Решения по тарифам №СП/89208/16 Решение о частичном удовлетворении требований АО "ДРСК" с Де... от 22 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. № 47568/16 от 08.04.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее – Заявитель, АО «ДРСК»).

Спор возник с Департаментом по тарифам Приморского края (далее – Респондент, Департамент) по постановлению Департамента от 29.12.2015 № 69/10 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2012 года № 84/13 «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования по передаче электрической энергии, осуществляемой АО «ДРСК» (филиал «Приморские электрические сети») на территории Приморского края, в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала на 2012-2017 годы» и по постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 15.01.2016 № 2/4 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2016 год».

Тарифы для АО «ДРСК» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2012-2017 гг. с применением метода доходности инвестированного капитала.

C учетом уточнения требований, изложенных в заявлении по досудебному спору с Департаментом по тарифам Приморского края, направленных АО «ДРСК» в адрес ФАС России письмом исх. от 15.12.2016 № 03-02-05/6186 (рег. № 186810-Ф/16 от 16.12.2016) Заявитель просит:

1. обязать Департамент по тарифам Приморского края при определении на 2017-2021 гг. необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования по передаче электрической энергии, осуществляемой АО «ДРСК» (филиал «Приморские электрические сети») на территории Приморского края в соответствии с положениями абзаца 10 пункта 7, пунктов 33, 37, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее — Основы ценообразования) учесть в тарифах на 2017-2021 гг. равными долями:

1.1 необоснованно исключенную величину дохода на капитал в размере 1 097 387 тыс. руб.;

1.2 неучтенные выпадающие доходы на 2016 год, связанные с технологическим присоединением, в размере 181 231,08 тыс. руб.

2. обязать Департамент установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2017-2021 гг. с учетом неправомерно исключенных из расчета НВВ филиала АО «ДРСК» «Приморские ЭС» и неправомерно неучтенных обоснованных расходов, указанных в п. 1, при сохранении величины сглаживания АО «ДРСК» «Приморские ЭС».

НВВ филиала АО «ДРСК» «Приморские электрические сети» на 2016 год (без учета оплаты потерь) составляет 5 451 227,65 тыс. руб.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям спора ФАС России отмечает следующее.

По статье «Доход на капитал».

Скорректированная величина дохода на инвестированный капитал, включаемая в необходимую валовую выручку регулируемой организации на очередной расчетный год первого долгосрочного периода регулирования, рассчитывается по формуле, указанной в пункте 36 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2012 № 228-э (далее — Методические указания).

АО «ДРСК» считает, что органом регулирования при определении размера статьи «Доход на капитал» при корректировке НВВ на 2016 год нарушены положения пунктов 33 и 37 Основ ценообразования (п. 33 - установление регулируемых тарифов на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования и обеспечивает в том числе получение дохода на инвестированный капитал в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования, п. 37 – осуществление регулирующими органами ежегодной корректировки НВВ и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования в течение долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями).

Заявитель ссылаясь на пункт 31 Методических указаний («ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами производится корректировка величины возврата и дохода на инвестированный капитал, устанавливаемой на очередной расчетный год периода регулирования, с учетом фактических данных о введенных в эксплуатацию объектах, списании (выбытии) активов до установленного срока их использования, а также с учетом корректировки утвержденного плана вводов, фактического изменения состава и стоимости активов») указывает, что Департаментом «корректировка доходности инвестированного капитала в соответствии с Методическими указаниями не была проведена».

В подтверждение своих доводов регулируемая организация приводит выдержку из заключения экспертной группы Департамента «об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО «ДРСК» «Приморские электрические сети», в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала на 2012-2017 годы» от 04.12.2015 (далее – Экспертное заключение) и выписки из протокола от 29.12.2015 № 71 заседания Правления Департамента (далее – Выписка из протокола) на стр. 8 следующего содержания:

 «Экспертная группа предлагает снизить доход на капитал на сумму 1 097 387,0 тыс. руб. с учетом проекта приказа ФАС России об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год и предельной величины перекрестного субсидирования, утвержденной Основами ценообразования».

В связи с чем АО «ДРСК» заявляет требования в размере «необоснованно исключенной» суммы 1 097 387,0 тыс. руб.

ФАС России проведен анализ Экспертного заключения и Выписки из протокола, по результатам которого отмечено:

- орган регулирования сравнил на стр.4 Экспертного заключения фактические данные за 2015 год с плановыми (утвержденными органом регулирования) на 2015 год – по первоначальной стоимости инвестированного капитала, остаточной величине инвестированного капитала, возврату капитала, доходу на капитал и итоговой НВВ. Данные демонстрируют, что с учетом фактического ввода за 2014 год меньше запланированного, доход на капитал по факту 2015 года составил 1 163 393,9 тыс. руб. при плане 1 172 557,3 тыс. руб.

- решение о величине дохода на капитал в составе скорректированной на 2016 год НВВ принято экспертной группой Департамента не в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов и обеспечения регулируемой организации необходимой валовой выручки, определяемой исходя из норм Методических указаний, а со ссылкой на сдерживающий фактор в виде предельных уровне роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии и предельной величины перекрестного субсидирования:

«Экспертная группа предлагает снизить доход на капитал на сумму 1 097 387,0 тыс. руб. с учетом проекта приказа ФАС России об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год и предельной величины перекрестного субсидирования, утвержденной Основами ценообразования» (стр. 17 Экспертного заключения, стр. 8 Выписки из протокола).

В результате, НВВ на 2016 год составила 5 451 227,7 тыс. руб., из них доход на капитал – 100 000,00 тыс. руб., сглаживание – 91 066,66 тыс. руб.

При этом у ФАС России отсутствует возможность провести проверку корректности расчета величины дохода на капитал в сумме 1 197 387,0 тыс. руб., выполненного органом регулирования ввиду отсутствия в Экспертном заключении исходных данных для расчета, ссылок на источники данных и формулы расчета в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.

ФАС России обращает внимание на то, что на 2017 год постановлением Департамента от 29.12.2015 № 69/10 необходимая валовая выручка установлена для Заявителя в размере 9 749 551,1 тыс. руб., с ростом 1,79 к НВВ на 2016 год.

В отсутствие подтверждения экономической обоснованности рассчитанной на 2016 год органом регулирования величины дохода на капитал (в Экспертном заключении не представлена информация об исходных данных для расчета, формула расчета, со стороны Заявителя не представлено надлежащее экономическое обоснование заявленной суммы, а также не представлены расчет тарифов и показателей, используемых в расчете тарифов и реестр обосновывающих материалов, которые были представлены в орган регулирования для установления тарифов на 2016 год) требования Заявителя об учете «необоснованно исключенной величины дохода на капитал в размере 1 097 387 тыс. руб.» не могут быть удовлетворены.

Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования Заявителя о признании Департамента по тарифам Приморского края нарушившим пункты 33, 37 Основ ценообразования и пункты 31, 36 Методических указаний. Регулирующему органу необходимо произвести корректировку необходимой валовой выручки АО «ДРСК» 2016 года в соответствии с Методическими указаниями, неучтенный в 2016 году доход на капитал включить в необходимую валовую выручку Заявителя.

 По статье «Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям».

Регулируемая организация, основываясь на положениях пункта 87 Основ ценообразования, заявляет требования об учете в НВВ 2016 года суммы 181 231,08 тыс. руб. по статье «Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям».

Суть спора заключается в неучете Департаментом при определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования по передаче электрической энергии на 2016 год выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, признанных таковыми постановлением Департамента по утверждению платы за технологическое присоединение на 2016 год.

В соответствии с абзацем 12 пункта 87 Основ ценообразования регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение.

Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением Департамента от 10.12.2015 № 59/2 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети») на территории Приморского края» органом регулирования планируемые выпадающие доходы на 2016 год, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, признаны на сумму 181 231,03 тыс. руб., в том числе:

- от технологического присоединения заявителей с максимальной присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно - 166 532,70 тыс. руб.,

- выпадающие доходы, связанные с предоставлением беспроцентной рассрочки – 53,28 тыс. руб.,

- от технологического присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно - 14 645,05 тыс. руб.

В представленном письмом от 10.05.2016 №27/1383 отзыве Департамента приведены следующие доводы: «Плановые выпадающие доходы на 2016 год утверждены в размере 181 231,03 тыс. руб. Плановые выпадающие доходы не были приняты экспертной группой с учетом предельной величины перекрестного субсидирования, утвержденной на 2016 год».

Заявитель оспаривает не размер суммы выпадающих доходов, а отказ органа регулирования в учете той суммы выпадающих доходов, которую сам Департамент признал обоснованной и подлежащей учету в тарифах на услуги по передаче электроэнергии на 2016 год, но не учел эти средства в тарифах.

 При этом из экспертного заключения на стр. 8 видно, что регулируемой организацией было заявлено 504 635,51 тыс. руб., которые были скорректированы органом регулирования, в частности в экспертном заключении приведено как была выполнена Департаментом корректировка в части экономически обоснованных расходов по ТП за 2014 год, но по плановым выпадающим доходам 2016 года какая-либо информация и данные отсутствуют.

Таким образом, Департаментом по тарифам Приморского края допущено нарушение пункта 87 Основ ценообразования. Плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, неучтенные регулирующим органом на 2016 год, подлежат учету в необходимой валовой выручке АО «ДРСК» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1.  Признать Департамент по тарифам Приморского края нарушившим пункты 33, 37, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.

2. Частично удовлетворить требования АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», указанные в заявлении о досудебном споре с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. № 47568/16 от 08.04.2016).

3. Предписать органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Приморского края произвести корректировку необходимой валовой выручки АО «ДРСК» 2016 года в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э и пересмотреть тарифы на услугу по передаче электрической энергии 2016 года до 30.12.2016 г.

4. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Приморского края включить равными долями в необходимую валовую выручку АО «ДРСК» 2017-2021 гг. дохода на капитал и плановых выпадающих доходов, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, 2016 года, неправомерно не учтенных Департаментом по тарифам Приморского края в НВВ Заявителя 2016 года.

5. Об исполнении настоящего решения ФАС России органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для АО «ДРСК» цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

      • Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».

         

        С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны