Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-10-101/00-11-17 от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-101/00-11-17

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-10-101/00-11-17 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «ВымпелКом» (127083, г. Москва, ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14; ИНН: 7713076301, ОГРН: 1027700166636) (далее — ПАО «ВымпелКом», Общество), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге и монопольно высоких цен (тарифов) на услуги в национальных межоператорских роуминговых соглашениях на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, материалов, представленных операторами связи во исполнение протоколов совещания по отмене внутрисетевого и национального роуминга, сведений об эффективных (применяемых в расчетах) межоператорских роуминговых ставках, а также общедоступной информации о тарифах операторов связи на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 09.12.2014 № 1342 (далее — Правила оказания услуг телефонной связи), роуминг - обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

ПАО «ВымпелКом» предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге в рамках базовых тарифных планов, пакетных тарифных планов и с применением опций.

Опции ПАО «ВымпелКом» для национального роуминга: «Моя страна+» - применяется на территории Республики Крым и г. Севастополя, «Моя страна», «7 дней интернета по России», «30 дней Интернета по России» - для регионов кроме Крыма и г. Севастополя.

Сравнительная стоимость услуг связи в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

Республика Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие

Исходящие

SMS

ПД (1 Мб)

Билайн

Базовая

9,95

9,95

4,95

9,95

Опция "Наша страна+"*

1,50

4,00

-

-

* опция «Наша страна+» введена в июле 2017 года

 

Вместе с тем ПАО «ВымпелКом» включает расходование трафика из пакета на территории Республики Крым и г. Севастополя только на старших пакетных тарифных планах («Все за 1200», «Все за 1800»). При этом ПАО «ВымпелКом» технически не выделяет объем трафика, потребленный абонентами на пакетных тарифных планах по базовым тарифам и на старших пакетах, на которых трафик расходуется из пакета без увеличения стоимости услуг.

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь […].

Сравнительная стоимость услуг связи в национальном роуминге в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация, кроме Республики Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие

Исходящие

SMS

ПД (1 Мб)

ПАО «ВымпелКом»

Базовая

9,95

9,95

4,95-на Билайн 5,95-на других операторов

9,95

Опция "7 дней Интернета для путешествий по России" Подключение - 99 руб./7 дней

 

 

 

 

Опция "30 дней интернета для путешествий по России" Подключение - 199 руб./30 дней

 

 

 

 

Опция "Моя страна" - 25 руб. за подключение;   0 руб/сут. - абон. Плата

3,00

3,00

3,00

 

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь […].

Роуминг – режим, при котором оператор связи с которым у абонента заключен договор (домашний оператор) предоставляет ему возможность получать услуги связи в регионах, где нет сетей домашнего оператора.

Таким образом, когда абонент попадает в местность, где нет сетей домашнего оператора, его абонентская станция (телефон) регистрируется в сети другого оператора связи (визитный оператор). Такая процедура реализуется в соответствии с межоператорским роуминговым соглашением, которое заключается между домашним и визитным оператором связи.

При регистрации абонентской станции в сети визитного оператора связи услуги связи такому абоненту начинает оказывать визитный оператор связи. За оказанные услуги связи гостевому абоненту домашний оператор оплачивает визитному оператору плату в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения (в соответствии с межоператорской роуминговой ставкой).

При этом абонент вносит плату за услуги связи, полученные в сети визитного оператора связи, своему домашнему оператору.

Домашний оператор связи, не оказывая услуги связи, несет при этом затраты, связанные с осуществлением операционной деятельности, связанной с реализацией межоператорского роумингового соглашения.

Таким образом, тариф на услуги связи в роуминге, устанавливаемый для абонента, включает в себя затраты по межоператорскому соглашению:

  • прямые затраты, равные межоператорской ставке;

  • косвенные затраты, связанные с операционной деятельностью по исполнению такого соглашения.

На основании изложенного, ФАС России при изучении обоснованности абонентского тарифа проведено сравнение абонентского тарифа, установленного домашним оператором связи, и межоператорской роуминговой ставки (прямых затрат).

ПАО «ВымпелКом» обладает инфраструктурой на территории 83 субъектов Российской Федерации, абоненты указанного оператора при нахождении на территории этих субъектов могут регистрироваться в сетях других операторов связи в аварийных ситуациях в случае нахождения вне зоны действия базовых станций.

Необходимо также отметить, что ПАО «ВымпелКом» не обладает инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На территории Республики Крым и г. Севастополя осуществляют деятельность следующие операторы связи: ООО «К-Телеком», ООО «КТК Телеком», ООО «СевТелекомСвязь», ГУП РК «Крымтелеком». При этом ООО «К-Телеком» обладает наиболее развитой инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На основании изложенного ФАС России проанализированы абонентские роуминговые тарифы ПАО «ВымпелКом» в сопоставлении с эффективными (применяемыми) межоператорскими роуминговыми ставками ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл», ООО «К-Телеком».

 

Абонентский тариф в нац. роуминге (базовый)

Абонентский тариф в домашнем регионе (базовый)

Домашний оператор/визитный оператор

Межоператорская ставка

ПАО «МТС»

ООО «Т2 Мобайл»

ПАО «МегаФон»

ПАО «ВымпелКом»

голос, руб/мин.

9,95/9,95

1,6-3

ПАО «ВымпелКом»

 

 

 

 

СМС, руб/шт.

4,95

1,5-2,5

 

 

 

 

ПД, руб/Мб.

9,95

0,5

 

 

 

 

 

 

По результатам анализа установлено, что межоператорские роуминговые ставки существенно, до [...] раз, завышены по сравнению с абонентскими тарифами.

Учитывая фактическое расположение инфраструктуры операторов подвижной радиотелефонной связи, ФАС России проведен анализ обоснованности абонентских цен (тарифов) в национальном роуминге на территории Республики Крым и г. Севастополь и на территории остальных субъектов Российской Федерации по отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «ВымпелКом» (без НДС)

Вымпелком (без НДС)

М/о роум. ставка, платеж ВК в адрес «К-Телеком»

Тариф

Разница, %

Базовый

Опция "Наша страна+"

Базовый

Опция "Наша страна+"

Входящие

Исходящие

Входящие

Исходящие

Входящие

Исходящие

Входящие

Исходящие

Голос за мин вх/исх

 

8,43

8,43

1,27

3,39

 

 

 

 

SMS за шт

 

4,19

-

 

 

ПД за 1 МБ

 

8,43

-

 

 

 

По результатам анализа уровня цен (тарифов) в сопоставлении с межоператорскими роуминговыми ставками ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, при нахождении абонентов ПАО «ВымпелКом» в сети ООО «К-Телеком», ФАС России установлено, что абонентские базовые тарифы и тарифы с применением опций ПАО «ВымпелКом» существенно превышают межоператорские роуминговые ставки ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, следовательно существенно превышают уровень затрат на оказание услуг связи в роуминге.

Как упоминалось выше, технически роуминг организован таким образом, что при регистрации абонентской станции в сети связи визитного оператора связи услуги гостевому абоненту оказываются визитным оператором связи, оплату за которые визитный оператор получает от домашнего оператора в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения – по межоператорской роуминговой ставке.

Таким образом, фактически визитный оператор оказывает услуги связи гостевому абоненту за плату, равную межоператорской ставке. В то же время тот же оператор оказывает те же услуги связи абоненту, с которым у него заключен договор (своему домашнему абоненту) за плату за услуги связи.

В случае обслуживания гостевого абонента оператор связи не несет в полном объеме затраты, которые он несет при оказании услуги связи своему домашнему абоненту, в частности, при обслуживании гостевого абонента оператор не несет затрат на рекламу, операционное обслуживание гостевого абонента (выставление счетов, справочное обслуживание, информационное обслуживание).

При этом в случае обслуживания гостевого абонента визитный оператор несет затраты на операционное обслуживание межоператорского договора.

На основании изложенного ФАС России пришел к выводу, что межоператорская роуминговая ставка должна быть не выше, чем абонентский тариф того же оператора связи.

Аналогичные выводы изложены в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10/21-10, решение ФАС России вступило в законную силу (http://solutions.fas.gov.ru/documents/ag-41001).

Таким образом, ПАО «ВымпелКом» установлены межоператорские роуминговые ставки (цены), размер которых существенно превышает уровень экономически обоснованных затрат.

Сопоставимых товарных рынков на территории Российской Федерации и за ее пределами не выявлено (при сопоставлении учитывались площади стран, численность населения и порядок обращения товаров — условия взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи).

Комиссией ФАС России установлено, что межоператорские роуминговые ставки, установленные ПАО «ВымпелКом», существенно, до [...] раз превышают абонентские тарифы на услуги связи для своих абонентов и, соответственно, существенно превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также, с учетом международного опыта, существенно превышают размер затрат (надбавки), включенных в тариф сверх межоператорской ставки, в случае регулирования тарифов на роуминг.

ФАС России в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи в географических границах Российской Федерации за 2016 год.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации установлено, что совокупная доля ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц превышает 70% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

В течение 2016 года размеры долей ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц, были неизменны.

При этом услуги подвижной радиотелефонной связи не могут быть заменены другими услугами при потреблении.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), в отношении которого выполняются в совокупности следующие условия:

а) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

б) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

в) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон» и ООО «Т2 Мобайл», а также операторы связи, входящие в состав их групп лиц, занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации.

В ответ на определение о назначении дела № 1-10-101/00-11-17 к рассмотрению ПАО «ВымпелКом» относительно экономического, технологического обоснования уровня межоператорских роуминговых ставок, установленных в рамках каждого из действующих роуминговых соглашений/договоров пояснило следующее (письмом вх. от 20.09.2017 № 143879-ДСП/17 составляет коммерческую тайну).

При заключении роуминговых соглашений/договоров ПАО «ВымпелКом» […]

На территории Российской Федерации российские операторы связи в основном имеют собственную развитую инфраструктуру и, […]

Реальный объем потребляемых услуг межоператорского роумингового взаимодействия российскими операторами […]

При этом ПАО «ВымпелКом» поясняет […]

Наиболее крупными потребителями услуг в сети ПАО «ВымпелКом» являются […]

Комиссия проанализировала применяемые Обществом индивидуальные межоператорские роуминговые ставки к […]

[…]

Таким образом, применяемые (эффективные) межоператорские роуминговые ставки в отношении операторов […].

На заседании Комиссии по рассмотрению дела 26.09.2017 представитель ПАО «ВымпелКом» сообщил […].

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-101/00-11-17 (исх. от 06.10.2017 № АГ/69244/17) было запрошено экономическое, технологическое и иное обоснование действующих линейных тарифных планов при нахождении абонента в режиме национального роуминга, в том числе расчеты тарифов, установленных в размере 9,95 руб./мин. входящего и исходящего голосового соединения; 4,95 руб./шт. за СМС; 9,95 руб./Мб. за передачу данных.

ПАО «ВымпелКом» была представлена информация (письмом вх. от 24.10.2017 № 161172-ДСП/17 составляет коммерческую тайну).

Так, ПАО «ВымпелКом» приводит следующие тарифы, применяемые Операторами-партнерами в 2016 году […].

Расчет базовых линейных тарифов на 1 минуту голосового соединения, 1 СМС-сообщения и 1 Мб передачи данных ПАО «ВымпелКом» не представлен.

При этом ПАО «ВымпелКом» поясняет, что […].

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-101/00-11-17 (исх. от 06.10.2017 № АГ/69244/17) было также запрошено пояснение и экономическое обоснование распространения специальной опции «Наша страна+» исключительно на услуги голосовой связи (без услуг передачи данных и СМС).

ПАО «ВымпелКом» пояснило […]

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-101/00-11-17 (исх. от 03.11.2017 № АГ/76863/17) Комиссия удовлетворила ходатайство ПАО «ВымпелКом» […].

Письмом ПАО «ВымпелКом» сообщило (вх. от 15.11.2017 №174475-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) [...].

Письмом (вх. от 15.11.2017 № 174471/17) ПАО «ВымпелКом» представлено ходатайство о выделении в отдельное производство дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении, поддержании экономически необоснованной монопольно высокой цены на услуги зонового завершения вызова на собственную сеть подвижной радиотелефонной связи.

Определением об отложении рассмотрения дела (исх. 27.11.2017 № АГ/82469/17) в удовлетворении ходатайства ПАО «ВымпелКом» отказано, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 471 Закона о защите конкуренции.

ООО [...] проинформировало ФАС России письмом (вх. от 21.11.2017 № 178164-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

Комиссия полагает, что […].

На заседании Комиссии 22.11.2017 представитель ПАО «ВымпелКом» сообщил [...].

Письмом ПАО «ВымпелКом» проинформировало (вх. от 18.12.2017 № 193751-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

Тарификация абонентов в Республике Крым и г. Севастополе, а также в поездках по территории Российской Федерации в национальном роуминге на всех тарифных планах с 14.12.2017 года осуществляется по следующим тарифам:

    • Исходящие голосовые вызовы — 2 руб./мин.;

    • Входящие голосовые вызовы — 2 руб./мин.;

    • СМС — 2 руб./шт;

    • Передача данных — преподключенная опция — 110 Мб. за 200 руб., первые 3 Мб до подключения опции и сверх пакета — 2 руб./Мб до конца дня. (Все цены с НДС).

Новость о соответствующих изменениях была опубликована на официальном сайте ПАО «ВымпелКом».

Комиссия проанализировала указанные тарифы и пришла к выводу, что тарифы на услуги связи для абонентов ПАО «ВымпелКом» в национальном роуминге являются экономически обоснованными.

На определение об отложении рассмотрения дела (исх. от 28.12.2017 № АГ/92842/17) ПАО «ВымпелКом» письмом сообщило (от 17.01.2018 №6386-ДСП/18 составляет коммерческую тайну) […].

Проанализировав применяемые межоператорские ставки, Комиссия приходит к выводу […].

На основе вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО «ВымпелКом» по формированию межоператорских роуминговых ставок были добросовестными и разумными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссия ФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия ПАО «ВымпелКом», выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ПАО «ВымпелКом» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации.

2. В связи с добровольным устранением ПАО «ВымпелКом» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

3. Производство по делу № 1-10-101/00-11-17 в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) в межоператорских роуминговых соглашениях прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны