Предписание №СП/97598/23 ПРЕДПИСАНИЕ Министерства энергетики и тарифов Республики Даг... от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

07 ноября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросово государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан (далее – Министерство, орган регулирования, Минэнерго РД), проведенной ФАС России (приказФАС России от 13.03.2023 № 120/23, Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 15/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Министерством при установлении сбытовых надбавок для Филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон
№ 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17(далее – Методические указания № 1554/17).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 120/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год сбытовых надбавок.

Сбытовые надбавки гарантирующего поставщика (далее – ГП, Регулируемая организация) электрической энергии на территории Республики Дагестан – филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» – установлены приказом Минэнерго РД от 25.11.2022 № 45-ОД-207/22.

НВВ гарантирующего поставщика электрической энергии на 2023 год принята в размере 2 790 579,1 тыс. руб.

Рассмотрев Заключение экспертной группы Министерства энергетики
и тарифов Республики Дагестан по вопросу утверждения сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Дагестан на 2022, 2023 годы (далее – Экспертное заключение), а также материалы, представленные Регулируемой организацией в составе тарифных заявок, Инспекция ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
(далее – Правила № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях
об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертное заключение Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан не содержит анализа учтенных точек поставки, ссылки на документы (материалы), на основании которых определено количество точек поставки Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго».

Статус гарантирующего поставщика электрической энергии в зоне деятельности административных границ Республики Дагестан присвоен
ПАО «Россети Северный Кавказ» приказом Минэнерго России
от 30.06.2022 № 608 с 1 июля 2022 года.

 

1. Постоянные компоненты эталонов затрат

1.1. Точки поставки

В соответствии с пунктом 13 Методических указаний № 1554/17 при расчете сбытовых надбавок ГП учитывается количество точек поставки,
которое определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

Согласно пункту 65(2) Основ ценообразования эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе исходя из количества точек поставки на розничном рынке
по группам (подгруппам) потребителей и сетевым организациям с учетом данных, предоставленных гарантирующим поставщиком и сетевыми организациями, определяемого в порядке, установленном Методическими указаниями № 1554/17.

При определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным ГП с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций), учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки,
в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей
такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации,
и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается
из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Органом регулирования количество точек поставки на 2023 год
по соответствующим группам (категориям) потребителей учтено на уровне, заявленном гарантирующим поставщиком, в следующем количестве.

шт.

Год

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг

Иные потребители, приравненные к населению

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт

Сетевые организации

 

Всего

2023

327 036

418 464

2 271

7 440

71 351

113

2

306

826 983

2022

274 532

406 285

2 227

7 431

69 913

118

2

248

760 756

 

При этом в Экспертном заключении Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан в нарушение пункта 23 Правил № 1178 не отражен анализ значительного отклонения по точкам поставки группы «население», учтенным
на 2023 год.

Согласно возражениям, представленным Минэнерго РД письмом
от 24.04.2023 № 2398/23, количество точек поставки учтено по итогам проведённого Минэнерго РД анализа исходя из реестра точек поставки, представленного гарантирующим поставщиком письмом от 30.09.2022 № МР8/ДЭФ/01-00/5783 (далее – Реестр точек).

При этом, органом регулирования проведены следующие корректировки:

шт.

Год

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг

Иные потребители, приравненные к населению

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт

Сетевые организации

 

Всего

Учтено Минэнерго РД

327 036

418 464

2 271

7 440

71 351

113

2

306

826 983

Заявлено ГП

326 989

418 511

2 271

7 400

71 351

113

2

248

760 756

Отклонение

+ 47

- 47

0

0

0

0

0

0

0

 

Учитывая изложенное, количество точек поставки учтено в заявленном
ГП количестве за исключением точек, перенесенных из группы «население, проживающее в сельских населенных пунктах» в группу «население, проживающее в городских населенных пунктах».

Вместе с тем, органом регулирования не проведен анализ в отношении следующих точек поставки.

Определение понятия точек поставки дано в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Согласно пункту 13 Методических указаний № 1554/17 при определении прогнозного количества точек поставки по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) ГП учитывается количество точек поставки по действующим договорам по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций).

Также количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных гарантирующим поставщиком с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных гарантирующим поставщиком собственнику
или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 1554/17 эталонная выручка
ГП определяется на основе эталонов затрат ГП, значения которых устанавливаются отдельно для следующих групп (категорий) потребителей:

- население, проживающее в городских населенных пунктах;

- население, проживающее в сельских населенных пунктах;

- исполнители коммунальных услуг (определенные пунктом 71(1) Основ ценообразования);

- иные потребители, приравненные к населению.

Категория потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах».

В данной категории учтены точки поставки, по которым в Реестре точек
не указаны точные адреса, получатели электрической энергии по лицевым счетам,
а также учтены точки с наименованиями «нет данных» и «не существует».
В связи с чем не представляется возможным определить соответствие данных точек Методическим указаниям № 1554/17.

Кроме того, учены точки поставки, не относящиеся к категории «население, проживающее в городских населенных пунктах», например, ООО «Каспий Маркет».

Категория потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».

В данной категории тоже учтены точки поставки, по которым в Реестре точек не указаны точные адреса, получатели электрической энергии по лицевым счетам,
а также учтены точки с наименованием «не существует».
В связи с чем не представляется возможным определить соответствие данных точек Методическим указаниям № 1554/17.

Категория потребителей «исполнители коммунальных услуг».

В соответствии с пунктом 71 (1) Основ ценообразования исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы
либо управляющие организации), приобретают электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, с учетом пункта 13 Методических указаний № 1554/17 учет точек поставок «исполнители коммунальных услуг» возможен по действующим договорам при наличии двух условий, предусмотренных пунктом 71(1) Основ ценообразования: приобретение электрической энергии (мощности)
для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержание общего имущества многоквартирных домов.

Аналогичная позиция в части применения пункта 71 (1) Основ ценообразования при определении количества точек поставки отражена
в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 04.03.2021 по делу № 66а-109/2021.

Кроме того, организации, осуществлявшие управление многоквартирным домом, не могут рассматриваться как иные потребители, приравненные
к населению, предусмотренные приложением № 1 к Основам ценообразования, поскольку перечислены в пункте 71(1) Основ ценообразования.

В экспертном заключении и возражениях не отражен анализ данных точек поставки на соответствие требованиям Основ ценообразования и Методических указаний № 1554/17.

Также, органом регулирования некорректно учтены точки поставки
по категории «иные потребители, приравненные к населению».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждён Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению
и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности (далее – Перечень).

Также следует отметить, что главным критерием определения применяемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии.

В вышеуказанный Перечень включены следующие категории потребителей, использующие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления
и не использующие для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности:

1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели
(или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

2. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность)
в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.

4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей.

7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность)
в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую
для осуществления коммерческой деятельности.

Учет в данной категории сельскохозяйственных производственных кооперативов, ферм, крестьянских фермерских хозяйств, ИП, ГУП, МУП, складов, колхозов, Обществ с ограниченной ответственностью и других категорий потребителей, не предусмотренных Перечнем, противоречит нормам Основ ценообразования и Методических указаний № 1554/17.

Категория потребителей «прочие потребители».

В данной категории учтены точки поставки, по которым в Реестре точек
не указаны точные адреса, контрагенты по лицевым счетам, а также учтены точки
с наименованиями «удалить» и «не существует». В связи с чем не представляется возможным определить соответствие данных точек Методическими указаниями
№ 1554/17.

Категория потребителей «сетевые организации, приобретающие электрическую энергию с целью компенсации потерь».

Согласно пункту 13 Методических указаний при определении прогнозного количества точек поставки по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) ГП учитывается количество точек поставки по действующим договорам по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций),
а также прогноз по изменению количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации,
и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается
из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Кроме того, количество точек поставки определяется ГП на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих
им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Учитывая, изложенное учет в данной категории потребителей, не являющихся сетевой организацией, например, ОАО «Завод Стекловолокна» противоречит нормам Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 04.05.2012 № 442, Основ ценообразования и Методических указаний № 1554/17.

На основании вышеизложенного, учтенное на 2023 год количество точек поставки подлежит дополнительному экономическому обоснованию с учетом отражения проведенного анализа в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан нарушившим положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике.

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку Филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по статье «постоянные компоненты эталонов затрат»
на 2023 год.

3. Результаты исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учесть при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для Филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Дагестан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Дагестан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике,
на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго»,
в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

Связанные организации

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795
Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан (Минэнерго РД)
ИНН 0572026493, ОГРН 1200500009588