Решение №АГ/19646/15 Решение по делу в отношении Правительством Архангельской обл... от 21 апреля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-176/00-21-14

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «7» апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «20» апреля 2015 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 1-15-176/00-21-14 по признакам нарушения Правительством Архангельской области (163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившего в бездействии по не утверждению на территории Архангельской области перечня потребителей ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, и особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии таким потребителям,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление контроля электроэнергетики поступило обращение ОАО «Архэнергосбыт» о бездействии Правительства Архангельской области, выразившемся в неутверждении на территории Архангельской области перечня потребителей ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, и особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии таким потребителям.

В результате рассмотрения обращения установлено следующее.

Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяются группы потребителей электрической энергии, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 04.05.2012 № 442 порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:

- обязательность предоставления за счет средств соответствующего бюджета обеспечения обязательств по оплате электрической энергии потребителями ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее- Правила) утверждены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

К таким категориям относятся:

– государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи;

– организации осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов;

– угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.

– воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации;

– учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы;

– федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;

– организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов.

В соответствии с пунктом 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами.

В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).

Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеративным договором от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации», статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъекта Российской Федерации относятся: предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения; осуществление регионального государственного ветеринарного надзора; организация оказания населению медицинской помощи; организация предоставления образования в государственных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьями 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация в границах муниципального образования водоснабжения, водоотведения; создание условий для обеспечения услугами связи; создание условий для оказание медицинской помощи населению; создание условий для предоставления образовательных услуг.

В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Следовательно, обеспечение обязательств по оплате медицинскими и образовательными учреждениями, водоснабжающими организациями потребленной электрической энергии должно быть осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.

Правительством Архангельской области, органами местного самоуправления Архангельской области в 2012-2014 гг. не проведены мероприятия по определению особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике».

При этом по информации, представленной ОАО «Архэнергосбыт» по состоянию на 01.04.2014 количество потребителей, соответствующих категориям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, составляет 771 предприятие. При этом общая величина убытков ОАО «Архэнергосбыт» за период 2012-2014 гг. в связи с задолженностью по оплате электрической энергии такими предприятиями и бездействием органов исполнительной власти Архангельской области составляет 645 млн. руб.

На территории Архангельской области с 2010 года по настоящее время прекратили свою деятельность 103 предприятия ЖКХ, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию. В осенне-зимний период 2012-2013 прекратили деятельность 34 предприятий ЖКХ. При этом имущество передавалось от одной организации к другой без погашения задолженности.

ОАО «Архэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, который в соответствии с законодательством об электроэнергетике обладает особым статусом и обязанностями. Так гарантирующий поставщик, единственный участник рынка купли-продажи электрической энергии, который не вправе отказать в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии). Следовательно, бездействие Правительства Архангельской области и органов местного самоуправления, выразившееся в не определении особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии, препятствует осуществлению экономической деятельности ОАО «Архэнергосбыт».

Также необходимо отметить, что Указом Губернатора Архангельской области от 10.12.2012 № 170-у образована межведомственная комиссия по вопросам погашения задолженности предприятий ЖКХ, энергетики и управляющих организаций за потребленные энергоресурсы перед ресурсоснабжающими организациями на территории Архангельской области.

За период свыше 1,5 лет проведено лишь 3 совещания, при этом концептуальные вопросы о платежной дисциплине на территории Архангельской области не решены.

Правительством Архангельской области не выполнены поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 31.03.2013, а также поручения Правительства (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 13.12.2012 № 45, от 23.05.2013 № 16) в части:

- недопущения роста задолженностей в сфере ЖКХ,

- принятие мер по сокращению задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за потребленные топливно энергетические ресурсы и недопущению увеличения просроченной кредиторской задолженности,

- принятие мер по погашению задолженности за ранее потребленные энергетические ресурсы.

ОАО «Архэнергосбыт», а также потребители, относящиеся к категории неотключаемых, неоднократно обращались в Правительство Архангельской области с просьбой утвердить особый порядок финансового обеспечения неотключаемых потребителей, однако, получили отказ (письмо Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 11.04.2014 № 203/04-19/1921).

Таким образом, бездействие Правительства Архангельской области по не утверждению перечня «неотключаемых потребителей», а также не выполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации препятствует осуществлению экономической деятельности ОАО «Архэнергосбыт».

Препятствование осуществлению экономической деятельности выражается в следующем.

Согласно Правилам полного и (или) частичного ограничения поставки электрической энергии, гарантирующий поставщик не вправе ввести полное ограничение поставки электрической энергии в связи с наличием задолженности по оплате электроэнергии в отношении абонентов, относящихся к перечню «неотключаемых потребителей». Наличие безнадежной дебиторской задолженности у гарантирующего поставщика может привести к его несостоятельности (банкротству). Банкротство гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 202 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, является основанием для лишения организации статуса гарантирующего поставщика, т.е. приводит к устранению организации с товарного рынка (купли-продажи электрической энергии).

Таким образом, учитывая вышеуказанные последствия для гарантирующего поставщика, право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение особого порядка обеспечения финансовых обязательств по оплате «неотключаемыми потребителями» электрической энергии является обязательным, поскольку иное может привести к ограничению конкуренции и препятствованию осуществления деятельности отдельными субъектами рынка.

Кроме того, Прокуратурой Архангельской области в адрес Правительства Архангельской области выдано представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в бездействии по утверждению перечня потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Приказом ФАС России № 690/14 от 31.10.2014 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Правительства Архангельской области возбуждено дело № 1-15-176/00-21-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Правительство Архангельской области пояснило следующее.

Правительство Архангельской области указывает на то, что пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и пункт 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 г. не могут быть исполнены Правительством Архангельской области, поскольку указанные нормы не согласуются с Бюджетным кодексом РФ и тем, что на федеральном уровне отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок составления перечней потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком. В этой связи решение о составлении такого перечня Правительством Архангельской области на сегодняшний день не принято.

Правительством Архангельской области были направлены запросы в Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с просьбой разъяснить вопрос о применении положений пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3).

В частности, Правительство Архангельской области просило Министерство финансов Российской Федерации разъяснить возможность применения Федерального закона № 35-ФЗ при условии, что порядок введения особого порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком, предусмотренного пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 35-Ф3, не согласуется с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Перед Министерством энергетики Российской Федерации в числе прочих ставился вопрос о том, является ли установление особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии потребителям, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, обязанностью исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при условии, что из содержания нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, следует, что установление особого порядка является правом субъекта Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации письмом от 11 декабря 2015 года № 20-06-07/1/63887 разъяснило, что в соответствии со статьями 115.2 и 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также договора о предоставлении государственной гарантии при соблюдении требований, установленных БК РФ. При этом статьей 2 БК РФ установлено, что законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить БК РФ.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации не указало, что в целях реализации положений пункта 6 статьи 38 Федерального закона № 35-Ф3 субъектами Российской Федерации могут применяться иные способы обеспечения обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, хотя такой вопрос содержался в обращении Правительства Архангельской области.

Таким образом, ответчик считает, что Министерство финансов Российской Федерации поддержало доводы Правительства Архангельской области, приведенные при рассмотрении дела Комиссией, о том, что бюджетное законодательство не позволяет автоматически предоставлять государственную гарантию субъекта Российской Федерации всем потребителям электрической энергии, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии. Тем самым до включения потребителя в перечень потребителей электрической энергии, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии, должны быть соблюдены нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации письмом от 27 января 2015 года № ВК-561/09 разъяснило, что формулировка пункта 6 статьи 38 Федерального закона № 35-Ф3 и пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Правила), предполагает возможность, а не обязательность утверждения указанного особого порядка обеспечения обязательств. При этом, как указало Министерство энергетики Российской Федерации, акт Правительства Российской Федерации, определяющий формы и порядок предоставления данных обязательств, в настоящее время не принят.

Кроме того, во исполнение положений пункта 37 Правил указом Губернатора Архангельской области от 30 декабря 2014 года № 138-у утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на территории Архангельской области.

Соответственно, Правительство Архангельской области полагает, что с учетом позиции по данному вопросу Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации, с учетом действующих положений законодательства об электроэнергетике и бюджетного законодательства Российской Федерации, действия Правительства Архангельской области по не утверждению на сегодняшний день на территории Архангельской области особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии потребителям, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти определяются группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

Согласно пункту 7 этого же закона Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает в том числе обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней.

Пунктом 18 Правил установлено, что  в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).

Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.

Из приведенного следует, что закон и Правила предусматривают обязательность утверждения групп потребителей, которым предусматривается предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и возможность утверждения особого порядка получения такого обеспечения. При отсутствии утвержденного особого  порядка получения соответствующего обеспечения подлежит использованию общий порядок обращения за получением такого обеспечения путем обращения в соответствующий орган власти с предоставлением надлежащего обоснования.

 

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Правительство Архангельской области обязано было утвердить перечень потребителей, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствия энергии, а также имело возможность предусмотреть особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии.

При рассмотрении дела № 1-15-176/00-21-14 Правительство Архангельской области не указало конкретной нормы Федерального закона, которая разрешала бы не исполнять пункты 6, 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике», следовательно, имеет место бездействие Правительства Архангельской области, которое может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии на территории Архангельской области.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены следующие признаки ограничения конкуренции:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Не утверждение перечня потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а также отсутствие обеспечения обязательств по таким потребителям в связи с «неплатежами» таких потребителей способствует росту задолженности ОАО «Архэнергосбыт» перед своими контрагентами, что в свою очередь влечет такие последствия как, риски, связанные с неоплатой электрической энергии, приобретенной ОАО «Архэнергосбыт» на оптовом рынке.

Согласно пункту 37 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1172 от 27.10.2010, решение об исключении из реестра субъектов оптового рынка принимает наблюдательный совет совета рынка в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае:

-    неоднократного нарушения организацией настоящих Правил, в том числе в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 расчетных периода по соответствующим договорам или нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В соответствии с пунктом 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012, уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 настоящего документа и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика при наступлении в отношении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика (за исключением территориальной сетевой организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика), любого из следующих обстоятельств:

-    принятие в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с Правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такой организации в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне ее деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика.

В связи с нарушением порядка оплаты на оптовом рынке электрической энергии, в том числе и по причине роста задолженности «неотключаемых потребителей», на наблюдательный совет «Совет Рынка» неоднократно выносился вопрос о лишении статуса ОАО «Архэнергосбыт».

Таким образом, бездействие Правительства Архангельской области может привести к ограничению конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии на территории Архангельской области.

За период 2012 - 2014 гг. значительно возросла задолженность неотключаемых потребителей, что привело в свою очередь к необходимости ОАО «Архэнергосбыт» привлекать ежегодно все большее количество кредитных средств в банках для расчетов с поставщиками электроэнергии и сетевыми организациями. Соответственно, это привело к необходимости включать в состав необходимой валовой выручки (11ВВ) ОАО «Архэнергосбыт» значительные средства на расходы по обслуживанию кредитов, что привело далее к увеличению, в этой части, сбытовой надбавки для потребителей. Информация о задолженности неотключаемых потребителей и суммах расходов на обслуживание кредитов приведена в таблице 1.

Дополнительно к расходам по обслуживанию кредитов в состав НВВ ОАО «Архэнергосбыт» включается резерв по сомнительным долгам, который зависит от размера безнадежной дебиторской задолженности «неотключаемых потребителей», так как иные потребители легко ограничиваются в электропотреблении и по этой причине не имеют проблемной задолженности перед ОАО «Архэнергосбыт» за электроэнергию. Информация о размере резерва по сомнительным долгам в составе НВВ ОАО «Архэнергосбыт» по годам также приведена в таблице 1.

Таблица 1

млн. руб.

Период

Общая задолженность потребителей на конец периода

В том числе задолженность неотключаемых потребителей

Расходы на обслуживание кредитов в составе НВВ

Резерв по сомнительным долгам в составе НВВ

2012

1651

847

24,2

58,4

2013

2130

1195

87,3

26

2014

2261

1400

112,1

107,3

 

Как следует из таблицы, доля задолженности «неотключаемых потребителей» в составе общей задолженности из года в год возрастает: в 2012 г. она составляет - 51,3%, в 2013 г.-56,1%, в 2014 г.-62,0%.

Рост электрической энергии за период 2012-2014 гг. для населения составил 119,2%, для прочих потребителей – 116,4%, при этом индекс потребительских цен за данный период составил 113,1 %. Учитывая, что рост тарифов субъектов естественной монополии был «заморожен» в соответствии с планом мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 11.11.2013 N 6732п-П9, основной вклад в цену на электрическую энергию были затраты гарантирующего поставщика, в том числе и на привлечение кредитов и формирование резерва по сомнительным долгам.

Таким образом, бездействие Правительства Архангельской области привело в итоге к росту цены товара - электроэнергии для потребителей региона, не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения электроэнергии на рынке Архангельской области.

Бездействие Правительства Архангельской области в части не исполнения пунктов 6, 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» ограничивает конкуренцию на рынке купли-продажи электрической энергии на территории Архангельской области путем сокращения хозяйствующих субъектов, т.е. способствуя устранению ОАО «Архэнергосбыт» с товарного рынка, а также косвенно влияет на повышение цены на электрическую энергию.

Также имеет место нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем создания дискриминационных условий. Данный факт выразился в предоставлении бюджетных гарантий в отношении ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» в 2012-2015 гг. и неоднократных отказах в предоставлении таких гарантий иным лицам (обращение потребителей о включении в список неотключаемых потребителей и предоставлении гарантий на оплату задолженности за электрическую энергию).

При этом, Указом Губернатора Архангельской области № 138-у от 30.12.2014 (опубликован 16.01.2015г.) был утвержден перечень потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, из текста Указа следует, что он утвержден в соответствии с пунктом 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Комиссия приходит к выводу, что Правительство Архангельской области добровольно устранило допущенное нарушение антимонопольного законодательства путем утверждения Указом Губернатора Архангельской области № 138-у от 30.12.2014 перечня потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Вследствие утверждения такого перечня, потребители, входящие в такой перечень, и на основании пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» организации, осуществляющие их энергоснабжение, вправе обращаться в адрес Правительства Архангельской области за предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии из бюджетных средств данного субъекта Российской Федерации.

Установление последствий указанного бездействия ответчика в виде материального ущерба заявителя не входит в компетенцию антимонопольного органа и они могут быть определены в судебном порядке.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по делу № 1-15-176/00-21-14,

РЕШИЛА:

 

Дело № 1-15-176/00-21-14 в отношении Правительства Архангельской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившего в бездействии по не утверждению на территории Архангельской области перечня потребителей, ограничение электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, а также особого порядка предоставления обязательств по оплате электрической энергии такими потребителями, прекратить согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны