Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-10-103/00-11-17 от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-103/00-11-17

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-10-103/00-11-17 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «МТС» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4; ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124) (далее — ПАО «МТС», Общество), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге и монопольно высоких цен (тарифов) на услуги в национальных межоператорских роуминговых соглашениях на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

В результате анализа документов, материалов, представленных операторами связи во исполнение протоколов совещания по отмене внутрисетевого и национального роуминга, сведений об эффективных (применяемых в расчетах) межоператорских роуминговых ставках, а также общедоступной информации о тарифах операторов связи на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 (далее — Правила оказания услуг телефонной связи), роуминг — обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен.

ПАО «МТС» предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге в рамках базовых тарифных планов, пакетных тарифных планов и с применением опций.

Опция ПАО «МТС» «Везде как дома» применяется в случае регистрации абонента в сетях иного оператора связи в национальном роуминге в любом регионе Российской Федерации.

Сравнительная стоимость услуг связи в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

 

Республика Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие (руб./мин)

Исходящие (руб./мин)

SMS (руб./шт)

ПД (руб./Мб)

ПАО «МТС»

Базовая

10,90

на МТС - 10,90; на остальные номера России - 14,00

3,95

9,90

Опция "Везде как дома" - 7 руб./сутки,

Подключение - 30 руб.

3,00

3,00

100 SMS, сверх пакета — 3,95

9,90

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь за период 2016 года […].

Сравнительная стоимость услуг связи в национальном роуминге в рамках базовой тарификации и тарификации с применением опций приведена в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация, кроме Республики Крым и г. Севастополь

 

Оператор связи

 

Входящие (руб./мин)

Исходящие (руб./мин)

SMS (руб./шт)

ПД (руб./Мб)

ПАО «МТС»

Базовая

10,90

на МТС - 10,90; на остальные номера России - 14,00

3,95

9,90

Опция "Везде как дома" - 7 руб./сутки, Подключение - 30 руб.

3,00

3,00

100 SMS, сверх пакета - 3,95

9,90

 

Исходя из характеристики потребляемых услуг в национальном роуминге на территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь за период 2016 года […].

Роуминг – режим, при котором оператор связи с которым у абонента заключен договор (домашний оператор) предоставляет ему возможность получать услуги связи в регионах, где нет сетей домашнего оператора.

Таким образом, когда абонент попадает в местность, где нет сетей домашнего оператора, его абонентская станция (телефон) регистрируется в сети другого оператора связи (визитный оператор). Такая процедура реализуется в соответствии с межоператорским роуминговым соглашением, которое заключается между домашним и визитным оператором связи.

При регистрации абонентской станции в сети визитного оператора связи услуги связи такому абоненту начинает оказывать визитный оператор связи. За оказанные услуги связи гостевому абоненту домашний оператор оплачивает визитному оператору плату в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения (в соответствии с межоператорской роуминговой ставкой).

При этом абонент вносит плату за услуги связи, полученные в сети визитного оператора связи, своему домашнему оператору.

Домашний оператор связи, не оказывая услуги связи, несет при этом затраты, связанные с осуществлением операционной деятельности, связанной с реализацией межоператорского роумингового соглашения.

Таким образом, тариф на услуги связи в роуминге, устанавливаемый для абонента, включает в себя затраты по межоператорскому соглашению:

    • прямые затраты, равные межоператорской ставке;

    • косвенные затраты, связанные с операционной деятельностью по исполнению такого соглашения.

На основании изложенного, ФАС России при изучении обоснованности абонентского тарифа проведено сравнение абонентского тарифа, установленного домашним оператором связи, и межоператорской роуминговой ставки (прямых затрат).

ПАО «МТС» обладает инфраструктурой на территории 83 субъектов Российской Федерации, абоненты указанного оператора при нахождении на территории этих субъектов могут регистрироваться в сетях других операторов связи в аварийных ситуациях в случае нахождения вне зоны действия базовых станций.

Необходимо также отметить, что ПАО «МТС» не обладает инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На территории Республики Крым и г. Севастополя осуществляют деятельность следующие операторы связи: ООО «К-Телеком», ООО «КТК Телеком», ООО «СевТелекомСвзязь», ГУП РК «Крымтелеком». При этом ООО «К-Телеком» обладает наиболее развитой инфраструктурой на территории Республики Крым и г. Севастополя.

На основании изложенного ФАС России проанализированы абонентские роуминговые тарифы ПАО «МТС» в сопоставлении с эффективными (применяемыми) межоператорскими роуминговыми ставками ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл», ООО «К-Телеком».

 

Абонентский тариф в нац. роуминге (базовый)

Домашний оператор/ визитный оператор

Межоператорская ставка

ПАО «ВымпелКом»

ООО «Т2 Мобайл»

ПАО «МегаФон»

ПАО «МТС»

Голос, (руб/мин.)

10,90/10,90

ПАО «МТС»

 

 

 

 

СМС, (руб/шт.)

3,95

 

 

 

 

ПД,

(руб/Мб)

9,9

 

 

 

 

 

По результатам анализа установлено, что межоператорские роуминговые ставки существенно, до [...] раз, завышены по сравнению с абонентскими тарифами.

Учитывая фактическое расположение инфраструктуры операторов подвижной радиотелефонной связи, ФАС России проведен анализ обоснованности абонентских цен (тарифов) в национальном роуминге на территории Республики Крым и г. Севастополь и на территории остальных субъектов Российской Федерации по отдельности.

 

МТС (без НДС)

МТС (без НДС)

М/о роум. ставка, платеж МТС в адрес К-Телеком

Тариф

Разница, %

Базовый

Опция "Везде как дома"

7 руб./сутки; Подключение - 30 руб.

Базовый

Опция "Везде как дома"

7 руб./сутки;

Подключение - 30 руб.

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Вх.

Исх.

Голос за мин вх/исх

 

9,24

на МТС - 9,24; на остальные номера России - 11,86

2,54+5,93*

2,54+5,93*

 

 

 

 

SMS за шт

 

3,35

100 SMS, сверх пакета - 3,35

 

 

ПД за 1 МБ

 

8,39

 

 

 

*Плата в случае, если абонент получил/совершил звонок продолжительностью 1 мин./сут (за счет ежесуточной абонентской платы).

 

По результатам анализа уровня цен (тарифов) в сопоставлении с межоператорскими роуминговыми ставками ООО «К-Телеком» на услуги подвижной радиотелефонной связи, при нахождении абонентов ПАО «МТС» в сети ООО «К-Телеком», ФАС России установлено […].

Как упоминалось выше, технически роуминг организован таким образом, что при регистрации абонентской станции в сети связи визитного оператора связи услуги гостевому абоненту оказываются визитным оператором связи, оплату за которые визитный оператор получает от домашнего оператора в соответствии с условиями межоператорского роумингового соглашения – по межоператорской роуминговой ставке.

Таким образом, фактически визитный оператор оказывает услуги связи гостевому абоненту за плату, равную межоператорской ставке. В то же время тот же оператор оказывает те же услуги связи абоненту, с которым у него заключен договор (своему домашнему абоненту) за плату за услуги связи.

В случае обслуживания гостевого абонента оператор связи не несет в полном объеме затраты, которые он несет при оказании услуги связи своему домашнему абоненту, в частности, при обслуживании гостевого абонента оператор не несет затрат на рекламу, операционное обслуживание гостевого абонента (выставление счетов, справочное обслуживание, информационное обслуживание).

При этом в случае обслуживания гостевого абонента визитный оператор несет затраты на операционное обслуживание межоператорского договора.

На основании изложенного ФАС России пришел к выводу, что межоператорская роуминговая ставка должна быть не выше, чем абонентский тариф того же оператора связи.

Аналогичные выводы изложены в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10/21-10, решение ФАС России вступило в законную силу (http://solutions.fas.gov.ru/documents/ag-41001).

Таким образом, ПАО «МТС» установлены межоператорские роуминговые ставки (цены), размер которых существенно превышает уровень экономически обоснованных затрат.

Сопоставимых товарных рынков на территории Российской Федерации и за ее пределами не выявлено (при сопоставлении учитывались площади стран, численность населения и порядок обращения товаров — условия взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи).

Комиссией ФАС России установлено, что межоператорские роуминговые ставки, установленные и ПАО «МТС», существенно, до [...] раз превышают абонентские тарифы на услуги связи для своих абонентов, соответственно, существенно превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

ФАС России в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи в географических границах Российской Федерации за 2016 год.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации установлено, что совокупная доля ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц превышает 70% на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

В течение 2016 года размеры долей ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц, были неизменны.

При этом услуги подвижной радиотелефонной связи не могут быть заменены другими услугами при потреблении.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), в отношении которого выполняются в совокупности следующие условия:

а) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

б) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

в) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон» и ООО «Т2 Мобайл», а также операторы связи, входящие в состав их групп лиц, занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации.

В ответ на определение о назначении дела № 1-10-103/00-11-17 к рассмотрению ПАО «МТС» письмом относительно экономического, технологического обоснования уровня межоператорских роуминговых ставок, установленных в рамках каждого из действующих роуминговых соглашений/договоров сообщило (вх. от 18.09.2017 № 142439-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

Уровень ставок определяется ПАО «МТС» […].

При этом на заседании Комиссии 22.09.2017 представитель ПАО «МТС» заявил […].

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-103/00-11-17 (исх. от 06.10.2017 № АГ/69248/17) запрошено экономическое обоснование разницы роуминговых ставок, установленных для ООО «К-Телеком», ООО «КТК-Телеком» и ООО «Екатеринбург-2000».

Письмом ПАО «МТС» сообщило (вх. от 20.10.2017 № 160041-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

[…].

На заседании Комиссии представитель ПАО «МТС» также проинформировал […].

Комиссия проанализировала применяемые Обществом индивидуальные межоператорские роуминговые ставки, применяемые к […].

Таким образом, применяемые (эффективные) межоператорские роуминговые ставки в отношении операторов […] позволяют формировать публичные предложения для своих абонентов на уровне, сопоставимом с тарифами при нахождении в «домашнем регионе» в сети своего оператора.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО «МТС» по формированию межоператорских роуминговых ставок были добросовестными и разумными.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-103/00-11-17 (исх. от 06.10.2017 № АГ/69248/17) было запрошено экономическое, технологическое и иное обоснование действующих линейных тарифных планов при нахождении абонента в режиме национального роуминга, в том числе расчеты тарифов, установленных в размере 10,90 руб./мин входящего и исходящего голосового соединения; 3,95 руб./шт. за СМС; 9,90 руб./Мб. за передачу данных.

ПАО «МТС» письмом была представлена информация (вх. от 20.10.2017 № 160041-ДСП/17 составляет коммерческую тайну) […].

Также Общество сообщило […].

При этом Комиссия отмечает, что в ответ на запрос ФАС России (исх. от 13.04.2017 № АГ/24708/17) ПАО «МТС» была представлена […].

Также в ответ на указанный запрос ПАО «МТС» представило информацию […].

Таким образом, сведения, представленные ПАО «МТС» письмом (вх. от 20.10.2017 № 160041-ДСП/17 составляет коммерческую тайну), не подтверждаются материалами дела № 1-10-103/00-11-17.

На заседании Комиссии 13.11.2017 года представитель ПАО «МТС» заявил ходатайство [...].

По результатам анализа Комиссией ФАС России установлено, что действующие абонентские тарифы ПАО «МТС» на услуги связи в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь ПАО «МТС» в размере 10,90 руб./мин. входящего/исходящего голосового соединения, 3,95 руб./шт. за СМС-сообщение и 9,90 руб./Мб за передачу данных, а также тарифы на услуги связи в национальном роуминге на территории Республики Крым и города Севастополь в рамках специальной опции «Везде как дома», плата за подключение которой составляет 30 рублей, абонентская плата составляет 7 рублей в сутки, 1 минута входящего/исходящего голосового соединения составляет 3 руб./мин, включено 100 СМС сообщений, при расходовании сверх пакета тарифицируется по 3,95 руб./шт., передача данных — 9,90 руб./Мб, существенно превышают сумму необходимых для реализации оказания услуг связи в национальном роуминге расходов и прибыли.

Комиссия также проанализировала разницу между межоператорскими роуминговыми ставками ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл» и действующими абонентскими тарифами ПАО «МТС» на оказание услуг связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь.

Сравнительная характеристика представлена в таблице.

 

 

Услуга

Эффективная применяемая межоператорская роуминговая ставка

Абонентские тарифы ПАО «МТС»

Превышение в %

ПАО «ВымпелКом»

Голосовые услуги связи (исходящие) (руб./мин.)

 

10,9

 

СМС (руб./шт)

 

3,95

 

Передача данных (руб./Мб)

 

9,9

 

ООО «Т2 Мобайл»

Голосовые услуги связи (исходящие) (руб./мин.)

 

10,9

 

СМС (руб./шт)

 

3,95

 

Передача данных (руб./Мб)

 

9,9

 

ПАО «МегаФон»

Голосовые услуги связи (исходящие) (руб./мин.)

 

10,9

 

СМС (руб./шт)

 

3,95

Передача данных (руб./Мб)

 

9,9

 

По результатам анализа Комиссией ФАС России установлено, что действующие абонентские тарифы ПАО «МТС» на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь, в размере 10,90 руб./мин. входящего/исходящего голосового соединения, 3,95 руб./шт. за СМС-сообщение и 9,90 руб./Мб за передачу данных, а также тарифы на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города Севастополь, в рамках специальной опции «Везде как дома», плата за подключение которой составляет 30 рублей, абонентская плата составляет 7 рублей в сутки, 1 минута входящего/исходящего голосового соединения составляет 3 руб./мин, включено 100 СМС сообщений, при расходовании сверх пакета тарифицируется по 3,95 руб./шт., передача данных — 9,90 руб./Мб, существенно превышают сумму необходимых для реализации оказания услуг связи в национальном роуминге расходов и прибыли.

Письмом ПАО «МТС» (вх. от 20.02.2018 № 26592-ДСП/18 составляет коммерческую тайну) […].

На заседании Комиссии 22.02.2018 ПАО «МТС» представило дополнение к письму вх. от 20.02.2018 № 26592-ДСП/18 о размещении на официальном сайте Общества информации о новых принципах тарификации абонентов при оказании услуг связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации. В информации, размещенной по адресу: http://www.mts.ru/news/2018-02-21-6051469/, в частности указано, что регистрация в сетях других операторов доступна на всей территории Республики Крым и г. Севастополь, а также в отдельных населенных пунктах ХМАО, ЯНАО и Пермского края.

В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг телефонной связи оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комиссия проанализировала указанные тарифы и пришла к выводу, что тарифы на услуги связи для абонентов ПАО «МТС» в национальном роуминге являются экономически обоснованными.

Действия по размещению на официальном сайте 21.02.2018 информации об изменении с 11 апреля 2018 года тарифов на услуги связи в национальном роуминге Комиссия оценивает в качестве исполнения обязанности, установленной Правилами оказания услуг телефонной связи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссия ФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия ПАО «МТС», выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации, содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ПАО «МТС» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги связи в национальном роуминге на территории Российской Федерации.

2. В связи с добровольным устранением ПАО «МТС» нарушения антимонопольного законодательства предписание не выдавать.

3. Производство по делу № 1-10-103/00-11-17 в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) в межоператорских роуминговых соглашениях прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны