Определение №21/78853/21 Определение о назначении дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении... от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«17» сентября 2021 г. г. Москва

 

Я, Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, начальник Управления регулирования электроэнергетики Д.А. Васильев,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1164 (далее - Правила), ФАС России осуществляется антимонопольный контроль функционирования оптового и розничных рынков посредством рассмотрения данных мониторинга цен на электрическую энергию (мощность), проверки экономической и технологической обоснованности действий субъекта электроэнергетики, в том числе путем сравнения цен, указанных субъектами оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час путем сравнения указанных субъектом оптового рынка в ценовой заявке объемов электрической энергии с возможными объемами выработки электрической энергии принадлежащим ему на праве собственности или ином законном основании генерирующим оборудованием исходя из технических характеристик генерирующего оборудования, ограничений по теплофикационной нагрузке, удельного расхода топлива, использованного хозяйствующим субъектом при расчете себестоимости производства, значения удельного расхода топлива в конденсационном и теплофикационном режимах, в Порядке установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, утвержденном приказом ФАС России от 14.11.2007 № 378 (далее - Порядок).

По результатам рассмотрения мониторинга цен в 2019 году на электрическую энергию (мощность), а также иных материалов, поступивших из Ассоциации «НП Совет рынка», были выявлены, в том числе, отклонения сформированных по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на рынке на сутки вперед (далее– РСВ) равновесных цен на электрическую энергию от равновесных цен на электрическую энергию, сформированных на РСВ за аналогичный период ранее.

Письмом от 11.11.2019 № ВК/98568/19 ФАС России направила запрос в адрес ПАО «Т Плюс» о необходимости представления пояснений об особенностях формирования ценовых заявок (подзаявок) на электроэнергию, информации о стоимости и объеме топлива (посуточно), об удельных расходах топлива на производство электрической энергии по каждой станции.

Письмом от 13.12.2019 № 138-06084 ПАО «Т Плюс» представило запрашиваемые ФАС России данные, а также пояснения об особенностях формирования ценовых заявок, поданных администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии (мощности) для проведения конкурентного отбора на сутки вперед и выбора состава включенного оборудования.

Согласно представленным материалам было установлено, что подаваемые ПАО «Т Плюс» ценовые заявки превышали значения ценовых заявок, рассчитанных исходя из представленных фактических данных затрат на топливо, используемого для выработки электрической энергии.

Также указанные ценовые заявки формировали значения цен, превышающих сформированные значение на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала), что поспособствовало росту цен на оптовом рынке электрической энергии. В частности, указанные ценовые заявки привели к существенному изменению цены и сформировали значения конечной средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию в ЗСП «Вятка» 1 Ценовой зоны.

По результатам модельных расчетов РСВ, проведенных Ассоциацией «НП Совет рынка», было выявлено, что ценовые заявки ПАО «Т Плюс» привели к существенному изменению цен на электрическую энергию (в соответствии с пунктом 23 Правил).

Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов за исключением случаев, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации или при осуществлении контроля за экономической концентрацией может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке не является доминирующим, несмотря на превышение указанной величины.

Согласно данным анализа состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности за 2019 год группа лиц ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение по доле установленной мощности его генерирующего оборудования и доле выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования, которые превышают значение 20%, в границах ряда зон свободного перетока 1 Ценовой зоны (в том числе, в ЗСП «Вятка»).

Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала).

Согласно пункту 11 Порядка выявление факта манипулирования осуществляется в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час.

На основании изложенного, издан приказ ФАС России от 06.09.2021 № 945/21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 29 сентября 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-5, г. Москва, 123995, 205-КУБ (2-й этаж).

2. Привлечь к участию в рассмотрении в дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика ПАО «Т Плюс».

3. Привлечь к участию в рассмотрении в дела № 21/01/10-51/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Ассоциацию «НП Совет рынка».

4. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «Т Плюс» в срок до 24.09.2021 представить следующие документы, материалы и сведения:

- копии учредительных документов ПАО «Т Плюс» с последующими изменениями;

- копию свидетельства о внесении ПАО «Т Плюс» в Единый государственный реестр юридических лиц;

- копию свидетельства о постановке ПАО «Т Плюс» на учет в налоговом органе;

- копию решения о назначении генерального директора ПАО «Т Плюс»;

- информацию о стратегии подачи ценовых заявок в отношении генерирующих объектов ПАО «Т Плюс» в период с 01.01.2019 по 01.07.2021;

- иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Документы и сведения, представляемые в антимонопольный орган, должны быть достоверными, и представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные).

ФАС России обращает внимание, что за непредставление по запросу антимонопольного органа информации в срок, а также за представление недостоверной информации законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность в соответствии со статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный телефон 8(499)755-23-23 (вн. 634).

2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела на электронную почту: pichugina@fas.gov.ru.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Т плюс"
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350
Ассоциация "НП Совет рынка"
ИНН 7705429930, ОГРН 1027739482616