Решение №ПИ/43095/21 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-45/2020 от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-45/2020

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России П.В. Иванова; членов Комиссии: <....> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-45/2020, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Кубаньэнерго» (350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2А; ИНН/КПП 2309001660/230901001; ОГРН1022301427268), в настоящее время именуемое ПАО «Россети Кубань» (далее — ПАО «Кубаньэнерго», ПАО «Россети Кубань», Общество), пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи (далее — ВЛ) для размещения оптического кабеля (далее также — доступ к инфраструктуре, услуга по размещению волоконно-оптических линий связи (далее — ВОЛС) на ВЛ), в присутствии на заседании представителей по доверенности ООО «Мультисервис» <....>, <....> и <....>, директора ООО «Радист» <....>, директора АО «Адыгейская телефонная компания» <....>, представителя по доверенности ООО «Югинтерсети» <....>, представителей по доверенности ПАО «Россети Кубань» <....>, представителя по доверенности АО «Управление ВОЛС-ВЛ» <....> и представителя по доверенности ПАО «Россети» <....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244 в Федеральную антимонопольную службу из Адыгейского УФАС России переданы материалы дела № 001/01/10-42/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены на оказание услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

На основании приказа ФАС России от 14.04.2020 № 395/20 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России были приняты к рассмотрению материалы дела № 001/01/10-42/2020, присвоен переданному делу учетный номер 11/01/10-22/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-22/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 30.04.2020 № АГ/37332/20 о назначении дела № 11/01/10-22/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителей: АО «Адыгейская телефонная компания» (385000, г. Майкоп, ул. Пролетарская, 2-в); ООО «Оргтехсервис» (385000, г. Майкоп, ул. Пионерская, 399); ООО «Медиагранд» (385000, г. Майкоп, ул. Курганная, 314); ООО «Белтелеком» (352630, г. Белореченск, ул. Ленина, 50, эт. 1); ООО «Музыкальный Информационный Ресурс» (385000, г. Майкоп, ул. Калинина, 210-Г); ООО «Стройтелеком-Юг» (385000, г. Майкоп, ул. Калинина, 210-А), ответчика: ПАО «Кубаньэнерго».

Комиссией установлено, что ПАО «Кубаньэнерго» на основании приказа от 21.10.2019 № 991 внесены изменения в стоимость дополнительных (нетарифных) услуг в части увеличения стоимости услуг по предоставлению мест креплений на объектах электросетевого хозяйства ПАО «Кубаньэнерго» для размещения оптического кабеля юридических и физических лиц на 1 опору в месяц.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара.

Пунктом 4 Определения о назначении дела № 001/01/10-42/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 21.02.2020 № 637) Адыгейским УФАС России запрошено экономическое, технологическое и иное обоснование повышения стоимости услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

В ответ ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 12.03.2020 № Адэс/119/191 экономического обоснования, а именно расчета (экономически обоснованные затраты и необходимая прибыль) и методики формирования/установления тарифа не представлено. При этом в указанном письме сообщалось, что ПАО «Кубаньэнерго» заключен договор от 14.01.2020 № 407/30-71 с ООО «ДИАЛОГ ЦЕНТР» на проведение мониторинга рынка и экспертизы по экономическому обоснованию стоимости дополнительных услуг по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи.

Таким образом, тариф, установленный не расчетным способом, ориентирован на уровень, указанный в экспертном заключении ООО «ДИАЛОГ ЦЕНТР» от 27.01.2020 № 07.

Действия ПАО «Кубаньэнерго» содержат признаки злоупотребления доминирующим положением, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

Определением от 11.06.2020 № АГ/49791/20 об отложении рассмотрения дела № 11/01/10-22/2020 Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-22/2020 определила считать дело возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «Кубаньэнерго».

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244 в Федеральную антимонопольную службу из Краснодарского УФАС России переданы материалы дела № 023/01/10-67/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в необоснованном установлении цены за размещение 1 места крепления (подвеса) волоконно-оптического кабеля на 1 опоре линий электропередач, принадлежащих ПАО «Кубаньэнерго» на территории Краснодарского края.

На основании приказа ФАС России от 29.05.2020 № 507/20 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России были приняты к рассмотрению материалы дела № 023/01/10-67/2020, присвоен переданному делу учетный номер 11/01/10-45/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 08.06.2020 № АГ/48394/20 о назначении дела № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителей: ООО «Мультисервис» (352800, г. Туапсе, ул. Рабфаковская, д. 7); ПАО «МегаФон» (127006, г. Москва, Оружейный переулок, д. 41); ООО «Радист» (354000, г. Сочи, ул. Московская, д. 20); ООО «Югинтерсети» (350000, г. Краснодар, ул. Покрышкина, д. 14); ЗАО «Туапсе-связь» (352800, г. Туапсе, ул. Звездная, д. 45/47), ответчика: ПАО «Кубаньэнерго».

ПАО «Кубаньэнерго» на основании приказа от 21.10.2019 № 991 внесены изменения в стоимость дополнительных (нетарифных) услуг в части увеличения стоимости услуг по предоставлению мест креплений на объектах электросетевого хозяйства ПАО «Кубаньэнерго» для размещения оптического кабеля юридических и физических лиц на 1 опору в месяц.

Письмом от 01.11.2019 № 27912/6 Краснодарским УФАС России запрошено экономическое, технологическое и иное обоснование повышения стоимости услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

В ответ на указанный запрос информации ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 20.11.2019 № 135-04-570 представило информацию о праве в соответствии со статьей 6 Федерального закона от от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» взимать с организации связи соразмерную плату, при этом экономического, технологического обоснования (расчета) стоимости услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля не представлено.

Таким образом, действия ПАО «Кубаньэнерго» содержат признаки злоупотребления доминирующим положением, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

В ходе рассмотрения дела Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-45/2020 установила в действиях ПАО «Кубаньэнерго» также наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля.

Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-45/2020 определила считать дело возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «Кубаньэнерго».

В деле № 11/01/10-22/2020 и в деле № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства совпадает ответчик — ПАО «Кубаньэнерго», а также обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках рассмотрения указанных дел по существу.

В соответствии с частью 3 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции и определением от 18.06.2020 № АГ/51448/20 об объединении дела № 11/01/10-22/2020 и дела № 11/01/10-45/2020 в одно производство издан приказ ФАС России от 19.06.2020 № 556/20 «О создании Комиссии по рассмотрению объединенного дела о нарушении антимонопольного законодательства», делу присвоен № 11/01/10-45/2020.

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-45/2020 Комиссией установлено следующее.

В соответствии с приложениями № 1, 2 к приказу ПАО «Кубаньэнерго» от 21.10.2019 № 991 стоимость услуг на 2020 год установлена по каждому классу напряжения в месячном исчислении, без НДС.

В соответствии с приложением 2 к приказу ПАО «Кубаньэнерго» от 13.11.2018 № 1167 единичные расценки на 2019 год (стоимость услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля) были установлены в разрезе классов напряжения в годовом исчислении, без НДС.

В целях анализа индекса изменения (количества раз) тарифов, тарифы, действующие в 2019 году, были приведены в сопоставимые условия к 2020 году в месячном исчислении, то есть на 1 опору в месяц (без НДС).

 


 

Как следует из Таблицы 1, тарифы на ВЛ 0,4 кВ, занимающие наибольшую долю в объемах предоставляемых услуг, были увеличены в 10,5 и 14,44 раза в зависимости от ценовой категории.

ПАО «Россети Кубань» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила № 1284).

Пунктом 38 Правил № 1284 установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их части, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил № 1284.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 1284 владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил № 1284;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

На основании действующего законодательства тарифы на использование объектов сопряженной инфраструктуры для размещения оптических кабелей связи должны быть установлены с учетом экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. При этом, экономически обоснованными затратами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок РУДР).

Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

В соответствии с Порядком РУДР показатели раздельного учета соответствуют показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с распределением затрат по видам деятельности.

В соответствии с пунктом 11 Порядка РУДР расходы субъекта естественных монополий, подразделяются на:

- расходы, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), относимые на конкретный вид производимой продукции (работ, услуг) в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее — прямые расходы). Прямые расходы распределяются по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации;

- расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на производство конкретного вида производимой продукции (работ, услуг) и (или) к одному субъекту Российской Федерации (далее — косвенные расходы). Косвенные расходы распределяются по видам деятельности и субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 Порядка РУДР.

ПАО «Россети Кубань» письмом от 31.08.2020 № 119/8-197 был представлен Порядок формирования тарифа за предоставление доступа к инфраструктуре (далее — Порядок формирования тарифа), в соответствии с которым стоимость услуги предоставления доступа к инфраструктуре формируется затратным методом (методом калькулирования цены) на основании карт технологического процесса и расчета затрат на 1 км в год. Единичная расценка определяет стоимость размещения ВОЛС на 1 опору.

Стоимость услуги по размещению ВОЛС на ВЛ определяется отдельно для различных классов напряжения, исходя из оценки размещения ВОЛС на одной опоре в месяц и количества задействованных опор.

Тариф в соответствии с Порядком формирования тарифа включает в себя прямые затраты, накладные расходы и необходимую прибыль.

В соответствии с учетной политикой ПАО «Россети Кубань» для целей бухгалтерского учета расходы делятся на прямые и косвенные (в калькуляции косвенные затраты называются накладными).

По составу затрат косвенные и накладные являются идентичными понятиями и включают в себя обороты по следующим счетам бухгалтерского учета: вспомогательное производство (счет 23), общехозяйственные (счет 25) и общепроизводственные расходы (счет 26). Косвенными затраты называются по отношению к элементам затрат в бухгалтерском учете, а накладными – по отношению к производственному процессу в калькуляции. Понятия «косвенные расходы» и «накладные расходы» далее по тексту будут иметь одинаковое смысловое значение.

При расчете затрат, необходимых для оказания услуги предоставления доступа к инфраструктуре ПАО «Россети Кубань» использует карты технологического процесса, в которой отражены трудоемкость процесса по каждому мероприятию. Далее, при формировании единичной расценки по услуге предоставления доступа к инфраструктуре производится расчет затрат по статьям с учетом трудозатрат, количества выездов на объект и цены за единицу, то есть применяются нормативы.

Распоряжением ПАО «Россети Кубань» от 20.01.2020 №20/1 утверждены карты технологического процесса по проведению осмотра и обследованию предоставленных мест креплений на объектах электросетевого хозяйства филиала ПАО «Россети Кубань» при размещении оптического кабеля юридических и физических лиц на воздушных линиях 0,4-220 кВ (предоставление доступа к инфраструктуре).

Технологические карты сформированы по принципу нормирования затрат, что в том числе подтверждается применением положений таких нормативно-правовых актов, как: «МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», «МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», «МДС 81-25.2004 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве».

Исходя из анализа Порядка формирования тарифа Комиссией установлено, что Общество применяет не затратный метод (фактически понесенных затрат), а нормирование исходя из технологических карт, что противоречит положениям Правил № 1284.

Комиссией проанализирована финансовая отчетность ПАО «Россети Кубань» в целях оценки уровня расходов и доходов, необходимых для производства и реализации услуги за предоставление доступа к инфраструктуре.

Раздельный учет ПАО «Россети Кубань» в соответствии с Порядком распределения доходов и расходов по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации: Краснодарский край и Республика Адыгея, утвержденного приказом ПАО «Россети Кубань» от 30.12.2016 № 1200 (далее – Порядок Общества) ведется по следующим видам деятельности:

- передача электроэнергии;

- технологическое присоединение;

- прочие виды деятельности.

Распределение доходов (выручки) по видам деятельности производится прямым отнесением на основании данных бухгалтерской отчетности.

С учетом правил и принципов, утвержденных Порядком Общества, ПАО «Россети Кубань» формируется отчет о доходах и расходах по видам деятельности (форма 2 бухгалтерской отчетности с расшифровкой строк).

 

Расшифровка строк Отчета о финансовых результатах

 

Таблица 2

 

Наименование услуг

2017

2018

2019

1 полугодие 2020

выручка по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

себестоимость по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

выручка по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

себестоимость по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

выручка по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

себестоимость по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

выручка по видам деятельности (услугам), тыс. руб..

себестоимость по видам деятельности (услугам), тыс. руб.

Услуги по техобслуживанию оборудования

31 850

28 818

29 980

27 156

33 260

29 357

58 950

48 587

Электромонтажные работы

824

795

2 530

2 388

1 637

1 414

 

 

Ремонт электрооборудования

257

223

790

682

 

 

 

 

Электроснабжение потребителей (подключение, отключение)

27 145

976

72 855

2 814

99 889

93 301

 

 

Испытание электрооборудования

704

181

90

74

423

360

 

 

Выдача техусловий и подключение к электроснабжению (кроме техприсоединения)

3 667

5 615

6 217

8 470

7 072

11 234

 

 

Автоуслуги

284

220

37

31

2 496

2 178

 

 

Аренда

14 711

7 339

17 029

8 549

14 906

8 741

26 735

17 221

услуги доступа к инфраструктуре (до 2019 года входят в состав прочих услуг)

 

 

 

 

42 330

36 395

31 444

8 751

Технологическое присоединение

647 952

515 844

602 467

833 487

4 206 154

1 231 482

182 710

403 769

Прочие услуги (до 2019 года входят услуги предоставление доступа к инфраструктуре)

14 070 (в т.ч. 221,8)

4 237

24 293 (в т.ч. 5 189)

53 830

24 598

10 238

10 224

6 079

Транзит электроэнергии

41 485 670

37 671 932

45 583 484

40 465 545

46 515 696

42 302 088

22 630 936

22 306 580

Услуги по организации учета э/э

22 911

19 616

25 337

21 613

29 668

25 253

 

 

подготовка и выдача АРБП

2 982

3 039

 

 

 

 

 

 

Продажа материалов

 

 

35 970

36 753

1 645

1 624

 

 

Инженерно-технические услуги

 

 

 

 

13 291

10 779

 

 

Услуги РДУ

 

 

 

 

105

3

 

 

Выполнение СМР

 

 

 

 

2 911

2 443

67 937

53 385

Консультационные и организационно-технические услуги

 

 

 

 

1 670

1 534

42 875

34 057

Услуги по технич и ремонтно-эксплуатац обслуживанию

 

 

 

 

5 946

5 431

 

 

Всего

42 253 027

38 258 835

46 401 079

41 461 392

51 003 698

43 773 853

23 051 811

22 878 429

прочие нерегулируемые

119 405

71 059

215 128

162 360

281 848

240 284

238 165

168 080

регулируемые

42 133 622

38 187 776

46 185 951

41 299 032

50 721 850

43 533 569

22 813 646

22 710 349

доля услуг по передаче электроэнергии в общ дох/расх

98,18%

98,47%

98,23%

97,57%

91,2%

96,64%

98,17%

97,5%

доля техприсоединения в общ дох/расх

1,53%

1,35%

1,30%

2,01%

8,25%

2,81%

0,79%

1,76%

доля прочих видов деятельности в общ дох/расх

0,28%

0,19%

0,47%

0,42%

0,55%

0,55%

1,03%

0,73%

доля услуг предоставления доступа к инфраструктуре в прочих видах деятельности(нерегулируемые услуги)

0,19%

0,09%

2,36%

6,61%

15,02%

15,15%

13,2%

5,21%

доля услуг предоставления доступа к инфраструктуре в общ дох/расх

0,0005%

0,0002%

0,0112%

0,0277%

0,083%

0,0831%

0,1364%

0,0382%

 

Как следует из Таблицы 2, доля доходов прочих видов деятельности в общих доходах по годам анализируемого периода составляет: 0,28%; 0,47%; 0,55%. Доля расходов по прочим видам деятельности в общих расходах составляет по годам анализируемого периода: 0,19%; 0,42%; 0,55%.

Доля доходов от услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре в прочих видах деятельности по годам анализируемого периода составляет 0,19%; 2,36%; 15,02%. Доля расходов по данной услуге в прочих видах деятельности по годам анализируемого периода составляет: 0,09%; 6,61%; 15,15%.

Доля доходов от услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре в общих доходах в целом по Обществу по годам в анализируемом периоде составляет 0,0005%; 0,0112%; 0,083%. Доля расходов по данной услуге в общих расходах – 0,0002%; 0,028%; 0,083%.

Таким образом, Комиссия, проанализировав динамику изменения показателей доходов и расходов Общества, установила, что показатели 2019 года по доходам и расходам идентичны, что свидетельствует об изменении Обществом подхода к распределению затрат, а именно не по фактически понесенным затратам, а пропорционально выручке в нарушение положений пункта 38 Правил № 1284.

Для определения затрат, относимых на услугу предоставлению инфраструктуры в соответствии с пунктом 38 Правил № 1284, Комиссией проведен анализ расходов Общества.

В соответствии с Порядком Общества, расходы, прямо относящиеся к определенному виду деятельности, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета (счет 20.01.1 «Основное производство», счет 20.01.2 «Прочие услуги», счет 20.01.3 «Технологическое присоединение») и списываются напрямую на соответствующий вид деятельности.

Формирование информации о косвенных расходах ведется на счетах 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» (далее – косвенные расходы).

Часть косвенных расходов списывается по элементам затрат на основании утвержденных калькуляций (на виды деятельности, требующие калькулирования: технологическое присоединение, прочие). Оставшаяся сумма косвенных расходов списывается на «Основное производство».

В соответствии с Порядком Общества в первую очередь списываются расходы по нормативам, остаток расходов — на «Основное производство».

Комиссией проведен анализ величин и долей косвенных расходов в общих расходах по оказываемым видам деятельности, полученных на основании данных из бухгалтерской отчетности ПАО «Россети Кубань» за период с 2018 года по июнь 2020 года: обороты по счетам 20.01.1, 20.01.2, 20.01.3 и расшифровка строки 2120 Отчета о финансовых результатах.


 

Как следует из Таблицы 3, доля косвенных расходов относительно прямых затрат в целом по Обществу в 2019 году составила 31,5% (10 466 904 тыс. руб./33 306 950 тыс. руб.). При этом доля косвенных расходов относительно прямых затрат по услуге по предоставлению доступа к инфраструктуре в 2019 году составила 136% (20 983 тыс. руб./15 409 тыс. руб.).

Учитывая, что первоначальное распределение косвенных затрат осуществляется по нормативам на прочие виды деятельности и только потом остаток косвенных расходов относят на основной вид деятельности, применяемый показатель косвенных расходов на услугу предоставления доступа к инфраструктуре превышает на 36 % показатель прямых расходов, что свидетельствует о необоснованном отнесении косвенных затрат по видам деятельности.

По результатам анализа материалов и сведений, Комиссией установлено, что тарифы на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре, установленные приказом от 21.10.2019 № 991, не установлены расчетным методом на основании фактически понесенных затрат и необходимой прибыли, что подтверждается анализом Порядка формирования тарифа, отчетом о финансовых результатах и бухгалтерской отчетности ввиду применения метода нормирования и подхода к распределению затрат.

С целью определения расчетного оценочного тарифа на услугу по предоставлению инфраструктуры Комиссией расчетным способом на основании данных бухгалтерского учета проведена оценка величины затрат, которые могут быть отнесены на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре в соответствии с пунктом 38 Правил № 1284 по методу экономически обоснованных затрат (далее — ЭОЗ).

Исходя из аналитических данных Таблицы 3, где доля косвенных расходов относительно прямых затрат в целом по Обществу в 2019 году составляла 31,5% (10 466 904 тыс. руб./33 306 950 тыс. руб.), Комиссией был применен показатель 31,5% к прямым затратам, относящимся к услуге по предоставлению доступа к инфраструктуре.

С учетом того, что информация об объемах и доходах ПАО «Россети Кубань» от оказания услуги доступа к инфраструктуре была предоставлена не по всем контрагентам, а только по заявителям по делу № 11/01/10-45/2020, в целях корректного расчета тарифа с использованием метода ЭОЗ, величина расходов, учитываемых при расчете тарифа была определена пропорционально выручке по группе контрагентов.

Таким образом, в целях получения корректных данных, все величины показателей, используемых при расчете тарифа, были приведены в сопоставимые условия.

Расчет тарифа осуществлен на базе фактических расходов 2019 года, скорректированных в части косвенных расходов с учетом вышеуказанных замечаний без разбивки на различные классы напряжения. Тариф был рассчитан как отношение величины затрат за 2019 год, приходящихся на данную услугу к объему оказанных услуг в 2019 году и деленное на 12 месяцев (Таблица 4).


 

Таким образом, тарифы, установленные ПАО «Россети Кубань» на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи превышают расчетный оценочный тариф в зависимости от класса напряжения и ценовой категории от 5 до 30 раз.

При этом Комиссия отмечает, что расчетный оценочный тариф рассчитан исходя из размещения одного крепления на одной опоре. Соответственно, при размещении более, чем одного крепления на одной опоре, расчетный оценочный тариф на по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи применительно к одному креплению следует, по мнению Комиссии, определять пропорционально количеству креплений.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея в целях установления доминирующего положения ПАО «Россети Кубань».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Кубань» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем применён затратный метод.

Комиссией установлено, что изменение расходов, необходимых для производства и реализации товара, не соответствует изменению цены товара, состав продавцов или покупателей товара остался неизменным, условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Россети Кубань» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи, выразившихся в установлении приказом от 21.10.2019 № 991 и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению опор для размещения линий связи, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, считает необходимым квалифицировать действия ПАО «Россети Кубань» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что рассматриваемые действия ПАО «Россети Кубань» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения оптического кабеля, создает дополнительные барьеры для входа для хозяйствующих субъектов на смежных товарных рынках, а именно на рынках услуг связи.

15.09.2020 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-45/2020 (исх. ФАС России от 05.03.2020 № ПИ/16850/21, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО «Россети Кубань» (вх. №№ 48896-ЭП/21 от 26.03.2021, 76468-ЭП/21 от 11.05.2021) и ПАО «Россети» (вх. № 52638/21 от 01.04.2021) представили в возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении.

ПАО «Россети Кубань» и ПАО «Россети» в возражениях на Заключение указывают на отсутствие у ПАО «Россети Кубань» доминирующего положения на товарном рынке услуг по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных линий электропередачи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея в связи с тем, что на территории указанных субъектов услуги по предоставлению доступа как к специальным, так и сопряженным объектам инфраструктуры для размещения сетей электросвязи оказывает большое количество организаций.

Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея установлено, что услуга по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея в связи с технологическими особенностями исследуемого рынка, связанными со стационарностью объектов инфраструктуры, на которых оказываются/приобретаются услуги по размещению оптического кабеля связи на воздушных линиях электропередач ограничена местом расположения опор воздушных линий электропередачи.

Услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных линий электропередач на рассматриваемом товарном рынке в установленных продуктовых (размещение оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи) и географических (в пределах расположения технологической инфраструктуры электросетевого хозяйства ПАО «Россети Кубань», приспособленной для размещения сетей электросвязи, на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея) границах оказывает только ПАО «Россети Кубань».

На основании изложенного, довод ПАО «Россети Кубань» и ПАО «Россети» является несостоятельным, на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Кубань» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея с долей более 50%.

ПАО «Россети» указывает, что Комиссией не проведен сравнительный анализ стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей электросвязи с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем тарифы на услугу по предоставлению опор для размещения линий связи, установленные приказом ПАО «Россети Кубань» от 21.10.2019 № 991, не могут быть признаны монопольно высокими.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

В возражениях ПАО «Россети Кубань» на Заключение указано, что взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и пользователем инфраструктуры носят исключительно гражданско-правовой характер, основанный на свободе договора, и не могут содержать признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 с учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

Таким образом, реализация функций антимонопольного органа по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит применению в случае нарушения соответствующими лицами специальных антимонопольных требований и запретов.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-45/2020, ПАО «Россети» и ПАО «Россети Кубань» не представлено.

Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, приходит к выводу, что цена (тарифы) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, установленная ПАО «Россети Кубань» на основании приказа от 21.10.2019 № 991, является экономически, технологически и иным образом необоснованной.

Дело № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Кубань» было возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации действий ПАО «Россети Кубань» по установлению приказом от 21.10.2019 № 991 цены (тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля и ее (их) поддержанию как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Кубань» по установлению приказом от 21.10.2019 № 991 цены (тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля и ее (их) поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ПАО «Россети Кубань» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Кубань» (350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2А; ИНН/КПП 2309001660/230901001; ОГРН1022301427268) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

  2. Признать ПАО «Россети Кубань» (350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2А; ИНН/КПП 2309001660/230901001; ОГРН1022301427268) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

  3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-45/2020 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ПАО «Россети Кубань» (350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2А; ИНН/КПП 2309001660/230901001; ОГРН1022301427268) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                        ________________ П.В. Иванов

 

 

Члены Комиссии                                        __________________ <....>

 

Связанные организации

ПАО «Кубаньэнерго»
ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268