Решение №ВК/65836/15 Решение по делу в отношении Министерства тарифного регулиро... от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-54/00-21-15

 

12.11.2015                                                                                               г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 «октября» 2015

В полном объеме решение изготовлено 12 «ноября» 2015

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: < ...>,

рассмотрев дело № 1-00-54/00-21-15 по признакам нарушения Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в в установлении экономически необоснованных (заниженных) тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии ОАО «Фортум»,

 

УCТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение ОАО «Фортум» (далее – Заявитель) с жалобой на действия Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

В соответствии с приказом ФАС России от 29.04.2015 № 322/15 было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам). Правила и порядок установления регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования). В установленных Основами ценообразования случаях для расчетов применяются Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования при утверждении тарифов на тепловую энергию, в необходимую валовую выручку регулируемой организации должны быть включены расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно статье 3 и статье 7 Закона «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должно осуществляться в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также обеспечения экономической обоснованности доходов и расходов теплоснабжающих организаций.

Приказом Минэнерго России от 18.09.2014 № 624 для электростанций ОАО «Фортум» был утвержден норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на 2015 год.

Согласно Основам ценообразования, решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Тарифы были установлены постановлением ГК ЕТО от 18.12.2014 № 58/1. По мнению заявителя, действия Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области при установлении вышеуказанных тарифов привели к ограничению конкуренции.

При этом согласно действующему законодательству, в частности в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако, изучив представленные в ходе дела материалы, а также заслушав в ходе рассмотрения дела лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии признаков ограничения конкуренции в действиях Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

В ходе рассмотрения дела Заявителем также было представлено определение Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2015 по делу № А40-214648/14 о прекращении производства по кассационным жалобам Правительства Тюменской области и Правительства Челябинской области. Судебное разбирательство по указанному делу возбуждено в связи с обращением Правительства Тюменской области и Правительства Челябинской области с требованием об оспаривании приказа Минэнерго России от 18.09.2014 № 624.

При рассмотрении дела судом кассационной инстанции Правительство Тюменской области и Правительство Челябинской области заявили ходатайство об отказе от кассационных жалоб в связи с урегулированием спора. Указанное ходатайство судом было удовлетворено, производство по делу прекращено.

В рамках рассмотрения дела Заявителем было подано заявление об отзыве заявления о нарушении антимонопольного законодательства, отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу № 1-00-54/00-21-15. Однако Закон о защите конкуренции не предусматривает такого основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства как отказ от заявления о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем, заявление ОАО «Фортум» рассмотрено по существу и нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить производство по делу № 1-00-54/00-21-15 в отношении Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны