Решение №21/47494/14 Решение по делу от 21 ноября 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-128/00-21-14

 

г. Москва

 Резолютивная часть решения оглашена «5» ноября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «17

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <...>

 

рассмотрев дело № 1-00-128/00-21-14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (место нахождения: 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в навязывании с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и дополнительной стоимости сбытовых услуг, рассчитанных без учета электрических связей между энергопринимающими устройствами конечного потребителя по договору электроснабжения № 930090070 от 01.01.2011,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

05.06.2014 в ФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (далее – ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее – ООО «ЭСКБ», Ответчик), выразившегося в навязывании с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и дополнительной стоимости сбытовых услуг, рассчитанных без учета электрических связей между энергопринимающими устройствами конечного потребителя по договору электроснабжения № 930090070 от 01.01.2011.

В целях пресечения действий (бездействия) ООО «ЭСКБ», которые могут привести к ущемлению интересов ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес ООО «ЭСКБ» письмом от 02.07.2014 № ЦА/26437/14 направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем определения объемов оказанных с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» услуг по передаче электрической энергии и стоимости сбытовых услуг, подлежащих расчету с учетом наличия электрических связей между энергопринимающими устройствами конечного потребителя по договору электроснабжения № 930090070 от 01.01.2011, в срок до 21.07.2014.

Предупреждение от 02.07.2014 № ЦА/26437/14 получено Ответчиком 09.07.2014.

Письмом от 21.07.2014 № 007/5296 ООО «ЭСКБ» сообщило об отсутствии со стороны ООО «ЭСКБ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, считая, что разногласия возникшие между Ответчиком и Заявителем носят гражданско-правовой характер.

По результатам рассмотрения указанных документов (материалов) ФАС России возбуждено дело № 1-00-128/00-21-14 (приказ ФАС России от 03.09.2014 № 560/14) по признакам нарушения ООО «ЭСКБ» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 04.09.2014 года о назначении дела № 1-00-128/00-21-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 04.09.2014 № 21/35598/14) рассмотрение дела назначено на 30.09.2014.

На заседании Комиссии, состоявшемся 30.09.2014, сторонами по делу были представлены сведения и документы.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-00-128/00-21-14 от 15.10.2014 (исх. от 15.10.2014 № 21/41790/14) дело отложено на 29.10.2014. Сторонами по делу представлены истребуемые документы и сведения, даны пояснения по существу рассматриваемого вопроса. На заседании Комиссии, состоявшемся 29.10.2014, объявлен перерыв до 05.11.2014.

 

Позиция ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» по рассматриваемому делу заключается в следующем.

Между ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и ООО «ЭСКБ» заключен договор электроснабжения № 930090070 от 01.01.2011 (далее – Договор), в соответствии с которым ООО «ЭСКБ» обязано осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности) и обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) для ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в интересах потребителя электрической энергии ОАО «РЖД» (с использованием точек поставки электрической энергии на территории Республики Башкортостан).

В период с 01.01.2013 по сентябрь 2013 определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате ими оказанных услуг по передаче электрической энергии должно было осуществляться в соответствии с пунктом 15.1. Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - ПНД) по совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии, в том числе исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя в установленном порядке. Сетевая организация была не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

В период с 01.09.2013 и по настоящее время в соответствии с абзацем 4 пункта 15(1) ПНД объем услуг по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, должно было определяться в отношении каждого уровня напряжения исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (путем суммирования по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству, в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, - по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к указанной совокупности энергопринимающих устройств потребителя) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Данные о наличии электрических связей между энергопринимающими устройствами потребителя ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - ОАО «РЖД» (тяговыми подстанциями Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог) были представлены ООО «ЭКСБ», в том числе были вложены в качестве приложения к письмам ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в адрес ООО «ЭСКБ» от 23.01.2014 № 170-АИ-РЭС/14, от 22.04.2014 № 1916-АИ-РЭС/14 (Однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан).

Также, в подтверждение своих доводов ООО «Русэнергосбыт» письмом от 29.09.2014 № 4215-ЕС-РЭС/14 представило экспертное заключение по результатам проведения исследования на предмет наличия электрических связей между тяговыми подстанциями Горьковской, Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог на территории Республики Башкортостан, составленное экспертной организацией ОАО «Ленгипротранс» (г. Санкт-Петербург» (далее – экспертное заключение).

Согласно пункту 3.4 экспертного заключения установлено, что 45 тяговых подстанций Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог (ИК, Талды-Булак, Приютово, Аксаково, Глуховская, Аксеново, Шафраново, Слак, Раевка, Давлеканово, Шингак-Куль, Удряк, Чимшы, Ключарево, Жуково, Ямбахта, Черемшан, Буздяк, Каран-Елга, Дема, Воронки, Шакша, Иглино, Тавтиманово, Кудеевка, Улу-Теляк, Казаяк, Черниковка-Восточная, Загородная, Зинино, Юрмаш,  Уршак, Кабаково, Карламан, Ирныкши, Приуралье, Равтау, Зуяково, Ассы, Инзер, Юша,Серменево, Пихта, Укшук, Ново-Абзаково) имеют между собой электрические связи через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ОАО «РЖД». С указанными объектами не имеет электрических связей единственная тяговая подстанция Янаул Горьковской железной дороги в границах Республики Башкортостан.

 

По мнению ООО «ЭСКБ», изложенному в письме от 21.07.2014 № 007/6296, пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (в редакции действовавшей в спорный период времени) (далее — Основные положения), гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя.

Между сетевой организацией ООО «Башкирские распределительные электрические сети» и дистанциями электроснабжения – структурными подразделениями Куйбышевской, Горьковской и Южно-Уральской железных дорог ОАО «РЖД» составлены акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по каждой тяговой подстанции, питающие электрической энергией указанные дороги.

В соответствии с пунктом 13(1) ПНД, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств указывается в документах о технологическом присоединении. Документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункт 2 ПНД).

Вышеуказанными актами разграничения определена максимальная мощность каждой тяговой подстанции. Указанные сведения ООО «ЭСКБ» используются при определении сбытовых надбавок по соответствующим подгруппам.

Также, письмом от 29.09.2014 № 007 ООО «ЭСКБ» сообщило, что однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети согласованы только представителями СП Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫ», то есть без согласования с сетевой организацией, которой является ООО «Башкирские распределительные электрические сети». Ответчиком также отмечен тот факт, что доверенность на представителя СП Трансэнерго филиала ОАО «РЖД» - Ющина В.В. – не предусматривает полномочия по согласованию и подписанию «Однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД».

По мнению ООО «ЭСКБ», предложенный ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» расчет величины максимальной мощности суммарно по всем точкам поставки возможен только в случае, если все энергопринающие устройства потребителей ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» по всем точкам поставки ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», в отношении которых заключен договор энергоснабжения, будут находиться в единых границах балансовой принадлежности при условии обеспечения электрических связей между указанными энергопринимающими устройствами потребителя через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

По мнению ООО «ЭСКБ» экспертное заключение не подлежит применению, по причинам указанным в письме от 09.10.2014 № 007/6831.

 

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, Комиссия находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, между ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и ООО «ЭСКБ» заключен Договор энергоснабжения № 930090070 от 01.01.2011 г., в соответствии с которым ООО «ЭСКБ» обязано осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности) и обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) для ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в интересах потребителя электрической энергии Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») (с использованием точек поставки электрической энергии на территории Республики Башкортостан).

Согласно пункту 1 Договора, ООО «ЭСКБ» осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные указанным Договором и обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии Покупателя, путем привлечения третьих лиц.

Пунктом 1.2 Договора установлено, что точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон.

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 № 57, статус гарантирующего поставщика электрической энергии, осуществляющего деятельность на территории Республики Башкортостан, с 01.01.2011 года присвоен ООО «ЭСКБ».

Из положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 4 пункта 28 Основных положений, следует, что договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным. Следовательно, на ООО «ЭСКБ» распространяются правила заключения и исполнения публичных договоров на розничных рынках.

Оказание услуг по передаче электрической энергии обеспечивается ООО «ЭСКБ» с использованием объектов электросетевого хозяйства ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (далее — ООО «Башкирэнерго»), к которым присоединены энергопринимающие устройства ОАО «РЖД».

Точки поставки, в которых ООО «ЭСКБ» осуществляет продажу электрической энергии и в отношении которых с привлечением третьих лиц оказывает услугу по передаче электрической энергии, делятся на несколько категорий:

точки поставки Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» (тяговые подстанции и иные энергопринимающие устройства);

точки поставки Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД» (тяговые подстанции и иные энергопринимающие устройства);

точки поставки Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» (тяговые подстанции и иные энергопринимающие устройства);

Фактический объем потребляемой электрической энергии определяется как объем электрической энергии, поступившей в сети ОАО «РЖД», за вычетом объема электрической энергии, отпущенной из сетей ОАО «РЖД» прочим потребителям электрической энергии («транзитным потребителям», не являющимися потребителями ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»).

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и ООО «ЭСКБ» определяют фактическое потребление электрической энергии по вышеуказанным точкам поставки в соответствии с показаниями приборов учета, имеющих Сертификаты об утверждении типа средств измерений, выданных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и фиксируют их в Ведомостях начислений.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. При этом гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом.

В соответствии с пунктом 78 Основных положений расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Из материалов дела следует, что ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в соответствии с пунктом 97 Основных положений, письмами от 11.01.2013 № 29-1-АИ-РЭС/13 и от 17.01.2014 № 90-АИ-РЭС/14 уведомило ООО «ЭСКБ», что для расчетов за электрическую энергию (мощность), приобретаемую в интересах ОАО «РЖД», на 2013 и 2014 годы потребителем выбрана четвертая ценовая категория.

Пунктом 95 Основных положений установлен порядок применения предельных уровней нерегулируемых цен гарантирующими поставщиками.

Одной из составляющей предельных уровней нерегулируемых цен для четвертой и шестой ценовых категорий является ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии за содержание электрических сетей, которая в соответствии с абзацем 4 пункта 95 Основных положений применяется к величине мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) в части услуг по передаче электрической энергии и определяемой в соответствии с пунктом 15(1) ПНД.

В период с 01 января 2013 по август 2013 года определение обязательств гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), действующим в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате ими оказанных услуг по передаче электрической энергии должно было осуществляться в соответствии с пунктом 15(1) ПНД (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2013 № 652) по совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии, в том числе исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя в установленном порядке. Сетевая организация не вправе была требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

В период с 01.09. 2013 и по настоящее время определение обязательств гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), действующим в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате ими оказанных услуг по передаче электрической энергии должно осуществляться в соответствии с пунктом 15(1) ПНД в отношении каждого уровня напряжения исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (путем суммирования по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству, в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, - по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к указанной совокупности энергопринимающих устройств потребителя) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» собственником энергопринимающих устройств является ОАО «РЖД».

Согласно Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства могут выступать линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Из актов разграничения границ балансовой принадлежности следует, что все энергопринимающие устройства тяговых подстанций подключены к сетям одной сетевой организации – ООО «Башкирские распределительные электрические сети».

Данные о наличии электрических связей между энергопринимающими устройствами потребителя ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - ОАО «РЖД» (тяговыми подстанциями Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог) были представлены в ООО «ЭКСБ», в том числе были вложены в качестве приложения к письмам ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» в адрес ООО «ЭСКБ» от 23.01.2014 № 170-АИ-РЭС/14, от 22.04.2014 № 1916-АИ-РЭС/14 (Однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан). Однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций согласованы с ОАО «РЖД», являющегося собственником энергопринимающих устройств. К письму от 23.01.2014 № 170-АИ-РЭС/14, в качестве приложений были также приложены копии актов разграничения границ балансовой принадлежности. Также, письмом от 22.04.2014 № 1916-АИ-РЭС/14 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» указало, что представленные им документы свидетельствуют о наличии электрических связей между Южно-Уральской и Куйбышевской железными дорогами ОАО «РЖД».

Письмом от 22.04.2014 № 1917-АИ-РЭС/14 ОАО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» направляло в адрес ООО «ЭСКБ» обращение о перерасчете сбытовой надбавки и информацию о том, что ООО «ЭСКБ» не учтены внутренние электрические связи между энергопринимающими устройствами Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог ОАО «РЖД», находящихся в единых границах балансовой принадлежности, имеющими внутренние электрические связи, что подтверждается однолинейной схемой присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан, согласованной с ОАО «РЖД».

Письмом ООО «ЭСКБ» от 13.05.2014 № 001/3058, направленным в адрес ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», Ответчик сообщил, что представленные документы об однолинейной схеме не свидетельствуют об электрических связях между энергопринимающими устройствами через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

Позиция ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» по внутренним электрическим связям была направлена в адрес ООО «ЭСКБ» письмом от 19.05.2014 № 2193-АИ-РЭС/14. В свою очередь ООО «ЭСКБ» не представлены мотивированные возражения по их содержанию.

Вместе с тем, письмом от 26.05.2014 № 001/3248 ООО «ЭСКБ» направило в адрес ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «Башкирэнерго») письмо, содержащее сведения, что данные о наличии электрических связей между энергопринимающими устройствами ОАО «РЖД» (тяговыми подстанциями Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог) были направлены в адрес ООО «Башкирэнерго» письмом ООО «ЭСКБ» от 29.04.2014 № 001/2026.

В указанном письме ООО «ЭСКБ» просит ООО «Башкирэнерго» осуществить корректировку произведенных между сторонами расчетов по оказанным услугам по передаче электрической энергии за период с января 2013 года по настоящее время путем выставления ООО «ЭСКБ» корректировочных актов оказания услуг по передаче и корректировочных счетов-фактур, а также осуществлять расчеты стоимости услуг по передаче электрической энергии в последующие периоды в соответствии с законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики, а также данных об электрических связях.

В ответ на указанное письмо ООО «Башкирэнерго» письмом от 04.06.2014 № БЭ/1.7.1-2017 сообщило, что наличие электрических связей между энергопринимающими устройствами ОАО «РЖД» (тяговыми подстанциями Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог) надлежащим образом не подтверждено.

На основании указанного письма ООО «ЭСКБ» не приняло во внимание наличие электрических связей между энергопринимающими устройствами ОАО «РЖД», считая, что однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан должны были быть согласованы с ООО «Башкирэнерго», как сетевой организацией, к объектам которой присоединены энергопринимающими устройствами ОАО «РЖД».

Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации на ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», как на сбытовую организацию, действующую в интересах потребителя, не накладывается обязанность по согласованию однолинейных схем присоединения со смежной сетевой организацией.

Нормативными правовыми актами, действующими в сфере электроэнергетики Российской Федерации, не установлено каким образом должно подтверждаться энергосбытовой организацией и/или потребителем, наличие между несколькими энергопринимающими устройства электрических связей через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

Однако, согласно пункту 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), именно заявитель (собственник энергопринимающих устройств) представляет в сетевую организацию, при осуществлении технологического присоединения, однолинейные схемы электрических сетей, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, поскольку именно заявитель обладает достоверной информацией о расположении электрических сетей, принадлежащих ему. Правила технологического присоединения не содержат обязанности по согласованию однолинейных схем электрических сетей заявителя с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства заявителя.

На документах, подтверждающих внутренние электрические связи (однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан), полученных ООО «ЭСКБ» имеется согласование ОАО «РЖД», являющегося владельцем указанных энергопринимающих устройств, а также объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД» в границах Республики Башкортостан подтверждают электрические связи между тяговыми подстанциями Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог ОАО «РЖД», а именно: ИК, Талды-Булак, Приютово, Аксаково, Глуховская, Аксеново, Шафраново, Слак, Раевка, Давлеканово, Шингак-Куль, Удряк, Чимшы, Ключарево, Жуково, Ямбахта, Черемшан, Буздяк, Каран-Елга, Дема, Воронки, Шакша, Иглино, Тавтиманово, Кудеевка, Улу-Теляк, Казаяк, Черниковка-Восточная, Загородная, Зинино, Юрмаш,  Уршак, Кабаково, Карламан, Ирныкши, Приуралье, Равтау, Зуяково, Ассы, Инзер, Юша,Серменево, Пихта, Укшук, Ново-Абзаково.

Данный довод находит свое отражение в пункте 3.4 экспертного заключения, согласно которому между 45 тяговыми подстанциями Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог, имеются электрические связи через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ОАО «РЖД». С указанными объектами не имеет электрических связей единственная тяговая подстанция Янаул Горьковской железной дороги в границах Республики Башкортостан.

Вместе с тем, начиная с января 2013 и по настоящий момент ООО «ЭСКБ» при исполнении договорных обязательств по Договору навязывает ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»:

-        дополнительный объем услуг по передаче электрической энергии по Договору по основаниям прямо не предусмотренным федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, путем нарушения гарантирующим поставщиком правил исполнения публичных договоров, установленных, в том числе пунктом 95 Основных положений, пунктом 15 (1) ПНД (в редакции, действующей с 01.01.2013 до 13.08.2013, и в редакции, действующей после 13.08.2013), и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179, предусматривавших в период с 01.01.2013 по 31.08.2013 определение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии через суммарный показатель величины мощности по всем точкам поставки, а не по каждой точке поставки отдельно, а в период начиная с 01.09.2013 - с учетом электрических связей между энергопринимающими устройствами потребителя ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - ОАО «Российские железные дороги» - через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства;

-        дополнительную стоимость сбытовых услуг по основаниям прямо не предусмотренным федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, путем нарушения гарантирующим поставщиком правил исполнения публичных договоров, установленных пунктов 65 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 и пунктом 7 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э, в части применения величин сбытовых надбавок гарантирующего поставщика исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» с учетом электрических связей между энергопринимающими устройствами ОАО «РЖД» через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в единых границах балансовой принадлежности.

По смыслу положений статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание лицу невыгодных условий договора, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление прав лица либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для него условиях.

Навязывание невыгодных условий со стороны ООО «ЭСКБ» выразилось в частности в навязывании с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в следствие определения объема услуг по передаче электрической энергии без учета электрических связей энергопринимающих устройств конечного потребителя, а также неправильное применение величин сбытовых надбавок ООО «ЭСКБ» в конечной нерегулируемой цене для ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», т.е. также без учета электрических связей.

Приказами Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 26.12.2012 № 799 и от 19.12.2013 № 813 установлены сбытовые надбавки для ООО «ЭСКБ» на 2013 и 2014 годы соответственно.

Пунктом 65(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), для целей применения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков группа «прочие потребители» в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств разделяется по подгруппам.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки устанавливается в зависимости от территориальных, зональных и иных параметров деятельности гарантирующих поставщиков в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (далее – Методические указания № 703-э), сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются для следующих групп (подгрупп) потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии; прочие потребители.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» относится к группе «прочие потребители».

Сбытовые надбавки для группы «прочие потребители» дифференцируются по следующим подгруппам потребителей в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств:

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 150 кВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 150 до 670 кВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт;

- потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 10 МВт.

Согласно пункту 7 Методических указаний № 703-э, в целях применения данных Методических указаний распределение потребителей группы «прочие потребители» по подгруппам осуществляется исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю и находящихся в единых границах балансовой принадлежности при условии обеспечения электрических связей между указанными энергопринимающими устройствами потребителя через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

Таким образом, в пункте 7 Методических указаний № 703-э, как специальном документе, регламентирующем порядок расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установлено, что определение максимальной мощности по совокупности энергопринимающих устройств возможно только при условии обеспечения электрических связей между указанными энергопринимающими устройствами потребителя через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства.

Понятие максимальной мощности изложено в пункте 2 ПНД – это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязанность обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемой в мегаваттах.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 ПНД величина максимальной мощности определяется по каждой точке поставки. Максимальная мощность указывается в документах о технологическом присоединении (Акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (пункт 13 (1) ПНД).

В соответствии с пунктом 2 ПНД границей балансовой принадлежности называется линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральном законом основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, совокупность точек поставки по смыслу ПНД определяется в границах балансовой принадлежности между сетевой организацией и владельцем объектов электроэнергетики.

Из представленных ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» актов разграничения границ балансовой принадлежности следует, что все объекты электропотребления тяговых подстанций Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог ОАО «РЖД» подключены к объектам электросетевого хозяйства одной сетевой организации – ООО «Башкирские распределительные электрические сети».

Акты разграничения границ балансовой принадлежности были также представлены в ООО «ЭСКБ» письмом от 23.01.2014 № 170-АИ-РЭС/14.

Более того, как указывалось ранее, однолинейная схема электрических сетей, свидетельствующая о наличии электрических связей между Южно-Уральской и Куйбышевской железными дорогами ОАО «РЖД», была также представлена в ООО «ЭСКБ».

Исходя из установленного факта электрических связей между энергопринимающими устройствами тяговых подстанций Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог ОАО «РЖД» при отнесении объемов потребления электрической энергии (мощности) указанными энергопринимающих устройств к подгруппам «прочие потребители» гарантирующий поставщик должен руководствоваться п.7 Методических указаний № 703-э в части суммирования величин максимальной мощности.

Вместе с тем, ООО «ЭСКБ», при определении стоимости оказанных сбытовых услуг, не смотря на представленные ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» однолинейные схемы и акты разграничения границ балансовой принадлежности, осуществляет расчеты без учета электрических связей между энергопринимающими устройствами тяговых подстанций Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог ОАО «РЖД».

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 № 57, статус гарантирующего поставщика электрической энергии, осуществляющего деятельность на территории Республики Башкортостан, с 01.01.2011 года присвоен ООО «ЭСКБ».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии анализом состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) за 2013 год на территории Республики Башкортостан доля ООО «ЭСКБ» составляет более 50 %.

Таким образом, ООО «ЭСКБ» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Башкортостан.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие) путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Таким образом, действия ООО «ЭКСБ», как лица занимающего доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Республики Башкортостан, нарушают положения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ЭСКБ» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и дополнительной стоимости сбытовых услуг, рассчитанных без учета электрических связей между энергопринимающими устройствами конечного потребителя по договору электроснабжения № 930090070 от 01.01.2011.

2. Выдать ООО «ЭСКБ» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-128/00-21-14

05.11.2014 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 05.11.2014 по делу № 1-00-128/00-21-14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (место нахождения: 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) (далее — ООО «ЭСКБ») пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ЭСКБ» в течение одного месяца с даты получения решения по делу № 1-00-128/00-21-14 и настоящего предписания необходимо прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части навязывания с 01.01.2013 ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» дополнительных объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии по договору электроснабжения № 930090070 от 01.01.201 вследствие определения такого объема услуг по передаче электрической энергии без учета наличия электрических связей между энергопринимающими устройствами конечного потребителя (ОАО «РЖД»).

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнения предписания антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны