Письмо №СП/23875/24 О направлении предписания по результатам внеплановой докумен... от 22 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

21.02.2024 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов
о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)
(далее также - ФАС России, Комиссия ), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23
(далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки
от 10.07.2023 № 73-ИОГВ-17/674 исх (от 11.07.2023 вх. № 104806-ЭП/23), проведенной в отношении установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год и первый год долгосрочного периода регулирования (далее – Возражения), на основании приказа ФАС России
от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества с ограниченной ответственностью ООО «Объединенные электрические сети» на 2023-2027 годы,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию
на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указаниями
№ 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 установлено
в том числе, что внеплановая документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
(далее – Агентство, Орган регулирования).

Приказом Агентства от 12 января 2023 г. № 1-П внесены изменения в приказ Агентства от 22 ноября 2022 г. № 99-П, необходимая валовая выручка (далее
также – НВВ) ООО «Объединенные электрические сети» (далее – ООО «ОЭС», Регулируемая организация) установлена в размере 109 518,37 тыс. руб. (без учета оплаты потерь). Изначально НВВ на 2023 год составляла – 118 110,55 тыс. руб.

Причины снижения на 8,6 млн руб. указаны в заключении ООО «ОЭС»
на 2023 год как сглаживание в целях недопущения роста котловых тарифов
на услуги по передаче электрической энергии.

В нарушение пункта 7 Основ ценообразования № 1178 в заключении отсутствует информация об НВВ с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования, которая не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, у Агентства отсутствовали основания для пересмотра НВВ ООО «ОЭС» в течении периода регулирования.

Кроме того, перераспределение НВВ в целях сглаживания изменения тарифов без представления в экспертных заключениях расчетов на соответствие организации требованиям, установленным пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 не может быть признано правомерным.

В НВВ на 2023 год по ООО «ОЭС» в размере 109 518,37 тыс. руб. учтены Агентством следующие расходы:

- подконтрольные (+) 77 091,28 тыс. руб.;

- неподконтрольные (+) 37 183,50 тыс. руб.;

- компенсация (+) 1 992,97 тыс. руб.;

- корректировка по п. 7 Основ ценообразования № 1178 (+) 1 842,79 тыс. руб.;

- сглаживание (-) 8 592,19 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2023 год
в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «ОЭС» на 2023 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
(далее – Экспертное заключение на 2023 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях
об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 7 Основ ценообразования
№ 1178 в расчётах на 2023 год отсутствует анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. Агентству необходимо отразить анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года (постатейно за 2020
и 2021гг.), текущий год и расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование
в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Комиссия ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами
и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению
к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Инспекцией ФАС России проанализированы установленные расходы ООО «ОЭС» на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности и по результатам анализа установлено следующее.

1. Учет доходов и расходов по видам деятельности.

В нарушение части 2 статьи 23 Закона об электроэнергетики, пункта 5 Основ ценообразования № 1178 Агентством не отражен в Экспертном заключении
и Возражении процент распределения учтенных и плановых и фактических доходов, и расходов по видам деятельности на 2023 год в соответствии с применяемой учетной политикой.

Комиссия ФАС России указывает на необходимость отражения Агентством
в заключении процента распределения учтенных фактических и плановых доходов
и расходов ООО «ОЭС» по видам деятельности на 2023 год в соответствии
с применяемой учетной политикой на основании приказа Минэнерго России
от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов
и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению
в электроэнергетике» (далее также - Порядок ведения раздельного учета доходов
и расходов), пункта 5 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

2. Подконтрольные расходы.

2.1. Базовый уровень подконтрольных расходов, определенный методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2023 год.

Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области приказом от 22.11.2022 № 98-П установлен базовый уровень подконтрольных расходов
на 2023 год для ООО «ОЭС» в сумме 77,09 млн руб.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установление базового уровня подконтрольных расходов осуществлено без учета метода сравнения аналогов.

Рост базового уровня подконтрольных расходов, без учета расходов
на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, составляет 37,3 % к плану 2022 года и 33,7 % к экономически обоснованному факту за 2021 год.

При этом плановые активы учтены с ростом на 111,7 у.е., или на 4 %,
к плану 2022 года и факту 2021 года.

У.е. на 2023 г. – 2 819,54 у.е., факт 2021 – 2 707,84 у.е.

На 1 у.е. учтено 27,3 тыс. руб. базовых подконтрольных расходов 2023 года.

2.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо.

Заявлено ООО «ОЭС» - 15 233,18 тыс. руб., в том числе: ГСМ – 1 865,28 тыс. руб., вспомогательные материалы для ремонтно-эксплуатационных нужд – 8 812,74 тыс. руб., приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд – 1 945,02 тыс. руб., канцтовары и прочее – 187,39 тыс. руб., аварийный запас – 2 422,76 тыс. руб.

Учтено Агентством – 6 768,50 тыс. руб., в том числе: ГСМ – 1 865,28 тыс. руб., вспомогательные материалы для ремонтно-эксплуатационных нужд – 1 559,44 тыс. руб., приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд – 1 945,02 тыс. руб., канцтовары и прочее – 187,39 тыс. руб., аварийный запас – 1 211,38 тыс. руб.

Учтенные затраты выросли на 72,0 % к плану 2022 года и на 66,3 %
к экономически обоснованному факту за 2021 год.

2.1.1.1. Приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд.

Приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд учтены на 2023 год в размере 1 945,02 тыс. руб., рост в 2,44 раза к экономически обоснованному факту - 796,46 тыс. руб. за 2021 год.

Комиссия ФАС России отмечает, что в представленных материалах отсутствует экономическое обоснование затрат на приобретение средств, в том числе сформированных в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и подтверждающих исполнение организацией требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», также отсутствует полная расшифровка учтенных затрат.

С учетом индексации затраты по статье «приборы, инструменты для ремонтно-эксплуатационных нужд» Комиссией ФАС России учитываются на 2023 год
на уровне экономически обоснованного факта 2021 года с ИПЦ - 961,60 тыс. руб.

Расходы по указанному пункту подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в случае отсутствия обоснования Комиссия ФАС России считает необходимым рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.1.2. Аварийный запас.

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Расходы материалов на аварийный ремонт электросетей подлежат дополнительному экономическому обоснованию с указанием перечня (реестра) затрат в соответствии с пунктами 16, 18, 29 Основ ценообразования № 1178 с учетом актов аварийных инцидентов, актов списания материалов на устранение аварий, документы, подтверждающие в каком объеме ранее был сформирован аварийный запас, в каком объеме затраты были отнесены на ремонтные работы,
т.е. доказательств того, что аварийно-страховой запас истрачен обществом, а также приказ ООО «ОЭС» о формировании аварийного страхового запаса и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.

Экономически обоснованные затраты по аварийному ремонту электросетевого хозяйства, с учетом отражения приказа о создании аварийного запаса основных материалов, запасных частей и изделий, приказа Регулируемой организации
о проверки аварийного запаса основных материалов, запасных частей и изделий, оборотно-сальдовая ведомость по счету отнесения затрат аварийного запаса, учесть в неподконтрольных расходах. В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.2. Расходы на работы и услуги производственного характера.

Заявлено ООО «ОЭС» – 24 592,54 тыс. руб.

Учтено Агентством – 16 490,03 тыс. руб., в том числе: оперативно-техническое обслуживание – 6 981,60 тыс. руб., оперативно-диспетчерское обслуживание – 1 094,74 тыс. руб., монтажные работы - 6 038,12 тыс. руб., услуги спецтехники – 802,65 тыс. руб., проектные и топографические работы – 523,78 тыс. руб., расходы на обслуживание систем учета электрической энергии, оказание услуг на базе облачной платформы – 231,10 тыс. руб.; расходы на право пользование программным обеспечением ПК «Энергосхема» - 818,04 тыс. руб.

Договоры на оперативно-диспетчерское обслуживание – 1 094,74 тыс. руб., в том числе: от 01.04.2016 № 01/04-2016-ОДО заключен с ООО «ЭнергоХолдинг» – 306,00 тыс. руб., от 19.01.2017 № 4/17-09-ОДО заключен с ООО «ЭнергопромГРУПП» - 538,74 тыс. руб., от 21.02.2022 № 6ИГЭС-2022/ОДО ООО «Инзенские городские электрические сети» – 250,00 тыс. руб.

Договоры на оперативно-техническое обслуживание – 6 981,60 тыс. руб., в том числе от 21.02.2022 № 8/ИГЭС-2022-2022/ОТО заключен с ООО «Инзенские городские электрические сети» - 5 720,84 тыс. руб., от 21.02.2022 №7/ИГЭС-2022/ОТО – 926,41 тыс. руб. заключен с ООО «Инзенские городские электрические сети», от 01.01.2019 № 4/19-03-ОТиР заключен с ООО «ЭнергопромГРУПП» - 210,98 тыс. руб., прочие – заключены на 123,37 тыс. руб.

Строительно-монтажные работы по капитальному ремонту – 6 038,12 тыс. руб. в соответствии с программой ТОиР, в том числе по договору от 05.02.2021 № 446/ИЭС-2021 заключенного с ООО «Инзенские городские электрические сети» на сумму 3 235,10 тыс. руб.

Затраты на услуги транспортных средств заключены, согласно карточки счета 20 за 2021 год, в том числе, с ООО «Инзенские городские электрические сети» – 127,7 тыс. руб., и ООО «Заволжская сетевая компания» - 81,33 тыс. руб.

Согласно учтенной нормативной численности при расчете ФОТ, а также штатного расписания ООО «ОЭС», в Регулируемой организации сформирована оперативно-диспетчерская служба в количестве 14 ед., в том числе электромонтеры - 5 ед., диспетчер - 4 ед., старший диспетчер -1 ед., водитель оперативно-выездной бригады - 4 ед.

Отсутствует анализ экономический эффективности привлечения дополнительного персонала и выполнение работ подрядным способом, в том числе с учетом пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и Федерального закона № 223-ФЗ. Отсутствует сравнительный анализ и расчет затрат в случае выполнения данных работ собственным персоналом организации, учтенного Агентством на уровне нормативной численности.

В материалах отсутствует договор на расходы на право пользование программным обеспечением ПК «Энергосхема» - 818,04 тыс. руб. Агентству необходимо отразить договор на лицензию использования программного обеспечения - Программно-технический комплекс «Энергосхема» и Акта приема-передачи прав.

Агентства необходимо дополнительно по вышеуказанным регулируемым организациям: ООО «Инзенские городские электрические сети», ООО «ЭнергоХолдинг», ООО «ЭнергопромГРУПП», ООО «Заволжская сетевая компания», отразить порядок ведения раздельного учета доходов по видам деятельности на 2023 год в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 с перечнем затрат по вышеуказанным мероприятиям на основании пунктов 7, 16, 18, 29 Основ ценообразования № 1178 , отразить договор на расходы на право пользование программным обеспечением ПК «Энергосхема».

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Агентству необходимо дополнительно указать экономическому обоснованию с перечнем учтенных мероприятий в соответствии с утвержденным графиком ремонтных работ на весь ДПР.

В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.3. Расходы на оплату труда.

Заявлено ООО «ОЭС» - 56 950,11 тыс. руб.

Учтено Агентством – 43 677,81 тыс. руб.

Среднесписочная численность принятой по предложению Регулируемой организации – 69,0 ед.

Плановая среднемесячная заработная плата на 1 работника на 2023 год составляет – 52 751 руб. с ростом 25,7 % к факту среднемесячной зарплате за 2021 год – 41 968 руб.

Расходы на оплату труда учтены с ростом на 40,9 % к плану 2022 года и на 35,5 % к экономически обоснованному факту за 2021 год.

При определении фонда оплаты труда (далее также – ФОТ) Агентством принята нормативная численность промышленно-производственного персонала по регулируемому виду деятельности на 2023 год - 69 ед.

Согласно материалам (приложение табл. 1.6) численность ООО «ОЭС» за 2021 год составила 65 чел., которая полностью отнесена на услуги по передаче электроэнергии, тем самым нарушен пункт 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике и пункта 5 Основ ценообразования № 1178 о ведении обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике.

В нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, Агентством не определен размер фонда оплаты труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетом периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно представленной в Возражениях таблицы № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями № 20-э/2, плановая средняя ступень оплаты труда ООО «ОЭС» на 2023 год указана 7,77. Факт средней ступени оплаты труда за 2021 год – 6,96.

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, на 2023 год указан – 2,99, факт за 2021 год – 2,65.

Обоснование роста среднегодовой ступени оплаты на 11,6% и тарифного коэффициента – на 12,8% отсутствует.

Заключение и дополнительные материалы по данной статье не содержат экономической обоснованности учтенной численности, тарифного коэффициента, ссылки на материалы, по которым определен порядок и размер оплаты труда ООО «ОЭС», в том числе премирование с указанием критериев, а также отчетности о выплате премий за предыдущий период регулирования.

Рост расхода фонда оплаты труда на предмет определения экономической обоснованности, в соответствии с методологическим подходом Органа регулирования, должен также содержать анализ роста тарифного коэффициента.

Таким образом, расходы на 2023 год по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с формами бухгалтерской и статистической отчетности, которые свидетельствуют о разделении предоставляемых по указанной форме данных по осуществляемым видам экономической деятельности организации, а также в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

Агентству необходимо дополнительно проанализировать, обосновать и указать численность ООО «ОЭС» по видам деятельности, указать расчет ФОТ с указанием месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда, среднегодовой ступенью оплаты и соответствующий ему тарифного коэффициента согласно таблицы № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями № 20-э/2.

В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4. Другие прочие расходы.

Заявлено ООО «ОЭС» – 10 009,15 тыс. руб.

Учтено Агентством – 7 889,15 тыс. руб., в том числе:

2.1.4.1. Услуги связи – 342,96 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС». По представленным договорам отсутствует анализ экономического обоснования затрат, в том числе на услуги сотовой связи – 143,88 тыс. руб. Затраты по услугам связи подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением расчета затрат, приказов Регулируемой организации о предоставлении персоналу услуг мобильной связи и количество абонентов с указанием ежемесячных расходов за оказание услуг. В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4.2. Услуги вневедомственной охраны и пожарной безопасности - 284,70 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС». В материалах отсутствуют заключенные договоры. Затраты по вневедомственной охране и пожарной безопасности подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением заключенных договоров и сумм за оказание услуг. В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4.3. Коммунальные услуги – 521,83 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС».

По статье «Услуги коммунального хозяйства» указаны затраты по заключенным договорам согласно факту 2021 года: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, транспортировка ТБО, транспортировка сточных вод, прочие коммунальные услуги.

Расходы на коммунальные услуги как расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, подлежат учету в составе неподконтрольных расходов, исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и объемов потребления. Согласно требованиям пункта 2 Основ ценообразования № 1178 расходы на коммунальные услуги – 517,17 тыс. руб. требуют дополнительного обоснования.

В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что на услуги водоснабжения ООО «Исток» - 5,76 тыс. руб. и на услуги с Юдашновой В.И. по сбору и транспортировке сточных вод отсутствуют договоры, обоснование и анализ оказанных коммунальных услуг.

Требуют дополнительного обоснования необоснованные затраты на электроэнергию по договору аренды помещения с ИП Чернышов Н.А. - 4,66 тыс. руб. Договор аренды от 14.12.2016 № 244/2016Ар не учтен Агентством в НВВ на 2023 год.

Ученные экономически обоснованные затраты подлежат дополнительному экономическому обоснованию согласно заключенным договорам, с отражением сумм за оказание услуг, и отражением в неподконтрольных расходах.

2.1.4.4. Юридические и информационные услуги – 1 937,84 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС».

Перечень заявленных ООО «ОЭС» услуг - 1 937,84 тыс. руб., арифметически указанные в перечне услуги составляют 1 889,79 тыс. руб., из которых экономически не обоснованы юридические услуги – 1 225,16 тыс. руб. и публикация вакансий – 8,91 тыс. руб.

Отсутствует анализ экономический эффективности привлечения дополнительного персонала, отсутствует сравнительный анализ и расчет затрат в случае выполнения данных работ собственным персоналом организации, учтенного Агентством на уровне нормативной численности.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Отразить перечень материалов для планового ремонта, производимого хозяйственным способом, перечень документов и реестр затрат на приобретение средств защиты и другие учтенные затраты, в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4.5. Командировочные расходы – 30,98 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС».

В материалах указаны затраты на уровне фактических затрат за 2021 год – 30,98 тыс. руб. Затраты командировок указаны по перегону автотранспорта, которые экономически необоснованы. Таким образом, Комиссия ФАС России считает командировочные расходы в размере 30,98 тыс. руб. экономически необоснованными и подлежащие исключению из базовых подконтрольных расходов на 2023 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Отразить перечень материалов для планового ремонта, производимого хозяйственным способом, перечень документов и реестр затрат на приобретение средств защиты и другие учтенные затраты,
в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4.6. Подготовка кадров – 429,40 тыс. руб. принята на уровне предложения ООО «ОЭС». Отсутствует экономическое обоснование и анализ роста затрат
в 3,4 раза к факту 2021 года (125,17 тыс. руб.).

В соответствии с планируемыми на 2023 год учтенными фактическими затратами 2021 года с ИПЦ – 151,12 тыс. руб.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Отразить перечень материалов для планового ремонта, производимого хозяйственным способом, перечень документов и реестр затрат на приобретение средств защиты и другие учтенные затраты,
в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.4.7. Расходы на обеспечение нормальных условий труда – 2 170,47 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС». Отсутствует экономическое обоснование и анализ роста подконтрольных затрат в 2,4 раза к факту 2021 года (907,41 тыс. руб.), в том числе учтены стиральные машины, микроволновки, холодильники, электрочайники. Спецодежда учтена на 2023 год в размере 1 371,67 тыс. руб., факт – 644,87 тыс. руб.

2.1.4.8. Страхование – 45,27 тыс. руб. принято на уровне предложения ООО «ОЭС». Согласно перечня договоров страхования экономически необоснованные затраты составляют 27,87 тыс. руб., которые подлежат исключению, в том числе затраты по страховым полюсам, срок которых истек в январе – декабре 2021 года – 24,235 тыс. руб., застрахованного арендованного автотранспорта - 3,629 тыс. руб. (договоры заключены с ООО «Механизированной колонной»).

2.1.4.9. Техническое обслуживание транспортных средств – 1 748,64 тыс. руб. приняты на уровне предложения ООО «ОЭС»

2.1.4.10. Прочие затраты – 136,88 тыс. руб., приняты на уровне предложения ООО «ОЭС», в том числе: госпошлина - 9,44 тыс. руб., изготовление справок, вывесок, - 3,27 тыс. руб., услуги почты – 14,79 тыс. руб., прочие услуги без расшифровки 109,38 тыс. руб.

Пояснение представлено ООО «ОЭС» только по почтовым расходам – 14,79 тыс. руб. и госпошлине за совершение сделок с недвижимостью и иные услуги – 9,44 тыс. руб.

ФАС России считает обоснованными затраты по услугам почты -14,79 тыс. руб. и исключает экономически не обоснованные расходы по прочим услугам в размере 122,09 тыс. руб.

2.1.4.11. Услуги банков – 240,20 тыс. руб. Предложение ООО «ОЭС» - 235,66 тыс. руб. Комиссия ФАС России исключает экономически необоснованные расходы – 4,54 тыс. руб.

Таким образом, на 2023 год по статье «Другие прочие расходы» подлежат исключению затраты в размере 154,49 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2024 год 165,61 тыс. руб., остальные затраты подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с пунктами 16, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178. В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1.5. Подконтрольные расходы из прибыли.

Заявлено ООО «ОЭС» – 276,00 тыс. руб.

Учтено Агентством – 276,00 тыс. руб.

В нарушение пунктов 7, 16 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год и в Возражениях отсутствует перечень и анализ экономической обоснованности базовых подконтрольных расходов из прибыли.

Комиссия ФАС России отмечает, что за 2021 год сумма экономически обоснованных данных затрат составила 16,00 тыс. руб.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, Агентству необходимо дополнительно обосновать затраты с указанием полной расшифровки расходов, в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ регулируемой организации.

2.1.6. Расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, не относящиеся к капитальным вложениям.

Заявлено ООО «ОЭС» – 1 989,79 тыс. руб.

Учтено Агентством - 1 989,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э в состав подконтрольных расходов включаются расходы, необходимые для исполнения предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям.

В нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год не отражены ссылки на представленные обосновывающие материалы, в том числе акты осмотра приборов учета, подтверждающие необходимость их замены, документальное обоснование необходимого количества приборов, заключенные договоры, цены на услуги, в которых определены по результатам проведения торгов, а также сведения о фактических расходах, подтвержденных статистической и бухгалтерской отчетностью.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением перечня видов и стоимости приборов коммерческого учета электрической энергии, а в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ регулируемой организации.

Корректировка базового уровня подконтрольных расходов ООО «ОЭС» на 2023 год от утверждённого требует дополнительного экономического обоснования в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в том числе роста базового уровня подконтрольных расходов, и исключения экономически необоснованных затрат, в том числе Комиссия ФАС России указывает на исключение из базовых подконтрольных расходов ООО «ОЭС» затраты 154,49 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2024 год 165,61 тыс. руб., с учетом мотивировочной части настоящего Предписания, необходимых для осуществления регулируемой деятельности ООО «ОЭС» на весь последующий ДПР 2023-2027 гг.

  1. Неподконтрольные расходы на 2023 год.

     

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2023 год в размере 37 183,50 тыс. руб. Заявлено Регулируемой организацией – 62 263,32 тыс. руб.

3.1. Аренда имущества.

Заявлено ООО «ОЭС» – 14 316,04 тыс. руб.

Учтено Агентством – 5 836,22 тыс. руб., в том числе:

- аренда электросетевого комплекса – 3 741,20 тыс. руб.

- аренда зданий и сооружений – 996,00 тыс. руб.,

- аренда транспорта – 1 099,02 тыс. руб.,

3.1.1. Аренда объектов электросетевого хозяйства.

Органом регулирования не отражена информация на предмет проведения торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и Федерального закона № 223-ФЗ.

В нарушение пункта 27 Основ ценообразования № 1178 отсутствует ссылка на амортизацию с учетом максимального срока использования основных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ООО «ВОЛГАЭНЕРГО» и ООО «ЭнергопромГрупп» являются регулируемыми организациями, включенные в единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области.

Агентству необходимо отразить в заключениях по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ВОЛГАЭНЕРГО» и ООО «ЭнергопромГРУПП» расчет исключения условных единиц с учетом передачи в аренду энергообъектов, затрат на амортизацию, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду из расчета НВВ в соответствии с заключенными договорами с ООО «Объединенные электрические сети» от 01.10.2021 89/2020/САР, от 12.12.2020 89/2020/САР, от 01.03.2021 № 3/21-11.

Агентству дополнительно экономически обосновать амортизационные отчисления по вышеуказанным договорам. В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

3.1.2. Аренда транспорта.

Органом регулирования не отражена информация на предмет проведения торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и Федерального закона № 223-ФЗ.

Агентством учтены заключенные договоры с ООО «Механизированная колонна № 71» на сумму 1 095,02 тыс. руб.

Договором от 01.12.2020 № 1МК-2020/Сар предусмотрена субаренда спецтехники- самоходная машина-траншеекопатель на сумму 167,40 тыс. руб. Отсутствует согласие арендатора на субаренду.

По нижеуказанным заключенным договорам отсутствует согласие арендатора на субаренду. Срок действия договора указан до 31.1.2021, допсоглашения в материалах отсутствуют:

- от 23.12.2020 № 2МК-2020/Сар/ТС субаренда ЛАДА ХRAY GAB430 заключена на сумму 167,34 тыс. руб.

- от 26.12.2020 № 3МК-2020/Сар/ТС субаренда Чайка-сервис заключена на сумму 406,74 тыс. руб.

- от 29.12.2020 № 4МК-2020/Сар/ТС субаренда УАЗ-390945 заключена на сумму 112,32 тыс. руб.

от 30.12.2020 № 5МК-2020/Сар/ТС субаренда дизель-генераторная установка №H138L, прицеп ПСА-2,7Т3513 заключена на сумму 245,22 тыс. руб.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Отразить перечень материалов для планового ремонта, производимого хозяйственным способом, перечень документов и реестр затрат на приобретение средств защиты и другие учтенные затраты, в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

3.2. Отчисления на социальные нужды.

Заявлено ООО «ОЭС» – 17 312,83 тыс. руб.

Учтено Агентством – 8 399,24 тыс. руб.

Учитывая, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, включенных в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, принятого в отсутствие экономического обоснования, размер учтенных отчислений на страховые нужды также не может быть признан экономически обоснованным.

Расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

4. Расчет недополученного дохода, связанного с компенсацией незапланированных расходов, или полученного избытка за 2021 год
в соответствии с Методическими указаниями № 98-э
.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 98-э ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год,
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов
от планировавшихся значений параметров расчета тарифов.

Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год определена Органом регулирования в размере 1 738,70 тыс. руб., с ИПЦ 2022/2021 – 1,139 % и 2023/2022- 1,060 % сумма корректировки НВВ составила - 1 992,97 тыс. руб. исходя из следующих компонентов:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов (+) 379,41 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра (+) 3 774,10 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности (-) 2 086,25 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации
с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен
на электрическую энергию (-) 865,05 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи
с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – 0,00 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям
(+) 24,16 тыс. руб.

Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества услуг (+) 512,33 тыс. руб.

4.1. Корректировка подконтрольных расходов (+) 379,41 тыс. руб.

Затраты в размере 379,41 тыс. руб. учтены Агентством с нарушением положений Методических указаний № 98-э.

С учетом формулы 5 пункта 11 Методических указаний № 98-э, в том числе с фактическим ИПЦ за 2021 год - 6,7 %, корректировка подконтрольных расходов за 2021 год ООО «ОЭС» составляет (+) 30,19 тыс. руб.

4.2. Корректировка неподконтрольных расходов + 3 774,10 тыс. руб.

4.2.1. «Аренда имущества».

Затраты на аренду имущества учтены Агентством за 2021 год в размере 11 910,10 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что сумма корректировок указана с расшифровок затрат, учтенных Агентством, представлен перечень договоров, согласно заявленных ООО «ОЭС» затрат. Отсутствует реестр экономически обоснованных затрат и перечень договоров по учтенным арендованным объектам электросетевого хозяйства, нежилых помещений, автотранспорта.

В нарушение пункта 27 Основ ценообразования № 1178 отсутствует ссылка на амортизацию с учетом максимального срока использования основных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Агентству дополнительно необходимо отразить реестр учтенных затрат с отражением в перечне затрат номеров и дат заключенных договоров, наименование контрагентов, сумм по договорам, а также величин амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования отразить информацию на предмет проведения торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и Федерального закона № 223-ФЗ.

В нарушение пунктов 7, 16, 27, 28, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил №1178 Агентством не отражена экономическая обоснованность фактических расходов за 2021 год ООО «ОЭС» по каждому заключенному договору и актов выполненных работ по статье «Аренда имущества» на сумму 11 910,10 тыс. руб.

Агентству необходимо провести дополнительный экономически обоснованный анализ расходов ООО «ОЭС» с указанием расчета затрат по арендованным объектам электросетевого комплекса с отражением расходов (цены), установленных в договорах, а также обоснование по учтенной амортизации с учетом максимального срока использования основных средств в соответствии с пунктами 27, 28 Основ ценообразования.

По заключенным договорам на период более года необходимо отразить государственную регистрацию объектов на основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4.2.2. «Выпадающие доходы, предусмотренные пунктом 87 Основ ценообразования».

Агентству дополнительно необходимо обосновать расчет выпадающих доходов (+) 165,74 тыс. руб., предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования, которые приняты Агентством затраты на уровне 3 473,44 тыс. руб., что выше заявки ООО «ОЭС» - 3 307,70 тыс. руб.

В случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

5. Анализ расходов за предыдущий долгосрочный период.

5.1. Агентством приняты фактические подконтрольные расходы ООО «ОЭС» за 2021 год, не учтенные в НВВ Регулируемой организации, в размере 955,73 тыс. руб.

Органом регулирования не представлено обоснование учтенных расходов
в соответствии с пунктами 5, 7, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178. Комиссия ФАС России отмечает следующее.

При установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования,
и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению
в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования
и при расчете показателя в соответствии с формулами, предусмотренными пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

В случае выявления превышения фактического уровня расходов
по отдельным статьям затрат за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования над установленной на соответствующий год величиной, регулирующим органам следует провести анализ причин возникновения данного превышения и, если оно обусловлено объективными факторами (связанными
с изменениями законодательства, существенным изменением рыночных цен, связанным с текущей экономической обстановкой, и др.), то такие расходы подлежат учету в тарифах в экономически обоснованном размере с учетом индекса потребительских цен в следующем порядке:

при формировании базового уровня операционных (подконтрольных) расходов используются имеющиеся данные за текущий период регулирования (9 месяцев) и годовые показатели за каждый год долгосрочного периода регулирования;

расчет показателя и Вi при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первый год очередного долгосрочного периода регулирования выполняется на основании годовых показателей за каждый год долгосрочного периода регулирования, а при установлении (корректировке) тарифов на второй год очередного долгосрочного периода регулирования по результатам анализа годовых значений последнего года предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Подконтрольные расходы за 2021 год в размере 955,73 тыс. руб. подлежат дополнительному анализу с учётом мотивировочной части настоящего Предписания.

5.2. В заключении также указаны расходы – 887,06 тыс. руб. за 2020 год, не учтенные при установлении тарифов на 2020 год и понесенные в этот же период экономически обоснованные, которые включены в НВВ на 2023 год.

Агентству дополнительно необходимо обосновать расчет учтенных затрат 955,73 тыс. руб. и 887,06 тыс. руб. в соответствие с Основами ценообразования № 1178.

Расходы по указанному пункту подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в случае отсутствия обоснования Комиссия ФАС России считает необходимым рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации.

6. Экономия расходов на оплату потерь.

Экономия расходов на оплату потерь учтена Органом регулирования
на 2023 год – 955,57 тыс. руб.

В нарушение пункта 34 (1) Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует обоснование экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, на предмет источников финансирования мероприятий программы энергосбережения ООО «ОЭС».

ФАС России письмом от 11 декабря 2020 г. № СП/108946/20 разъясняла, что органам регулирования необходимо проводить анализ расходов и причин возникновения экономии этих расходов и исключать экономию, достигнутую не
в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, в том числе связанных с повышением эффективности
и производительности труда. Данную позицию поддерживают суды
(Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 27.05.2022 № 3а-54/2022).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования исключить экономически необоснованные расходы по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации с учетом мотивировочной части настоящего Предписания.

7. Применение механизма сглаживания.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год указано, что
в целях недопущения резкого увеличения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, Агентством принято решение о применении механизма перераспределения НВВ ООО «ОЭС» по годам долгосрочного периода регулирования (механизм сглаживания).

В нарушение пункта 7 Основ ценообразования Агентством не указана информация о соответствии НВВ ООО «ОЭС», с учетом расходов на оплату потерь
и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования, превышению 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В Экспертном заключении на 2023 год Агентством указан учет сглаживания
в размере (-) 8 592,19 тыс. руб. с учетом индекса потребительских цен.

Необходимо внести дополнительную корректировку в решение
о применении механизма перераспределения НВВ ООО «ОЭС» по годам долгосрочного периода регулирования (механизм сглаживания).

В нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1178 Агентством
не отражен в заключении на 2023 год расчёт долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, на каждый год долгосрочного периода регулирования НВВ ООО «ОЭС».

Агентству необходимо отразить в заключении на 2023 год расчёт долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, на каждый год долгосрочного периода регулирования НВВ ООО «ОЭС» в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 2, 5, 7, 16, 26, 27, 28, 38 Основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений пункта 11 Методических указаний
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

2.1. Исключить из подконтрольных расходов ООО «ОЭС» на 2023 год экономически необоснованные расходы по статье затрат «Другие прочие расходы»
в размере 154,49 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2024 год в размере 165,61 тыс. руб.

2.2. Необходимо внести дополнительную корректировку в решение
о применении механизма перераспределения НВВ ООО «ОЭС» по годам долгосрочного периода регулирования (механизм сглаживания) и исключить экономически необоснованные расходы.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ОЭС» на 2023 год
на основании мотивировочной части настоящего предписания, и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов
и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

2.3.1. «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо»; «Расходы
на работы и услуги производственного характера»; «Расходы на оплату труда»; «Другие прочие расходы»; «Подконтрольные расходы из прибыли», «Расходы
по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, не относящиеся
к капитальным вложениям».

2.3.2. «Аренда имущества»; «Отчисления на социальные нужды», «Аренда транспорта».

2.3.3. «Расчет недополученного дохода, связанного с компенсацией незапланированных расходов, или полученного избытка за 2021 год в соответствии
с Методическими указаниями № 98-э».

2.3.4. «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период».

2.3.5. «Экономия расходов на оплату потерь».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «ОЭС» на 2023 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования, а также величину необходимой валовой выручки ООО «ОЭС» в соответствии с положениями Основ ценообразования
№ 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.05.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы)
из необходимой валовой выручки ООО «ОЭС», установленной на 2023 год, с учетом параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,
а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы
на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии
с положениями Основ ценообразования № 1178.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных
в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов
на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ОЭС», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538