования с приложением к ним копий счетов-фактур поставщиков, копий платежных документов по этим договорам, копий актов приема-передачи приобретенных материалов; копий документов, подтверждающих проведение закупочных процедур, проведение которых предусмотрено законодательством; ссылок на нормы и нормативы расхода материалов, с указанием правовых актов, регламентирующих расход материалов).

По статье «Общехозяйственные расходы» регулируемой организацией заявлены затраты на медосмотр, аттестацию работников и оплату услуг банка, а также затраты на охрану труда.

Департаментом затраты на медосмотр, аттестацию работников и оплату услуг банка были исключены, ввиду отсутствия в материалах дела подтверждающих документов (а именно расчет расходов на оплату услуг банков на расчетный период регулирования с приложением к нему договоров с банковскими учреждениями и приложений к этим договорам, в том числе содержащих сведения о тарифах банков на предоставление данных услуг, и отчета о размере фактических расходов на оплату услуг банков за 2 предшествующих года и истекшие кварталы текущего периода регулирования; копии заключенных договоров на поставку материалов в расчетном периоде регулирования; копии заключенных договоров на поставку материалов в текущем и предшествующем периодах регулирования с приложением к ним копий счетов-фактур поставщиков, копий платежных документов по этим договорам, копий актов приема-передачи приобретенных материалов).

Затраты на охрану труда были приняты Респондентом по расчету организации с учетом откорректированной Департаментом численности.

По статье «Прочие производственные расходы» регулируемой организацией заявлены затраты на содержание зданий и сооружений, ввиду отсутствия в материалах дела договоров, актов выполненных работ (приема-передачи материалов) на выполнение работ, закупку материалов для содержания зданий и сооружений, Департаментом заявленные затраты из необходимой валовой выручки ООО «ТРИТЭРА» исключены.

В связи с отсутствием в материалах дела договоров на предоставление услуг, расшифровок расходов на связь (с указанием количества используемых телефонных номеров, операторов связи и используемых тарифах по видам связи (мобильная, местная, междугородняя, международная и другие), расшифровок расходов на предоставление консультационных, а также актов выполненных услуг за 2 предшествующих и текущий периоды регулирования Департаментом заявленные ООО «ТРИТЭРА» затраты по статье «Расходы на оплату услуг связи и интернет, консультационные услуги» из необходимой валовой выручки 2016 года исключены.

По статье «Затраты на служебные командировки» установлено, что ввиду отсутствия в материалах дела расшифровок расходов на командировки с указанием мест командирования сотрудников, целей командировок, способов переезда командируемых и приложением отчета о фактических расходах на командировки в предшествующем и текущем периоде регулирования Департаментом заявленные затраты из необходимой валовой выручки ООО «ТРИТЭРА» 2016 года исключены.

В условиях отсутствия в материалах дела расшифровок расходов на подготовку (обучение), переподготовку и повышение квалификации кадров с подолжностным указанием сотрудников, повышение квалификации, переподготовка и подготовка которых требуются в расчетном периоде регулирования, с указанием наименований учебных программ и учебных заведений, в которые планируется направлять сотрудников на обучение, ссылок на правовые акты, которыми установлена обязанность этих сотрудников (лиц, работающих на этих должностях) по регулярному профессиональному повышению квалификации, отчета о величине фактических расходов за 2 предшествующих и текущий периоды регулирования на эти цели, с приложением договоров с учебными заведениями, копий лицензий на ведение деятельности в области образования и повышения квалификации, профессиональной переподготовки Департаментом заявленные ООО «ТРИТЭРА» затраты по статье «Обучение персонала» исключены из необходимой валовой выручки 2016 года.

В обоснование расходов по статье «Расходы на мероприятия по охране зон системы жизнеобеспечения от угроз теракта» ООО «ТРИТЭРА» в ФАС России на досудебное урегулирование спора представлены «Представления об устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации» Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 03.10.2014 № 78/34-4627, от 15.06.2016 № 78/34-3997 (далее – Предписания).

При этом, в материалах дела отсутствуют договоры на предоставление услуг по охране, а также расчет расходов по данным мероприятиям в заявленной ООО «ТРИТЭРА» на момент установления тарифов 2016 год сумме в размере 1 800 тыс. руб.

Однако, наличие вышеуказанных Предписаний свидетельствует о необходимости заключения договоров на оказание охранных услуг, а также представления перечня плановых мероприятий с указанием сумм по каждому мероприятию.

На основании вышеизложенного Департаментом заявленные затраты по статье «Расходы на мероприятия по охране зон системы жизнеобеспечения от угроз теракта» из необходимой валовой выручки ООО «ТРИТЭРА» исключены.

Данный подход органа регулирования не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

Как указывает Департамент в отзыве от 21.04.2016 № 27/1128, представленном в ФАС России на досудебное урегулирование спора, в обоснование затрат по статье «Земельный налог» ООО «ТРИТЭРА» на момент установления тарифов на 2016 год был представлен договор аренды земельного участка, в котором не обоснована цель его использования.

Ввиду отсутствия в материалах дела пообъектного расчета расходов на оплату земельного налога на расчетный период регулирования, с указанием в нем установленных величин налоговых ставок (со ссылкой на нормативный правовой акт, которым установлены эти ставки), кадастровой стоимости земельных участков и их кадастровых номеров, Департаментом расходы по статье «Земельный налог» не учтены при регулировании тарифов на 2016 год.

На основании вышеизложенного, а также учитывая не представление указанного договора в ФАС России, нарушения Департаментом требований законодательства Российской Федерации в части не учёта заявленных затрат по статье «Земельный налог» в необходимой валовой выручке ООО «ТРИТЭРА» отсутствуют.

По статье «Расходы на текущий ремонт» Заявителем на момент установления тарифов 2016 года заявлена величина затрат в размере 6 667,79 тыс. руб.

Респондентом была принята плановая величина расходов по данной статье в размере 1 349,89 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

По причине того, что в материалах дела ООО «ТРИТЭРА» документы, подтверждающие расходы на текущий ремонт отсутствовали (а именно утвержденные в установленном порядке программы проведения ремонтных работ за 2 предшествующих, текущий и расчетный периоды регулирования; графики капитальных, средних и текущих ремонтов за 2 предшествующих, текущий и расчетный периоды регулирования; заключения экспертиз технического состояния производственного оборудования, предписания органов технадзора, дефектные ведомости на планируемые ремонтные, выполнение которых необходимо проводить в расчетном периоде регулирования, плановая величина затрат по данной статье была принята Департаментом на основании фактических величин, достигнутых в 2015 году в пересчете на 12 месяцев, подтвержденных представленной формой статистической отчетности 22 – ЖКХ за 9 месяцев 2015 года с учетом индекса, рекомендованного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

По статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» Департаментом заявленные ООО «ТРИТЭРА» затраты в части формирования резерва по сомнительным долгам из необходимой валовой выручки исключены ввиду отсутствия в материалах дела расчета сбытовых расходов на расчетный период регулирования, а также подтверждающих документов (а именно копий требований в арбитражный суд или к конкурсному управляющему) о внесении задолженности в реестр кредиторов; решений арбитражного суда (или уведомлений конкурсного управляющего) о том, что требования предприятия внесены в реестр кредиторов; подтверждения неудовлетворения требований предприятия (решений суда о завершении конкурсного производства); копий приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности, реестра списанной безнадежной дебиторской задолженности с приложениями к данным приказам; копий приказов о создании резерва по сомнительным долгам, копий актов инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности; копий исполнительных листов и постановлений об окончании исполнительных производств.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по данной статье не подлежат удовлетворению.

ООО «ТРИТЭРА» также заявлены расходы по статье «Налог на прибыль», так как органом регулирования учтены в необходимой валовой выручке 2016 года расходы по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а налоги от расчётной предпринимательской прибыли исключены Департаментом из тарифной заявки ООО «ТРИТЭРА».

Согласно пункту 78(1) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В связи с тем, что расходы, связанные с оплатой налогов и сборов входят в состав расходов, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования, соответственно, налог на расчётную предпринимательскую прибыль входит в состав расчётной предпринимательской прибыли, требования ООО «ТРИТЭРА» по статье «Налог на прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Департаментом заявленные регулируемой организацией затраты по статьям «Недополученные доходы» и «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» в размере 2 331,26 тыс. руб. из необходимой валовой выручки ООО «ТРИТЭРА» 2016 года исключены ввиду отсутствия в материалах дела расчета данных расходов на расчетный период регулирования, а также подтверждающих документов (а именно: пояснения причин превышения фактических размеров расходов над плановыми (утвержденными регулирующим органом); сведения об источниках финансирования фактических расходов, превышающих утвержденные регулирующим органом (в случае привлечения кредитов для финансирования этих расходов представляется расчет дополнительных расходов, связанных с обслуживанием привлеченных заемных средств); копии платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов в заявленном размере, копии договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, услуг, актов приема-передачи товаров, копии материалов, подтверждающих проведение конкурсных или иных, предусмотренных законодательством, закупочных процедур при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В условиях того, что Заявителем ни в Департамент, ни в ФАС России не представлены материалы, подтверждающие наличие недополученных доходов, возникших по причине, не зависящей от регулируемой организации, требования ООО «ТРИТЭРА» не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в отзыве, представленном на досудебное урегулирование спора от 21.04.2016 № 27/1128, Департамент сообщает, что по результатам анализа финансово – хозяйственной деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, ООО «ТРИТЭРА» не имеет убытков, более того, за 2014 год сложилась экономия средств в части затрат на электроэнергию (исходя из формы статистической отчетности 22 – ЖКХ за 2014 год затраты по оплате электрической энергии составили 2 069 тыс. руб. (данные о фактических величинах, достигнутых в 2015 году в материалах дела отсутствуют)).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 настоящего документа, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. № 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее- приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности.

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом приказ от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.

Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

В ходе проверки ФАС России выявлено, что ООО «ТРИТЭРА» не представлена учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта, отражающие принципы ведения раздельного учёта, что также ставит под сомнение правильность ведения в регулируемой организации бухгалтерского учёта.

В части несогласия ООО «ТРИТЭРА» с установленными органом регулирования расходами на 2017 и 2018 годы, ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»-«д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях, включающей следующие показатели: а) отклонение фактически достигнутого объема поданной воды или принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов.

Следовательно, тарифы для ООО «ТРИТЭРА» 2017 и 2018 года будут ежегодно корректироваться органом регулирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, тем самым корректировке будут подлежать неподконтрольные расходы, а также индексы, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов в первом году долгосрочного периода регулирования.

Из вышеизложенного следует, что Заявитель вправе на основании пункта 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, которыми установлено что, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, заявить такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, для учета в соответствии с методическими указаниями при установлении тарифов для регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, заявить данные расходы при установлении тарифов на последующие периоды регулирования, представив в установленном порядке в адрес Департамента материалы и документы, подтверждающие фактический объем понесенных расходов в 2016 году и их экономическую обоснованность.

Учитывая заявленные требования ООО «ТРИТЭРА», стоит отметить, что ФАС России не наделена полномочиями по проведению экспертизы и утверждению производственных программ водоснабжения и водоотведения, разработанных ООО «ТРИТЭРА» на 2016 год, рассчитанных методом экономически обоснованных расходов, как базовые (операционные расходы), для последующих долгосрочных тарифов, которые рассчитаны методом индексации, обращая внимание ООО «ТРИТЭРА», что поданное заявление в рамках процедуры досудебного урегулирования спора необходимо было заявлять в рамках процедуры по отмене тарифного решения.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между ООО «ТРИТЭРА» и Департаментом по тарифам Приморского края (исх. № от 03.03.2016 № 88, вх. № 37468/16 от 22.03.2016).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны