Решение №ПИ/14439/22 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-12/2021 от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-12/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-12/2021 в составе: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-12/2021 по признакам нарушения Google LLC (адрес: 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, California, 94043, United States of America) (далее также - Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в осуществлении совокупности фактических и нормативных действий (бездействия) Google LLC по произвольной и без предупреждения блокировке (удалению) любого аккаунта (контента) на сервисе видеохостинга YouTube (далее также — Сервис), которая приводит (может привести) к ущемлению прав и интересов неограниченного круга пользователей Сервиса (создателей и конечных потребителей видеоконтента) на беспрепятственное получение и распространение информации (контента), к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов на рынке распространения контента, а также к ограничению конкуренции на смежном рынке распространения рекламы, в том числе в сети «Интернет», в присутствии на заседании с использованием систем видео-конференцсвязи представителей по доверенности Google LLC <...>, <...>, <...>,<...>, представителей по доверенности Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) <...>, <...>1), представителя по доверенности АНО РФК «Ахмат» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Федеральной антимонопольной службой в ноябре 2020 года было инициировано исследование рынка сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, передачи, просмотра видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга), а также анализ практик блокировок (удаления) аккаунтов (контента) пользователей (создателей видеоконтента).

Исследование было вызвано фактами блокировок (удаления) аккаунтов (контента) российских пользователей (создателей видеоконтента) со стороны видеохостинга YouTube.

Также в ФАС России поступило заявление Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (далее - РОЦИТ) (вх. от 08.12.2020 № 210094/20) об осуществлении Google LLC действий по произвольной блокировке аккаунтов и каналов на Сервисе, что может нарушать права неограниченного круга пользователей Сервиса, а также ограничивать конкуренцию, приводя к сокращению количества хозяйствующих субъектов.

Письмом ФАС России от 10.11.2021 № АД/98286/20 в адрес Google LLC (владельца и оператора Сервиса) был направлен запрос информации о тех практиках блокировок (удаления) аккаунтов (контента), которые реализуются данным лицом, и об их правовых основаниях.

Из представленных данных установлено, что Google LLC осуществляет блокировки (удаление) аккаунтов (контента) пользователей Сервиса в соответствии с Условиями использования YouTube1 и Условиями использования Google2.

Согласно Условиям использования YouTube:

- «если у нас появятся основания полагать, что Ваш Контент нарушает условия настоящего Соглашения или может нанести вред платформе YouTube, ее пользователям либо третьим лицам, то мы можем удалить видео целиком или его отдельные фрагменты. В этом случае Вы получите уведомление с объяснением причины удаления, за исключением ситуаций, когда это может а) нарушить закон или распоряжение правоохранительных органов либо создать или увеличить риск наложения юридической ответственности на YouTube или Аффилированных лиц; б) поставить под угрозу репутацию или работу Сервиса либо расследование; в) навредить какому-либо пользователю, третьему лицу, YouTube или Аффилированному лицу. Подробнее о том, что делать, если Ваше видео было удалено, рассказывается в этой статье Справочного центра;

- по ряду причин YouTube может временно или навсегда заблокировать Ваш аккаунт Google, доступ к Сервису целиком или к его отдельным разделам при авторизации напрямую либо через аккаунт Google. Такое возможно, если: а) Вы в существенно или неоднократно нарушаете настоящее Соглашение; б) таких мер от нас требует закон или судебное решение; в) у нас есть основания полагать, что Ваши действия могут повлечь за собой юридическую ответственность или нанести вред какому-либо пользователю, третьему лицу, YouTube или Аффилированному лицу;

- в случае удаления или временной блокировки аккаунта Вы получите уведомление с объяснением причины, за исключением ситуаций, когда мы сочтем, что это может а) нарушить закон или распоряжение правоохранительных органов либо создать или увеличить риск наложения юридической ответственности на YouTube или Аффилированных лиц; б) поставить под угрозу репутацию или работу Сервиса либо расследование; в) навредить какому-либо пользователю, третьему лицу, YouTube или Аффилированному лицу. Прежде чем удалить аккаунт пользователя из-за изменений в Сервисе, мы стараемся по мере возможности предоставить пользователю время на то, чтобы экспортировать его Контент из Сервиса».

Согласно Условиям использования Google:

- «Прежде чем принимать описанные ниже меры, мы заблаговременно отправим Вам уведомление, предоставим объяснение и дадим возможность исправить проблему, если только у нас нет причин обоснованно полагать, что эти действия могут:

• нанести ущерб или привести к ответственности пользователя, третьей стороны или компании Google;

• нарушить закон или предписание органов власти;

• помешать расследованию;

• создать угрозу функционированию, целостности или безопасности наших сервисов.

- Мы оставляем за собой право частично или полностью удалить Ваш контент в соответствии с действующим законодательством в случаях, если у нас есть основания полагать, что он: 1) нарушает настоящие условия или дополнительные условия или правила отдельных сервисов; 2) нарушает действующее законодательство; 3) может причинить вред пользователям, третьим лицам или компании Google. Например, если Ваш контент содержит детскую порнографию, способствует домогательствам или торговле людьми либо нарушает права других пользователей на интеллектуальную собственность.

- Google оставляет за собой право временно или навсегда лишить Вас доступа к сервисам или удалить Ваш аккаунт Google в любом из следующих случаев:

• Вы существенно или неоднократно нарушаете эти условия, дополнительные условия или правила, действующие для отдельных сервисов;

• если это требуется для соблюдения требований закона или распоряжения суда;

• у нас есть основания полагать, что Ваши действия причиняют ущерб пользователю, третьему лицу или компании Google или налагают на них ответственность. Примерами таких действий могут быть взлом, фишинг, издевательства и домогательства, распространение спама, введение людей в заблуждение и копирование чужого контента».

Рассмотрев указанные положения Условий использования YouTube, Условий использования Google, ФАС России пришла к выводу, что они позволяют без наличия у Google LLC соответствующих правовых или иных оснований осуществить по своему усмотрению блокировку (удаление) аккаунтов (контента) любых пользователей видеохостинга YouTube, в том числе пользователей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием указанного сервиса (создание (производство) контента, продажа товаров, работ, услуг, производство и распространение рекламы и пр.).

При этом исходя из положений Условий использования YouTube, Условий использования Google, существуют случаи, при которых блокировка (удаление) аккаунтов (контента) пользователей будет осуществлена без их предупреждения (уведомления). Однако указанные случаи описаны в общих формулировках, не позволяющих пользователям однозначно понять причины, по которым была осуществлена блокировка (удаление) их аккаунтов (контента) без предупреждения (уведомления), а также допускающих возможность неограниченного усмотрения при осуществлении таких действий со стороны Google LLC.

Кроме того, исходя из вышеуказанных положений Условий использования YouTube и пояснений Google LLC на запрос ФАС России в случае, если аккаунты пользователей Сервиса (создателей контента) будут навсегда заблокированы по основаниям, указанным в разделе «Временная блокировка и удаление аккаунта со стороны YouTube по уважительной Причине», у владельцев таких аккаунтов (в том числе заблокированных за санкции) не будет возможности экспортировать (переместить) их контент на новые аккаунты Сервиса и (или) во внешние источники (другие сервисы видеохостинга, сервисы и инфраструктуру, где данный контент может храниться и т. д.), в результате чего контент будет утерян, а лицо, которое создало данный контент и осуществляло таким образом предпринимательскую деятельность, понесет убытки.

Положения условий использования YouTube позволяют произвольно и без предупреждения блокировать (удалять) любой аккаунт (контент) на сервисе YouTube. Кроме того, Сервис не позволяет владельцам аккаунтов (в том числе заблокированных за санкции) экспортировать (переместить) их контент на новые аккаунты Сервиса и (или) во внешние источники (другие сервисы видеохостинга).

ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, передачи, просмотра видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга), по результатам которого установлено, что Google LLC (Сервис) занимает доминирующее положение на рынке сервисов видеохостинга.

Совокупность фактических и нормативных действий Google LLC по произвольной и без предупреждения блокировке (удалению) любого аккаунта (контента) на Сервисе, а также невозможность экспортировать (переместить) из заблокированных (удаленных) аккаунтов контент на новые аккаунты Сервиса и (или) во внешние источники (другие сервисы видеохостинга) приводит (может приводить) к нарушению прав неограниченного круга пользователей Сервиса (создателей и конечных потребителей видеоконтента).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, ФАС России усмотрела в указанных действиях (бездействии) Google LLC признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в результате чего был издан приказ ФАС России от 19.04.2021 № 363/21 о возбуждении дела № 11/01/10-12/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Google LLC части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 11/01/10-12/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - Дело) к рассмотрению от 30.04.2021 (исх. ФАС России от 27.05.2021 № ПИ/43140/21) РОЦИТ (далее также - заявитель) привлечен к рассмотрению Дела в качестве заявителя.

В адрес ФАС России 17.06.2021 поступило заявление АНО РФК «Ахмат» (адрес: 364013, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. С.Ш. Лорсанова, д. 3) (вх. от 17.06.2021 № 100584/21) с изложением признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Ответчика, по которым было возбуждено Дело.

Определением об отложении рассмотрения Дела от 23.06.2021 (исх. ФАС России от 30.06.2021 № ПИ/54050/21) Комиссия привлекла АНО РФК «Ахмат» (далее также - заинтересованное лицо) в качестве заинтересованного лица, так как по признакам, послужившим основанием для его обращения в антимонопольный орган, уже возбуждено Дело.

II. Ответчик 21.09.2021 представил позицию по Делу (вх. от 21.09.2021 № 158294/21), в которой не согласился с выводами ФАС России о наличии в указанных действиях признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - Позиция).

Так, согласно Позиции Условия использования YouTube и Условия использования Google содержат исчерпывающий перечень оснований для блокировки (удаления) аккаунтов (контента) пользователей Сервиса. Кроме того, на Сервисе предусмотрена процедура предварительных уведомлений (предупреждений) пользователей, если последними нарушается (может нарушаться) соответствующее положение документов, регулирующих взаимодействие между пользователями и Сервисом. Также на Сервисе предусмотрена процедура апелляции3 действий администрации Сервиса по отношению к тому или иному пользователю (его аккаунту, контенту на Сервисе).

Таким образом, по мнению Ответчика, в действиях Google LLC по применению Условий использования YouTube и Условий использования Google, а также соответствующих приложений к указанным документам, не содержится признаков злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Сами правила работы Сервиса сформулированы так, чтобы обеспечить безопасность пользователей и ограничить их от потенциально неприемлемого контента.

Рассмотрев Позицию, Комиссия приходит к выводу, что она не соответствует материалам Дела и его фактическим обстоятельствам.

Как было указано ранее, Условия использования YouTube и Условия использования Google содержат произвольные формулировки, которые позволяют Google LLC практически безосновательно осуществлять блокировку (удаление) аккаунтов (контента) любых пользователей Сервиса.

Соответствующие произвольные формулировки не содержат примеров их применения и трактовок, а также не ведут на соответствующие разделы сайта, на котором были бы приведены примеры применения указанных формулировок. Условия использования YouTube и Условия использования Google содержат положения о том, что в определенных случаях и при определенных обстоятельствах Google LLC может не направлять пользователю уведомления (предупреждения) о предпринятых к нему (его аккаунту, контенту на Сервис) мерах в связи с нарушением соответствующих правил (положений) Сервиса.

По мнению Комиссии, данные положения являются необоснованными и могут приводить к ущемлению интересов пользователей Сервиса вследствие того, что они будут не уведомлены о предпринятых к ним (их аккаунтам, контенту на Сервисе) мерам, а также у них не будет возможности подать апелляцию на указанные меры.

Комиссией изучен раздел сайта google4, посвященный апелляции действий Google LLC (Сервиса) по отношению к пользователям (их аккаунту, контенту на Сервис). По результатам изучения установлено, что на Сервисе отсутствует порядок, сроки проведения апелляции, а также не отражен результат проведения апелляции и в какие сроки он доводится до пользователей.

По мнению Комиссии, непрозрачность (отсутствие порядка, сроков, результата) проведения Google LLC (администрации (оператора) Сервиса) апелляции может ущемлять интересы пользователей Сервиса и способствовать злоупотреблениям со стороны Google LLC (администрации (оператора) Сервиса) в части реагирования на жалобы пользователей и применения тех или иных мер по отношению к нарушителям (или лицам, которые не нарушали соответствующие положения) Условий использования YouTube и Условий использования Google. На указанную непрозрачность также указывал заявитель и заинтересованное лицо.

III. Ответчиком 27.09.2021 (вх. от 27.09.2021 161715/21) и 21.10.2021 (вх. от 21.10.2021 № 177388/21) представлены возражения, пояснения и заключение (далее - Возражения) на проведенный ФАС России анализ состояния конкуренции на рынке сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, передачи, просмотра видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга) (далее - Анализ).

В Возражениях указано, что ФАС России некорректно определила продуктовые границы рассматриваемого в Деле товарного рынка. По мнению Ответчика, Сервис функционирует не на рынке сервисов видеохостинга, а на рынке социальных медиасервисов (рынок услуг доступа к платформам для социального взаимодействия на основе пользовательского контента).

На указанном рынке Сервис не занимает доминирующее положение, так как данный рынок является высоко конкурентным (на данном рынке функционируют, в том числе ВКонтакте, Instagram, TikTok, Telegram, Одноклассники, Яндекс.Дзен).

Рассмотрев Возражения, Комиссия приходит к выводу, что они не опровергают выводов Анализа. Сервис, как и его конкуренты, обладает определенным функционалам взаимодействия пользователей (лайки, комментарии, общение в чатах и т. п.), также он обладает и рекламным функционалом (названные особенности также отражены в Анализе). Указанный функционал может образовать отдельные товарные рынки, не являющиеся предметом рассмотрения в рамках Дела. В рамках Дела рассматривается рынок именно сервисов видеохостинга, которые предоставляют пользователям совокупность услуг по сбору, хранению, обработке, предоставлению, распространению, передаче, просмотру видеоконтента, с двумя категориями потребителей: как потребителей, которые просматривают видеоконтент, так и потребители, которые распространяют видеоконтент.

Таким образом, выводы Возражений не опровергают выводы проведенного ФАС России Анализа.

IV. Комиссией исследован вопрос о том, что Сервис при определенных обстоятельствах и за нарушение определенных положений Условий использования YouTube и Условий использования Google не позволяет владельцам заблокированных аккаунтов экспортировать (переместить) их контент, размещенный на Сервисе, на новые аккаунты Сервиса и (или) во внешние источники (другие сервисы видеохостинга).

По результатам данного исследования Комиссией не установлено, что Google LLC (администрация (оператор) Сервиса) препятствует (вводит ограничения) пользователям дополнительно (одновременно) хранить (распространять) соответствующий контент в других сервисах (видеохостингах, облачных хранилищах) и (или) на носителях. Также, Комиссией не установлено, что действия пользователей по самостоятельному хранению контента создают для пользователей какие-либо сложности. Таким образом, в указанной части Комиссией не установлен факт или возможность наступления негативных последствий для пользователей, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в указанных действиях Ответчика.

V. Ответчик в ходе заседания Комиссии 14.01.2022 сообщил, что 05.01.2022 им были внесены изменения в Условия использования YouTube, которые могут затрагивать обстоятельства, рассматриваемые в Деле.

VI. В ходе заседания Комиссии 14.01.2022 РОЦИТ ходатайствовал о приобщении к материалам Дела Отчета о научно-исследовательской работе по теме «Подходы к оценке состояния конкуренции на рынках сервисов с функциями видеохостинга в свете требований российского антимонопольного законодательства» (далее — Отчет). Также в ходе приобщения указанного документа представитель РОЦИТ пояснил, что в Отчете содержится раздел, посвященный оценке и критике Анализа.

VII. С учетом выводов Анализа, заявлений заявителя, заинтересованного лица, а также исследования Условий использования YouTube, Условий использования Google, Комиссия приходит к следующим выводам:

1. Google LLC занимает доминирующее положение на рынке сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, передачи, просмотра видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга) в географических границах Российской Федерации.

2. Положения Условий использования YouTube, Условий использования Google позволяют произвольно и без уведомления (предупреждения) блокировать (удалять) любой аккаунт (контент) на Сервисе. Кроме того, на Сервисе и в соответствующих документах, регламентирующих деятельность Сервиса, не определена процедура обжалования действий (бездействия) администрации Сервиса (со сроками, порядком и результатом обжалования), что может приводить к злоупотреблениям со стороны последнего и ущемлять интересы пользователей Сервиса.

Установлены факты применения Google LLC (YouTube) указанных произвольных положений Условий использования YouTube, Условий использования Google к аккаунтам российских создателей видеоконтента, в результате чего данные аккаунты заблокированы со стороны Google LLC (YouTube), а сам видеоконтент недоступен. При этом сами владельцы заблокированных аккаунтов должным образом не проинформированы о причинах указанных блокировок (удаления), что создает для них и потребителей их контента неопределенность, ущемляет их интересы в части беспрепятственного получения и распространения информации.

Кроме того, указанные действия (бездействие) Google LLC (YouTube) могут повлечь за собой ущемление интересов хозяйствующих субъектов на рынке распространения контента, а также ограничение конкуренции на смежном товарном рынке распространения рекламы, в том числе в сети «Интернет». Так, необоснованное удаление (блокировка) популярных у пользователей на YouTube аккаунтов (каналов) может привести к тому, что рекламораспространители, размещающие на таких аккаунтах (каналах) рекламу, не смогут разместить соответствующие рекламные материалы вследствие такого удаления (блокировки) и тем самым потеряют доходы и важный канал для распространения рекламного продукта, что может негативно сказаться на хозяйственной деятельности рекламораспространителей, специализирующихся на распространении рекламы в сети «Интернет».

Таким образом, совокупность указанных фактических и нормативных действий (бездействия) Google LLC по произвольной и без предупреждения блокировке (удалению) любого аккаунта (контента) на Сервисе YouTube приводит (может привести) к ущемлению прав и интересов неограниченного круга пользователей Сервиса (создателей и конечных потребителей видеоконтента) на беспрепятственное получение и распространение информации (контента), к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов на рынке распространения контента, а также к ограничению конкуренции на смежном рынке распространения рекламы, в том числе в сети «Интернет».

При этом указание Ответчика на внесенные 05.01.2022 изменения в Условия использования YouTube не опровергает вышеуказанные выводы о том, что ранее действовавшие и текущая редакция Условий использования YouTube, Условий использования Google содержат в себе положения, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей и (или) юридических лиц, а также к ограничению конкуренции на смежном рынке рекламы, в том числе в сети «Интернет».

Кроме того, приобщенный заявителем Отчет не опровергает выводов Анализа о наличии у Google LLC доминирующего положения на рынке сервисов видеохостинга, что также подтверждается устными пояснениями представителя РОЦИТ (<...>) в ходе заседания Комиссии 14.01.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление Google LLC доминирующим положением на рынке сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, передачи, просмотра видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга), Комиссия, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, квалифицировала указанные действия (бездействие) Google LLC как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

VIII. Комиссия 14.01.2022 в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-12/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Заключение) и отложила рассмотрение указанного дела на 10.02.2022. Письмом от 17.01.2022 № ПИ/1864/22 копии заключения направлены сторонам дела и получены ими.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Google LLC 26.01.2022 представил в ФАС России свои возражения на Заключение (вх. от 26.01.2022 № 11890/22, далее — Возражения).

РОЦИТ 10.02.2021 представил в ФАС России свои письменные объяснения на Заключение (вх. от 10.02.2022 № 21145-ЭП/22, далее — Объяснения), которые поддерживают доводы и выводы Заключения.

На заседании Комиссии 10.02.2022 представители Google LLC заявили три ходатайства:

- об отложении рассмотрения Дела в связи с необходимостью ознакомления Google LLC с вновь представленными РОЦИТ Объяснениями;

- о представлении для ознакомления компании Google LLC доказательств, подтверждающих, что примененный Google LLC расчет объема рынка и долей рынка на основании показателей времени, проведенного пользователями в социальных сетях, некорректен;

- об ознакомлении с доказательствами, подтверждающими вывод о том, что действия (бездействие) Google LLC могут повлечь ограничение конкуренции на смежном товарном рынке рекламы в сети «Интернет».

Представитель РОЦИТ возражал против удовлетворения указанного ходатайства Google LLC об отложении рассмотрения дела и заявил, что доводы Объяснений повторяют ранее изложенную в ходе рассмотрения Дела позицию РОЦИТ, а кроме того у представителей Google LLC есть возможность заслушать ее и, при необходимости, прокомментировать или возразить по существу данной позиции. Далее представитель РОЦИТ выступил с устными пояснениями по существу представленного документа.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию РОЦИТ в Объяснениях.

После выступления представителя РОЦИТ представитель Google LLC повторно сообщил Комиссии о ходатайстве об отложении рассмотрения дела, так как Google LLC необходимо ознакомиться не только с устным пересказом Объяснений, но и самим документом. При этом также представитель Google LLC заметил, что в ходе высказывания позиции представитель РОЦИТ заявил новые доводы о нарушении Google LLC антимонопольного законодательства, которые ранее он не высказывал и не направлял в материалы Дела. Таким образом, Google LLC необходимо ознакомиться с указанными новыми доводами, изложенными в Объяснениях, и высказать по ним свою позицию.

Заслушав представителей лиц, участвующих в Деле, рассмотрев представленные ходатайства и материалы Объяснений, Комиссия приняла решение отказать в удовлетворении ходатайств, заявленных Google LLC в ходе заседания Комиссии 10.02.2022, по следующим основаниям.

1. Изучив Объяснения и заслушав представителя РОЦИТ, Комиссия пришла к выводу, что доводы Объяснений повторяют ранее изложенные доводы РОЦИТ о наличии у Google LLC доминирующего положения и о злоупотреблении им, что приводит к ущемлению интересов потребителей и ограничению конкуренции.

При этом Комиссия фиксирует, что в Объяснениях действительно содержатся доводы, которые ранее не высказывались представителями РОЦИТ в ходе рассмотрения Дела. Так, в Объяснениях отмечается, что к комплексу нарушающих антимонопольное законодательство нормативных действий Ответчика можно также отнести фактическое устранение эффективных механизмов для защиты пользователями своих прав, нарушенных Ответчиком. Оно выражается как в (а) ограничении возможности судебной защиты прав пользователей, так и в (б) отказе Ответчиком от несения гражданско-правовой ответственности за возникшие по его вине убытки.

При этом указанные доводы Объяснений не исследовались Комиссией и не являются предметом рассмотрения Дела. Кроме того, в Объяснениях содержится позиция о том, что ФАС России в Заключении установила нарушение антимонопольного законодательства в том числе в действиях (бездействии) Google LLC по отсутствию на Сервисе возможности экспорта данных с заблокированных навсегда каналов.

Однако Комиссия отмечает, что данный довод Объяснений противоречит Заключению, согласно которыму в данных действиях (бездействии) Google LLC не установлено факта нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Объяснения не содержат новых доводов, ранее не заявляемых Заявителем, в отношении обстоятельств, являющихся предметом рассмотрения дела, дополнительные доводы Заявителя не относимы к делу.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства Google LLC об отложении рассмотрения дела, так как материалы Объяснения и возможная дополнительная позиция Google LLC по ним не будут способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

2. При проведении Анализа и установления основного показателя для расчета объема товарного рынка Комиссия исходила из продуктовых границ рассматриваемого рынка, которые определены как рынок услуг по сбору, хранению, обработке, предоставлению, распространению, передаче, просмотру видеоконтента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (рынок сервисов видеохостинга).

Для рынка сервисов видеохостинга одним из основных показателей расчета объема товарного рынка является показатель объема передачи данных (трафика), передаваемых от/на сервисы видеохостинга, так как он показывает объем контента, размещаемого на сервисах видеохостинга, который свидетельствует о популярности данных сервисов у разных групп потребителей услуг сервисов видеохостинга (физические лица, создатели контента, рекламораспространители и т.д.).

При этом заявленный Ответчиком критерий расчета объема товарного рынка на основании показателей времени, проведенного пользователями в социальных сетях, не может быть применен, по причине того, что рынок социальных сетей (социальных медиасервисов) в рамках Анализа и Дела не исследуется. Также данный довод был отражен в Заключении.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства Google LLC о представлении доказательств некорректности примененного Google LLC расчет объема рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем. В Анализе не исследовался рынок социальных сетей (социальных медиасервисов) и Комиссия не обладает позицией о корректности (некорректности) того или иного показателя для расчета указанного рынка.

3. Возможность наступления негативных последствий от действий (бездействия) Google LLC по необоснованному удалению (блокировке аккаунтов (каналов) на рынок рекламы, в том числе в сети «Интернет» и его участников описано выше, а также приведено в Заключении. При этом Комиссией установлено наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением Google LLC на рынке сервисов видеохостинга, совершением рассмотренных действий (бездействия) и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий, в том числе на смежном рынке.

Лицам, участвующим в деле, в ходе рассмотрения дела была предоставлена возможность знакомиться с доказательствами в установленном порядке.

Также Комиссия отклоняет доводы Возражений в этой части, так как они противоречат материалам Дела и фактической ситуации на рынке сервисов видеохостинга и смежном рынке распространения рекламы, в том числе в сети «Интернет».

IX. В Возражениях Ответчик повторил свои доводы о неверности определения ФАС России продуктовых границ исследуемого в рамках настоящего дела рынка и об отсутствии у него в связи с этим доминирующего положения. Также Ответчиком был представлен ряд дополнительных доводов по существу Заключения.

Так, по мнению Ответчика, его действия не могут привести к ущемлению прав и интересов неограниченного круга пользователей Сервиса на беспрепятственное получение и распространение информации (контента).

Кроме того, Ответчик полагает, что право на доступ к информации не является объектом регулирования Закона о защите конкуренции и выявление (пресечение) подобных возможных нарушений не относится к компетенции ФАС России.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что предметом рассмотрения в рамках Дела являются действия (бездействие) доминирующего субъекта на рынке сервисов видеохостинга и оценка последствий данных действий (бездействия) для пользователей соответствующего сервиса.

Рассмотрение указанных обстоятельств является прямой компетенцией ФАС России и следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 10 названного закона.

В случае, если в результате действий (бездействия) доминирующего субъекта ущемляются интересы неопределенного круга потребителей, в том числе на беспрепятственное получение и распространение информации (контента), пресечение данных действий (бездействия) относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом Закон о защите конкуренции не содержит императивных норм о том, какие действия (бездействие) доминирующего субъекта и последствия этих действий можно считать ущемлением интересов и в чем заключается такое ущемление.

Таким образом, по мнению Комиссии, указанные доводы несостоятельны и противоречат Закону о защите конкуренции.

X. С учетом выводов Заключения о наличии в действиях (бездействии) Google LLC нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не опровергнутых доводами Возражений, Комиссия приходит к выводу, что совокупность фактических и нормативных действий (бездействия) Google LLC по произвольной и без предупреждения (уведомления) блокировке (удалению) любого аккаунта (контента) на Сервисе приводит (может привести) к ущемлению прав и интересов неограниченного круга пользователей Сервиса (создателей и конечных потребителей видеоконтента) на беспрепятственное получение и распространение информации (контента), к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов на рынке распространения контента, а также к ограничению конкуренции на смежном рынке распространения рекламы, в том числе в сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В рамках рассмотрения Дела установлены факты применения Google LLC (YouTube) указанных произвольных положений Условий использования YouTube, Условий использования Google к аккаунтам российских создателей видеоконтента. При этом сами владельцы заблокированных аккаунтов должным образом не проинформированы о причинах указанных блокировок (удаления) и не могут обжаловать указанные действия администрации Сервиса через соответствующую процедуру, что создает для них и потребителей их контента неопределенность, ущемляет их интересы в части беспрепятственного получения и распространения информации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что имеются основания для выдачи Google LLC предписания.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия (бездействие) Google LLC (адрес: 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, California, 94043, United States of America) по установлению в Условиях использования Youtube, Условиях использования Google неопределенных положений, позволяющих произвольно и без уведомления (предупреждения) блокировать (удалять) любой аккаунт (контент) на сервисе видеохостинга Youtube (далее – Сервис); в отсутствии на Сервисе и в соответствующих документах, регламентирующих деятельность Сервиса процедуры обжалования действий (бездействия) администрации Сервиса (со сроками, порядком и результатом обжалования), нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

2. По результатам рассмотрения Дела выдать Google LLC (адрес: 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, California, 94043, United States of America) предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии

П.В. Иванов

 

1https://www.youtube.com/static?template=terms&gl=RU&hl=ru

2https://policies.google.com/terms?hl=ru

3https://support.google.com/youtube/answer/185111?hl=ru

4https://support.google.com/youtube/answer/185111?hl=ru

Связанные организации

Google LLC
ИНН , ОГРН