Решение №1-10-89/00-21-12 Решение по делу по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная ... от 21 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №1-10-89/00-21-12

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2012 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Королев В.Г. – начальник Управления контроля электроэнергетики ФАС России;
члены Комиссии:
Огневская Д.В. – начальник отдела судебной работы Правового управления ФАС России;
Воронин А.С. – начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики ФАС России;
Крюков А.С. – заместитель начальника отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики ФАС России;
Каримова Л.Р. – главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России;
Осипова Е.В. – начальник отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления ФАС России;
рассмотрев дело № 1-10-89/00-21-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (юридический адрес: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.42/44, ИНН 6450925977) (далее – ОАО «МРСК Волги») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в уклонении от заключения с Открытым акционерным обществом «Волгоцеммаш» (далее — ОАО «Волгоцеммаш») на основании заявки ОАО «Волгоцеммаш» от 02.12.2010 № 08/2011 (вх. ОАО «МРСК Волги» от 01.02.2011 № Ц 9612) договора об осуществлении технологического присоединения и заслушав объяснения заявителя и ответчика, а также проанализировав имеющиеся в деле документы
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило заявление (вх. от 21.08.2012 № 46791) от ОАО «Волгоцеммаш» о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Волги», выразившимся в уклонении от заключения с ОАО «Волгоцеммаш» договора об осуществлении технологического присоединения.
В целях пресечения действий (бездействия) ОАО «МРСК Волги», которые могут привести к ущемлению интересов ОАО «Волгоцеммаш», на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в адрес ОАО «МРСК Волги» направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления ОАО «Волгоцеммаш» для подписания заполненного и подписанного ОАО «МРСК Волги» проекта договора об осуществлении технологического присоединения в 2 экземплярах (с техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к данному договору), в срок до 01.10.2012 (исх. от 06.09.2012 № ИА/29039).
ОАО «МРСК Волги» в ответ на предупреждение ФАС России письмом от 02.10.2012 № МР6/108/1649 (вх. от 10.10.2012 № 57014) сообщило, что ОАО «МРСК Волги» сопроводительным письмом от 28.09.2012 № МР6/108/1628 в адрес ОАО «Волгоцеммаш» направлен заполненный и подписанный со стороны ОАО «МРСК Волги» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к данному договору.
Вместе с тем, ОАО «Волгоцеммаш» (вх. от 31.10.2012 № 61449) уведомило ФАС России о том, что ОАО «МРСК Волги» предупреждение ФАС России не исполнило, поскольку в проекте договора, направленном ОАО «МРСК Волги» в адрес ОАО «Волгоцеммаш», отсутствуют существенные условия договора: размер платы за технологическое присоединение. Данный документ с учетом положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации не может считаться надлежащей офертой.
По результатам рассмотрения указанного обращения ФАС России возбуждено дело № 1-10-89/00-21-12 (приказ ФАС России от 28.11.2012 № 718/12) по признакам нарушения ОАО «МРСК Волги» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с неисполнением предупреждения ФАС России (исх. от 06.09.2012 № ИА/29039).
Определением от 29.11.2012 года о назначении дела № 1-10-89/00-21-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 29.11.2012 № 21/39601/12) рассмотрение дела назначено на 07.12.2012.
На заседании Комиссии, состоявшемся 07.12.2012, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Исходя из сведений, представленных ОАО «Волгоцеммаш», 01.02.2011 ОАО «МРСК Волги» получена заявка от ОАО «Волгоцеммаш» на осуществление технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Волги» ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш», максимальная мощность которых увеличивается на 17,3 МВт - с 60 МВт до 77,3 МВт (с учетом максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств). Заявка зарегистрирована ОАО «МРСК Волги» за № Ц 9612. В целях обеспечения электроснабжения электросталеплавильного цеха, расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 12, который планировалось ввести в эксплуатацию во втором квартале 2011 года.
Надлежащее технологическое присоединение и максимальная мощность (60 МВт) энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш» (мощность которых увеличивается) подтверждается техническими условиями от 23.06.1988 № 211-236-3157, выданными РЭУ «Куйбышевэнерго» и иными представленными Заявителем документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 7 Правил, установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности;
д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14.2 Правил).
Пунктами 9 и 10 Правил установлены требования к содержанию и составу заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.
На момент регистрации в сетевой организации, заявка ОАО «Волгоцеммаш» от 01.02.2011 № Ц 9612 (далее – Заявка) была составлена в соответствии с требованиями Правил (содержала необходимые сведения: реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр); наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; место нахождения заявителя; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность присоединяемых к сети трансформаторов и указание на отсутствие генераторов; количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств; заявляемый характер нагрузки и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения; величина технологической и аварийной брони; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств, к заявке также прилагались предусмотренные в составе заявки документы, включая: план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения и возможности переключения нагрузок по внутренним сетям заявителя; перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства в котором расположены объекты заявителя; доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы; акт № 4515 от 02.09.2005 аварийной и технологической брони электроснабжения ОАО «Волгоцеммаш», документы, подтверждающие максимальную мощность энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш»).
Таким образом, ОАО «Волгоцеммаш» со своей стороны своевременно выполнило все требования Правил к составу и содержанию заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 15 Правил, сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
Уведомление об увеличении срока рассмотрения Заявки и дате его завершения в ОАО «Волгоцеммаш» не поступало.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация согласно пункту 15 Правил уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Письмом от 20.02.2011 № МР6/121/16.02/2105-27 ОАО «МРСК Волги» дополнительно затребовало у ОАО «Волгоцеммаш» информацию, содержащуюся в Заявке, с одновременной корректировкой Заявки относительно «вводимой мощности».
В ответ на данное требование, ОАО «Волгоцеммаш» письмом от 10.03.2011 № 08/1132 одновременно с предоставлением запрашиваемой информации сообщило ОАО «МРСК Волги», что данная информация содержится в поданной ОАО «Волгоцеммаш» Заявке и приложенных к ней документах.
В соответствии с пунктом 30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил.
В соответствии с пунктом 28 Правил, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 29 Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий означает наличие технической возможности технологического присоединения.
Согласно письму ОАО «МРСК Волги» от 04.12.2012 № МР6/108/2182 для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш» требуется реконструкция объекта электросетевого хозяйства (подстанции 220/110 кВ «Васильевская») смежной сетевой организации (ОАО «ФСК ЕЭС»), не включенного в инвестиционную программу, указанную в пункте 29 Правил.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует реконструкции объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 30.3 Правил, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее
5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) срок утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней.
В соответствии с абзацем первым пункта 30.4 Правил, сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Положения пункта 30.5 Правил определяют, что в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и при этом сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
В соответствии с абзацем третьим пункта 30.5 Правил, в случае если в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя по индивидуальному проекту необходимо осуществить технологическое присоединение сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) к сетям вышестоящей сетевой организации, плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной в установленном порядке платы за технологическое присоединение сетевой организации к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации.
Согласно пункту 41 Правил, сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
Согласно полученному ФАС России письму ОАО «МРСК Волги» от 04.12.2012 № МР6/108/2182 для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш» выполнение ОАО «МРСК Волги» мероприятий по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Волги» не требуется. Информации, подтверждающей превышение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к сетям ОАО «МРСК Волги» или суммы максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объема заявленной мощности присоединяемых объектов, указанного в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, значений максимальной мощности, согласованной ОАО «МРСК Волги» и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, ОАО «МРСК Волги» не представлено.  
Учитывая, что документы и сведения, свидетельствующие о несоблюдении критериев наличия технической возможности технологического присоединения Заявителя к объектам электросетевого хозяйства Ответчика последним на рассмотрение Комиссии не представлены, положения пункта 41 и абзаца третьего пункта 30.5 Правил к рассматриваемым Комиссией правоотношениям не применимы.
Учитывая изложенное и в соответствии с пунктами 15, 28 – 30.1 Правил ОАО «МРСК Волги» надлежало, в срок не превышающий 30 дней после получения заявки (до 02.03.2011) направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и в срок не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение, направить в заявителю проект договора и технические условия к нему.
Письмом от 22.09.2011 № 08/4323 ОАО «Волгоцеммаш» обратилось в ОАО «МРСК Волги»  с просьбой ускорить выдачу технических условий.
Письмом от 04.10.2011 № 08/4503 ОАО «Волгоцеммаш» повторно обратилось в ОАО «МРСК Волги»  с просьбой ускорить выдачу технических условий, указав на истечение установленных для рассмотрения заявки сроков и отсутствие информации о причинах задержки рассмотрения заявки.
28.10.2011 было проведено совместное совещание представителей ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК Волги»  и ОАО «Волгоцеммаш», по результатам которого ОАО «Волгоцеммаш» письмом от 16.11.2011 № 08/5364 в адрес ОАО «МРСК Волги» была направлена информация, предусматривающая возможность рассрочки этапов введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств ОАО «Волгоцеммаш», с разбивкой на два этапа: первый этап – II квартал 2012 года, второй этап – IV квартал 2012 года.
В дальнейшем ОАО «Волгоцеммаш» неоднократно обращалось в ОАО «МРСК Волги» и ОАО «ФСК ЕЭС» (исх. от 23.03.2012 № 8/1392, от 06.07.2012 № 8/3169) с просьбой ускорить направление технических условий, однако проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему в адрес ОАО «Волгоцеммаш», на момент принятия решения по делу № 1-10-89/00-21-12, направлены не были.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.09.2009 № 6057/09 по определению статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются естественной монополией.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом ОАО «МРСК Волги» признается хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенной электрической сети ОАО «МРСК Волги».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Нарушение ОАО «МРСК Волги»  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети ОАО «МРСК Волги» в пределах административных границ г. Тольятти путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ОАО «Волгоцеммаш».
При этом, необходимо отметить, что даже в случае применения к отношениям сторон положений пункта 30.5. Правил,  предусматривается, что мероприятия по заключению договора с вышестоящей сетевой организацией и установлению платы за технологическое присоединение должны были быть осуществлены Ответчиком не в любые, определяемые им сроки, а в сроки, установленные Правилами.
Разделом V Правил урегулированы отношения по технологическому присоединению сетевой организации к смежной сетевой организации, а также по заключению договора технологического присоединения между этими сетевыми организациями.
Пункт 43 Правил определяет, что отношения между смежными сетевыми организациями регулируются в соответствии с общими нормами Правил (т.е. через подачу заявки на технологическое присоединение, с соблюдением установленных Правилами сроков). Этот же вывод подтверждается положениями пунктов 5 и 42 Правил, устанавливающих общий порядок и сроки заключения договора на технологическое присоединение для смежных сетевых организаций.
Необходимость урегулирования отношений с вышестоящими смежными сетевыми организациями, не предусматривает возможности изменения сроков направления проекта договора, установленных пунктами 30.1 - 30.5 Правил или направления в уполномоченные органы заявления об установлении платы за технологическое присоединение.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по делу № 1-10-89/00-21-12
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «МРСК Волги» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ОАО «Волгоцеммаш».
2. Выдать ОАО «МРСК Волги» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны