Решение №ПИ/111235/21 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-27/2021 от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-27/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-27/2021 в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России П.В. Иванова; членов Комиссии: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-27/2021 по признакам нарушения ГУП «БайконурСвязьИнформ» (далее также — Общество) (ИНН: 9901000362, ОГРН: 1029900507372; адрес регистрации: 468320, город Байконур, пр-кт Академика Королева, д.27а) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи (далее — Услуга),

в присутствии на заседании генерального директора ООО «Телекомпания Виза 2» <...>, представителей ООО «Телекомпания Виза 2» <...>, генерального директора ГУП «БайконурСвязьИнформ» <...>, представителей ГУП «БайконурСвязьИнформ» <...>, представителей Администрации г. Байконура <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «Телекомпания Виза-2» по вопросу размера тарифа ГУП «БайконурСвязьИнформ» на услуги по предоставлению места в кабельной канализации для размещения линий связи на территории г. Байконура (далее — Услуга), поступившее из Прокуратуры комплекса «Байконур» (вх. № 16358/21 от 02.02.2021).

Обществом установлены следующие тарифы на Услугу:

2017 год — 13739,84 руб. (приказ ГУП «БайконурСвязьИнформ» от 17.12.2014 № 151),

2018 год — 16187,97 руб. (приказ ГУП «БайконурСвязьИнформ» от 27.03.2018 № 81),

2019 год — 16462,34 руб. (приказ ГУП «БайконурСвязьИнформ» от 06.12.2018 № 292),

2020 год — 16726,20 руб. (приказ ГУП «БайконурСвязьИнформ» от 18.12.2019 № 310),

2021 год — 18468,76 руб. (прейскурант, утвержден генеральным директором ГУП «БайконурСвязьИнформ» и согласован начальником управления экономического развития Администрации г. Байконура).

Комиссия, изучив материалы дела, пояснения Ответчика об обоснованности размера тарифов на Услугу, установила следующее.

В соответствии с Учетной политикой ГУП «БайконурСвязьИнформ» (далее — Учетная политика) к обычным видам деятельности предприятия относятся:

- услуги междугородной и международной телефонной связи,

- услуги городской телефонной сети,

- услуги почтовой службы,

- услуги телерадиовещания,

- услуги телеграфной связи,

- услуги таксофонной сети,

- прочие услуги в соответствии с Уставом предприятия.

Тарифы на дополнительные виды услуг в соответствии с пунктом 9.1.3. Учетной политики устанавливаются согласно калькуляциям по произведенным затратам.

Согласно постановлению Главы Администрации города Байконура от 12.09.2016 «Об утверждении Порядка формирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги, реализуемые государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Администрации города Байконура» в редакции 21.01.2021 (далее – Порядок)  и утвержденному на его основании Порядку определения цен, тарифов на нерегулируемые услуги, предоставляемые ГУП «БайконурСвязьИнформ», от 29.12.2018 № 0-02/83-18 цены (тарифы) на нерегулируемые услуги формируются на основе обеспечения возмещения экономически обоснованных расходов на реализацию товаров, работ и услуг с учетом спроса на них и получения прибыли. Цены (тарифы) на товары, работы и услуги, реализуемые Предприятием, рассчитываются Предприятием самостоятельно в соответствии с Порядком, подлежат согласованию с Управлением экономического развития Администрации города Байконура, утверждаются руководителем Предприятия.

В соответствии с Порядком цена формируется на основании фактических расходов Предприятия за предшествующий расчетный период (полугодие, 9 месяцев, год) с применением показателей инфляции в соответствии с основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Цена определяется исходя из прямых и косвенных расходов на реализацию товара, работы и услуги и уровня рентабельности.

К прямым расходам на реализацию товара, работы и услуги относятся расходы, непосредственно связанные с реализацией товара, работы и услуги, которые включают:

  • расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно реализующего товар, работу или услугу;

  • материальные расходы, используемые непосредственно при реализации товара, работы или услуги;

  • суммы начисленной амортизации оборудования, используемого непосредственно при реализации товара, работы или услуги;

  • прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, работ, оказанием услуг.

К косвенным расходам относятся виды расходов, которые необходимы для реализации товара, работы или услуги, но которые не связаны непосредственно с их реализацией и включают:

  • расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала, непосредственно не занятого в реализации товара, работы или услуги;

  • суммы начисленной амортизации оборудования, непосредственно не связанного с реализацией товара, работы или услуги;

  • материальные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд Предприятия;

  • прочие расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд Предприятия.

Распределение косвенных расходов по видам деятельности в соответствии с Порядком осуществляется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

В соответствии с расчетом стоимости дополнительной услуги «Предоставление в пользование места в кабельной канализации связи ГУП «БайконурСвязьИнформ» за 1 канало-км  в состав тарифа включаются:

1. Прямые затраты:

- расходы на оплату труда производственного персонала, задействованного на обслуживание линейно-кабельных сооружений (далее — ЛКС);

- вознаграждение по итогам года;

- страховые взносы 30,2%;

- расходы на бензин;

- расходы на запорные устройства;

- расход материалов на эксплуатационное содержание и текущий ремонт кабельной канализации.

2. Косвенные (накладные) расходы (110%).

3. Рентабельность (30%).

4. НДС (20%).

Амортизационные отчисления на оборудование ГУП «БайконурСвязьИнформ» не учитываются при формировании тарифа на Услугу, а в полном объеме распределяются на другие услуги.

В соответствии с пунктом 38 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила), тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными затратами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В целях определения экономической обоснованности затрат, включаемых Обществом в тариф на Услугу, Комиссией проведен анализ финансовой отчетности Общества.

ГУП «БайконурСвязьИнформ» является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи на территории города Байконура.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказами Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54 «Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи», от 11.09.2007 № 107 «Об утверждении Положения о ведении операторами почтовой связи раздельного учета доходов и расходов по оказываемым услугам почтовой связи»  (далее – Порядок (Положение) ведения РУДР).

В соответствии с Порядком (Положением) ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным расходам.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с последующим распределением затрат по видам деятельности и по услугам.

Комиссией проведен анализ данных раздельного учета, финансовой отчетности ГУП «БайконурСвязьИнформ», оборотно-сальдовых ведомостей (далее - ОСВ) по счетам 20, 25, 26, 69, 70, 90 по видам деятельности, исполнение плана финансовой деятельности за 2017-2020 годы.

 

 

 

Таблица 1

Доходы и расходы ГУП «БайконурСвязьИнформ» по данным ОСВ, тыс.руб.

 

Всего по предприятию

в том числе прочие услуги

Доля прочих услуг

2017

Выручка (сч. 90) без НДС

106 275,00

17 773,37

16,7%

Себестоимость , в т.ч.

106 414,65

2 057,99

1,9%

сч. 20

68 696,45

975,73

 

сч. 25

22 877,57

676,06

 

сч. 26

14 840,64

406,20

 

итого косвенные расходы сч.25+сч. 26

37 718,21

1 082,26

2,9%

сч.69, сч.70 в составе сч. 20

38 309,68

884,81

2,3%

отношение косвенных расходов к затратам на персонал

98%

122%

 

2018

Выручка (сч. 90) без НДС

114 622,00

25 094,99

21,9%

Себестоимость , в т.ч.

113 783,32

7 324,06

6,4%

сч. 20

73 401,99

3 878,06

 

сч. 25

25 937,58

2 286,58

 

сч. 26

14 443,75

1 159,41

 

итого косвенные расходы сч.25+сч. 26

40 381,33

3 446,00

8,5%

сч.69, сч.70 в составе сч. 20

42 762,36

3 419,12

8,0%

отношение косвенных расходов к затратам на персонал

94%

101%

 

2019

Выручка (сч. 90) без НДС

103 947,00

26 388,10

25,4%

Себестоимость , в т.ч.

103 134,49

6 154,58

6,0%

сч. 20

67 008,66

3 649,17

 

сч. 25

26 815,63

1 791,14

 

сч. 26

9 310,19

714,27

 

итого косвенные расходы сч.25+сч. 26

36 125,82

2 505,41

6,9%

сч.69, сч.70 в составе сч. 20

41 243,41

3 173,58

7,7%

отношение косвенных расходов к затратам на персонал

88%

79%

 

2020

Выручка (сч. 90) без НДС

100 859,00

28 014,66

27,8%

Себестоимость , в т.ч.

105 393,40

6 157,44

5,8%

сч. 20

69 099,11

3 983,93

 

сч. 25

26 775,46

1 518,37

 

сч. 26

9 518,83

655,15

 

итого косвенные расходы сч.25+сч. 26

36 294,29

2 173,51

6,0%

сч.69, сч.70 в составе сч. 20

42 760,66

3 361,71

7,9%

отношение косвенных расходов к затратам на персонал

85%

65%

 

Комиссией установлено, что в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов, которые соответствуют данным бухгалтерского учета, доходы (без НДС) в целом по прочим услугам (шифр ОПП-8, сч. 90) составляют:

2017 год — 17,77 млн. руб.,

2018 год — 25,09 млн. руб.,

2019 год — 26,39 млн. руб.,

2020 год — 28,01 млн. руб.

Расходы в целом по прочим услугам (шифр ОПП-8, сч. 20, 25, 26) составляют:

2017 год — 2,06 млн. руб.,

2018 год — 7,32 млн. руб.,

2019 год — 6,15 млн. руб.,

2020 год — 6,16 млн. руб.

Доля доходов по прочим видам деятельности в общих доходах составляет: 2017 год – 16,7%, 2018 год – 21,9%, 2019 год – 25,4%, 2020 год – 27,8%.

Доля расходов по прочим видам деятельности в общих расходах составляет: 2017 год – 1,9%, 2018 год – 6,4%, 2019 год – 6%, 2020 год – 5,8%.

Комиссией отмечается увеличение доли доходов по прочим видам деятельности в доходах предприятия и снижение доли расходов по прочим видам деятельности в расходах предприятия.

В целях определения экономически обоснованных затрат на Услугу Комиссией проведен анализ доходов и расходов Общества по прочим услугам и по Услуге за 2017-2020 годы, объемов оказанных Услуг (по договорам), объема фактически понесенных затрат на Услугу, выписки из расчета стоимости дополнительной услуги связи «Предоставление в пользование кабельных каналов связи ГУП «БайконурСвязьИнформ» за 1 канало-км» - Калькуляция.

 

 

Таблица 2

Сравнительный анализ доходов и расходов ГУП «БайконурСвязьИнформ» по прочим услугам и по Услуге

 

 

 

 

тыс.руб.

 

2017

2018

2019

2020

Доходы (без НДС):

 

 

 

 

от прочих услуг (по ОСВ шифр ОПП-8)

17 773,37

25 094,99

26 388,10

28 014,66

от прочих услуг (исполнение бюджета)

12 581,03

12 507,47

13 789,50

15 871,28

от Услуги (по договорам)

6 632,83

7 476,54

8 470,48

8 822,32

Доля доходов от Услуги в доходах от прочих услуг (по ОСВ)

37,32%

29,79%

32,10%

31,49%

Доля доходов от Услуги в доходах от прочих услуг (по исполнению бюджета)

52,72%

59,78%

61,43%

55,59%

Расходы (себестоимость):

 

 

 

 

по прочим услугам (шифр ОПП-8)

2 057,99

7 324,06

6 154,58

6 157,44

по Услуге с учетом фактически понесенных расходов по данным Предприятия и косвенных расходов по Калькуляции

 

9 465,80

9 576,15

9 398,90

по Услуге (Калькуляция)

 

9 633,00

9 633,00

9 863,27

Прямые расходы:

 

 

 

 

по прочим услугам (шифр ОПП-8)

975,73

3 878,06

3 649,17

3 983,93

по Услуге (фактически понесенные по данным предприятия)

3 795,27

4 505,93

4 616,28

4 405,89

по Услуге (Калькуляция)

 

4 673,13

4 673,13

4 870,26

в том числе затраты на персонал

 

 

 

 

по прочим услугам (шифр ОПП-8)

884,81

3 419,11

3 173,58

3 361,71

Доля затрат на персонал в прямых расходах по прочим услугам

90,7%

88,2%

87,0%

84,4%

по Услуге (фактически понесенные по данным предприятия)

3 780,13

4 438,11

4 487,88

4 250,45

по Услуге (Калькуляция)

 

4 508,97

4 508,97

4 539,10

Отношение затрат на персонал по Услуге по Калькуляции к затратам на персонал по прочим услугам

 

132%

142%

135%

Косвенные расходы

 

 

 

 

по прочим услугам (шифр ОПП-8)

1 082,26

3 446,00

2 505,41

2 173,51

по Услуге (Калькуляция)

 

4 959,87

4 959,87

4 993,01

Отношение косвенных расходов к затратам на персонал

 

 

 

 

по прочим услугам (шифр ОПП-8)

122%

101%

79%

65%

по Услуге (Калькуляция)

 

110%

110%

110%

 

Согласно перечню предоставляемых дополнительных услуг связи ГУП «БайконурСвязьИнформ» в состав прочих услуг, относящихся к основному виду деятельности, включено 109 услуг, в том числе Услуга.

Комиссией установлено, что доля доходов от оказания Услуги (по договорам) в доходах от прочих услуг по данным ОСВ составляет: 2017 год - 37,32%, 2018 год - 29,79%, 2019 год - 32,1%, 2020 год - 31,49%.

Доля доходов от оказания Услуги (по договорам) в доходах от прочих услуг по данным исполнения бюджета составляет: 2017 год - 52,72%, 2018 год - 59,78%, 2019 год - 61,43%, 2020 год - 68,49%.

Доля доходов от Услуги в общих доходах ГУП «БайконурСвязьИнформ» по данным ОСВ растет и составляет: 2017 год - 6,24%, 2018 год - 6,52%, 2019 год - 8,15%, 2020 год - 8,75%.

Расходы, связанные с оказанием Услуги, используемые в калькуляции расчета тарифа на Услугу, существенно превышают расходы, отнесенные на Услугу по данным бухгалтерской отчетности (ОСВ): в 2018 году – на 31,5%, в 2019 году – на 56,5%, в 2020 году – 60,2%.

Учитывая, что определение косвенных расходов на услуги в соответствии с Порядком зависит от расходов по статье «затраты на персонал», Комиссией проведен анализ расходов на Услугу по данной статье по Калькуляции и по фактически понесенным расходам, представленным Предприятием, на соответствие данным бухгалтерской отчетности.

Комиссией по результатам сравнительного анализа установлено, что расходы на персонал, задействованный на обслуживание линейно-кабельных сооружений, с учетом фонда оплаты труда, вознаграждения по итогам года и страховых взносов по Калькуляции превышают аналогичные расходы по прочим услугам в целом в 2018 году – на 32%, в 2019 году – на 42%, в 2020 году – 35%.

Расходы на персонал, задействованный на обслуживание линейно-кабельных сооружений, с учетом фонда оплаты труда, вознаграждения по итогам года и страховых взносов, учитываемые в составе Услуги, не могут превышать такие расходы в целом по прочим услугам.

В целях определения размера ФОТ, подлежащего отнесению на Услугу, Комиссией использовалось распределение пропорционально доле выручки от Услуги от общей выручки от прочих услуг (по исполнению бюджета).

Также Комиссией установлено, что ГУП «БайконурСвязьИнформ» при расчете тарифа на Услугу учитывает протяженность кабельных каналов связи в размере 76,07 канало-км, что противоречит акту инвентаризации объектов кабельно-линейных сооружений связи города Байконура от 22.11.2017 № 2-15/8, где протяженность кабельных каналов связи составляет 228,2 канало-км.

Вместе с тем, учитывая, что оплата за оказанную Услугу осуществляется ежемесячно вне зависимости от периодичности проводимых работ, определение тарифа за единицу Услуги из расчета протяженности кабельных каналов связи в 3 раза ниже фактической протяженности является необоснованным.

Комиссией проведен расчет экономически обоснованных расходов, подлежащих включению в тариф на Услугу, а также оценочная калькуляция тарифа на Услугу за 2018-2020 годы.

Сравнительный анализ расходов на единицу Услуги

Таблица 3, тыс.руб.

№ п/п

Элементы затрат

Расчет ЭОЗ Предприятия (по калькуляции)

Расчет ЭОЗ ФАС России (исходя из фактически понесенных расходов)

 

 

2018

2019

2020

2018

2019

2020

1

Прямые расходы, всего

4 673 128

4 673 128

4 870 262

2 728 881

2 666 559

3 153 017

1.1.

Затраты на оплату труда производственного персонала, задействованного на обслуживание ЛКС связи

4 508 972

4 508 972

4 539 097

2 661 064

2 538 165

2 997 570

1.1.1

ФОТ

 

 

 

1 982 649

1 887 065

2 244 975

1.1.2

вознаграждение по итогам года

 

 

 

61 179

62 371

57 306

1.1.3

Страховые взносы 30,2%

 

 

 

617 236

588 730

695 289

1.2

Расходы на бензин АИ 80 на МАВР 48852В

14 301

14 301 

51 589

41 208

77 665

44 679

1.3

Расходы на запчасти

106 799

106 799

235 218

21 209

9 964

18 919

1.4

Расходы на материалы

43 065

43 065

44 357

5 401

40 765

91 849

2

Косвенные расходы

4 959 870

4 959 870

4 993 007

2 512 894

2 223 224

1 905 484

 

ЭОЗ

9 632 998

9 632 998

9 863 269

5 241 775

4 889 783

5 058 502

 

Протяженность кабельных каналов связи, канало-км

76,07

76,07

76,07

228,20

228,20

228,20

 

ЭОЗ на единицу услуги в месяц

10 553

10 553

10 805

1 914

1 786

1 847

 

Рентабельность, %

30

30

30

17,1

17,8

15,1

 

Тариф без НДС

13 718,61

13 718,61

13 938,50

2 241,3

2 103,9

2 125,9

 

Величина косвенных расходов рассчитывалась Комиссией с учетом доли отношения косвенных расходов к затратам на персонал в целом по Обществу.

В качестве показателя рентабельности (норма прибыли) использовалось среднеотраслевое значение по показателю «рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)» (рентабельность по себестоимости включая прочие виды деятельности) для отрасли связи по данным Росстата (за 2018 год такой показатель составляет 17,1%, за 2019 год 17,8%, за 2020 год 15,1%).

Комиссией установлено, что применяемые Обществом тарифы на Услугу превышают оценочные в 6 раз в 2018 году, в 6,5 раз в 2019 году и в 6,6 раз в 2020 году.

Комиссией на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению места в кабельной канализации для размещения линий связи на территории г. Байконура в целях установления доминирующего положения ГУП «БайконурСвязьИнформ».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ГУП «БайконурСвязьИнформ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению места в кабельной канализации для размещения линий связи на территории г. Байконура с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем Комиссией при анализе действий по установлению и применению цен/тарифов применён затратный метод.

Комиссией установлено, что установленный и применяемый ГУП «БайконурСвязьИнформ» тариф на Услугу превышает сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

24.11.2021 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-27/2021 (исх. ФАС России от 26.11.2021 № ПИ/101118/21, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ГУП «БайконурСвязьИнформ» письмами от 10.12.2021 № 01-09/3914 (вх. № 209746-ЭП/21 от 13.12.2021) и от 17.12.2021 № 01-09/4014 (вх. № 214547-ЭП/21 от 20.12.2021) представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении.

Вместе с тем возражения ГУП «БайконурСвязьИнформ» не содержат каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-27/2021.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ГУП «БайконурСвязьИнформ» по установлению с 01.01.2018 цены (тарифов) на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи и ее (их) поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ГУП «БайконурСвязьИнформ» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ГУП «БайконурСвязьИнформ» (ИНН: 9901000362, ОГРН: 1029900507372; адрес регистрации: 468320, город Байконур, пр-кт Академика Королева, д.27а) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-27/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ГУП «БайконурСвязьИнформ» (ИНН: 9901000362, ОГРН: 1029900507372; адрес регистрации: 468320, город Байконур, пр-кт Академика Королева, д.27а) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

П.В. Иванов

 

 

Члены комиссии

 

<...>

 

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БАЙКОНУРСВЯЗЬИНФОРМ"
ИНН 9901000362, ОГРН 1029900507372