Решения по тарифам №СП/91315/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ПАО "МРСК Цент... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области

(вх. № ФСТ-9077-27 от 27.03.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФСТ России обратилось с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – Заявитель, ПАО «МРСК Центра»).

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России переданы в ФАС России.

Спор возник с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее также – Респондент, РЭК) по приказам РЭК от 29.12.2014 № 448-нп «О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 28.06.2012 № 260-нп» и № 449-нп «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2015 год».

Тарифы для филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2012-2017 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Заявитель считает, что РЭК нарушены требования законодательства Российской Федерации при расчете корректировки НВВ и установлении тарифов ОАО «МРСК Центра» на 2015 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении о рассмотрении спора тем, что утверждённые РЭК тарифы на 2015 год (четвертый год долгосрочного регулирования) экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в НВВ на 2015 год в сумме 4 232 024 тыс. руб. При этом в поданном заявлении ОАО «МРСК Центра» оспаривает расходы по следующим статьям затрат: «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2012 и 2013 гг. по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых услуг», «Экономически обоснованные расходы, связанные с обслуживанием заемных средств», «Плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусмотренные п. 87 Основ ценообразования», «Экономически обоснованные расходы, которые не в полном объеме были учтены при установлении тарифов на 2012 г. по статье «оплата услуг прочих территориальных сетевых организаций Тверской области», «Экономически обоснованные расходы, недополученные в прошлых периодах регулирования и подлежащие учету в НВВ филиала «Тверьэнерго» в соответствии с Приказами ФСТ России о досудебном урегулировании спора с ГУ РЭК Тверской области от 06.12.2010 № 569-д», «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам».

Утвержденная НВВ филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на 2015 год (без учета оплаты потерь) составляет 5 215 502 тыс. руб.

Экономически обоснованная НВВ (без учета оплаты потерь) по мнению Заявителя на 2015 год составит 9 447 526 тыс. руб.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям спора ФАС России отмечает следующее.

 По статье «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2012 и 2013 гг. по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых услуг».

Согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее — Основы ценообразования) в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Регулируемая организация заявляет требования в общем величине 828 416 тыс. руб. в отношении недополученного доход за 2012 и 2013 годы, в том числе:

в 2012 году – 521 740 тыс. руб.:

- отклонение плановых и фактических объемов полезного отпуска – 235 036 тыс. руб.,

- изменение структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов) – 136 118 тыс. руб.,

- отклонение в объемах заявленной мощности потребителей, которые выбрали для взаиморасчетов двухставочный вариант ЕКТ (отклонение по смешанному тарифному меню) – 150 595 тыс. руб.

в 2013 году – 306 676 тыс. руб.:

- превышение фактических объемов полезного отпуска от плана – (-52 041) тыс. руб.,

- изменение структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов) – 220 916 тыс. руб.,

- отклонение в объемах заявленной мощности потребителей, которые выбрали для взаиморасчетов двухставочный вариант ЕКТ (отклонение по смешанному тарифному меню) – 137 800 тыс. руб.

Органом регулирования заявленные требования в тарифном решении не учтены в полном объеме ввиду ограничения предельных темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год. В выписке из протокола № 42 заседания Правления (стр. 12) РЭК дополняет, что «считает возможным учесть в 2015 году выпадающие доходы Общества в размере 335 000 тыс. руб. по Приказу ФСТ РФ о досудебном рассмотрении споров от 06.12.2010 № 569-д. Указанные денежные средства предприятие имеет возможность направить на компенсацию в 2015 году процентов по кредитам, которые дополнительно привлечены компанией, в том числе из-за возникновения выпадающих доходов от недобора товарной продукции и дополнительных расходов на оплату услуг ТСО».

В составе обосновывающих материалов в ФАС России Заявителем были предоставлены «Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012 года» и «Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2013 года».

В результате финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году «Тверьэнерго» получило чистую (нераспределенную) прибыль в размере 1 054 280 тыс. руб., прибыль от продаж по виду деятельности «Транспортировка электроэнергии» (с учетом отнесения всех управленческих расходов на данных регулируемый вид деятельности) в размере 619 881 тыс. руб., при этом по данным организации регулирующим органом при установлении тарифов на 2014 год осуществлена корректировка НВВ филиала «Тверьэнерго» в сторону снижения на 240 733 тыс. руб. по факту исключения расходов, фактически не понесенных в 2012 году.

Таким образом, Заявитель в 2012 году собрал всю необходимую валовую выручку для покрытия всех фактических расходов, в том числе экономически необоснованных.

Результатом финансово-хозяйственной деятельности «Тверьэнерго» в 2013 году является убыток в размере 3 675 377 тыс. руб. Данный убыток сложился в связи с наличием прочих расходов организации в размере 4 295 936 тыс. руб. Расшифровка по данной статье затрат не представлена в ФАС России в составе обосновывающих материалов, а также не представлена на официальном сайте ОАО «МРСК Центра» в разделе «Раскрытие информации» - «Стандарт раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (https://www.mrsk-1.ru/information/standart/). В нарушение пункта 9б постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», а также приказа ФСТ России от 24.10. 2014 № 1831-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии и мощности, являющимися субъектами естественных монополий» Заявителем была раскрыта сводная информация о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевыми организациями за 2013 год. Прибыль от продаж по виду деятельности «Транспортировка электроэнергии» (с учетом отнесения всех управленческих расходов на данных регулируемый вид деятельности) в 2013 году составила 584 008 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «МРСК Центра» по статье затрат «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2012 и 2013 гг. по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых услуг» удовлетворению не подлежат.

По статье «Экономически обоснованные расходы, связанные с обслуживанием заемных средств».

По данной статье Заявителем поданы требования в объеме 457 706 тыс. руб., из них:

1. обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования – 82 709 тыс. руб.,

2. для финансирования деятельности по передаче электрической энергии, в том числе в связи с неоплатой оказанных услуг гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми компаниями и потребителями, в отношении которых введена процедура банкротства и отсутствует возможность получения дебиторской задолженности с учетом процентов за пользование чужими денежными средствами – 282 660 тыс. руб.,

3. кредиты, привлеченные для финансирования кассовых разрывов в период осуществления филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» функций гарантирующего поставщика – 92 337 тыс. руб.

Заявителем включено в тарифное предложение на 2015 год по данной статье 217 760 тыс. руб., из них органом регулирования учтено 135 051 тыс. руб. (на уровне утвержденной на 2014 год суммы). Предлагаемая ставка на 2015 год - 12% годовых.

В представленной инвестиционной программе от 25.03.2014 запланировано привлечение кредитов в период 2014-2017 на общую сумму 759 000 тыс. руб., из них в 2014 году - 183 000 тыс. руб., в 2015 году - 299 000 тыс. руб., в 2016 году - 277 000 тыс. руб., в 2017 году - 0 тыс. руб.

На основании данных статистической отчетности по форме П-2, за последние 3 года по инвестиционной деятельности привлечена общая сумма кредитов в размере 1 222 220 тыс. руб., из них за 2011 год - 522 491 тыс. руб., за 2012 год - 0 тыс. руб. (при этом органом регулирования учтено в тарифном решении на расходы по процентам 112 122 тыс. руб.), за 2013 год - 699 729 тыс. руб. (РЭК учтено в тарифном решении на расходы по процентам 135 051 тыс. руб.). Согласно пункту 32 Основ ценообразования, регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

По пункту 2 и 3 Органом регулирования заявленные суммы не учтены в полном объеме.

Согласно заявлению, привлечение кредитов регулируемой организацией связано с неплатежами и задержками в расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии и от продажи электрической энергии (в период осуществления функции гарантирующего поставщика).

В качестве обосновывающих материалов, Заявителем в адрес ФАС России представлены:

- копии кредитных договоров;

- протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе;

- статистические формы № П-2 «Сведения об инвестициях»;

- справки о начисленных и уплаченных процентах по операционным кредитам;

- информация о финансировании деятельности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с учетом кассовых разрывов;

- отчет о состоянии задолженности потребителей за поставленную электроэнергию (мощность) на розничном рынке.

По результатам рассмотрения представленных материалов, ФАС России отказывает в удовлетворении требований по следующим причинам:

- не представлены фактические данные по освоению инвестиционной программы за период ее действия;

- в Основах ценообразования нет специальной нормы, которая позволяет компенсировать сетевым компаниям дополнительные расходы, связанные с временным осуществлением функции гарантирующего поставщика;

- в отношении заемных средств для покрытия кассовых разрывов вследствие нарушения платежной дисциплины за услуги по передаче электрической энергии, в ФАС России не представлены документы по обоснованию безнадежности взыскания дебиторской задолженности;

- представленные кредитные договоры заключены ОАО «МРСК Центра», которое имеет 11 филиалов, определить по какому договору и под какой процент были предоставлены заемные средства не представляется возможным;

- в адрес ФАС России не были представлены оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактические расходы организации по оплате процентов за обслуживание привлеченных кредитов;

- фактические расходы филиала «Тверьэнерго» на выплату процентов по кредитам не представлены на официальном сайте ОАО «МРСК Центра» в разделе «Раскрытие информации» - «Стандарт раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (https://www.mrsk-1.ru/information/standart/).

По статье «Плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусмотренные п.87 Основ ценообразования».

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования, как следует из пункта 38 Основ ценообразования, определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе:

- величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

В соответствии с абзацем 9 пункта 87 Основ ценообразования, расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил технологического присоединения (ПП РФ 861) (подготовка, выдача сетевой организацией ТУ и их согласование с системным оператором, проверка выполнения заявителем и сетевой организацией ТУ и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии, осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата), расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, производится на основе Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 №215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1).

По данной статье регулируемой организацией заявлены плановые выпадающие доходы 2015 года.

Согласно представленной информации Заявителем плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определено исходя из включения в расчет всех поданных заявок на технологическое присоединение, в том числе по заявителям, присоединение которых не осуществлено ранее в связи с отсутствием источника финансирования в составе тарифов на передачу электроэнергии в прошлых периодах регулирования.  Реестр заявок всех потребителей с перечнем мероприятий был представлен в полном объеме в составе обосновывающих материалов Заявителя.

На 2015 год регулируемой организацией заявлена сумма 819 362 тыс. руб. (исходя из величины необходимых средств для осуществления капитальных вложений в сумме 803 654,32 тыс. руб. в сметных ценах 2014 года, расходов на организационные мероприятия -  19 617,71 тыс. руб.  за вычетом платы за технологическое присоединение в сумме 3 909,65 тыс. руб. (выручка от льготных заявителей) на основании планового объема 70 879 кВт мощности, с расчетной ставкой подключения 1 кВт мощности равной 11 560,08 руб./кВт.

В качестве обосновывающих материалов в адрес ФАС России были представлены:

- приказы ГУ РЭК Тверской области об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным сетям филиала ОАО "МРСК Центра» - «Тверьэнерго»;

- приказ ФСТ России от 24.04.2012 № 289/1-д;

- письма ОАО «МРСК Центра» в ГУ РЭК Тверской области;

- расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на 2015 год;

- пояснительная записка к расчету выпадающих доходов от технологического присоединения к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» потребителей с заявленной мощностью не выше 15 кВт, присоединяемых за 550 рублей, на 2015 год;

- показатели действующего договорного производства по льготному технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на 01.03.2015 г.

Согласно экспертному заключению РЭК экономически обоснованной  величиной выпадающих доходов Заявителя признана сумма 297 370,9 тыс. руб. Расчет произведен на основании индексации фактически сложившейся по итогам 2013 года средневзвешенной ставки платы за 1 кВт  мощности для льготной категории потребителей (3 604,38 руб./кВт) на индекс потребительских цен (с учетом индексации ставка составила 4 195,5 руб./кВт) и необходимой к подключению мощности в объеме 70 878,6 кВт, согласно реестру поданных и неисполненных заявок.

Вместе с тем, органом регулирования рассчитанная самостоятельно величина экономически обоснованных выпадающих доходов Заявителя не включена в НВВ 2015 года со следующей формулировкой: «Учитывая ограничение предельных темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год для потребителей, ГУ РЭК Тверской области не может включить в расчет необходимой валовой выручки филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» выпадающие доходы в соответствии с п. 87 Основ ценообразования».

ФАС России отмечает, что в материалах в составе заявления, не представлена отчетность по исполнению инвестиционной программы за период 2012-2014 гг. в том числе в разрезе льготной категории потребителей. Величина инвестиционной составляющей, включенной в расчет выпадающих доходов, определена из технических условий к договорам с заявителями. Подробное раскрытие данных по всем договорам льготного технологического присоединения, находящимся на исполнении, Заявителем не представлено, так как количество договоров превышает 8 тысяч.

На основании представленных Заявителем обосновывающих материалов, ФАС России не представляется возможным определить экономически обоснованную плановую величину выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусмотренные п. 87 Основ ценообразования. Также ФАС России отмечает, что на момент принятия решения по данному досудебному спору у Заявителя имеются фактические данные о величине выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением, за 2015 год, которые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования подлежат включению при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «МРСК Центра» по статье затрат «Плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусмотренные п.87 Основ ценообразования» удовлетворению не подлежат. 

По статье «Экономически обоснованные расходы, которые не в полном объеме были учтены при установлении тарифов на 2012 г. по статье «оплата услуг прочих территориальных сетевых организаций Тверской области».

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования

По мнению Заявителя, орган регулирования неправомерно в нарушение положений п. 7 Основ ценообразования и п. 11 Методических указаний не учел 330 857 тыс. руб. в НВВ Заявителя на содержание сетей на 2015 год.

Регулируемая организация по данной статье заявляет сумму денежных средств, взысканную на основании судебных решений 2013 и 2014 годов в пользу отдельных ТСО в отношении взаиморасчетов 2012 года.

Органом регулирования заявленные расходы не учтены по причине ограничения предельных темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год для потребителей.

В обоснование требования регулируемой организацией предоставлены расчеты, судебные решения, платежные поручения.

Одновременно с этим, не представлены копии договоров, счетов-фактур, оборотно-сальдовые ведомости для подтверждения уплаты в счет погашения задолженности по вынесенным судебным решениям.

Кроме того, на основании анализа, отраженного по статье «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2012 и 2013 гг. по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых услуг» настоящего заключения в результате финансово-хозяйственной деятельности у регулируемой организации сложилась прибыль от продаж по виду деятельности «Транспортировка электроэнергии», а также нераспределенная прибыль в размере 1 054 280 тыс. руб.

Кроме того, рассмотрение споров в отношении взыскания задолженности по оплате услуг территориальных сетевых организаций продолжается в судебных инстанциях.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Экономически обоснованные расходы, которые не в полном объеме были учтены при установлении тарифов на 2012 г. по статье «оплата услуг прочих территориальных сетевых организаций Тверской области» удовлетворению не подлежат.

По статье «Экономически обоснованные расходы, недополученные в прошлых периодах регулирования и подлежащие учету в НВВ филиала «Тверьэнерго» в соответствии с Приказами ФСТ России о досудебном урегулировании спора с ГУ РЭК Тверской области от 06.12.2010 № 569-д».

В соответствии с приказом ФСТ России от 06.12.2010 № 569-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «МРСК Центра» о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Тверской области (заявление вх. № ФСТ-15568-27 от 26.07.2010)» на очередной период регулирования дополнительному учету при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Тверской области, подлежат экономически обоснованные расходы общей суммой 1 905 009,1 тыс. руб.

На основании выписки из протокола № 14 заседания Правления ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28.06.2012 года органом регулирования был определен порядок возмещения этой суммы с распределением по годам в периоде 2012-2016. В период 2012-2014 гг., при установлении тарифов, установленный порядок РЭК соблюдался. В 2015 году сумма, подлежащая компенсации, составляет 420 000 тыс. руб., из которых РЭК в тарифном решении 2015 года учтено 335 000 тыс. руб., с разницей в  (-85 000 тыс. руб.).

В своем заявлении регулируемая организация просит учесть сумму, неучтенную при установлении НВВ на 2015 год в размере 85 000 тыс. руб. и сумму, определенной к возмещению в последнем 2016 году в размере 365 009 тыс. руб. Общий размер спора по анализируемой статье составляет 450 009 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с приказом ФСТ России от 06.12.2010 № 569-д регулирующему органу предписано включение экономически обоснованных расходов на очередной период регулирования. В связи с тем, что в вышеуказанном приказе не прописаны определенные сроки и распределение по годам расходов, подлежащих включению в НВВ Заявителя, ГУ РЭК Тверской области самостоятельно принимает решение о величине включаемых на очередной период регулирования расходов, указанных в приказе ФСТ России.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «МРСК Центра» по статье «Экономически обоснованные расходы, недополученные в прошлых периодах регулирования и подлежащие учету в НВВ филиала «Тверьэнерго» в соответствии с Приказами ФСТ России о досудебном урегулировании спора с ГУ РЭК Тверской области от 06.12.2010 № 569-д» удовлетворению не подлежат.

По статье «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам».

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

Определение критериев долгов и порядок исчисления сумм резерва регламентированы Налоговым кодексом РФ.

Статьей 266 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода и определяются по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Порядок исчисления суммы резерва предусмотрен частью 4 данной статьи.

Также НК РФ регламентировано, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми согласно положениям НК РФ.

Требования Заявителя по данной статье составляют 1 345 674 тыс. руб.

При этом регулируемая организация в расчете НВВ подала на рассмотрение в составе резерва по сомнительным долгам дебиторскую задолженность за оказанные услуги по передаче электроэнергии только одного контрагента – ОАО «Тверьэнергосбыт», которая образовалась за период с 2011 по 2013 г. и признана сомнительной на основании приказов регулируемой организации по результатам инвентаризации финансовых обязательств в сумме 4 037 022 тыс. руб.

Таким образом, заявленная в споре сумма составляет 1/3 от общей суммы дебиторской задолженности ОАО «Тверьэнергосбыт», признанного по решению арбитражного суда банкротом. Общую сумму требований 4 037 022 тыс. руб. Заявитель предлагает учитывать равными долями до конца долгосрочного периода регулирования.

ОАО «Тверьэнергосбыт» по решению Совета рынка с 01.05.2013 г. был лишен статуса субъекта оптового рынка, прекратил свою деятельность в качестве гарантирующего поставщика на территории Тверской области и Определением Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2013 года по делу № А66-5572/2013 признано обоснованным заявление ОАО «Тверьэнергосбыт» о признании его несостоятельным (банкротом) и в отношении данного должника введено наблюдение.

В установленный действующим законодательством срок ОАО «МРСК Центра» заявлены для включения в реестр требований кредиторов.

При этом определением Арбитражного суда Тверской области от 02.06.2014 г.  по делу № А66-5572/2013 требования кредитора удовлетворены и ОАО «МРСК Центра» включено в реестр требований кредиторов по задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии в сумме 4 348 713 тыс. руб., из них 3 999 442 тыс. руб. основного долга, 349 071 тыс. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В составе материалов Заявителем представлены копии приказов 2013 и 2014 гг. о начислении в бухгалтерском учете ОАО «МРСК Центра» резервов по сомнительным долгам, оборотно-сальдовые ведомости по контрагенту ОАО «Тверьэнергосбыт», подтверждающие сумму резерва по сомнительным долгам, созданного в отношении дебитора ОАО «Тверьэнергосбыт», в размере 4 037 022 тыс. руб. 

ФАС России отмечает расхождение в 37 580 тыс. руб. между суммой, включенной определением Арбитражного суда в реестр требований и суммой отраженной в оборотно-сальдовых ведомостях Заявителя. Двусторонние акты инвентаризации дебиторской задолженности не представлены.

ФАС России по итогам рассмотрения материалов указывает на следующее. Величина дебиторской задолженности ОАО «Тверьэнергосбыт» была уже оплачена потребителями в составе конечного тарифа за электроэнергию. Учет резерва по сомнительным долгам по указанной дебиторской задолженности в НВВ ОАО «МРСК Центра» приведет к двойной оплате потребителя заявленных сумм. Дебиторская задолженность ОАО «Тверьэнергосбыт» может быть погашена в результате завершения конкурсного производства в отношении должника, признанного банкротом.

ФАС России дополнительно отмечает, что приказом ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2015 г. № 409-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 28.06.2012 № 260-нп» для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» была установлена необходимая валовая выручка в том числе на 2016 год. Данный приказ Заявителем не оспаривался.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра», указанных в заявлении о досудебном споре с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (вх. № ФСТ-9077-27 от 27.03.2015).

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны