Решение №АГ/15343/15 Решение по делу от 30 марта 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-6/00-21-15

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2015

В полном объеме решение изготовлено «30» марта 2015

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-15-6/00-21-15 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Красноярского края (место нахождения: 660133, г. Красноярск, ул. С. Лазо, д. 12 А, ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее — ОАО «Тываэнерго», Заявитель) на бездействие Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее — РЭК Красноярского края, Ответчик) по неутверждению тарифа на услуги по передаче электрической энергии по заявлениям ОАО «Тываэнерго» от 19.11.2013 № 1.9/вх-по, от 23.12.2013 № 1.9/1.9/3140-исх, от 30.04.2014 № 1.9/1.9/1167-исх (вх. от 08.12.2014 № 112541/14).

Согласно информации, имеющейся в заявлении, ОАО «Тываэнерго» имеет на своем балансе объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Обществу на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12 (далее — договор аренды), заключенного с Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее — ОАО «МРСК Сибири»), с помощью которых планирует осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в целях установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии ОАО «Тываэнерго» обратилось в РЭК Красноярского края со следующими заявлениями:

- от 19.11.2013 № 1.9/вх-по об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Тываэнерго» на 2 полугодие 2013 года;

- от 23.12.2013 № 1.9/1.9/3140-исх об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Тываэнерго» на 2014 год;

- от 30.04.2014 № 1.9/1.9/1167-исх об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Тываэнерго» на долгосрочный период с 2015 года.

Согласно извещению РЭК Красноярского края от 05.12.2013 № 2-6557/1 по заявлению от № 1.9/вх-по (вх. от 26.11.2013 № 6654) открыто дело № 389-13 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

По заявлению от 23.12.2013 № 1.9/1.9/3140-исх (вх. от 13.01.2014 № 46) открыто дело № 4-14 об установлении тарифов (извещение от №2-133/1).

В соответствии с извещением РЭК Красноярского края от 08.05.2014 № 2-1357/1 по заявлению от 30.04.2014 № 1.9/1.9/1167 (вх. от 30.04.2014 № 2508) открыто дело № 371- 14 об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила государственного регулирования цен), организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от срока подачи документов, в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Таким образом, срок установления РЭК Красноярского края тарифа для ОАО «Тываэнерго» не может превышать 60 дней со дня представления заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов.

Вместе с тем, до настоящего времени соответствующий тариф для ОАО «Тываэнерго» на 2015 год не установлен.

 

Позиция РЭК Красноярского края изложена в письменных пояснениях (вх. от 03.02.2015 № 10448-ДСП/15, от 10.03.2015 № 2-696/3) и сводится к следующему.

В отношении ОАО «Тываэнерго» ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования цен, цены (тарифы) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) устанавливаются в течении 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего орган данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Объем обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифа, обязательный перечень этих обосновывающих материалов определен пунктом 17 Правил государственного регулирования цен. В том числе, подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен предусмотрено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.

По мнению РЭК Красноярского края, документы, предусмотренные подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен, в отношении заявленных сетевых объектов и связей ОАО «Тываэнерго» в полном объеме не представлены.

На основании изложенного, тарифы по заявлениям ОАО «Тываэнерго» не были установлены в связи с непредставлением Заявителем в орган регулирования обосновывающих материалов в полном объеме в соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования цен.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, Комиссия установила следующее.

Приказом ФАС России от 28.01.2015 № 27/15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении РЭК Красноярского края возбуждено дело № 1-15-6/00-21-15 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 30.01.2015 года о назначении дела № 1-15-6/00-21-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 30.01.2015 № АГ/3544/15) рассмотрение дела назначено на 17.02.2015.

Письмом от 13.02.2015 № 2-471/3 РЭК Красноярского края было заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 1-15-6/00-21-15 в связи с тем, что Федеральной службой по тарифам подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.12.2014 по делу № А40-2785/2014.

РЭК Красноярского края считает, что решение по делу № А40-2785/2014 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании частей 3, 4 статьи 45, части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайства, в связи с тем, что постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-2785/2014 вступило в законную силу.

Письмом от 13.02.2015 № 2-472/3 РЭК Красноярского края заявлено ходатайство о привлечении ФСТ России к рассмотрению дела № 1-15-6/00-21-15 в связи с тем, что рассматриваемое дело затрагивает права и законные интересы ФСТ России.

С учетом того, что при рассмотрении РЭК Красноярского края заявлений об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Тываэнерго» на 2 полугодие 2013, 2014 и 2015 годы ФСТ России не принимала участие: РЭК Красноярского края не направляла запросы о разъяснении законодательства в сфере государственного регулирования цен, ОАО «Тываэнерго» не обжаловало бездействие РЭК Красноярского края в части неутверждения тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии в ФСТ России, следовательно права и законные интересы ФСТ России затронуты быть не могут, Комиссия приняла решения на основании частей 3, 4 статьи 45, части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции отклонить данное ходатайство РЭК Красноярского края.

Как усматривается из материалов дела, между ОАО «Тываэнерго» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12, в соответствии с которым ОАО «МРСК Сибири» передало в аренду ОАО «Тываэнерго» объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на территориях Березовского, Ачинского, Ужурского, Новоселовского, Емельяновского, Абанского, Казачинского, Сухобузимского, Рыбинского, Уярского, Шушенского районов, городов Красноярск, Ачинск, Лесосибирск, согласно Перечню имущества, передаваемого в аренду (Приложение № 1 к договору).

Пунктом 2.1 договора аренды установлен срок действия договора: с 01.07.2013 по 31.05.2014.

Исходя из пункта 5.1 договора аренды, в случае если ни одна из сторон за месяц до окончания срока действия договора не заявит о его расторжении, договор продлятся на тех же условиях на 11 месяцев. Количество пролонгаций не ограничено.

01.07.2013 на основании акта приема-передачи имущества имущество, указанное в приложении № 1 к договору аренды, передано ОАО «Тываэнерго».

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) и части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий, и подлежит государственному регулированию.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положением о РЭК Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, РЭК Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования цен, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производятся регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, ОАО «Тываэнерго» обратилось в РЭК Красноярского края в целях установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии с заявлениями.

Согласно извещению от 05.12.2013 № 2-6557/1 по заявлению от № 1.9/вх-по (вх. от 26.11.2013 № 6654) открыто дело № 389-13 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

По заявлению от 23.12.2013 № 1.9/1.9/3140-исх (вх. от 13.01.2014 № 46) открыто дело № 4-14 об установлении тарифов (извещение от №2-133/1).

В соответствии с извещением от 08.05.2014 № 2-1357/1 по заявлению от 30.04.2014 № 1.9/1.9/1167-исх (вх. от 30.04.2014 № 2508) открыто дело № 371- 14 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно выписки из протокола заседания правления РЭК Красноярского края от 29.01.2014 № 4 Комиссия приняла решение об отказе в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по заявлению ОАО «Тываэнерго» от 26.11.2013 № 6654 на 2013.

В обоснование указанного отказа РЭК Красноярского края указала, что в предложениях ОАО «Тываэнерго» отсутствуют документы, подтверждающие плановые объемы технико-экономических показателей на 2013 год, в связи с этим определить их объективные величины не представляется возможным.

В предложениях ОАО «Тываэнерго» отсутствуют документы, подтверждающие плановые расходы, что не дает возможности РЭК Красноярского края сделать обоснованную экспертизу необходимой валовой выручки, проверить обоснованность представленного расчета по статьям расходов, и, следовательно, сформировать тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Расчет, выполненный ОАО «Тываэнерго», не соответствует требованиям пунктов 2, 62 Основ ценообразования, в соответствии с которыми «периодом регулирования» - является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяце (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования цен, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется, в том числе на решение регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Как следует из пунктов 12 и 18 Правил государственного регулирования, организации, намеренные осуществлять регулируемые виды деятельности, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения, заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами. Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.

Таким образом, из норм законодательства следует, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не применяется 12 месячный срок регулирования.

Поскольку ОАО «Тываэнерго» является организацией, в отношении которой на территории Красноярского края ранее не устанавливался тариф на услуги по передаче электрической энергии, довод РЭК Красноярского края о несоответствии расчета тарифа положениям пунктов 2, 62 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования) не соответствует законодательству.

Согласно экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) № 4-14 на 2014 год, направленного письмом РЭК Красноярского края от 13.08.2014 № 2-2736/3, Комиссия выдала отказ ОАО «Тываэнерго» в установлении цены (тарифа) на электрическую энергию на 2014 год.

В обоснование отказа РЭК Красноярского края указала, что энергосбытовой организацией не представлены документы, подтверждающие право владения (распоряжения) основными фондами, участвующими в передаче электрической энергии на территории Красноярского края. В договоре аренды срок окончания аренды — 31.05.2014, что не позволяет признать ОАО «Тываэнерго» организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Красноярского края.

Также, в представленных Обществом документах отсутствуют документы, подтверждающие объемы технико-экономических показателей на 2014 год, в связи с этим определить их объективные величины не представляется возможным.

Таким образом, согласно выписки из протокола заседания правления РЭК Красноярского края от 29.01.2014 № 4 и экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) № 4-14 на 2014 год следует, что одним из обстоятельств по которым орган регулирования субъекта не установил для ОАО «Тываэнерго» тариф на передачу электрической энергии является непредставление Обществом технико-экономических показателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифы) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными правительством Российской Федерации.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям установлен Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее — Методические указания № 20-э/2).

Согласно пункту 54 Методические указания № 20-э/2, орган регулирования тарифов обязан установить тариф на передачу электрической энергии для каждой региональной (территориальной) сетевой организации.

В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования цен, организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от срока подачи документов, в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Таким образом, срок установления РЭК Красноярского края тарифа для ООО «Тываэнерго» не может превышать 60 дней со дня представления заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:

- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;

- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

Таким образом, присоединяемая (заявленная) мощность сетевых организаций и плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями являются обязательными величинами, так называемыми плановыми технико-экономическими показателями на период регулирования, необходимыми для расчета тарифов.

Иных доказательств нарушения антимонопольного законодательства со стороны РЭК Красноярского края в части неутверждения тарифа на передачу электрической энергии за период регулирования на 2013 и 2014 ОАО «Тываэнерго» в дело № 1-15-6/00-21-15 не представлено.

Согласно извещению от 08.05.2014 № 2-1357/1, РЭК Красноярского края затребовала копии договоров на передачу электрической энергии с энергосбытовой (выми) организацией (циями) на 2015 год с объемами передаваемой электрической энергии (мощности), копии договоров на энергоснабжение с энергосбытовой (выми) организацией (циями) на 2015 год с объемами потребляемой электрической энергии (мощности), реестр смежных ТСО, технологически присоединенных к сетям ОАО «Тываэнерго» согласно действующему договору аренды с ОАО «МРСК Сибири», а также копии договоров со смежными сетевыми организациями с объемами передаваемой электрической энергии (мощности) на 2015 год, полный перечень оборудования электрических сетей ЭСО согласно действующему договору аренды с ОАО «МРСК Сибири» в электронном виде и на бумажном носителе с обязательным указанием характеристик трансформаторов и линий электропередач на 2015 год, утвержденный Минэнерго норматив потерь электрической энергии на 2015 год в электрических сетях ЭСО.

Таким образом, из извещения РЭК Красноярского края от 08.05.2014 № 2-1357/1 следует, что орган регулирования затребовал копии договоров на передачу электрической энергии и копии договоров энергоснабжения с энергосбытовыми организациями.

Подпунктом 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен, организации, осуществляющие регулируемую деятельность к заявлению об установлении тарифа прикладывают документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – ПНД), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с главой III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, обязанность гарантирующего поставщика по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией возникает в рамках заключенных им договоров энергоснабжения. При этом, при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии гарантирующий поставщик, действуя в интересах своих потребителей, выступает потребителем оказанных услуг по передаче электрической энергии, поставщиком услуг выступает сетевая организация.

В рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями, ОАО «Тываэнерго» также должно будет выступать поставщиком услуг по передаче электрической энергии. В соответствии с пунктом 36 ПНД сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 ПНД, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что в связи с отсутствием у Общества тарифа, а, соответственно, возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, у гарантирующего поставщика и смежной сетевой организации не было законных оснований по заключению с ОАО «Тываэнерго» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, требование РЭК Красноярского края о представлении ОАО «Тываэнерго» копий договоров на передачу электрической энергии с энергосбытовыми организациями, договоров энергоснабжения с энергосбытовыми организациями, а также договоров со смежными сетевыми организациями является необоснованным, а, соответственно, непредставление данных договоров не может являться основанием для отказа или уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО «Тываэнерго».

Более того, письмом от 21.11.2013 № 1.9/04.2.4/2856-исх ОАО «Тываэнерго» направило в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее — ООО «КРЭК»), являющегося смежной сетевой организацией, оферту о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Письмом от 05.12.2013 ООО «КРЭК» вернуло ОАО «Тываэнерго» оферту без рассмотрения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-7080/2014 по иску ООО «Тываэнерго» к ООО «КРЭК» о понуждении к заключению договора установлено, что в отсутствие утвержденного тарифа ООО «Тываэнерго» не вправе заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

Письмом ОАО «Тываэнерго» от 26.11.2013 № 1.9/04.2.4/2891-исх направило в адрес Открытого акционерного общества «АНПЗ ВНК», являющегося смежной сетевой организацией, оферту о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Письмом от 30.01.2014 № 211/00912-Э Общество отказало в заключении договора, ссылаясь на тот факт, что ОАО «Тываэнерго» не утверждены индивидуальные тарифы за услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смеженными сетевыми организациями.

Аналогичные письма ОАО «Тываэнерго» о заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии были направлены в адрес прочих сетевых организаций: письмо ОАО «Тываэнерго» от 26.11.2013 № 1.9/04.2.4/2911-исх в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Громадский щебеночный карьер» (отказ Общества письмом от 03.12.2013 № 154), письмо ОАО «Тываэнерго» от 26.112013 № 1.9/04.2.4/2912-исх в Муниципальное унитарное предприятие «ШТЭС» (отказ предприятия от 02.12.2013 № 1366).

Таким образом, Обществом были предприняты попытки заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями.

Более того, согласно позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях по делам № А40-111756/2013 и № А40-2785/2014, подпункт 13 пункта 17 Правил государственного регулирования цен в части обязанности представления договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности не распространяется.

Верховный Суд Российской Федерации определениями от 27.11.2014 № 305-ЭС14-2734 и от 02.03.2015 № 305-КГ15-1602 отказал в передаче кассационных жалоб по заявленным делам для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Подтверждением планируемого осуществления регулируемой деятельности является договор, подтверждающий право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, которым и является договор аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12 и заявление об установлении тарифа на передачу электрической энергии, поданное в Комитет лицом, планирующим осуществление регулируемой деятельности.

Письмом РЭК Красноярского края от 10.03.2015 № 2-696/3 о направлении информации по делу, Ответчик указал, что тариф на передачу электрической энергии для ОАО «Тываэнерго» не установлен в силу того, что Общество не представило документы, свидетельствующие, что объекты электросетевого хозяйства, используемые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, используются ОАО «Тываэнерго» на законном основании.

Указанный довод не находит своего законного основания в виду следующего.

В силу части 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Исходя из пункта 5.1 договора аренды, в случае если ни одна из сторон за месяц до окончания срока действия договора не заявит о его расторжении, договор продлятся на тех же условиях на 11 месяцев. Количество пролонгаций не ограничено.

Таким образом, действующим договором не предусмотрено заключение дополнительного соглашения с целью продления срока его действия.

Заявление об открытии тарифного дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Тываэнерго» на долгосрочный период с 2015 года получено РЭК Красноярского края 30.04.2014 (вх. от 30.04.2014 № 2508).

Бездействие Комитета, выразившееся в необоснованном неустановлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не позволяет ОАО «Тываэнерго» на законном основании осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей электрической энергии к принадлежащим ему на праве аренды объектов электросетевого хозяйства.

Согласно приказам РЭК Красноярского края от 19.12.2013 № 445-П, от 19.12.2014 № 461-П, от 05.02.2015 № 10-п, РЭК Красноярского края установлены (пересмотрены) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Из указанных приказов следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Тываэнерго» на территории Красноярского края не установлены.

Отсутствие возможности потребителя по присоединению энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ОАО «Тываэнерго» может вызвать у потребителя необходимость технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства иной сетевой организации, расположенных дальше, чем объекты ОАО «Тываэнерго», что может существенно увеличить цену за такое технологическое присоединение.

Рост затрат потребителя на технологическое присоединение к сетям сетевой организации способствует увеличению цены производимого товара (услуги), что делает такого потребителя менее конкурентоспособным на смежном товарном рынке.

Соответственно, невозможность ОАО «Тываэнерго» оказывать услуги по передаче электрической энергии может привести к ограничению и недопущению конкуренции на смежных товарных рынках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Бездействие РЭК Красноярского края, выразившееся в неустановлении в предусмотренные законодательством сроки тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды, что привело (может привести) к созданию необоснованных препятствий в осуществлении Обществом хозяйственной деятельности, а равно может привести к ограничению и устранению конкуренции на смежных товарных рынках.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения РЭК Красноярского края пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в форме бездействия, в части неустановления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды, что привело (может привести) к созданию необоснованных препятствий в осуществлении Обществом хозяйственной деятельности, а равно может привести к ограничению и устранению конкуренции на смежных товарных рынках.

2. На основании данного решения выдать РЭК Красноярского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-15-6/00-21-16

 

«30» марта 2015 г.                                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 30.03.2015 по делу № 1-15-6/00-21-15 о нарушении Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю (место нахождения: 660133, г. Красноярск, ул. С. Лазо, д. 12 А, ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

1. Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю в течение одного месяца с даты получения решения по делу № 1-15-6/00-21-15 и настоящего предписания необходимо прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части неутверждения тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны