Предписание №СП/72387/23 О направлении предписания от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 августа 2023 г. г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 21.03.2023 № 21-7306-С/23, составленного ФАС России, в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай (далее также Комитет, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Сетевая компания Алтайэнерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ФАС России провела анализ приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/7 «Об установлении единых (котловых) тарифов
на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай,
на 2022 - 2027 годы и о признании утратившими силу некоторых приказов комитета по тарифам Республики Алтай», экспертного заключения по материалам рассмотрения дела об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» - «Алтайэнерго» ПО «ГАЭС»
на 2023 – 2027 годы и тарифов на услуги по передаче электрической энергии
по сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» - «Алтайэнерго» ПО «ГАЭС» в границах Республики Алтай (далее
ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго», Регулируемая организация) в рамках долгосрочного периода регулирования (2023-2027 годы) на 2023 год (далее Экспертное заключение
на 2023 год), в том числе отчетного шаблона о принятых тарифах на услуги
по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2023, а также возражения Органа регулирования, направленные письмом от
25.04.2023 № И-15-01-01/0784 (далее – Возражения).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) полномочия
по расчету и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, закреплены
за исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования
№ 1178), предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом № 35-ФЗ и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового
и розничных рынков.

Как указано в пункте 5 Основ ценообразования № 1178, регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку,
и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии
с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя
из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 тарифы на услуги
по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания
98-э), на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

индекс эффективности подконтрольных расходов;

коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов
на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

уровень потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям;

уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат)
и метода сравнения аналогов.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся
в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

Результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки
в порядке, определенном пунктом
11 Методических указаний № 98-э. Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей производится
на основании раздела
III Методических указаний № 98-э.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях
об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В силу пункта 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно пункту 23.1 Правил регулирования № 1178 экспертные заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении территориальных сетевых организаций размещаются в единой информационно-аналитической системе.

По результатам мониторинга принятого тарифного решения, Экспертного заключения на 2023 год, отчетного шаблона о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2023 выявлено отклонение по величине заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии, определенной сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП (далее также СПБ). Органом регулирования при расчетах тарифов на 2023 год применялся объем заявленной мощности потребителей в размере – 70,13 МВт. В СПБ объем заявленной мощности потребителей Республики Алтай – 79,33 МВт.

Таким образом, Органом регулирования допущено нарушение общего принципа организации экономических отношений в сфере электроэнергетики – необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков
и потребителей электрической энергии, изложенного в пункте 1 статьи 6 Федерального закона № 35-ФЗ, в том числе выражающееся в несоблюдении пункта 14 Основ ценообразования № 1178.

В отношении отклонения по величине заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии, определенной сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, Органом регулирования пояснения не представлены.

Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ экономической обоснованности учтенных Органом регулирования расходов, а также оснований
по отказу включения экономически не обоснованных расходов.

1. Подконтрольные расходы.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами
и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению
к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Базовый уровень подконтрольных расходов ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» на 2023 год установлен в размере 637 814,76 тыс. руб. в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178, а именно методом экономически обоснованных расходов (Методические указания № 98-э) и методом сравнения аналогов (приказ ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э).

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год
не представлен анализ предыдущего долгосрочного периода регулирования
2018-2022 гг., отсутствует информация о проведении анализа и корректировки фактических подконтрольных расходов 2018-2021 гг. в соответствии
с Методическими указаниями № 98-э, в том числе согласно письму ФАС России
от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

Таким образом, Органу регулирования надлежит провести корректировку подконтрольных расходов по итогам предыдущего долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. в соответствии с Методическими указаниями № 98-э,
в том числе согласно письму ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

1.1 Статья «Сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент»

Расходы на сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент Органом регулирования учтены в размере 34 401,1 тыс. руб.,
в том числе по следующим подстатьям затрат:

- материалы на эксплуатацию 3 491,85 тыс. руб.;

- ремонт транспорта (запасные части) 3 452,03 тыс. руб.;

- топливо 13 581,68 тыс руб.;

- спец одежда и СИЗ 9 476,64 тыс. руб.;

- расходные материалы для орг техники 2 009,76 тыс. руб.;

- канцтовары 1 114,71 тыс. руб.;

- материалы по технике безопасности и охране труда 1 274,38 тыс руб.

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент и топливо заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 60 213 тыс. руб.

В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год, а также
в Возражениях отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов
ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов, в том числе по стоимости. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Отсутствует информация о направлении расходов согласно дефектной ведомости.

По подстатье расходов «Материалы по технике безопасности и охране труда» Органом регулирования учтены расходы в размере 1 274,38 тыс. руб. В то время как ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» по данной подстатье заявлено 1 180,28 тыс. руб. При этом Орган регулирования в сводном расчете по статье «Сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент» расходы на материалы
по технике безопасности и охране труда учтены в размере 1 180,28 тыс. руб.

Таким образом, нарушен общий принцип организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - необходимость соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, изложенный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона № 35-ФЗ.

На основании изложенного, расходы на сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент на 2023 год, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования
№ 1178 и пункта 23 Правил регулирования № 23, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов, такие расходы подлежат исключению
из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.

1.2. Статья «Работы и услуги производственного характера»

Расходы на работы и услуги производственного характера Органом регулирования учтены в размере 3 028,89 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:

- диагностика и испытание приборов учета 587,13 тыс. руб.;

- диагностика оборудования и подстанций 1 378,74 тыс. руб.;

- услуги по освидетельствованию зданий и сооружений 352,24 тыс. руб.;

- поверка, калибровка оборудования и приборов учета 398,78 тыс. руб.;

- поверка высоковольтных трансформаторов тока и напряжения 312,00 тыс. руб.

Расходы на работы и услуги производственного характера заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 5 962 тыс. руб.

В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год, а также
в Возражениях отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов
ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов, в том числе по стоимости. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Отсутствует информация о направлении расходов согласно дефектной ведомости. Не отражено, чем вызвана необходимость и отклонение
от факта.

На основании изложенного, расходы на работы и услуги производственного характера на 2023 год, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию
с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил регулирования № 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.

1.3. Статья «Расходы на оплату труда»

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2023 год приняты
в размере 450 731,61 тыс. руб., средняя заработная плата составляет 74 326,64 руб. Факт расходов на оплату труда за 2021 год составил 315 626,73 тыс. руб., средняя заработная плата составила 52 047,55 руб.

Изменение расходов на оплату труда на 2023 год в сравнении с фактическим данными за 2021 год принято Комитетом с увеличением на 135 104,88 тыс. руб. или +42%, средняя заработная плата увеличилась на 22 279,09 руб. в сравнении
с фактическими данными за 2021 год.

Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией на 2023 год
в размере 839 414,62 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями,
и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178 не проведен анализ фактической численности и плановой штатной численности, отсутствует оценка
по всем подразделениям
ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго». Отсутствует оценка средней заработной платы.

Таким образом, при определении фонда оплаты труда Комитету необходимо исходить из положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз», а также руководствоваться Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников в электроэнергетике, утвержденными Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) и ВЭП от 14 ноября 2005 года, с учетом изменений
и дополнений от 10 апреля 2008 года (далее
Рекомендации).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 26 Основ ценообразования № 1178, расходы на оплату труда, включенные в базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом анализа численности персонала на 2023 год, в том числе
с отражением фактических показателей в соответствии с формой статистической отчетности № П-4, а также с учетом анализа соответствия Рекомендациям вышеуказанных данных.

Органу регулирования необходимо дополнительно проанализировать, обосновать и указать численность ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» по видам деятельности за 2021 год и на 2023 год, исключить экономически необоснованные затраты и отразить расчет расходов фонда оплаты труда в экспертном заключении.

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» на 2023 год
также подлежат дополнительному анализу,
который необходимо отразить в экспертном заключении, и по результатам которого Комитету необходимо исключить экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.

1.4 Статья «Прочие расходы»

1.4.1 Подстатья «Ремонт основных средств»

Расходы на ремонт основных средств Органом регулирования учтены
в размере 57 778,89 тыс. руб.

Данные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 78 098,22 тыс. руб.

1.4.2 Подстатья «Расходы на услуги транспорта»

Расходы на услуги транспорта Органом регулирования учтены в размере
1 133,88 тыс. руб.

Данные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере
1 576 тыс. руб.

1.4.3 Подстатья «Расходы на услуги PR и типографские услуги»

Расходы на услуги PR и типографские услуги Органом регулирования учтены в размере 771,69 тыс. руб.

Размер расходов на услуги PR и типографские услуги, заявленный Регулируемой организацией на 2023 год, в Экспертном заключении на 2023 год
не указан.

1.4.4 Подстатья «Расходы на командировки и представительские»

Расходы на командировки и представительские Органом регулирования учтены на 2023 год в размере 13 664,08 тыс. руб.

Данные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 17 688,29 тыс. руб.

1.4.5. Подстатья «Страхование»

Расходы на страхование Органом регулирования учтены на 2023 год в размере 6 011,91 тыс. руб., в которой также учтены расходы на добровольное страхование автотранспорта, зданий и медицинское страхование. Данные расходы являются необязательными и не подлежат учету в необходимой валовой выручке регулируемых организаций.

Расходы на страхование заявлены Регулируемой организацией на 2023 год
в размере 6 011,91 тыс. руб.

В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год, а также
в Возражениях отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов
ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов, в том числе по стоимости. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Не отражено, чем вызвана необходимость и отклонение от факта.

На основании изложенного, прочие расходы, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования
№ 1178 и пункта 23 Правил регулирования № 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов, такие расходы подлежат исключению
из необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Расходы
на добровольные виды страхования подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.

2. Неподконтрольные расходы

2.1 Статья «Налоги на транспорт»

Расходы по статье «Налоги на транспорт» Органом регулирования учтены
на 2023 год в размере 498,45 тыс. руб.

Данные расходы Регулируемой организацией на 2023 год не заявлены.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в автопарке ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» имеются премиальные автотранспортные средства
с избыточными потребительскими характеристиками. Отсутствует анализ
на предмет необходимости эксплуатации данных автомобилей в целях осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В связи с чем, транспортный налог на автомобили премиального класса подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье «Налоги на транспорт» на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.

2.2. Статья «Экономия потерь»

Расходы по статье «Экономия потерь» Органом регулирования учтены на 2023 год в размере 98 319,24 тыс. руб.

Размер расходов по данной статье, заявленный Регулируемой организацией
на 2023 год, в Экспертном заключении на 2023 год не указан.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки
в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом,
в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1)-34(3) Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2023 год, а также в Возражениях
не
отображены показатели, используемые в расчете. Отсутствует анализ использования бюджетных средств, анализ программы энергосбережения.

Таким образом, расходы по статье «Экономия потерь» на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим общий принцип организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - необходимость соблюдения баланса экономических интересов поставщиков
и потребителей электрической энергии, изложенный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,
что выразилось в нарушени
и пунктов 7, 14, 16, 26, 29, 34 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также в пункте 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок
до 1
октября 2023 года произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Сибирь – «Алтайэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания, и отобразить соответствующий анализ и расчет в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

3. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 1 октября 2023 года привести расчет единых котловых тарифов на услуги
по передаче электрической энерги
и и шаблона PEREDACHA.M2023
в соответствие с параметрами, определенными сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП,
и отразить результаты в экспертном заключении.

4. По результатам исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 1 октября 2023 при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго», установленной на 2023 год, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями Основ ценообразования
№ 1178, Методических указаний № 98-э.

Экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные
из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» при пересмотре тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год, исключить при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии для ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии

ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890
Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925