Решение №ВК/44198/18 Предписание по ходатайству от 15 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

На основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации 28.04.2018 (протокол №1), в соответствии со статьями 28 и 33 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба приняла решение о предварительном согласовании сделки по приобретению компанией «Фортум Дойчленд СЕ» (Fortum Deutschland SE, Федеративная Республика Германия) (место расположения: 40213 Германия, Дюссельдорф, Банранер Штрассе, 18-20) (далее — Заявитель), находящейся под контролем иностранного государства — Финляндской Республики, до 50 процентов голосующих акций компании «Юнипер СЕ» (Uniper SE, Федеративная Республика Германия), распоряжающейся в настоящее время 83,73 процента голосов, приходящихся на голосующие акции публичного акционерного общества «ЮНИПРО» (Российская Федерация), в результате совершения которой компания «Фортум Дойчланд СЕ» получит право косвенно распоряжаться менее 50 процентами голосующих акций данного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и в ходе проведенного анализа установила следующее.

По результатам анализа ФАС России выявлено, что в группу лиц Заявителя, косвенно принадлежащего на 100% публичной компании «Фортум Оюй», входит генерирующая компания ПАО «Фортум».

ПАО «Фортум» осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах Первой ценовой зоны.

Одним из приобретаемых обществ является генерирующая компания ПАО «Юнипро», осуществляющая деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах Первой и Второй ценовой зон.

В рамках рассмотрения ходатайства ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в границах Первой ценовой зоны оптового рынка и её зон свободного перетока (далее - ЗСП) в 2017 году.

В следствие совершения сделки увеличится доля в Первой ценовой зоне оптового рынка электроэнергии, а также в ЗСП «Тюмень» и ЗСП «Урал»:

 

Установленная мощность генерирующего оборудования

ЗСП «Урал», МВт

ЗСП «Тюмень», МВт

ПАО «Фортум»

1 994 (6,6 %)

2 819 (19,4 %)

ПАО «Юнипро»

1 025 (3,4 %)

5 657 (38,9 %)

ПАО «Фортум» и ПАО «Юнипро»

3 019 (10 %)

8 476 (58,3 %)

 

Объем выработки электрической энергии

ЗСП «Урал», МВт\ч

ЗСП «Тюмень», МВт\ч

ПАО «Фортум»

10 721 767 (8,2 %)

17 033 775 (19,7%)

ПАО «Юнипро»

4 530 538 (3,4 %)

33 799 786 (39,1%)

ПАО «Фортум» и ПАО «Юнипро»

15 252 305 (11,6 %)

50 833 561 (58,8 %)

 

Таким образом, в случае совершения сделки совокупная установленная мощность генерирующего оборудования ПАО «Юнипро» и ПАО «Фортум» составит 58,3 % от совокупной установленной мощности всех электрических станций, функционирующих в ЗСП «Тюмень». Совокупный объем выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах ЗСП «Тюмень» составит 58,8 % от совокупного объема производимой в границах указанной ЗСП.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%, а также доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20 процентов.

Согласно части 4 статьи 25 Закона об электроэнергетике, антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями, а также исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке и связанных с обращением электрической энергии и мощности в данной зоне свободного перетока.

ФАС России проанализировала способность ПАО «Фортум» и ПАО «Юнипро», оказывать определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в том числе с учетом материалов, представленных Ассоциацией НП «Совет рынка».

Так, согласно информации от Ассоциации НП «Совет рынка» о частоте возникновения рыночной силы генерирующими объектами ПАО «Фортум» совместно с ПАО «Юнипро», они были способны оказывать определяющее влияние в период с 01.10.2016 по 30.09.2017 на формирование равновесной цены на электрическую энергию в границах Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), в том числе в ЗСП «Урал» и ЗСП «Тюмень» в определенные часы.

Таким образом, в результате совершения сделки, заявленной в Ходатайстве, увеличивается совокупная доля установленной мощности, увеличивается совокупная доля объема выработки электрической энергии в ЗСП «Тюмень», а также происходит рост количества часов в сутках, когда ПАО «Фортум» совместно с ПАО «Юнипро» могут определять общие условия обращения электроэнергии на оптовом рынке в границах в ЗСП «Тюмень» и ЗСП «Урал».

Таким образом, данная сделка приведет к ограничению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии в географических границах ЗСП «Тюмень», путем усиления доминирующего положения группы лиц ПАО «Фортум», при сокращении количества не входящих в одну группу лиц участников оптового рынка электрической энергии в указанной зоне свободного перетока.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 2 и частью 7 статьи 33, а также пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае приобретения Заявителем прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ПАО «Юнипро», данным лицам (группе лиц) необходимо совершить следующие действия, а именно:

1. В отношении каждого генерирующего объекта (станции), находящегося на территории ЗСП «Тюмень», принадлежащего хозяйствующим субъектам ПАО «Юнипро» и ПАО «Фортум» при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) не допускать действий, которые приводят (могут привести) к значительному повышению цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:

      • - не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании.

А также, использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;

  • 2. В отношении каждого генерирующего объекта (станции), находящегося на территории ЗСП «Урал», принадлежащего хозяйствующим субъектам ПАО «Юнипро» и ПАО «Фортум» при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) в рабочие часы не допускать действий, которые приводят (могут привести) к значительному повышению цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:

    • - не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании.

      • А также, использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;

3. Ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в ФАС России в отношении генерирующих объектов (станций), находящихся на территории Первой ценовой зоны, принадлежащих ПАО «Юнипро» и ПАО «Фортум», следующую информацию:

  • информацию о максимальной ценовой заявке за каждые сутки, поданной в отношении станции на рынке на сутки вперед оптового рынка электрической энергии (мощности);

  • информацию о максимальной ценовой заявке за квартал, поданной в отношении станции при выборе состава включенного генерирующего оборудования.

    • Срок действия настоящего Предписания 5 лет.

Федеральная антимонопольная служба сообщает, что в соответствии с пунктом 11 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части.

Также сообщаем, что невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

 

 

В.Г. Королев

Связанные организации

Связанные организации не указаны