Предписание №​ВК/62317/21 ПРЕДПИСАНИЕ от 26 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии со статьями 28 и 32 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство Публичного акционерного общества «Мосэнерго» (местонахождение: 119526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корп. 3; основной вид деятельности: производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность     по      обеспечению      работоспособности      электростанций) о приобретении 100% долей в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (место нахождения: 119048, г. Москва, пр-т. Комсомольский, д. 42, стр. 3, эт. 4, пом. 7; основной вид деятельности: торговля электроэнергией) и в ходе проведенного анализа установила следующее.

ПАО «Мосэнерго» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах Первой ценовой зоны.

В силу превышения доли участия ПАО «Газпром» в уставном капитале ПАО «Мосэнерго» пятидесяти процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции общества, а именно 53,498%, ПАО «Мосэнерго» входит в группу лиц ПАО «Газпром».

На момент подачи ходатайства   в   группу   лиц   ПАО   «Газпром» по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, входят в том числе генерирующие и сбытовые компании, осуществляющие как производство, так и приобретение (покупку) электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности (преимущественно в границах Первой ценовой зоны оптового рынка).

Так, в группе лиц ПАО «Газпром», производство электрической энергии осуществляют: ПАО «ОГК-2», ПАО «ТГК-1», ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ», ООО «Свободненская ТЭС»; приобретение (покупку) электрической энергии осуществляют: АО «Газпромэнергосбыт», ПАО «Газпромэнергосбыт Тюмень», ПАО «Газпромэнергосбыт Брянск» и АО «МОЭК Системы учета».

ООО «Свободненская ТЭС» функционирует в границах неценовой зоны оптового рынка и расположена на территории Амурской области.

Остальные генерирующие объекты группы лиц ПАО «Газпром» расположены в зонах свободного перетока (далее — ЗСП): «Запад», «Кавказ»,

«Кольская», «Кубань», «Москва», «Тюмень», «Урал», «Центр» и «Сибирь»

— и осуществляют деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии в границах ценовых зон оптового рынка электрической энергии.

Сбытовые организации, принадлежащие к группе лиц ПАО «Газпром», осуществляют   деятельность    по    купле-продаже    электрической    энергии на оптовом   рынке   электроэнергии   в   границах   Первой   ценовой   зоны в   ЗСП:   «Волга»,   «Волгоград»,   «Вятка»,   «Запад»,   «Кавказ»,   «Каспий»,

«Кольская», «Кубань», «Москва», «Северная Тюмень», «Тюмень», «Урал»,

«Центр»; в границах Второй ценовой зоны в ЗСП: «Алтай», «Омск», «Сибирь»,

«Чита», «Южный Кузбасс».

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» является участником оптового рынка электрической энергии и мощности и осуществляет деятельность по купле- продаже электрической энергии, как на территории ценовых, так и неценовых зон оптового рынка электроэнергии.

Свою деятельность ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» осуществляет в границах Первой    ценовой    зоны    в    ЗСП:    «Балаково»,    «Волга»,    «Волгоград»,

«Вятка», «Запад», «Кавказ», «Каспий», «Кольская», «Кубань», «Москва»,

«Махачкала», «Северная Тюмень», «Тюмень», «Урал», «Центр» — в границах Второй ценовой зоны в ЗСП: «Алтай», «Омск», «Сибирь», «Чита», «Южный Кузбасс».

Кроме того, ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» владеет 50% уставного капитала ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ Сибирь», которое так же осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии в границах ЗСП «Сибирь».

В   рамках   рассмотрения   заявленного    ходатайства    ФАС    России был проведен анализ состояния конкуренции в границах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и их зон свободного перетока за 2020 год.

В   силу   части   3   статьи   25   Федерального   закона   от   26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) доминирующим   признается    положение    хозяйствующего    субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного     оборудования     в     границах     зоны     свободного     перетока

превышает 20%, а также доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20%.

Согласно части 4 статьи 25 Закона об электроэнергетике, антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или)   установления   факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким   хозяйствующим   субъектом   (группой лиц) объема электрической энергии объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями, а также исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством Российской Федерации   порядке   и   связанных   с   обращением   электрической    энергии и мощности в данной зоне свободного перетока.

Так, по результатам проведенного анализа, суммарная установленная мощность генерирующих объектов ПАО «Газпром» границах Первой ценовой зоны оптового рынка составляет 38 212 МВт.

В географических   границах   ЗСП:   «Запад»,   «Кольская»,   «Кубань»,

«Москва», «Тюмень» — ПАО «Газпром» по установленной мощности генерирующих объектов, а также по занимаемой доле объема фактической выработки электроэнергии занимает долю более 20%.

Совокупная доля объема фактического потребления электроэнергии группы лиц ПАО «Газпром» на оптовом рынке электроэнергии составляет 5,7% в границах Первой ценовой зоны и 1% в границах Второй ценовой зоны.

В географических границах ЗСП «Северная Тюмень» и «Тюмень» группа лиц ПАО «Газпром» занимает соответственно долю более 59% и 19% по объему фактического потребления.

Совокупная доля объема фактического потребления электроэнергии ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» при этом составляет 3,8% в границах Первой ценовой зоны и 7,5% в границах второй ценовой зоны.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» осуществляет деятельность в ценовых зонах в географических границах ЗСП: «Балаково», «Волга», «Волгоград», «Вятка»,

«Запад», «Кавказ», «Каспий», «Кольская», «Кубань», «Махачкала», «Москва»,

«Тюмень», «Урал», «Центр», «Алтай», «Омск», «Сибирь», «Чита», «Южный Кузбасс».

В географических границах ЗСП «Чита» ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» занимает долю более 37% по объему фактического потребления.

В результате совершения сделки, группа лиц ПАО «Газпром» увеличит долю фактического потребления электроэнергии с 19,9% до 20,8% в ЗСП «Каспий», с 19,3% до 21,3% в ЗСП «Тюмень».

На территории Второй ценовой зоны группа лиц ПАО «Газпром» в географических границах ЗСП «Омск» увеличит долю потребления электроэнергии с 15,8% до 26,4%.

В результате анализа было установлено, что по Первой ценовой зоне группа лиц ПАО «Газпром» вследствие совершения сделки увеличит долю фактического потребления электроэнергии до 9,5%, по второй зоне совокупная доля фактического потребления электроэнергии группы лиц ПАО «Газпром» составит 8,4%.

Таким образом, в предположении совершения сделки, образовавшаяся таким образом группа лиц усилит свое доминирующее положение по объему фактического потребления электроэнергии и мощности на оптовом рынке в границах ценовых зон.

Принимая   во   внимание   положение    части    3    статьи    25    Закона об электроэнергетике, совокупность указанных выше обстоятельств может рассматриваться как усиление доминирующего положения.

Кроме того, в соответствии с анализом Ассоциации НП «Совет рынка» группа лиц, единовременно располагающая как активами генерирующих компаний, так и активами гарантирующих поставщиков, в случае расположения электростанций в зоне функционирования гарантирующего поставщика, может быть финансово заинтересована в подаче завышенных объемов потребления на РСВ   относительно   фактических.   Данные   действия   могут   привести к востребованностиболее дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен РСВ. При этом дополнительная выручка генерирующих компаний от роста цены способна покрывать расходы гарантирующего поставщика на формирование отклонений фактического объема потребления от планового.

Таким образом, совершение заявленной в ходатайстве сделки приводит (может привести) к ограничению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии, путем усиления доминирующего положения группы лиц ПАО «Газпром» при сокращении количества не входящих в одну группу лиц участников оптового рынка электрической энергии.

Одновременно с этим, в группу лиц ПАО «Газпром» входит сетевая компания    ООО    «Газпром    энерго»,     осуществляющая     деятельность по передаче электрической энергии в границах ценовых зон оптового рынка и мощности.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка статьей 6 Федерального закона от 26.04.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в   некоторые   законодательные   акты   Российской   Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ) установлен запрет на    совмещение     деятельности     по     передаче     электрической     энергии и   (или)    оперативно-диспетчерскому    управлению    в    электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 и частью 7 статьи   33,   а   также   пунктом   2   части   1   статьи    23    Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае приобретения ПАО «Мосэнерго» более 50% долей в уставном капитале ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», ПАО «Мосэнерго» или иным лицам, входящими в группу лиц ПАО «Газпром», необходимо совершить действия, а именно:

  1. Уведомить ФАС России о совершении ПАО «Мосэнерго» сделки   по   приобретению   более    50%    долей    в    уставном    капитале ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», в срок, не превышающий 10 дней с момента совершения заявленной сделки.
  2. Уведомить ПАО «ОГК-2», ПАО «ТГК-1», ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ»,     ООО     «Свободненская     ТЭС»,     АО      «Газпромэнергосбыт», ПАО «Газпромэнергосбыт   Тюмень»,   ПАО   «Газпромэнергосбыт   Брянск» и АО «МОЭК Системы учета» (далее — группа компаний ПАО «Газпром») о выдаче настоящего Предписания в срок не превышающий 10 дней с момента совершения заявленной в пункте 1 Предписания сделки.
  3. В течение 2 лет с момента совершения сделки, указанной в пункте 1 настоящего Предписания, принять меры, направленные на соблюдение группой лиц ПАО «Мосэнерго» статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ.
  4. В течение каждого квартала в период с 8:00 по 20:59 рабочих дней (рабочие часы) взятое по ценовой зоне совокупное по группе компаний ПАО «Газпром» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» плановое почасовое потребление электрической энергии, сформированное по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, не должно превышать фактическое значение потребления электроэнергии,   в   том   числе   потребление   на   собственные и хозяйственные нужды электростанций, в отношении Первой ценовой зоны на следующие величины одновременно:
  • на величину более 10% более чем в 0% рабочих часов;
  • на величину от 5% до 10% более чем в 4,5% рабочих часов;
  • на величину от 3% до 5% более чем в 8,1% рабочих часов;

При этом не учитываются часы, в которых отклонения фактического почасового  потребления   электрической   энергии   от   планового   значения обусловлены документально подтвержденными обстоятельствами непреодолимой     силы     и/или     аварийными      событиями      природного или техногенного характера.

Ежеквартально,   не   позднее    28    числа    месяца,    следующего за отчетным, представлять в ФАС России информацию об исполнении пункта 3, 4 настоящего Предписания.

Срок действия настоящего Предписания - 3 года.

Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного    органа     влечет     административную     ответственность в   соответствии с   частью   2 статьи   19.5 Кодекса   Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии со статьей 34 Закона о защите конкуренции является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

 

 

 

В.Г. Королев

 

 

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУСЭНЕРГОСБЫТ"
ИНН 7706284124, ОГРН 1027706023058
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
ИНН 7705035012, ОГРН 1027700302420