Решение №ПИ/43686/21 Решение по делу № 11/01/10-56/2020, возбужденному в отношени... от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-56/2020

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2021 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-56/2020 по признакам нарушения Акционерным обществом «Почта России» (131000, Москва, Варшавское шоссе, д. 37; ИНН 7724261610; КПП 772401001; ОГРН 1037724007276; дата регистрации в качестве юридического лица — 13.02.2003; далее — АО «Почта России», Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении различных цен (тарифов) на услугу по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок путем установления надбавок в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности,

в присутствии на заседании представителей по доверенности АО «Почта России»: <...>, <...> и <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России на рассмотрение поступил депутатский запрос по вопросу наличия в действиях АО «Почта России» признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления повышенных тарифов на услуги почтовой связи для труднодоступных населенных пунктов.

Приказом ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 № 501-п «Об утверждении тарифов на пересылку внутреннего почтового отправления «Посылка 1-го класса» утверждены и введены в действие с 01.10.2019 тарифы на пересылку внутреннего почтового отправления «Посылка 1-го класса».

Пунктами 2. Приложения к приказу установлено, что дополнительно взимается надбавка в размере 100% к сумме оплаты за всю массу посылки, определяемой в соответствии с пп. 1.1-1.2, в том случае, если посылки направляются в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, круглогодично находящихся в условиях труднодоступности.

Согласно сноскам «1», «4», «7» к пункту 2 Приложения к приказу перечень отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, круглогодично находящихся в условиях труднодоступности, приведен в приложении к настоящим тарифам. Надбавка применяется не более одного раза на одну посылку вне зависимости от вида транспорта, которым пересылается посылка в/из населенных пунктов, находящихся в условиях труднодоступности.

Приказом ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 № 502-п «Об утверждении тарифов на пересылку внутренних посылок» утверждены и введены в действие с 01.10.2019 тарифы на пересылку внутренних посылок.

Пунктами 2. Приложения к приказу установлено, что дополнительно взимается надбавка в размере 100% к сумме оплаты за всю массу посылки, определяемой в соответствии с пп. 1-10, в том случае, если посылки направляются в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, временно/круглогодично находящихся в условиях труднодоступности.

Согласно сноскам «4», «8», «12», «16», «20» к пункту 2 Приложения № 1 (аналогично в Приложении № 2, которым утверждены тарифы для корпоративных клиентов) к приказу отделениям почтовой связи, расположенным в населенных пунктах, находящихся в условиях временной труднодоступности, соответствуют (приравниваются) отделения, включенные в Список объектов почтовой связи, в адрес которых периодически ограничивается прием посылок и бандеролей с объявленной ценностью для пересылки наземным транспортом (Список ОГР), с учетом указанных в этом документе сроков запрещения приема посылок для пересылки наземным транспортом. Перечень отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, круглогодично находящихся в условиях труднодоступности, приведен в приложении к настоящим тарифам. Надбавка применяется не более одного раза на одну посылку вне зависимости от вида транспорта, которым пересылается посылка в/из населенных пунктов, находящихся в условиях труднодоступности.

Письмом от 20.01.2020 № АГ/2839-ПР/20 ФАС России направила в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) запрос данных и сведений с приложением подтверждающих документов, определяющих перечень субъектов Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, а также обоснование критериев отнесения населенных пунктов к труднодоступным, установленных пунктом 7 приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частот сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (далее — Приказ).

В ответ на запрос ФАС России Минкомсвязь России сообщила, что перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются труднодоступные населенные пункты, подготовлен на основании перечней труднодоступных населенных пунктов, сформированных филиалами АО «Почта России», в основу которых были положены данные о наличии и частоте транспортного сообщения с конкретными населенными пунктами, расположенными на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

ФАС России письмом от 03.12.2019 № АГ/106159-ПР/19 направлен запрос в АО «Почта России» о представлении документов, определяющих перечень труднодоступных населенных пунктов, для которых установлены повышенные коэффициенты, а также пояснения относительно критериев определения труднодоступности населенных пунктов.

Из представленной АО «Почта России» информации следует, что при формировании перечня отделений почтовой связи, находящихся в условиях круглогодичной труднодоступности, Общество руководствуется Приказом.

Согласно пункту 7 Приказа под труднодоступными населенными пунктами понимаются населенные пункты, в которых в силу временных, периодических, метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.

Круглогодичными труднодоступными населенными пунктами являются населенные пункты, с которыми круглогодично отсутствует возможность осуществлять чаще чем 2 раза в неделю транспортное сообщение в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой.

Перечень субъектов Российской Федерации с круглогодично труднодоступными населенными пунктами установлен в приложении № 2 к Приказу.

При этом Общество руководствуется нормативами, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции с труднодоступными населенными пунктами, которые утверждаются управлениями Федеральной почтовой связи (УФПС) — филиалами АО «Почта России» и согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Приказа.

Исходя из анализа документов, представленных в качестве подтверждения согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечня труднодоступных населенных пунктов, запросы на такое согласование обусловлены исключительно соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции и не содержит информации о применении к таким населенным пунктам надбавки в размере 100%.

Таким образом, применение указанных критериев обусловлено исключительно необходимостью выполнения операторами почтовой связи контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных пунктом 6 Приказа, применение надбавки в размере 100% к тарифу за пересылку нормативными правовыми актами в сфере услуг почтовой связи не установлено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» государственное регулирование тарифов осуществляется на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

Услуги по пересылке внутренних посылок и посылок 1-го класса не относятся к услугам почтовой связи, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Приказом ФАС России от 02.03.2020 № 201/20 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую АО «Почта России» утверждены тарифы на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) вне зависимости от категории населенного пункта.

Услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений.

Поскольку услуги почтовой связи представляют собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений как для услуг по регулируемым тарифам, так и для нерегулируемых услуг (прием/вручение в одном и том же отделении почтовой связи, доставка одним транспортом), установление надбавки в размере 100% к тарифу для нерегулируемых услуг по пересылке посылок технологически необоснованно.

ФАС России письмом от 13.03.2020 № АГ/19902-ПР/20 у АО «Почта России» запрошены документы, подтверждающие расчет взимаемой дополнительной надбавки в размере 100% к сумме оплаты за пересылку в/из отделений почтовой связи, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, временно/круглогодично находящихся в условиях труднодоступности с подробной разбивкой по статьям затрат и указанием уровня рентабельности по каждому населенному пункту.

АО «Почта России» представлены пояснения о том, что установление данных надбавок обусловлено высокими издержками Общества для обеспечения пересылки в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, круглогодично находящихся в условиях труднодоступности, путем использования авиационной, водной и вездеходной техники, а также низкой загрузкой наземного транспорта на данных маршрутах.

Данные о расходах по пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, временно/круглогодично находящихся в условиях труднодоступности на уровне отделений почтовой связи/населенных пунктов, отсутствуют.

В представленных АО «Почта России» сведениях содержится общая информация о затратах на авиасообщение по региональным маршрутам и затраты за труднодоступность без указания конкретных статей затрат. При этом уровень рентабельности в зависимости от субъекта Российской Федерации составляет от -81% (Республика Марий-Эл) до 172% (Республика Карелия), из 25 регионов только по 11 услуга оказывается с отрицательной рентабельностью, в 14 регионах рентабельность существенно выше уровня рентабельности по отрасли согласно данным Росстата.

Документального подтверждения дополнительных издержек, которые АО «Почта России» несет при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, не представлено.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 391 Закона о защите конкуренции, ФАС России выдано АО «Почта России» предупреждение от 17.08.2020 № ИА/70523/20 (далее — Предупреждение) о прекращении действий (бездействия), согласно которому АО «Почта России» надлежало:

      1. Внести изменения в приказ ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 № 501-п, исключив экономически и технологически необоснованно установленные надбавки к тарифам в размере 100%, которые взимаются при пересылке почтовых отправлений в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях круглогодичной труднодоступности, вне зависимости от вида транспорта, которым доставляется/отправляется посылка в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения (пункт 1 Предупреждения).

      2. Внести изменения в приказ ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 № 502-п, исключив экономически и технологически необоснованно установленные надбавки к тарифам в размере 100%, которые взимаются при пересылке почтовых отправлений в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях круглогодичной труднодоступности, вне зависимости от вида транспорта, которым доставляется/отправляется посылка в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения (пункт 2 Предупреждения).

      3. Довести сведения, указанные в пунктах 1-2 Предупреждения, до УФПС — филиалов АО «Почта России», обособленных структурных подразделений филиалов, неопределенного круга лиц (потребителей, пользователей услугами почтовой связи), в том числе путем размещения (опубликования) на официальном сайте АО «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня исполнения пунктов 1-2 Предупреждения (пункт 3 Предупреждения).

      4. О выполнении пунктов 1 — 3 Предупреждения необходимо было сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для их выполнения (пункт 4 Предупреждения).

АО «Почта России» не исключило надбавки, о выполнении Предупреждения не сообщило.

Согласно части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с неисполнением Предупреждения издан приказ ФАС России от 12.10.2020 № 984/20 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Почта России» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, путем установления надбавок в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности.

АО «Почта России» включено в Реестр субъектов естественных монополий в Раздел I «Услуги общедоступной почтовой связи» в географических границах - Российская Федерация (за исключением Республики Крым и г. Севастополь) (приказ ФАС России от 23.08.2005 № 394-с).

Субъекты естественных монополий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

АО «Почта России» ведет РУДР по оказываемым услугам почтовой связи в соответствии с Положением о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи, утвержденным приказом Мининформсвязи России от 11.09.2007 № 107 (далее – Положение).

В соответствии с Положением раздельный учет расходов оператора почтовой связи ведется по расходам по обычным видам деятельности за отчетный период, определяемым в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

К обычным видам деятельности относятся основные и неосновные виды деятельности. К основным видам деятельности относятся услуги общедоступной почтовой связи и прочие услуги почтовой связи, в том числе посылки.

Доходы и расходы, понесенные Обществом при оказании соответствующих услуг, в соответствии с Положением распределяются между услугами напрямую или пропорционально базам распределения по статьям затрат.

В целях проверки обоснованности применения АО «Почта России» 100% надбавки к тарифу при пересылке в/из отделений почтовой связи, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, временно/круглогодично находящихся в условиях труднодоступности, Комиссией проанализированы данные об объемах предоставляемых услуг, доходах и расходах Общества при пересылке посылок.

 

Данные об объемах посылок

 

Таблица 1 (шт.)

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

Пересылка посылок 1-го класса всего, в том числе

3 027 112

 

9 255 761

 

14 988 135

 

13 504 904

 

В труднодоступные населенные пункты

49 578

 

147 683

 

216 519

 

124 532

 

Пересылка внутренних посылок всего, в том числе

60 856 120

 

59 659 074

 

54 781 233

 

48 053 165

 

В труднодоступные населенные пункты

480 598

 

507 681

 

524 990

 

502 121

 

1-ый класс+внутренние посылки всего, в том числе

63 883 232

 

68 914 835

 

69 769 368

 

61 558 069

 

В труднодоступные населенные пункты

530 176

 

655 364

 

741 509

 

626 653

 

Доля объемов в труднодоступные населенные пункты

0,80%

 

1,00%

 

1,10%

 

1,00%

 

 

Анализ объема оказываемых услуг показал, что доля общих объемов предоставляемых услуг по пересылке посылок 1-го класса и пересылке внутренних посылок по труднодоступным населенным пунктам в общем объеме услуг по пересылке посылок 1-го класса и по пересылке внутренних посылок составляет в 2017 году – 0,8%, в 2018 году – 1%, в 2019 году – 1,1%, в 2020 году – 1%.

 

Данные о доходах от пересылки посылок

 

Таблица 2 (млн. руб.)

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

Пересылка посылок 1-го класса всего, в том числе

808,00

 

2 648,00

 

4 230,00

 

3 927,00

 

В труднодоступные населенные пункты

17,84

 

50,72

 

91,78

 

81,56

 

Пересылка внутренних посылок всего, в том числе

17 948,00

 

19 660,00

 

18 531,00

 

16 280,00

 

В труднодоступные населенные пункты

353,91

 

371,46

 

515,22

 

468,91

 

1-ый класс+внутренние посылки всего, в том числе

18 756,00

 

22 308,00

 

22 761,00

 

20 207,00

 

В труднодоступные населенные пункты

371,75

 

422,18

 

607,00

 

550,47

 

Доля доходов в труднодоступные населенные пункты от общих доходов

2,00%

 

1,90%

 

2,70%

 

2,70%

 

 

В 2020 году 1% объема предоставления услуги по пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, формирует 2,7% доходов по пересылке почтовых отправлений (посылок).

В соответствии с Положением расходы распределяются между основными и неосновными видами деятельности. По основным видам деятельности расходы распределяются между услугами общедоступной почтовой связи и прочими услугами почтовой связи, в том числе между услугами по пересылке посылок 1-го класса и по пересылке внутренних посылок по статьям затрат.

Все расходы, понесенные при оказании услуг, в том числе и по пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, учитываются в соответствующих статьях затрат.

Таким образом, все расходы, связанные с оказанием услуг по пересылке посылок, как основные, так и дополнительные, учитываются в составе себестоимости в полном объеме.

При формировании тарифов учет расходов как основных, так и дополнительных, понесенных при оказании услуг по пересылке посылок, осуществляется Обществом, исходя из затрат на прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, с учетом дифференциации по территориальному признаку (по зонам).

Расходы на пересылку посылок в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, учтены в себестоимости услуг по пересылке посылок 1-го класса и пересылке внутренних посылок в целом, то есть без деления территорий на труднодоступные и иные.

Отдельного (обособленного) учета расходов на пересылку посылок в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, Обществом не ведется.

В целях определения уровня покрытия расходов доходами Комиссией рассчитана себестоимость единицы услуги по пересылке посылок 1-го класса и услуги по пересылке внутренних посылок на основании данных об объемах и себестоимости (расходах), представленных Обществом.

 

Себестоимость единицы услуги в разрезе услуг по

пересылке посылок без применения 100% надбавки

 

Таблица 3 (руб.)

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

2021 прогноз

Пересылка посылок 1-го класса, всего

217,37

245,36

235,72

237,69

237,69

Пересылка внутренних посылок, всего

219,44

247,71

238

240,01

240,01

 

Комиссия, проанализировав данные о себестоимости по пересылке посылок, в том числе в труднодоступные населенные пункты, без применения 100% надбавки, установила, что доходы, полученные Обществом от оказания услуг по пересылке посылок, в полном объеме покрывают понесенные расходы, обеспечивая необходимый уровень рентабельности.

Комиссией с учетом применения 100% надбавки в 2020 году и без применения надбавки в 2021 году рассчитан показатель рентабельности от оказания услуги по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок.

 

Рентабельность услуги по пересылке посылок

 

Таблица 4 (в %)

Рентабельность, %

2017

2018

2019

2020

2021 прогноз

Пересылка посылок 1-го класса всего, в т.ч.

23,00%

17%

20%

22%

 

В труднодоступные населенные пункты

65,5%

40,0%

79,8%

175,5%

 

Пересылка внутренних посылок всего, в т.ч.

34%

33%

42%

41%

 

В труднодоступные населенные пункты

236%

195%

312%

289%

 

1 кл+внутр посылки, всего, в т.ч.

33,9%

30,8%

37,4%

37,1%

35,00%

В труднодоступные населенные пункты

219,7%

160,4%

244,7%

266,8%

78,20%

 

Расчетный показатель рентабельности по услугам по пересылке посылок 1-го класса и по пересылке внутренних посылок в 2021 году составит 35%. Снижение относительно 2020 года составит 2,1% (37,1%-35%=2,1%). Расчетная рентабельность услуг по пересылке посылок 1-го класса и по пересылке внутренних посылок в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, составит 78,2%. Снижение относительно 2020 года составит 188,6% (266,8%-78,2%=188,6%).

Комиссией установлено, что уровень рентабельности услуги по пересылке посылок 1-го класса и услуги по пересылке внутренних посылок превышает уровень рентабельности, сложившийся в сфере телекоммуникаций в 1,9 раза, а уровень рентабельности, сложившийся в сфере почтовой связи в 6,8 раза.

Таким образом, Комиссия, проанализировав материалы дела № 11/01/10-56/2020, установила, что действия АО «Почта России» по применению 100% надбавки не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами, АО «Почта России» не представило документального подтверждения несения дополнительных расходов при пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок в/из отделений почтовой связи, находящихся в условиях труднодоступности, Комиссия на основании полученных расчетным путем данных, проведя сравнительный анализ по пересылке посылок в труднодоступные населенные пункты и населенные пункты не находящиеся в условиях труднодоступности, установила отсутствие необходимости применения надбавки в размере 100% к тарифу при пересылке посылок, а также отсутствие технологического и иного обоснования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ФАС России на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 24.04.2010 № 220 (далее — Порядок), проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) посылок (пересылка посылок) в целях установления доминирующего положения АО «Почта России».

По результатам проведенного анализа установлено, что доля АО «Почта России» на рынке услуг по пересылке посылок в 2018 г. составляет 65,79% в 2019 г. - 64,88%, 2020 г. - 71,51%.

Таким образом, положение АО «Почта России» на рынке услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) посылок признано доминирующим.

Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения дела № 11/01/10-56/2020 признаны утратившими силу приказы ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п, которыми установлены надбавки в размере 100% путем принятия АО «Почта России» приказов от 29.12.2020 №№ 604-п, 605-п и от 02.03.2021 № 54-п.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление АО «Почта России» доминирующим положением на рынке услуг по пересылке посылок, выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении приказами ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п надбавки в размере 100% с 01.10.2019 г., которая взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, что приводит/может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия АО «Почта России» по пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

08.04.2021 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-56/2020 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

АО «Почта России» письмом от 13.05.2021 б/н представило в адрес ФАС России возражения на Заключение (далее — Возражения).

Общество полагает недоказанным наличие у АО «Почта России» доминирующего положения на рынке услуг по пересылке посылок.

Как указано в Возражениях, антимонопольным органом не были выявлены свойства товара, определяющие выбор приобретателя, не выявлены все потенциально взаимозаменяемые товары, не было осуществлено определение взаимозаменяемых товаров в соответствии с требованиями Порядка.

Вопреки доводам АО «Почта России» в аналитических отчетах по результатам анализа состояния конкуренции товарного рынка услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) посылок (пересылка посылок) дана оценка взаимозаменяемости услуги по пересылке посылок, доля АО «Почта России» оценивалась исходя из наличия у Общества конкурентов, таких как АО «Фрейт Линк», ООО «КСЭ», ООО «СДЭК-ЛК», ООО «СИТИ РАПИД», АО «ДХЛ Интернешнл», ООО «ТНТ ЭКСПРЕСС УОРЛДУАЙЛД (СНГ)», ООО «Фокс-Экспресс», ООО «Мэйджор Экспресс», ООО «ЗЕСТ-ЭКСПРЕСС» и превышала за исследуемый период долю в размере 50%: в 2018 г. - 65,79% в 2019 г. - 64,88%, 2020 г. - 71,51%.

АО «Почта России» не представлено в Возражениях доказательств, свидетельствующих об отсутствии доминирующего положения на рынке услуг по пересылке посылок, отвечающих требованиям Порядка.

Общество полагает, что действия по установлению надбавок к тарифам, взимаемым при пересылке посылок в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, которые находятся в условиях труднодоступности обоснованны.

Обществом в рамках рассмотрения дела представлялись обоснование и доказательства того, что установление надбавки было обусловлено повышенными (по сравнению с иными направлениями пересылки посылок) затратами на оказание услуг по пересылке посылок в/из отделений почтовой связи, находящихся в населенных пунктах, которые расположены в условиях труднодоступности (приложение № 2 к письму Общества, направленному 30.12.2020 в ответ на определение ФАС России от 17.11.2020).

Комиссией по результатам анализа всех документов и сведений, содержащихся в материалах дела № 11/01/10-56/2020, произведен анализ экономической обоснованности установления надбавки в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности.

АО «Почта России» не представлено документального подтверждения несения дополнительных расходов при пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок в/из отделений почтовой связи, находящихся в условиях труднодоступности.

АО «Почта России» в Возражениях не представлено иных доказательств экономической обоснованности установления данной надбавки.

На основании изложенного, указанный довод является несостоятельным.

Довод АО «Почта России» относительно недоказанности причинно-следственной связи между положением Общества на товарном рынке и совершенными Обществом действиями не соответствует действительности.

Комиссия, проанализировав материалы дела № 11/01/10-56/2020, установила, что действия АО «Почта России» на рынке услуг по пересылке посылок, выразившиеся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении приказами ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п с 01.10.2019 г. надбавки в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, являются злоупотреблением доминирующим положением и, как следствие, приводят/могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

На основании изложенного, Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела установила в действиях АО «Почта России» по установлению различных цен (тарифов) на услугу по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок путем утверждения приказами ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п надбавки в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности, нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, которые приводят/могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения дела № 11/01/10-56/2020 признаны утратившими силу приказы ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п, которыми установлены надбавки в размере 100% путем принятия АО «Почта России» приказов от 29.12.2020 №№ 604-п, 605-п и от 02.03.2021 № 54-п.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Почта России» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления различных цен (тарифов) на услугу по пересылке посылок 1-го класса и внутренних посылок путем установления надбавок в размере 100% к тарифу, который взимается при пересылке почтовых отправлений (посылок) в/из отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах, находящихся в условиях труднодоступности в 2019-2020 гг.

2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-56/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в связи признанием утратившими силу приказов ФГУП «Почта России» от 27.09.2019 №№ 501-п и 502-п, которыми установлены надбавки в размере 100%, АО «Почта России» предписание не выдавать.

 

Связанные организации

АО "Почта России"
ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000