Решение №11/70558-ДСП/22 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/10-1/2022 от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-1/2022

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 12 июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-1/2022 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Е.А. Заевой; членов Комиссии: <...>(далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-1/2022 по признакам нарушения ПАО «Таттелеком» (адрес регистрации: 420061, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, д. 57; ИНН: 1681000024; ОГРН: 1031630213120) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации),

в присутствии на заседании представителей по доверенности ПАО «МТС» <...>, представителя по доверенности АО «АйКОМ» <...>, генерального директора ЗАО «Телеком 21» <...>, представителя по доверенности ЗАО «Телеком 21» <...>, представителя по доверенности ПАО «Таттелеком» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступили заявления ПАО «МТС», АО «АйКОМ» и ЗАО «Телеком 21» по вопросу злоупотребления ПАО «Таттелеком» своим доминирующим положением на рынке услуг предоставления в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации; далее — Услуга).

На основании приказа ФАС России от 18.01.2022 № 22/22 ФАС России возбуждено дело № 11/01/10-1/2022 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-1/2022 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Таттелеком» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о
защите конкуренции (далее — Комиссия).

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-1/2022 Комиссией установлено следующее.

ПАО «Таттелеком» установлены следующие тарифы на Услугу.

 

Таблица 1

п/п

Услуга

(при емкости кабеля)

Стоимость места в кабельной канализации для

размещения одного кабеля (одно место в канало-км)

в месяц по годам, руб. без НДС

2017 г.

приказ

от 09.12.2015

1305

2018 г.

приказ

от 09.12.2015

1305

2019-2022 гг.

приказ

от 19.11.2018

1041-ТТК-ПрПД

1

до 200х 2 пар

11 099,20

11 099,20

11 730,00

2

свыше 200-х 2 пар

13 874,56

13 874,56

14 665,00

3

волоконно-оптического кабеля до 16 волокон

11 099,20

11 099,20

11 730,00

4

волоконно-оптического кабеля свыше 16 волокон

13 874,56

13 874,56

14 665,00

 

Расчет тарифа на Услугу (калькуляция) на 2019 год проведен ПАО «Таттелеком» по данным 2018 года.

 

Таблица 2

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

1

Стоимость строительства одного канало-км кабельной канализации, без НДС

руб.

3 898 090,16

2

Срок амортизации (6 группа — постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1), в месяцах

мес.

120

3

Ежемесячная амортизация

руб.

32 484,08

4

Ежемесячные проценты по кредиту, привлеченному для постройки телефонной канализации, исходя из 7,96% годовых

руб.

13 036,40

5

Налог на имущество, в расчете на 1 канало/км канализации, в расчете на месяц

руб.

3 710,68

6

Итого ежемесячный затраты на компенсацию затрат по постройке 1 канало-км канализации (пункт 3 + пункт 4 + пункт 5)

руб.

49 231,17

7

Расходы на оплату труда с отчислениями, специалистов занятых эксплуатацией, контролем состояния, техническим обслуживанием и ремонтом канализации и канализационного оборудования, согласно данным раздельного учета затрат (в мес.)

руб.

5 581 491,75

8

Материальные затраты на эксплуатацию и ремонт канализационных сооружений объектов связи, согласно данным раздельного учета затрат (в мес.)

руб.

1 355 793,75

9

Итого ежемесячные затраты на обслуживание телефонной канализации (пункт 7 + пункт 8)

руб.

6 937 285,50

10

Протяженность кабельной канализации, по состоянию на 01.01.2019 г. (годовой отчет)

канало-км

8 645,30

11

Ежемесячные затраты на обслуживание кабельной канализации, в расчете на 1 канало-км

руб.

802,43

12

Итого ежемесячные прямые затраты, в расчете на 1 канало-км (пункт 6 + пункт 11)

руб.

50 033,60

13

Предельное количество кабелей, допускаемое для размещения в одном канале канализации (согласно РД45.120-2000)

штук

5,00

14

Протяженность всех кабелей, размещенных в телефонной канализации, по состоянию на 01.01.2019 г.

км

21 122,94

15

Фактическая загрузка канализации (количество кабелей на один канал канализации),

пункт 14/пункт 10

штук

2,44

16

Итого ежемесячные прямые затраты, пересчитанные на 1 км кабеля (пункт 12/пункт 13) по предельному количеству кабелей

руб.

10 006,12

 

Итого ежемесячные прямые затраты, пересчитанные на 1 км кабеля (пункт 12/пункт 15) по фактической загрузке канализации

руб.

20 478,00

17

Доля совместных расходов, согласно данным раздельного учета затрат за 2018 год

%

17,8%

18

Сумма совместных расходов, приходящихся на 1 км кабеля размещенного в канализации по предельному количеству кабелей

руб.

1 781,20

 

Сумма совместных расходов, приходящихся на 1км кабеля размещенного в канализации (по фактической загрузке канализации) по фактической загрузке канализации

руб.

3 645,08

19

Итого себестоимость услуги размещения 1 км кабеля в канализации, без НДС по предельному количеству кабелей

руб.

11 787,92

 

Итого себестоимость услуги размещения 1 км кабеля в канализации, без НДС по фактической загрузке канализации

руб.

24 123,08

20

Плановая рентабельность услуги

%

25%

21

Плановая прибыль в расчете на 1 км кабеля, размещенного в канализации по предельному количеству кабелей

руб.

2 946,98

 

Плановая прибыль в расчете на 1 км кабеля, размещенного в канализации по фактической загрузке канализации

руб.

6 030,77

22

Стоимость услуги размещения 1 км кабеля в канализации (пункт 19 + пункт 21), без НДС по предельному количеству кабелей

руб.

14 734,90

 

Стоимость услуги размещения 1 км кабеля в канализации (пункт 19 + пункт 21), без НДС по фактической загрузке канализации

руб.

30 153,85

 

ПАО «Таттелеком» является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи на территории Республики Татарстан.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказами Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54 «Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи» (далее – Порядок ведения РУДР) и от 21.03.2006 № 33 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи» (далее – Рекомендации).

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным расходам.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с последующим распределением затрат по видам деятельности и по услугам.

Приказом ПАО «Таттелеком» от 27.12.2018 № 1268 утверждено Положение о порядке ведения раздельного учета расходов (далее — Положение) ПАО «Таттелеком» на 2019 год, разработанное в соответствии с Порядком ведения РУДР и Рекомендациями.

Согласно представленной ПАО «Таттелеком» в материалы дела № 11/01/10-1/2022 информации Услуга включена в перечень услуг, относящихся к прочим услугам по основным видам деятельности.

Доходы и расходы по Услуге по данным раздельного учета включены в состав прочих услуг по основным видам деятельности.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется и может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил.

В соответствии с пунктом 30 Правил владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что расчет тарифа на Услугу (Таблица 2) проведен не на основании фактически понесенных затрат, а на базе затрат предполагаемой стоимости нового строительства линейно-кабельных сооружений такой же протяженностью (амортизационные отчисления, процент по кредиту, налог на имущество), что не соответствует критериям экономически обоснованных расходов.

На основании информации, представленной ПАО «Таттелеком» в материалы дела № 11/01/10-1/2022 (вх. № 40170/22 от 10.03.2022, № 90443-ДСП/22 от 18.05.2022, № 90450/22 от 18.05.2022), Комиссией проведен анализ данных раздельного учета доходов и расходов ПАО «Таттелеком» за 2018-2021 гг. по прочим услугам по основным видам деятельности, в том числе по производственному процессу эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт (ЭКСТОиР; код ПП 2065) и по Услуге.

 

Таблица 3 (тыс. руб.)

 

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

 

Прочие услуги

ПП 2065

Услуга

Прочие услуги

ПП 2065

Услуга

Прочие услуги

ПП 2065

Услуга

Прочие услуги

ПП 2065

Услуга

Доходы

757 834

147 882

147 882

865 671

148 853

148 853

1 198 161

146 907

146 907

1 559 691

147 346

147 346

Расходы, всего

218 398

209 178

22 537

217 972

190 801

23 967

253 248

206 231

28 251

347 381

291 972

43 453

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на персонал

101 960

66 978

 

104 863

57 322

 

132 498

69 914

 

174 658

108 008

 

Амортизация

58 496

100 347

 

56 095

104 658

 

59 291

112 290

 

59 137

118 185

 

Материальные затраты

22 126

16 270

 

16 289

8 640

 

15 492

6 541

 

18 082

23 401

 

Расходы по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций

23 904

11 625

 

30 068

8 665

 

36 284

6 522

 

79 603

10 610

 

Расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи

3 445

349

 

2 504

195

 

2 783

239

 

3 082

306

 

Прочие затраты

8 467

13 609

 

8 153

11 321

 

6 900

10 726

 

12 819

31 461

 

 

В соответствии с Положением расходы на линейно-кабельные сооружения распределены пропорционально количеству километров кабеля, исходя из протяженности кабельной канализации ПАО «Таттелеком» (2 997,85 км на 01.01.2019 г.), протяженности кабельной канализации в канало-км (8 645,30 км на 01.01.2019 г.) и протяженности всех кабелей связи, размещенных в кабельной канализации (21 122,94 км на 01.01.2019 г.).

Согласно Положению расходы на Услугу выделяются из расходов на линейно-кабельные сооружения пропорционально протяженности линейно-кабельных сооружений для прокладки кабельных линий связи другими операторами связи по данным раздельного учета, представленного ПАО «Таттелеком» (вх. № 90443-ДСП/22 от 18.05.2022), и составляют (усредненное значение за 2018-2021 гг.) 13,16 % от расходов по производственному процессу ЭКСТОиР (ПП 2065).

Расходы рассчитаны на 1 км кабеля, размещенного в канале кабельной канализации, в связи с чем применено значение канало-км.

На основании изложенного, Комиссией проведена оценочная калькуляция экономически обоснованных расходов на 1 канало-км за 2018-2021 гг.

 

Расчет экономически обоснованных расходов на Услугу на 1 канало-км

 

Таблица 4

 

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Прямые расходы, тыс. руб.

22 537,35

23 966,85

28 251,27

43 453,48

Расходы по совместным процессам, тыс. руб.

4 011,65

4 266,10

5 028,73

9 125,23

Плановая рентабельность, %

17,1 %

17,8 %

15,1 %

15,1 %

Плановая прибыль, тыс. руб.

4 539,88

5 025,46

5 025,28

7 939,38

Протяженность кабельных линий связи других операторов связи, км

2 275,84

2 252,56

2 255,92

2 232,45

Расходы с учетом плановой прибыли на 1 канало-км в месяц, руб.

1 138,37

1 230,39

1 414,99

2 259,03

 

Таким образом, по данным раздельного учета расходов экономически обоснованные расходы по Услуге с учетом среднеотраслевого значения рентабельности (нормы прибыли) для отрасли связи по данным Росстата (15,1 %) составляют 2 259,03 руб. на 1 канало-км в месяц.

ПАО «Таттелеком» письмом от 04.03.2022 № 1074-16 в материалы дела № 11/01/10-1/2022 представлена информация с планом и фактом исполнения инвестиционной программы в форме таблицы. При этом информация представлена в целом за период 2010-2021 гг. без разбивки по годам.

Исходя из представленных сведений, оценить ежегодные фактически понесенные расходы на исполнение инвестиционной программы в полном объеме за 2019-2021 гг. не представляется возможным.

ПАО «Таттелеком» представлена инвестиционная программа по развитию линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком» на 2022 год, утвержденная приказом от 13.05.2022 № 102 (вх. № 90453-ДСП/22 от 18.05.2022).

Исходя из представленной информации, а также плана закупок ПАО «Таттелеком» на 2022 год (https://zakupki.gov.ru/epz/orderplan/purchase-plan/card/document-info.html?id=751232&infoId=5971354) оценить фактический объем финансирования планируемых мероприятий по развитию линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком» на 2022 год, в том числе в интересах других операторов связи (потребителей Услуги) не представляется возможным.

С учетом отсутствия документального подтверждения понесенных расходов на исполнение инвестиционной программы в 2019-2021 гг. в разбивке по годам, а также об объемах финансирования планируемых мероприятий по развитию линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком» на 2022 год расходы на развитие линейно-кабельных сооружений при расчете экономически обоснованного тарифа на Услугу Комиссией не учтены.

Таким образом, расчетный экономически обоснованный тариф на Услугу составляет 2 259,03 руб. на 1 канало-км в месяц без НДС.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что тарифы на Услугу, действующие в 2019-2022 гг., превышают уровень экономически обоснованных затрат. Так, установленный тариф на Услугу при емкости кабеля до 200х 2 пар и волоконно-оптического кабеля до 16 волокон превышает расчетный экономически обоснованный тариф на Услугу в 5,2 раза, при объеме емкости кабеля свыше 200-х 2 пар и волоконно-оптического кабеля свыше 16 волокон — в 6,5 раз.

Согласно пояснениям представителя по доверенности ПАО «МТС», озвученным на заседании Комиссии 24.05.2022, ПАО «МТС» были осуществлены инвестиции в строительство линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком».

Пунктом 40 Правил установлено, что владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

Комиссия отмечает, что исходя из сведений об инвестициях в строительство линейно-кабельных сооружений (кабельной канализации), дифференциация в зависимости от таких особенностей также соответствует пункту 40 Правил.

Учитывая полученные результаты анализа доходов, расходов и финансовых результатов Комиссия пришла к выводу, что тарифы на Услугу, установленные и применяемые в 2019-2022 гг. ПАО «Таттелеком» превышают фактически понесенные расходы, необходимые для производства и реализации Услуги и необходимую прибыль, учитываемую в составе тарифа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению во временное пользование места в кабельной канализации за 2020 г., согласно которому ПАО «Таттелеком» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по предоставлению во временное пользование места в кабельной канализации, принадлежащей ПАО «Таттелеком», на территории Республики Татарстан.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) на территории Республики Татарстан в 2021 году в целях установления доминирующего положения ПАО «Таттелеком».

Сравнив существенные свойства товара, установлено отсутствие взаимозаменяемости услуги по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) ПАО «Таттелеком» в границах пролегания инфраструктуры на территории Республики Татарстан с иными способами размещения линий связи.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применён затратный метод.

Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) на территории Республики Татарстан являются существенными.

По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) на территории Республики Татарстан данный рынок отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Таттелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) в границах пролегания инфраструктуры на территории Республики Татарстан с долей более 50 %.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам анализа доходов, расходов, необходимых для производства и реализации Услуги, финансовых результатов, тарифов и объемов оказываемой Услуги, Комиссией в действиях ПАО «Таттелеком» по установлению приказом от 19.11.2018 № 1041-ТТК-ПрПД тарифов на Услугу выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания в 2019-2022 гг. монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу.

Комиссией установлено, что рассматриваемые действия ПАО «Таттелеком» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующих субъектов на смежном товарном рынке, а именно на рынке предоставления телематических услуг связи.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Таттелеком» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации) на территории Республики Татарстан, выразившихся в установлении и поддержании в 2019-2022 гг. монопольно высокой цены на Услугу, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО «Таттелеком» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

01.06.2022 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-1/2022 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ЗАО «Телеком 21» письмом от 24.06.2022 № 139 представлены возражения на Заключение.

В части доводов об отсутствии сведений (значений) в абзаце 1 страницы 7 Заключения и в таблице 4 Заключения Комиссия отмечает, что указанные данные выбелены в связи с их представлением ПАО «Таттелеком» в материалы дела № 11/01/10-1/2022 как коммерческой тайны.

ПАО «Таттелеком» письмом от 24.06.2022 б/н (вх. № 111692-ЭП/22 от 24.06.2022, № 114454/22 от 29.06.2022) в адрес ФАС России представлены возражения на Заключение (далее — Возражения).

Довод о невозможности применения письма Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124, статьи 252 НК РФ, Порядка ведения РУДР при определении экономически обоснованных затрат, подлежащих включению в тариф на Услугу, Комиссия считает несостоятельной по следующим основаниям.

Порядком ведения РУДР определены принципы и правила ведения раздельного учета доходов и расходов, в том числе в отношении Услуги.

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, исходя из положений статьи 252 НК РФ, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Обоснованные и документально подтвержденные затраты учитываются в налогооблагаемой базе, то есть в составе расходов, необходимых для производства и реализации товара.

Таким образом, при формировании тарифов на Услугу используются данные о понесенных затратах, формирующих налогооблагаемую базу.

Письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124 является официальной позицией федерального органа исполнительной власти (Минфина России), осуществляющего функции, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

ПАО «Таттелеком» указано, что включение в тариф на Услугу расходов на амортизацию канализационного оборудования, стоимость которого определена по стоимости современного функционального эквивалента, является экономически обоснованным, ссылаясь на часть 1 статьи 20 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Также Обществом отмечено, что применяемый Обществом подход с использованием расчетного значения амортизации, рассчитанного от стоимости замещения линейно-кабельных сооружений связи, полностью аналогичен подходу регулятора при расчете регулируемых тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика.

Услуга не относится к регулируемым видам деятельности и в соответствии с пунктом 38 Правил устанавливается владельцем инфраструктуры исходя из экономически обоснованных затрат, понесенных владельцем инфраструктуры на оказание Услуги.

Комиссией установлено, что до 01.01.2022 года учет основных средств Обществом осуществлялся в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01).

С 01.01.2022 учет основных средств осуществляется в соответствии с Федеральными стандартами бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н (далее — ФСБУ 6/2020).

В соответствии с пунктом 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется при применении линейного способа, исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной), в случае проведения переоценки объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

В соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

По результатам анализа бухгалтерской отчетности ПАО «Таттелеком» установлено, что Общество учитывает объекты основных средств по первоначальной стоимости, переоценка основных средств Обществом не проводилась.

На основании изложенного, включение в тариф на Услугу амортизации канализационного оборудования, стоимость которого определена по стоимости современного функционального эквивалента, не соответствует положениям пункта 38 Правил.

В Возражениях отмечено, что фактическая рентабельность ПАО «Таттелеком» отличается от среднеотраслевой, необходимость применения среднеотраслевого показателя рентабельности необоснованна.

Пунктом 38 Правил определено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

При отсутствии нормативно закрепленного значения рентабельности для отрасли связи Комиссией при расчете тарифов на Услугу на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, для определения необходимой прибыли применены показатели рентабельности по данным Росстата.

Комиссией проведена оценка, представленной ПАО «Таттелеком» письмом от 10.06.2022 № 2887, информации об инвестиционных программах за 2019-2021 гг. и отчеты об их исполнении, плана закупок на 2021 г. и реестра проведенных закупок в 2021 г., расчета суммы расходов, заявленных в инвестиционной программе на реализацию мероприятий по развитию линейно-кабельных сооружений на 2022 г., и факта исполнения инвестиционной программы по развитию линейно-кабельных сооружений в 1-м квартале 2022 г.

Согласно представленной информации в форме таблицы инвестиционными программами ПАО «Таттелеком» на 2019-2021 гг. предусмотрены следующие направления инвестиций: корпоративные клиенты, жилые дома (GPON), сети передачи данных IP MPLS, проекты «Безопасный двор» и «Безопасный город», программное обеспечение (лицензии), строительство линий связи до базовых станций и прочие.

Факт исполнения ПАО «Таттелеком» инвестиционной программы по развитию линейно-кабельных сооружений связи за 1-й квартал 2022 года также представлен в форме таблицы.

Исходя из представленных сведений, выделить ежегодные фактически понесенные расходы в 2019-2021 гг. и 1-м квартале 2022 г. на реализацию мероприятий по развитию линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком» не представляется возможным. Документального подтверждения фактически понесенных в 2019-2021 гг. и 1-м квартале 2022 г. расходов на развитие линейно-кабельных сооружений ПАО «Таттелеком» не представлено.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-1/2022, ПАО «МТС», АО «АйКОМ», ЗАО «Телекоммуникации 21» и ПАО «Таттелеком» не представлено, всем доводам дана оценка в настоящем решении.

Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, приходит к выводу, что цены (тарифы) на Услугу, установленные приказом от 19.11.2018 № 1041-ТТК-ПрПД и применяемые ПАО «Таттелеком» с 01.01.2019 по настоящее время, превышают сумму необходимых для производства и реализации Услуги расходов и прибыли.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Таттелеком» по установлению приказом от 19.11.2018 № 1041-ТТК-ПрПД и поддержанию (применению) в период с 01.01.2019 по настоящее время цены (тарифов) на Услугу нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены на Услугу.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ПАО «Таттелеком» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации), создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать ПАО «Таттелеком» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания цены (тарифа) на услугу по предоставлению в пользование места в линейно-кабельных сооружениях связи (аренда места в кабельной канализации).

    2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-1/2022 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ПАО «Таттелеком» (адрес регистрации: 420061, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, д. 57; ИНН: 1681000024; ОГРН: 1031630213120) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны