Решение №11/118693/22 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-15/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-15/2022

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2022 г.

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-15/2022 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: <....> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-15/2022 по признакам нарушения АО «Севастополь Телеком» (ИНН: 9204569240, ОГРН: 1189204003229; адрес регистрации: 299011, г. Севастополь, ул. Генерала Петрова, д. 15) (далее — АО «Севтелеком», Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в поддержании c 01.01.2020 монопольно высокой цены (тарифа) на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи на территории г. Севастополя (далее — Услуга),

в присутствии на заседании генерального директора ООО «Корад Плюс» <....>, представителя ООО «Корад Плюс» <....>, представителей АО «Севтелеком» <....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «Корад Плюс» по вопросу размера тарифа АО «Севтелеком» на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи на территории г. Севастополя (далее — Услуга), (вх. № 88091-ЭП/22 от 16.05.2022).

Приказом от 15.01.2019 № 9 тарифы на Услугу для юридических лиц с 01.02.2019 установлены в размере 5,09 руб./мес. за 1 канало-метр без НДС.

Комиссия изучив материалы дела, пояснения Ответчика об обоснованности размера тарифов на Услугу, установила следующее.

Согласно позиции Ответчика, представленной письмом от 17.11.2022 № 4120 (вх. № 190632-ЭП/22 от 18.11.2022), дело № 11/01/10-15/2022 подлежит прекращению в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

ФАС России письмом от 03.04.2019 № АГ/26769/19 был направлен запрос информации о размере тарифов на Услугу, документах, которыми такие тарифы утверждены, а также расчетов указанных тарифов.

АО «Севтелеком» письмом от 15.04.2019 № 1146-2-1 направлен ответ на указанный запрос информации.

В этой связи, по мнению Ответчика, сроки давности, установленные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, истекли 15.04.2022.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что нарушением антимонопольного законодательства является установление, поддержание монопольно высокой цены товара (услуги).

Комиссией установлено, что приказ от 15.01.2019 № 9, а также тарифы на Услугу, установленные данным приказом, являются действующими по настоящее время.

Таким образом, АО «Севтелеком» по настоящее время осуществляет поддерживание тарифов на Услугу, установленных приказом от 15.01.2019 № 9.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня окончания нарушения или его обнаружения при длящемся нарушении антимонопольного законодательства.

Пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции установлено, что основанием для возбуждения дела является обнаружение признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Дело № 11/01/10-15/2022 возбуждено приказом ФАС России от 15.09.2022 № 658/22.

Учитывая, что признаки нарушения АО «Севтелеком» антимонопольного законодательства выразились в поддержании тарифов на Услугу, анализируемым является период с 01.01.2020 по настоящее время.

Также в письме от 01.12.2022 № 4348 (вх. № 198828-ЭП/22 от 02.12.2022) АО «Севтелеком» указывает, что Крымским УФАС России рассмотрено обращение ООО «Корад Плюс» от 18.10.2019 № 1018/01 (вх. № Крымского УФАС России 7032с от 18.10.2019), в том числе по вопросу повышения АО «Севтелеком» тарифов на Услугу с 4,07 руб./мес. за 1 канало-метр без НДС до 5,09 руб./мес. за 1 канало-метр без НДС на основании приказа от 15.01.2019 № 9, по результатам рассмотрения которого Крымским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2020 по делу № А83-9397/2020 указанное решение Крымского УФАС России признано законным и обоснованным.

Комиссией установлено, что при рассмотрении обращения ООО «Корад Плюс» от 18.10.2019 № 1018/01 Крымским УФАС России дана оценка обоснованности установления с 01.02.2019 приказом от 15.01.2019 № 9 тарифа на Услугу в размере 5,09 руб./мес. за 1 канало-метр без НДС.

Вместе с тем Комиссией при рассмотрении дела проведена оценка экономической обоснованности поддержания тарифа на Услугу в размере, установленном приказом от 15.01.2019 № 9, в период с 01.01.2020 по настоящее время.

Таким образом, Комиссией в рамках рассмотрения дела № 11/01/10-16/2022 исследовались иные обстоятельства, не рассмотренные ранее Крымским УФАС России.

В целях анализа экономической обоснованности тарифов на Услугу в адрес АО «Севтелеком» был направлен запрос информации от 27.06.2022 № 11/61311/22 (далее — Запрос).

По результатам поступившей от АО «Севтелеком» в ответ на Запрос информации (вх. № 122621-ЭП/22 от 13.07.2022) установлено, что применяемый размер тарифа установлен в соответствии с расчетом стоимости услуги «Использование/бронирование места в каналах кабельной канализации для размещения 1 кабеля (за 1 канало/метр)» (далее — Расчет), подготовленным в 2018 году:

Расчет стоимости услуги «Использование/бронирование места в каналах кабельной канализации для размещения 1 кабеля (за 1 канало/метр)»

п/п

Показатели

Ед. измерения

Значение

1

Протяженность кабельной канализации АО «Севтелеком»

кан/км

2 166,75

2

Протяженность кабельной канализации АО «Севтелеком»

км

887,39

3

Стоимость строительства кабельной канализации АО «Севтелеком» (современный функциональный эквивалент)

тыс. руб.

8 142 629,67

4

Срок полезного использования

мес.

240,00

5

Протяженность кабеля абонентского

км

1 299,10

6

Протяженность кабеля , эксплатируемого АО «Севтелеком»

км

7 725,86

7

Расходы на эксплуатацию, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт ЛКС (ЭКСТОиР ЛКС)

 

 

7.1

Заработная плата на ЭКСТОиР ЛКС, в год

тыс. руб.

3 578,24

7.2

Амортизация, в год

тыс. руб.

407 131,48

7.3

Материалы на ЭКСТОиР ЛКС

тыс. руб.

246,93

7.4

Услуги сторонних организаций на ЭКСТОиР ЛКС

тыс. руб.

178,52

7.5

Общепроизводственные расходы (10,08%)

тыс. руб.

41 442,43

7.6

Общехозяйственные расходы (38,48%)

тыс. руб.

158 204,81

7.7

Итого расходов на ЭКСТОиР, в год

тыс. руб.

610 782,41

7.8

Итого расходов на ЭКСТОиР, в месяц

тыс. руб.

50 898,53

8

Коэффициент инфляции (прогоз)

%

1,04

9

Экономически обоснованные затраты на ЭКСТОиР в месяц с учетом инфляции

тыс.руб.

53 087,17

10

Экономически обоснованные затраты на ЭКСТОиР для размещения 1 кабеля (за канало-метр) в месяц с учетом инфляции

руб.

5,88

11

Норма прибыли

%

25,00

12

Прибыль

руб.

1,47

13

Стоимость услуги «Использование/бронирование места в каналах кабельной канализации для размещения 1 кабеля (за 1 канало-метр)» без НДС

руб.

7,35

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284 (далее - Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В целях оценки экономической обоснованности включаемых в состав тарифа на Услугу затрат, Комиссией проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Севтелеком», по результатам которого установлено следующее.

АО «Севтелеком» является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи на территории города федерального значения Севастополя.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» (далее — Порядок) субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказами Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54 «Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи» (далее – Порядок ведения РУДР) и от 21.03.2006 № 33 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи» (далее – Рекомендации).

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным расходам.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с последующим распределением затрат по видам деятельности и по услугам.

Приказом АО «Севтелеком» от 28.12.2020 № 373 утверждено Положение о порядке ведения раздельного учета расходов, разработанное в соответствии с Порядком и Рекомендациями.

Согласно данным раздельного учета АО «Севтелеком» за 2021 год в состав расходов по производственному процессу «Эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования инфраструктуры ЛКС» включаются:

- оплата труда,

- материальные затраты,

- расходы по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций,

- амортизация (фактические амортизационные отчисления).

Вместе с тем при формировании тарифа на Услугу в Расчете учитываются не фактические амортизационные отчисления (2019 год – 1046,46 тыс. руб.), а расчетная амортизация на стоимость строительства кабельной канализации (407131,48 тыс. руб.) протяженностью 887,39 км (фактической протяженности кабельной канализации за 2019 год).

При этом согласно данным, представленным АО «Севтелеком», мероприятий по строительству новой, реконструкции и (или) модернизации существующей кабельной канализации за период 2020-2022 годы не проводилось, указанные мероприятия инвестиционной программой АО «Севтелеком» на 2020-2022 годы также не предусмотрены.

Таким образом, включение в состав тарифа на Услугу расчетной амортизации на стоимость строительства кабельной канализации противоречит пункту 38 Правил.

Кроме того, АО «Севтелеком» представлены данные об объеме фактически понесенных затрат на эксплуатацию, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования инфраструктуры за 2020-2022 годы.

 

Объем фактически понесенных затрат на эксплуатацию, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования инфраструктуры

 

 

 

 

руб.

Наименование затрат

2020

2021

1 квартал 2022

Амортизация

1 046 459,04

1 046 459,04

261 614,76

Материальные затраты

692 572,03

467 254,75

120 689,09

Расходы по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций

201 247,67

77 419,99

28 750,00

Оплата труда (расчетная сумма — пропорционально фактически отработанному времени работниками в целях данного производственного процесса в соответствии с методикой ведения раздельного учета расходов)

3 315 328,46

4 945 436,74

1 258 934,47

Всего

5 255 607,20

6 536 570,52

1 669 988,32

Далее дополнительные расчеты ФАС России

Затраты в месяц, руб.

437 967,27

544 714,17

556 662,77

Общепроизводственные расходы (10,08%) в месяц, руб.

44 147

54 907

56 112

Общехозяйственные расходы (38,48%) в месяц, руб.

168 530

209 606

214 204

Итого затраты в месяц, руб.

650 644,27

809 227,17

826 978,77

Протяженность каналов в кабельной канализации, кан-км

2 166,94

2 167,59

2 179,48

Затраты в месяц на 1 кан-км канала

300,26

373,33

379,44

 

По результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что фактические затраты АО «Севтелеком» на содержание кабельной канализации значительно ниже расчетных показателей, учтенных в тарифе на Услугу.

Комиссией на основании приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению в пользование места в кабельной канализации на территории г. Севастополя за 2019-2022 годы.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссией установлено, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Севтелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование места в кабельной канализации на территории г. Севастополя с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем Комиссией при анализе действий по установлению и применению цен/тарифов применён затратный метод.

Комиссией установлено, что применяемые АО «Севтелеком» в соответствии с приказом от 15.01.2019 № 9 тарифы на Услугу превышают сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление АО «Севтелеком» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению в пользование места в кабельной канализации на территории г. Севастополя, выразившегося в поддержании в период с 01.01.2020 по настоящее время в соответствии с приказом от 15.01.2019 № 9 монопольно высокой цены на услуги по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для сетей электросвязи, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия АО «Севтелеком» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

07.12.2022 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-15/2022 (исх. ФАС России от 14.12.2022 № 11/112823/22).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Лицами, участвующими в деле, возражений на заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-15/2022 не представлено.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях АО «Севтелеком», выразившихся в поддержании в период с 01.01.2020 по настоящее время в соответствии с приказом от 15.01.2019 № 9 монопольно высокой цены на услуги по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для сетей электросвязи нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия АО «Севтелеком» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать АО «Севастополь Телеком» (ИНН: 9204569240, ОГРН: 1189204003229; адрес регистрации: 299011, г. Севастополь, ул. Генерала Петрова, д. 15) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению места в кабельной канализации для размещения сетей электросвязи.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-15/2022 о нарушении антимонопольного законодательства выдать АО «Севастополь Телеком» (ИНН: 9204569240, ОГРН: 1189204003229; адрес регистрации: 299011, г. Севастополь, ул. Генерала Петрова, д. 15) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны