Решение №21/110481/21 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21/01/10-51/2021 от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21/01/10-51/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «10» декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>  (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 21/01/10-51/2021 в отношении ПАО «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, юридический адрес: 143421, Московская область, г.о. Красногорск., автодорога «Балтия», территория 26 км бизнес-центр «Рига-Ленд», дом 5, строение 3, офис 506) по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности,

в присутствии на заседании Комиссии представителей Ассоциации «НП Совет рынка» <...>, АО «АТС» <...>, ПАО «Т Плюс» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения дела № 21/01/10-51/2021 стали результаты рассмотрения материалов, ежемесячно поступающих от Ассоциации «НП Совет рынка», о средневзвешенных нерегулируемых ценах на электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определяемых по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее – РСВ).

В рамках осуществления контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), утвержденного приказом ФАС России от 26.06.2012 № 413, ФАС России осуществляет анализ сведений о средневзвешенных нерегулируемых ценах на электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определяемых по результатам РСВ.

По результатам рассмотрения материалов, ежемесячно поступающих из Ассоциации «НП Совет рынка», о средневзвешенных нерегулируемых ценах на электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определяемых по результатам РСВ, ФАС России в ряде случаев выявлены отклонения сформированных на РСВ равновесных цен на электрическую энергию от равновесных цен на электрическую энергию, сформированных на РСВ за аналогичный период ранее.

В целях выявления причин возникновения указанных отклонений равновесных цен на электрическую энергию письмом ФАС России от 09.07.2019 № ВК/58424/19 в адрес Ассоциации «НП Совет рынка» был направлен запрос информации о ценовых заявках поставщиков электроэнергии на РСВ.

Письмом от 23.07.2019 № СР-02/19-3623 Ассоциация «НП Совет рынка» представила информацию по запросу ФАС России.

По результатам рассмотрения указанных материалов, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка», установлено, что ПАО «Т Плюс» в отношении станций Чебоксарская ТЭЦ-2, Чайковская ТЭЦ, Ижевская ТЭЦ-2, Кировская ТЭЦ-4, Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 (далее — станции ПАО «Т Плюс», станции) были поданы ценовые заявки на РСВ, оказывающие влияние на формирование равновесной цены РСВ.

Письмом от 11.11.2019 № ВК/98568/19 ФАС России направила запрос в адрес ПАО «Т Плюс» о необходимости представления пояснений об особенностях формирования ценовых заявок (подзаявок) на электроэнергию, информации о стоимости и объеме топлива (посуточно), об удельных расходах топлива на производство электрической энергии по каждой станции за период с 01.01.2018 по 30.07.2019.

Письмом от 13.12.2019 № 138-06084 ПАО «Т Плюс» представило сведения по запросу ФАС России, в том числе пояснения об особенностях формирования ценовых заявок, поданных на РСВ, а также информацию о фактической стоимости и объемах топлива с помесячной разбивкой за период с 01.01.2018 по 30.07.2019, содержащую следующие данные:

- совокупный расход натурального топлива за расчетный период (месяц) по соответствующим станциям (Приложения № 3 и № 7 к письму от 13.12.2019 № 138-06084);

- удельный расход условного топлива, расходуемого на производство электроэнергии (Приложение № 6 к письму от 13.12.2019 № 138-06084);

- информацию о совокупной фактической стоимости объемов топлива, потребленного на производство электрической энергии, и соответствующей цене топлива с помесячной разбивкой (Приложение № 7 к письму от 13.12.2019 № 138-06084).

Согласно пункту 11 Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 № 378 (далее — Порядок № 378), выявление факта манипулирования осуществляется в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час.

Было осуществлено сравнение значений цен, указанных ПАО «Т Плюс» в ценовых заявках в отношении станций, с их фактическими затратами на производство электрической энергии 1 МВт*ч в соответствующий час.

Таблица 1

Наименование станции

ПАО «Т Плюс»

Февраль 2019 года

Март 2019 года

Апрель 2019 года

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Цена в заявках ПАО «Т Плюс»

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Цена в заявках ПАО «Т Плюс»

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Цена в заявках ПАО «Т Плюс»

Ижевская ТЭЦ-2

***

***

***

***

***

***

Чайковская ТЭЦ

***

***

***

***

***

***

Чебоксарская ТЭЦ-2

***

***

***

***

***

***

Кировская ТЭЦ-4

***

***

***

***

***

***

Йошкар-Олинская ТЭЦ-2

***

***

***

***

***

***

 

Фактические затраты на производство 1 МВт*ч электрической энергии в час в расчетный период (месяц) по соответствующей станции были рассчитаны на основе данных о фактических затратах на топливо, представленных ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084, исходя из совокупной фактической стоимости объемов натурального топлива, отнесенного к значению совокупного расхода условного топлива, с учетом удельного расхода условного топлива на производство электроэнергии.

При этом, значение совокупного расхода условного топлива определено с применением коэффициента пересчета соответствующего вида натурального топлива в условное топливо по таблице раздела 2 Методологических положений по расчету топливно-энергетического баланса Российской Федерации в соответствии с международной практикой, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации от 23.06.1999 № 46.

По результатам расчета фактических затрат на производство 1 МВт*ч электрической энергии в час было выявлено, что ценовые заявки, подаваемые ПАО «Т Плюс» в отношении станций на РСВ, оказывающие влияние на формирование значения равновесной цены на электрическую энергию в зоне свободного перетока «Вятка» (далее – ЗСП «Вятка»), а также в 1 Ценовой зоне, превышают значение фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час в среднем на 70 - 90 %, а в отдельных случаях более чем в 2 раза.

Пунктом 20 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1164 (далее — Правила № 1164), определено, что при выявлении случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке федеральный антимонопольный орган осуществляет проверку наличия критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность с использованием результатов модельных расчетов цен (цены) и стоимости электрической энергии и мощности (далее - модельные расчеты) в соответствии с антимонопольным законодательством.

Пунктами 21, 22 Правил № 1164 определено, что модельные расчеты осуществляются организациями коммерческой инфраструктуры.

В целях проведения модельных расчетов РСВ в соответствии с пунктами 21, 22 Правил № 1164 ФАС России в адрес Ассоциации «НП Совет рынка» был направлен запрос от 10.02.2021 № ВК/9296/21 о проведении модельных расчетов РСВ в отношении определенных в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия между субъектами оптового рынка и федеральным антимонопольным органом в целях выявления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке электроэнергии и мощности (Приложение № 22 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) (далее — Приложение № 22) типовых операционных суток каждого месяца периода февраль 2019 года – апрель 2019 года, с изменением параметров ценовых заявок по группам точек поставки генерации Ижевской ТЭЦ-2, Чайковской ТЭЦ, Чебоксарской ТЭЦ-2, Кировской ТЭЦ-4 и Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс», направленных ФАС России приложением к указанному запросу (далее – модельные расчеты), а также о представлении следующих сведений:

1) информации о количестве случаев соблюдения каждого из критериев, определенных пунктом 23 Правил № 1164 (с обязательным указанием на соответствующий критерий) за февраль-апрель 2019 года в почасовой разбивке по узлам расчетной модели, по группам точек поставки генерации и по станциям, принадлежащих ПАО «Т Плюс», в количественном и процентном соотношении (далее — информация о критериях существенного изменения цен);

2) сводной информации о превышении значений ценовых заявок на продажу электрической энергии цены, которая сформировалась ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала), в том числе описание количества случаев такого превышения за февраль-апрель 2019 года в почасовой разбивке по узлам расчетной модели, по группам точек поставки генерации и по станциям ПАО «Т Плюс» в количественном и процентном соотношении (далее — информация о завышенных ценовых заявках).

Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 01.03.2021 № СР-02/21-821 по запросу ФАС России представлена информация о ценовых заявках, которые превышали значение цен, сформированных на РСВ за аналогичный период ранее.

Письмом от 09.04.2021 № СР-02/21-1426 Ассоциацией «НП Совет рынка» представлена информация о проведении модельных расчетов и наличия критериев существенного изменения цен.

Рассмотрев данные, представленные Ассоциацией «НП Совет рынка» письмами от 01.03.2021 № СР-02/21-821, от 09.04.2021 № СР-02/21-1426 и ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084, установила следующее:

1) Ценовые заявки, поданные ПАО «Т Плюс» в период февраль-апрель 2019 года в отношении станций, превышали значения цен, установленных на этом товарном рынке (РСВ) ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала) почти в 100% (диапазон 93-100%) случаев от общего количества принятых ценовых заявок указанных станций, что подтверждается данными, представленными Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 01.03.2021 № СР-02/21-821 (по пунктам 9-11 запроса ФАС России от 10.02.2021 № ВК/9296/21).

Абзацем 40 пункта 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) определено, что завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала).

Таким образом, указанные ценовые заявки, поданные ПАО «Т Плюс» являются завышенными.

2) В период февраль-апрель 2019 года указанные ценовые заявки, поданные ПАО «Т Плюс» в отношении станций, принятые по результатам РСВ (от <...> руб/МВт*ч до <...> руб/МВт*ч), формировали значения равновесной цены на электрическую энергию на уровне выше индекса РСВ по ЗСП «Вятка» (от <...> руб/МВт*ч до <...> руб/Мвт*ч).

3) С целью сравнения цен, указанных ПАО «Т Плюс» в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час, ФАС России был направлен запрос от 11.11.2019 № ВК/98568/19 в адрес ПАО «Т Плюс» о необходимости представления пояснений об особенностях формирования ценовых заявок (подзаявок) на электроэнергию, информации о стоимости и объеме топлива (посуточно), об удельных расходах топлива на производство электрической энергии по каждой станции.

На основании полученных данных были рассчитаны значения фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час.

В соответствии с пунктом 11 Порядка было осуществлено сравнение значений цен, указанных ПАО «Т Плюс» в ценовых заявках в отношении станций, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час.

Рассчитанные значения фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час существенно ниже значений ценовых заявок, поданных ПАО «Т Плюс», в среднем на 70 - 90 %, а в отдельных случаях более чем в 2 раза.

4) По результатам модельных расчетов РСВ, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 01.03.2021 № СР-02/21-821, было выявлено существенное изменение цен на электрическую энергию вследствие подачи ПАО «Т Плюс» завышенных ценовых заявок на РСВ.

5) На основании информации, представленной Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 09.04.2021 № СР-02/21-1426, были оценены эффекты для потребителей и для ПАО «Т Плюс» в типовые сутки.

Исходя из материалов, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка», с учетом разницы фактических значений и модельных расчетов Комиссией было установлено следующее:

- только за типовые сутки (22.02.2019, 18.03.2019, 10.04.2019) совместно для Ижевской ТЭЦ-2, Чайковской ТЭЦ, Чебоксарской ТЭЦ-2, Кировской ТЭЦ-4 и Йошкар-Олинской ТЭЦ-2, потребители понесли дополнительную финансовую нагрузку в размере <...>,

- по типовым суткам (22.02.2019, 18.03.2019, 10.04.2019) за три месяца совместно для Ижевской ТЭЦ-2, Чайковской ТЭЦ, Чебоксарской ТЭЦ-2, Кировской ТЭЦ-4 и Йошкар-Олинской ТЭЦ-2, дополнительная финансовая нагрузка, которую понесли потребители составила <...>.

6) Согласно анализу состояния конкуренции в 2019 году ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности в географических границах ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны.

Анализ состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности в 2019 году содержится в материалах дела № 21/01/10-51/2021.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона об электроэнергетике манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке путем подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности.

Таким образом, ценовые заявки, поданные ПАО «Т Плюс», занимающего доминирующее положение на территории ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны, в период февраль-апрель 2019 года являются завышенными, превышают значения фактических затрат на производство электрической энергии и приводят к существенному изменению цены на электрическую энергию, что является манипулированием на оптовом рынке электрической энергии и мощности и нарушением пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, приказом ФАС России от 06.09.2021 № 945/21 возбуждено дело № 21/01/10-51/2021 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

 

Ответчику по настоящему делу направлены следующие документы:

копия приказа ФАС России от 06.09.2021 № 945/21 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства»;

копия определения от 17.09.2021 № 21/78853/21 о назначении дела № 21/01/10-51/2021 к рассмотрению;

копия определения от 30.09.2021 № 21/82933/21 об отложении рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021;

копия определения от 08.10.2021 № 21/85458/21 об отложении рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021;

копия определения от 25.10.2021 № 21/90281/21 об отложении рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021;

копия определения от 22.11.2021 № 21/98902/21 об отложении рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021;

копия заключения об обстоятельствах дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.11.2021 № 21/100453/21;

копия приказа ФАС России от 23.11.2021 № 1297/21 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 06.09.2021 № 945/21 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»;

копия определения о продлении срока рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021 от 14.12.2021 № 21/107055/21.

Ответчик надлежащим образом уведомлен о датах, времени рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021 и обеспечил присутствие своих представителей на заседаниях Комиссии.

Определением от 17.09.2021 № 21/78853/21 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями, привлечена Ассоциация «НП Совет рынка».

Определением от 30.09.2021 № 21/82933/21 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями, привлечено АО «АТС».

Представители ПАО «Т Плюс» были ознакомлены с материалами дела 23.09.2021, 12.10.2021, 22.10.2021.

Комиссия отмечает, что ПАО «Т Плюс» систематически представляла документы, касающиеся рассмотрения обстоятельств дела по существу, в день проведения заседаний (12.11.2021 и 10.12.2021) либо за день до рассмотрения дела (21.10.2021). Кроме того, позиция по существу рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021 от ПАО «Т Плюс» впервые была представлена письмом от 12.11.2021 № б/н (вх. от 12.11.2021 № 190077/21) лишь на четвертом заседании Комиссии 12.11.2021.

Пояснения ПАО «Т Плюс» в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 21/01/10-51/2021 (далее - Пояснения), поступили в ФАС России 10.12.2021 (вх. от 10.12.2021 № 208536-ДСП/21), т.е. в день рассмотрения дела.

На заседании Комиссии 10.12.2021 также поступило ходатайство ПАО «Т Плюс» от 10.12.2021 б/н о продлении срока рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства на срок не менее 50 дней для получения экспертных заключений (далее - Ходатайство).

В представленных Пояснениях и Ходатайстве ПАО «Т Плюс» отмечает необходимость подготовки независимого экспертного заключения по вопросам соответствия алгоритма расчета фактических затрат на производство электрической энергии.

Перед заседанием Комиссии 10.12.2021 ПАО «Т Плюс» были направлены соответствующие письма от 08.12.2021 № 119-06436 в адрес НИУ МЭИ, от 08.12.2021 № 119-064437 в адрес НИУ ВШЭ, и письмо от 09.12.2021 № 173-06460 в адрес АО «АТС».

Ходатайство об отложении рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021, поступившее от ПАО «Т Плюс» на заседании 10.12.2021 Комиссией было отклонено.

Комиссия приходит к выводу, что в действиях Ответчика имеются признаки затягивания сроков рассмотрения дела о нарушении о нарушении антимонопольного законодательства.

ПАО «Т Плюс» направлены в ФАС России письма от 12.11.2021 б/н (вх. от 12.11.2021 № 190077/21), от 09.12.2021 № б/н (вх. от 10.12.2021 № 208536-ДСП/21), содержащие следующие доводы.

1) ПАО «Т Плюс» отмечает, что ценовые заявки формируются в соответствии с выданным ранее предписаниями ФАС России.

Указанный довод является несостоятельным в виду следующего.

ФАС России в рамках рассмотрения ходатайств были выданы предписания компаниям, входящим в группу лиц ПАО «Т Плюс», от 30.06.2014 № ЦА/26184/14 (ОАО «Оренбургская ТГК»), от 10.07.2014 № ЦА/27602/14 (ОАО «Волжская ТГК»), от 29.07.2014 № АД/30436/14 (ОАО «ТГК-9») (далее - Предписания).

ПАО «Т Плюс» в адрес ФАС России были направлены отчеты об исполнении указанных Предписаний:

- за 1-й квартал 2019 года (письмо ПАО «Т Плюс» от 09.04.2019 № 138-01672 (вх. от 11.04.2019 № 62597/19);

- за 2-й квартал 2019 года (письмо ПАО «Т Плюс» от 05.07.2019 № 138-03088 (вх. от 05.07.2019 № 116491/19);

- за 3-й квартал 2019 года (письмо ПАО «Т Плюс» от 08.10.2019 № 138-04855 (вх. от 09.10.2019 № 177135/19).

Из данных, указанных ПАО «Т Плюс» в отчетах об исполнении Предписаний, не представляется возможным сделать вывод о фактических затратах на производство электрической энергии в соответствующий час, понесенных при формировании ценовых заявок.

Предоставление отчетов об исполнении Предписаний не является препятствием для реализации полномочий ФАС России по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), в том числе, в отношении ПАО «Т Плюс».

Комиссия отмечает, что согласно пункту 5 Предписаний при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) ПАО «Т Плюс» обязано не допускать действий, которые приводят (могут привести) к значительному повышению цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:

- использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;

- не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» ранее указывалось на необходимость использования средневзвешенной цены топлива при формировании ценовых заявок.

Пункт 5 Предписаний обжаловался ПАО «Т Плюс» в Арбитражном суде г. Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2015 по делу № А40-158568/14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционный суда г. Москвы от 17.08.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2015, пункт 5 Предписания был признан законным.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2015 по делу № А40-158568/14 отмечена законность Предписаний и принципов формирования ценовых заявок исходя из средневзвешенной цены топлива.

2) ПАО «Т Плюс» полагает, что сформированные ценовые заявки являются экономически и технологически обоснованными, а величины ценовых заявок, рассчитанные ФАС России, не отражают фактические затраты электростанций ПАО «Т Плюс» на производство электрической энергии, в связи с чем их использование для модельных расчетов не является обоснованным.

Комиссия отмечает, что письмом от 12.11.2021 № б/н (вх. от 12.11.2021 № 190077/21) ПАО «Т Плюс» представлена позиция о формировании ценовых заявок исходя из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием средневзвешенной цены топлива, а также включения рентабельности.

Вместе с тем, согласно другим письмам ПАО «Т Плюс» от 13.12.2019 № 138-06084 и от 24.09.2021 № 119-04962 ценовые заявки формируются исходя из затрат при «дозагрузке», которые определяются в соответствии с характеристикой относительного прироста себестоимости (ХОПС). ПАО «Т Плюс» отмечает, что по сути ХОПС является себестоимостью единицы продукции при «дозагрузке» от минимального до максимального значения нагрузки агрегата. При этом, разница между определяемыми таким образом затратами и ценой, в максимальной паре «цена-количество», соответствующей часовой подзаявки ценовой заявки, не превышает 25%.

Комиссия отмечает противоречивость позиций, изложенных в письмах ПАО «Т Плюс» от 13.12.2019 № 138-06084, от 24.09.2021 № 119-04962, от 12.11.2021 б/н (вх. от 12.11.2021 № 190077/21) в части определения принципов формирования ценовых заявок, поданных ПАО «Т Плюс» на РСВ.

Согласно пункту 11 Порядка значения ценовых заявок на РСВ подлежат сравнению с фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час.

При этом, возможность включения рентабельности в размере до 25% в состав фактических затрат на производство электрической энергии законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Расчет фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час, приведенный выше, был произведен на основании представленных ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084 данных о совокупном расходе натурального топлива за расчетный период (месяц), удельном расходе условного топлива, расходуемого на производство электроэнергии, о совокупной фактической стоимости объемов топлива, потребленного на производство электрической энергии и соответствующей цене топлива с помесячной разбивкой по соответствующему генерирующему объекту (станции).

Представленные ПАО «Т Плюс» письмом от 12.11.2021 № б/н (вх. от 12.11.2021 № 190077/21) графические материалы о поданных ценовых заявках за период с февраля по апрель 2019 года по электростанциям в ЗСП «Вятка» (Чебоксарская ТЭЦ-2, Чайковская ТЭЦ, Ижевская ТЭЦ-2, Йошкар-Олинская ТЭЦ-2, Кировская ТЭЦ-4) также свидетельствуют о том, что значение цены в ценовой заявке, подаваемой на РСВ, существенно выше значения топливной составляющей, отраженной на графике как «топливо в ценовой заявке».

График 1

 

График 2

 

Таким образом, на графических материалах отчетливо видно, что ценовые заявки на РСВ, поданные ПАО «Т Плюс», превышают значение фактических затрат на производство электрической энергии во всех часах.

Учитывая изложенное, Комиссия не принимает доводы ПАО «Т Плюс» как об экономической и технологической обоснованности ценовых заявок и полагает обоснованным расчет фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час с целью использования их для проведения модельных расчетов.

Также использование подхода формирования ценовых заявок исходя из принципов средневзвешенности цены топлива нашло отражение в решении судов о минимизации расходов и наиболее адекватному отражению цен в ценовых заявках их фактическим расходам.

Подход формирования значений ценовых заявок с использованием повышенных технических параметров с учетом прироста топливных составляющих на «дозагрузку» и включение рентабельности привел к завышению ценовых заявок и, как следствие, к существенному изменению цен на РСВ для потребителей по соответствующей ЗСП и Ценовой зоне.

3) ПАО «Т Плюс» полагает, что причинно-следственная связь между подачей заявок электростанциями ПАО «Т Плюс» и изменением цен РСВ отсутствует.

На основании данных о фактических затратах на топливо, представленных ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084 были рассчитаны фактические затраты на производство 1 МВт*ч электрической энергии.

По результатам модельных расчетов, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмами от 01.03.2021 № СР-02/21-821, от 09.04.2021 № СР-02/21-1426, Комиссией установлено, что завышенные ценовые заявки, поданные ПАО «Плюс», влияли на рост цен на РСВ.

Комиссия отмечает, что завышенные ценовые заявки, подаваемые ПАО «Т Плюс» в отношении станций на РСВ привели к существенному изменению цены на электрическую энергию в 1 Ценовой зоне, в том числе в ЗСП «Вятка».

Таким образом, Комиссия не принимает доводы ПАО «Т Плюс» об отсутствии причинно-следственной связи между подачей ценовых заявок ПАО «Т Плюс» и изменением цен РСВ.

Дополнительно Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии 10.12.2021 представители ПАО «Т Плюс» отметили, что сравнение значений ценовых заявок со значениями цен (тарифов), утвержденных Приказом ФАС России от 21.12.2018 № 1826/18 некорректен в силу применения такого метода тарифного регулирования как индексация.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Порядка сравнение цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, также осуществляется с учетом дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), определяемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Так, приказом ФАС России от 10.12.2018 № 1725/18 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2019 год» (далее — Приказ № 1725/18) утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию на 2019 год для субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии, в том числе для станций ПАО «Т Плюс».

Принятие тарифных решений об утверждении указанных цен (тарифов) на электрическую энергию на 2019 год для станций ПАО «Т Плюс» было осуществлено на заседании коллегиального органа - Правлении ФАС России.

Приказ № 1725/18 зарегистрирован в Минюсте России.

При этом Приказ № 1725/18 содержит значения цен (тарифов) на производство электрической энергии на 2019 год.

По результатам сравнения цен, указанных ПАО «Т Плюс» в ценовых заявках в период с февраля по апрель 2019 года, с ценами, утвержденными Приказом № 1725/18, Комиссия отмечает существенное превышение значений цен, подаваемых ПАО «Т Плюс» в ценовых заявках на оптовом рынке, от экономически обоснованных цен на производство электрической энергии, утвержденных Приказом № 1725/18.

Таблица 2

Наименование станции

ПАО «Т Плюс»

1 полугодие 2019 года

Февраль 2019 года

Март 2019 года

Апрель 2019 года

Цены (тарифы), утвержденные Приказом № 1725/18

Цена в заявках

ПАО «Т Плюс»

Цена в заявках

ПАО «Т Плюс»

Цена в заявках

ПАО «Т Плюс»

Ижевская ТЭЦ-2

***

***

***

***

Чайковская ТЭЦ

***

***

***

***

Чебоксарская ТЭЦ-2

***

***

***

***

Кировская ТЭЦ-4

***

***

***

***

Йошкар-Олинская ТЭЦ-2

***

***

***

***

 

При этом необходимо отметить, что рассчитанные фактические затраты на производство электрической энергии в соответствующий час по соответствующим генерирующим объектам (станциям) исходя из представленных ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084 материалов о фактических данных затрат на топливо, ниже значений ценовых заявок, поданных ПАО «Т Плюс» в отношении соответствующих генерирующих объектов (станций).

Таблица 3

Наименование станции

ПАО «Т Плюс»

Февраль 2019 года

Март 2019 года

Апрель 2019 года

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Цена, рассчитанная из фактических затрат на 1 МВт*ч в час

Ижевская ТЭЦ-2

***

***

***

Чайковская ТЭЦ

***

***

***

Чебоксарская ТЭЦ-2

***

***

***

Кировская ТЭЦ-4

***

***

***

Йошкар-Олинская ТЭЦ-2

***

***

***

 

Учитывая все ранее вышеизложенное, рассчитанные значения фактических затрат на производство электрической энергии в час и значения цен (тарифов), утвержденных Приказом № 1725/18, существенно ниже значений ценовых заявок, подаваемых ПАО «Т Плюс» в отношении станций.

Таким образом, доводы ПАО «Т Плюс» об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными.

 

Комиссия ФАС России приходит к следующим выводам.

В рамках осуществления ФАС России мониторинга цен на электрическую энергию (мощность) в 2019 году, а также иных материалов, поступивших из Ассоциации «НП Совет рынка», были выявлены отклонения сформированных на РСВ равновесных цен на электрическую энергию от равновесных цен на электрическую энергию, сформированных на РСВ за аналогичный период ранее.

В целях выявления причин возникновения указанных отклонений равновесных цен на электрическую энергию была проанализирована информация о ценовых заявках поставщиков электроэнергии на РСВ, представленная Ассоциацией «НП Совет рынка» по запросу ФАС России от 09.07.20219                                  № ВК/58424/19.

По результатам рассмотрения указанных материалов установлено, что ПАО «Т Плюс» в отношении станций были поданы ценовые заявки на РСВ, которые существенно превышали значение индекса РСВ в 1 Ценовой зоне за аналогичный период ранее, почти в 100% (диапазон 93-100%) случаев от общего количества принятых ценовых заявок указанных станций, что подтверждается данными, представленными Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 01.03.2021 № СР-02/21-821 (по пунктам 9-11 запроса ФАС России от 10.02.2021 № ВК/9296/21), а также оказывали влияние на формирование равновесной цены РСВ.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала).

Комиссия пришла к выводу, что ценовые заявки, подаваемые ПАО «Т Плюс» на РСВ в отношении станций, превышающие значения равновесных цен на РСВ, установленных на этом товарном рынке ранее являются завышенными.

В частности, указанные завышенные ценовые заявки привели к существенному изменению цены и сформировали значения конечной средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию в ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны.

Согласно пункту 11 Порядка выявление факта манипулирования осуществляется в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час.

ПАО «Т Плюс» (письмо от 11.11.2019 № ВК/98568/19) были представлены пояснений об особенностях формирования ценовых заявок (подзаявок) на электроэнергию, а также информация о топливных затратах на производство электрической энергии.

На основании данных о топливных затратах на производство электрической энергии по соответствующим генерирующим объектам (станциям), представленных ПАО «Т Плюс» (письмо от 13.12.2019 № 138-06084), был произведен расчет значений фактических затрат на производство 1 МВт*ч электрической энергии в час.

По результатам сопоставления значений фактических затрат на производство 1 МВт*ч электрической энергии в час, рассчитанных на основании данных, представленных ПАО «Т Плюс» письмом от 13.12.2019 № 138-06084, и значений ценовых заявок, подаваемых ПАО «Т Плюс» в отношении станций, Комиссией было установлено, что подаваемые ПАО «Т Плюс» ценовые заявки превышали значения фактических затрат на производство 1 МВт*ч электрической энергии в час в среднем на 70-90 %, а в отдельных случаях более чем в 2 раза.

Согласно пункту 20 Правил № 1164 критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность определяются отдельно для оптового и розничных рынков и представляют собой условия, при соблюдении которых изменение цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность является существенным.

Проверку выполнения указанных условий осуществляет федеральный антимонопольный орган при выявлении случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом или розничных рынках. При выявлении случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке федеральный антимонопольный орган осуществляет проверку наличия критериев с использованием результатов модельных расчетов цен (цены) и стоимости электрической энергии и мощности (далее - модельные расчеты) в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 21 Правил № 1164 модельные расчеты проводятся организациями коммерческой инфраструктуры и (или) системным оператором в пределах компетенции указанных организаций по запросу федерального антимонопольного органа.

Пунктом 22 Правил № 1164 определено, что модельные расчеты осуществляются организациями коммерческой инфраструктуры и (или) системным оператором в том же порядке, который установлен законодательством об электроэнергетике и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка для расчета финансовых обязательств и требований участников рынка, равновесных цен на электрическую энергию, индикаторов стоимости и цен для балансирования, а также цен на мощность, цен покупки и продажи электрической энергии и мощности. Такие расчеты производятся с использованием новых значений параметров, указанных федеральным антимонопольным органом, при условии неизменности исходных параметров, для анализируемого периода.

Так, в соответствии с пунктом 20 Правил № 1164 в рамках выявления манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности ФАС России в адрес Ассоциации «НП Совет рынка» был направлен запрос от 10.02.2021 № ВК/9296/21 о проведении модельных расчетов РСВ в соответствии с пунктами 21, 22 Правил № 1164.

По результатам модельных расчетов РСВ, представленных письмом от Ассоциацией «НП Совет рынка», осуществлена проверка соблюдения критериев существенного изменения цен на электрическую энергию, определенных пунктом 23 Правил № 1164.

Критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность определяются в соответствии с пунктами 21, 22, 23 Правил № 1164.

По результатам модельных расчетов РСВ, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка», Комиссией было выявлено существенное изменение цен на электрическую энергию, поскольку соблюдены следующие критерии, определенные подпунктами «а», «б», «в» пункта 23 Правил № 1164, а именно:

а) отклонение равновесной цены на электрическую энергию хотя бы в одном узле расчетной модели в соответствующей ценовой зоне оптового рынка в один час относительно равновесной цены на электрическую энергию, полученной по результатам проведения модельных расчетов, в том же узле и в тот же час составляет более 10 процентов;

б) отклонение равновесных цен на электрическую энергию в любых 10 узлах расчетной модели в соответствующей ценовой зоне оптового рынка в один час относительно равновесных цен на электрическую энергию, полученных по результатам проведения модельных расчетов, в тех же узлах и в тот же час составляет более 5 процентов;

в) отклонение равновесных цен на электрическую энергию в любых 100 узлах расчетной модели в соответствующей ценовой зоне оптового рынка в один час относительно равновесных цен на электрическую энергию, полученных по результатам проведения модельных расчетов, в тех же узлах и в тот же час составляет более 3 процентов.

Таким образом, Комиссия отмечает, что ценовые заявки, подаваемые                  ПАО «Т Плюс» на РСВ привели к существенному изменению цен на электрическую энергию в 1 Ценовой зоне, в том числе в ЗСП «Вятка».

Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности.

Исходя из материалов дела, в том числе графических, представленных ПАО «Т Плюс», Комиссия установила, что ценовые заявки, подаваемые ПАО «Т Плюс», в период февраль-апрель 2019 года в отношении станций Ижевская ТЭЦ-2, Чайковская ТЭЦ, Чебоксарская ТЭЦ-2, Кировская ТЭЦ-4, Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 на РСВ:

- являются завышенными, в соответствии с абзацем 40 статьи 3 Закона об электроэнергетике (письмо Ассоциации НП «Совет рынка» от 01.03.2021 № СР-02/21-821);

- существенно выше фактических затрат на производство электрической энергии, рассчитанных на основании данных, представленных ПАО «Т Плюс» (письмо ПАО «Т Плюс» от 13.12.2019 № 138-06084);

- существенно выше значений цен (тарифов), утвержденных Приказом № 1725/18;

- существенно выше значения топливной составляющей, отраженной на графике как «топливо в ценовой заявке» (письмо ПАО «Т Плюс» от 12.11.2021 № 19077/21);

- привели к существенному изменению цен на электрическую энергию в 1 Ценовой зоне, в том числе в ЗСП «Вятка» (письмо Ассоциации НП «Совет рынка» от 09.04.2021 № СР-02/21-1426).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ценовые заявки, поданные ПАО «Т Плюс» в период февраль-апрель 2019 года в отношении станций Ижевская ТЭЦ-2, Чайковская ТЭЦ, Чебоксарская ТЭЦ-2, Кировская ТЭЦ-4, Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 на РСВ, являются завышенными, превышают значения фактических затрат на производство электрической энергии и приводят к существенному изменению цены на электрическую энергию, что является манипулированием на оптовом рынке электрической энергии и мощности и нарушением пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 21/01/10-51/2021 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Комиссия провела анализ состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности в 2019 году.

Согласно пункту 3 статьи 25 Закон об электроэнергетике доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов за исключением случаев, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации или при осуществлении контроля за экономической концентрацией может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке не является доминирующим, несмотря на превышение указанной величины.

Согласно анализу состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности в 2019 году расчетные данные о распределении долей хозяйствующих субъектов в географических границах ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны по производству электрической энергии и мощности составляют следующие значения:

Таблица 3

Участник оптового рынка электрической энергии и мощности

Группа лиц участника оптового рынка

ЗСП

Доля от суммарного объема выработки э.э., %

Доля от суммарной средней установленной мощности, %

Ижевская ТЭЦ-2

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Чайковская ТЭЦ

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Чебоксарская ТЭЦ-2

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Кировская ТЭЦ-4

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Йошкар-Олинская ТЭЦ-2

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Ижевская ТЭЦ-1

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Кировская ТЭЦ-3

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

Кировская ТЭЦ-5

ПАО "Т Плюс"

Вятка

***

***

 

На основании проведенного анализа установлено, что ПАО «Т Плюс» в 2019 году занимало доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности в географических границах ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия ПАО «Т Плюс» по подаче завышенных ценовых заявок привели к росту равновесных цен на электрическую энергию, что является признаком ограничения конкуренции.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом рынке электрической энергии и мощности действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на оптовом рынке, в том числе с использованием своего доминирующего положения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Таким образом, действия ПАО «Т Плюс», занимающего доминирующее положение в границах ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны, выразившееся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности в период февраль-апрель 2019 года путем подачи необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии, превышающих значение их фактических затрат на производство электрической энергии в соответствующий час, привели к существенному изменению цен на электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности, и повлекшие ограничение конкуренции, нарушают пункт 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия, установив описанные выше факты и обстоятельства дела № 21/01/10-51/2021, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности и повлекшие ограничение конкуренции, по пункту 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «Т Плюс» нарушение пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности и повлекшее ограничение конкуренции.

2. Выдать предписание, направленное на обеспечение конкуренции и недопущения нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в манипулировании ценами на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

ПАО «Т Плюс»
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350