Определение №21/31172/18 Определение о возбуждении адм дела в отношении ПАО "Юнипро" от 28 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Юнипро»

Пресненская набережная, д.10, блок В,

г. Москва, 123112

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 4-14.31-431/00-21-18

об административном правонарушении

и проведении административного расследования

 

27.04.2018 г. Москва

 

Я, Багданцева Светлана Анатольевна, начальник отдела тарифного регулирования оптового рынка электроэнергии ФАС России, рассмотрев решение по делу № 1-10-79/00-21-17 о нарушении антимонопольного законодательства, изготовленное в полном объеме 08.02.2018, в отношении ПАО «Юнипро» (ИНН 8602067092, КПП 860201001, ОГРН 1058602056985, юридический адрес: 628406, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, улица Энергостроителей, д. 23, сооружение 34)

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 23.06.2017 № 819/17 возбуждено дело № 1-10-79/00-21-17 в отношении ПАО «Юнипро» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в ненаправлении уведомления в адрес АО «СО ЕЭС» о готовности генерирующего оборудования к проведению тестирования, вследствие которого потребители необоснованно оплачивали мощность, которая фактически не была и не могла быть поставлена, что приводит или может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения дела № 1-10-79/00-21-17 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено следующее.

    • ПАО «Юнипро» - субъект оптового рынка, генерирующая компания, функционирующая на территории первой и второй ценовых зон. ПАО «Юнипро» осуществляет поставку электрической энергии, мощности и тепловой энергии, в том числе по ДПМ.

ПАО «Юнипро» ввело в эксплуатацию 01.10.2015 Энергоблок № 3 Березовской ГРЭС. ДПМ в отношении генерирующего объекта № 3 Березовской ГРЭС были заключены в соответствии со стандартной формой Договора о предоставлении мощности, являющейся Приложением № Д16 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении), в редакции, действовавшей на момент их заключения. При этом согласно последнему абзацу пункта 2.3 стандартной формы Договора о предоставлении мощности стороны договорились, что порядок аттестации (тестирования) генерирующего оборудования объектов генерации, установленный Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643, и соответствующими этому порядку положениями Регламента аттестации (тестирования) генерирующего оборудования, на 01.01.2011, считатеся включенным в ДПМ в качестве его части и применяется в течение всего срока действия ДПМ.

Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 и пункту 1 Приложения к указанному постановлению Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода были признаны утратившими силу.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 были утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - Правила ОРЭМ).

Пункт 1 Правил ОРЭМ предусматривает, что указанными Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок, ОРЭМ), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 01.01.2011.

ПАО «Юнипро» ввело в эксплуатацию Объект генерации 01.10.2015; начало поставлять мощность по ДПМ 01.12.2015. Исходя из представленной при рассмотрении настоящего дела информации об аварии, произошедшей на Объекте генерации 18.12.2015 с даты начала фактической поставки мощности по ДПМ до даты аварии, произошедшей 01.02.2016, Объект генерации в общей сложности вырабатывал электроэнергию менее 30 дней.

01.02.2016 в котельном отделении Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС произошла авария, в результате которой эксплуатация данного энергоблока фактически прекращена.

Несмотря на произошедшую аварию и фактический вывод из строя Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС, оплата поставки мощности данного энергоблока по ДПМ продолжалась до ноября 2016 года согласно подтвержденным АО «СО ЕЭС» объемам мощности.

В соответствии с материалами, представленными в дело ПАО «Юнипро», в результате аварии в котельном отделении Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС зафиксированы значительные повреждения, препятствующие их дальнейшей безопасной эксплуатации, а общее техническое состояние строительных конструкций котельного отделения Энергоблока № 3 между осями 15-23, В-Е (зона аварии) здания - главного корпуса Березовской ГРЭС после аварии оценивается как — неработоспособное.

Согласно справке о характере повреждений конструкций и оборудования энергоблока № 3 Березовской ГРЭС в результате произошедшей аварии, сроках аварийно-восстановительных и ремонтно-восстановительных работ, представленной Ростехнадзором в рамках рассмотрения дела, выявленные повреждения носят существенный характер, затрагивают конструктивные элементы строительных конструкций, выявлены повреждения тепломеханического и электромеханического оборудования, оборудования автоматизированной системы управления технологическими процессами.

В соответствии с приказами Енисейского управления Ростехнадзора неоднократно продлевались сроки рассмотрения причин аварии на энергоблоке № 3 Березовской ГРЭС в связи с невозможностью проведения осмотра поврежденного генерирующего оборудования по причине наличия угрозы обрушения конструкций технологического оборудования и металлического корпуса здания котельного цеха, допуск к очагу возгорания был невозможен даже спустя год после аварии.

Согласно пояснительной записке ПАО «Юнипро», представленной в материалы дела, котел П-67 блока № 3 Энергоблока подвергся частичному списанию в размере 44,12%, что обусловлено нормами действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

Также, в соответствии с материалами дела, ПАО «Юнипро» уведомило страховую компанию о произошедшей аварии на Энергоблоке № 3 и направило требование об осуществлении выплаты страхового возмещения.

Страхования компания требования ПАО «Юнипро» выполнила и произвела полную выплату страхового возмещения.

Совокупность таких обстоятельств, как частичное списание вновь созданного оборудования, без постановки на бухгалтерский учет оборудования, аналогичного списанному и выплата полного страхового возмещения, позволяет сделать вывод о наличии поврежденных элементов оборудования (включая котельное) Объекта генерации, без которых энергетическое оборудование Объекта генерации не может функционировать.

Данная оценка, в свою очередь, позволяет сделать вывод о наличии признаков отсутствия основного энергетического оборудования Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС.

В соответствии с пунктом 3.2.44 раздела 3.2 (Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетических объектов) стандарта ОАО РАО «ЕЭС России» СТО 17330282.27.010.001-2008 «Электроэнергетика. Термины и определения» «готовность оборудования, аварийная» определяется как «время, необходимое для прекращения работ на оборудовании, выведенном в ремонт, с восстановлением его рабочего состояния и включением в работу».

Диспетчерская заявка ПАО «Юнипро» от 01.02.2016 ЦДУ № 2039 раздел «Аварийная готовность» содержала формулировку: «ВЗ» (время заявки). Из этого следует, что ремонт планировалось завершить в срок, указанный в заявке, а именно: 08.02.2016. По истечении времени заявки работы на оборудовании, выведенном в ремонт, должны быть прекращены с восстановлением его рабочего состояния и включением в работу.

В период с февраля по апрель 2016 года ПАО «Юнипро» были поданы и согласованы АО «СО ЕЭС» без замечаний еще 3 диспетчерские заявки с аналогичным содержанием работ: «Выяснение и устранение причин аварийного отключения» со сроками 08.02.2016 - 29.02.2016, 01.03.2016 - 31.03.2016, 01.04.2016- 30.04.2016.

При этом, исходя из материалов дела ПАО «Юнипро» 17.02.2016 на запрос филиала АО «СО ЕЭС ОДУ Сибири» от 11.02.2016 графика ремонтно-восстановительных работ «проведение ремонтно-восстановительных работ планируется до конца 2016 года», ПАО «Юнипро» сообщило, что ремонтные работы завершатся не ранее конца 2016 года.

Таким образом, по состоянию на 17.02.2016 ПАО «Юнипро» было известно, что планируется длительный аварийно-восстановительный ремонт, завершение которого ожидается не ранее конца 2016 года.

С 01.05.2016 в диспетчерских заявках указывалась формулировка содержания работ «Проведение аварийно-восстановительного ремонта». С 01.05.2016 по 30.04.2017 ПАО «Юнипро» подало, и АО «СО ЕЭС» согласовало без замечаний 12 заявок, каждая из которых предусматривала месячный срок ремонта.

ПАО «Юнипро» не были соблюдены сроки завершения ремонта ни по одной из поданных заявок. Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что ПАО «Юнипро» осознавало невозможность исполнения заявок.

Необходимо отметить, что также ПАО «Юнипро» просило скорректировать месячный (на март 2016 года) график ремонта с целью переноса согласованного годовым (на 2016 год) графиком планового ремонта оборудования, запланированного на сентябрь-октябрь 2016 года.

Минэнерго России при этом направило письмо в адрес АО «СО ЕЭС» о необходимости согласовывать ПАО «Юнипро» только внеплановый аварийный ремонт Энергоблока № 3.

В случае согласования АО «СО ЕЭС» вывода оборудования ПАО «Юнипро» в плановый ремонт, потребители должны были бы заплатить около 7 млрд. руб. за период в 180 дней за отсутствующую мощность.

Таким образом, Комиссией ФАС России отмечено недобросовестность действий ПАО «Юнипро», направленных на вывод оборудования в плановый ремонт и тем самым увеличение платежей за мощность в несколько раз, относительно полученных на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

Пунктами 44 Правил ОРЭМ и 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования (Приложение №19.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка в редакции на 01.01.2011; далее - Регламент аттестации генерирующего оборудования) установлено, что системный оператор обязан инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации в следующих случаях:

а) если непрерывно в течение 180 (ста восьмидесяти) дней СО было зарегистрировано несоответствие значений максимальной и минимальной мощности, а также фактических параметров генерирующего оборудования техническим требованиям;

б) если по результатам осуществляемого СО мониторинга фактического эксплуатационного состояния оборудования установлены факты проведения ремонтных работ и (или) полного или частичного отсутствия вспомогательного оборудования, которые могут препятствовать включению генерирующего оборудования, находящегося в резерве или консервации;

в) если по результатам осуществляемого СО мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования выявлено фактическое отсутствие основного энергетического оборудования.

Учитывая изложенное, одним из оснований для инициирования системным оператором процедуры тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации является выявление фактического отсутствия основного энергетического оборудования. В соответствии с пунктом 44 Правил ОРЭМ и пунктом 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования системный оператор обязан инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации в случае выявления фактического отсутствия основного энергетического оборудования.

В соответствии с пунктом 1.2 Регламента определения объемов фактически поставленной на оптовый рынок мощности (Приложение № 13 к Договору о присоединении, далее - Регламент определения объемов) организация процесса определения фактически поставленного на оптовый рынок объема мощности на основании данных о готовности генерирующего оборудования участников ОРЭ к выработке электрической энергии (далее - готовность генерирующего оборудования) регулируется Правилами ОРЭМ, Договором о присоединении и прилагаемыми к нему регламентами оптового рынка, а также Техническими требованиями к генерирующему оборудованию участников ОРЭ и Порядком установления соответствия генерирующего оборудования участников ОРЭ техническим требованиям. Технические требования и Порядок установления соответствия утверждены АО «СО ЕЭС» и размещены в открытом доступе на сайте АО «СО ЕЭС».

Пункт 2.1 Технических требований к генерирующему оборудованию участников оптового рынка, утвержденных 30.11.2015 Заместителем Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» С.А. Павлушко (вступили в силу с 01.12.2015) (далее - Технические требования), предусматривает, что в соответствии с Регламентом определения объемов участники оптового рынка обязаны представлять АО «СО ЕЭС» условно постоянные данные по генерирующему оборудованию, в том числе «номинальную мощность каждой единицы генерирующего оборудования».

Согласно Перечню определений (раздел 11 Технических требованиями) «мощность установленная (номинальная)» определяется как «активная электрическая мощность, с которой электроустановка может работать неограниченное время, при номинальных основных параметрах, в соответствии с техническими условиями или паспортом на оборудование».

В соответствии с Регламентом определения объемов в случае изменения информации о параметрах генерирующего оборудования, участники оптового рынка обязаны направить АО «СО ЕЭС» соответствующее уведомление с приложением обосновывающих документов.

В результате аварии установленная (номинальная) мощность Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС изменилась, соответственно ПАО «Юнипро» должно было уведомить АО «СО ЕЭС» об изменении информации о параметрах генерирующего оборудования.

ПАО «Юнипро», располагая сведениями, свидетельствующими о признаках отсутствия основного энергетического оборудования и фактической неработоспособности Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС на протяжении длительного периода, не заявило о необходимости проведения повторной аттестации генерирующего оборудования, также ПАО «Юнипро» не уведомило АО «СО ЕЭС» об изменении информации о параметрах генерирующего оборудования Энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС. Вместе с тем, не были выполнены требования статьи 36 Закона об электроэнергетике по поддержанию генерирующего оборудования энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС ПАО «Юнипро» в состоянии готовности к выработке электрической энергии (мощности).

Таким образом, с момента аварии Энергоблок № 3 Березовской ГРЭС не осуществляет фактическую поставку мощности на оптовый рынок электроэнергии и мощности, однако ПАО «Юнипро» получало оплату по договорам ДПМ от потребителей, в том числе в месяцы после направления уведомления АО «СО ЕЭС» о необходимости проведения тестирования генерирующего оборудования. В результате действий ПАО «Юнипро» переплата за период с февраля по ноябрь 2016 года потребителями общей стоимости мощности составила более 950 млн. руб. (информация об объеме и стоимости мощности по договорам о предоставлении мощности по ГТП GBEREZG1 представлена Ассоциацией «НП Совет рынка»).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России в рамках рассмотрения дела установила, что действия ПАО «Юнипро» выразились в следующем:

- в подаче ПАО «Юнипро» заявки на вывод оборудования, поврежденного в результате аварии и не способного осуществлять поставку мощности и выработку электроэнергии, в плановый ремонт;

  • в направлении недостоверных сведений в адрес АО «СО ЕЭС» относительно сроков восстановления работоспособности генерирующего оборудования Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС;

бездействия ПАО «Юнипро» выразились следующем:

  • в необеспечении поддержания генерирующего оборудования Энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС ПАО «Юнипро» в состоянии готовности к выработке электрической энергии (мощности) в нарушении требований Закона об электроэнергетике;

  • в неуведомление АО «СО ЕЭС» об изменении информации о параметрах генерирующего оборудования Энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС;

  • в ненаправлении в адрес АО «СО ЕЭС» уведомления о проведении тестирования генерирующего оборудования Энергоблока № 3 для целей аттестации.

Указанные действия и бездействие привели (переплата потребителями общей стоимости мощности составила более 950 млн. руб.), могли привести (переплата составила бы более 7 млрд. руб.) к ущемлению экономических и иных интересов потребителей электрической энергии (мощности) оптового рынка во второй ценовой зоне, выразившемуся в необходимости оплаты мощности, которая фактически не могла быть поставлена с использованием генерирующего оборудования Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС после произошедшей 01.02.2016 аварии.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-79/00-21-17 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции), в целях установления доминирующего положения ПАО «Юнипро» проведен анализ состояния конкуренции на оптовом рынке электроэнергии (мощности) за 2016 год.

Комиссией ФАС России установлено доминирующее положение ПАО «Юнипро» на оптовом рынке электроэнергии (мощности) в границах ЗСП «Сибирь» в 2016 году в соответствии с частью 4 статьи 25 Закона об электроэнергетике.

Таким образом, Комиссия ФАС России, установив факты и обстоятельства дела № 1-10-79/00-21-17, решила признать в действиях ПАО «Юнипро» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в том числе в подаче ПАО «Юнипро» заявки на вывод оборудования, поврежденного в результате аварии и не способного осуществлять производство электроэнергии, в плановый ремонт; в направлении недостоверных сведений в адрес АО «СО ЕЭС» относительно сроков восстановления работоспособности генерирующего оборудования Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС; в необеспечении поддержания генерирующего оборудования энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС ПАО «Юнипро» в состоянии готовности к выработке электрической энергии (мощности); в неуведомление АО «СО ЕЭС» об изменении информации о параметрах генерирующего оборудования энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС; в ненаправлении в адрес АО «СО ЕЭС» уведомления о проведении тестирования генерирующего оборудования Энергоблока № 3 для целей аттестации., что привело (могло привести) к ущемлению интересов потребителей электрической энергии (мощности) оптового рынка электроэнергии и мощности во второй ценовой зоне.

Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2018 г. Решение по делу № 1-10-79/00-21-17 изготовлено в полном объёме 08.02.2018 г. (от 08.02.2018 № 21/9602/18).

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении ПАО «Юнипро» (ИНН 8602067092, КПП 860201001, ОГРН 1058602056985, юридический адрес: 628406, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, улица Энергостроителей, д. 23, сооружение 34) дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП ПАО «Юнипро» надлежит в трёхдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения и документы (надлежащим образом заверенные копии):

1) размер совокупной выручки от реализации (продажи) всех товаров (работ, услуг) ПАО «Юнипро» за 2016 год;

    • размер выручки ПАО «Юнипро» от деятельности по производству и поставке электрической энергии и мощности за 2016 год;

    • общий размер выручки ПАО «Юнипро» от деятельности по производству и поставке электрической энергии и мощности за 2016 год на территории второй ценовой зоны;

    • сведения о должностных лицах ПАО «Юнипро», в 2016 г. ответственных за:

      - направление уведомления в адрес АО «СО ЕЭС» о проведении тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации;

      - направление диспетчерских заявок в адрес АО «СО ЕЭС» о сроках восстановительно-ремонтных работ;

      - направление уведомления в адрес АО «СО ЕЭС» об изменениях параметров генерирующего оборудования Энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС.

    • копии должностной инструкции Должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящего Определения;

    • копии приказов о назначении Должностных лиц на должности в ПАО «Юнипро», указанных в пункте 4 настоящего Определения;

    • паспортные данные Должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящего Определения.

4. Законному представителю ПАО «Юнипро» явиться 25 мая 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11, этаж 5, каб. 502 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-431/00-21-18, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок представителя ПАО «Юнипро» будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Начальник отдела тарифного регулирования

оптового рынка электроэнергетики

Управления регулирования электроэнергетики С.А. Багданцева

 

 

Г.А. Сидоренко

8(499)-755-23-23 доб. 822

 

Связанные организации

ПАО "Юнипро"
ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985