Решение №ПИ/85722/21 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-19/2021 от 11 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-19/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 8 октября 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-19/2021 в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России П.В. Иванова; членов Комиссии: <....> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-19/2021 по признакам нарушения АО «Облкоммунэнерго» (ИНН: 6671028735, ОГРН: 1156658098266; адрес регистрации: 620102, г. Екатеринбург, ул. Московская, 48 литера Г, офис 2) (далее также — Общество, Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи (далее — Услуга),

в присутствии на заседании представителей по доверенности АО «Облкоммунэнерго» <....>, представителей ООО «ДельтаТел» <....>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «ДельтаТел» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «Облкоммунэнерго», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на Услугу (вх. № 5961-ЭП/21 от 19.01.2021).

Согласно приказам АО «Облкоммунэнерго» № 02-02/607/1 от 30.11.2016, № 02-02/557/1 от 22.11.2017, № 01-01/427/1от 27.11.2018, № 01-01/04-01/434/1 от 25.10.2019 «Об утверждении расчета стоимости услуг» стоимость технического обслуживания 1 деревянной (железобетонной) опоры в месяц составила:

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 361,0 руб. (с НДС);

  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 375,4 руб. (с НДС; рост 4%);

  • с 01.01.2019 по 31.12.2019 399,0 руб. (с НДС; рост 6,3%);

  • с 01.01.2020 по 31.12.2020 413,8 руб. (с НДС; рост 3,7%).

С 01.01.2021 года тарифы применяются на уровне 2020 года.

Комиссия, изучив материалы дела, пояснения Ответчика об обоснованности размера тарифов на Услугу, установила следующее.

АО «Облкоммунэнерго» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Свердловской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным затратам.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с последующим распределением затрат по видам деятельности и по услугам.

В соответствии с Порядком ведения РУДР АО «Облкоммунэнерго» разработаны отдельные положения по учету и распределению расходов в рамках приказа от 23.12.2016 № 02-02/15/1 «Об учетной политике общества на 2016 год» - пункты 5.1; 5.2.

Отдельный документ по ведению раздельного учета доходов и расходов АО «Облкоммунэнерго» по видам деятельности не разрабатывался и не утверждался, что предусмотрено пунктом 14 Порядка ведения РУДР.

В соответствии с Положением об учетной политике Общества (далее — Учетная политика) к основным направлениям деятельности Общества относятся:

1. Передача электроэнергии.

2. Технологическое присоединение.

3. Производство и передача тепловой энергии.

4. Прочие виды деятельности.

В состав прочих видов деятельности, исходя из представленных письмом Общества от 11.03.2021 № 38328/21 материалов, входят следующие услуги:

- оперативно-техническое обслуживание электроустановок третьих лиц;

- услуги по ремонту имущества дочерних зависимых обществ;

- предоставление имущества в аренду третьим лицам;

- выявление бездоговорного потребления электроэнергии;

- совместный подвес (Услуга);

- транспортные услуги;

- прочие услуги.

В соответствии с пунктом 5.2 Учетной политики «Учет и распределение расходов» по способу включения в себестоимость продукции затраты для целей бухгалтерского учета группируются на прямые и косвенные.

Прямые затраты — это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в их себестоимость на основании данных первичного учета. Прямые расходы отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».

На счете 23 «Вспомогательное производство» собираются расходы, связанные с процессами, являющимися вспомогательными по отношению к основным процессам и включаются в себестоимость той продукции, в отношении которой эти расходы были осуществлены.

К косвенным (накладным) расходам относятся расходы, учитываемые на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 26 «Общехозяйственные расходы»:

- общепроизводственные сч. 25 (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды руководящих штатных единиц подразделений, коммунальные расходы, запчасти на транспорт спецтехники, расходы на легковой транспорт, амортизация и аренда зданий (административных), охрана труда и безопасность, зданий (административных), услуги связи, канцтовары, прочие расходы);

- общехозяйственные сч. 26 (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды Управления, аренда и коммунальные расходы по офису, налоги, расходы на транспорт, расходы на программное обеспечение, страхование имущества, юридические и информационные услуги, услуги связи, прочие расходы).

Распределение косвенных расходов по видам деятельности в соответствии с учетной политикой осуществляется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

В соответствии с «Порядком формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре АО «Облкоммунэнерго» (далее — Порядок) для размещения волоконно-оптических кабелей операторов связи» в состав тарифа на Услугу включено:

    1. Прямые затраты (без НДС):

  1. Расходы на оплату труда производственного персонала.

  2. Отчисления на социальные взносы (страховые взносы - 30,4% от расходов на оплату производственного персонала п. 2 ст. 425 НК РФ).

  3. Топливо (ГСМ).

  4. Материалы.

  5. Косвенные расходы:

  1. Общепроизводственные расходы (счет 26 бухгалтерского учета).

  2. Общехозяйственные расходы (счет 25 бухгалтерского учета).

  3. Рентабельность (не более 30%).

4. НДС.

В соответствии с разделом IV Порядка формирования тарифа на Услугу размер тарифа ежегодно пересматривается на величину индекса потребительских цен (далее — ИПЦ), утвержденного прогнозом социально-экономического развития. Также тариф может быть пересмотрен при изменении состава работ, штатного расписания, увеличения цен и тарифов на услуги сторонних организаций, цен на материалы в размере большем, чем ИПЦ.

В соответствии с пунктом 38 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила), тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными затратами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В целях оценки экономической обоснованности тарифа на Услугу Комиссией проведен анализ финансовой отчетности АО «Облкоммунэнерго», анализ оборотно-сальдовых ведомостей (далее - ОСВ) по счетам 20, 25, 26 по видам деятельности, анализ счетов 20, 90 по видам деятельности, анализ калькуляции на техническое обслуживание и текущий ремонт 1 опоры, анализ трудозатрат.

 

Таблица 1

Доходы и расходы (себестоимость) АО «Облкоммунэнерго»

Наименование показателя

в целом по Обществу, тыс. руб.

Всего по Обществу, в т.ч

в т.ч.

всего по прочим видам деятельности, в т.ч.

доля в общих доходах/расходах по предприятию,%

в т.ч. 

по Услуге

доля в прочих доходах/расходах по Обществу, %

доля в общих доходах/расходах по Обществу,%

иные услуги по прочим видам деятельности

доля в прочих

доходах/

расходах

по Обществу,

%

2017

Выручка

5 175 544

103 295

2,0%

19 842

19,2%

0,4%

83 453

80,80%

себестоимость

4 816 876

28 572

0,6%

16 325

57,1%

0,3%

12 247

42,9%

рентабельность

7,4%

261,5%

 

21,5%

 

 

581,4%

 

2018

Выручка

5 221 334

138 084

2,6%

20 604

14,9%

0,4%

117 480

85,1%

себестоимость

4 479 544

48 202

1,1%

16 910

35,1%

0,4%

31 292

64,9%

рентабельность

16,6%

186,5%

 

21,8%

 

 

275,4%

 

2019

Выручка

5 159 548

127 867

2,5%

26 790

21,0%

0,5%

101 077

79,0%

себестоимость

4 472 782

31 277

0,7%

21 980

70,3%

0,5%

9 297

29,7%

рентабельность

15,4%

308,8%

 

21,9%

 

 

987,2%

 

2020

Выручка

5 469 797

116 785

2,1%

31 449

26,9%

0,6%

85 336

73,1%

себестоимость

4 685 152

32 588

0,7%

25 919

79,5%

0,6%

6 669

20,5%

рентабельность

16,7%

258,4%

 

21,3%

 

 

1179,6%

 

 

По результатам анализа доходов и расходов Общества установлено, что доля доходов по прочим видам деятельности в общих доходах составляет 2,6%, доля расходов 0,7%.

При этом на Услугу приходится 0,6% расходов в общих расходах Общества. Доля доходов в общих доходах Общества пропорциональна доле расходов и составляет 0,6%.

Таким образом, из 0,7% расходов, приходящихся на прочие виды деятельности, 0,6% приходится на Услугу.

Основная доля доходов в прочих видах деятельности приходится на услугу «Сдача имущества в аренду». С 2017 по 2020 год доля доходов по годам составляла 45%, 58%, 78,1%, 67,7%. При этом доля расходов несущественна - с 2017 по 2020 год 2%, 7,5%, 4,3%, 3,9%.

В прочих видах деятельности доля доходов, приходящаяся на Услугу, в 2020 году, составляет 26,9% и при этом доля расходов, приходящаяся на Услугу, составляет 79,5%.

При таком соотношении доходов и расходов рентабельность по Услуге в 2020 году составила порядка 21,3%. Рентабельность иных услуг, входящих в состав прочих видов деятельности в 2020 году, составила 1179,6%. В целом рентабельность прочих видов деятельности в 2020 году составила 258,4%.

Таким образом, самая большая доля затрат, отнесенных Обществом на услуги, входящих в состав прочих видов деятельности, относится Обществом на Услугу.

В целях оценки обоснованности отнесения Обществом затрат на Услугу Комиссией проведен анализ затрат, включаемых в тариф на Услугу.

В соответствии с Порядком при формировании величины затрат на Услугу учитываются нормативы трудозатрат и нормативы работ, а также связанные с нормативами работ нормативы расходов материалов и горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на Услугу в установленном процентом размере от прямых расходов на оплату труда.

Обществом предоставлены сведения о производственных процессах, выполняемых при обслуживании объектов электроэнергетики при совместном подвесе ВОЛС, которые формируются в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда на работы по обслуживанию и ремонту электрических сетей, электроэнергетических устройств и оборудования (Москва, 2005г.) (далее — Методические рекомендации).

При формировании прямых расходов на оплату труда используются трудозатраты, предусмотренные Методическими рекомендациями, на выполнение работ по обслуживанию опор, аварийно-восстановительные работы, обслуживание трассы ВЛ, необходимое для обеспечения эксплуатации линий Общества и третьих лиц, а также средняя заработная плата соответствующих категорий рабочих, занятых при обслуживании ВЛ, в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов.

Величины обязательных страховых взносов определяются в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 425 Налогового Кодекса РФ и региональным ФСС.

Необходимые материалы и ГСМ учтены исходя из нормативной потребности.

ГСМ рассчитывается по каждой задействованной единице техники как произведение средней нормы расхода топлива, времени на переезды, скорости и стоимости за 1 л. бензина.

Расходы на материалы рассчитываются как произведение минимально принятого количества и цены закупки.

Плановая себестоимость единицы Услуги зависит от планируемого индекса изменения заработной платы производственных рабочих, задействованных для оказания Услуги и ИПЦ, применяемого к стоимости материалов.

Фактическая себестоимость единицы Услуги зависит от фактического индекса изменения заработной платы производственных рабочих, задействованных для оказания Услуги и фактического изменения стоимости материалов.

В целях определения обоснованности затрат, включаемых в тариф на Услугу, Комиссией проведен анализ всех затрат, относимых на Услугу, в том числе в разрезе статей затрат.

 

Структура затрат по Услуге

Таблица 2

наименование показателя

2017

2018

2019

2020

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

затраты на оплату труда, тыс. руб.

883,50

918,10

946,57

939,73

989,30

981,58

1 025,99

997,08

Страховые взносы, тыс. руб.

268,60

279,10

287,76

285,68

300,80

298,40

311,90

303,11

ГСМ, тыс. руб.

74,35

111,09

80,05

111,77

83,66

127,32

86,76

132,42

Материалы прочие, тыс. руб.

21,17

56,46

21,53

26,54

22,50

29,89

23,33

36,99

Общепроизводственные, тыс. руб.

1 033,66

953,36

1 050,69

1 008,33

1 098,13

1 015,94

1 138,85

1 013,82

Общехозяйственные, тыс. руб.

733,28

813,40

766,72

761,18

801,34

820,60

831,05

926,92

Итого расходы, тыс. руб.

3 014,56

3131,51

3 153,30

3 133,23

3 295,73

3 273,75

3417,88

3 410,33

отклонения, %

 

103,9%

 

99,4%

 

99,3%

 

99,8%

среднегодовой объем услуг (кол-во опор)

 

5405

 

5397

 

6714

 

7600

 

Комиссией установлено, что большую долю затрат, включаемых в тариф на Услугу, составляют косвенные расходы.

Процент отнесения косвенных расходов к расходам на оплату труда производственного персонала на Услугу определяется в соответствии с приказом от 03.03.2017 № 02-02/97 «Об утверждении процента накладных расходов для расчета прочих услуг» (далее — Приказ).

Так, для общепроизводственных (накладных) расходов утвержден процент в размере 111% от заработной платы основных рабочих, для общехозяйственных (накладных) расходов утвержден процент в размере 81% от заработной платы основных рабочих.

В целях определения обоснованности показателя распределения косвенных расходов на Услугу, Комиссией был проведен анализ распределения косвенных расходов, осуществляемый АО «Облкоммунэнерго» по всем видам деятельности.

 

Соотношение косвенных и прямых расходов

Таблица 3

 

Наименование показателя

в целом по Обществу, тыс. руб.

Всего по Обществу, в т.ч.

Нерегулируемые прочие виды деятельности

прочие услуги

в т.ч.

Услуга

2017

Выручка

5 175 544,00

103 295,00

19 842,00

Себестоимость , в т.ч.

4 816 876,00

28 572,00

16 325,00

сч 20

3 778 794,13

16 765,82

7 114,91

сч25

566 927,17

6 198,65

4 969,85

сч26

471 154,70

5 607,54

4 240,24

итого косвенные расходы 25+26

1 038 081,87

11 806,18

9 210,09

отношение косвенных расходов к прямым

0,27

0,70

1,29

2018

Выручка

5 221 334,00

138 084,00

20 604,00

Себестоимость , в т.ч.

4 479 544,00

48 202,00

16 910,00

сч 20

3 519 785,58

33 876,95

7 359,96

сч25

486 954,61

8 162,92

5 441,95

сч26

472 803,81

6 162,13

4 108,09

итого косвенные расходы 25+26

959 758,42

14 325,05

9 550,04

отношение косвенных расходов к прямым

0,27

0,42

1,30

2019

Выручка

5 159 548,00

127 867,00

26 790,00

Себестоимость , в т.ч.

4 472 782,00

31 277,00

21 980,00

сч 20

3 352 851,48

17 066,54

9 649,44

сч25

496 468,31

7 844,17

6 821,02

сч26

623 462,22

6 366,29

5 509,54

итого косвенные расходы 25+26

1 119 930,52

14 210,46

12 330,56

отношение косвенных расходов к прямым

0,33

0,83

1,28

2020

Выручка

5 469 797,00

116 785,00

31 449,00

Себестоимость , в т.ч.

4 685 152,00

32 588,00

25 919,00

сч 20

3 541 813,01

16 730,48

11 169,39

сч25

517 345,73

8 283,78

7 705,02

сч26

625 993,26

7 573,75

7 044,59

итого косвенные расходы 25+26

1 143 338,99

15 857,53

14 749,61

отношение косвенных расходов к прямым

0,32

0,95

1,32

среднее значение 2017-2020

0,30

0,73

1,30

 

Комиссией установлено, что в целом по Обществу доля косвенных расходов по отношению к прямым расходам составляет в среднем за период с 2017 по 2020 годы 30%, доля косвенных расходов по отношению к прямым, относимых на Услугу в среднем за период с 2017 по 2020 годы составляет 130%.

Таким образом, величина доли косвенных расходов, относимых на Услугу, в 4 раза превышает величину доли косвенных расходов в целом по Обществу.

В соответствии с пунктом 12 Порядка РУДР распределение косвенных расходов по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации производится в соответствии с выбранными принципами распределения расходов (базами распределения), в том числе пропорционально фонду оплаты труда производственного персонала, пропорционально прямым расходам по соответствующим видам деятельности.

При этом Комиссия отмечает, что выбор базы распределения косвенных расходов должен быть экономически обоснованным, то есть иметь причинно-следственную связь и отвечать основным критериям выбора базы распределения, включающим сочетание и весомость различных ресурсов, а, следовательно, и затрат.

То есть, при выборе базы распределения, доля расходов по оплате труда в структуре затрат разных видов деятельности (или разных услуг) должна быть сопоставимой между видами деятельности (услугами).

При этом в структуре затрат по услуге «передача электроэнергии» доля расходов на оплату труда составляет 27%, а в структуре затрат на Услугу доля расходов на оплату труда составляет 88%.

Доля расходов на оплату труда, относимая на Услугу, в общих расходах на оплату труда в прочих видах деятельности составляет 93%.

Таким образом, при распределении накладных (косвенных) расходов по базе «заработная плата основного производственного персонала» между услугами, входящими в состав прочих видов деятельности, доля накладных (косвенных) расходов, относимая на Услугу, также будет составлять 93%, что, по мнению Комиссии, является завышенным.

Комиссия считает экономически обоснованным рассчитывать долю косвенных расходов в составе расходов на Услугу как отношение косвенных расходов к прямым расходам в целом по Обществу.

Доля косвенных расходов за период с 2017 по 2020 год в целом по Обществу составила по годам соответственно: 27%, 27%, 33%, 32%. Следовательно, по Услуге доля косвенных расходов должна быть сопоставима с показателем доли косвенных расходов в целом по Обществу.

В соответствии с разделом II Порядка формирования тарифов на Услугу Общества стоимость Услуги определяется путем применения коэффициента долевого участия 0,5 к итоговой стоимости услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом воздушных линий электропередачи (далее - ВЛ).

Как указано в пояснениях Общества, коэффициент долевого участия 0,5 применяется в связи с повышением износа опор воздушных линий электропередачи при подвесе кабеля ВОЛС ввиду увеличения нагрузки на опору.

То есть, коэффициент долевого участия 0,5 применяется Обществом исходя из нагрузки на одну опору воздушных линий электропередачи.

При подвесе ВОЛС на ВЛ и их эксплуатации Общество руководствуется приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» и Правилами проектирования, строительства и эксплуатации волоконно — оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-35 кВ, утвержденными 27.12.2002 Минэнерго России и 24.04.2003 Минсвязи России (далее - Правила эксплуатации).

В соответствии с пунктом 4.5 части 4 Правил эксплуатации техническое обслуживание и плановый ремонт оптического кабеля (ОК) необходимо совмещать с техническим обслуживанием и ремонтом ВЛ.

В этой связи формирование совместных (общих) затрат из расчета на 1 опору для услуги по передаче электрической энергии и для Услуги с последующим распределением затрат между услугой по передаче электрической энергии и Услугой является обоснованным.

При оценке довода Ответчика о распределении затрат в соответствии с нагрузкой на одну опору воздушных линий электропередачи Комиссией установлено следующее.

Обществом был представлен расчет максимально возможного количества ВОЛС, устанавливаемых на опорах линий электропередач, что подтверждается отчетом «О выполнении механических расчетов опор ВЛ для совместного подвеса оптических линий связи» (далее — Отчет), подготовленным Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Институт развития жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения им. Н.И. Данилова».

В соответствии с Отчетом масса 1 км провода составляет:

- Оптический кабель (ВОЛС) — 88,6 кг;

- Самонесущий изолированный провод (СИП)-2 3*95+1*95 (0,4 кВ) — 1323 кг;

- СИП-3 1*70 (6-10 кВ) — 344 кг.

Таким образом, доля ВОЛС от массы СИП (0,4 кВ) составляет 6,6%, от массы СИП (6-10 кВ) составляет 25%.

В этой связи коэффициент долевого участия в размере 0,5 является завышенным.

В целях определения экономически обоснованного коэффициента долевого участия Комиссией определена доля веса ВОЛС по отношению к среднему весу проводов, размещенных на опорах 0,4 кВ и 6-10 кВ (88,6/((1323+344)/2)=0,11.

Расчет среднего веса проводов для опор 0,4 кВ и 6-10 кВ Комиссией осуществлен с учетом того, что Общество устанавливает усредненные тарифы на опоры различных классов напряжения, соответственно, затраты также являются усредненными.

Таким образом, учитывая, что ВОЛС на существующей ВЛ — это дополнительная нагрузка, а также учитывая фактическое распределение нагрузки на опору воздушных линий электропередачи, распределение понесенных расходов между услугой по передаче электрической энергии и Услугой в равных долях является необоснованным. Комиссия считает экономически обоснованным применение коэффициента долевого участия 0,11 к совместным (общим) затратам, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом ВЛ при совместном подвесе.

На основании изложенного, Комиссией была проведена оценочная калькуляция тарифа.

 

 

 

 

 

Оценочная калькуляция годового технического обслуживания и текущего ремонта 1 опоры и расчет тарифа на опору в месяц.

 

Таблица 4

 

Наименование

Общество план, руб.

ФАС факт БУ, руб.

Материалы

46,66

76,52

Топливо

173,52

270,52

Оплата труда

2 051,98

2 037,00

Страховые взносы

623,80

619,20

Итого прямые расходы

2 895,96

3 003,24

Общепроизводственные сч 25, 111%

2 277,70

 

Общехозяйственные сч 26, 81%

1 662,11

 

Накладные (сч 25+ сч 26) 30% (ФАС)

 

900,97

Себестоимость

6 835,77

3 904,21

Рентабельность 21,1%

1 440,30

823,79

Стоимость без НДС

8 276,07

4 728,00

Стоимость с НДС

9 931,28

5 673,60

Коэффициент долевого участия

0,50

0,11

тариф на 1 опору в месяц без НДС

344,83

41,88

тариф на 1 опору в месяц с НДС

413,79

50,26

 

 

 

 

Комиссией на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Свердловской области в целях установления доминирующего положения АО «Облкоммунэнерго».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Облкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Свердловской области с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем Комиссией при анализе действий по установлению и применению цен/тарифов применён затратный метод.

Комиссией установлено, что установленный приказами АО «Облкоммунэнерго» № 02-02/607/1 от 30.11.2016, № 02-02/557/1 от 22.11.2017, № 01-01/427/1от 27.11.2018, № 01-01/04-01/434/1 от 25.10.2019 «Об утверждении расчета стоимости услуг» и применяемый Обществом тариф на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи превышает сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

06.09.2022 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-19/2021 (исх. ФАС России от 13.09.2021 № ПИ/77884/21, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

АО «Облкоммунэнерго» представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (вх. № 162308-ЭП/21 от 28.09.2021, далее — Возражения).

В Возражениях представлен довод об отсутствии возможности изменения базы распределения косвенных расходов на Услугу в связи с невозможностью внесения изменений в учетную политику Общества до 2026 года ввиду перехода АО «Облкоммунэнерго» на метод доходности инвестированного капитала (RAB), особенностью которого, в том числе является запрет на изменение долгосрочных параметров регулирования (в частности «базовый уровень операционных расходов») в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Комиссия, оценив указанный довод, пришла к следующим выводам.

Пунктом 14 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом  Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585, установлена обязанность по закреплению принципов раздельного учета показателей, применяемых субъектом естественных монополий, детализированного порядка раздельного учета, а также состава прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

Таким образом, порядок распределения косвенных расходов на Услугу может быть закреплен в ином организационно-распорядительном документе Общества (например, приказ).

Так, распределение накладных (косвенных) расходов может происходить следующим образом:

1 этап – распределение косвенных расходов между видами деятельности в соответствии с базами распределения, закрепленными в учетной политике;

2 этап – распределение косвенных расходов между услугами внутри прочих видов деятельности в соответствии с базами распределения, закрепленными организационно-распорядительным документом АО «Облкоммунэнерго».

Комиссия, по результатам оценки, установила, что для изменения базы распределения косвенных расходов на Услугу внесение изменений в учетную политику Общества не требуется, ввиду чего считает указанный довод несостоятельным.

Также, Ответчик в Возражениях указывает, что применение коэффициента 0,5 отражает соразмерное и справедливое распределение текущих операционных затрат в части таких работ между двумя объектам при совместном подвесе, что также подтверждается показателем доли изгибающего момента при ветровой нагрузке.

Так, доля изгибающего момента ВОЛС от общего усилия опоры воздушных линий электропередачи с подвешенными ВОЛС и ВЛ составляет 13,4 %. Также, по мнению Общества, в коэффициенте долевого участия дополнительно необходимо учитывать половину доли изгибающего момента самой опоры, то есть еще 28,6%.

Итого, по мнению Ответчика, коэффициент долевого участия, рассчитанный на основании фактического распределения нагрузки на опору воздушных линий электропередачи между ВЛ и ВОЛС, должен составлять 0,42.

Комиссия, оценив указанный довод, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями пункта 38 Правил в тариф на Услугу допустимо включать только экономически обоснованные затраты, то есть затраты, непосредственно связанные с оказанием Услуги.

Опоры воздушных линий электропередачи используются Обществом в первую очередь для оказания основного вида деятельности — передачи электроэнергии. Таким образом, Общество несет расходы на содержание опор воздушных линий электропередачи, связанные с изгибающим моментом, вне зависимости, размещается ли на таких опорах ВОЛС.

В этой связи включение доли изгибающего момента опоры воздушных линий электропередачи в коэффициент долевого участия является экономически необоснованным.

Вместе с тем Комиссия считает технологически обоснованным рассчитывать коэффициент долевого участия с использованием доли изгибающего момента кабеля ВОЛС.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-19/2021, АО «Облкоммунэнерго» не представлено.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях АО «Облкоммунэнерго» по установлению приказами № 02-02/607/1 от 30.11.2016, № 02-02/557/1 от 22.11.2017, № 01-01/427/1 от 27.11.2018, № 01-01/04-01/434/1 от 25.10.2019 «Об утверждении расчета стоимости услуг» цены (тарифов) на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи и ее (их) поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия АО «Облкоммунэнерго» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптического кабеля связи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать АО «Облкоммунэнерго» (ИНН: 6671028735, ОГРН: 1156658098266; адрес регистрации: 620102, г. Екатеринбург, ул. Московская, 48 литера Г, офис 2) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-19/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать АО «Облкоммунэнерго» (ИНН: 6671028735, ОГРН: 1156658098266; адрес регистрации: 620102, г. Екатеринбург, ул. Московская, 48 литера Г, офис 2) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии

П.В. Иванов

 

 

Члены комиссии

 

<....>

 

Связанные организации

АО «Облкоммунэнерго»
ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266