Определение №11/30874/16 Определение о возбуждении дела № 4-14.31-446/00-11-16 от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.31-446/00-11-16 и проведении

административного расследования

 

«10» мая 2016 г. г. Москва

 

Я, начальник отдела антимонопольного регулирования связи Управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Николаичева И.В., рассмотрев решение от 18.09.2015 по делу № 1-10-68/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства и информацию, содержащуюся в письме (вх. № 141604-ЭП/15 от 04.12.2015), в отношении <...>

УСТАНОВИЛ:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление Нефтеюганского Районного Муниципального Унитарного Предприятия «Электросвязи» (далее — НРМУП «Электросвязи») (адрес: 628300, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нефтеюганск, ул. Мира, стр. 2а, помещение 3; ИНН/КПП 8619005320/861901001; ОГРН 1028601790690) о наличии признаков нарушения ПАО «Ростелеком» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон о защите конкуренции), выразившихся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения права оператора связи самостоятельно устанавливать тарифы на услуги по пропуску трафика.

Между НРМУП «Электросвязи» и ОАО «Уралсвязьинформ», правопреемником которого является ПАО «Ростелеком», заключен договор от 01.01.2009 № 6008/08 «О присоединении сетей электросвязи» (далее – Договор), предметом которого является:

1. оказание ПАО «Ростелеком» НРМУП «Электросвязи» услуг присоединения, услуг пропуска трафика и иных услуг связи, сопровождающие и/или взаимоувязанные с услугами присоединения и пропуска трафика, на условиях и по ценам, согласно Договору;

  • оказание НРМУП «Электросвязи» ПАО «Ростелеком» услуг пропуска трафика и иных услуг связи, сопровождающие и/или взаимоувязанные с услугами присоединения и пропуска трафика, на условиях и по ценам, согласно Договору.

На основании приказа Федерального агентства связи от 04.12.2013 № 280 «Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» были опубликованы новые экономические условия присоединения сетей электросвязи операторов к сети связи ПАО «Ростелеком». ПАО «Ростелеком» письмом от 14.02.2014 № 0506/05/1043-14 уведомило НРМУП «Электросвязи» об изменении с 01.03.2014 экономических условий на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

Дополнительное соглашение от 14.07.2014 № 2 к Договору, направленное ПАО «Ростелеком», на изменение цены на услуги присоединения и на услуги по пропуску трафика было принято НРМУП «Электросвязи» и не оспаривалось.

В связи с изменениями тарифов на услуги по пропуску трафика с 01.07.2014 НРМУП «Электросвязи» направило в адрес ПАО «Ростелеком» письмо от 05.06.2014 № 556 о внесении изменений в Договор в части изменения тарифов на «Местное инициирование вызовов на сеть НРМУП «Электросвязи», «Услуга завершения вызова на сеть оператора (до 1000 мин./мес.)», «Услуга завершения вызова на сеть оператора (свыше 1000 мин./мес.)».

Письмом от 11.07.2014 № 05/05/6557-14 ПАО «Ростелеком» выразило отказ от внесения изменений в Договор в части изменения тарифов на сеть НРМУП «Электросвязи». ПАО «Ростелеком» обосновало свой отказ тем, что в случае удовлетворения запроса будут нарушены принципы, установленные в пункте 2 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 № 627 (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 627), а также статья 19 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), пункт 28 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила присоединения). По мнению ПАО «Ростелеком», в случае принятия условий, предложенных НРМУП «Электросвязи», ПАО «Ростелеком» будет оказывать те же услуги, что и другим присоединенным операторам связи, но по иным тарифам, что поставит НРМУП «Электросвязи» в преимущественное положение перед другими операторами связи и приведет к созданию дискриминационных условий.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о связи, в целях достижения баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи НРМУП «Электросвязи» письмом от 16.07.2014 № (337) 675.1 (с приложенным к нему дополнительным соглашением от 01.07.2014 № 2 к Договору) повторно обратилось в ПАО «Ростелеком».

Письмом от 04.09.2014 № 05/05/8220-14 ПАО «Ростелеком» вернуло дополнительное соглашение от 01.07.2014 № 2 к Договору без подписания. Обосновывая свою позицию ПАО «Ростелеком» ссылается на то, что НРМУП «Электросвязи», изменяя тарифы, устанавливает гарантированный платеж. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 22.12.2005 № 52 ПАО «Ростелеком» включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, и право установления гарантированного платежа предусмотрено только в отношении оператора, занимающего существенное положение; аналогичное право для оператора связи не обладающего статусом оператора, занимающего существенное положение, возможно только по согласованию сторон.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ рынка с целью установления доминирующего положения ПАО «Ростелеком» на рынке услуг присоединения и пропуска трафика.

На основании результатов анализа рынка и в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что ПАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг присоединения и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Нефтеюганск.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России выдал ПАО «Ростелеком» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. от 31.03.2015 № ИА/15455/15). Согласно данному предупреждению ПАО «Ростелеком» было необходимо прекратить действия, выразившиеся в навязывании невыгодных условий Договора, путем принятия условий НРМУП «Электросвязи» по изменению тарифов на услуги по пропуску трафика, оказываемые НРМУП «Электросвязи», и внесения соответствующих изменений в Договор.

В связи с неисполнением ПАО «Ростелеком» Предупреждения ФАС России в установленный срок и на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 15.06.2015 № 463/15 возбуждено дело № 1-10-68/00-03-15 о нарушении ПАО «Ростелеком» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела 1-10-68/00-03-15 комиссией ФАС России было принято решение (исх. от 18.09.2015 № 03/517488/15), которым установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о связи операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

Согласно пункту 17 Правил присоединения в договоре о присоединении должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий присоединения сетей электросвязи, предусмотренных в разделе IV Правил присоединения.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о связи цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности, если иное не предусмотрено Законом о связи.

Таким образом, НРМУП «Электросвязи», как оператор связи, не занимающий существенного положения, вправе самостоятельно устанавливать тарифы на пропуск трафика.

Ни Закон о связи, ни Правила присоединения не содержат положений, позволяющих операторам, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, ограничивать право присоединенного оператора связи самостоятельно устанавливать тарифы на услуги по пропуску трафика, оказываемые оператору, занимающему существенное положение.

Вместе с тем, при установлении оператором связи, не занимающим существенное положение, более высоких тарифов на услуги завершения вызова законодательством закреплен механизм возмещения существенному оператору связи.

В соответствии с пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 627 в случае если оператор связи, не занимающий существенного положения в сети связи общего пользования, установил цены на услуги завершения вызова на свою сеть связи, превышающие цены на аналогичные услуги, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, последний в каждом расчетном периоде дополнительно к общей сумме за услуги по пропуску трафика, оказанные оператору, не занимающему существенного положения в сети связи общего пользования, включает величину возмещения.

Величина возмещения рассчитывается как разница цен на аналогичные услуги завершения вызова, установленных сторонами договора о присоединении, умноженная на объем услуг завершения вызова, оказанных оператору, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования.

В ходе рассмотрения дела ПАО «Ростелеком» представило дополнительные пояснения по делу № 1-10-68/00-03-15. По мнению ПАО «Ростелеком», предлагаемые НРМУП «Электросвязи» тарифы на «Услугу завершения вызова на сеть оператора (до 1000 мин./мес.)» и «Услугу завершения вызова на сеть оператора (свыше 1000 мин./мес.)» не соответствуют перечню услуг по пропуску трафика, установленному Правилами присоединения (далее — Перечень). НРМУП «Электросвязи», установив новые тарифы в зависимости от объема трафика до 1000 минут и свыше 1000 минут, дополнительным соглашением вводит новые услуги и изменяет перечень услуг, оказываемых ПАО «Ростелеком».

Комиссия изучила доводы ПАО «Ростелеком» и посчитала их необоснованными.

Согласно пункту 34 статьи 2 Закона о связи услуга по пропуску трафика — это деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.

В соответствии с Правилами присоединения под услугами местного завершения вызова понимается деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи.

Изучив положения Договора, а также положения Закона о связи и Правил присоединения, Комиссия сделала вывод, что «услуга завершения вызова на сеть НРМУП «Электросвязи» до 1000 мин./мес.» и «услуга завершения вызова на сеть НРМУП «Электросвязи» свыше 1000 мин./мес.» аналогичны по своему содержанию «услуге завершения вызова на сеть НРМУП «Электросвязи».

Таким образом, установление тарифов на условиях НРМУП «Электросвязи» (в зависимости от объемов трафика до 1000 мин./мес. и свыше 1000 мин./мес.) свидетельствует о том, что фактически услуга завершения вызова остается неизменной, изменяется лишь цена услуги.

На основании аналитического отчета, составленного по результатам анализа рынка услуг присоединения и пропуска трафика, а также с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, относительно выводов, содержащихся в аналитическом отчете, Комиссия приняла решение, что ПАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг присоединения и пропуска трафика на местном уровне на территории г. Нефтеюганск.

Решением по делу № 1-10-68/00-03-15 действия ПАО «Ростелеком», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем ограничения права оператора связи, не занимающего существенного положения в сети связи общего пользования, самостоятельно устанавливать тарифы на услуги по пропуску трафика, которые привели или могли привести к ущемлению интересов НРМУП «Электросвязи», признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Во исполнение определения о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1132/00-11-15 и проведении административного расследования от 24.11.2015 ПАО «Ростелеком» представило сведения о должностном лице, ответственном за принятие решения об ограничении права НРМУП «Электросвязи» самостоятельно устанавливать тарифы на услуги по пропуску трафика путем направления письма ПАО «Ростелеком» от 11.07.2014 № 05/05/6557-14 с отказом от подписания дополнительного соглашения НРМУП «Электросвязи» к Договору, <...> в соответствии с Дополнительным соглашением от 01.04.2011 № 11 к трудовому договору от 21.01.2004 г. № 1911 занимает должность заместителя коммерческого директора Макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком». В соответствии с частью 3 Должностной инструкции Макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» от 11.02.2015 № 08-14/50 определены должностные обязанности, согласно которым заместитель коммерческого директора осуществляет взаимодействие ПАО «Ростелеком» с другими операторами связи в процессе проведения договорных мероприятий.

Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении <...> дело об административном правонарушении по факту нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии решения об ограничении права оператора связи, не занимающего существенного положения, самостоятельно устанавливать тарифы на услуги по пропуску трафика, которое привело или могло привести к ущемлению интересов, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

4. <...> надлежит явиться 6 июня 2016 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, кабинет 336, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-446/00-11-16 со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе ознакомится со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны