Определение №21/38483/18 О возбуждении дела по ст. 14.31 в отношении АО "СО ЕЭС" от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 4-14.31-459/00-21-18

об административном правонарушении

и проведении административного расследования

 

28.05.2018 г. Москва

 

Я, Багданцева Светлана Анатольевна, начальник отдела тарифного регулирования оптового рынка электроэнергии ФАС России, рассмотрев решение по делу № 1-10-79/00-21-17 о нарушении антимонопольного законодательства, изготовленное в полном объеме 08.02.2018, в отношении АО «СО ЕЭС» (ИНН 7705454461, КПП 770501001, ОГРН 1027700201352, юридический адрес: 109074, Российская Федерация, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 3)

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 23.06.2017 № 819/17 возбуждено дело № 1-10-79/00-21-17 в отношении АО «СО ЕЭС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в непроведении тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, а также в ненадлежащем проведении мониторинга фактического состояния Энергоблока № 3 Берерзовской ГРЭС, вследствие которого потребители необоснованно оплачивали мощность, которая фактически не была и не могла быть поставлена, что приводит или может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения дела № 1-10-79/00-21-17 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено следующее.

    • ПАО «Юнипро» - субъект оптового рынка, генерирующая компания, функционирующая на территории первой и второй ценовых зон. ПАО «Юнипро» осуществляет поставку электрической энергии, мощности и тепловой энергии, в том числе по ДПМ.

ПАО «Юнипро» ввело в эксплуатацию 01.10.2015 Энергоблок № 3 Березовской ГРЭС. ДПМ в отношении генерирующего объекта № 3 Березовской ГРЭС были заключены в соответствии со стандартной формой Договора о предоставлении мощности, являющейся Приложением № Д16 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении), в редакции, действовавшей на момент их заключения. При этом согласно последнему абзацу пункта 2.3 стандартной формы Договора о предоставлении мощности стороны договорились, что порядок аттестации (тестирования) генерирующего оборудования объектов генерации, установленный Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643, и соответствующими этому порядку положениями Регламента аттестации (тестирования) генерирующего оборудования, на 01.01.2011, считатеся включенным в ДПМ в качестве его части и применяется в течение всего срока действия ДПМ.

Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 и пункту 1 Приложения к указанному постановлению Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода были признаны утратившими силу.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 были утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - Правила ОРЭМ).

Пункт 1 Правил ОРЭМ предусматривает, что указанными Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок, ОРЭМ), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 01.01.2011.

ПАО «Юнипро» ввело в эксплуатацию Объект генерации 01.10.2015; начало поставлять мощность по ДПМ 01.12.2015. Исходя из представленной при рассмотрении настоящего дела информации об аварии, произошедшей на Объекте генерации 18.12.2015 с даты начала фактической поставки мощности по ДПМ до даты аварии, произошедшей 01.02.2016, Объект генерации в общей сложности вырабатывал электроэнергию менее 30 дней.

01.02.2016 в котельном отделении Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС произошла авария, в результате которой эксплуатация данного энергоблока фактически прекращена.

Несмотря на произошедшую аварию и фактический вывод из строя Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС, оплата поставки мощности данного энергоблока по ДПМ продолжалась до ноября 2016 года согласно подтвержденным АО «СО ЕЭС» объемам мощности.

В соответствии с материалами, представленными в дело ПАО «Юнипро», в результате аварии в котельном отделении Энергоблока № 3 Березовской ГРЭС зафиксированы значительные повреждения, препятствующие их дальнейшей безопасной эксплуатации, а общее техническое состояние строительных конструкций котельного отделения Энергоблока № 3 между осями 15-23, В-Е (зона аварии) здания - главного корпуса Березовской ГРЭС после аварии оценивается как — неработоспособное.

АО «СО ЕЭС» - специализированная инфраструктурная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.2005 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по оперативно-диспетчерскому управлению отнесены к естественно-монопольным видам деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и со статьями 20 и 25 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) субъект естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается субъектом, занимающим доминирующим положение.

В соответствии с пунктом 121 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 (далее - Правила ОРЭМ) объем мощности, поставленной поставщиком на оптовый рынок, определяется в соответствии с разделом IV настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 42 (раздел IV) Правил ОРЭМ в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке осуществляется торговля мощностью - особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.

Исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных настоящими Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем от поставщика в течение расчетного периода, а также объем поставленной и подлежащей оплате мощности удостоверяются путем составления и подписания уполномоченными представителями поставщика и покупателя по итогам поставки мощности за истекший расчетный период акта приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком. Порядок составления указанного акта, а также его форма устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Таким образом, при составлении и подписании акта приема-передачи мощности на основании подтвержденного системным оператором объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок генерирующим оборудованием, находящимся в ремонте, покупатели мощности обязаны оплатить ее стоимость.

В соответствии со статьей 3 Закон об электроэнергетике оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом об электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации  от 13.04.2010 № 238, цена на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, определяется коммерческим оператором оптового рынка в отношении каждого из указанных в таких договорах генерирующих объектов (под генерирующим объектом понимается генерирующее оборудование, месторасположение, значение установленной мощности, а также предельные минимальные и максимальные характеристики которого определены договорами о предоставлении мощности).

Таким образом, бездействие АО «СО ЕЭС» как организации, осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России, имеет возможность влиять на формирование цены на мощность и, как следствие, влиять на условия функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Комиссией ФАС России установлена экономическая связь между рассматриваемыми бездействием АО «СО ЕЭС» на рынке оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и существенными последствиями в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

Учитывая изложенное, рынок по оказанию услуг по оперативно-диспетчерскому управлению является «смежным» с оптовым рынком электроэнергии (мощности).

Как указывалось ранее, пунктами 44 Правил ОРЭМ и 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования установлено, что системный оператор обязан инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, если по результатам осуществляемого СО мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования выявлено фактическое отсутствие основного энергетического оборудования.

АО «СО ЕЭС», ссылаясь на отсутствие оснований, предусмотренных Регламентом аттестации генерирующего оборудования, а также на невозможность проведения проверки Ростехнадзором (отсутствие доступа на объект по причине наличия опасности угрозы обрушения металлоконструкций), не инициировал процедуру проведения тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации до истечения шестимесячного срока.

В соответствии с основаниями проведения АО «СО ЕЭС» тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, предусмотренными пунктом 44 Правил ОРЭМ, пункт 2.5.5 Регламента аттестации генерирующего оборудования содержит указание на проведение процедуры аттестации в отношении электростанции, в отношении которой поставщиком мощности полностью либо частично не выполняются обязательства по поддержанию генерирующего оборудования, ранее прошедшего процедуру аттестации, в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Согласно пункту 2.6 Регламента аттестации генерирующего оборудования в указанном случае аттестация генерирующего оборудования осуществляется АО «СО ЕЭС» только по результатам тестирования, проводимого в порядке, установленном пунктом 3 Регламента аттестации генерирующего оборудования.

Раздел 3 Регламента аттестации генерирующего оборудования устанавливает порядок проведения тестирования, предусматривающий в том числе нормальную и непрерывную работу основного оборудования в течение всего времени испытаний.

ПАО «Юнипро» направило в адрес АО «СО ЕЭС» оперативное сообщение о технологическом нарушении в работе оборудования Объекта генерации от 01.02.2016, которое в разделе описания повреждений содержало формулировку: «деформация металлоконструкций каркаса котла...».

Таким образом, учитывая указанные повреждения, АО «СО ЕЭС» обладало информацией о невозможности выполнения ПАО «Юнипро» требуемых действий по тестированию в течение уже первого месяца после аварии, то есть задолго до истечения шести месяцев и девяти месяцев с даты аварии.

В соответствии с материалами дела № 1-10-79/00-21-17 Ассоциация «НП Совет рынка» пояснила, что в пункте 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования содержится три случая, при наступлении которых АО «СО ЕЭС» должно инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации; в случае установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования, инициирование указанной процедуры является обязанностью АО «СО ЕЭС».

Пункт 6.4.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования предусматривает различные последствия выявления АО «СО ЕЭС» обстоятельств, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «в» пункта 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования.

Пункт 5.2 Регламента аттестации генерирующего оборудования устанавливает отдельные требования о необходимости подтверждения мощности генерирующего оборудования путем проведения его тестирования при наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования.

В соответствии с пунктом 6.4.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования при выявлении обстоятельств, указанных в подпункте «в» пункта 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования, значение предельного объема мощности генерирующего оборудования, начиная с текущего месяца, устанавливается равным нулю.

Таким образом, в случае выявления фактического отсутствия основного энергетического оборудования по результатам осуществляемого АО «СО ЕЭС» мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования, АО «СО ЕЭС» обязано инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации и установить значение предельного объема мощности генерирующего оборудования, начиная с текущего месяца, равным нулю.

Пункт 3 Регламента определения объемов предусматривает, что в случае полного либо частичного непредставления участником ОРЭ данных по генерирующему оборудованию, АО «СО ЕЭС» при формировании информации о выполнении требований, определяющих готовность генерирующего оборудования участников ОРЭ к выработке электрической энергии должен использовать имеющуюся в его распоряжении информацию.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела, в том числе описанных выше, Комиссия ФАС России было установлено, что АО «СО ЕЭС» располагало сведениями о наличии признаков утраты основного энергетического оборудования, и при этом не осуществляло надлежащим образом мониторинг фактического эксплуатационного состояния Объекта генерации и не инициировало проведение тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации.

Несмотря на существующие признаки утраты основного энергетического оборудования энергоблока № 3 филиала Березовской ГРЭС и предусмотренные пунктом 44 Правил ОРЭМ и Регламентом аттестации генерирующего оборудования основания проведения тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, АО «СО ЕЭС» в течение 9 месяцев рассчитывал предельный объем мощности генерирующего оборудования в соответствии с пунктом 54 Правил ОРЭМ.

Пункт 54 Правил ОРЭМ определяет порядок расчета объема недопоставки мощности в случае, если участником оптового рынка не обеспечена работа генерирующего оборудования в соответствии с заданным системным оператором технологическим режимом работы генерирующих объектов.

Указанный пункт 54 Правил ОРЭМ предусматривает, что заданный системным оператором технологический режим работы обеспечивается при соблюдении участником оптового рынка:

- суммарного объема ремонта, согласованного в установленном порядке с системным оператором;

- технологических ограничений на производство или выдачу в сеть электрической энергии;

- минимального и максимального почасовых значений мощности; параметров маневренности генерирующего оборудования, в том числе скорости изменения нагрузки генерирующего оборудования при участии в суточном регулировании и времени включения в сеть генерирующего оборудования;

- установленного нормированного времени пуска (включения в сеть);

- объема электрической энергии, предложенного в ценовой заявке на продажу электрической энергии, поданной участником оптового рынка для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед в отношении каждого часа суток, объему электрической энергии, вырабатываемому с соблюдением максимального значения мощности генерирующего оборудования;

- команд диспетчера системного оператора.

Согласно пункту 2 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления), «технологический режим работы» - процесс, протекающий в технических устройствах объекта электроэнергетики или энергопринимающей установки потребителя электрической энергии, и состояние этого объекта или установки (включая параметры настройки системной и противоаварийной автоматики).

Пункт 48 Правил оперативно-диспетчерского управления устанавливает, что оборудование объектов электроэнергетики, принятых в эксплуатацию, может находиться в одном из четырех эксплуатационных состояний: работа, резерв, ремонт, консервация.

Исходя из изложенного, в связи с тем, что основное энергетическое оборудование энергоблока № 3 Березовской ГРЭС фактически не эксплуатируется, а также не находится ни в одном из эксплуатационных состояний (работа, резерв, ремонт, консервация), и в технических устройствах указанного оборудования не может «протекать процесс», применение пункта 54 Правил ОРЭМ необоснованно.

С учетом определенного АО «СО ЕЭС» предельного объема мощности энергоблока № 3 филиала Березовская ГРЭС ПАО «Юнипро» в соответствии с подпунктом 3 пункта 54 Правил ОРЭМ, переплата для потребителей по ДПМ, заключенным с ПАО «Юнипро», по сравнению с расчетом предельного объема мощности согласно пункту 44 Правил ОРЭМ, составила более 950 млн. руб.

В соответствии с пунктом 121 Правила ОРЭМ объем мощности, поставленной поставщиком на оптовый рынок, определяется в соответствии с разделом IV указанных Правил.

В соответствии с пунктом 42 (раздел IV) Правил ОРЭМ исполнение обязательства поставщика по продаже (поставке) мощности и передача мощности поставщиком покупателю, а также исполнение покупателем обязательства по приему мощности от поставщика осуществляются в объеме, фактически поставленном данным поставщиком на оптовый рынок, с учетом выполнения поставщиком установленных указанными Правилами требований к готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии.

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем от поставщика в течение расчетного периода, а также объем поставленной и подлежащей оплате мощности удостоверяются путем составления и подписания уполномоченными представителями поставщика и покупателя по итогам поставки мощности за истекший расчетный период акта приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком. Порядок составления указанного акта, а также его форма устанавливаются Договором о присоединении.

Таким образом, при составлении и подписании акта приема-передачи мощности на основании подтвержденного системным оператором объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок генерирующим оборудованием, находящимся в ремонте, покупатели мощности обязаны оплатить ее стоимость.

В случае соблюдения АО «СО ЕЭС» обязанности, предусмотренной пунктами 44 Правил ОРЭМ и 5.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования, инициировать процедуру тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации после выявления фактического отсутствия основного энергетического оборудования по результатам осуществляемого мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования, АО «СО ЕЭС», согласно пункту 6.4.1 Регламента аттестации генерирующего оборудования, должно было установить значение предельного объема мощности энергоблока № 3 Березовской ГРЭС, начиная с текущего месяца, равным нулю.

В соответствии с пунктом 26 Правил ОРЭМ для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке с использованием зарегистрированных групп точек поставки субъект оптового рынка заключает договор оказания услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии и мощности в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги) и договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (если он относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике), а также иные договоры, предусмотренные подпунктом 3 пункта 40 и пунктом 41 настоящих Правил, и уведомляет организацию коммерческой инфраструктуры о заключении указанных договоров в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен самостоятельно лицом, владеющим на праве собственности или на ином законном основании генерирующим или энергопринимающим оборудованием, в отношении которого соответствующим субъектом оптового рынка зарегистрирована группа точек поставки.

 В соответствии с пунктом 4 статьи Закон об электроэнергетике системный оператор оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

Согласно пункту 4 Правил определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 № 910, стоимость услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, подлежащая оплате за расчетный период, определяется путем умножения цены (тарифа) указанных услуг, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или определенной субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в рамках предельного уровня цен (тарифов) на соответствующую услугу, установленного указанным федеральным органом исполнительной власти:

а) в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки):

на величину установленной генерирующей мощности электростанций, принадлежащих лицу на праве собственности или на ином законном основании, определяемой в соответствии с пунктом 5 Правил, - для услуг, оказываемых субъектам электроэнергетики, осуществляющим с использованием указанных электростанций деятельность по производству электрической энергии (мощности), продаваемой на оптовом или розничных рынках (в том числе для услуг, оказываемых субъектам электроэнергетики, осуществляющим деятельность по производству электрической энергии (мощности) с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электростанций, в отношении которых иными организациями, получившими статус субъектов оптового рынка, на оптовом рынке в установленном порядке зарегистрированы группы точек поставки, в которых исполняются обязанности по поставке электрической энергии (мощности), производимой на таких электростанциях);

б) в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации системным оператором отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики) за расчетный период - на величину фактического объема потребления электрической энергии за период, предшествующий расчетному, по всем группам точек поставки участника оптового рынка (для организации, осуществляющей экспортные операции, - на величину фактического объема покупки электрической энергии за период, предшествующий расчетному, по всем зарегистрированным за ней на оптовом рынке группам точек поставки, используемым в целях осуществления экспортных операций), определяемого в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за исключением объемов потребления электрической энергии на собственные и (или) хозяйственные нужды электростанций и на компенсацию потерь электрической энергии в электрических сетях.

Учитывая изложенное, при расчете стоимости услуг по оперативно-диспетчерскому управлению для системного оператора учитывается объем поставленной мощности. Таким образом, в составе стоимости услуг по оперативно-диспетчерскому управлению не должна учитываться величина установленной генерирующей мощности Энергоблока № 3, фактически не поставляемая на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

Вышеуказанные бездействие АО «СО ЕЭС» привели к росту цены товара на смежном товарном рынке, а именно: росту цены на мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности для потребителей второй ценовой зоны оптового рынка.

Таким образом, Комиссией ФАС России было установлено наличие признаков ограничения конкуренции на смежном товарном рынке - оптовом рынке электрической энергии и мощности, признаком которого выступает описанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Также, бездействие АО «СО ЕЭС» привело или могло привести к ущемлению экономических и иных интересов потребителей электрической, энергии (мощности), выразившееся в необходимости оплаты электрической мощности, которая фактически не могла быть поставлена с использованием генерирующего оборудования энергоблока № 3 филиала Березовской ГРЭС ПАО «Юнипро» после произошедшей 01.02.2016 аварии.

Исходя из вышеописанного, Комиссией ФАС России было установлено, что в рамках рассматриваемой ситуации имеет место признак объективной взаимосвязи, так как были установлены: факт доминирования АО «СО ЕЭС» на товарном рынке по оказанию услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также бездействие АО «СО ЕЭС» на товарном рынке по оказанию услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, которые впоследствии привели к наступлению негативных последствий на ином, смежном товарном рынке - оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Таким образом, Комиссия ФАС России, установив факты и обстоятельства дела № 1-10-79/00-21-17, решила признать в бездействии АО «СО ЕЭС» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения им как лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в границах ЗСП «Сибирь» в 2016 году, бездействия, выразившегося в неосуществлении надлежащего мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования, в уклонении от выявления фактического отсутствия генерирующего оборудования, что явилось причиной непроведения тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, а также в неиспользовании имеющейся в распоряжении АО «СО ЕЭС» информации об изменении параметров генерирующего оборудования и неустановлении значение предельного объема мощности генерирующего оборудования, начиная с текущего месяца, равным нулю, результатом которых явилось ограничение конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности конкуренции и ущемление интересов потребителей электрической энергии (мощности) оптового рынка электроэнергии и мощности во второй ценовой зоне.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении АО «СО ЕЭС» (ИНН 7705454461, КПП 770501001, ОГРН 1027700201352, юридический адрес: 109074, Российская Федерация, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 3) дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП АО «СО ЕЭС» надлежит в трёхдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения и документы (надлежащим образом заверенные копии):

1) размер совокупной выручки от реализации (продажи) всех товаров (работ, услуг) АО «СО ЕЭС» за 2016 год;

    • размер выручки АО «СО ЕЭС» от деятельности по производству и поставке электрической энергии и мощности за 2016 год;

    • общий размер выручки АО «СО ЕЭС» от деятельности по производству и поставке электрической энергии и мощности за 2016 год на территории второй ценовой зоны;

    • сведения о должностных лицах АО «СО ЕЭС», в 2016 году ответственных за:

      - осуществление мониторинга фактического эксплуатационного состояния генерирующего оборудования;

      - повторное проведение тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации;

      - изменение параметров генерирующего оборудования и установление значения передельного объема мощности генерирующего оборудования;

    • копии должностной инструкции Должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящего Определения;

    • копии приказов о назначении Должностных лиц на должности в ПАО «Юнипро», указанных в пункте 4 настоящего Определения;

    • паспортные данные Должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящего Определения.

4. Законному представителю АО «СО ЕЭС» явиться 27 июня 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11, этаж 5, каб. 501 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-459/00-21-18, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок представителя АО «СО ЕЭС» будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

Начальник отдела тарифного регулирования

оптового рынка электроэнергетики

Управления регулирования электроэнергетики С.А. Багданцева

Связанные организации

АО "Системный оператор единой энергетической системы" (АО "СО ЕЭС"), Москва
ИНН 7705454461, ОГРН 1027700201352