Приказ по тарифному регулированию №1673/16 Об отмене постановления Государственного комитета Республики... от 30 ноября 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 № 304 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия»

 

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет Республики Карелия по ценам и тарифам) от 23.12.2015 № 304 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия» на территории Республики Карелия были установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО «ТНС энерго Карелия» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 года.

В ходе рассмотрения заключения Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам по рассмотрению предложений АО «ТНС энерго Карелия» по установлению сбытовых надбавок на 2016 год (далее – Заключение), а также протокола заседания Правления Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 № 262 (далее - Протокол) ФАС России были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующие органы) при установлении, в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

Также пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Однако в нарушение вышеуказанных норм Заключение не содержит результатов анализа экономической обоснованности по всем статьям расходов.

Вместе с тем, расходы по статьям затрат принимаются экспертной группой Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам:

  • с учетом индексов потребительских цен к уровню фактических расходов АО «ТНС энерго Карелия» за 2014 год;

  • с учетом индексов потребительских цен к утвержденным расходам на 2015 год;

  • в размере ожидаемых фактических затрат АО «ТНС энерго Карелия» за 2015 год;

  • в размере заявленном АО «ТНС энерго Карелия».

Таким образом, простая индексация фактических расходов за предыдущий период регулирования, без указания на обоснованность либо необоснованность таких фактических расходов, либо трансляция предложения регулируемой организации, без анализа экономической обоснованности, не обеспечивает реализацию  принципов государственного регулирования цен (тарифов), указанных в статье 23 Федерального закона № 35-ФЗ.

Кроме того, в Заключении, а также в протоколе не отражен результат анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными комитетом при утверждении сбытовых надбавок на соответствующий период.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе за 2014 год, проведен Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам не в полном объеме.

При этом в необходимую валовую выручку на 2016 год Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам включены убытки от продажи электрической энергии населению в сумме 103 401,5 тыс.руб. (в том числе за 2014 год – 13 149,6 тыс.руб.; на 2016 год – 90 251,9 тыс.руб.).

Установление тарифов на электрическую энергию для населения не предполагает возникновение плановых убытков у субъектов электроэнергетики. Расчет тарифов на электрическую энергию для населения производится в соответствии с Методическими указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э (далее – Методические указания для населения). Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей осуществляется от установленного конечного тарифа для населения. Разница между экономически обоснованным уровнем тарифа на услуги по передаче электрической энергии и значением, рассчитанным в соответствии с Методическими указаниями для населения, формирует величину перекрестного субсидирования.

Учитывая изложенное, формирование планового убытка от продажи электрической энергии невозможно, если расчет тарифов для населения и тарифа на услуги по передаче электрической энергии населению осуществлен в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, учет в необходимой валовой выручке убытков от продажи электрической энергии населению на 2016 год в сумме 90 251,9 тыс.руб. является экономически необоснованным.

В необходимую валовую выручку включены также убытки от продажи электрической энергии населению за 2014 год в сумме 13 149,6 тыс.руб. Ни расчета суммы убытка 13 149,6 тыс.руб., ни анализа обоснованности учета данной суммы в необходимой валовой выручке на 2016 год Заключение и Протокол не содержат. Таким образом, включение в необходимую валовую выручку 2016 года убытков от продажи электрической энергии населению за 2014 год в сумме 13 149,6 тыс.руб. нельзя признать экономически обоснованным.

В расчет необходимой валовой выручки на 2016 год включены выпадающие доходы от досоздания резерва по сомнительным долгам в 2014 году в сумме 26 100 тыс.руб. Основами ценообразования (пункт 30) предусмотрено, что возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций. В соответствии со статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном указанной статьей. Включение в необходимую валовую выручку доначисления резерва за предыдущий период регулирования противоречит Основам ценообразования и Методическим указаниям. Таким образом, включение в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика резерва по сомнительным долгам за прошлые периоды регулирования в сумме 26 100 тыс.руб. неправомерно.

Дополнительное включение налога на прибыль в размере 5 220 тыс.руб., определенного как 20% от досоздания резерва по сомнительным долгам в 2014 году в сумме 26 100 тыс.руб. также необоснованно.

Из приложения №1 к Заключению видно, что в НВВ на 2014 год были предусмотрены расходы, которые фактически не понесены. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

В 2014 году не были понесены учтенные в НВВ 2014 года расходы на:

  • материалы (478,8 тыс.руб.);

  • покупную энергию на хознужды (98 тыс.руб.);

  • расходы на оплату труда (49 203,7 тыс.руб.);

  • оплата услуг сторонних организаций (1 947,5 тыс.руб.);

  • расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (947,2 тыс.руб.);

  • страхование имущества (98,7 тыс.руб.);

  • расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей, относящихся к населению (14 459,7 тыс.руб.);

  • ведение баз данных потребителей, а также иные расходы, связанные с выполнением требований законодательства РФ о защите персональных данных (11 277,3 тыс.руб.);

  • услуги почтовых отделений по приему денежных средств (комиссионный сбор) (3 930,6 тыс.руб.);

  • расходы на содержание транспорта (10,7 тыс.руб.);

  • услуги по содержанию зданий (180,8 тыс.руб.);

  • выполнение обязанностей исполнителя коммунальной услуги (14 тыс.руб.);

  • налог на имущество (20 тыс.руб.);

  • прочие налоги и сборы (6,7 тыс.руб.).

Таким образом, подлежали исключению из необходимой валовой выручки 2016 года, но не были исключены экономически необоснованные расходы за 2014 год на общую сумму 82 673,7 тыс.руб.

Кроме того, принят экспертной группой, но не обоснован рост расходов по статьям:

  • транспортные услуги - рост на 78,8% по сравнению с расходами, включенными в НВВ 2014 года (с 667,4 тыс.руб.в 2014 году до 1 193,4 тыс.руб. в 2016 году);

  • услуги по управлению – рост в 3,94 раза с 31,59 млн.руб. в 2014 году до 124,44 млн.руб. в 2016 году;

  • прочие услуги сторонних организаций – рост в 3,70 раза с 256,8 тыс.руб. в 2014 году до 949,9 тыс.руб. в 2016 году);

Кроме того, в НВВ на 2014 год включались дивиденды в сумме 1 614 тыс.руб., а в НВВ на 2015 год и 2016 годы – дивиденды в размере 15 335 тыс.руб., что не предусмотрено Основами ценообразования.

Не подтверждена экономическая обоснованность учтенных в необходимой валовой выручке на 2014 год, на 2015 год и 2016 год убытков по населению, по сетевым организациям.

Прибыль на капитальные вложения учтена в размере 48 636,5 тыс.руб. в НВВ на 2015 год, в размере 60 000 тыс.руб. в необходимой валовой выручке на 2016 год необоснованно, поскольку не подтверждена мероприятиями инвестиционной программы, не учтено наличие амортизации, учтенной в необходимой валовой выручке, как источника инвестиций. Заключение не содержит анализа обоснованности расходов по статье «амортизация».

Заключение не содержит подтверждения, что резерв по сомнительным долгам обоснован результатами инвентаризации дебиторской задолженности, ведением по данной задолженности претензионной работы, не отражены и не учтены внереализационные доходы от восстановления начисленного резерва по сомнительным долгам. Учитывая изложенное, оснований признавать экономически обоснованным резерв по сомнительным долгам, предусмотренный в НВВ на 2014 год (110 853,5 тыс.руб.), на 2015 год (113 199,8 тыс.руб.), на 2016 год (107 405,6 тыс.руб.) не имеется.

Расходы на ведение и хранение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг предусмотрены в необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика (2014 г. – 33,8 тыс.руб., 2015 г. – 31,1 тыс.руб., 2016 г. – 33,4 тыс.руб.), хотя не связаны с регулируемым видом деятельности.

Таким образом, из необходимой валовой выручки 2016 года подлежат исключению экономически необоснованные расходы на сумму 249 777,5 тыс.руб.

Учитывая изложенное, анализ экспертного заключения показывает, что необходимая валовая выручка АО «ТНС энерго Карелия», учтенная при установлении сбытовых надбавок на 2016 год, учитывает необоснованные расходы, т.е. являться завышенной по сравнению с экономически обоснованным уровнем.

В нарушение действующего законодательства в Заключении отсутствует необходимая валовая выручка, относимая на население.

Учитывая невыполнение Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам обязанности по проведению анализа экономической обоснованности учтенных в необходимой валовой выручке 2016 года расходов и отражению результатов такого анализа в Заключении, регулирующему органу следует оценить экономическую обоснованность учтенных в необходимой валовой выручке затрат на 2014-2016 гг., обратив особое внимание учтенных в необходимой валовой выручке расходов по статьям транспортные услуги (1 193,4 тыс.руб. в 2016 году), услуги по управлению (124 441 тыс.руб. в 2016 году), прочие услуги сторонних организаций (949,9 тыс.руб. в 2016 году), прибыль на капитальные вложения (60 000 тыс.руб. в 2016 году), резерв по сомнительным долгам (107 405,6 тыс.руб. в 2016 году).

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчёта регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.

      1. Отменить с 1 декабря 2016 года постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 № 304 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия».

3. Предписать Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 1 декабря 2016 г. решение об установлении сбытовых надбавок для АО «ТНС энерго Карелия», с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов АО «ТНС энерго Карелия».

4. Об исполнении настоящего приказа Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;

- протоколов заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам установления сбытовых надбавок для АО «ТНС энерго Карелия» в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа.

  1. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы В.Г. Королева

А.Б. Кашеваров

Связанные организации

Связанные организации не указаны