Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ ООО «ДНС Ритейл» № 1-10-190/00-11-18 от 12 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-190/00-11-18

12 сентября 2019 года

город Москва

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «2» октября 2019 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-190/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 1-10-190/00-11-18 по признакам нарушения ООО «ДНС РИТЕЙЛ» (690068, г. Владивосток, пр-т 100-летия Владивостока, д. 155, корп. 3, офис 5) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высоких цен на DVB-T2 ресиверы (ТВ-приставки приема цифрового телевещания),

в присутствии на заседании в режиме видеоконференцсвязи уполномоченного представителя ООО «ДНС РИТЕЙЛ» <…> (доверенность б/н от 02.07.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985 (далее — Постановление № 985) утверждена Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», к целям и задачам которой относится перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии, реализация запланированных мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое эфирное телерадиовещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране. В соответствии с абзацем 17 Постановления № 985, аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании будет осуществляться до конца 2018 года.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 15 ноября 2018 г. (протокол от 15.11.2018 № 33),
10 декабря 2018 года Минкомсвязи России опубликовала график отключения аналогового телевещания в регионах Российской Федерации:

Пилотный этап отключения 3 декабря 2018 года на территории Тверской области.

Первый этап отключения (I очередь) 11 февраля 2019 года территориях 7 субъектов Российской Федерации (Магаданская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Чеченская Республика).

Второй этап отключения (II очередь) 15 апреля 2019 года на территориях 20 субъектов Российской Федерации (Амурская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Липецкая, Московская, Новгородская, Сахалинская, Тюменская области, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, г. Москва, Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Третий этап отключения (III очередь) 3 июня на территориях 36 субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Еврейская автономная область Иркутская, Калининградская области, Камчатский, Краснодарский, Красноярский края, Ненецкий автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Орловская области, Пермский, Приморский края Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Четвёртый этап отключения (IV очередь) 14 октября на территориях
20 субъектов Российской Федерации (Астраханская, Волгоградская, Вологодская области, г. Санкт-Петербург, Забайкальский край, Калужская, Курская, Ленинградская, Мурманская, Оренбургская, Псковская области, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Крым, Республика Татарстан, Саратовская область, г. Севастополь, Челябинская область).

С 7 декабря 2018 года Тверским УФАС совместно с представителем
ФАС России на территории г. Тверь проводилась проверка
ООО «ДНС РИТЕЙЛ» на предмет соблюдения требований статей 10 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при реализации пользовательского потребительского оборудования - специальных цифровых приставок с тюнером, позволяющим поддерживать европейский стандарт эфирного цифрового телевидения DVB-T2.

В ходе проведения проверки цен реализации устройств, подключаемых к телевизорам, осуществляющих прием цифрового сигнала телевизионных каналов стандарта DVB-T2 и передачу данного сигнала в соответствующем виде телевизору в целях воспроизведения, также именуемых ТВ/цифровыми -приставками, ресиверами, тюнерами и приемниками DVB-T2 (далее — Устройства), было установлено, что на территории Российской Федерации в период с 3 по 7 декабря 2018 по сравнению с июнем 2018 года в магазинах ООО «ДНС РИТЕЙЛ» цена реализации некоторых Устройств стоимостью до 1000 руб. была повышена на 68%, цена реализации некоторых Устройств стоимостью свыше 1000 руб. была повышена на 41%.

Вместе с тем, ФАС России не было выявлено объективных обстоятельств, обуславливающих вышеуказанное повышение цен реализации Устройств в магазинах ООО «ДНС РИТЕЙЛ».

ФАС России был проведен анализ товарного рынка Розничной реализации устройств, предназначенных для получения доступа к просмотру телепрограмм в цифровом формате DVB-Т2.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля объема реализации Устройств ООО «ДНС Ритейл»               (           шт.), ООО «Эльдорадо» (          шт.), ООО «МВМ» (           шт.) из общего количества реализованных Устройств в целом по Российской Федерации всеми региональными сетями и прочими магазинами розничной торговли                     (     шт.) превышает 50%, при этом доля каждого из них более 8%. Относительные размеры долей ООО «ДНС Ритейл», ООО «Эльдорадо», ООО «МВМ» оставались неизменными на протяжении 2018 года.

Информация о цене товара доступна неопределенному кругу лиц (представляется в торговых объектах и на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет).

ФАС России было установлено отсутствие взаимозаменяемости телевизионных приемников, поддерживающих формат DVB-Т2 и цифровых приставок (ресиверов).

По результатам анализа товарного рынка Розничной реализации устройств, предназначенных для получения доступа к просмотру телепрограмм в цифровом формате DVB-Т2 выявлено, что ООО «ДНС Ритейл» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации цифровых приставок (ресиверов) на территории Российской Федерации.

ФАС России в действиях ООО «ДНС РИТЕЙЛ» по повышению на территории Российской Федерации цен реализации некоторых Устройств стоимостью до 1000 руб. на 68% и цен реализации некоторых Устройств стоимостью свыше 1000 руб. на 41% в период с 3 по 7 декабря 2018 по сравнению с июнем 2018 года выявлены признаки нарушения пункта 1
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части установления, поддержания монопольно высокой цены Устройств.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 12.12.2018 № 1746/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 1 10-190/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ДНС РИТЕЙЛ» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказом ФАС России от 24.01.2019 № 74/19 в состав Комиссии по рассмотрению дела № 1 10-190/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства внесены изменения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

Товарный рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов Устройств, условиям обращения Устройств, условиям доступа на товарный рынок Устройств, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, ФАС России не выявлен.

ООО «ДНС Ритейл» предоставил пояснения по вопросу изменения цен, из которых следует, что розничная цена устанавливается с учетом закупочной стоимости и торговой наценки, включающей в себя расчет стоимости издержек по приобретению и реализации товара (расходы на доставку в разные регионы и хранение товара, расходы на содержание витрины, расходы на рекламу, расходы на аренду, заработную плату сотрудников и прочие расходы), с учетом темпов продаж, локальной конъюнктуры рынка, потребительских свойств и качеств товара, покупательской способности в регионе и городе, сезонности и прочего.

Комиссия, изучив материалы дела, пояснения сторон, фактические данные о реализации Устройств, пришла к следующим выводам.

ООО «ДНС Ритейл» осуществляет розничную продажу цифровых ресиверов в 561 городе Российской Федерации. Розничная реализация цифровых приставок осуществляется в более чем 2400 торговых объектах/магазинах.

Ассортимент реализуемых в 2018 году цифровых приставок, представлен 14 марками и 69 моделями. Общий объем проданных ООО «ДНС Ритейл» устройств в 2018 году составил               шт., с января по август 2019 года -              шт.  (увеличение составило 33%).

Комиссия провела комплексную оценку изменения цен по всему продаваемому ассортименту Устройств (марка, модель) в каждом магазине, по городам и по всей территории Российской Федерации.

Комиссией проанализированы максимальные и средневзвешенные цены на цифровые приставки в торговых объектах ООО «ДНС Ритейл» за 2018 год.

 Комиссией выявлено, что максимальные цены на цифровые приставки на территории Российской Федерации в магазинах ООО «ДНС Ритейл», расположенных в различных населённых пунктах, не установлены на одном уровне.

Например, максимальная цена реализации цифровой приставки LUMAX DV-1101HD составила:

в июле 2018 года в городах Тверь, Нижневартовск, Сургут цена составляла – 899 руб.; в г. Челябинск – 850 руб.;

в августе 2018: в г. Тверь, в г. Нижневартовск – 999 руб., г. Сургут – 899 руб.;

в декабре 2018: в г. Тверь, в г. Нижневартовск – 1050 руб., г. Сургут – 1010 руб.

 Максимальная цена реализации цифровой приставки D-COLOR DC921HD составила:

в феврале 2018 года: в г. Батайск – 999 руб., г. Благовещенск – 990 руб., г. Белоярский – 1150 руб., г. Владивосток – 970 руб.,

в апреле 2018 года в г. Батайск – 1199 руб., г. Благовещенск – 1099 руб., г. Белоярский – 1350 руб., г. Владивосток – 1099 руб.,

в декабре 2018 года: в г. Батайск – 1299 руб., г. Благовещенск – 1099 руб., г. Белоярский – 1299 руб., г. Владивосток – 1250 руб.

При этом, отмечается как снижение, так и увеличение цен на отдельные марки и модели Устройств.

Комиссией также установлено, что цены на цифровые приставки в пределах субъекта и/или города могут отличаться в зависимости от категории торгового объекта (магазин, «Технопоинт» (ТП) и др.)

Так, например, цены на цифровую приставку D-COLOR DC921HD в марте 2018 года в розничных магазинах г. Благовещенска и г. Владивосток следующие:

· ДНС Благовещенск Автовокзал SMART МБТ – 830 руб.,

· ДНС, Благовещенск Амурская КБТ– 1199 руб.,

· ДНС, Благовещенск Амурская ТП– 750 руб.,

· ДНС, Благовещенск ТЦ Острова МБТ– 1199 руб.

· ДНС, Владивосток   Гоголя КБТ - 830 руб.,

· ДНС, Владивосток   Спортивная Гипер - 1199 руб.,

· ДНС, Владивосток Бачурин Гипер - 1199 руб.,

· ДНС, Владивосток Галактика ТП - 830 руб.,

· ДНС, Владивосток Калинина КБТ - 1199 руб.,

· ДНС, Владивосток Некрасовская ТП - 750 руб.,

· ДНС, Владивосток Снеговая падь МБТ - 830 руб.,

· ДНС, Владивосток ТЦ Маяк КБТ - 1199 руб.

Из Пояснений ООО «ДНС Ритейл» следует, что цены на Устройства в пределах субъекта и/или города могут отличаться в зависимости от категории торгового объекта. Магазины формата «Технопоинт», как правило, имеют более низкие расходы, связанные с реализацией товара в связи с чем розничная цена в такой торговой точке может быть ниже.

Комиссией выявлено, что в одном городе в разных магазинах на одну и ту же марку, и модель цифровой приставки установлены разные цены в зависимости от типа розничной точки реализации.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что сравнение цен в декабре 2017 года с июнем 2018 года должно производиться по торговым объектам в сопоставимых категориях.

В целях получения аналитических данных, позволяющих оценить уровень изменения цены реализации Устройств ООО «ДНС Ритейл» за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года, Комиссией проводился сравнительный анализ максимальных, минимальных и средневзвешенных цен (фактической средней цены реализации между максимальной ценой и ценой по акции/скидкам, бонусам, взвешенной на объем реализации) по каждой марке и модели, по всей группе товаров (ассортиментному ряду), относящихся к одной товарной группе «Устройства», как в каждом городе, так и в целом по всей территории Российской Федерации.

Комиссией был определен рейтинг наиболее продаваемых моделей Устройств, реализуемых в магазинах ООО «ДНС Ритейл».

Доля продаж наиболее продаваемых моделей в общем объеме продаж в целом по 2018 году составляет 92% (              шт. из           шт.).

Так, в ООО «ДНС Ритейл» наиболее продаваемые в 2018 году следующие модели Устройств, по которым среднегодовое изменение средневзвешенных цен составило за период с января 2018 года по декабрь 2018 года 7,4 %.

  • DEXP HD 2991P –         шт.,
  • DEXP HD 1813P –         шт.,
  • DEXP HD 1810P –         шт.,
  • DEXP HD 1812P –         шт.,
  • DEXP HD 2992P –         шт.,
  • DEXP HD 1702M –        шт.,
  • D-COLOR DC921HD –          шт.,

Например, по цифровым приставкам:

- D-COLOR DC921HD средневзвешенная цена за 2018 год, т.е. фактическая цена реализации составила 1127 руб., которая ниже средней максимальной цены - 1153 руб. в среднем на 2,2 %;

- DEXP HD 2991P средние максимальные цены в среднем за полгода увеличились на 12%;

- DEXP HD 1813P средние максимальные цены и средневзвешенные цены в среднем за год снизились на 1%, средние максимальные и средневзвешенные цены практически одинаковые;

- DEXP HD 1810P средние максимальные цены и средневзвешенные цены в среднем за год увеличились на 4%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными ценами (с учетом акций, скидок) составляет 1,3% (900 руб./888 руб.).

Было установлено, что в ряде случаев цены 2018 года на цифровые приставки находились на уровне декабря 2017 года, в июне 2018 года по сравнению с декабрём 2017 года снижение составило порядка 14 %. Некоторые марки и модели начали продаваться с июня 2018 года, при этом на старте продаж максимальная цена реализации была установлена на уровне нулевой прибыли для оценки ситуации на рынке, далее цена на данные марки и модели цифровых приставок увеличивались с июня по декабрь 2018 года до уровня экономически обоснованных затрат и необходимой нормативной прибыли (8-12%).

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что изменения цен в период с декабря 2017 по декабрь 2018 года не произошло. При этом на отдельные марки и модели цифровых приставок летом 2018 года (июнь, июль месяцы) наблюдалось снижение цен на 5-25%, а к декабрю 2018 года цена вернулась на прежний уровень. В случае, если цифровые приставки продавались с лета 2018 года увеличение цены к декабрю 2018 года обусловлено необходимостью доведения цены до уровня экономически обоснованных затрат и необходимой нормативной прибыли.

Комиссия проанализировала состояние рынка реализации Устройств за период с января 2019 года по август 2019 года.

В январе 2019 года цены на Устройства, продаваемые в сетевых магазинах ответчика не повысились по отношению к декабрю 2018 года, также наблюдается незначительное снижение цен, при этом расширился ассортимент продаваемых Устройств. Расширение ассортимента произошло, в основном, за счет двух наиболее продаваемых ценовых сегментов: до 1000 руб. и от 1000 руб. до 1500 руб., например, за счет следующих марок и моделей: DEXP HD2551Р средняя цена 896 руб., DEXP HD3112M средняя цена 1299 руб., LUMAX DV-1101HD средняя цена 1051 руб., D-Color DC 705 HD средняя цена 1145 руб.

Основываясь на изложенном, Комиссии пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на цифровые приставки в магазинах ООО «ДНС Ритейл» отсутствует.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «ДНС Ритейл» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 1-10-190/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ДНС РИТЕЙЛ» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии                                                         А.Н. Голомолзин

 

Связанные организации

ООО "ДНС-Ритейл"
ИНН 2540167061, ОГРН 1102540008230